Библиографический список
1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
2. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
3. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Санкт-Петербург: Ин-т профтехобразования РАО, 1999.
4. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. Москва: Альфа-М; ИНФРА, 2010.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2013. References
1. Skakun V.A. Organizaciya imetodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: FORUM: INFRA-M, 2007.
2. Skakun V.A. Osnovypedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva: FORUM: INFRA-M, 2008.
3. Belyaeva A.P. Metodologiya i teoriya professional'nojpedagogiki. Sankt-Peterburg: In-t proftehobrazovaniya RAO, 1999.
4. Olejnikova O.N. Modul'nye tehnologii: proektirovanie i razrabotka obrazovatel'nyh programm: uchebnoe posobie. Moskva: Al'fa-M; INFRA, 2010.
5. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2013.
Статья поступила в редакцию 28.11.17
УДК 378
Andreichuk N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PRACTICES OF THE USE OF NATURAL AND ARCHITECTURAL LANDSCAPE IN THEATRALIZED REPRESENTATIONS (1917 - 2017). The stages of the development of the practice of performances of theatrical performances on open water areas, natural hills, against the background of urban architectural structures, in the city space in the centenary of the Russian period from 1917 to 2017 are presented. The ways of using different open natural and architectural spaces in the practice of directors of the October and modern times are explored, as well as scenic and directorial discoveries in playing these spaces in accordance with the ideological and thematic designs of the productions. The natural and architectural landscapes are viewed not as a background, but as a meaningful expressive medium of theatrical performances in close connection with the historical memory of the space used. The possibility of using the terrain theme as the leitmotivic scenario-directing theatrical performances is considered.
Key words: scenery of nature, natural amphitheater, theater at a square and water space, theatrical play of the natural and historical landscape, scenic natural construction as an expressive means of direction.
Н. М. Андрейчук, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ЭФФЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО, АРХИТЕКТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА
Представлены этапы развития практики постановок театрализованных представлений на открытых водных пространствах, природных холмах, на фоне городских архитектурных сооружений, в городском пространстве в столетний российский период с 1917 по 2017 год. Исследуются способы использования разных открытых природно-архитектурных пространств в практике режиссёров эпохи Октября и современности, а также сценарно-режиссёрские находки в обыгрывании данных пространств в соответствии идейно-тематическим замыслам постановок. Природный и архитектурный ландшафты рассматриваются не как фон, а как смысловое выразительное средство театрализованных представлений в тесной связи с целенаправленностью социально-педагогического воздействия на основе использования исторической памяти открытого пространства.
Ключевые слова: декорации природы, естественный амфитеатр, театрализованное обыгрывание природного и архитектурно-исторического ландшафта в целях социально-педагогического воздействия, природное и архитектурное пространство как выразительное средство режиссуры.
Праздники и праздничные зрелища на заре становления человеческой культуры проходили в естественных декорациях природы. Прошли века, прежде чем стали строить специальные архитектурные сооружения для массовых зрелищ - амфитеатры, театры, стадионы, цирки и.д. Но и в поздние времена зрелища с использованием природного ландшафта оставались популярны. Так долгое время естественным амфитеатром для древних греков были склоны горы, а древние римляне любили устраивать навмахии (театрализованные военно-морские сражения) на пространствах как искусственных, так и естественных водоёмов. Во времена Возрождения такой опыт продолжался. Так «в 1561-году, скульптор Леон Леони писал Микель-Анджело: «Я занят самым пышным празднеством, какое только осуществлялось за последнее сто лет. В нём участвуют горы, острова, настоящие воды, сражения на суше и на море, с небом, адом и многочисленными постройками в перспективе. Мантуя представляет собой сейчас настоящий хаос, и можно подумать, что я прислан сюда для разрушения. Здесь больше не найти не досок, ни гвоздей, ни крыш, ничего: так много материала я употребляю для этих построек» [1, с. 121]. Позже, к примеру, массовые праздники Великой французской революции конца XVIII века проходили на Марсовом
поле и развалинах Бастилии. И если Марсово поле Парижа использовалось как удобное пространство для создания алтаря Отечества, вокруг которого создавался ритуал революционного празднества, то остатки тюрьмы Бастилии играли символическо-смысловое значение: «Отныне здесь танцуют!» - вот что было начертано на её развалинах, и там танцевали ликующие парижане и омывали свои лица водой льющейся из груди специально сооружённой к празднику женской статуи, символизирующей «Родник Возрождения».
В России последовательно развивал идеи театра на площади и других открытых (в том числе водных) пространствах режиссёр А.Я. Алексеев-Яковлев (конец XIX начало XX века). В эпоху Октябрьской революции сфокусировал внимание на возможностях художественно выразительного использования в объективных реалиях природного, архитектурного и исторического ландшафта при организации агитационно-массовых праздников и представлений А. Пиотровский.
Массовые театрализованные шествия по улицам городов и зрелища на их площадях популярны во всём мире и сегодня, традиционно они проходят и в России, однако места их проведения традиционны, постоянны, и проводятся они чаще без целенаправленного учёта исторической памяти и особенностей
выбранного пространства для действа. То есть, если бы иное массовое зрелищное действо поменяло бы случайно свой адрес, то никакого изменения бы в его идейной содержательности не произошло. Всевозможные свето-звуковые шоу современности создают впечатляющие эффекты, но без смыслового обыгрывания деталей выбранного пространства они теряют возможность создания атмосферы уникальной неповторимости действа и непосредственной консолидации людей здесь и сейчас, в живой сегодняшней жизни, в связующей нити времён существования этого пространства. Для современных людей, которые в основном живут в мире опосредованного общения, предельная конкретизация действа и его ощутимая реальность, являются дефицитом и поэтому способны производить более мощное и запоминающие впечатления, чем более привычные для них технологические эффекты. Кроме того, акцент на использовании природного, архитектурного и исторического ландшафта в постановке театрализованных представлений очень важен в свете нарастающей тенденции в осмыслении культурных ценностей отдельных регионов России, поиском ими своего неповторимого лица. В этом контексте изучение опыта работа предшественников этого направления зрелищных форм является насущной необходимостью. И этот опыт богат.
Одним из первых сфокусировал внимание на возможностях художественно-выразительного использования объективных реалий природного, архитектурного и исторического ландшафта при организации массовых праздников и представлений А. Пиотровский в эпоху Октябрьской революции. Эти возможности широко и успешно использовали постановщики, сценаристы и художники-оформители массовых празднеств той эпохи. Самыми известными примерами подобного рода постановок являются массовые театрализованные представления в Петрограде 20-х годов на ступенях здания Фондовой биржи («Мистерия освобождённого труда», «Торжество коммуны») и на Дворцовой площади («Взятие Зимнего Дворца»). Так в празднике, посвя-щённом трёхлетию Октябрьской революции, был задействован весь архитектурный ансамбль Дворцовой площади, где Зимний дворец стал символом царизма, а за его стенами на водном пространстве Невы находился крейсер Аврора - символ восставшего народа. Сигналом к штурму прозвучал сигнал с крейсера Авроры, Представление начиналось в позднее вечернее время. Когда действие переключилось на «штурм» дворца, одновременно вспыхнули светом окна его второго этажа, и за спущенными белыми шторами этих окон начался знаменитый «Силуэтный бой». Зрители наблюдали в огромных окнах теневой театр-пантомиму боя красногвардейцев с белой контрой, и когда первые побеждали, окна меняли белый цвет на красный, а прожектора с Авроры и площади соединяли лучи прожекторов на красном флаге, развивающимся на крыше здания символа царской власти. В сценарно-режиссёрском решении были умело смыслово обыграны и Арка здания Главного штаба, и Александровская колонна, и ворота дворца и даже ряд деревьев. Данная постановка (главный режиссёр Н.Евреинов) способствовала формированию у населения легенды о «Взятии Зимнего».
Менее известны другие массовые театрализованные представления того времени с активным использованием выразительных возможностей ландшафта. В частности, режиссёр С.Радлов поставил пропагандистскую постановку «Блокада России» с использованием ландшафта озера на Каменном острове Петрограда. Озеро в дачной зоне города имело пологие берега, которые были использованы в качестве зрительских мест, а сценой стал берёзовый остров в центре водоёма, соединённый с берегом горбатым мостиком. Представление шло во время белых ночей. Остров символизировал страну Советов, на которую напали коварные империалисты. Режиссёр осуществил постановку столкновения двух лодочных эскадр, в финале которого в честь ознаменования победы советских людей и остров и его берега раскрашиваются полотнищами красных знамён, так, что зрители неожиданно оказываются закольцованными в двух красных окружностях. Неожиданно, поскольку, по свидетельству художницы представления В. Ходасевич, в кустах за спинами зрителей до времени были «законспирированы» 750 человек знаменосов-цев. Апофеозом был парад «победителей» на лодках с яркими парусами в костюмах представителей разных национальностей и фейерверк. Спектакль-представление состоял из трёх отделений: «Интервенция Антанты», «Нашествие Польши», «Торжество всемирного Интернационала» [2].
Сценарист А. Пиотровский, впервые попытавшийся теоретически осмыслить накопленный практический опыт таких постановок, и обративший внимание на необходимость не только использовать в них природный и архитектурный ландшафты, но и их историческую память, именно на этом принципе построил свой сценарий к десятилетию Октября. Это сценарий грандиозного представления строился на охвате предстоящим действом огромной территории акватории Невы в Ленинграде, окружённой мостами и величественными зданиями - историческими символами - Петропавловской крепостью (тюрьма и оплот угнетателей), Зимним дворцом (гнездо монархии) и заводскими трубами Монетного двора (символ подневольного рабочего труда). Зимний дворец, точнее его балкон над Иорданским входом стал режиссёрской площадкой, с которой просматривалось всё огромное по ширине пространство Невы и те два архитектурных сооружения на противостоянии которых строилось представление - Петропавловской крепости (как символа тюремных застенков и оплота угнетателей трудового народа) и Монетного двора (как символа рабочего класса). Режиссёрами постановки стали Н. Петров, С.Радлов и В.Соловьёв. Петропавловка освещалась белым светом, а Монетный двор красным. В соответствии с действием они поочерёдно погружались во тьму. Праздник начинался в 21.00. с залпа крепостных пушек. В процессе представления использовались пушки, на бастионах Петропавловской крепости, куранты и колокола её Петропавловского собора, шпиль собора с венчающим его ангелом, стены крепости и заводские гудки Монетного двора. Когда на стенах крепости в праздничной иллюминации «жировало» дворянство, зазвучали тревожно-угрожающие заводские гудки.
«Несколько раз образ «Крепости» сменялся образом «Монетного», но побеждала в итоге «Крепость». На фоне сверкающего царственного величия из-за затона Монетного двора медленно выплывали баржи с виселицами. Белый свет на крепости постепенно затухал, вспыхивали транспаранты окон казематов и к похоронному маршу прибавлялся звук кандалов» [3, с. 198 -200]. Затем было взятие крепости, к которой на шлюпках устремлялись 1200 краснофлотцев с факелами, корона с двуглавым орлом падала со стены, и крепость озарялась победным красным цветом.
Впоследствии, практика использования архитектурно-природного ландшафта в режиссуре массовых театрализованных представлений в нашей стране развивалась, опираясь на опыт предшественников. Это и знаменитый праздник-карнавал на акватории Москва-реки в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, это свето-звуковые спектакли в музейных архитектурных комплексах Пскова и Казани, это знаменитый праздник «Алые паруса» на пространстве Невы, это театрализованные постановки реконструкций исторических событий, «Шукшинские чтения» на горе Пикет у берегов Катуни и т. д.
Исторические, природные и архитектурные места, где регулярно проходят массовые праздники и театрализованные представления существуют по всей России, но их предоставляет сама жизнь, а вот найти неожиданную «зацепку» в этом плане для творческого замысла должен искать режиссёр. И таких «зацепок» в практике современной режиссуры массовых празднеств накоплено немало, однако эта практика, к сожалению, целенаправленно не изучается, и её опыт не обобщается и не распространяется, тогда как, именно на этом пути могут быть выстроены перспективы общения масс в торжественные объединяющие дни празднеств, поскольку праздник по своей природе требует раскрытия темы не «вообще», а в максимальной приближенности её к жизни конкретной реальной общности. Празднуемое событие должно происходить здесь и сейчас, создавая не иллюзию жизни, не её опосредованное восприятие, а её реальное приподнятое продолжение.
Массовые театрализованные праздники и зрелища по своей природе «уличные», они пронизывают всю историю культуры человечества, ярко выражают её сегодня и будут существовать всегда. Профессионалам в сфере праздничной культуры, чтобы искать новые пути социально-педагогического воздействия, новые способы выражений эмоций массовой мировоззренческой солидарности следует изучать опыт предшественников в использовании природно-архитектурного пространства как мощного выразительного средства режиссуры театрализованных представлений.
Библиографический список
1. Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: в 2 т. Москва, 1991; Т. 2.
2. Ходасевич В.М. Портреты словами. Очерки. Москва, 1995.
3. Петров Н.В. 50 и 500. Москва, 1960.
References
1. Annenkov Yu. Dnevnik moih vstrech: Cikl tragedij: v 2 t. Moskva, 1991; T. 2.
2. Hodasevich V.M. Portrety slovami. Ocherki. Moskva, 1995.
3. Petrov N.V. 50 i 500. Moskva, 1960.
Статья поступила в редакцию 25.09.17
УДК 371
Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH IN THE LEARNING PROCESS OF CHILDREN OF PRIMARY CLASSES. In the article the authors study features of the development of the systemic-activity approach in the learning process of primary school students. The work shows the necessity of activity in children of primary school age in educational institutions, which should be implemented using a specific system. The author points out that the Federal state educational standard of general primary education captures not only new results of education, but the requirements for these results. They are not limited only to substantive results as in Thun-ovska approach, as they are joined by other meta-subject and personal results. System-activity approach ensures the achievement of planned results development of the basic primary education program of general education and provides the basis for successful mastering of self studying new knowledge, skills, competencies, types and methods of work.
Key words: system-active approach, young learners, system, operation, transformation, change, teaching, content, integrity, unity.
Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В статье раскрываются особенности развития системно-деятельностного подхода в процессе обучения учащихся начальных классов. Обоснована необходимость осуществления деятельности у детей младшего школьного возраста в образовательных организациях, которые должны реализоваться с помощью определенной системы. Авторы указывают в статье на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования фиксирует не только новые результаты образования, но и требования к этим результатам. Они не ограничиваются только предметными результатами как при ЗУНовском подходе, так как к ним присоединяются еще метапредметные и личностные результаты.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, младшие школьники, система, деятельность, преобразование, изменение, учение, содержание, целостность, единство.
Сегодня общество характеризуется коренными изменениями в различной сфере жизни людей, которые ведут к трансформации сложившихся общественных отношений, взглядов и поведения личности, и открывают возможности для переосмысления нравственных ценностей, жизненных ориентиров, межличностных отношений, которые существовали ранее, выдвижению новых проблем и поиску их решений.
Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и они, естественно, организуются и реализуются с помощью определенной системы.
Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей среде, содержание которой составляет его целесообразное преобразование.
Благодаря исследованиям отечественных философов, педагогов и психологов термин «системно-деятельностный подход» чаще стал использоваться по отношению к учениям через деятельность [1]. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Отсюда следует, что личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной деятельности. Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть учебную задачу с различных сторон, проанализировать
множество его решений, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Системно-деятельностный подход даёт возможность воплотить принцип системности на практике.
Основная задача системно-деятельностного подхода заключается в том, что основной результат образования - это способность и готовность учащегося к результативной и продуктивной деятельности в разных социально-значимых ситуациях.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с окружающей действительностью, он строит сам себя. Активно действуя в окружающем мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его самоактуализация и саморазвитие. Главным фактором развития является учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности младшего школьника.
Идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся начальных классов «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя начальных классов при изложении нового учебного материала заключается не в том, чтобы доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать активную познавательную и исследовательскую работу младших школьников, чтобы они сами догадались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо