Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театрализованная деятельность / диалогическое общение / речевые нарушения / навыки / дошкольники. / theatrical activity / dialogic communication / speech disorders / skills / preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема развития диалогического общения у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Теоретический анализ научных источников позволяет автору доказать особую значимость театрализованной деятельности и обосновать важность ее использования в качестве средства преодоления трудностей коммуникации у данной категории дошкольников. Автором выделены этапы логопедической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATERIZED ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING DIALOGICAL COMMUNICATION SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The article deals with the actual problem of the dialogic communication development in older preschoolers with speech disorders. The theoretical analysis of scientific sources allows the author to prove special significance of theatrical activity and substantiate importance of its use as a means of overcoming communication difficulties in this category of preschoolers. The author singled out the speech therapy work’s stages.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376.3+373.24

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Касаткина Наталья Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «НГПУ», магистрант 2 курса, магистерская программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи»; МКДОУ ЦРР детский сад № 504, учитель-логопед, nat.casatcina@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития диалогического общения у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Теоретический анализ научных источников позволяет автору доказать особую значимость театрализованной деятельности и обосновать важность ее использования в качестве средства преодоления трудностей коммуникации у данной категории дошкольников. Автором выделены этапы логопедической работы.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, диалогическое общение, речевые нарушения, навыки, дошкольники.

THEATERIZED ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING DIALOGICAL COMMUNICATION SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH

SPEECH DISORDERS

Kasatkina Natalya Sergeevna.

Russia, Novosibirsk, FGBEI HE "NSPU", th 2nd year undergraduate, master's program "Correctional and pedagogical support for the education and upbringing of children with hearing and speech impairments"; Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 504, Speech Therapist, nat.casatcina@yanlex.ru.

Abstract. The article deals with the actual problem of the dialogic communication development in older preschoolers with speech disorders. The theoretical analysis of scientific sources allows the author to prove special significance of theatrical activity and substantiate importance of its use as a means of overcoming communication difficulties in this category of preschoolers. The author singled out the speech therapy work's stages.

Key words: theatrical activity, dialogic communication, speech disorders, skills, preschoolers.

Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) традиционно рассматривается в контексте Овладения ими устной

связной речью. Данная проблема является одной из наиболее актуальных, широко обсуждаемых в логопедической теории и практике. В работах исследователей отмечается, что большое внимание следует уделяеть процессу изучения средств языка, относящихся к категории лексических, фонетических, грамматических, неполноценность которых затрудняет процесс построения диалогического общения, обусловливает отсутствие экспрессивно окрашенной лексики и междометий, нарушения логической организации высказываний, их малый объём, лексико-грамматические ошибки, а также препятствует чистоте, точности высказываний.

Диалогическое общение считается целостным коммуникативным процессом между общающимися людьми. Особенностью речевого взаимодействия предстают смысловые позиции, которые дополняют друг друга таким образом, что между собеседниками возникает полное взаимопонимание -диалог. Анализ литературы позволил сделать вывод: диалог - это сложная форма общественного взаимодействия двух или более лиц. Обдумывание и интерпретация новых (ответных) реплик одного из участника диалога происходит в процессе восприятия чужой речи.

Недоразвитие связной речи у детей с ОНР является одной из главных причин развития умений и навыков обмена мыслями, чувствами между партнерами - построения диалогического общения. Следовательно, дети с речевыми нарушениями должны овладевать речевым сотрудничеством, уметь проявлять свою самодостаточность и индивидуальность в процессе взаимодействия с собеседником, учитывая его готовность к коммуникации. Это позволит ребёнку проявить свой вербальный потенциал в ходе общения. Для того чтобы ребенок принимал активное участие в диалоге со сверстниками и взрослыми, В.К. Воробьева рекомендует развивать следующие умения:

- слушать и понимать смысл сказанного собеседником;

- грамотно озвучивать собственные мысли, исходя из темы диалога;

- грамотно использовать основные средства языка;

- следовать за мыслью собеседника и отвечать согласно предложенным вопросам;

- поддерживать заданному эмоциональному тону разговора, следовать ему;

- слушать свою речь и речь собеседника с целью контроля ее нормативности и в случае необходимости вносит коррективы [2].

Л.С. Выготский утверждает, что диалог представляет собой естественную среду, в которой формируется личность. Ученый отмечал, что для участия в диалоге у ребенка должны быть сформированы следующие умения:

- слушать и понимать сказанное собеседником, правильно истолковывая его мысли;

- грамотно и сообразно теме диалога формулировать вопрос собеседнику и ответное суждение;

- поддерживать эмоциональный тон разговора;

- вносить изменения в процессе общения в случае необходимости [4].

42

Учителями начальных классов замечено, что, к сожалению, большинство детей, поступивших в школу, не владеет навыками диалога. У учеников присутствует недоразвитие диалогической речи, что мешает им полноценно общаться и взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми. Для того, чтобы у дошкольников с ОНР не возникало стойких трудностей в овладении диалогической речью, необходимо создать специальные условия, речевую среду для совместного взаимодействия с педагогами ДОУ, то есть должно быть постоянное активное диалогическое общение в игровой, познавательной и развивающей деятельности.

Анализ специальной и методической литературы позволил сделать вывод, что театрализованная деятельность может выступать в виде эффективного средства и способствовать развитию у старших дошкольников с ОНР не только диалогической речи, но и освоению ими речевой культуры в целом. Более того, театрализованная деятельность, прежде всего, понятный, доступный, интересный и творческий вид деятельности, в который вовлекается ребенок. Благодаря активному использованию в работе с детьми с ОНР театрализации будет обогащаться словарный запас, активизироваться речевой аппарат, формироваться способность продуцировать реплики с ориентацией на партнёра по совместной деятельности.

Театрализованная деятельность многогранна и включает игры-драматизации, импровизации, теневой театр и др. Кроме того, она может быть тесно связана с иными, смежными видами деятельности, включая:

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихов;

- беседы;

- слушание и последующее обсуждение музыкальных произведений;

- просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов, сказок;

- рассматривание и словесное иллюстрирование картинок к сказкам;

- пересказ знакомых сказок с использованием фланелеграфа [5].

Это говорит о том, что театрализованная деятельность обеспечивает дошкольнику с ОНР возможность научиться передавать свои эмоции, в том числе публично, используя различные выразительные средства (мимику, жесты, пантомимику), а также моделировать образы героев (сказочных, мультипликационных). Тем самым формируется умение высказываться выразительно, что необходимо как для последующего успешного школьного обучения, так и для повседневной жизненной практики.

В.К. Воробьева предлагает при организации театрализованной деятельности в ДОУ:

- использовать разнообразную тематику произведений;

- обеспечивать ежедневное включение театрализации и ее элементов во все формы педагогического взаимодействия (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры);

- осуществлять поддержку активности детей во время подготовки и проведения игр;

- содействовать взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [2].

Н.А. Воробьева и С.В. Обоева формулируют правила драматизации, на которые обращают внимание и рекомендуют использовать в процессе организации работы.

1. Правило индивидуальности (герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком).

2. Правило всеобщего участия (в драматизации участвуют все дети).

3. Правило свободы выбора (каждый ребенок проигрывает все роли, которые он хочет).

4. Правило помогающих вопросов (Что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это?).

5. Правило обратной связи (обсуждение инсценировок).

6. Правило использования атрибутики (элементы костюмов, маски, декорации, помогающие погрузиться в сказочный мир).

7. Правило мудрого руководителя [3].

Для успешного проведения театрализованных занятий Л.П. Бочкарева обосновывает значимость включения разнообразных видов деятельности:

- ритмопластики;

- игр и упражнений на развитие культуры речи, речевого дыхания, артикуляционного аппарата;

- выполнение упражнений на подбор лексических средств, построение фраз, связанных с профессиональной терминологией театрального искусства;

- знакомство с произведением; разучиванием ролей [1].

Э.Г. Чурилова предлагает следующую регламентацию занятий. Занятия надо проводить в просторном и регулярно проветриваемом помещении с использованием больших модулей, с большим ассортиментом музыкальных инструментов и аудиотехники. Педагог задаёт тон театрализованной игре с постепенным вовлечением в неё детей. Затем он включает небольшие упражнения и игры, в которых становится партнером, а уже ребенку предлагает взять на себя организационную роль. В старших группах педагог побуждает детей с речевыми нарушениями к самостоятельности в выборе сюжета и его проигрывании, минимизируя свое руководящее участие [6].

Для лучшего запоминания детьми последовательности событий произведения и образов персонажей целесообразно включать художественно-эстетическую деятельность (лепку, аппликацию, рисование, конструирование).

Логопедическая работа по развитию навыков диалогического общения состоит из четырех этапов.

I этап вводный. Он включает изучение психолого-педагогической, методической и художественной литературы; подбор сценариев сказок, сценок, мини-этюдов; чтение сказок, загадок, скороговорок. Также предусматривается организация прослушивания аудиозаписей, просмотр видеофильмов, мультфильмов; настольно-печатных и дидактических игр.

II этап подготовительный. Проводится работа с детьми по составлению литературных композиций по мотивам знакомых сказок, разработка сценариев. Одно из важных мест на этом этапе занимает изготовление атрибутов, декораций, билетов, программок, афиш и привлечение к данному виду деятельности родителей. В ходе данного этапа работы активизируется словарь детей. Они овладевают такими понятиями как «режиссер», «актер», «сцена», «декорации» и др.

III этап основной. Репетируются и разыгрываются спектакли по специально подобранным либо разработанным сценариям. Расширяется и активизируется работа по формированию выразительности речи, а также невербальных средств коммуникации, 8широко применяемых в диалоге.

IV этап заключительный. Особое внимание уделяется тому, чтобы учить детей использовать усвоенные умения и навыки без подсказок и помощи взрослого, передавая художественный образ с учётом выбранного персонажа. Идет активный показ театральных постановок.

В процессе реализации данных этапов решаются следующие задачи. Обучающие:

- знакомить с различными видами театра и театральными жанрами;

- обогащать и активизировать словарь;

- формировать грамматический строй и обогащать культуру речи;

- учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

Развивающие:

- развивать внимание, мышление, воображение, фантазию;

- развить невербальное общение (интонацию, мимику, пантомимику);

- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека;

- развивать готовность к диалогическому взаимодействию с учётом ситуации общения и состава партнёров по коммуникации;

- развивать игровые умения и навыки. Воспитательные:

- воспитывать гуманные чувства;

- воспитывать умения устанавливать и поддерживать контакты [5]. Таким образом, участие детей старшего дошкольного возраста с речевыми

нарушениями в театрализованной деятельности окажет положительное влияние на развитие навыков диалогического общения, способности к конструктивному взаимодействию, умений планировать высказывания и корректно адресовать их собеседникам.

Библиографический список.

1. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. -Ульяновск, ИПКПРО, 2013. - 176 с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. - Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.

3. Воробьева Н.А., Обоева С.В. Теоретические основы дошкольного образования. - Москва: Академия, 2022. - 208 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человек. - Москва: Смысл; Эксмо, 2004. - 512 с.

5. Касаткина Н.С., Воробьева Е.А., Констанц Н.В. Социально-развивающий проект «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности» // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 ноября 2020 г.) / отв. ред. Н.А. Одинокова. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ 11111ИСР», 2021. - С. 46-57.

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

УДК 376+373.3

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ

УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Косарева Мария Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, Муниципальное казенное образовательное учреждение г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 14», тьютор, matrechka84@mail.ru.

Аннотация. Автор статьи на примере проекта описывает решение задач эмоционального общения и взаимодействия в семьях младших школьников с нарушением интеллекта. Освещается вопрос знакомства детей с нарушением интеллекта с эмоциями, представлен материал, как идет процесс обучения дифференцировки эмоций, как выражать свои эмоции в творчестве. Представлены этапы проекта и его результат.

Ключевые слова: эмоции, коммуникация, взаимодействие, семья, нарушение интеллекта, младший школьник.

SKILL DEVELOPMENT OF EMOTIONS RECOGNITION IN THE PROCESS OF COMMUNICATION AND INTERACTION IN PUPIL'S FAMILY OF THE 1st FORM WITH INTELLIGENCE DISTURBANCES

Kosareva Maria Sergeevna

Russia, Novosibirsk, Municipal State Educational Institution of Novosibirsk "Special (correctional) School No. 14", Tutor, matrechka84@mail.ru.

Abstract. The author of the article describes the solution of the emotional communication problems and interaction in the families of younger schoolchildren with intellectual disabilities, using the project as an example. The issue of introducing children with intellectual disabilities to emotions is highlighted, material is presented, and the process of learning the emotional differentiation is going on, as well as how to express their emotions in creativity. The stages of the project and its result are presented.

Key words: emotions, communication, interaction, family, intellectual disability, junior schoolchild.

Взаимоотношения в семье имеют важное значение в социализации ребенка. Для детей с тотальным недоразвитием семья играет важную роль в социализации и адаптации в обществе. Через родителей и близких умственно отсталые дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для того, чтобы контакт с миром был адекватным, необходимо наладить взаимодействие между ребенком и его близкими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.