Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА'

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность педагога-дефектолога / театрализованная деятельность / студенческий театр-студия / professional competence of a teacher-defectologist / theatrical activity / student theater-studio

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Людмила Анатольевна, Петрова Людмила Викторовна

Статья является результатом поиска новых возможностей в формировании профессиональной компетентности педагога-дефектолога. В этой связи рассмотрен потенциал любительской театрализованной деятельности в современной системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по профилю «Олигофренопедагогика», в рамках театра-студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Людмила Анатольевна, Петрова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is the result of a search for new opportunities in the formation of the professional competence of a teacher-defectologist. In this regard, the potential of amateur theatrical activity in the modern system of professional training of students studying in the field of "Oligofrenopedagogy" within the theater-studio is considered.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА»

Рассмотрим, как, например, при решении задач на корреляционный и регрессионный анализ, который часто используется при изучении массовых явлений в физической культуре, педагогике и медицине для выявления взаимосвязи между параметрами, получения математических моделей процессов на основе экспериментально полученных результатов, можно развивать культуру научного исследования.

Проведение корреляционного и регрессионного анализа можно рассматривать как небольшую научно-исследовательскую работу, цель которой - выявить корреляционную связь, а также получить уравнения регрессии, позволяющие сделать прогноз событий.

Для достижения этой цели формулируются задачи исследования:

- построение поля корреляции, по которому проводится предварительным анализ формы, направления и силы корреляционной связи между параметрами;

- вычисление выборочного коэффициента корреляции;

- проверка статистической значимости (критерий Стьюдента) выборочного коэффициента корреляции с окончательным выводом о силе корреляционной связи;

- вычисление выборочных коэффициентов линейных уравнений регрессий с проверкой их значимости;

- вычисление прогнозируемых результатов (например, соревновательного упражнения и теста).

Методы исследования - это методы математической статистики.

В качестве программного средства может быть использован Excel, LibreOfficeCalc или какая-либо специальная статистическая программа, например, STATISTICA. При работе в Excel и LibreOfficeCalc. можно использовать встроенные статистические функции:

- Мастер диаграмм для построения поля корреляции и линий регрессии как линий тренда;

- КОРРЕЛ для вычисления выборочного коэффициента корреляции;

- НАКЛОН, ОТРЕЗОК для вычисления выборочных коэффициентов линейных уравнений регрессий;

- ПРЕДСКАЗ для вычисления прогнозируемых результатов.

Результаты исследования оформляются в виде таблицы, а также формулируются выводы. Выводы должны быть обоснованные, состоять из трех частей:

- по статистически значимому коэффициенту корреляции устанавливается направление и сила связи между параметрами;

- записываются уравнения регрессий;

- приводятся вычисленные прогнозируемые параметры.

Таким образом, составляется отчет по лабораторной работе как о научно-исследовательской работе и оформляется по требованиям стандарта оформления научно-исследовательской работы с правильным оформлением таблиц, рисунков, формул, списка литературы.

Кроме этого, аспиранты составляют презентацию и докладывают результаты исследовательской работы.

Выводы. Таким образом, культуру научного исследования можно рассматривать как культуру научного труда. При изучении информационных технологий, в частности, компьютерной обработки экспериментальных данных, можно и нужно обращать внимание аспирантов на культуру научного исследования на таких этапах, как постановка цели и задач исследования, выбор методов и программного обеспечения, анализ результатов и формулировка выводов, а также оформление и представление результатов исследования.

Литература:

1. Круглова, Е.С. Формирование научно-исследовательской компетенции при обучении статистической обработке экспериментальных данных / Е.С. Круглова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов:-Ялта: РИОГПА, 2020,-Вып. 68. -Ч. 3. - С. 152-156

2. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - Т. 1: А-К. - 440 с.

3. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь / Е.А. Шашенкова. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры олигофренопедагогики Кузнецова Людмила Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры олигофренопедагогики Петрова Людмила Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. Статья является результатом поиска новых возможностей в формировании профессиональной компетентности педагога-дефектолога. В этой связи рассмотрен потенциал любительской театрализованной деятельности в современной системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по профилю «Олигофренопедагогика», в рамках театра-студии.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога-дефектолога, театрализованная деятельность, студенческий театр-студия.

Annotation. The article is the result of a search for new opportunities in the formation of the professional competence of a teacher-defectologist. In this regard, the potential of amateur theatrical activity in the modern system of professional training of students studying in the field of "Oligofrenopedagogy" within the theater-studio is considered.

Key words: professional competence of a teacher-defectologist, theatrical activity, student theater-studio.

Введение. Педагог - одна из профессий, требующих высокой профессиональной компетентности. На современном этапе профессиональная компетентность педагога рассматривается как «важнейшее условие успешности педагогической деятельности» (Макарова Л.Н., И.А. Шаршов) [3]; «интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, совокупность знаний, умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми» (Козырева И.А.) [2];

«совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих реализацию содержания государственных образовательных стандартов» (A.A. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова) [5].

Изложение основного материала статьи. Профессиональная компетентность педагога определяется через такие категории как «знания, умения и навыки, позволяющие успешно решать задачи профессиональной деятельности, а также через определенные компоненты» [5, С. 6]. Так, A.A. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова в своей монографии рассматривают структуру профессиональной компетентности педагога в единстве трех компонентов» [5, С. 41]:

- «деятельностный компонент (предметно-деятельностные знания, стремление быть профессионалом, стремление к свободе выбора, ориентацию на работу с людьми, ориентацию на интеграцию усилий других, стремление создавать новое, готовность преодолевать препятствия и брать ответственность за результат, мотивацию к достижению успеха, готовность к риску)» [5, С. 87];

- «личностный компонент (стремление самому строить свою жизнь, отвечать за происходящие в ней события, способность к проявлению поддержки, оказанию помощи другим, стремление к саморазвитию, умение контролировать свои эмоциональные состояния)» [5, С. 89];

- «социально-коммуникативный компонент (гибкость в общении, толерантность к неопределенности, оптимизм, развитые навыки самоконтроля в общении)» [5, С. 91].

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов) осуществляется в процессе овладения ими системой универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [7, С. 7-9]. Традиционно эти компетенции студенты осваивают в ходе изучения учебных дисциплин и прохождения педагогических практик. Однако мы полагаем, что эта работа должна найти свое логическое продолжение и во внеаудиторное время.

Качество и разносторонность подготовки являются главными критериями профессионального уровня будущего олигофренопедагога. По мнению А.Н. Федосовой, «качество подготовки студента как будущего специалиста зависит от того, в какой мере он сам будет готов к креативным усилиям, сопряженным с профессией» [8].

Для реализации этого подхода на кафедре олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, был создан студенческий мобильный театр кукол «Сказка, доступная всем» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимость создания такого любительского мобильного театра была продиктована инициативой и желанием студентов нести радость детям с проблемами в развитии, способствовать включению их в театральную культуру и овладению социокультурным опытом.

Используя театрализованную деятельность в системе образования детей, можно решить комплекс взаимосвязанных задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, социокультурного, физического развития. Поэтому роль театрализованной деятельности в развитии детей является неоценимой, что отражено в исследованиях Е.А. Антипиной [1], С.И. Мерзляковой [4], Е.Л. Трусовой [6] и др.

Особое значение театрализованная деятельность приобретает для детей с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями, специфика развития которых зачастую создает серьезные препятствия для их активного включения в социум. В свою очередь, это может привести их к определенной изоляции в культурной жизни общества. Таким образом, приобщение детей с интеллектуальными нарушениями к культурным традициям, принятым в обществе, представляет собой одну из насущных и значимых задач современной педагогики, решение которой может быть осуществлено посредством использования разнообразных театрализованных игр и игр-представлений, обладающих большим коррекционно-развивающим и общекультурным потенциалом. В процессе проведения таких игр дети имеют возможность познакомиться с театральной азбукой (виды театра, артисты, основные художественно-выразительные средства и др.). Кроме того, создаются условия для восполнения у них недостатка общения, формирования внимания и правил поведения во время просмотра спектакля и др.

Основными задачами работы студенческого театра-студии являются: создание условий, необходимых для формирования у студентов комплекса общепрофессиональных и профессиональных компетенций; овладение студентами-дефектологами технологиями организации и проведения кукольных спектаклей для детей с нарушениями интеллекта дошкольного и школьного возраста; саморазвитие, профессиональное самоопределение, «погружение» в профессию, начиная с младших курсов; формирование таких важных личностных качеств, как толерантность, умение работать в коллективе; организация самостоятельной работы студентов по приобретению недостающих знаний из разных областей науки, искусства, труда; раскрытие творческого потенциала студентов; поддержка волонтерской инициативы в сфере помощи лицам с ОВЗ; организация взаимодействия специалистов для осуществления театрализованной деятельности студентов в образовательных организациях.

Студенческий мобильный театр кукол «Сказка, доступная всем» для детей с ОВЗ (в том числе с интеллектуальными нарушениями) функционирует на основе принципов студенческого самоуправления. Его уникальность состоит также и в том, что он является добровольческим, волонтерским проектом. В то же время контроль повышения уровня профессиональной компетентности участников театра-студии, контроль качества и результативности в достижении поставленных задач является функцией куратора-преподавателя и лиц, оказывающих административную, информационную, консультативную, методическую поддержку (заведующий кафедрой, преподаватели кафедры, директор школы, заместитель директора школы и др.).

Любительская театрализованная деятельность студентов-дефектологов предполагает разработку и презентацию кукольных спектаклей-сказок, адресованных детям с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности и разного возраста, посещающих как образовательные учреждения, так и реабилитационные центры Санкт-Петербурга. За весь период функционирования студенческого театра накоплен положительный опыт реализации кукольных спектаклей, поставленных студентами по мотивам известных сказок: «Репка», «Три поросенка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Под грибом», «Разные колеса».

Чтобы осуществить мониторинг развития профессиональной компетентности студентов-дефектологов в условиях любительской театрализованной деятельности в рамках театра-студии, в течение 2020-2021 учебного года нами проводилось наблюдение, была организована рефлексия эффективности в виде анкетирования (опроса) в конце учебного

Анкета состояла из двух частей. Первая часть анкеты позволяла выявить ценностные установки студентов в отношении любительской театрализованной деятельности на основе кратких письменных ответов на вопросы о значимости театрализованной деятельности в профессиональной деятельности педагога-дефектолога; потенциальных возможностях данного вида деятельности в формировании личности ребенка с проблемами в развитии, наличии интереса к этому виду деятельности; эмоциональных состояниях, которые они испытывали в процессе работы над спектаклями-сказками;

возможных трудностях, которые могли сопровождать этот вид деятельности; факторах, от которых зависят хорошие результаты деятельности и др.

Во второй части анкеты студентам предстояло дать количественную оценку своего личностного участия в проекте по шкале от 0 до 5 баллов. Эта часть анкеты состояла из четырех разделов: «Оценка значимости театрализованной деятельности на начальном и завершающем этапах»; «Оценка интереса на начальном и завершающем этапах»; «Оценка личностной ответственности»; «Оценка коллективной ответственности».

В соответствии с выделенными компонентами профессиональной компетентности педагога нами были отобраны следующие критерии и индикаторы ее оценивания:

Деятельностный компонент исследовался по двум критериям:

1. Осознание (понимание) сущности и значимости театрализованной деятельности как фактора профессиональной подготовки студента-дефектолога.

Индикаторы: наличие опыта участия в любительской театрализованной деятельности; знание её потенциальных возможностей в формировании личности ребенка с интеллектуальными нарушениями и его дальнейшей социализации; понимание положительных эффектов от использования технологии театрализованной деятельности в профессиональной подготовке студентов-дефектологов; применение полученных навыков проектной театрализованной деятельности в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Устойчивость мотивов и интереса к театрализованной деятельности.

Индикаторы: мотивы и интерес участия в театрализованной деятельности в разные периоды её реализации.

Личностный компонент изучался через наличие/отсутствие у студента личной ответственности в процессе участия в театрализованной деятельности.

Индикаторы: значимость своего личного участия; мера личной ответственности за происходящее в группе в процессе подготовки и реализации проекта; проявление самостоятельности и инициативности; контроль эмоциональных состояний в ходе работы над кукольными спектаклями, стремление к саморазвитию и др.

Социально-коммуникативный компонент рассматривался как наличие/отсутствие коллективной ответственности каждого участника театрализованной деятельности.

Индикаторы: решение коллективом поставленной цели; наличие в коллективе ответственности, взаимодействия, взаимопомощи, толерантности друг к другу за весь период работы; факторы, от которых зависит коллективное достижение положительных результатов в реализации проекта; наличие положительного эмоционального фона отношений в коллективе, наличие навыков самоконтроля в общении.

В обследовании участвовали 34 студента разных курсов очной формы обучения по направлению подготовки: Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика (Образование детей с интеллектуальной недостаточностью)». Участники исследования имели разный опыт любительской театрализованной деятельности в рамках театра-студии: количество студентов, посещавших театр-студию в течение трех, четырех лет, составило 12 человек; в течение одного года, двух лет - 9 человек; меньше одного года - 13 человек.

С целью организации и проведения исследования участники театра-студии были распределены на 2 группы по 17 человек, с учетом наличия разного опыта работы в театре-студии. Театрализованная деятельность первой подгруппы студентов осуществлялась на основе уже имеющегося в фонде кафедры олигофренопедагогики реквизита (куклы-персонажи, декорации) к спектаклю по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Под грибом». Вторая группа студентов под руководством куратора-преподавателя изготавливала реквизит к спектаклю по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Разные колеса» и на его основе осуществила драматизацию этой сказки.

В течение всего учебного года, в соответствии с поставленными задачами, направленными на достижение конкретных результатов, участники театра-студии в каждой группе разрабатывали проекты - кукольные спектакли. Работа носила практико-ориентированный характер, имела четкую поэтапную организацию; каждую из двух групп возглавлял студент, отличающийся лидерскими качествами, который направлял деятельность остальных участников и активно взаимодействовал с куратором-преподавателем. По мере готовности проектов студентами осуществлялись публичные показы кукольных спектаклей в образовательных организациях Санкт-Петербурга. В конце учебного года куратором-преподавателем было проведено анкетирование, направленное на выявление эффективности реализованной студентами любительской театрализованной деятельности в рамках театра-студии.

Анализ полученных результатов исследования деятельностного компонента по критерию 1. «Осознание (понимание) сущности и значимости любительской театрализованной деятельности как фактора профессиональной подготовки студента-дефектолога» показал, что ответы на вопросы студентов первой и второй групп (82% и 88%) свидетельствуют о достаточном осознании (понимании) значения данного вида деятельности в их профессиональной подготовке. Высоко оценивали ее потенциальные возможности в формировании личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, интеграции и социализации. Кроме этого, студентами отмечались такие факторы как: освоение педагогических компетенций; приобретение знаний, полезных умений и навыков; возможность дарить радость детям.

В конце учебного года была отмечена динамика (88% и 94%) положительных ответов студентов обеих групп на вопросы анкеты по исследуемому критерию, что свидетельствует о достаточно высоком уровне устойчивой позиции в отношении эффективности проведения мероприятий - кукольных спектаклей в образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта. Кроме того, 25 студентов из 34 отметили свою готовность к участию в подобной проектной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ.

У преобладающего большинства студентов в ответах на вопросы по критерию 2. «Устойчивость мотивов и интереса к театрализованной деятельности» был выявлен яркий эмоциональный отклик на данный вид деятельности (53% и 88%). Большинство студентов (24 человека) отметили заинтересованность в получении нового опыта взаимодействия с детьми; части студентов такой вид деятельности показался достаточно привлекательным в связи с возможностью организации совместной деятельности со студентами своей учебной группы. Ряд студентов выделили творческую направленность проекта и возможность реализовать свой творческий потенциал, некоторые отметили свою заинтересованность в получении новых знаний и приобретении опыта работы, который может пригодиться им в дальнейшем.

Вместе с тем было выявлено 10 студентов со стертым эмоциональным откликом, аморфным интересом к театрализованной деятельности. Несколько студентов откровенно написали об отсутствии интереса к такой деятельности в начале учебного года, но мотивом их прихода в театр-студию явилось наличие друзей, участвовавших в проекте.

В конце учебного года проявилась положительная динамика развития интереса к театрализованной деятельности. В 94% ответов студентов обеих групп было обнаружено стремление к получению ощутимых и конкретных результатов в данном виде деятельности. Так, студентами отмечался интерес к самому процессу работы над полнометражным спектаклем-сказкой и реализации его в учреждениях. Интерес и потребность участия в театрализованной деятельности у студентов-дефектологов объясняется самой сущностью, характером и привлекательностью этой деятельности.

Таким образом, в целом можно констатировать, что у большинства студентов-дефектологов к концу учебного года сохранился устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Участники театра-студии проявляли стремление разобраться с возникающими трудностями и их успешно преодолеть. В целом театрализованная деятельность протекала увлеченно и носила творческий характер. Вместе с тем, 6% ответов студентов на вопросы показали сохранение некоторой узости интереса и стертости эмоционального отклика на протяжении всего хода деятельности, вплоть до ухода из театральной студии.

Изучая личностный компонент по критерию 3. «Личная ответственность в процессе театрализованной деятельности» студентов первой и второй групп, мы установили, что 82% и 88% их ответов соответственно оказались также на достаточно высоком уровне, несмотря на то, что груз личной ответственности каждого студента вызывал в начале проектной театрализованной деятельности волнение, беспокойство, некоторую неуверенность в себе. Прежде всего, это объясняется отсутствием у 13 студентов из 34 опыта участия в театрализованной деятельности. Однако доминирующими мотивами у большинства студентов были: понимание значимости проекта, стремление к активным социальным контактам, готовность помогать детям с ОВЗ, креативность и приобретение необычного опыта, духовное удовлетворение; все это обусловлено наличием ярко выраженной установки на осуществление такого вида деятельности. Так, студенты в анкетах описывали свои личные ощущения как исключительно положительные: воодушевление, радость, эмоциональный подъем, удовлетворение от самого процесса подготовки проекта-спектакля и от его презентации в учреждении.

Вместе с тем, следует отметить, что в 18% и 12% ответов студентов первой и второй групп прослеживался некоторый пессимизм, сомнения в получении положительного результата. Такое отношение было в большей степени присуще тем студентам, чей интерес к театрализованной деятельности проявился на уровне простого любопытства и пассивного участия. Так, одна студентка отметила безразличие и скуку, отсутствие интереса к репетициям, другая выразила раздражение по отношению к другим студентам.

Театрализованная деятельность - вид коллективного творчества, а это значит, что вся группа несёт ответственность за конечный творческий продукт и решение поставленной коллективной задачи.

Результаты исследования социально-коммуникативного компонента по критерию 4. «Коллективная ответственность в ходе театрализованной деятельности» свидетельствуют, что 88% и 94% ответов студентов первой и второй групп демонстрируют высокий уровень коллективной ответственности. Причиной таких высоких показателей явились положительные эмоции, подъем, уверенность в своих силах, которые студенты испытали во время публичных выступлений перед детьми. Студенты увидели заинтересованность, положительную реакцию и радостные лица детей, что послужило основанием утверждать: поставленная перед ними коллективная задача решена.

Конечно, были трудности в процессе создания и показа кукольных спектаклей, на которые особо указывали студенты обеих групп. Одной из причин стала недостаточная личная ответственность ряда студентов, пропускавших репетиции без уважительной причины, однако в целом это не отражалось в работе над проектом-спектаклем, поскольку в группах было большое число инициативных студентов (11 и 10 человек), а данная проблема решалась взаимозаменяемостью.

В анкетах студенты обозначили условия, от которых зависит достижение хороших результатов коллективной деятельности: сплочение коллектива, позитивное настроение, коллективные действия, позволяющие снять внутреннее напряжение и зажатость, ответственность, взаимодействие, доброжелательные взаимоотношения, толерантность друг к другу и др.

Необходимо отметить еще очень важный факт, который удалось установить, сравнивая ответы студентов обеих групп. Результаты, которые показали участники первой группы, работавшие с уже готовыми театральными атрибутами к сказке «Под грибом», по всем показателям немного ниже результатов, полученных во второй группе, в которой студенты самостоятельно изготавливали куклы-персонажи к сказке «Разные колеса». По всей видимости, причиной различия в результатах явилось то, что перед студентами второй группы была поставлена задача придумать, выполнить в материале куклы-персонажи, а впоследствии работать с ними на ширме. Наблюдения за студентами этой группы показали, что они испытывали изначально больший эмоциональный подъем, интерес от работы, возросла их личная и коллективная ответственность. Изготовление кукол-персонажей в данном случае явилось мощным стимулом и мотивом к участию в театрализованной деятельности.

Выводы. Таким образом, критериями оценки эффективности внедрения театрализованной деятельности в профессиональную подготовку педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов) можно считать:

- наличие у обучающихся интереса, положительного настроя, направленности и личностной мотивации как на участие в театрализованной деятельности, так и в овладении профессией учителя;

- осознание обучающимися роли театрализованной деятельности как эффективной и соответствующей возможностям и образовательным потребностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями формы и средства коррекционного-развивающего обучения и воспитания;

- наличие у студентов практических умений осуществлять театрализованную деятельность в образовательных и реабилитационных организациях;

- приобретение студентами опыта участия в социально значимой деятельности в сфере оказания помощи и поддержки лицам с ОВЗ, позволяющего им осуществлять решение профессиональных задач в условиях реальной практики;

- приобретение опыта коллективного творчества и овладение разными социальными ролями (лидера или исполнителя и др.).

Необходимо отметить тот факт, что интерес к добровольческой, социально-волонтерской деятельности занимает значительное место в ценностной сфере большинства студентов-дефектологов, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к профессиональному становлению.

Таким образом, любительская театрализованная деятельность в рамках театра-студии может успешно использоваться в формировании профессиональной компетентности студентов, обучающихся по профилю «Олигофренопедагогика», обеспечить создание необходимых условий для развития устойчивой мотивации к будущей профессиональной деятельности, совершенствования социально-коммуникативных навыков, формирования личностной сферы, раскрытия творческого потенциала у студентов-дефектологов.

Литература:

1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2009. - 128 с.

2. Козырева, O.A. Концептуальная модель развития профессиональной компетентности педагога / O.A. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями. Развития. - Москва: 2000. -№ 6. - С. 3-10

3. Макарова, Л.Н. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. - № 2. - С.43-52 с.

4. Мерзлякова, С.И. Волшебный мир театра [Текст] / С.И. Мерзлякова. - Москва: 2002. - 59 с.

5. Печеркина, A.A. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / A.A. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2011. - 233 с.

6. Трусова, Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: Авторефер. дис....канд. пед. наук/Е.Л. Трусова. - Москва, 1986. -24 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. №1087)

8. Федосова, А.Н. Развитие творческих способностей студентов в ходе практики по организации театрализованной деятельности / А.Н. Федосова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 6,- С. 47.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Кутепова Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы организации деятельности вуза физической культуры для формирования профессионального имиджа студента, представлены ее смысловые, информационные и преобразующие возможности для достижения эффективности исследуемого процесса. Смысловые возможности позволяют организовать деятельность вуза физической культуры для освоения студентом ценностного содержания физической культуры в соответствии с его перспективной профессиональной целью и задачами на основе эмоционально насыщенного полисубъектного взаимодействия, обогащающего осознанный выбор способов и средств проектирования и реализации положительного профессионального бренда смысловым основанием. Информационные возможности вуза физической культуры способствуют расширению, интеграции и систематизации знаний студента о образе профессионального имиджносителя в отрасли физической культуры и спорта в соотнесении с собственными усилиями в контексте повышения уровня физического развития и подготовленности с учетом целесообразного объединения в себе внешних и внутренних характеристик представителя профессионального сообщества. Преобразующие возможности вуза физической культуры позволяют студенту обрести и наращивать опыт позитивной самопрезентации в профессии на основе активного участия в имиджеформирующих физкультурно-профессиональных практиках. Сделан вывод о наличии в вузах физической культуры соответствующих ресурсов (образно-имиджевого, организационно-содержательного, интерактивно-деятельностного).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: профессиональный имидж, студент, ценностно-ориентационная деятельность, вуз физической культуры.

Annotation. The article justifies the relevance of the problem of organizing the activities of the university of physical culture for the formation of the student's professional image, presents its semantic, informational and transformative opportunities for achieving the effectiveness of the studied process. Semantic opportunities make it possible to organize the activities of the university of physical culture for the student to master the value content of physical culture in accordance with his promising professional goal and tasks on the basis of emotionally rich polysubject interaction, enriching the conscious choice of methods and means of designing and implementing a positive professional brand with a semantic basis, he information capabilities of the university of physical culture contribute to the expansion, integration and systematization of the student's knowledge of the image of a professional imager in the field of physical culture and sports in conjunction with their own efforts in the context of increasing the level of physical development and preparedness, taking into account the expedient combination of external and internal characteristics of the representative of the professional community. The transformative opportunities of the university of physical culture allow the student to gain and increase the experience of positive self-presentation in the profession on the basis of active participation in image-forming physical culture and professional practices.

Key words: professional image, student, value-oriented activity, university of physical culture.

Введение. Организация деятельности вуза физической культуры в формировании профессионального имиджа студента вуза выступает актуальной проблемой для теории и методики профессионального образования с точки зрения социальной, отраслевой, научно-педагогической значимости.

В социальном плане вузы физической культуры призваны выполнять важную миссию по воспроизводству высокопрофессиональных кадров, способных транслировать ценности физической культуры для различных групп населения в целях оздоровления нации, обеспечения непрерывности и регулярности занятий физической культурой и спортом (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры), профилактики возникновения асоциальных поведенческих паттернов у детей и молодежи (курение, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ, допинга для достижения высоких спортивных результатов), формирования положительного имиджа Отечества в международном спортивном сообществе и позитивных стратегий личностного саморазвития в контексте профессиональной успешности и национальной безопасности государства.

Рядом нормативных документов [8; 11] ставится задача сохранения и укрепления здоровья населения в перспективе продолжительности жизни до 78 лет и ее качества на основе доведения до 70% людей, занимающихся физической культурой на регулярной основе.

Вместе с тем в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), реализуемых вузами физической культуры образ профессионала отрасли физической культуры и спорта не формализован. Освоение ценностей физической культуры предполагается с учетом формирования компетенции УК-7, реализация которой ориентирована на развитие личностных качеств студента, без учета профиля подготовки и социального заказа на образовательные услуги отраслевого значения. Отмечаем недостаточность имиджеформирующей составляющей в содержания высшего образования.

В отраслевом плане исследуемая проблема связана с обеспечением качества профессиональной подготовки студента вуза физической культуры, ориентированного на конструирование профессионального имиджа в целях собственного профессионального развития и достижения профессиональной успешности по получаемой специальности и профилю подготовки. Между тем лонгитюдные исследования (В.Р. Кузекевич, A.A. Русаков) [7] показывают дискурсивность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.