Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ольга Ивановна

В статье раскрыты аспекты развития эстетической культуры младших школьников средствами театрального искусства. Предложены подходы к профильному образованию, театральной деятельности школьников в театральных кружках, студиях, учебно-воспитательных заведениях художественно-эстетического профиля. Раскрыты возможности развития эстетической культуры младших школьников средствами театрального искусства в учебно- воспитательном процессе общеобразовательной школы и внешкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THEATRICAL ART

The article reveals aspects of the development of aesthetic culture of younger schoolchildren by means of theatrical art. Approaches to specialized education, theatrical activity of schoolchildren in theater circles, studios, educational institutions of artistic and aesthetic profile are proposed. The possibilities of developing the aesthetic culture of younger schoolchildren by means of theatrical art in the educational process of secondary schools and extracurricular institutions are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Игнатова Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Аннотация. В статье раскрыты аспекты развития эстетической культуры младших школьников средствами театрального искусства. Предложены подходы к профильному образованию, театральной деятельности школьников в театральных кружках, студиях, учебно-воспитательных заведениях художественно-эстетического профиля. Раскрыты возможности развития эстетической культуры младших школьников средствами театрального искусства в учебно- воспитательном процессе общеобразовательной школы и внешкольных учреждений.

Ключевые слова: младшие школьники, культура, эстетическая культура, искусство, театральное искусство, художественно-эстетический профиль.

Annоtation. The article reveals aspects of the development of aesthetic culture of younger schoolchildren by means of theatrical art. Approaches to specialized education, theatrical activity of schoolchildren in theater circles, studios, educational institutions of artistic and aesthetic profile are proposed. The possibilities of developing the aesthetic culture of younger schoolchildren by means of theatrical art in the educational process of secondary schools and extracurricular institutions are revealed.

Key words: primary school students, culture, aesthetic culture, art, theatrical art, artistic and aesthetic profile

Введение. Развитие эстетической культуры младших школьников средствами искусства, в частности театрального, как уникального и синтетического, сегодня является актуальным, поскольку именно оно является наиболее действенной формой раскрытия творческой активности личности.

С далеких времен пришло к нам умение эстетически воспитывать человека. Главным направлением эстетического воспитания в Афинах было сформировать гармонично развитого человека. Предметом древнегреческой школы были музыка и литература. Средневековье считало невозможным отделять нравственное от интеллектуального. Искусство (театр, поэзия, живопись, музыка) считалось средством возбуждением пороков. Эпоха Возрождения противопоставила средневековому дуализму Духа и Тела гармонию и единство, гармонично соединила идеальное и телесное.

С гуманистических позиций вопрос эстетического воспитания рассматривает чешский педагог Я.А. Коменский. Он раскрывает гуманистический, воспитывающий характер образования, ибо знание дает познание сути всех явлений. В методах преподавания искусств Я.А. Коменский предпочитал театральные представления, где участвовали только юноши, которые приучались к внимательности, наблюдательности, легкости, неповторимости в поведении, умению управлять мимикой, телом, голосом.

А.С. Макаренко всю свою жизнь стремился наполнить жизнь колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского. Большим делом было самодеятельный театр, в репертуаре которого были пьесы М.В. Гоголя, А.М. Островского, М. Горького, комедии итальянского драматурга Карла Гоции, Матадор Мольера, Дон Кихот и др. [3].

Традициями Павлышской школы было рассказывание, создание, инсценировка воспитанниками сказок. В.А. Сухомлинский считал, что в сказке черпались знания о справедливости и несправедливости. В школе была оборудована комната сказок, где дети чувствовали себя в мире сказочных образов: хитрого Лиса, Бабы Яги, серого Волка, умной совы, Красной Шапочки и тому подобное. В школе радости слушали музыку Е. Грига, рисовали гномов и фей. Сухомлинский В.А. верил в силу книги и сказки, целью которых было становление внутреннего мира человека, морали, культуры, красоты.

Органическое сочетание педагогического и театрального искусства привлекало внимание выдающихся представителей педагогической мысли И.М Стешенко, С.Ф. Русовой, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, считавших искусство составной частью эстетического воспитание подрастающего поколения.

Теоретические и психологические основы для решения актуальных проблем эстетического воспитания заложены выдающимся театральным режиссером и педагогом К.С. Станиславским.

Значительный вклад в разработку вопросов формирования эстетической культуры школьников осуществили ученые В.А. Кудин, Г.И. Кутузова, O.R Рудницкая и другие.

Но потребность в широком внедрении активных форм и методов эстетического воспитания в современных условиях реформирования, профилизации образования остается чрезвычайно острой.

Кроме того, среди проблем образования и воспитания на первый план выходит задача наиболее полного раскрытия творческих способностей личности в отношении создания комфортных условий обучения, доброжелательного микроклимата, которые позволять личности включиться в систему творческого поиска.

Профильное изучение предметов художественно-эстетического направления предполагает личностный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Это взвешенность, гибкость, мастерство, динамичность, эмоциональность форм, методов, приемов.

Организация учебно-воспитательного процесса способствует созданию временных творческих групп по виду деятельности (в нашем случае театральные кружки, театральные студии, секции, клубы, отдельные группы театрального искусства в классе, внешкольном учреждении).

Цель статьи: глубже раскрыть возможности развития эстетической культуры младших школьников средствами театрального искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и внешкольных учреждениях.

Изложение основного материала статьи. Формирование художественно-эстетических интересов зависит от активности школьников в художественно-творческой деятельности, и они же непосредственно влияют на саму активность. Художественно-эстетические интересы школьников проявляются в обобщении художественно-эстетических знаний, умений и навыков, развитии эстетического чувства и восприятия, то есть активно проявляется эстетическая воспитанность.

На первой стадии сформированности художественно-эстетических интересов находится ученик как индивидуальность в каждом году обучения; каково качество этого уровня, каковы резервы дальнейшего его повышения; во-вторых, эффект воздействия от видов искусства на эстетическую воспитанность школьников не только на уровне художественно-эстетических знаний, умений и навыков; в-третьих, объективные и субъективные предпосылки сформированности художественно-эстетических интересов школьников средствами искусства в их взаимодействии, наличие эстетических особенностей в свойствах личности, которые обязательны и достаточны.

Сформированность художественно-эстетических интересов школьников измеряются в несколько этапов:

1. Количественные показатели сформированности художественно-эстетических интересов (это измерение производится методом анкетирования).

2. Совершенствование художественно-эстетического воспитания в общеобразовательной школе - проблема общекультурного и целостного развития личности.

3. С позиции структурно-системного подхода являются дифференциация и интеграция видов и жанров искусства.

4. Целостность влияния взаимодействия различных видов искусств обеспечивается тем, основным эстетическим зеркалом - художественным образом.

5. Чем эффективнее эстетическое восприятие видов искусства, тем больше возникает разнообразных ассоциаций. Эстетическое восприятие художественного слова предполагает наличие у педагога хорошо развитого чувства языка, творческого воображения, умения осознавать законы художественной выразительности [8].

Для эстетического развития личности характерен эмоциональный отклик, повышенное восприятие, богатство ассоциаций.

В работе с учащимися стоит учитывать педагогическое воздействие на воспитанников с целью развития у них творческих сил и формирования потребности к преобразованию действительности.

Организация педагогического процесса, основанная на принципах творческого развития личности, позволяет не только раскрыться личности, но и дает толчок для саморазвития, открывает пространство для активного поиска и наработки личного отношения к окружающему миру и окружающим людям.

В процессе личностного отношения формируются и развиваются умения работать в социуме.

Целесообразно отметить, что общественная активность проявляется в двух формах:

а) актуальной во многих видах деятельности (в частности театральной), имеющих общественно-весомый характер;

б) потенциальной - в форме системы диспозиций личности как ее внутренней характеристики.

Личность общественно-активного ученика в процессе театральной деятельности характеризуют как:

- проявление интереса к содержанию произведений искусства;

- творческий подход к усвоению знаний;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, помощь отстающим;

- заинтересованность к разнообразному труду;

- проявление любознательности;

- умение оценить свою деятельность и работу других;

- проявление инициативы;

- эмоциональный отклик на красоту труда;

- способность понимать красоту природы, способность беречь и увеличивать ее богатства;

- самовыражение в театральной деятельности;

- способность понимать и анализировать поступки людей, предоставить эмоциональный отклик на переживания сверстников;

- участие в коллективных играх, внесение в них элементов творчества, стремление к эстетической выразительности игры, понимание эстетической красоты общего успеха [1].

В школьных программных привлечение детей в театр рассматривалось как требование гармоничного развития личности, поэтому возникает необходимость в перестроении работы учителя начальных классов, внесение некоторых изменений в календарно-тематическое планирование. Предлагаемая методика вооружает учителя и воспитателя знанием критериев и механизмов этого единства и ориентирует на поиск, творчество, исследование.

Важную роль в воспитании детей играют театральные студии и кружки в общеобразовательных учреждениях и внешкольных заведениях, где дети находятся не только в состоянии зрителя, но и непосредственного участника.

Занятие искусством - не только наслаждение, но и труд творческий, увлекательный, требующий готовности раскрывать и расширять свои знания. Руководитель театральной студии обеспечивает помощь школьникам в умении поставить себя на место героев, активно включиться в их жизнь, правдиво целенаправленно действовать в сценических условиях, раскрывать характеры доступных им ролей и содержание всей пьесы в живой действия и взаимодействия, развивая при этом природные качества и способности.

Общеобразовательные учреждения сегодня не имеют единой системы привлечения учеников в театр, поэтому на практике руководители кружков театрального искусства и театральных студий создают авторские программы, учителя начальных классов вносят изменения в планирование учебно-воспитательного процесса.

Для школьного самодеятельного театра все равно неправомерные, как игнорирование специфики театральных занятий с детьми, так и занятий искусством, которые нуждаются в доступном преподавание их основ, и узкой профессионализации. У школьников эффективно формируется интерес к знаниям, активной познавательной деятельности, нравственному, эстетическому и физическому совершенствованию.

Само понятие «театральная самодеятельность» является предпосылкой творческой инициативы, творческой активности, индивидуальных наклонностей и способностей учащихся. Вместе с тем, эффективное развитие творческой инициативы, творческих способностей участников театральной деятельности возможно осуществлять в процессе систематических занятий под руководством педагога.

Необходимость с первого класса накопления минимума театральных впечатлений, которые были основой эстетического развития, следующей систематическому художественному образованию, хранению в памяти человека первых театральных представлений зависит прежде всего от выбора спектакля.

Поскольку в начальных классах основной формой привлечения детей к театру является коллективный просмотр спектаклей, важную роль в отборе спектаклей для просмотра принадлежит учителю. При этом целесообразно учитывать следующие критерии:

- возрастные особенности детского восприятия;

- достаточно высокий уровень искусства;

- возможность включения данного спектакля в целостную систему приобщения к театру, опираясь на возрастные закономерности эстетического развития детей и задачи учебно-воспитательной работы в школе [7].

Театр вызывает много впечатлений, яркий свет, многолюдность, праздничность и приподнятость атмосферы с одной стороны возбуждает, с другой - рассеивает внимание детей.

Перед ребенком встает ряд задач: следить за развитием событий, внимательно вслушиваться, что делается на сцене, сориентироваться в месте событий, потому что пропущенное важное приводит к тому, что ребенок теряет возможность отделять главное от второстепенного, не понимает целостно сюжет произведения.

Непонятность порождает поверхностные связи, отдельные, часто второстепенные явления становятся доминирующими, проникновение эмоционально - художественного уровня прекращается, усложняется.

Первый этап восприятия театра младшими школьниками связан со спектаклем - сказкой, потому что это является учетом интересов и возрастных особенностей малышей к этому жанру.

Для того, чтобы театр эмоционально повлиял на ребенка, возбуждал чувства, мысли, детям необходимо не просто читать вслух сказки, пьесы, но и помочь им представить чудодейственную силу сценического произведения, истинную поэзию великого искусства. Забота о качественном искусстве является и педагогической целью, ибо развитие эстетической культуры осуществляется только благодаря общению с настоящим искусством.

Уровень эстетического воздействия спектакля зависит не только от целенаправленного подбора спектаклей, но и от предварительной подготовки к просмотру.

Основной формой предыдущей работы остается беседа (предварительная, по содержанию, итоговая). Беседа может углубить восприятие, или наоборот убить все живое. Существенным является то, как беседа проводится, какая цель ставится. Предлагаем несколько методов проведения бесед.

Беседа по содержанию начинается простейшей формой пересказом. К нему целесообразно чаще всего обращаться учителям младших классов. Благодаря работе над пересказом происходит развитие речи, приобретаются умения передать своими словами увиденное. В процессе пересказа нельзя ничего навязывать ребенку. Но иногда дети не умеют заинтересовать других учеников и не доводят рассказ увиденного до конца [2].

Развитие эстетической культуры личности в процессе театрализованной деятельности происходит при:

- создании условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрении исполнительского творчества, развития способности свободно держаться во время выступления, побуждении к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонаций и т.п.);

- привлечении детей к театральной культуре (ознакомлении с театром, театральными жанрами, с разнообразными видами кукольных театров);

- обеспечении взаимосвязи, театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через

образы, краски, звуки. Правильно поставленные вопросы побуждают учеников думать, анализировать, обобщать, делать выводы. В работе над выразительностью реплик персонажей, личных высказываний заметно активизируется словарь ученика, совершенствуется звуковая культура речи. Роль, которую выполняет ребенок, требует от него ясного, четкого произношения.

Для того, чтобы лучше организовать театрализованную деятельность, выбрать направления, формы и методы работы, рационально использовать кадровый потенциал. Это обуславливает реализацию различных форм общения с детьми, способствует индивидуальному подходу к каждому ученику, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, что обеспечивает целостность педагогического процесса и форм его реализации.

Театрализованная деятельность детей может быть организована утром, вечером в нерегламентированная время, представлена занятиями по разным видам деятельности (музыкальному, изобразительному воспитанию и тому подобное), или специальным занятием по родному языку, ознакомлению с окружающим миром [5].

Желательно участие учащихся во всех формах театрализованной деятельности, в небольших подгруппах, что позволяет педагогу индивидуально работать с воспитанниками. Это достаточно важно: совместимая творческая деятельность детей и применение индивидуального подхода. Каждая группа формируется по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В вечерние часы проводятся занятия разнообразных театральных студий учителями или специалистами (кукольный театр, в гостях у сказки и др.) В соответствии с интересами учеников, их вкусами. Полезно, когда уроки изобразительного искусства, музыки, театральной деятельности, художественного труда превращаются в единый концерт, спектакль, праздник, где каждый ученик становится членом коллектива, совмещенного общей целью.

Кружковую или студийную работу следует начинать с учениками 3-4 класса. В 1-2 классе начального звена целесообразнее всего такая форма работы, как игра-драматизация во внеклассной и кружковой работе, чтение В ролях на уроке. Чтение в ролях проводится после того, как произведение было прочитано и проанализировано в классе, помогает ученикам глубже понять идею, смысл произведения, представить образы прочитанного, готовит к выразительному чтению произведения в целом.

Чтение в ролях целесообразно сопровождать элементами физического действия (поворот головы, движения корпусом, жесты, шаги в сторону партнера или от него). Каждое действие должно быть естественным, подражать логике поведения персонажа.

Игры-драматизации (небольшие этюды, сценки, в которых импровизация имеет первичное значение) в начальной школе носят целенаправленный характер. Благодаря развитию интересов и возможностей учащихся 3-4 класса целесообразно воспитывать более эстетическое сознательное отношение их к окружающей действительности и произведениям искусства. Учителю следует предоставить учащимся умений оценить в предметах искусств отдельные художественно-выразительные средства, раскрыть значение отдельных деталей, содержания произведения, фактов, событий, характеров и поведения героев.

Ученики младших классов ярче проявляют интерес к отдельным видам искусства, отчетливее проявляют театральные способности. В этом возрасте дети могут предъявлять возросшие требования к качеству художественной деятельности.

В 3-4-х классах учителя могут начинать работу над небольшими спектаклями, сочетая эту работу с учебными занятиями (практическое ознакомление детей с сценическими действиями в соответствии с программами, если есть такие).

Исполнители должны понимать для чего, с какой целью персонажи говорят те или иные слова, почему и для чего делают каждый шаг на сцене. В работе над пьесой, инсценировкой более четко прослеживается необходимость общения, взаимодействия. В связи с этим учащиеся в большей степени осмысливают значение коллективных усилий.

В работе студий активное участие могут принимать родители учеников, взрослые. Это позволяет преодолеть психологический барьер, искусственную изоляцию детей разного возраста, возможность общения друг с другом и со взрослыми [5].

Выводы. В учебно-воспитательном процессе театральной деятельности педагогу необходимо придерживаться последовательности в применении методических приемов, соответствующих возрастной группе младших школьников.

В методических приемах от конкретных указаний, которые дети точно выполняют, следует постепенно переходить к практическим советам, которые направляют творческую деятельность.

Повторение творческих задач, движений, этюдов - обязательный элемент процесса усвоения материала, который имеет смысл лишь тогда, когда к нему предоставляются дополнительные задания.

Педагог сможет помочь ребенку проявить себя в игре только тогда, когда при отборе содержания программного материала, сможет продумать доступность проявлений чувств ребенка, которые вызовет этот материал, и прежде всего, обращаться к научным образам и сюжетов.

Необходимо подбирать музыкальный материал с учетом возрастных особенностей и степени эмоционального

воздействия. Неправильный его отбор может вызвать эмоции, которые вредно повлияют на нервную систему ребенка и отвлекут внимание от усвоения театральных навыков.

Весь учебный материал следует подавать по принципу от простого к сложному, то есть постепенно переходить от простых игровых упражнений к сценической композиции.

Литература:

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа [Текст]: кн. для учителя / А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 2017. - 451 с.

2. Котлярова, О.А. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе [Электронный ресурс] / О.А. Котлярова, Е.В. Жукова // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. - № 1(2). - М.: Изд. «МЦНО», 2017. - С. 10-15. - URL: https://nauchforum.ru/conf/inno/ii/17743

3. Костина, И.Б. Потенциал культурно-образовательного проекта «Театр у школьной доски» в эстетическом и социальном развитии личности / И.Б. Костина // Вестник Бурятского государственного университета, 2017. - № 1. - С. 3-5

4. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2018. - №5. - С. 43-46

5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2020. - 576 с.

6. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. - М.: АСТ, 2017. - 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.

8. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. - М.: Владос, 2020. - 158 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Малетин Станислав Вячеславович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); магистрант Гальцов Вадим Сергеевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ

ОРГАНИЗМА

Аннотация. В центре внимания авторов представлена проблема формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего учителя на этапе подготовки среднего профессионального образования. Культура здоровья педагога представляет собой один из компонентов общей и профессиональной культуры учителя. В содержательном аспекте данное понятие включает научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности (С.В. Бурыкин, В.И. Дружков, В.С. Залогин и др.). Одним из основных принципов физического воспитания является оздоровительная направленность всех форм организации двигательной деятельности, который решает задачи укрепления здоровья занимающегося. Чтобы осуществить приемлемую отдельному обучающемуся физическую нагрузку, студент должен знать свое не только физическое, но и интеллектуальное и эмоциональное здоровье, чтобы правильно оценивать свои силы и возможности в определенный день. Напряженность труда учителя определяется степенью сложности задания, характером эмоциональной нагрузки, высокой степенью сенсорной нагрузки на органы зрения и слуха, плотностью рабочего дня и другими показателями. По тяжести труд преподавателя можно отнести к категории IIA - труд умеренной тяжести. К этой категории относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких - до одного килограмма грузов или предметов в положении сидя или стоя и требующие определенного физического напряжения с затратами энергии в пределах 150-200 Ккал/час. К показателям тяжести труда педагога относятся: повышенные статические и динамические нагрузки на опорно-двигательный аппарат, связанные с особенностью работы и ненормированным графиком, общественными нагрузками, работой на несколько ставок [6]. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию, работая с большим количеством учеников, он должен держать в поле зрения и распределять внимание на каждого ученика. Также немаловажное значение имеет требование постоянной наблюдательности и быстрой переключаемости внимания педагога. Занятость современного педагога в настоящее время вышла за рамки учебного процесса. Современный педагог принимает участие во всех общественных и школьных мероприятиях, неформальном внешкольном общении с детьми и руководит различными кружками и секциями и др. В условиях напряженной деятельности педагогу необходимо владеть компетенциями, связанными с возможностью сохранения своего здоровья. В этой связи в качестве исследовательской задачи авторами предпринята попытка осуществить обучение студентов педагогического колледжа способам самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма.

Ключевые слова: культуры здорового и безопасного образа жизни, обучающиеся, учебный процесс, формирование, среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка, функциональное состояние организма.

Annotation. The authors focus on the problem of forming a culture of a healthy and safe lifestyle of a future teacher in the training system at the stage of secondary vocational education. The health culture of the teacher is one of the components of the general and professional culture of the teacher. In the content aspect, this concept includes scientifically grounded and confirmed by the traditions of the people the experience of a healthy lifestyle, which the teacher, as its bearer, transmits to the younger generation in his professional activity (S.V. Burykin, V.I. Druzhkov, V.S. Zalogin, etc.). One of the basic principles of physical education is the health-improving orientation of all forms of organization of motor activity, which solves the tasks of strengthening the health of the student. In order to carry out an acceptable physical activity for an individual student, a student must know his not only physical, but also intellectual and emotional health in order to correctly assess his strength and capabilities on a certain day. The intensity of the teacher's work is determined by the degree of complexity of the task, the nature of the emotional load, a high degree of sensory load on the organs of vision and hearing, the density of the working day and other indicators. According to the severity of the teacher's work, it can be classified as category IIA - work of moderate severity. This category includes work related to constant walking, moving small - up to one kilogram of cargo or objects in a sitting or standing position and requiring a certain physical exertion with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.