ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л. А. Безбородова, И. В. Просандеева
Аннотация. В статье рассматриваются значение и возможности театрального искусства для развития творческой активности ребенка, раскрывается методика работы с младшими школьниками в условиях школьного кукольного музыкального театра.
Ключевые слова: театральное искусство, творческая активность, младшие школьники, классическая музыка, эстетическое развитие, нравственное воспитание, музыкальный театр.
Summary. The article deals with the importance and possibilities of theatrical art as a means of developing a child's creative activity, describes the methods of work with primary schoolchildren by means of a puppet music theatre.
Keywords: theatrical art, creative activity, primary schoolchildren, classical music, aesthetic development, moral education, musical theatre.
Проблема развития творческой активности младших школьников в процессе их эстетического воспитания является достаточно сложной в силу ряда причин (сложность современной социокультурной ситуации, нехватка высокопрофессиональных педагогов, особенности морального сознания детей школьного возраста), и обеспечение основной задачи воспитания -создание для каждого ребенка равного старта развития - традиционными методиками не осуществляется. Поэтому мы пришли к пониманию возможности и необходимости эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами музыкального театра. Выбор был продиктован:
• усложнением современной социокультурной ситуации, при которой прежние методы эстетического развития оказываются недостаточно эффективными;
• основной задачей музыкально-эстетического воспитания - научить детей слышать, любить и понимать музыку;
• особенностями психофизиологического развития младших школьников.
Мы предположили, что использование средств музыкального театра будет эффективно по следующим причинам.
1. Особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (преобладание непроизвольных форм внимания, па-
111
112
мяти, воображения, при которых наилучшие результаты достигаются при ярко положительном эмоциональном отношении ребенка к предлагаемому материалу)
2. Особенности современной ситуации в России, при которой ценности искусства недостаточно пропагандируются, а потому театральное искусство становится одним из актуальных способов приобщения к классической культуре [1].
3. Участие профессиональных артистов, яркость и эмоциональность игры которых позволяет решать важнейшие эстетические задачи, от которых в значительной степени зависит развитие младших школьников.
4. Особенности театрального действия, способного помочь детям проникнуть в эмоциональную атмосферу музыки, осознать настроения и чувства, которые выражены в музыкальном произведении, понять их язык. Это углубляет восприятие музыки детьми, делая даже чисто эмоциональное восприятие произведения (при малом опыте слушания) действенным и глубоким, что особенно важно для воспитания тех школьников, которые лишены качественных музыкально-эстетических занятий.
5. Возможность развития искусства переживания, которое, воздействуя через эмоции на подсознание детей, предоставляет наилучшие возможности для усвоения ими этических норм: идентификация в форме сочувствия, отождествление себя с любимым героем и обособление по отношению к отрицательным персонажам превращают ребенка из пассивного зрителя в активного участника событий. При этом формируется эмоциональное отношение к ду-
ховно-нравственным нормам, чему способствует также использование классической музыки, оказывающей сильное эмоциональное воздействие и являющейся средством духовного воспитания человека, его эстетических качеств.
6. Возможность развития через сопереживание личностной сферы общения, преодолению эгоцентризма детей, развитию важнейшего качества - эмпатии, то есть способности личности сопереживать, сочувствовать другим людям [2]. Развитие эмпа-тии в этом возрасте облегчается благодаря особой эмоциональной восприимчивости детей, развитию в этом возрасте механизмов идентификации и обособления.
7. Искусство переживания и классическая музыка, способствуя осмыслению общечеловеческих ценностей -духовных и нравственных, делают их достоянием индивидуального сознания, помогают формированию собственного ценностно-смыслового пространства, на основе которого ребенок сможет развивать свои возможности и способности, формировать свой жизненный путь.
8. Искусство переживания и классическая музыка являются мощными факторами эстетического развития личности, помогая проникнуть зрителю в «атмосферу поэзии и творчества, которая воспитывает вкус, разжигает эстетическое чувство и возрождает к жизни художника, дремлющего в душе каждого человека» (К. С. Станиславский) [там же]; воздействие их в младшем школьном возрасте оказывается еще сильнее благодаря общей сензитивности этого периода и особой эмоциональности детей.
9. Спектакли, в которых добро побеждает зло, вместе с тщательно подобранной классической музыкой способны помочь в реализации главной личностной задачи этого возрастного периода - формирования «базового доверия к жизни», являющегося основой жизненного оптимизма взрослого. При этом классическая музыка, глубоко и ярко воплощающая красоту и гармонию мира, цельность общественного и личного сознания, воспевающая красоту и могущество человека, становится одной из позитивных образно-понятийных опор, создавая свою модель этого мира, в котором ему предстоит самоопределяться. Отметим, что, помогая формированию у ребенка с помощью таких спектаклей жизнеутверждающей, оптимистичной модели мира, мы можем в будущем противостоять различным формам «бегства» от жизни (таким, как пьянство, наркомания, суицид), порожденными во многом убеждениями в иррациональности мира.
10. Яркость и сила впечатлений, оставленных искусством переживания, могут создать в дальнейшем мощный толчок к самовоспитанию. Напомним, что характерной особенностью непроизвольного запоминания в этот период является то, что оно может быть прочным и точным. Если события имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Положительный настрой, создаваемый спектаклем, радость от общения с любимыми героями и классической музыкой создают предпосылки для потребности дальнейшего общения с музыкой и театром.
11. Гипноидные явления, возникающие и непроизвольно усиливающиеся в группах людей (при просмотре спектакля), способствуя максимальной пластичности и восприимчивости сознания, усиливают воспитательное воздействие всех перечисленных факторов [3].
12. Важная роль педагога в процессе личностного становления ребенка требует от него сочетания качеств хорошего артиста (напомним, что рассказ жизненных историй возможен только в том случае, если учитель чувствует, что может сделать это достаточно ярко и эмоционально). Он первым показывает детям театрализованные нравственно-эстетические представления. От яркости его показа и качеств личности педагога (при обсуждении рассказа интерес школьников не должен быть «убит» длинными дидактическими беседами, все должно делаться очень тонко и психологически точно) зависит, будут ли дети в дальнейшем разыгрывать сами эти мини-спектакли.
Театральное искусство, как и другие виды искусства, является формой I'3 общественного сознания. Исторически его развитие неотделимо от развития общества, от культуры в целом. В России современная театральная педагогика и творческая практика опираются на сценическую теорию, методы, артистическую технику, разработанную великим деятелем русского и советского театра К. С. Станиславским. Разработанная им система является теоретическим выражением того реалистического направления в сценическим искусстве, которое автор назвал «искусством переживания». Эта система опирается на лучшие традиции русского искусства -
114
традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, Л. Н. Толстого, а также драматургию А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького. В этой системе наиболее последовательно воплощены национальные черты русского искусства, его демократические, реалистические устремления, борьба за глубокую правду и содержательную простоту в искусстве, противостоящие формализму и нарочитой усложненности.
В искусстве переживания К. С. Станиславский видел глубокое и последовательное воплощение принципов сценического реализма, возможность в наибольшей степени воздействовать на сознание и чувства зрителя [2]. Искусство переживания предъявляет особые требования к художественной технике актера, который должен не изображать образ, а «стать образом», жить его жизнью как своей. Игра актеров этого направления сводится не к демонстрации результатов творчества, как в искусстве представления, а к созданию в каждом спектакле заново живого органического процесса по заранее продуманной логике жизни образа (творческое переживание жизни человеческого духа в роли и естественного воплощения пережитого). Такое искусство требует не имитации, а подлинности переживаний, аналогичных с переживаниями действующего лица. К. С. Станиславский считал, что мысль, идея только тогда будут восприняты зрителем, заставят его понять и пережить все совершающееся на сцене, когда они будут основываться на живом человеческом чувстве актера [там же].
Таким образом, театр, обладая средствами многостороннего воздей-
ствия на зрителя, выступает как большая познавательная и воспитательная сила. Он вовлекает в восприятие спектакля эмоции, интеллект, нравственное самосознание человека, мобилизует его память, активизирует способность самоанализа, умение обобщать и связывать виденное на сцене со всем, что дает зрителю его собственное знание действительности. Воспринимая спектакль, зритель эмоционально и нравственно захвачен им. Присутствуя при самом процессе художественного творчества и как бы принимая участие в этом процессе, зритель переживает чувства персонажей вместе с актерами.
Это очень важно для усвоения этических норм и правил, так как главное в эстетическом развитии -не только разумом понять, но и чувственно пережить определенные ситуации. Здесь же усвоение идет еще более активно, так как при общении «из души в душу» мы минуем «заградительные барьеры» сознания, и правила усваиваются как непреложные истины, не требующие доказательств. Кроме того, театр оказывает и очень сильное эстетическое воздействие: он воспитывает вкус, разжигает эстетическое чувство и возрождает к жизни художника, дремлющего в душе каждого человека [1].
Немаловажным представляется и необходимый для усвоения положительный настрой, который создается при просмотре спектакля.
Для детей в нашей стране существует специальные театры - кукольные, юного зрителя, а также Московский театр для детей им. Н. И. Сац, деятельность которого характеризуется стремлением к созданию синтетического спектакля, насыщенного
музыкой. Это постоянно действующие профессиональные театры, в задачи которых входит нравственно-эстетическое развитие детей и юношества средствами театрального искусства. Спектакли в них создаются с учетом возрастного развития зрителей и в основном делятся на четыре группы: спектакли для дошкольников, для младших школьников, для школьников средних классов и для школьников старших классов [4]. Каждый театр для детей имеет, как правило, педагогическое подразделение, которое осуществляет связь со школой и педагогической общественностью.
Большой вклад в теорию и практику театра для детей внес А. А. Брянцев, длительное время возглавлявший ленинградский театр юного зрителя. Он наметил основные пути развития отечественного театра для детей, определил его специфику и сформировал основные принципы его организации. А. А. Брянцев считал, что театр для детей, прежде всего, должен соответствовать законам подлинного искусства; призывал играть для детей так же, как и для взрослых, только гораздо лучше. Кроме того, детский театр он считал «театром особого назначения», художественно-педагоги че ским, где объединены художники сцены, умеющие мыслить так, как педагоги, и педагоги, способные чувствовать так, как художники. Это было обусловлено главной целью такого театра - формированием будущего гражданина, выработкой его мировоззрения [5].
Кукольный школьный театр интенсивно формирует познавательные и театрально-созидательные способности, раскрывающиеся в создании оригинальной учебно-театральной продукции. Это воспитание уникаль-
ности восприятия мира и стремления к творческому самовыражению.
На занятиях школьного кукольного театра необходимо:
- способствовать обогащению сознания учащихся познанием действительности в художественных образах;
- развивать выразительные способности, способности перевоплощения, сценическую речь, учить общению на сцене и взаимодействию с партнером;
- пробуждать интерес к искусству музыкального театра;
- развивать творческий потенциал учащихся, укреплять веру в свои возможности, желание творить, создавать обстановку успешности.
Специфика работы с музыкальным материалом кукольного спектакля требует дополнительной работы специалистов по постановке голоса и танцев, а также наличие концертмейстера. Очень важно, чтоб это был коллектив единомышленников, осуществляющих единый замысел.
При выборе репертуара педагог должен следовать таким критериям, как воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям, интерес для исполнителей и зрителей. Сценарий не должен быть объемным и сложным в исполнении.
Наиболее интересной для детской драматизации является сказка. Она является одним из элементов культуры, и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Базируясь на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, сказка обладает богатым социальным, нравственно-пе-да гоги че ским потенциалом. Она, как продукт творчества определенного народа, содержит в себе такие сюже-
115
ты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Поэтому, работая над ролью в сказке, ребенок лучше постигает культуру, особенности речи, быт, традиции народа. Сказка также создает богатые возможности для развития творческого воображения, как у участников постановки сказки, так и у зрителя. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных элементов позволяет юному актеру преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие» творческие способности: поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские. В этом проявляется креативная функция сказки. На начальной стадии занятий в театре желательно обращаться к стихотворной сказке, так как ритмическое построение текста упрощает процесс его запоминания [6].
Обратимся к методике работы на занятиях музыкального кукольного театра в начальной школе.
1. Одним из основных элементов на занятиях является развитие спо-116 собности внимания. С упражнений на внимание начинается любое занятие по мастерству актера. Можно предложить упражнение «Поймай хлопок». Дети располагаются произвольно в зале так, чтобы каждый из них мог хорошо видеть педагога. Расстояние между ними должно быть таким, чтобы они не мешали друг другу выполнять упражнение. Обычно это «крылышки воробышка». Педагог хлопает в ладоши, а дети «ловят» его хлопок. Вначале хлопки детей разрознены. Необходимо добиваться единого хлопка. Упражнение производится с поэтапным усложнением. Добавляются элементы «коса» (дети
должны подпрыгнуть, когда педагог произносит это слово или жестом показывает, как он косит), или «бревно» (дети должны пригнуться и выпрямиться). Следующий элемент усложнения - педагог начинает двигаться. Теперь участники студии связаны с педагогом невидимыми жесткими нитями (расстояние между педагогом и учащимся не должно меняться). Движения его сопровождаются хлопками, которые должны ловить дети. Следующий этап усложнения - поймать хлопок закрытыми глазами в расслабленном состоянии, меняя свое положение в пространстве. Тем самым достигается высокая концентрация внимания. Заключительный этап упражнения - любимый участниками студии «взрыв». Из положения «сидя на корточках», обнимая колени, по хлопку преподавателя нужно максимально активно со звуком выбросить в окружающий мир энергию. После этого следует замереть и напрячь все свои мышцы, а затем поэтапно на счет расслаблять вначале кисти рук, до локтя, до плеча, мышцы шеи, туловище, сесть в исходную позицию на корточки, обхватив колени руками и опустив голову.
2. Далее по усмотрению педагога целесообразно проводить упражнения на развитие воображения так же с поэтапным усложнением. Позиция предыдущего упражнения может стать «зерном», «яйцом», из которой вырастает в ритме, заданном хлопками преподавателя или звучащей музыки, невиданное растение, рыба, насекомое, птица, какое-либо животное, а уж затем, венец эволюции - человек. Творение знакомится с окружающим миром, питается, живет и развивается. Затем оно знакомится
с другими созданиями. И, устав, засыпает. Нравится ребятам и самим быть творцами: из своей руки вылепить неведомое существо, назвать его, вдохнуть в него жизнь, а затем следить, как оно осваивает жизненное пространство, устанавливает взаимоотношения с другими существами. Можно предложить учащимся упражнение «Пигмалион»: разбившись на пары, они выступают то в роли скульпторов, то в роли послушной «глины», из которой лепят по заданию педагога цветы, животных, механизмы. «Скульпторы» дают имена своим творениям, оживающим при прикосновении «волшебной палочки». Следующее упражнение заставляет действовать в предлагаемых обстоятельствах. Педагог придумывает различные ситуации: «вы идете по песку, по глубокому снегу, по воде, плывете, летите». Нравится ребятам «рисовать» картины под музыку или на заданные темы. Начинает звучать музыка, выходит первый участник и замирает в какой-либо позе. Следующий должен дополнить создаваемую картинку. И так до тех пор, пока все участники не выйдут на сцену. По хлопку педагога картина оживает, ребята двигаются соответственно выбранным позам. Хорошо известное упражнение «Шарада» позволяет развить воображение, пластику, мимику, моторику. В этом упражнении ребенок без слов только при помощи мимики, пластики, жестов должен показать, чтобы отгадали другие участники, вначале заданное слово (существительное), затем существительное и его признак, и так с постепенным усложнением до целой фразы. Внимание и воображение при этом развивается не только у показывающих,
но и у участников игры. Используется и упражнение «Воображаемый предмет»: ребята становятся в круг и передают друг другу какой-либо предмет, который превращается в разные существа и предметы, а также упражнения на память физических действий. Упражнение «Зеркало» развивает внимание, учит работать с партнером. Сценическому общению и взаимодействию обучает упражнение «Импульс», когда нужно продолжить движение, получив импульс от партнера.
Развивают восприятие, внимание, память, ассоциативное мышление задания на запоминание мизансцены, положения предметов на столе, особенности каких-либо предметов, расположения детей в кругу.
3. Занятия по актерскому мастерству в музыкальном кукольном театре включают в себя целый комплекс упражнений по ритмике (ребята знакомятся с продолжительностью целого звука, половинки, четверти и восьмой, тактировкой 2\4, 3\4, 4\4, учатся выполнять музыкальную фразу хлопками, прыжками, движе- ''' нием вперед и назад), координации, гимнастике.
4. Занятия по развитию речи состоят из упражнений на дыхание (работа над фиксированным выдохом и вдохом, увеличением объема диафрагмы, носовым дыханием, его задержкой), начинаются с артикуляционной разминки.
Далее следует работа над правильным произнесением каждого звука. Вначале гласных звуков: и, э, а, о, у, ы. Затем шумных и сонорных согласных. Следующим этапом развития речи является разучивание скороговорок. При этом необходимо следить
118
за четкостью и выразительностью речи. Скороговорки произносятся с различной интонацией, включаются в разыгрывание бытовых и вымышленных ситуаций.
5. Работу над сценическим движением следует начинать по принципу «от простого к сложному». Первые мимические этюды, в которых детям следует изобразить содержание предлагаемого образа, могут быть такие: «Зайку бросила хозяйка...», «Зябнет осинка, дрожит на ветру. », «В траве сидел кузнечик». При работе над спектаклем желательно в форме этюда с использованием пантомимы изобразить каждого героя. При общем обсуждении выбираются наиболее удачные изображения, из их элементов складывается образ данного персонажа.
6. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей младшего школьного возраста, необходимо проводить занятия, направленные на развитие способности сопереживания, проявляющуюся в эмоциональном заражении и идентификации. Занятие проводится с использованием ролевой гимнастики, обсуждением и проигрыванием ситуации. Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей, учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным, давать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивом поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата.
Этапы подготовительной работы не должны быть растянуты во времени, так как с угасанием интереса театр для ребенка перестанет суще-
ствовать. Ведь главным в развитии творческих способностей юных артистов является участие в работе над музыкальным спектаклем. Когда репертуар выбран, важным этапом становится знакомство со сценарием музыкального спектакля, которое должно стать для детей убедительным, ярким, эмоциональным. При читке сценария руководителем театрального коллектива необходимо присутствие хормейстера и концертмейстера, чтобы дети сразу знакомились с музыкой и песенным материалом и получили полное яркое представление о спектакле. Желательно в процессе чтения привлекать ребят к соучастию и сопереживанию событий сценария, общаться с ними, как с героями, чтобы они могли ощущать себя сотворцами спектакля. По их первой реакции педагоги могут проверить правильность выбранного сценария. После прочтения дети пишут на листочках свои пожелания об исполнении той или иной роли. Обычно, все хотят исполнять роли главных героев, поэтому задача педагога - убедить и заинтересовать каждого ребенка в исполнении конкретной роли. На каждую роль следует выбирать по два человека, при повторном исполнении заменяющие становятся основными исполнителями. При разучивании ролей не стоит навязывать детям готового образца, зафиксированных движений, поз. Роль педагога в том, чтобы активизировать наблюдательность детей, воображение, стремление к ассоциативным сопоставлениям. Там, где необходимо, руководитель должен помочь вскрыть логику поведения героев, мотивы их взаимоотношений.
Занятия планируются с учетом всех видов работ (пение, сценическая речь и движение), а также сочетания коллективной и индивидуальной формы занятий. Репетиции продвигаются от картины к картине, с обязательным повторением предыдущих сцен. Желательно при работе над новой картиной провести этюдную работу, чтобы понять, как дети видят ситуацию, героев, понимают событийный ряд. Когда все сцены пройдены, готовы декорации и костюмы, необходимо провести две генеральные репетиции, чтобы юные артисты могли комфортно себя ощущать на сцене.
Спектакль - итог всей проведенной работы. Во время спектакля происходит взаимодействие актера и зрителя, появляется возможность поделиться своими мыслями, высказать свое, сокровенное. Серьезность отношения участников коллектива к своей работе, их высокая взыскательность к качеству любой детали спектакля, настоящая горячая увлеченность делом поднимают в глазах зрителей значение творческого труда до уровня общественно значимой деятельности, приносящей реально ощутимые важные и полезные результаты. Воспринимающие спектакль зрители видят и чувствуют, что исполнители получают настоящее творческое удовольствие, находятся
в особом состоянии взволнованности, трепетности, творческого горения. Зрители не только вместе с исполнителями переживают коллизии спектакля, но и подключаются к тому творческому волнению, которое испытывают участники коллектива, и вместе с ними сопереживают состояние подъема, духовного взлета, творчества. Это состояние становится как бы эмоциональным импульсом, порождающим у детей творческие потребности, желание самим испытать такую же радость от самостоятельного труда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. -2002. - № 2. -С. 84-86.
2. Станиславский К. С. Об искусстве театра: Избранное. -М.: ВТО, 1982. -512 с.
3. Таиров А. А. Записки режиссера. - М.: Изд-во ГИТИС, 2000. - 160 с.
4. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов. -М., 1990.
5. Деммени Е. С. Призвание - кукольник. - 119 Л.: Искусство, 1986. - 199 с.
6. Куприна Н. Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка // Начальная школа. - 2003. - № 10. -С. 46-52. |