The scientific heritage No 37 (2019) 43
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Новолодская Е.Г.
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
THE USE OF DRAMA PEDAGOGY IN THE ORGANIZATION OF HEALTH SAVING ACTIVITY OF
YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Novolodskaya E.
Altai state humanitarian-pedagogical University named after V.M. Shukshin, candidate of pedagogics, associate Professor of pedagogy and psychology
Аннотация
В статье рассматриваются методические особенности драматизации учебно-воспитательного процесса. Представлен опыт использования театральной педагогики в организации здоровьесберегающей деятельности младших школьников. Abstract
The article discusses the methodological features of the dramatization of the educational process. Presents the experience of using theatre pedagogy in the organization of health saving activity of younger schoolboys.
Ключевые слова: драматизация, здоровьесберегающая деятельность, сказкотворчество, творчество, театральная педагогика.
Keywords: dramatization, school health activities, writing stories, creativity, theatrical pedagogy.
Театральная педагогика предусматривает проникновение в мир сценических образов, их глубокую эмоционально-личностную характеристику, понимание смысла языка мимики и жестов, пластики движений. Тем самым театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения системы ценностей, мотивов поведения и целевых установок, в том числе установок на здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение.
Театральная педагогика эффективно используется в системе начального образования. Обращение к театру на этой ступени обосновано психологическими особенностями младших школьников. Ведущим типом деятельности, особенно в первом классе, остается игра. События и их содержание, учебный материал, преподносимые в игровой форме, полнее усваиваются и запоминаются. Театрализация придает творческий стиль изучению с учащимися учебного материала. Элементы драматизации повышают познавательную активность детей, создают положительный эмоциональный фон любого занятия - урока или внеклассного мероприятия. Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приемов театральной педагогики: сочинительство и сказкотворчество, этюды и пантомимика, театральные упражнения и игры, кукольный театр: перчаточный, пальчиковый и марионеточный и пр.
Театр своей многомерностью и многолико-стью помогает ребенку раздвинуть рамки в постижении окружающего мира, пробудить желание делиться своими мыслями и умение слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства,
при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
П.А. Синенко указывает: «Игровая природа театра не только позволяет целостно выстраивать педагогический процесс (единство трех базовых процессов школы - развития, социализации и образования личности), но и обеспечивает психическое развитие ребенка (чувствую-мыслю-действую). Театральное искусство дает возможность учителю и ученику лучше понять друг друга, способствует обоюдному развитию субъектов деятельности» [3, с. 50].
Данные идеи отражены и в работах зарубежных ученых. Дж. Девей, рассматривая новые парадигмы развития педагогической науки и практики, определяет, каким образом можно интегрировать средства театральной педагогики в процесс обучения детей: «искусство принимает во внимание абсолютное слияние игривости и серьезности» [6]. Э. Бонд утверждает, что «воображение меняет реальность» и что использование театральной педагогики играет важную роль в процессе обучения и воспитания, тем самым поощряя учащихся представлять свое будущее, свободное от социальной несправедливости: «игры детей являются своего рода наброском мира, в котором они должны жить» [5, с. 58]. В манифесте театральной педагогики Ю.Л. Альшица театральная деятельность провозглашается одним из главных условий формирования творческой активности обучающихся. «Учащийся мыслится ни как объект воздействия внешними техниками, стандартами, системами театральных режиссеров, а как субъект творческого процесса» [4, с. 12].
Как показывает опыт, значительный интерес вызывает у детей сочетание театрализации со сказ-котворчеством. Еще со времен Древней Руси сказка является важным педагогическим средством. Как способ познания мира, она учила детей правилам поведения в разных жизненных ситуациях, оценивать поступки героев, способствовала познанию природы, труда и быта людей - в широком понимании содействовала осознанию народной культуры.
Если содержание сказки ориентировано на характеристику компонентов здорового образа жизни или направлено на профилактику вредных пристрастий - это валеологическая сказка. Сочиняя сказку, ребенок проводит аналогии с собой и своими чувствами, это помогает ему постигнуть свой внутренний мир, является стимулом самовоспитания и саморазвития. Сказка выступает средством развития творческих способностей младших школьников (речевое и художественное творчество, драматизация и пантомимика пр.).
Учителю важно корректировать работу детей, показывать грамотные примеры наполнения сказки именно валеологическим (или другим, в зависимости от целей работы) содержанием, отмечать глубину представленного в сказке материала, не забывать за занимательностью работы учеников про необходимость отражения сложного теоретического и воспитательного материала, его осознания и понимания учениками.
Мы использовали театральную педагогику и сказкотворчество, наряду с другими педагогическими технологиями, в рамках реализации комплексной программы здоровьесберегающей деятельности младших школьников, включающей содержательные модули:
• модуль «Я и мое здоровье» предусматривает формирование и развитие у детей умений самопознания и самонаблюдения, самооценки и самодиагностики, саморазвития и самосовершенствования;
• модуль «Здоровье моей семьи» включает реализацию проектов семейного воспитания, вовлечение родителей в здоровьесберегающую деятельность и созидание семейных отношений;
• модуль «Здоровье окружающей среды» направлен на оценку состояния природной и предметно-пространственной среды, вовлечение младших школьников в конкретную природоохранную деятельность и эстетическое облагораживание среды обитания;
• модуль «Здоровье общества» ориентирован на характеристику некоторых социальных факторов здоровья и профилактику вредных пристрастий у обучающихся;
• модуль «Безопасность здоровья» предполагает изучение различных аспектов безопасности жизнедеятельности;
• модуль «Познание здоровья» носит стимулирующий характер в плане расширения валеологиче-ской грамотности и кругозора детей, формирования здорового образа жизни.
Нами были разработаны и поставлены совместно с детьми валеологические спектакли «Зеле-
ная аптека рекомендует» (о лекарственных растениях), «Пчелиная семья» (о продуктах пчеловодства), «Приключения Витаминки» (о группах витаминов), «Заседание клуба Доктора Чистюлькина. Помощники здоровья» (об истории происхождения гигиенических принадлежностей) [2], организована театрализованная спортивно-оздоровительная программа «Заседание клуба «Олимпионики и эллано-дики». Спортивные истории» (об истории происхождения спортивных снарядов) [1].
В рамках использования театральной педагогики в организации здоровьесберегающей деятельности младших школьников мы отслеживали изменения характеристик потребностно-мотивацион-ного и эмоционального компонентов в экспериментальных (225 человек) и контрольных (218 человек) начальных классов школ Алтайского края по уровням.
Эмоциональное отношение и переживания детей в процессе здоровьесберегающей деятельности:
• низкий: негативное или равнодушное эмоциональное отношение, ученик не проявляет свои чувства;
• допустимый: в основном положительное эмоциональное отношение и переживания, ребенок редко выражает свои чувства;
• оптимальный: положительное эмоциональное отношение и переживания, ребенку нравится участвовать в мероприятиях по сохранению здоровья, он часто выражает свои чувства смехом, мимикой и жестами;
• высокий: положительное эмоциональное отношение, ребенок с удовольствием участвует в мероприятиях по сохранению здоровья, получает моральное удовлетворение от результатов, выражает свои чувства смехом, мимикой и жестами.
Сформированность потребностно-мотиваци-онного компонента (потребность в творческой работе, творческом самовыражении и саморазвитии):
• низкий: ребенок редко участвует в творческой работе и не испытывает такой потребности;
• допустимый: частичная ориентация на творческое самовыражение, ребенок периодически участвует в творческой работе, может заниматься в кружке (секции, студии);
• оптимальный: ребенок принимает активное участие в творческой деятельности, выражена ориентация на творческое самовыражение, выражена активная позиция и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, занимается в кружке (секции, студии), может проявить фантазию и оригинальность;
• высокий: ярко выражена высокая творческая активность, проявление творческой инициативы, фантазии и оригинальности, увлеченность, активная позиция и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, ребенок может заниматься в нескольких кружках (секциях, студиях), увлекает своими идеями сверстников, выполняемые им работы раскрывают высокий творческий потенциал.
Полученные результаты представлены в диаграмме (рисунок 1).
5G 45 4G З5 3G 25 2G 15 1G 5 G
□ экспериментальные классы
□ контрольные классы
низкии допустимым оптимальным высоким
Рисунок 1. Распределение обучающихся опытных групп по уровням, в %
Об эффективности использования театральной педагогики свидетельствуют полученные результаты, отражающие значительное продвижение учащихся экспериментальных классов в сформирован-ности потребностно-мотивационной и эмоциональной составляющих здоровьесберегающей деятельности.
Список литературы
1. Новолодская, Е.Г. Здоровьесберегающая деятельность: театрализованная программа «Спортивные истории» / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 54-58.
2. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика в проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников / Е.Г. Новолодская //
Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. -С. 23-29.
3. Синенко, П.А. Театральная педагогика в школьном пространстве / П.А. Синенко // Сибирский учитель. - Новосибирск: Издательство НИП-
КиПРО, 2003. - № 6 (30). - С. 50-51.
4. Alschitz, J. A new Face of the Theatre Teacher / J. Alschitz. - M. A. Programme Teaching Professional Theatre Practice, 2014. - 21 p.
5. Bond, E. The Hidden Plot. Notes on Theatre-inEducation / Е. Bond. - London: Methuen, 2000.
6. Dewey, J. Art as Experience / J. Dewey. -New York: Capricorn, 1958.
МОДИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ноздрякова Е.В.
Аспирант ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
MODIFICATION OF THE DIAGNOSTIC SCALE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE PROFILE UNDER A MEANINGFUL-FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE
COMPETENCE OF STUDENTS
Nozdryakova E.
Post-graduate student of GBOU VO of Moscow region «Academy of social management»
Аннотация
В статье приводится один из современных способов диагностики коммуникативной компетентности обучающихся, а также описывается алгоритм рассуждений по созданию шкалы компетентностного профиля, который может быть использован для формирования диагностического инструментария по измерению других компетентностей личности. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней предложен для применения в практике образования модернизированный (улучшенный) вариант шкалы компетентностного профиля, успешно апробированный на обучающихся в течение нескольких лет.