Научная статья на тему 'Модификация диагностической шкалы коммуникативного компетентностного профиля в рамках содержательно-функциональной модели развития коммуникативной компетентности обучающихся'

Модификация диагностической шкалы коммуникативного компетентностного профиля в рамках содержательно-функциональной модели развития коммуникативной компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ШКАЛА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ / ИНДИКАТОРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрякова Е. В.

В статье приводится один из современных способов диагностики коммуникативной компетентности обучающихся, а также описывается алгоритм рассуждений по созданию шкалы компетентностного профиля, который может быть использован для формирования диагностического инструментария по измерению других компетентностей личности. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней предложен для применения в практике образования модернизированный (улучшенный) вариант шкалы компетентностного профиля, успешно апробированный на обучающихся в течение нескольких лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноздрякова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODIFICATION OF THE DIAGNOSTIC SCALE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE PROFILE UNDER A MEANINGFUL-FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

The article presents one of the modern methods of diagnostics of communicative competence of students, and also describes the algorithm of reasoning to create a scale of competence profile, which can be used to form diagnostic tools to measure other competencies of the individual. The relevance of this article lies in the fact that it is proposed for use in the practice of education modernized (improved) version of the scale of competence profile, successfully tested on students for several years.

Текст научной работы на тему «Модификация диагностической шкалы коммуникативного компетентностного профиля в рамках содержательно-функциональной модели развития коммуникативной компетентности обучающихся»

5G 45 4G З5 3G 25 2G 15 1G 5 G

□ экспериментальные классы

□ контрольные классы

низкии допустимым оптимальным высоким

Рисунок 1. Распределение обучающихся опытных групп по уровням, в %

Об эффективности использования театральной педагогики свидетельствуют полученные результаты, отражающие значительное продвижение учащихся экспериментальных классов в сформированное™ потребностно-мотивационной и эмоциональной составляющих здоровьесберегающей деятельности.

Список литературы

1. Новолодская, Е.Г. Здоровьесберегающая деятельность: театрализованная программа «Спортивные истории» / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 54-58.

2. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика в проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников / Е.Г. Новолодская //

Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. -С. 23-29.

3. Синенко, П.А. Театральная педагогика в школьном пространстве / П.А. Синенко // Сибирский учитель. - Новосибирск: Издательство НИП-

КиПРО, 2003. - № 6 (30). - С. 50-51.

4. Alschitz, J. A new Face of the Theatre Teacher / J. Alschitz. - M. A. Programme Teaching Professional Theatre Practice, 2014. - 21 p.

5. Bond, E. The Hidden Plot. Notes on Theatre-inEducation / Е. Bond. - London: Methuen, 2000.

6. Dewey, J. Art as Experience / J. Dewey. -New York: Capricorn, 1958.

МОДИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ноздрякова Е.В.

Аспирант ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»

MODIFICATION OF THE DIAGNOSTIC SCALE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE PROFILE UNDER A MEANINGFUL-FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE

COMPETENCE OF STUDENTS

Nozdryakova E.

Post-graduate student of GBOU VO of Moscow region «Academy of social management»

Аннотация

В статье приводится один из современных способов диагностики коммуникативной компетентности обучающихся, а также описывается алгоритм рассуждений по созданию шкалы компетентностного профиля, который может быть использован для формирования диагностического инструментария по измерению других компетентностей личности. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней предложен для применения в практике образования модернизированный (улучшенный) вариант шкалы компетентностного профиля, успешно апробированный на обучающихся в течение нескольких лет.

Abstract

The article presents one of the modern methods of diagnostics of communicative competence of students, and also describes the algorithm of reasoning to create a scale of competence profile, which can be used to form diagnostic tools to measure other competencies of the individual. The relevance of this article lies in the fact that it is proposed for use in the practice of education modernized (improved) version of the scale of competence profile, successfully tested on students for several years.

Ключевые слова: диагностика коммуникативной компетентности обучающихся; шкала компетент-ностного профиля; индикаторы коммуникативной компетентности.

Keywords: diagnostics of communicative competence of students; scale of competence profile; indicators of communicative competence.

Одной из главных проблем современного образовательного процесса, основной целью которого является формирование компетентностной личности, является составление грамотного диагностического инструментария для измерения актуального уровня различных компетенций. Проведенный анализ научной литературы (Борисенко Е.Н., Губарева Т.О., Ефремова Н.Ф.[2], Жидкова Р.А.[3], Жуков Ю.М., Зимняя И.А., Зубарев С.Н.[4], Кочетков М.В., Фишман И.С., Хуторской А.В. и др.) выявил большое разнообразие оценочных методик разной степени сложности. Учеными предлагаются различные анкеты, компетентностно-ориентирован-ные задания (КОЗ), тесты, кейсы, экспертные оценки, портфолио, оценка результатов проектной деятельности и пр. Среди прочих техник существует так называемый критериально -уровневый (индикаторный) подход в оценке компетентностей (Борисенко Е.Н.[1], Катаев С.Г., Лобода Ю.О., Хомякова Е.А. [5], Красностанова М.В.[6] и др.), в рамках логики которого был разработан графико-моделирующий способ оценки уровня коммуникативной компетентности обучающегося - диагностическая шкала компетентностного профиля [8]. Являясь графической моделью, шкала компетентност-ного профиля дает визуальную картину сравнения «эталонного» и реального профиля компетентности обучающегося, показывает кардинально расходящиеся показатели. В отличие от методик с единым общим выводом шкала компетентностного профиля конкретизирует отдельные показатели, давая возможность выстроить индивидуальную траекторию личностного развития обучающегося. Такую диагностическую шкалу можно выстроить для любой компетентности, достаточно следовать описанной логике на примере разработки шкалы для измерения актуального уровня коммуникативной компетентности обучающихся.

В процессе достаточно длительного научного исследования (с 2014 по 2018 год) трансформировалось авторское понимание коммуникативной компетентности, а вслед за ней видоизменилась и диагностическая шкала, вариация которой и представлена в данной статье. Понимая под коммуникативной компетентностью - поликомпонентный внутриличностный ресурс, определяющий степень коммуникативной гибкости субъекта и уровень эффективности решения поставленных им коммуникативных задач, в ходе научного исследования автором были определены четыре основных компонента коммуникативной компетентности личности:

- когнитивно-регулятивный, отвечающий за адекватное функционирование личности в ситуа-

циях межличностной коммуникации (система когнитивных представлений (общественные нормы, ценности) и саморегуляции личности от целепола-гания до рефлексии);

- лингвистический, предопределяющий процесс и качество речевой деятельности субъекта (владение типами речи и общепринятыми языковыми конструкциями);

- инструментально-адаптивный, определяющий уровень эффективности коммуникативных актов и степень ситуативной адаптивности личности (навыки конструктивного общения, владение различными техниками коммуникации, опыт взаимодействия в различных ситуациях);

- личностный, обуславливающий особенности коммуникации конкретной личности (скорость и сила протекания различных психологических процессов, степень интраверсии - экстраверсии, уровень перцепции и пр.).

Исходя из практической точки зрения дидактики образовательного процесса, заметим, что личностный компонент является самой ригидной областью, поэтому наиболее целесообразно педагогические усилия направить на оставшиеся три компонента, которые поддаются видимому измерению и развитию. В ходе исследования автором была сформулирована гипотеза о функциональном развитии коммуникативной компетентности, о целесообразности развития не отдельных компонентов, а тех основных функций, которые обеспечивает развитая коммуникативная компетентность личности. Работы отдельных ученых дают основания для подобной гипотезы. Так, например, Губарева Т.О. указывала, что коммуникативные умения обеспечивают несколько процессов взаимодействия людей: обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество. Коллектив психологов - аналитиков (Емельянов А.Л., Смирнов А.А., Анисимов О.С. и др.) выделял три основных речевых практики в зависимости от генеральной цели каждой деятельности: согласование действий, общение и собственно коммуникацию [7]. Таким образом, опираясь на проведенный качественно-структурный анализ содержания коммуникативной компетентности, можно выделить пять функций развитой коммуникации личности:

♦♦♦ Согласование действий с другими людьми для достижения общего результата;

♦♦♦ Общение как эмоционально-когнитивный обмен (эмоциями, чувствами, мыслями) между участниками;

♦♦♦ Коммуникация как деятельность по взаимному изменению представлений друг друга, взаимообучению и взаимоконтролю;

♦♦♦ Обеспечение понимания в общении за счет

владения человеком коммуникативными конструкциями в соответствии с лингвистическими нормами определенного общества;

♦♦♦ Коммуникативная адаптивность личности, позволяющая осуществлять контроль над процессом коммуникации, вовремя и адекватно реагировать на изменения коммуникативных процессов,

перестраивая в ходе деятельности собственную коммуникацию

Конкретизируя содержание каждой функции в соответствии с методом шкалирования, сформулируем индикаторы коммуникативной компетентности (см. таблицу 1), т.е. «качественные показатели уровня освоения чего-либо» [2, с. 207]:

Таблица 1.

Индикаторы шкалы коммуникативной компетентности

Функциональная направленность коммуникации Индикаторы шкалы коммуникативной компетентности личности

Согласование действий для достижения общего результата 1. Я умею работать в команде, стремлюсь договариваться и создавать позитивный рабочий микроклимат в группе 2. Я способен координировать действия группы людей, могу руководить или подчиняться в интересах дела

Общение как эмоционально-когнитивный обмен (эмоциями, чувствами, мыслями) 3. Я владею приемами конструктивного общения, могу вер-бально выразить свои чувства 4. Я владею невербальными приемами общения 5. Я могу взглянуть на ситуацию глазами собеседника и понять (принять) его позицию и его чувства

Коммуникация как деятельность по взаимному изменению представлений друг друга, взаимообучению и взаимоконтролю 6. Я стараюсь точно и ясно выражать свои мысли, подтверждать свое мнение аргументами 7. Я умею точно сформулировать вопрос, донести до собеседника свои возражения, тактично отказать 8. При споре я стараюсь рассмотреть все точки зрения, сравнить их, увидеть плюсы и минусы каждой, чтобы сделать обоснованный выбор 9. Я умею предвидеть и предотвращать конфликты в группе 10. Я могу справедливо, но тактично оценить результативность своей и чужой работы и выразить оценку словесно

Обеспечение понимания за счет владения коммуникативными конструкциями в соответствии с лингвистическими нормами 11. Я владею различными речевыми конструкциями и формами общения (монолог, диалог, полилог; устная / письменная речь; контактная или виртуальная форма взаимодействия) 12. Я обладаю грамотной речью, богатой лексикой

Коммуникативная адаптивность личности, включающая в себя когнитивно-регулятивный и рефлексивно-оценочный элемент 13. Я всегда знаю, какова цель моего общения, ориентируюсь на неё в речевом взаимодействии и стараюсь её достигать 14. Я могу быстро поменять стиль общения и форму речи в изменившейся ситуации 15. Я могу в процессе общения точно оценить, насколько я им доволен и при необходимости скорректировать его

Сформулированные индикаторы в качестве независимой шкалы при наличии высоких показателей по каждому пункту будут объективно свидетельствовать о высоком уровне коммуникативной компетентности личности. Обозначенные функции и их индикаторы также хорошо коррелируют с основными компонентами коммуникативной компетентности: когнитивно-регулятивным, лингвистическим и инструментально-адаптивным. Таким образом, гипотеза о функциональной направленности при развитии коммуникативной компетентности является вполне жизнеспособной и может служить дидактической основой для выстраивания содержательно-функциональной модели развития коммуникативной компетентности обучающихся [9]. В процессе дальнейшего исследования при опоре на две базовые характеристики коммуникативной компетентности (эффективность коммуникации субъекта и степень его коммуникативной гибкости) была проведена оценка и ранжирование выделен-

ных индикаторов (см. табл. 2). Каждому индикатору присваивались баллы от 1 до 3 в зависимости от его возможности обеспечения выделенных параметров базовых характеристик. Получившиеся результаты можно разделить на 4 уровня по степени значимости индикаторов:

^ 9 баллов - критичный уровень - ряд обязательных индикаторов, без которых невозможно существование коммуникативной компетентности в принципе;

^ 8 баллов - необходимый уровень - ряд значимых индикаторов, без которых нет качества компетентности;

^ 7 - 6 баллов - рекомендуемый уровень -индикаторы, дающие стабильность владения компетентностью, её «глубину»;

^ 5 баллов и менее - желательный уровень - индикаторы, обеспечивающие «ширину» поля компетентности, охватывающие некие дополнительные возможности.

Таблица 2.

Оценка индикаторов коммуникативной компетентности_

Индикаторы Как индикатор обеспечивает (от 1 до 3 баллов): Сумма баллов Уровень шкалы

Эффективность решения коммуникативных задач Создание благоприятного психологического климата Меру ситуа-тивной адаптивности

1. Я умею работать в команде, стремлюсь договариваться и создавать позитивный рабочий микроклимат в группе 3 3 3 9 критичный

2. Я способен координировать действия группы людей, могу руководить или подчиняться в интересах дела 3 3 3 9 критичный

3. Я владею приемами конструктивного общения, могу вербально выразить свои чувства 3 3 2 8 необходимый

4. Я владею невербальными приемами общения 2 3 2 7 рекомендуемый

5. Я могу взглянуть на ситуацию глазами собеседника и понять (принять) его позицию и его чувства 2 3 3 8 необходимый

6. Я стараюсь точно и ясно выражать свои мысли, подтверждать свое мнение аргументами 3 2 1 6 рекомендуемый

7. Я умею точно сформулировать вопрос, донести до собеседника свои возражения, тактично отказать 3 3 2 8 необходимый

8. При споре я стараюсь рассмотреть все точки зрения, сравнить их, увидеть плюсы и минусы каждой, чтобы сделать обоснованный выбор 3 3 3 9 критичный

9. Я умею предвидеть и предотвращать конфликты в группе 3 3 3 9 критичный

10. Я могу справедливо, но тактично оценить результативность своей и чужой работы и выразить оценку словесно 3 3 2 8 необходимый

11. Я владею различными речевыми конструкциями и формами общения (монолог, диалог, полилог; устная / письменная речь; контактная или виртуальная форма взаимодействия) 2 1 3 6 рекомендуемый

12. Я обладаю грамотной речью, богатой лексикой 2 1 2 5 желательный

13. Я всегда знаю, какова цель моего общения, ориентируюсь на неё в речевом взаимодействии и стараюсь её достигать 2 1 2 5 желательный

14. Я могу быстро поменять стиль общения и форму речи в изменившейся ситуации 3 2 3 8 необходимый

15. Я могу в процессе общения точно оценить, насколько я им доволен и при необходимости скорректировать его 2 2 3 7 рекомендуемый

Проведенный качественно -функциональный анализ выявил девять особо важных и два наименее существенных параметра (грамотная речь и навык целеполагания) коммуникативной компетентности личности. Результаты свидетельствуют о том, что сложившаяся на сегодняшний момент система образования с акцентом на филологические науки не полностью соответствует современным запросам общества, поскольку уделяет большое внимание не первостепенным параметрам коммуникативной

компетентности обучающихся. Поэтому целесообразно включать в современный образовательный процесс специальные формы по обучению коммуникации, ставящие на первый план умения работать в команде, договариваться, менять стиль и роль общения в ходе взаимодействия, развивающие способности личности к эмпатии и рефлексии. Таким образом, предлагаемая авторская содержательно-функциональная модель развития коммуни-

кативной компетентности обучающихся остроакту- Возвращаясь к построению шкалы в соответ-

альна и существенна для современного образова- ствии с полученными баллами, мы видим, что в гра-тельного процесса. фическом виде профиль коммуникативной компе-

тентности выглядит следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1. Шкала коммуникативного компетентностного профиля

Данная шкала является «эталонной», на ней отмечены девять «базовых» индикаторов ядра коммуникативной компетентности личности: 4 индикатора критичного уровня и 5 индикаторов необходимого уровня, обеспечивающих показатели тех качеств, без которых коммуникативная компетентность существовать не может. При выстраивании индивидуальной шкалы обучающегося особое внимание уделяется именно этим девяти индикаторам (№ 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 14), показатели по которым должны совпадать или превосходить нормативные. В рамках содержательно-функциональной модели существуют три уровня развития коммуникативной компетентности, с которыми соотносима компе-тентностная шкала:

• 1 - 3 совпадения - элементарный уровень коммуникативной компетентности обучающегося,

• 4 - 6 совпадений - средний уровень коммуникативной компетентности,

• 7 - 9 совпадений - сущностный уровень коммуникативной компетентности.

Методика применения шкалы коммуникативного компетентностного профиля:

♦♦♦ Обучающиеся старших классов делятся на пары и получают бланки с индикаторами и рабочие

бланки для выставления баллов и выстраивания шкалы. Предлагается анкета из 15 вопросов на само- и взаимооценивание (см. табл. 3): сначала свои качества оценивает сам хозяин анкеты (от 0 до 3 баллов каждое), затем его товарищ и полученные баллы складываются, записывается сумма и возможные комментарии как хозяина анкеты, так и его друга.

♦♦♦ После обсуждения итоговых баллов, каждый в соответствии с ними выстраивает индивидуальную шкалу и отмечает совпадения по 9 базовым индикаторам.

♦♦♦ В выводе после графика хозяином шкалы указывается число совпадений, получившийся уровень коммуникативной компетентности и рекомендации самому себе по приближению личного профиля к «эталонному».

♦♦♦ При повторном тестировании, заполняется нижний график, а в выводах указываются произошедшие изменения. Таким образом, шкала коммуникативного компетентностного профиля является заданием на рефлексию и целеполагание и выполняет кроме диагностической, ещё и развивающую функцию.

Таблица 3

Бланк вопросов и бланк-таблица ответов_

Оцените себя по каждому из пунктов от 0 до 3 баллов: 0 - нет, не могу, не умею, 1 - скорее нет, чем да, 2 - скорее да, чем нет, 3 - да, умею хорошо

1. Я умею работать в команде, стремлюсь договариваться и создавать позитивный рабочий микроклимат в группе 2. Я способен координировать действия группы людей, могу руководить или подчиняться в интересах дела 3. Я владею приемами конструктивного общения, могу вербально выразить свои чувства 4. Я владею невербальными приемами общения 5. Я могу взглянуть на ситуацию глазами собеседника и понять (принять) его позицию и его чувства 6. Я стараюсь точно и ясно выражать свои мысли, подтверждать свое мнение аргументами 7. Я умею точно сформулировать вопрос, донести до собеседника свои возражения, тактично отказать 8. При споре я стараюсь рассмотреть все точки зрения, сравнить их, увидеть плюсы и минусы каждой, чтобы сделать обоснованный выбор 9. Я умею предвидеть и предотвращать конфликты в группе 10. Я могу справедливо, но тактично оценить результативность своей и чужой работы и выразить оценку словесно 11. Я владею различными речевыми конструкциями и формами общения (монолог, диалог, полилог; устная / письменная речь; контактная или виртуальная форма взаимодействия) 12. Я обладаю грамотной речью, богатой лексикой 13. Я всегда знаю, какова цель моего общения, ориентируюсь на неё в речевом взаимодействии и стараюсь её достигать 14. Я могу быстро поменять стиль общения и форму речи в изменившейся ситуации 15. Я могу в процессе общения точно оценить, насколько я им доволен и при необходимости скорректировать его № Баллы мои Баллы от друга Всего / Комментарии

1.

2.

3.

4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Индивидуальный бланк шкалы коммуникативного компетентностного профиля выглядит таким образом (см. рис. 2):

Рис. 2. Бланк шкалы коммуникативного компетентностного профиля

Работа по само- и взаимооцениванию обучающимися собственного уровня коммуникативной компетентности позволяет формировать рефлексивные способности личности и умение выстраивать свою траекторию развития; шкала наглядно показывает общий уровень владения компетентностью, позволяя при этом увидеть «западания» отдельных критериев. Проведенный эксперимент (общий контингент исследования составил 380 человек в возрасте от 15 до 17 лет) показал, что старшеклассники достаточно успешно овладевают данной методикой оценки, с увлечением выстраивая шкалу и анализируя её. Таким образом, можно сделать вывод, что шкала коммуникативного ком-петентностного профиля, содержащая все значимые критерии данной компетентности, представляет собой наглядную графическую модель оценки актуального уровня коммуникативной компетентности личности и может быть рекомендована к широкому использованию в качестве диагностического инструмента современного образовательного процесса.

Список литературы

1. Борисенко, Е.Н. Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №3 - С. 121-126.

2. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. - М.: Национальное образование, 2012. - 416 с.

3. Жидкова, Р. А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2012. - № 28. - С. 779-782.

4. Зубарев, С.Н. Методы оценки сформиро-ванности коммуникативной компетенции // Историческая и социально-образовательная мысль. -2015. - № 1 / том 7. - С. 146 - 148.

5. Катаев, С.Г., Лобода Ю.О., Хомякова Е.А. Индикаторный метод оценивания компетенций // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. - 2009. - № 11 (89). - С. 70-72.

6. Красностанова, М.В., Осетрова Н.В., Самара Н.В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. - М.: Вершина, 2007. - 208 с.

7. Коммуникация для аналитиков. А.Л. Емельянов, А.А. Смирнов, С.В. Никитин, А.А. Федоров; под общ. ред. О.С. Анисимова. - Великий Новгород: ООО «Печатный двор «Великий Новгород», 2015. - 208 с.

8. Ноздрякова, Е.В. Шкала компетентност-ного профиля как графико-моделирующий способ оценки уровня компетентности обучающегося //

Наука и школа (перечень ВАК). - 2017. - № 1. - С. 181 - 187.

9. Ноздрякова, Е.В. Содержательно-функциональная модель развития коммуникативной компетентности обучающихся // Сб. Межд. научного форума "Наука и инновации - современные концепции", отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. - Москва: Издательство Инфинити, 2019. - том 2. - С. 38- 44.

ПЕДАГОПЧШ АСПЕКТИ ПРОФЕСIЙНОÏ МОБШЬНОСТ! СУЧАСНОГО ФАХ1ВЦЯ

nosidaÜHUK О.С.,

кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри соцгологи та соц1ально'1 роботи ДВНЗ «Ужгородський нацюнальний утверситет»,

Хоминець С.1. астрант кафедри загально'1 педагогжи та педагогжи вищо'1 школи ДВНЗ «Ужгородський нацюнальнийунгверситет»

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL MOBILITY OF A MODERN SPECIALIST

Povidaychyk O.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology and Social work State University « Uzhgorod National University»,

Khominets S.

Postgraduate Student at the Department of General Pedagogy and High School Pedagogy State University « Uzhgorod National University»

Анотащя

У статп дослщжуються педагопчш аспекти професшно! моб№носп сучасного фахiвця. Пpоаналiзо-вано внутршш i зовшшш фактори, яш зумовлюють необхвдшсть становления професшно мобшьних кад-piB. На основi узагальнення деяких наукових пiдходiв визначено змют поняття професшно! моб№носп та виокремлено И види (горизонтальну i вертикальну). Розглянуто основш форми розвитку професшно! мо-бшьносл фахiвцiв у системi безперервно! освiти.

Abstract

The article deals with the pedagogical aspects of professional mobility of a modern specialist. There are analyzed the internal and external factors that determine the necessity of the formation of professionally mobile specialists. On the basis of the generalization of some scientific approaches, the content of the concept of professional mobility is defined, as well as its types (horizontal and vertical) are distinguished. The main forms of professional mobility of specialists in the system of continuous education are considered.

Ключов1 слова: фахова тдготовка, професшна мобшьшсть, особистюно-професшш риси, фактори, види, форми розвитку професшно! моб№ностг

Keywords: professional preparation, professional mobility, personal and professional features, factors, types, forms of development of professional mobility.

Характерними особливостями сучасного сус-пшьства е динашчш перетворення, що характеризуются переорieнтацieю одних галузей професшно! д!яльносп на шш^ пред'являючи принципово новi вимоги до тдготовки фахiвцiв у закладах ви-що! освгги. Щоб бути успiшним i затребуваним на ринку працi, майбутнi педагоги повинш володiти певними особистiсними якостями - вмгги швидко i ефективно адаптуватися до нових умов професш-ного середовища, бути рухливими, вмгги проекту-вати i реалiзовувати на практищ новi освiтнi ситуаций, аналiзувати освiтнi тенденцii i вщповщно до них здiйснювати власну самоосвиу, саморозвиток, тобто бути професiйно мобшьними.

Потреба забезпечення неперервностi освгт-нього процесу та необхiдностi пiдготовки мобшьних фахiвцiв аргументуеться в законах Укра!ни «Про вищу освiту» (2014), «Про освпу» (2017), Концепцii' розвитку неперервно! педагогiчноi' освiти (2013), Нацюнальнш стратегii' розвитку освiти в УкраМ на 2012-2021 роки (2012). Проте результата численних дослщжень засввдчують, що сучасна вичизняна система освiти поки що не по-вню мiрою виконуе поставленi перед нею завдання. Багато педагогiв у сво!й практичнш дiяльностi ма-ють певнi труднощ^ якi обумовленi нерозвиненими здiбностями до варiативного застосування сво!х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.