Научная статья на тему 'Психолого-педагогические критерии формирования коммуникативной компетентности преподавателя медицинского вуза'

Психолого-педагогические критерии формирования коммуникативной компетентности преподавателя медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ШУМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПАРТНЁРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMMUNICATIVE NOISE / PEDAGOGICAL POSITION / PARTNERSHIP INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова В.Н., Задорожняя И.В.

Статья посвящена условиям, влияющим на формирование коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы в рамках медицинского университета. В статье проводится анализ понятия «коммуникативная компетентность преподавателя», детально рассматривается её структура, основное внимание уделено компонентам и функциям коммуникативной компетентности педагога, а также критерии сформированности коммуникативной компетентности. Автор полагает, что профессиональная деятельность преподавателя высшей школы требует высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности, так как коммуникативная компетентность педагога занимает важнейшее место в профессиональной деятельности преподавателя, являясь при этом одной из базовых составляющих профессиональной компетентности. При достаточном уровне сформированности данной компетенции значительно повышается эффективность образовательного процесса, а также осуществляется всестороннее развитие мотивационной сферы и когнитивного компонента. Главным коммуникативным принципом при преподавании в медицинском университете становится опора на поликультурный диалог и выделение этнокультурного компонента в коммуникации. Также необходимо уделять особое внимание коммуникативным шумам и профессиональной деформации, также оставляющей отпечаток на коммуникации. В медицинском университете критерии сформированности коммуникативной компетентности отличаются от гуманитарного профиля. Автор провёл анкетирование обучающихся Ростовского государственного медицинского университета и определил набор критериев, наиболее важных с точки зрения обучающихся. Результат анкетирования приведён в статье. Статья будет полезна преподавателям, работающим в сфере медицинского образования, а также студентам педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова В.Н., Задорожняя И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CRITERIA FOR FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the conditions that influence the formation of the communicative competence of the teacher of higher education within the framework of the medical university. The article analyzes the concept of "communicative competence of the teacher", details its structure, focuses on the components and functions of the communicative competence of the teacher, as well as the criteria for the formation of communicative competence. The author believes that the professional activity of the high school teacher requires a high level of communication competence, as the communicative competence of the teacher occupies a major place in the professional activity of the teacher, being one of the basic components of professional competence. With a sufficient level of formation of this competence, the effectiveness of the educational process is significantly increased, and a comprehensive development of the motivational sphere and cognitive component is carried out. The main communicative principle in teaching at a medical university is reliance on multicultural dialogue and the allocation of the ethno-cultural component in communication. It is also necessary to pay special attention to communicative noise and professional deformation, which also leaves a mark on communication. At the medical university, the criteria for the formation of communicative competence differ from the humanitarian profile. The author conducted a survey of students of the Rostov State Medical University and identified a set of criteria that are most important from the point of view of students. The result of the questionnaire is given in the article. The article will be useful for teachers working in the field of medical education, as well as for students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические критерии формирования коммуникативной компетентности преподавателя медицинского вуза»

УДК 377.8:378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В.Н. Власова, И.В. Задорожняя

Аннотация. Статья посвящена условиям, влияющим на формирование коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы в рамках медицинского университета. В статье проводится анализ понятия «коммуникативная компетентность преподавателя», детально рассматривается её структура, основное внимание уделено компонентам и функциям коммуникативной компетентности педагога, а также критерии сформированности коммуникативной компетентности.

Автор полагает, что профессиональная деятельность преподавателя высшей школы требует высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности, так как коммуникативная компетентность педагога занимает важнейшее место в профессиональной деятельности преподавателя, являясь при этом одной из базовых составляющих профессиональной компетентности. При достаточном уровне сформированности данной компетенции значительно повышается эффективность образовательного процесса, а также осуществляется всестороннее развитие мотивационной сферы и когнитивного компонента.

Главным коммуникативным принципом при преподавании в медицинском университете становится опора на поликультурный диалог и выделение этнокультурного компонента в коммуникации. Также необходимо уделять особое внимание коммуникативным шумам и профессиональной деформации, также оставляющей отпечаток на коммуникации.

В медицинском университете критерии сформированности коммуникативной компетентности отличаются от гуманитарного профиля. Автор провёл анкетирование обучающихся Ростовского государственного медицинского университета и определил набор критериев, наиболее важных с точки зрения обучающихся. Результат анкетирования приведён в статье.

Статья будет полезна преподавателям, работающим в сфере медицинского образования, а также студентам педагогических вузов.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, коммуникативный шум, педагогическая позиция, партнёрское взаимодействие.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CRITERIA

FOR FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE

OF THE TEACHER OF THE MEDICAL UNIVERSITY

V. Vlasova, I. Zadorozhnaya

Abstract. The article is devoted to the conditions that influence the formation of the communicative competence of the teacher of higher education within the framework of the medical university. The article analyzes the concept of "communicative competence of the teacher", details its structure, focuses on the components and functions of the communicative competence of the teacher, as well as the criteria for the formation of communicative competence. The author believes that the professional activity of the high school teacher requires a high level of communication competence, as the communicative competence of the teacher occupies a major place in the professional activity of the teacher, being one of the basic components of professional competence. With a sufficient level of formation of this competence, the effectiveness of the educational process is significantly increased, and a comprehensive development of the motivational sphere and cognitive component is carried out.

The main communicative principle in teaching at a medical university is reliance on multicultural dialogue and the allocation of the ethno-cultural component in communication. It is also necessary to pay special attention to communicative noise and professional deformation, which also leaves a mark on communication. At the medical university, the criteria for the formation of communicative competence differ from the humanitarian profile. The author conducted a survey of students of the Rostov State Medical University and identified a set of criteria that are most important from the point of view of students. The result of the questionnaire is given in the article.

The article will be useful for teachers working in the field of medical education, as well as for students of pedagogical universities.

Keywords: communication, communicative competence, professional competence, professional activity, communicative noise, pedagogical position, partnership interaction.

Сегодня образовательный процесс в высшей школе подвергается интенсивной реорганизации: внедряется инновационная стратегия, курс которой взят на применение компетентностного подхода к обучению. На наш взгляд, преимущества компетентностного обучения по сравнению с некомпетентностным очевидны: обучающийся не только усваивает набор определённых дидактических единиц, но и применяет их на практике. Таким образом, процесс обучения направлен не на приобретение теоретической подготовки, которая может не пригодиться, а на формирование набора компетенций, помогающих осуществлять успешную коммуникацию и профессиональную деятельность [11, с.156].

Коммуникативная компетентность

преподавателя занимает особое место в профессиональной педагогической деятельности, являясь одной из базовых составляющих профессиональной компетентности. От уровня сформированности коммуникативной

компетентности преподавателя зависит психологический климат в учебной группе, а также активизация творческих процессов и интерес к учебной деятельности. Повышение уровня коммуникативной компетентности является одной из важнейших задач современной высшей школы, т.к. посредством коммуникации преподаватель транслирует знание и формирует общекультурные и профессиональные компетенции. Отношение к изучаемым дисциплинам и активность посещения дисциплин, преподаваемых конкретным

Представим структуру коммуникативной компетентности преподавателя в виде таблицы [4, с.41-42]. При этом психолого-педагогическая составляющая компетентности является интерактивным процессом с многоуровневой иерархией взаимодействий: взаимопонимание, взаимопринятие, взаимопереживание,

взаимовлияние [6, с.118]. Коммуникативная

педагогом, определяется возможностью коммуникации. В этом общении обучающиеся ищут возможность обсуждать не только научное знание, но и актуальные для них вопросы, касающиеся социального развития и, конечно же, собственного становления как профессионала, гражданина, личности [2, с.87]. Именно поэтому коммуникативная компетентность преподавателя вуза должна быть на высоте. Высокий уровень сформированности коммуникативной

компетентности преподавателя позволяет осуществить всестороннее развитие

мотивационной сферы, когнитивного

компонента, а также предполагает виртуозное владение коммуникативными техниками.

Под коммуникативной компетентностью преподавателя, вслед за С.Н. Федотовым и Е.В. Степаненко, мы понимаем сложное целостное психическое образование, которое определяет уровень успешности в профессиональной и социальной среде и включает в себя знания и умения эффективного межличностного общения и личностную составляющую [10, с.203]. Данная система внутренних ресурсов выполняет следующие функции:

- перцептивную функцию, отражающую процесс восприятия образа и его адекватного формирования;

- интерактивную функцию, заключающую в организации эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

В коммуникативный процесс в условиях образовательного пространства входят следующие составляющие [9, с.30]:

компетентность преподавателя высшей школы включает в себя не только психологические знания в области межличностного взаимодействия, стратегии поведения при возникновении конфликтов, но и наличие гибкого ролевого поведения преподавателя и гуманистически направленных ценностных ориентаций [1, с.67].

КОММУНИКА ТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ включает диагностику социопсихологической ситуации в условиях коммуникативной деятельности КОММУНИКА ТИВНО-ПРОГРАММИРУЮЩАЯ включает выбор стиля общения, подготовку программы общения и прочее

КОММУНИКА ТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ включает организацию и стимулирование коммуникативной активности субъектов общения КОММУНИКА ТИВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ включает оценку коммуникативной ситуации и прогноз её развития

Рисунок 1. - Составляющие коммуникативной компетенции

Таблица 1. -Структура коммуникативной компетентности преподавателя (по В.В. Марковой и О.П. Нагель)

Личностный компонент Подразумевает наличие педагогической коммуникабельности, потребности в общении с обучающимися, а также включает в себя эмпатию и толерантность

Нравственно-этический компонент Отражает ценностное отношение к обучающимся и включает в себя наличие благоприятного климата общения, соблюдение этических и гуманистических принципов

Теоретико-методический компонент Подразумевает знание возрастных закономерностей коммуникативного развития, а также знание о структуре, типах и правилах педагогического общения (речевого и невербального)

Технологический компонент Направлен на фасилитацию потенциала обучающегося, включает в себя управление учебным сотрудничеством студентов и использованием коммуникативных технологий

Социально-психологический компонент Ориентируется на понимание статусной структуры учебной группы и включает использование психологических средств и механизмов коммуникативного воздействия

Рефлексивный компонент Характеризуется установлением эффективности использования коммуникативных технологий, самоанализом личностных качеств и осознанием возникающих барьеров в общении

Уровень сформированности коммуникативной компетентности состоит в прямой зависимости от эмоциональной устойчивости индивида, проявляющейся в толерантности, выдержке, спокойной реакции и отсутствии импульсивного реагирования на неадекватное поведение обучающихся и обеспечивается саморегуляцией [7, с.112]. Соответственно, огромную роль играют личностные качества преподавателя.

Сформированности коммуникативной

компетентности преподавателя высшей школы способствуют его следующие личностные качества:

— профессионально-коммуникативная направленность;

- интеллектуальная активность;

— экспрессивность и эмоциональность;

- коммуникативно-творческая активность [3, с.35].

Коммуникативная компетентность педагога требует от него учитывать ритм общения, при котором необходимо соблюдать определённое постоянство в пропорциях молчания и говорения субъектов образовательного процесса. Чередование видов коммуникативной деятельности предоставляет возможность «быть ближе к студентам в педагогическом взаимодействии, внимательно относиться к процессу развития мысли, быть терпимее к некоторой еретичности, дерзости взглядов студентов на преподносимую преподавателем информацию» [5, с.283].

Таким образом, коммуникативная

компетентность преподавателя высшей школы является важнейшей составляющей

профессионально-педагогической деятельности; и высокий уровень её сформированности

обеспечивает повышение эффективности учебного процесса и гарантирует всестороннее развитие личности. Всё чаще исследователи связывают психологическую компетентность педагогов со стилями их общения и межличностного взаимодействия, акцентируют внимание на взаимосвязях педагогического общения с успешностью профессиональной деятельности преподавателя и личностного развития обучающихся. При анализе психологической стороны педагогического общения следует учитывать, что данный тип общения решает несколько типов задач: педагогические и собственно коммуникативные задачи.

Педагогическая задача направлена на освоение обучающимися определённого дидактического материала, в то время как при решении коммуникативной задачи необходимо искать, какими иллокутивными средствами это можно сделать наиболее эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных педагогических ситуациях [2, с.87].

Безусловно, в условиях медицинского вуза критерии сформированности коммуникативной компетентности отличаются от гуманитарного профиля. Можно выделить несколько важнейших из них:

— высокий уровень мотивированности преподавателя в рамках ценностно-смысловой направленности;

— достаточная степень сформированности педагогического мышления и профессионально-коммуникативных умений и навыков;

— обладание информационно-коммуникативными знаниями;

умение производить адекватный коммуникативный самоконтроль и поведенческую рефлексию.

Мы провели анкетирование обучающихся медицинского вуза и установили показатели сформированности коммуникативной

компетентности преподавателя, которые наиболее важны с точки зрения студентов (количество процентов показывает количество студентов, отметивших критерий как важный):

— открытость в процессе межличностной коммуникации - 48%;

- адекватность коммуникативного восприятия

- 41%;

— ориентация на достижение компромисса -35%;

- знание основ педагогической коммуникации

- 29%;

— готовность преподавателя к самоконтролю и управлению своими эмоциями в процессе обучения - 25%;

- обеспечение конструктивной обратной связи

- 24%.

Таким образом, высокая степень сформированности коммуникативной

компетентности преподавателя, по мнению обучающихся, выражается в умении производить партнёрское взаимодействие, которое способствует снижению уровня эмоционального напряжения и созданию в аудитории благоприятного психологического климата. Очень важен правильный коммуникативный имидж преподавателя вуза, в особенности его личностная сторона (визуальная, кинестетическая,

ольфакторная).

По мнению Е.Ю. Сысоевой, в современных условиях, когда имеют место коммерциализация и консьюмеризация образования, и

преподавательская деятельность рассматривается как услуга, структурными элементами коммуникативной компетентности преподавателя становятся владение технологиями психогигиены,

а также наличие конфликтофобии [8, с. 108].

Преподавателям следует отказаться от авторитарно-манипулятивного стиля общения и от ролевого взаимодействия в пользу межличностного, прикладывая усилия к гармонизации образовательной деятельности. Только так можно создать необходимые условия для активизации коммуникативного потенциала. Профессиональная культура речи педагога важна потому, что учитель с низким уровнем речевой культуры не сможет выполнять своё предназначение: научить, воспитать и развить всё лучшее в обучающемся. Нам представляется востребованной вся совокупность методов и средств обучения, позволяющих максимально осмысленно для самих обучающихся объединить сферы вербальной и невербальной коммуникации.

В рамках медицинского вуза особенное внимание, на наш взгляд, необходимо уделять коммуникативным шумам, в особенности -культурологическому шуму. Главным

коммуникативным принципом становится опора на поликультурный диалог и выделение этнокультурного компонента в коммуникации. Во многом психологический комфорт и успешность коммуникативного процесса обусловлены личностным потенциалом, уровнем

эмоциональной стабильности и психической устойчивости. Эффективность образовательного процесса также зависит от методической подготовки и организации работы преподавательского состава, уровня

сформированности коммуникативной

компетентности. Сформированность

профессиональной педагогической позиции в составе компетентности медицинского работника позволит наиболее эффективно реализовать коммуникацию с пациентом, обеспечивая длительность общения, цели и задачи, проектируя индивидуальные маршруты работы с каждым из пациентов, делая это осознанно, а не на интуитивном уровне.

Литература:

1. Будина И.А. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы / И.А. Будина // Научный альманах. - 2015. - № 11-2(13). - С. 65-68.

2. Власова В.Н. Психологические особенности педагогического общения в вузе / В.Н. Власова, Н.Ю. Таирова // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 6. - С. 86-89.

3. Кузнецова А.А. Критерии коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы в условиях электронной образовательной среды [Электронный ресурс] / А.А. Кузнецова, В.Н. Ткачев //

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. - 2017. - № 5. - Режим доступа: http://j-chr.отщ'uptoad/выпуск5(8yPDF/Кузнецова30-37.pdf

4. Маркова В.В. Коммуникативная компетентность преподавателя как условие профессионально-нравственного развития студентов / В.В. Маркова, О.П. Нагель // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 5. - С. 40-43.

5. Маслов С.И. Совершенствование коммуникативной компетентности преподавателя высшего учебного заведения / С.И. Маслов, А.П.

Илькова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-1. -С. 280-285.

6. Стешов А.В. Структура и содержание коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы / А.В. Стешов, М.А. Стешова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2015. - № 3. - С. 115-121.

7. Сысоева Е.Ю. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая проблема / Е.Ю. Сысоева // Успехи современной науки. - № 11. - Т. 2. - С. 111-113.

8. Сысоева Е.Ю. Развитие коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации / Е.Ю. Сысоева // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2016. - № 11. - С. 102-112.

9. Травина С.А. Коммуникативная компетентность в инновационной деятельности преподавателя вуза: монография / С.А. Травина // Инновационная деятельность педагога в современном образовательном процессе; научные редакторы: И.Ф. Нестерова, И.Л. Самусенко. - Тверь, ТвГУ. - 2011. - С. 29-37.

10. Федотов С.Н. Коммуникативная компетентность как фактор психологической культуры преподавателей высшей и средней школы / С.Н. Федотов, Е.В. Степаненко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 1. - С. 203208.

11. Чернышенко О.В. Лингводидактический потенциал креолизованного текста в рамках компетентностного подхода / О.В. Чернышенко // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 155-159.

Сведения об авторах:

Власова Виктория Николаевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФПК и III 1С, Ростовский государственный медицинский университет, e-mail: oip08@mail.ru

Задорожняя Ирина Викторовна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФПК и III 1С , Ростовский государственный медицинский университет, email: zadorozhnyaya.iv@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the authors:

V. Vlasova (Rostov-on-Don, Russia), Doctor of Philosophical Science, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University, e-mail: oip08@mail.ru

I. Zadorozhnaya (Rostov-on-Don, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Pedagogy of the Faculty for advanced studies and professional retraining of specialists, Rostov State Medical University, e-mail: zadorozhnyaya.iv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.