Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации'

Развитие коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSITY TEACHER / COMMUNICATIVE COMPETENCE / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Елена Юрьевна

Цель. Статья посвящена необходимости развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза в условиях гуманизации высшего образования. Предметом анализа является совершенствование ценностных и поведенческих основ коммуникативной компетентности преподавателя вуза. Автор ставить цель раскрыть основные содержательные и методические аспекты развития коммуникативной культуры преподавателя вуза в системе повышения квалификации. Метод или методология проведения работы. В процессе работы над статьей были использованы методы теоретического анализа философских, психолого-педагогических подходов, общенаучные методы классификации, обобщения и сравнения. Результаты. Обоснованы содержательные компоненты, механизм и условия развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации. Определено значение коммуникативной компетентности преподавателя вуза для личностно-профессионального развития студентов. Область применения результатов. Система повышения квалификации преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PROFESSOR IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

The goal. The article is devoted to the need for the development of communicative competence of a professor in the conditions of humanization of higher education. The subject of the analysis is to improve the value and behavioral bases of communicative competence of a teacher of higher school. The author sets a goal to reveal the basic substantive and methodological aspects of the development of communicative culture the university teacher in the system of professional development. Method and methodology of work. Methods of the theoretical analysis of philosophical, psychology and pedagogical approaches, general scientific methods of classification, generalization and comparison have been used in the course of work the research article. Results. The research article grounds substantial components of the mechanism and conditions for the development of communicative competence of the university teacher in the system of professional development. In addition, it determines the value of communicative competence of the professor for personal professional development of students. Scope of use. Professional development system.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-102-112 УДК 378

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Сысоева Е.Ю.

Цель. Статья посвящена необходимости развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза в условиях гуманизации высшего образования. Предметом анализа является совершенствование ценностных и поведенческих основ коммуникативной компетентности преподавателя вуза. Автор ставить цель раскрыть основные содержательные и методические аспекты развития коммуникативной культуры преподавателя вуза в системе повышения квалификации.

Метод или методология проведения работы. В процессе работы над статьей были использованы методы теоретического анализа философских, психолого-педагогических подходов, общенаучные методы классификации, обобщения и сравнения.

Результаты. Обоснованы содержательные компоненты, механизм и условия развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации. Определено значение коммуникативной компетентности преподавателя вуза для личностно-профессионального развития студентов.

Область применения результатов. Система повышения квалификации преподавателей вуза.

Ключевые слова: преподаватель вуза; коммуникативная компетентность; развитие; система повышения квалификации.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PROFESSOR IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Sysoeva E.Yu.

The goal. The article is devoted to the need for the development of communicative competence of a professor in the conditions of human-ization of higher education. The subject of the analysis is to improve the value and behavioral bases of communicative competence of a teacher of higher school. The author sets a goal to reveal the basic substantive and methodological aspects of the development of communicative culture the university teacher in the system of professional development.

Method and methodology of work. Methods of the theoretical analysis of philosophical, psychology and pedagogical approaches, general scientific methods of classification, generalization and comparison have been used in the course of work the research article.

Results. The research article grounds substantial components of the mechanism and conditions for the development ofcommunicative competence of the university teacher in the system ofprofessional development. In addition, it determines the value of communicative competence of the professor for personal professional development of students.

Scope of use. Professional development system.

Keywords: university teacher; communicative competence; development; professional development system.

В социономических профессиях коммуникативная компетентность является стержневой характеристикой профессиональной деятельности и приобретает особый статус, так как обеспечивает продуктивность взаимодействия и готовность к сотрудничеству. В условиях гуманизации и массовизации высшего образования коммуникативная компетентность преподавателя вуза направлена как на гармонизацию и оптимизацию взаимодействия со студентами, так и на улучшение межличностных

отношений студентов. Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагоги и воспитанники выступают как субъекты творческой индивидуальности. Раскрытие потенциала учащегося, актуализация его индивидуальных возможностей и потребностей в самосовершенствовании и самосозидании становится ценностью современного образования, живой силой психического развития. Однако в настоящее время нередко главная цель образования рассматривается лишь как формирование специалиста, способного гибко ориентироваться и эффективно действовать в условиях рынка, а не как комплексное развитие качеств личности студента.

Как свидетельствует многолетний опыт работы в системе повышения квалификации, могие трудности профессиональной деятельности преподавателя вуза связаны с невысоким уровнем коммуникативной компетентности, дефицитом знаний в области эффективного профессионального общения, недостаточным уровнем сформированности профессионально значимых личностных качеств, способствующих продуктивной педагогической коммуникации. Ярко выраженная оценочность высказываний, их доминантность и эгоцентризм, без-апеляционность и категоричность мнений, неконструктивная (недоброжелательная) позиция по отношению к поступающим сообщениям, закрытость и индифферентность к обсуждаемым проблемам характеризуют коммуникативную позицию и индивидуальный стиль педагогической деятельности многих преподавателей. Стремление к жесткому интеллектуальному и позиционному доминированию, информационному противопоставлению себя аудитории, монологизм как единственно возможный способ коммуникации прослеживается в коммуникативной традиции многих преподавателей вуза. Требования к уровню и содержанию коммуникативной компетентности в современном образовательном пространстве вступает в противоречие с уровнем способностей, умений и знаний педагогов в области психологии и технологии профессионального общения.

Коммуникативная компетентность личности важнейший фактор эффективности деятельности. Коммуникативная компетентность

личности стала предметом исследования ученых А.А. Бодалева, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Н.В. Казариновой, Л.А. Петровской и др. С целью рассмотрения сущности «коммуникативной компетентности» проанализируем различные подходы к определению данного феномена. Вопрос содержания и свойств коммуникативной компетентности личности является полемичным в современной психологии общения. Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения [2, с. 73]. По мнению ученного особое место в процессе определения уровня сформированное™ коммуникативной компетентности целесообразно отводить анализу усвоенных и принятых в качестве ориентира нравственных норм и закономерностей общественной жизни. В понимании А.А. Бодалева «коммуникативная компетентность - определенный комплекс качеств, необходимый для способности устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний, умений, способностей) [1, с. 49]. Исследователь отмечает, что для эффективного взаимодействия и взаимной совместимости индивидов необходимо, чтобы идентификация, децентрация, эмпатия и рефлексия реализовались в общении.

Л.А. Петровская акцентирует внимание на том, что в коммуникативной компетентности проявляется два взаимосвязных уровня: операционально-технический (поведенческий) и личностно-смысловой. В формировании коммуникативно компетентного поведения участвуют смыслы, личные ценности, глубинные побуждения [7]. Структура коммуникативной компетентности личности в концепции Н.В. Казариновой представляет собой: а) способность личности прогнозировать ситуацию межличностного общения, а также ориентироваться в них (даже если они не ожиданны); б) коммуникативное и исполнительское мастерство (умение найти соответственно теме общения стратегию поведения и реализовать коммуникативный замысел); в) способность к выявлению коммуникативного потенциала своего собеседника. В коммуникативно компетентном поведении важна самонастройка и

саморегуляция, предполагающая преодоление барьеров общения и распределение своих ресурсов в общении. Н.В. Казаринова отмечает, что в категории людей, которые легче и точнее судят о других и лучше понимают их поведение те, кто «в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы; менее авторитарные личности, более объективно относятся к себе» [3, с. 19].

Интерес представляет позиция исследователей Т.И. Щербаковой, А.И. Кладько, которые полагают, что коммуникативная компетентность предполагает способность творчески преобразовывать как ситуацию общения, так и собственную внешнюю и внутреннюю активность, направленную на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве [10, с. 201]. Развитая коммуникативная компетентность связана с развитием способности субъективного контроля, формированием позитивного образа мира, умением конструировать позитивную реальность взаимодействия. Одним из проявлений коммуникативной компетентности является ориентация на поддержку «Я» партнера по взаимодействию, его позитивное самоотношение. Данный подход к определению сущности и свойств коммуникативной компетентности представляется нам наиболее продуктивным, так как предполагает проективный подход к человеку - «человек всегда может быть лучше», позволяет выстраивать оптимистическую гипотезу взаимодействия.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза рассматривается в трудах А.П. Ильковой, И.А. Колесниковой, С.И. Маслова, Л.В. Рагулиной, и др. Ученые единодушно отмечают, что коммуникативная компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть сформирована как отдельный навык или умение: она формируется интегративно в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность к профессии. Исследователи С.И. Мас-лов, А.П. Илькова подчеркивают необходимость культивирования диалогичности обучения как одного из основных методов развития критического мышления обучаемых, отмечают, что «преподаватель так должен выстроить общение со студентом, чтобы студенту это

общение хотелось продолжить», [6, с. 281-282]. И.А. Колесникова основой коммуникативной компетентности личности преподавателя считает соционормативный опыт взаимодействия со студентами [4, с. 271-272], отмечает важность совпадения декларируемых преподавателем этических норм с повседневной практикой педагогической реальности. Л.В. Рагулина акцентирует внимание на мотивационно-ценностном компоненте коммуникативной компетентности преподавателя вуза, предполагающем гуманистическую направленность в принятии жизненной позиции и взглядов другого человека [8, с. 65].

Таким образом, коммуникативная компетентность преподавателя вуза, являясь сложной личной характеристикой, включает в себя: психологические знания в области общения, свойства личности и психологические состояния, сопровождающие процесс общения, гуманистически ориентированные ценностные ориентации и установки, коммуникативные умения, способствующие раскрытию коммуникативного потенциала студента. Создание атмосферы доверия и психологического комфорта, установление и поддержка коммуникативного равновесия в аудитории, открытого и равноправного сотрудничества, умение проявлять интерес к обсуждаемой проблеме и вызывать этот интерес у аудитории являются важнейшими задачами продуктивной педагогической коммуникации. Продуктивная педагогическая коммуникация направлена на снятие отрицательных эмоций, создание атмосферы психологической безопасности, радости постижения и жажды деятельности как педагога так и студента. Педагог, выбирающий гуманизацию отношений одним из смыслов педагогической деятельности, вынужден гибко варьировать своим положением и коммуникативным статусом, уметь заменять межролевое взаимодействие межличностным. Именно продуктивная педагогическая коммуникация во многом способствует мотивации обучения студента, так как развивает коммуникативный и интеллектуальный потенциал личности обучаемого.

Для развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза в условиях повышения квалификации необходим учебный процесс, в котором имеет место совместная рефлексия приобретенных

знаний, решение поставленных задач и постановка новых, овладение новыми способами педагогического мышления, освоение путем коллективного поиска новых моделей поведения. Одной из главных задач формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза мы считаем развитие и корректировку гуманистической направленности личности преподавателя, актуализацию личностно-смыслового начала педагогической деятельности путем создания психолого-педагогических условий для рефлексии личного и профессионального опыта, положительных и отрицательных сторон своей коммуникативной деятельности.

Содержание процесса развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза предполагает включение информации о сущности и специфике педагогической коммуникации преподавателя вуза, о личностной (визуальной, кинестетической, ольфакторной) стороне коммуникативного имиджа, об этапах, технологиях и техниках партнерского взаимодействия. Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека [9, с. 22]. Педагог - партнер не просто осознает, что предметное содержание преподаваемой дисциплины является средством развития личности, обеспечивающим постепенное восхождение учащегося к профессии, к культуре, к смыслу существования, но и создает организационные и психологические условия для того, чтобы студент проявлял свою субъектность. При таком подходе существенно меняется профессиональная позиция преподавателя вуза: студент выступает как партнер, имеющий определенный жизненный опыт, а преподаватель все больше выполняет роль консультанта, модератора, тьютора. Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя вуза заключается в том, что возвращается истинный смысл деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося [5, с. 117].

Необходимым компонентом развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза считаем овладение конкретными техниками партнерского взаимодействия, которые способствуют

гармонизации психологического климата в аудитории, помогают снизить уровень эмоционального напряжения. Среди техник партнерского взаимодействия психологи выделяют: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств партнера, резюмирование, подчеркивание общности, подчеркивание значимости партнера, регуляция эмоционального напряжения [9].

Результаты проведенного нами анкетирования, направленного на выявление основных трудностей педагогического общения среди преподавателей вуза, показали, что большинство опрашиваемых, осознавая необходимость в перестройке своего коммуникативного стиля поведения в соответствии с ценностями личностно-ориен-тированного образования (68%), отмечают, что партнерская педагогическая позиция требует более серьезных коммуникативных и нервно-психических затрат (82%), сложности в осуществлении полноценной обратной связи (72%), неготовность к оцениванию собственной деятельности студентами (68%), сложности в разрешении конфликтных ситуаций (82%).

В содержательный компонент формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза считаем необходимым включить информацию о способах продуктивной и непродуктивной педагогической коммуникации, основных барьерах педагогической коммуникации (эмоционально-психологических, и ценностных), коммуникативных шумах, возможных профессиональных страхах, стереотипах, мифах и деформациях сферы профессионального общения, коммуникативных конфликтах. В условиях коммерциализации и консьюмеризации современного образования, когда преподавательская деятельность рассматривается с позиции услуги, компонентами коммуникативной компетентности педагога являются владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликте, а также наличие конфликтофобии. Однако страх конфликтов и неумение находить в конфликтной ситуации положительное воспитательное значение присущи для студентов многим преподавателям. Возможно, это связано со стереотипным восприятием конфликта, когда он (конфликт) не воспринимается как механизм разрешения противоречий, обеспечивающий развитие человека и общества. С другой стороны,

существует боязнь негативных эмоций, сопровождающих конфликтное взаимодействие, которая препятствует адекватному восприятию конфликта. Такие представления преподавателей вуза исключительно о деструктивной сущности конфликта затрудняет формирование способностей конструктивного разрешения конфликта. Формирование умений ассертивного педагогического поведения, при котором подчеркивается как значимость, твердость и требовательность педагога, так и понимание позиции конфликтующего учащегося, учет его эмоционально-психологического состояния, интересов, является одной из важных задач развития коммуникативных способностей преподавателя вуза. Это задача решается за счет погружения педагогов в ситуации возможных коммуникативных конфликтов с целью рефлексивного анализа конфликтной ситуации, осознания непродуктивных стереотипов и паттернов собственного поведения в конфликте и коллективного поиска способов выхода из конфликта.

Определяющим моментом развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза с помощью рефлексивных практик, по нашему мнению, является вовлечение преподавателя в процесс а) осознания факта необходимости целенаправленной деятельности по совершенствованию коммуникативной компетентности, б) поиск способов коррекции и оптимизации стиля коммуникативной деятельности; в) переосмысления стереотипов опыта восприятия, мышления, общения и взаимодействия на пути профессионально-личностного саморазвития.

Динамика развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза определяется отказом от авторитарно-манипулятивного стиля коммуникативной деятельности, заменой ролевого взаимодействия на межличностное, освоением позиции партнерства, сотрудничества, гармонизацией и усложнением компонентов педагогической деятельности. Преподаватель с высоким уровнем коммуникативной компетентности осознает собственную педагогическую уникальность, свое профессиональное предназначение и создает условия для раскрытия коммуникативного потенциала и профессионально-личностного развития студента.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. Избранные психологические труды 2-изд. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

2. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М. Просвещение, 1995. 183 с.

3. Казаринова Н.В. Межличностное общение: конспект лекций / Н.В. Казаринова. Спб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 64 с.

4. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений/ И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.

5. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Казанского Государственного энергетического университета. 3(18), 2013. С. 97-117.

6. Маслов С.И. Илькова А.П. Совершенствование коммуникативной компетентности преподавателя вуза//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 4 (1). 2014. С. 280-285.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Издательство МГУ, 1998. 348 с.

8. Рагулина Л.В. Модель процесса формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. Вып 6 (86). С. 64-67.

9. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с.

10. Щербакова Т.И., Кладько А.И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс // Ученые записки СКАГС, 2014, № 4. С. 199-204.

References

1. Bodalev A.A. Izbrannyepsikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. M., 2002. 256 p.

2. Emel'yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoy kompetentnosti [Theory and practice of perfection of formation of communicative competence]. M. Prosveshchenie, 1995. 183 p.

3. Kazarinova N.V. Mezhlichnostnoe obshchenie: konspekt lektsiy [Interpersonal communication: the abstract of lectures]. Spb: Izd-vo Mikhaylova V.A., 2000. 64 p.

4. Kolesnikova I.A. Kommunikativnayadeyatel'nost'pedagoga [Communicative activities of the teacher]; V.A. Slastenin (ed.). M.: Akademiya, 2007. 336 p.

5. Kopytova N.E. VestnikKazanskogo Gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 3(18), 2013, pp. 97-117.

6. Maslov S.I. Il'kova A.P. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. № 4 (1). 2014, pp. 280-285.

7. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obshchenii: Sotsial'no-psikholog-icheskiy trening [Competence in communication: Socio-psychological training]. M.: Izdatel'stvo MGU, 1998. 348 p.

8. Ragulina L.V. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2010. 6 (86), pp. 64-67.

9. Sidorenko E. V. Trening kommunikativnoy kompetentnosti v delovom vzaimodeystvii [Training of communicative competence in a business interaction]. SPb.: Rech', 2008. 208 p.

10. Shcherbakova T.I., Klad'ko A.I. Uchenye zapiski SKAGS, 2014, № 4, pp. 199-204.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сысоева Елена Юрьевна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

ул. Московское шоссе, 34, г. Самара, 443086, Российская Федерация

giperium@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sysoeva Elena Yurevna, Assistant Professor of Theory and Methodology of Professional Education, Ph.D.

Samara University

34, Moskovskoye Shosse, Samara, 443086, Russian Federation iperium@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.