Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы'

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A HIGH SCHOOL TEACHER / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагулина Людмила Владимировна

В статье дается авторское определение коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы, называются ее компоненты. Особое место отводится описанию педагогических условий, способствующих успешному развитию коммуникативной компетентности преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагулина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of communicative competence of a high school teacher

The author definition of communicative competence is given in the article, components of communicative competence are singled out, structure of communicative competence model is introduced. Peculiar attention is paid to the description of pedagogical conditions, conductive to the development of communicative competence of a high school teacher.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы»

- принципом профессиональной мобильности, обеспечивающим соответствие между повышением квалификационных требований к подготовке сотрудников правоохранительных органов в связи с расширением спектра угроз национальной безопасности страны и уровнем их профессиональной компетентности к служебной деятельности в новых социально-экономических условиях;

- с принципами преемственности и непрерывности, раскрывающими взаимосвязь между интегрируемыми областями базовых знаний и устраняющих линейно-дискретный характер изложения материала;

принципом соответствия, определяющим направленность содержания, форм организации, методов и средств обучения на конечную цель подготовки специалиста, а именно: повышение уровня профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов с учетом специфики современных угроз национальной безопасности страны.

Технологический блок раскрывает технологические подходы, реализующие повышение квалификации специалистов правоохранительных органов в области национальной безопасности страны в соответствии с разработанной моделью профессиональной

компетентности сотрудника правоохранительных органов, сформулированными целями, уточненными принципами и содержащие методический инструментарий, педагогические механизмы его применения, воспроизводства в образовательном процессе.

В результативном блоке представлена совокупность критериально-оценочных методов, позволяющих своевременно фиксировать продвижение обучаемых и осуществлять анализ их достижений как проявление высокого уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов к служебной деятельности.

Поступила в редакцию 29.01.2010 г.

Klopov A.V., Tamer O.S. Concepts of designing of a system for development of professional competence of officers of law enforcement agencies aimed on maintains of the national security of the country.

The concepts of designing of a system for development of professional competence of officers of law enforcement agencies are discussed as well as a model of professional competence of officers of law enforcement agencies in the field of national security protection are considered.

Key words: concepts; model of professional development; model of professional competence of officers of law enforcement agencies.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© Л.В. Рагулина

В статье дается авторское определение коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы, называются ее компоненты. Особое место отводится описанию педагогических условий, способствующих успешному развитию коммуникативной компетентности преподавателя вуза.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы; педагогические условия.

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в сфере высшего профессионального образования в качестве одной из главных задач предполагается повышение уровня кадрового потенциала и профессионализма работников вузов, что соответствует потребностям личности преподавателя в знаниях,

позволяющих ему успешно интегрироваться в профессиональное сообщество. Для решения обозначенной задачи необходима разработка и внедрение дополнительной профессиональной подготовки преподавателей, способной обеспечить рост их профессиональной компетентности, включая коммуникативную.

Рассматривая коммуникативную компетентность преподавателя вуза как системное образование, необходимо отметить, что прогрессивная динамика ее формирования может быть обеспечена соблюдением и учетом ряда условий - детерминант данного процесса [1].

В педагогических исследованиях всегда выделяют условия, способствующие (препятствующие) развитию того или иного объекта, предмета (Л.В. Абдалина, Н.В. Кузьмина и др.). Прежде чем перейти к рассмотрению совокупности условий, содействующих эффективности процесса развития коммуникативной компетентности преподавателя, представим авторское понимание данного феномена. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы рассматривается как уровень владения преподавателем знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия со студентами, опирающийся на ценности и обеспечивающий качество образовательного процесса и самореализацию всех его участников. В структуре коммуникативной компетентности преподавателя вуза мы выделяем мотивационноценностный, когнитивный, операциональный, регулятивный и рефлексивный компоненты. Соответственно, показателями коммуникативной компетентности преподавателя выступают: гуманистическая направленность в принятии другого (студента, коллег); знания о правилах поведения в тех или иных коммуникативных ситуациях; знания о закономерностях протекания тех или иных коммуникативных процессов; умение работать с обратной связью; умение слушать; умение ясно излагать свои мысли; неконфликтность (эмоциональная устойчивость); саморегулирование (оценка и контроль в общении); принятие себя и другого; проявление субъектной позиции.

Как видно, коммуникативная компетентность преподавателя вуза представлена «множеством элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство», что позволяет представить ее как систему [2]. Согласно Н.В. Кузьминой, множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей, опре-

деляется как педагогическая система [1]. Мысленно организованная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект, может замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию о данном объекте, получила определение модели [3]. В психологии и педагогике модели активно используют для представления процесса формирования того или иного объекта.

Разработанная нами модель формирования коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы включает цель, компоненты, критерии, уровни сформирован-ности коммуникативной компетентности преподавателя, этапы процесса, содержательнотехнологическое обеспечение - программу формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза, формы и методы обучения; прогнозируемый результат.

В ходе опытно-экспериментальной работы эффективность реализации модели обеспечивается соблюдением ряда условий. Комплексный словарь русского языка определяет условие как обстоятельство, от которого зависит что-либо, а условия - как обстановку, в которой существует что-либо, кто-либо; совершается что-либо [4]. В педагогике понятие «условия» рассматривается как значимые обстоятельства, при которых происходит функционирование и развитие какой-либо структуры, процесса; «это совокупность возможностей содержания образования, методов, организационных форм и др., обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи» [3].

Важное значение для определения условий формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза имеет изучение в отечественной и зарубежной психоло-го-педагогической науке многолетнего опыта создания условий, детерминирующих личностный рост преподавателя (Б.А. Братусь,

В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова и др.), совершенствование профессиональной компетен-ности преподавателя (В.Г. Маралов, Л.М. Митина, В.А. Ситаров и др.), развитие профессионально-педагогической культуры (И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Анализ научной литературы позволяет нам отметить, что комплекс внешних и внутренних условий формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза

предполагает учет и объединение совокупности личностно-психологических характеристик преподавателя, его интеллектуального, эмоционального, творческого, энергетического потенциала, мотивационной направленности, социокультурной ситуации, становления и развития, состояния профессионально-образовательной среды и др. В системном исследовании основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением и его условиями [3].

На основе анализа педагогической и психологической литературы, собственного опыта работы в вузе, профессиональной деятельности коллег в исследовании выявлены следующие педагогические условия, содействующие развитию и формированию коммуникативной компетентности преподавателя:

- организация обучения слушателей на принципах личностно-ориентированной и субъектной психологии и педагогики;

- установка слушателей на профессионально-личностное совершенствование;

- готовность преподавателя к реализации инновационных технологий;

- организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «преподаватель-слушатель»;

- наличие профессионально-развивающей среды в вузе.

Из всей совокупности принципов дидактики средней и высшей школы мы выделяем те, которые являются наиболее актуальными для решения задач формирования коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы - основные принципы личностно-ориентированной и субъектной психологии и педагогики (Е.В. Бондаревская,

С.В. Куневич, В.А. Сластенин и др.): гуманизации, субъектности, индивидуализации, открытости, вариативности, динамичности образовательного процесса, творчества и успеха, самореализации.

Сформированная установка слушателей на профессионально-личностное развитие проявляется в потребности, стремлении к непрерывному обогащению интеллектуального, нравственного, духовного, коммуникативного потенциалов. Это находит отражение в активной образовательной и самообра-

зовательной деятельности слушателей по овладению инновационными знаниями, в т. ч. коммуникативного общения. Такая установка стимулирует познавательную, развивающую активность слушателей в направлении повышения уровня коммуникативной компетентности, способствует достижению им более высокого уровня в профессиональной подготовке студентов - будущих специалистов.

Готовность к инновациям в процессе формирования коммуникативной компетентности у преподавателя связана с осознанием значимости инновационных процессов для качества профессиональной подготовки студентов; с преодолением на этом пути определенных препятствий, таких как консерватизм, прежних ценностей, догматических установок; с пониманием сущности и владением конкретной инновационной технологией.

Реализация субъект-субъектного взаимодействия в системе «преподаватель-слушатель» требует участия адекватных личностных свойств преподавателя и слушателя -активности, инициативности, ответственности, диалогичности, отношения к другой личности как равнодостойной, признание ее субъектом учебно-коммуникативной деятельности. Субъект-субъектное взаимодействие позволяет каждому слушателю проявить активность, в т. ч. «надситуативную»

(В.А. Петровский), инициативу, контролировать процесс формирования коммуникативной компетентности. Эффективность реализации субъект-субъектного взаимодействия в системе «преподаватель-слушатель» обеспечивается организацией обучения на вышеуказанных принципах и установкой преподавателя к реализации инновационных технологий в профессиональной деятельности.

В ходе научно-практического исследования было установлено, что понятие «образовательная среда» является фундаментальным, относящимся ко многим педагогическим явлениям. Изучению структуры образовательной среды и ее взаимодействия с личностью посвящены труды И.В. Богданова,

Э.Н. Гусинского, С.Д. Дерябо, В.А. Левина, Д.Ж. Марковича, В.В. Рубцова, В.И. Слобод-чикова, Г.П. Щедровицкого и др. В теории образования «образовательная среда» рассматривается как:

- носитель важнейших интегрированных факторов, которые определяют сущность процесса формирования личности (Е.Н. Богданов);

- условие развития и саморазвития личности (Н.Б. Крылова, А.В. Иванов);

- «сретенье» социокультурного опыта и личностного опыта (В.И. Слободчиков).

Наиболее полно, на наш взгляд, данное понятие раскрыл В.А. Левин, определив «образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Мы рассматриваем образовательную среду в виде совокупности обстоятельств (условий, факторов), влияющих и определяющих траекторию развития личности субъектов образовательного процесса, а также среду, которая способствует совершенствованию коммуникативной компетентности преподавателя и проявлению ее высших уровней.

Опыт практической работы позволяет прийти к выводу о том, что именно образовательная среда, обладающая характеристиками развивающей, является необходимым и достаточным условием для повышения эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности преподавателя, поскольку утверждает приоритет личности и личностного достоинства каждого, ценности творчества и сотрудничества, базируется на личностно-ориентированном подходе в обучении, имеет целью развитие свободной и активной личности субъектов образовательного процесса.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы руководствуемся пониманием того, что среда, способствующая формированию коммуникативной компетентности преподавателя, должна сочетать в себе соблюдение и приумножение традиций профессионализма преподавателя высшей школы. Престиж профессии преподавателя высшей школы

поддерживается его стремлением к самореализации в профессии за счет непрерывного самообразования, что позволяет преподавателю выходить на новый профессиональный уровень, образуя здоровую конкурентную среду среди преподавателей.

Эффективность внедрения в образовательный процесс высшей школы технологий, в т. ч. в коммуникативной сфере, может быть обеспечена администрацией вуза, учебнометодической службой. Важную роль играет наличие необходимой материальной базы, способствующей комфортному, продуктивному, рефлексивному обучению студентов, поскольку «бытие определяет сознание».

Практика показала, что выделенные педагогические условия содействуют более эффективному формированию мотивационно-ценностного, когнитивного, операционального, регулятивного и рефлексивного компонентов коммуникативной компетентности преподавателя вуза.

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.

2. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография.

М., 2008.

3. КедровБ.М. Классификация наук. М., 1985.

4. Садовский В.Н. Системный подход // Философский словарь. М., 2001.

Поступила в редакцию 12.02.2010 г.

Ragulina L.V. Pedagogical conditions of formation of communicative competence of a high school teacher.

The author definition of communicative competence is given in the article, components of communicative competence are singled out, structure of communicative competence model is introduced. Peculiar attention is paid to the description of pedagogical conditions, conductive to the development of communicative competence of a high school teacher.

Key words: communicative competence of a high school teacher; pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.