Научная статья на тему 'Шкала компетентностного профиля как графикомоделирующий способ оценки уровня компетентности обучающегося'

Шкала компетентностного профиля как графикомоделирующий способ оценки уровня компетентности обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ШКАЛА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ASSESSMENT OF LEVEL OF COMPETENCE / THE MEASUREMENT SCALE OF THE COMPETENCE PROFILE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CRITERION-LEVEL EVALUATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрякова Елена Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме оценки уровня компетентности обучающегося в системе современного образования. На сегодняшний день не существует единого комплекса методик диагностики актуального уровня компетентности личности, предлагаемые формы зачастую отличаются громоздкостью и сложностью. В данной работе описывается графико-моделирующий способ оценки ключевых компетентностей обучающегося на основе построения шкалы компетентностного профиля. Особенности предлагаемой методики раскрываются на примере анализа содержания и построения графика коммуникативной компетентности. Предлагаемый способ оценки уровня компетентности личности основан на методе самои взаимоанкетирования с последующим выстраиванием шкалы личностного профиля компетентности при опоре на «эталонный». Получившаяся модель наглядно демонстрирует качественный уровень владения компетенциями, способствуя в процессе самоанализа выстраиванию траектории индивидуального развития обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scale of Measurement of the Competence Profile as a Graphical Modeling Method for the Assessment of Students’ Competence

The article is devoted to the topical problem of assessing the level of students’ competence in the modern educational system. Nowadays there is no single set of techniques for the diagnosis of the actual level of a person’s competence, the forms often differ in the bulkiness and complexity. The article describes a graphical modeling method for the assessment of key competences of the student based on designing measurement scale of the competence profile. Features of the proposed methodology are described using the example of content analysis and plotting of chart of communicative competence. The proposed method of assessment is based on the method of selfand inter-questionnaire followed by design of measurement scale of personal competence profile on the basis of “reference standard”. The resulting model clearly demonstrates the qualitative level of competence, making a contribution of the process of self-awareness building the trajectories of individual development of the student.

Текст научной работы на тему «Шкала компетентностного профиля как графикомоделирующий способ оценки уровня компетентности обучающегося»

1УДК 371.264 ББК 74.202.5

ШКАЛА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ

КАК ГРАФИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ

УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Е. В. Ноздрякова

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме оценки уровня компетентности обучающегося в системе современного образования. На сегодняшний день не существует единого комплекса методик диагностики актуального уровня компетентности личности, предлагаемые формы зачастую отличаются громоздкостью и сложностью. В данной работе описывается графико-моделирующий способ оценки ключевых компетентностей обучающегося на основе построения шкалы компетентностного профиля. Особенности предлагаемой методики раскрываются на примере анализа содержания и построения графика коммуникативной компетентности. Предлагаемый способ оценки уровня компетентности личности основан на методе само- и взаимоанкетирования с последующим выстраиванием шкалы личностного профиля компетентности при опоре на «эталонный». Получившаяся модель наглядно демонстрирует качественный уровень владения компетенциями, способствуя в процессе самоанализа выстраиванию траектории индивидуального развития обучающегося.

Ключевые слова: оценка уровня компетентности, шкала компетентностного профиля, коммуникативная компетентность, критериально-уровневая оценка коммуникативной компетентности.

THE SCALE OF MEASUREMENT OF THE COMPETENCE PROFILE AS A GRAPHICAL MODELING METHOD FOR THE ASSESSMENT OF STUDENTS' COMPETENCE

E. V. Nozdryakova

Abstract. The article is devoted to the topical problem of assessing the level of students' competence in the modern educational system. Nowadays there is no single set of techniques for the diagnosis of the actual level of a person's competence, the forms often differ in the bulkiness and complexity. The article describes a graphical modeling method for the assessment of key competences of the student based on designing measurement scale of the competence profile. Features of the proposed methodology are described using the example of content analysis and plotting of chart of communicative competence. The proposed method of assessment is based on the method of self- and inter-questionnaire followed by design of measurement scale of personal competence profile on the basis of "reference standard". The resulting model clearly demonstrates the qualitative level of competence, making a contribution of the process of self-awareness building the trajectories of individual development of the student.

Keywords: assessment of level of competence, the measurement scale of the competence profile, communicative competence, criterion-level evaluation of communicative competence.

Компетентностный подход в образовании на сегодняшний день определяет основной вектор педагогической теории и практики, акцентируя формирование ключевых компетенций личности. Определяя компетентность как личностную интегральную характеристику, включающую владение определенными компетенциями и ценностно-ког-

нитивный опыт их применения в практической деятельности, современное образование ориентировано на самостоятельность и активность обучающегося в окружающей его действительности, способность находить, интерпретировать, интегрировать и творчески перерабатывать информацию, адекватно меняющимся условиям. Изменение целевых устано-

вок влечет за собой закономерную трансформацию методического инструментария, селекционный отбор отвечающих новым задачам методов и технологий учебной деятельности на всех уровнях образования.

Одной из проблем перехода на компетент-ностную модель образования является задача диагностирования актуального уровня компетентности обучающегося. Целью данной статьи является популяризация графико-моделирую-щего способа оценки уровня компетентности обучающегося на примере создания шкалы компетентностного профиля коммуникативной компетентности.

Исследователи (А. Л. Андреев, И. А. Зимняя, С. Н. Зубарев, Н. Ф. Ефремова, С. Г. Катаев, О. В. Кудашкина, О. О. Мартыненко, А. В. Пашкевич, Е. М. Сартакова, И. С. Фишман, М. М. Шала-шова, Ф. Г. Ялалов и др.) предлагают разнообразные оценочные методики, основываясь на комплексах процедур различной сложности [1-6]. Это анкеты, компетентностно-ориентиро-ванные задания (КОЗ), тесты, кейсы, наблюдения, экспертные оценки и пр. Работая с бакалаврами, кандидат педагогических наук А. В. Пашкевич предлагает включить в диагностический комплекс результаты самодиагностики обучающихся через самопрезентацию, представление портфолио, оценку результатов своей проектной деятельности [7, с. 161]. В совокупности предлагаемые способы составляют достаточно объемный разноплановый диагностический комплекс, интересный при выполнении исследовательских задач, но трудно применимый в практике образования. По оценке доктора педагогических наук Н. Ф. Ефремовой, «общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют» [8, с. 341] в связи с акцентом практи-ко-ориентированного компетентностного подхода не столько на количественные, сколько на качественные показатели оценки образовательной деятельности. Из-за невозможности диагностировать уровень компетентности в результате единой процедуры, внедрение оценочных комплексов в практику образования сопряжено с рядом трудностей и зависит от возможностей образовательного учреждения, что приводит к неопределенности и громоздкости системы оценивания.

Одним из путей решения данной проблемы видится использование авторского графико-моделирующего способа оценки уровня компетентности обучающегося, представляющего собой создание шкал компетентностного профиля ключевых компетентностей. Ориентируясь на преобладающую часть исследователей, склоняющихся к критериально-уровневому (индикаторному) подходу в оценке компетентностей - М. Ю. Балдина, Е. Н. Борисенко, С. Г. Катаев, М. В. Красностанова, И. В. Маричев, Е. К. Михайлова, С. А. Черепанова и др. [9-11], представляется целесообразным создать на основании выделенных критериев компетенций шкалу компетентностного профиля. Будучи, по сути, графической моделью, шкала ком-петентностного профиля позволяет визуально сравнить «эталонный» и реальный профиль компетентности обучающегося, увидеть кардинально расходящиеся показатели. В отличие от теста, дающего общий вывод, в шкале возможна конкретика каждого параметра, дающая возможность выстраивания индивидуальной траектории личностного развития обучающегося. Дополненная 2-3 заданиями на отдельные составляющие компетенций (тесты, КОЗ), шкала компетентностного профиля создает достаточно объективную картину уровня развития компетентностей личности. В качестве примера применения шкалы компетентностного профиля приведем оценивание уровня коммуникативной компетентности выборки старшеклассников (71 чел.) Москвы и Московской области (2016 г.). Для создания «эталонной» шкалы компетентностного профиля автором был проведен качественно-структурный анализ содержания коммуникативной компетентности. Выделенные три крупных области (личностно-регулятивная, тактико-стратегическая и межличностная) позволили сформулировать 16 критериев - признаков для оценивания коммуникативной компетентности (табл. 1).

Понимая коммуникативную компетентность как интегративный поликомпонентный внутриличностный ресурс, определяющий степень возможности включения субъекта в различные процессы коммуникативного взаимодействия (контактного или виртуального) с окружающим миром, уровень эффективности решения поставленных им коммуникативных

задач и меру его ситуативной адаптивности, была произведена оценка каждого критерия. В результате оценочной процедуры с присвоением каждому критерию от 1 до 3 баллов в зависимости от его значимости для формирования коммуникативной компетентности (при опоре на базовые константы: степень включения субъекта, уровень эффективности решения задач, ситуативная адаптивность) были выявлены индикаторные уровни коммуникативной компетентности (табл. 2):

9 баллов - критичный уровень - ряд обязательных индикаторов, без которых невозможно существование коммуникативной компетентности в принципе;

8-7 баллов - необходимый уровень - ряд значимых индикаторов, без которых нет качества компетентности;

6-5 баллов - рекомендуемый уровень -индикаторы, дающие стабильность владения компетентностью, ее «глубину»;

4-3 балла - желательный уровень - инди-

каторы, обеспечивающие «ширину» компетентности, охват неких возможностей, расширяющих «поле компетентности».

На основании получившихся показателей была создана «эталонная» шкала компетентностного профиля, применительно к которой выстраивался личностный профиль обучающегося, основанный на методе само- и взаимоанкетирования: сначала свои качества оценивал сам хозяин анкеты, затем его товарищ (метод взаимооценки используется для большей объективности полученных данных), и результаты суммировались (табл. 3).

Опираясь на получившиеся цифры, каждый обучающийся выстраивал собственный профиль компетентности и сравнивал его с «эталонным» образцом (рис. 1, 2). Для удобства практического использования «эталонная» шкала «переведена» с 4-бального в 6-бальный регистр с соблюдением следующего соответствия:

1-2 балла соответствуют промежутку от 0 до 1 балла шкалы - желательный уровень;

Таблица 1

Критерии коммуникативной компетентности

Область коммуникативной компетентности Компонент коммуникативной компетентности Критерии коммуникативной компетентности

Личностно-регулятивная Лингвистически-когнитивный > Грамотная речь, адаптированная под сложившуюся речевую ситуацию, богатая лексика. > Владение различными речевыми конструкциями (устными / письменными). > Навык аргументации своего мнения. > Умение выступать перед аудиторией

Личностно-регулятивная Эмоционально-аксиологический > Степень осознания цели коммуникации. > Степень осознания своих мотивов и потребностей в коммуникации. > Способность видеть собственные плюсы и минусы, верно оценивать свои перспективы, умение выстраивать план действий. > Способность к осознанию себя «здесь и сейчас» и оценке своей удовлетворенности взаимодействием

Тактико-стратегическая Инструментальный > Владение спец. приемами конструктивного общения и невербальными формами. > Владение дистанционными способами коммуникации. > Владение языковыми средствами для выражения своих чувств, эмоций, мотивов, потребностей. > Умение адекватно оценить результативность проведенной работы и успешность взаимодействия

Межличностная Интерактивный > Умение выстраивать деловые взаимоотношения (работать в команде, распределять роли и принимать ответственность, стремиться к кооперации). > Умение слышать все точки зрения, сравнивать их и делать выбор. > Способность предвидения и предотвращения конфликтов. > Способность к эмпатии (умение взглянуть на ситуацию глазами партнера, выразить свое понимание и поддержку (если это необходимо) своему партнеру / оппоненту)

Таблица 2

Индикаторы и шкалы коммуникативной компетентности

Индикаторы Как индикатор обеспечивает (от 1 до 3 баллов): Сумма баллов Уровень шкалы

возможность включения в различные коммуникации эффективность решения коммуникативных задач меру ситуативной адаптивности

Умение выстраивать деловые взаимоотношения (работать в команде, распределять роли и принимать ответственность, стремиться к кооперации) 2 3 3 8 необходимый

Умение слышать все точки зрения, сравнивать их и делать выбор 3 3 3 9 критичный

Навык аргументации своего мнения 2 3 2 7 необходимый

Способность предвидения и предотвращения конфликтов 3 3 3 9 критичный

Владение спец. приемами конструктивного общения и невербальными формами 3 3 3 9 критичный

Степень осознания цели коммуникации 2 2 1 5 рекомендуемый

Владение различными речевыми конструкциями (устными / письменными) 3 3 3 9 критичный

Грамотная речь, адаптированная под сложившуюся речевую ситуацию, богатая лексика 3 3 3 9 критичный

Умение выступать перед аудиторией 2 2 2 6 рекомендуемый

Владение дистанционными способами коммуникации 2 2 2 6 рекомендуемый

Владение языковыми средствами для выражения своих чувств, эмоций, мотивов, потребностей 1 2 1 4 желательный

Способность к эмпатии (умение взглянуть на ситуацию глазами партнера, выразить свое понимание и поддержку (если это необходимо) своему партнеру / оппоненту) 2 3 2 7 необходимый

Умение адекватно оценить результативность проведенной работы и успешность взаимодействия 1 3 3 7 необходимый

Способность к осознанию себя «здесь и сейчас» и оценке своей удовлетворенности взаимодействием 1 1 1 3 желательный

Способность видеть собственные плюсы и минусы, верно оценивать свои перспективы, умение выстраивать план действий 3 3 3 9 критичный

Степень осознания своих мотивов и потребностей в коммуникации 2 2 2 6 рекомендуемый

3-4 балла соответствуют промежутку от 1 до 2 баллов шкалы - рекомендуемый уровень;

5 баллов соответствуют промежутку от 2 до

3 баллов шкалы - необходимый уровень;

6 баллов соответствуют промежутку от 3 до

4 баллов шкалы - критичный уровень.

На графике видны десять «базовых» индикаторов ядра коммуникативной компетентности (индикаторы 1-5, 7, 8, 12, 13, 15): шесть индикаторов критичного уровня и четыре индикатора необходимого уровня, обеспечивающих показатели тех качеств, без которых коммуникативная компетентность существовать не мо-

жет. Таким образом, сокращается число отслеживаемых показателей, и достаточно соотнести количество совпадений этих индикаторов реального графика с «эталонным» (включая те критерии, которые выше обозначенного показателя), чтобы определить уровень сформиро-ванности компетентности обучающегося:

• 1-3 совпадения - элементарный уровень;

• 4-6 совпадений - средний уровень;

• 7-10 совпадений - сущностный уровень коммуникативной компетентности.

Таким образом, выстраивается модель, позволяющая оценить как общий уровень, так и

Таблица 3

Бланк анкеты на уровень коммуникативной компетентности

Утверждение Баллы мои Баллы от друга Всего / Комментарии

Оцените себя по каждому из пунктов от 0 до 3 баллов: 0 - нет, не могу, не умею; 1 - скорее нет, чем да; 2 - скорее да, чем нет; 3 - да, умею хорошо

Я умею работать в команде, командовать или подчиняться в интересах дела, стремлюсь к единению усилий членов группы

При споре я стараюсь рассмотреть все точки зрения, сравнить их, увидеть плюсы и минусы каждой, чтобы сделать обоснованный выбор

Я привык (ла) подтверждать свое мнение многочисленными аргументами

Я умею предвидеть и предотвращать конфликты в группе

Я знаю специальный приемы конструктивного общения людей, владею невербальными приемами общения

Я всегда знаю, зачем начинаю общение с кем-либо, и в какой форме это будет продуктивнее

Я владею различными речевыми конструкциями (монолог, диалог, письмо, смс, рецензия, анкета)

Я обладаю грамотной речью, богатой лексикой

Я легко выступаю перед большой аудиторией

Я много общаюсь в Интернете, используя разные формы связи

Я умею через речь выражать свои чувства и мотивы своих действий, свои потребности так, чтобы их понимали другие люди

Я могу взглянуть на ситуацию глазами оппонента и понять (принять) его позицию

Я могу справедливо оценить результативность своей и чужой работы и выразить оценку словесно

Я всегда могу точно оценить, насколько я доволен состоявшимся общением

Я умею видеть свои плюсы и минусы, верно оцениваю собственные перспективы

Я могу быстро поменять стиль общения и форму своей речи в изменившейся ситуации

отдельные критерии коммуникативной компетентности обучающегося, наглядно демонстрируя степень расхождения с «эталоном» и определяя направления для личностного роста.

В приведенной выборке обучающихся результаты построения шкалы компетентностного профиля были следующими: 49% (35 чел.) - элементарный уровень владения коммуникативной ком-

РЯД 1

АА А -Д-1 Критичный уровень

—V Ч/УХ Рекомендуемый уровень Желательный уровень

н м m rf л

tHrvlrOTfi-nUDI^COCTlO

q_Q_Q_Q_Q_Q_Q_Q_Q_T-)T-|T-|T-|T-|T-|T-|

О О О О О О О О О CL CL CL CL CL CL CL — — — — — — — — — OOOOOOO ГОГОГОГОГОГОГОГОГОНННННН H

^^^^^^^^^rororororororo

(iiiiiiiis s s s s s s хххххххххсСсСсСсСсСсСсС XXXXXXXXX x x x x x x x

Рис. 1. Эталонная шкала компетентностного профиля коммуникативной компетентности

Рис. 2. Пример построения личностной шкалы профиля коммуникативной компетентности обучающегося (средний уровень)

петентностью, 35% (25 чел.) - средний уровень, 16% (11 чел.) - сущностный уровень. При корректировке данных в сопоставлении с результатами тестирования (на основе методики Е. Н. Степанова) [12, с. 37-38] и итогов деловой игры «Кораблекрушение» [13, с. 69-70] получилось следующее:

• на элементарном уровне владения коммуникативной компетентностью находятся 37% обучающихся (26 чел.),

• на среднем уровне - 40% обучающихся (29 чел.),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на сущностном уровне - 23% обучающихся (16 чел.).

Следовательно, применяя не слишком сложный и объемный диагностический комплекс, допустимо составить объективную картину существующего уровня коммуникативной компетентности обучающихся и наметить пути дальнейшего развития. Шкала компетентност-ного профиля, содержащая все значимые критерии компетентности, представляет собой наглядную графическую модель оценки актуального уровня компетентности личности и может быть рекомендована к использованию в качестве диагностического инструмента современного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методоло-гического анализа // Педагогика. - 2005. -№ 4. - С. 19-27.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-

ностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

- URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120 325214132.pdf (дата обращения: 07.12.2016).

3. Зубарев С. Н. Методы оценки сформированное™ коммуникативной компетенции // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7, № 1. - С. 146 - 148.

4. Катаев С. Г., Лобода Ю. О., Хомякова Е. А. Индикаторный метод оценивания компетенций // Вестн. ТГПУ. Сер. Педагогика. - 2009.

- № 11 (89). - С. 70-72.

5. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: учеб.-метод. пособие / под ред. Н. Ф. Ефремовой. - М.: Национальное образование, 2013. - 208 с.

6. Фишман И. С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетент-ностей учащихся: метод. пособие для руководителей и педагогов образоват. учреждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005. - 62 с.

7. Пашкевич А. В. Компетентностно-ориенти-рованный урок. - Волгоград: Учитель, 2014.

- 207 с.

8. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. - М.: Национальное образование, 2012. - 416 с.

9. БалдинаМ. Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2014. - № S25. - C. 11-15. - URL: http://e-ko

ncept.ru/2014/14796.htm (дата обращения: 07.12.2016).

10. Борисенко Е. Н. Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. -2012. - № 3. - С. 121-126.

11. Красностанова М. В., Осетрова Н. В., Самара Н. В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. - М.: Вершина, 2007. - 208 с.

12. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -128 с.

13. НечаевМ. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2016. - 208 с.

REFERENCES

1. Andreev A. L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologiche-skogo analiza. Pedagogika. 2005, No. 4, pp. 19-27.

2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnostno-go podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moscow: Issledovatelskii tsentr problem kachest-va podgotovki spetsialistov, 2004. 42 p. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120 325214132.pdf (accessed: 07.12.2016).

3. Zubarev S. N. Metody otsenki sformirovannosti kommunikativnoy kompetentsii. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl. 2015, Vol. 7, No. 1, pp. 146-148.

4. Kataev S. G., Loboda Yu. O., Khomyakova E. A. Indikatornyi metod otsenivaniya kompe-

tentsiy. Vestn. TGPU. Ser. Pedagogika. 2009, No. 11 (89), pp. 70-72.

5. Efremova N. F. (Ed.) Kompetentnostno-orien-tirovannye zadaniya. Konstruirovanie i primen-enie v uchebnom protsesse: uch.-metod. poso-bie. Moscow: Natsionalnoe obrazovanie, 2013. 208 p.

6. Fishman I. S. Testy vneshnei otsenki urovnya sformirovannosti klyuchevykh kompetentnostey uchashchikhsya: metod. posobie dlya ruko-voditeley i pedagogov obrazovat. uchrezhdeniy. Samara: Izd-vo TsPO, 2005. 62 p.

7. Pashkevich A. V. Kompetentnostno-orientirovan-nyy urok. Volgograd: Uchitel, 2014, 207 p.

8. Efremova N. F. Kompetentsii v obrazovanii. Formirovanie i otsenivanie. Moscow: Natsion-alnoe obrazovanie, 2012. 416 p.

9. Baldina M. Yu. O vzaimosvyazi ponyatii "kom-petentsiya", "kompetentnost", "kommunika-tivnaya kompetentnost". Nauchno-metodiches-kiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2014, No. S25, pp. 11-15. Available at: http://e-koncept. ru/2014/14796.htm (accessed: 07.12.2016).

10. Borisenko E. N. Kriterialno-urovnevoe otseni-vanie sotsialnoi kompetentnosti studentov. Vestn. Kemerovskogo gos. un-ta, 2012, No. 3, pp. 121-126.

11. Krasnostanova M. V., Osetrova N. V., Samara N. V. Assessment Center dlya rukovoditeley. Opyt realizatsii v rossiiskoy kompanii, uprazh-neniya, keisy. Moscow: Vershina, 2007. 208 p.

12. Stepanov E. N. (Ed.) Vospitatelnyy protsess: izuchenie effektivnosti. metod. rekomendatsii. Moscow: TTs "Sfera", 2001. 128 p.

13. Nechaev M. P., Romanova G. A. Interaktivnye tekhnologii v realizatsii FGOS. 5-11 klassy. Moscow: VAKO, 2016. 208 p.

Ноздрякова Елена Владимировна, аспирантка кафедры воспитательных систем Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления»

e-mail: kand717@yandex.ru

Nozdryakova Elena V., post-graduate student, Educational systems Department, State budgetary educational institution of higher professional education, Moscow region, Academy of social management e-mail: kand717@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.