Научная статья на тему 'Артпедагогические технологии социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, используемые в семье'

Артпедагогические технологии социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, используемые в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE CHILD WITH HIA / АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION / ART PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Комиссарова Людмила Николаевна

В статье раскрываются возможности социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях семьи с помощью артпедагогических технологий; показаны организационные формы и содержание арттехнологий, используемых в семейном пространстве для социокультурного развития личности ребенка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Комиссарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF A CHILD WITH RESTRICTED HEALTH POSSIBILITIES USED IN THE FAMILY

The article reveals the possibilities of socio-cultural development of a child with disabilities (HIA) in the family with the help of art pedagogical technologies; shows the organizational forms and content of art technologies used in the family space for the socio-cultural development of the child's personality with HIA.

Текст научной работы на тему «Артпедагогические технологии социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, используемые в семье»

Педагогика

УДК: 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Московский городской педагогический университет» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, профессор Комиссарова Людмила Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕМЬЕ

Аннотация. В статье раскрываются возможности социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях семьи с помощью артпедагогических технологий; показаны организационные формы и содержание арттехнологий, используемых в семейном пространстве для социокультурного развития личности ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: социокультурное развитие личности ребенка с ОВЗ, артпедагогические технологии, семья как социальный институт.

Annotation. The article reveals the possibilities of socio-cultural development of a child with disabilities (HIA) in the family with the help of art pedagogical technologies; shows the organizational forms and content of art technologies used in the family space for the socio-cultural development of the child's personality with HIA.

Keywords: socio-cultural development of the personality of the child with HIA, art pedagogical technologies, the family as a social institution.

Введение. Семья как социальный институт призвана еще в ранний период жизни ребенка с ОВЗ создать условия для познания окружающего мира, получения разнообразной информации, накопления практического жизненного опыта, а также вхождения такого ребенка в культуру, формирование его субкультуры, определенной системы отношений с миром взрослых и сверстников. В связи с этим возрастает значимость организации семьей ребенка с ОВЗ благоприятной социокультурной среды, обеспечивающей формирование культурно-познавательных, социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей, закладывание и развитие основ личности, качеств, необходимых для успешной адаптации ребенка во взрослой жизни, самореализации в культурном пространстве, становление его как субъекта культуры.

Изложение основного материала статьи. Установление адекватных способов взаимодействия между взрослыми и ребенком, использование разнообразных артпедагогических технологий, позволяющих создать комфортную для ребенка с ОВЗ обстановку, способствует более успешной социализации его личности.

Широкий спектр использования видов искусства в культурно-образовательном пространстве (театр, музей, концертные залы, выставки) создают возможности социокультурного развития личности ребенка с ОВЗ с участием семьи. Научный и практический опыт целого ряда исследователей, педагогов и психологов показывает эффективность использования разных видов искусства в формировании личности детей с ОВЗ и их социокультурного развития (Е. А. Медведева, Ж. И. Журавлева, И. Б. Ильина, Л. Н. Комиссарова, А. С. Павлова и др.), в оказании помощи семье (В. В. Ткачева).

Использование артпедагогических технологий, связанных с разными видами искусства, позволяет решать такие задачи, как:

1) создание родителями благоприятной художественной среды, обеспечивающей социокультурное развитие ребенка с ОВЗ, его социализацию;

2) осуществление семьей субъектно-художественного подхода в социокультурном развитии личности ребенка с ОВЗ посредством использования артпедагогических технологий (музыка, изодеятельность, театр, игра на музыкальном инструменте и др.);

3) удовлетворение с помощью использования искусства культурно-познавательных, информационных, эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативных, рефлексивных потребностей семьи и ребенка с ОВЗ;

4) обогащение социального опыта семьи, включение в семейную жизнь основ художественной культуры;

5) активизация творческих возможностей ребенка с ОВЗ в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной, танцевально-двигательной) посредством использования искусства в семье.

Музыка как вид искусства раньше других арттехнологий входит в жизнь ребенка с ОВЗ. Звуко-интонационная, эмоционально окрашенная, жестомимическая речь мамы и использование музыкальных игрушек в общении в период бодрствования с ребенком наполняет жизнь ребенка в младенчестве звуками, мелодиями, создает художественно-музыкальную среду. В период бодрствования исполнение мамой или бабушкой песенок-потешек в сочетании с действиями с игрушкой («птичка летает», «зайка прыгает») обогащает его мир красками, вызывает подражание, активизируя доречевой период.

В раннем возрасте, в процессе овладения прямохождением, художественное и музыкальное развитие ребенка с ОВЗ начинает осуществляться через движения и игры под музыку. Сначала он наблюдает, как танцует взрослый, какие делает движения, затем постепенно, через подражание, включается в действия с мамой или близкими под вокальные и инструментальные мелодии («Зашагали ножки, топ-топ-топ» или «Пляшут, пляшут наши ручки»). Развитию двигательной активности и усвоению знакового смысла движений малышей с ОВЗ помогает овладение разного рода имитационными движениями или действиями под музыку («летают бабочки», «ходит мишка, топает ножкой»).

В дошкольном возрасте с появлением речи расширяется спектр видов музыкальной деятельности, которые могут использоваться в семье: музыка, пение, игры с музыкальными инструментами, простые танцевальные движения, которые побуждают ребенка к развитию эмоциональной реакции на разную по характеру музыку, к простейшим движениям (приседаниям, хлопкам, покачиваниям туловищем, кружениям и т. д.). Наличие в семье скромной фонотеки, аудиозаписей инструментальной музыки «Звуки природы», вокальных произведений «Колыбельные песенки» создает возможность использования их при засыпании

ребенка с ОВЗ, а наличие музыкального инструмента (гитары, фортепиано и др.) и использование его в жизни семьи может являться средством коррекции трудностей коммуникации детей с ОВЗ и взрослых.

В школьном возрасте художественная деятельность (пение, игра на инструменте, движения под музыку) вызывают у детей с ОВЗ разнообразные эмоции, чувства, переживания, побуждают к творчеству, активизируют мотивацию к музыкальному исполнительству в доступной для них форме. В итоге дети приобщаются к миру музыкальной культуры.

В социокультурном развитии ребенка в раннем возрасте важнейшее значение играет общение с взрослым, через которого дети познает мир.

У детей раннего возраста с нарушением зрения и слуха, речи, ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью общение с взрослым формируется позже, чем у нормально развивающихся детей. При этом оно отличается низким уровнем активности, эмоциональности, протекает своеобразно и достаточно сложно, поскольку в это время еще не сформированы психические образования, связи, позволяющие наиболее эффективно противостоять отрицательному влиянию нарушений. В связи с этим в общении взрослого с ребенком с ОВЗ, на этапе раннего развития, важно установление взаимодействия между словом, звуком, действием с предметом, которое создает интеграцию всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной). Установление связей между различными объектами и действиями обеспечивает формирование целостного и дифференцированного представления об окружающем мире, а их расширение создает условие проявлять себя активно в культурно-образовательном пространстве.

В дошкольном возрасте в социокультурном развитии ребенка с ОВЗ в семье может широко использоваться художественное слово. Чтение и рассказывание взрослым сказок способствует развитию речевой активности ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте. Для закрепления воспринимаемой ребенком сказки можно использовать различные задания. Например, ребенку с нарушением слуха можно предложить задание «Угадай, кто это?», узнать героя сказки, подобрать соответствующие картинку и табличку со словом; ребенку с ЗПР и умственной отсталостью - вербально передать образ знакомого персонажа по предложенной картинке с изображением детали костюма героя знакомой сказки. В таком игровом задании, как «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок», ребенку стоит предложить составить иллюстрацию сказки из разрезанных ее частей. А дети с нарушением зрения могут использоваться такие задания, как «Узнай эпизод сказки», в которых ребенок вербально описывает фрагмент сказки по опорным словам.

Театрализовано-игровая деятельность как арттехнология также способствует социокультурному развитию ребенка с ОВЗ, начиная с младшего дошкольного возраста. В театрализованной деятельности детей с ОВЗ важна активизация самостоятельного пересказывания малых фольклорных форм, а также совместные с взрослым действия с игрушками при драматизации сюжета. В процессе инсценирования сказки, потешки, песенки, в которое включаются сам ребенок, создаются необходимые условия для действий детей по подражанию в диалоге между разными персонажами. С этой целью хорошо использовать детский настольный театр, когда с помощью плоскостных или объемных образных игрушек, кукол бибабо (на руке взрослого), дети с членами семьи разыгрывают сюжеты знакомых сказок, стихотворений, песенок, народных потешек и др.

Домашний оркестр. Одним из важных компонентов художественной среды в условиях семьи является домашний оркестр. Детям интересно будет играть не только на готовых инструментах (изготовленных промышленным способом), но и с помощью самодельных инструментов, которые они смогут сделать совместно с родителями. Для этого подойдут разные предметы, имеющиеся в доме, например, ложки деревянные или металлические, детские погремушки, нанизанные на резинку пуговицы, емкости от киндер-сюрпризов, наполненные крупой, горохом и др., издающие при встряхивании характерное звучание. При этом создаются великолепные возможности для экспериментирования ребенка с разными предметами, изучения их особенностей, для сравнения звучания разных инструментов.

Задача родителей детей с ОВЗ - использовать все доступные средства для музыкально-творческого развития ребенка, всеми силами поддерживать и стимулировать даже малейшие его попытки к самостоятельности, экспериментированию.

Изобразительная деятельность (рисунок, лепка, коллаж и др.), художественно-ручной труд, дизайн являются значимой артпедагогической технологией, которая может использоваться в семье ребенка с ОВЗ. Их использование в семье подводит ребенка к пониманию того, что изобразительное искусство во всех его видах отражает окружающий мир через краски, линии, цвет, форму.

Для установления такой связи важно, чтобы родители на прогулках наблюдали и активизировали внимание ребенка к цветовому сочетанию в природе в разное время года: к краскам, линиям, узорам на листьях, цветах, образам животных и насекомых, которых дети могли бы отражать в рисунке, лепке, скульптуре малых форм. Ребенку важно видеть, что предметы окружающей жизни часто берут свое начало в природе (самолет и вертолет похожи на стрекозу, поезд на гусеницу и т. д.). Понимание таких связей создает предпосылки развития не только познавательных процессов, но и проявления творчества у ребенка с ОВЗ. Совместная изобразительная деятельность, художественно-ручной труд, декоративное творчество могут использоваться в семье при оформлении квартиры к празднику, создании декораций для домашнего театра, украшений для благоустройства семейного пространства, детской комнаты.

Семейный досуг. Весьма значимое место в социокультурном развитии ребенка с ОВЗ занимает семейный досуг, формы которого могут быть такими как: традиционные праздники, походы в театр, на цирковое представление, на концерт, в гости к друзьям, в музеи, на художественные выставки, общение с природой, а также музицирование в домашнем оркестре, проведение веселых конкурсов, отгадывание загадок, игра в домашнем театре и др. Семейный досуг помогает ребенку с ОВЗ ощутить радость единения с близкими членами семьи, способствует формированию традиций на основе общении с искусством.

Организация семейного досуга должна быть заранее хорошо подготовлена, чтобы у всех присутствующих - и у членов семьи, и у гостей - сохранялся интерес и желание быть активным участником этого события. В любом случае основное внимание должно быть уделено детям. Родители должны продумать, как во время досуга будет действовать ребенок, какую роль выполнять, какие стихи сможет прочесть, какую спеть песенку и т. д. Необходимо также учесть, во что будет одет ребенок, чтобы одежда была нарядной, но не сковывала его движения, не мешала проявлять активность, не отвлекала от главного действия.

Родителям стоит заранее подумать и о том, как украсить дом, комнату, в которой будет проходить праздник, с учетом его тематики и, по возможности, привлечь к этому детей. Например, сделать небольшую выставку рисунков, фотографий или детских работ. Некоторые из них в конце праздника могут быть подарены гостям.

Семейный досуг может быть посвящен дням рождения ребенка. Дни рождения - это особый праздник для ребенка и очень важно, как он отмечается в кругу семьи и его друзей. Сценарий проведения дня рождения может быть заранее продуман. Важно в процессе праздника показать ребенку как надо встречать гостей, принимать подарки, благодарить друзей за внимание к нему. Именинник может продемонстрировать друзьям свои фотографии, а также фотографии родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, рассказать о них. Дети могут поделиться друг с другом историями из своей жизни. Важно, чтобы родители принимали участие в торжестве и помогали в организации и выполнении запланированного сценария. Программа дня рождения может включать домашнее угощение с пирогами, конфетами, фруктами. Хорошо, если на столе праздничная скатерть и сервиз. Именинника желательно посадить на особый стул - «трон», более высокий, чем другие, и поставить ему самую красивую чашку. Если это старшие дошкольники, то детям можно рассказать, что означает имя именинника, чем были знамениты люди, носившие это имя. Можно рассказать гостям, как именинник хотел бы прожить наступающий новый год его жизни, что он планирует для себя нового и интересного. Во второй части праздника желательно организовать игры, забавы. Уместно заранее продумать и организовать сюрпризные моменты, например, неожиданное появление новой игрушки, появление какого-либо сказочного персонажа (им может стать кто-то из гостей) и др. Можно организовать небольшой концерт с выступлениями именинника и его друзей и наградить всех поощрительными подарками (воздушными шариками, книжками-малышками и др.).

Празднование дня рождения члена семьи тоже важно для социокультурного развития ребенка с ОВЗ, поскольку оно учит уважительному отношению к близким. К тому же дети в этих условиях приобретают необходимые им навыки поведения в социуме, укрепляют семейный уклад, традиции, что делает семейные взаимоотношения более теплыми. Ребенок с ОВЗ, являясь сыном, дочкой, внучкой, внуком или братом и сестрой, может выразить свою любовь и признательность в подарке, изготовленным своими руками: сувенире, красивой открытке на основе аппликации из бумаги, ткани, высушенных цветов; фигурке, слепленной из пластилина; рисунке (портретах мамы, папы, бабушки), сочиненной ребенком песенке-импровизации (например, «колыбельной» для любимой мамы), исполнении стихов, танца. Подобная деятельность хорошо мотивирует ребенка на творчество, вызывает чувство любви, уважения к близким, желание сделать для них приятное, удивить.

Во время таких праздников могут разыгрываться сценки из семейной жизни, что вызывает особый интерес у членов семьи и присутствующих гостей. Хорошо силами взрослых и детей организовать домашний концерт: прочесть стихи, исполнить танец, спеть песенку, сыграть на музыкальных инструментах. Взрослые, владеющие игрой на музыкальных инструментах, могут исполнить знакомые музыкальные произведения, привлекая всех участников праздника к совместному пению, танцам.

Домашний кукольный театр также является артпедагогической технологией социокультурного развития ребенка с ОВЗ. Организовать его несложно. Для этой цели можно использовать игрушки, имеющиеся в доме, или докупить недостающие, которые подходят для изображения тех или иных персонажей знакомых сказок. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста совместно с родителями могут разыгрывать кукольные спектакли не только по сюжетам знакомых произведений, но и, в дальнейшем, сами смогут придумывать собственные истории с участием кукольных персонажей.

Игрушки для кукольного театра взрослые и дети могут изготавливать своими руками из ниток, тканей, соломы, использовать деревянные ложки с нарисованными на них «лицами» персонажей, самостоятельно или с помощью родителей связать из пряжи, тесьмы фигурки персонажей. Можно для этой цели использовать бумагу и картон. Эти материалы подойдут для оформления декораций домашнего представления. Можно соединить рисунки детей, отображающие сюжет сказки, в определенной последовательности, в общий фон декорации. Затем сфотографировать и сделать «фильм» по сюжету сказки в виде слайдов. Впоследствии дети сами смогут озвучивать его, пересказывая сказку, и даже проявляя собственное творчество в пересказе, опираясь на рисунки.

Детям с ОВЗ важно осознавать, что они сами, своими руками смогли сделать персонажей для кукольного театра, создать свой спектакль. Они любят и сами перевоплощаться в любимых литературных героев из сказок, мультфильмов. Родители должны поддерживать инициативу ребенка, помогая ему подобрать нужные материалы и изготовить элементы костюмов персонажей. Они могут активно участвовать в детских представлениях в роли ведущего, рассказчика, в ролях разных персонажей, заранее договорившись с ребенком, как они будут совместной действовать. Очень украсит такие домашние спектакли специально подобранная музыка (фонозапись) или собственное пение детей и взрослых (исполнение песен за своих персонажей). Это может быть не специально разученная песня, а просто песенная импровизация ребенка.

Поскольку в семье могут отмечаться и народные, и государственные календарные праздники, родители, учитывая возраст ребенка с ОВЗ, должны заранее объяснить их значение, рассказать о том, какому событию посвящен праздник, как принято его проводить.

Выводы. Успешность развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи зависит от тесного взаимодействия, сотрудничества родителей с педагогами образовательного учреждения. Такое взаимодействие дает родителям необходимые знания и представления о том, как можно осуществлять социокультурное развитие ребенка средствами арттехнологий в домашних условиях. Таким образом, использование артпедагогических технологий в семье ребенка с ОВЗ обеспечивает социокультурное развитие, накопление и обогащение средствами искусства опыта эмоциональных переживаний, приобщение к художественной культуре, развитие интереса к разнообразной художественной деятельности и развитию творческих потенций ребенка.

Литература:

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М., 2006.

2. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие. - М., 2001.

3. Журавлева Ж.И. Особенности словесно-художественной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития // Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями // Сборник научных статей и материалов научно-практических конференций, круглых столов и семинаров (17, 18 и 23 ноября 2012 г.). - М.: Логомаг, 2013.

4. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. - М., 2004.

5. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

6. Играем и танцуем / Сост. С.И. Бекина, Э.В. Соболева. - М., 1984.

7. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1987.

8. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. -М.: Просвещение, 1986.

9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

10. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства: монография, часть 1. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 170 с.

11. Медведева Е.А., Ильина И.Б. Формирование диадного общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий (теория, диагностика, практика): монография. Москва, 2010. 105 с.

12. Павлова А.С. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Раннее развитие и коррекция: теория и практика Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. 2016. С. 214-218.

13. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова. Изд.2-е испр. и дополн. - Дубна: Феникс+, 2014. - 332 с.

14. Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии / Медведева Е.А., Шашкина Г.Р., Комиссарова Л.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Учебное пособие / Москва, 2018. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., испр. и доп).

15. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 281 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Мелетичев Вадим Владимирович

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поиска эффективных путей профессионального развития и совершенствование педагогов. В ней предложена и обоснована значимость и сущность системы мотивационного обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: Педагогическая деятельность, мотивация педагогической деятельности и профессионального совершенствования педагога, мотивационное обеспечение профессионального развития педагога.

Annotation. Article is devoted to a current problem of search of effective ways of professional development and improvement of teachers. In her the importance and essence of system of motivational ensuring professional development of teachers of the general education organizations is offered and proved.

Keywords: Pedagogical activity, motivation of pedagogical activity and professional improvement of the teacher, motivational ensuring professional development of the teacher.

Введение. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид общественно полезной деятельности, направленной на подготовку человека и, прежде всего, подрастающего поколения к самостоятельной деятельности и общению, формирование и развитие личности человека, способного к успешной жизнедеятельности в обществе. Научные достижения, технический прогресс, смена информационных технологий не дают возможности человеку оставаться на одном уровне развития. Современное общество стимулирует приобщение людей к образовательной деятельности, направленной на постоянное обновление, расширение, совершенствование знаний и профессионально-личностных качеств.

Главной ценностью образования становится развитие у обучающихся потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, формирование направленности на саморазвитие и самообразование. Смысл педагогической деятельности сегодня состоит в том, чтобы создать условия для саморазвития обучаемых, их самовоспитания и самореализации. Решать педагогические задачи на таком уровне под силу только педагогу-профессионалу, постоянно совершенствующему педагогическую деятельность.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является обоснование значимости и определение сущности системы мотивационного обеспечения профессионального развития педагога как важного условия эффективности и качества образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Схема анализа педагогической деятельности построена на основе трех базовых категорий отечественной психологии - деятельности, общении, личности. Труд педагога составляет единство осуществления педагогической деятельности, педагогического общения и самореализация его личности. Эффективность труда во многом определяется профессиональной компетентностью педагога, который должен на достаточно высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность. Этим реализуется личность педагога, благодаря которому достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности, и, в конечном итоге, личностном развитии учащихся. В каждой из этих сторон выделяют следующие составляющие:

- профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

- профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

- профессиональные психологические позиции, установки педагога;

- личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.