Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У АСПИРАНТОВ'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У АСПИРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспирантура / профессиональные компетенции / этапы научного исследования / культура научного исследования / информационные технологии / postgraduate studies / professional competencies / stages of scientific research / culture of scientific research / information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглова Елена Семеновна, Ларионов Владимир Михайлович

Целью является рассмотрение сущности понятия «культура научного исследования». В статье анализируются профессиональные компетенции, формируемые у аспирантов на дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании», которые описывают способность и готовность будущих исследователей самостоятельно проводить научные исследования. Обосновывается значимость компетенции «Владение культурой научного исследования» как основополагающей и объединяющей все остальные компетенции, так как стоит задача не просто подготовить аспирантов к научной работе, а сформировать высокую культуру проведения научного исследования на всех его этапах. Авторы в статье рассматривают научные исследования как научную деятельность, то есть научный труд. Культура же труда в соответствии с Российской энциклопедией по охране труда представляет собой комплексную качественную характеристику состояния труда, включающую «рациональную организацию труда, благоприятные условия труда, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда». Авторы приводят основные этапы научного исследования и рассматривают проявления культуры научного труда на этих этапах. Развитие культуры научного исследования у аспирантов показано на примере решения задач на корреляционный и регрессионный анализ, который часто используется при изучении массовых явлений в физической культуре, педагогике и медицине для выявления взаимосвязи между параметрами, получения математических моделей процессов на основе экспериментально полученных результатов. Решение таких задач, а также задач, связанных с компьютерной обработкой данных экспериментальных исследований, можно рассматривать как небольшую научно-исследовательскую работу, по которой составляется отчет, презентация и доклад. Таким образом, в выводах авторы указывают, что культуру научного исследования можно рассматривать как культуру научного труда. При изучении информационных технологий можно и нужно обращать внимание аспирантов на культуру научного исследования на таких этапах, как постановка цели и задач исследования, выбор методов исследования и программного обеспечения для обработки экспериментальных данных, анализ результатов и формулировка выводов, а также оформление и представление результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круглова Елена Семеновна, Ларионов Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose is to consider the essence of the concept of "culture of scientific research". The article analyzes the professional competencies formed by graduate students in the discipline "Information Technologies in science and education", which describe the ability and willingness of future researchers to independently conduct scientific research. The importance of the competence "Possession of the culture of scientific research" as a fundamental and unifying all other competencies is substantiated, since the task is not just to prepare graduate students for scientific work, but to form a high culture of scientific research at all its stages. The authors in the article consider scientific research as a scientific activity, that is, scientific work. In accordance with the Russian Encyclopedia on Labor Protection, labor culture is a comprehensive qualitative characteristic of the state of work, including "rational labor organization, favorable working conditions, the use of advanced technologies, high professionalism of the employee, partnerships between participants in joint work". The authors cite the main stages of scientific research and consider the manifestations of the culture of scientific work at these stages. The development of the culture of scientific research among graduate students is shown by the example of solving problems for correlation and regression analysis, which is often used in the study of mass phenomena in physical culture, pedagogy and medicine to identify the relationship between parameters, to obtain mathematical models of processes based on experimentally obtained results. The solution of such tasks, as well as tasks related to computer processing of experimental research data, can be considered as a small research work, on which a written report, presentation and oral report are compiled. Thus, in the conclusions, the authors indicate that the culture of scientific research can be considered as a culture of scientific work. When studying information technologies, it is possible and necessary to draw the attention of graduate students to the culture of scientific research at such stages as setting goals and objectives of research, choosing research methods and software for processing experimental data, analyzing results and formulating conclusions, as well as design and presentation of research results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У АСПИРАНТОВ»

6. Оцените значимость для жителей г. Нижнего Новгорода «чистой среды».

Каждая задача имеет название, личностно-значимый вопрос, информацию по данному вопросу и задания. Ученик, прочитав название задачи, информацию по ней и отвечая на самый простой вопрос тем самым осуществляет следующие мыслительные операции: ознакомление и понимание, отвечая на заданные вопросы - анализ и синтез. Каждая задача имеет экологическую направленность. Рассуждая над решением задачи, ученик понимают важность ответственных действий человека по отношению к окружающей среде, к живым организмам и самому себе.

Выводы. Школьный предмет «Биология» обладает значительными возможностями для формирования экологической компетентности обучающихся, основы которой закладываются в курсе «Биология. 6 класс». Средством формирования экологической компетентности учащихся нами выбран комплекс эколого-ориентированных задач, способствующий систематизации предметных знаний на деятельностной основе.

Реализация комплекса эколого-ориентированных задач в биологическом образовании способствует формированию познавательной и социальной активности учащихся; воспитанию у обучающихся ценностных экологических ориентаций и сознательного научно-обоснованного отношения к природе, активной позиции по проблемам ее охраны и улучшения; расширению научных экологических представлений о целостности окружающей природной среды, о единстве человека с природой, то есть развивает все компоненты экологической компетентности обучающихся.

Литература:

1. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.-метод. пособие / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2008. - 90 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития / Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, O.E. Ефимова // Образование и наука. -2016. - № 5 (134). - С. 25-40

3. Демидова, H.H. Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: Коллективная монография / Под ред. В.В. Николиной, Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой / Н.Д. Андреева, C.B. Алексеев, C.B. Васильев и др. - Н. Новгород - СПб: НГПУ, 2009. - 200 с.

4. Гримовская, Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Л.М. Гримовская // Вестник Мининского университета. - 2020. - T. 8,N 2. - С. 6.

5. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования / А.Н. Захлебный, E.H. Дзятковская // Стандарты и мониторинг в образовании. -2008. - №7. - С. 11-15

6. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика / Д.С. Ермаков. - М., 2009. - 181 с.

7. Лаврентьева, Л.А. Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структур / Л.А. Лаврентьева. - Иркутск. - 2012. 5 (85). - С. 209-212

8. Тюмасева, З.И. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности / З.И Тюмасева, ИЛ. Орехова, Д.В. Натарова // Вестник Мининского университета. -2023. - T. 11,N1.-C. 1.-DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1.

9. Роговая, О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты / О.Г. Роговая. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 185 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат технических наук Круглова Елена Семеновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук Ларионов Владимир Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У АСПИРАНТОВ

Аннотация. Целью является рассмотрение сущности понятия «культура научного исследования». В статье анализируются профессиональные компетенции, формируемые у аспирантов на дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании», которые описывают способность и готовность будущих исследователей самостоятельно проводить научные исследования. Обосновывается значимость компетенции «Владение культурой научного исследования» как основополагающей и объединяющей все остальные компетенции, так как стоит задача не просто подготовить аспирантов к научной работе, а сформировать высокую культуру проведения научного исследования на всех его этапах. Авторы в статье рассматривают научные исследования как научную деятельность, то есть научный труд. Культура же труда в соответствии с Российской энциклопедией по охране труда представляет собой комплексную качественную характеристику состояния труда, включающую «рациональную организацию труда, благоприятные условия труда, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда». Авторы приводят основные этапы научного исследования и рассматривают проявления культуры научного труда на этих этапах. Развитие культуры научного исследования у аспирантов показано на примере решения задач на корреляционный и регрессионный анализ, который часто используется при изучении массовых явлений в физической культуре, педагогике и медицине для выявления взаимосвязи между параметрами, получения математических моделей процессов на основе экспериментально полученных результатов. Решение таких задач, а также задач, связанных с компьютерной обработкой данных экспериментальных исследований, можно рассматривать как небольшую научно-исследовательскую работу, по которой составляется отчет, презентация и доклад. Таким образом, в выводах авторы указывают, что культуру научного исследования можно рассматривать как культуру научного труда. При изучении информационных технологий можно и нужно обращать внимание аспирантов на культуру научного исследования на таких этапах, как постановка цели и задач исследования, выбор методов исследования и программного обеспечения для обработки экспериментальных данных, анализ результатов и формулировка выводов, а также оформление и представление результатов исследования.

Ключевые слова: аспирантура; профессиональные компетенции; этапы научного исследования; культура научного исследования; информационные технологии.

Annotation. The purpose is to consider the essence of the concept of "culture of scientific research". The article analyzes the professional competencies formed by graduate students in the discipline "Information Technologies in science and education", which describe the ability and willingness of future researchers to independently conduct scientific research. The importance of the

competence "Possession of the culture of scientific research" as a fundamental and unifying all other competencies is substantiated, since the task is not just to prepare graduate students for scientific work, but to form a high culture of scientific research at all its stages. The authors in the article consider scientific research as a scientific activity, that is, scientific work. In accordance with the Russian Encyclopedia on Labor Protection, labor culture is a comprehensive qualitative characteristic of the state of work, including "rational labor organization, favorable working conditions, the use of advanced technologies, high professionalism of the employee, partnerships between participants in joint work". The authors cite the main stages of scientific research and consider the manifestations of the culture of scientific work at these stages. The development of the culture of scientific research among graduate students is shown by the example of solving problems for correlation and regression analysis, which is often used in the study of mass phenomena in physical culture, pedagogy and medicine to identify the relationship between parameters, to obtain mathematical models of processes based on experimentally obtained results. The solution of such tasks, as well as tasks related to computer processing of experimental research data, can be considered as a small research work, on which a written report, presentation and oral report are compiled. Thus, in the conclusions, the authors indicate that the culture of scientific research can be considered as a culture of scientific work. When studying information technologies, it is possible and necessary to draw the attention of graduate students to the culture of scientific research at such stages as setting goals and objectives of research, choosing research methods and software for processing experimental data, analyzing results and formulating conclusions, as well as design and presentation of research results.

Key words: postgraduate studies; professional competencies; stages of scientific research; culture of scientific research; information technology.

Введение. Аспирантура призвана готовить своих выпускников не только к педагогической деятельности в вузе, но к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Исследовательские компетенции формируются в бакалавриате, магистратуре, затем получают свое развитие и в аспирантуре на многих дисциплинах, например, на дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании», которая входит в программу всех направлений.

Рассмотрим профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник аспирантуры, чтобы быть готовым к научно-исследовательской работе.

Изложение основного материала статьи. В Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) обучаются аспиранты четырех направлений: «Физическая культура и спорт», «Образование и педагогические науки», «Биологические науки» и «Фундаментальная медицина». Компетенции, формируемые на указанной выше дисциплине, представлены в таблице, причем, общепрофессиональные взяты из образовательных стандартов, а профессиональные разработаны вузом.

Таблица

Профессиональные компетенции

Направление Профессиональные компетенции

Физическая культура и спорт ОПК-3: владение культурой научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно- коммуникационных технологий. ПК-1: способность планировать, организовывать и выполнять научные исследования в образовательной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности педагогического процесса.

Образование и педагогические науки ОПК-2: владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. ПК-3: владение культурой организации научного исследования в области педагогических наук на основе современных информационных технологий.

Биологические науки ОПК-1: способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно- коммуникационных технологий. ПК-2: способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований. ПК-3: способность применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации, правила составления научных проектов и отчетов.

Фундаментальная медицина ОПК-3: способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований. ПК-5: обладание высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области восстановительной и спортивной медицины, лечебной физической культуры (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями), выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере образования, адаптивной физической культуры и спорта.

Анализ приведенных компетенций, показывает, что аспиранты должны не только получить навыки использования новейших информационно-коммуникационных и цифровых технологий в научных исследованиях, но и развивать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, а именно:

- планирования, организации и выполнения научных исследований;

- использования современных методов исследования;

- применения современных методов обработки информации;

- критического анализа и обобщения получаемой информации;

- применения на практике приемов составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок;

- представления результатов выполненных научных исследований;

- участия в работе научно-исследовательских коллективов.

Таким образом, эти компетенции описывают способность и готовность будущих исследователей выполнять различные этапы научной работы. Особое внимание следует уделить компетенции «Владение культурой научного исследования...». Она является основополагающей и объединяющей все вышеприведенные компетенции, так как стоит задача не просто

подготовить аспирантов к научной работе, а сформировать высокую культуру проведения научного исследования на всех его этапах.

Как известно, научное исследование - это процесс выработки новых научных знаний. Основными этапами научного исследования являются:

1 определение проблемы;

2 теоретический анализ проблемы;

3 анализ информации о возможных путях решения проблемы;

4 формулировка гипотезы, при каких условиях и как может быть решена данная проблема;

5 постановка цели и задач исследования;

6 теоретические разработки;

7 планирование, организация и проведение эксперимента;

8 обработка экспериментальных данных;

9 анализ и обобщение полученных результатов;

10 внедрение полученных новых знаний в практическую деятельность;

11 оценка экономического и социального эффекта от внедрения;

12 оформление отчета о проведенной научно-исследовательской работе и представление результатов.

Что же такое «культура научного исследования»? Рассмотрим научные исследования как научную деятельность, то есть научный труд.

По определению, данному в Российской энциклопедии по охране труда, культура труда представляет собой комплексную качественную характеристику состояния труда, включающую «рациональную организацию труда, благоприятные условия труда, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда».

Рассмотрим, как эти характеристики должны проявляться на этапах научной работы. Прежде всего научный работник должен обладать высоким профессионализмом, то есть иметь высокий уровень знаний в соответствующей профессиональной области. Это необходимо для всех этапов, но в первую очередь, для определения проблемы, формулирования гипотезы, а также задач исследования как последовательности действий для достижения цели исследования (этапы 1-6).

Рациональная организация труда, использование передовых технологий должны проявляться, прежде всего в использовании информационно-коммуникационных и цифровых технологий на различных этапах исследования.

На этапах 2, 3 необходимо использование интернета при изучении информационных источников для составления обзора современного состояния проблемы, условий и методов решения задач данного класса. При использовании интернета большую роль играет опять же профессионализм работника, так нахождение нужной информации зависит от правильной постановки запроса (существует мнение, что для получения правильного ответа на вопрос, нужно на 55% знать ответ). Кроме того, информацию необходимо брать из проверенных источников, отдавая предпочтение учебным пособиям, монографиям, известным журналам и сборникам статей. Обязательно нужно проводить теоретическое обоснование предлагаемых методов или методик, то есть показывать, за счет чего предполагается получить эффект. Кроме того, при разработке новых методик занятий по физической культуре, например, должен всегда соблюдаться принцип здоровьесбережения.

При планировании, организации и проведении эксперимента (7 этап), например, педагогического, нужно четко понимать, когда проводится параллельный, а когда последовательный эксперимент; как подбираются контрольная и экспериментальная группы. Например, если сравниваются количественные характеристики у групп, то в начале эксперимента у контрольной и экспериментальной групп должны быть статистически незначимы различия не только средних, но и дисперсий.

При проведении педагогического эксперимента с обучающимися необходимо соблюдать этический кодекс.

В процессе проведения эксперимента нужно использовать современные приборы и методики измерения, информационные технологии.

При обработке результатов экспериментальных исследований (этапы 8, 9) очень важно грамотно применять методы математической статистики. Например, при сравнении результатов групп испытуемых нужно правильно выбрать статистический критерий в зависимости прежде всего от параметров, характеризующих группы: для количественных применять параметрические критерии, а для качественных (в том числе и порядковых) непараметрические.

Рациональная организация труда при обработке данных экспериментальных исследований в настоящее время заключается конечно же в использовании современных информационных и цифровых технологий. Если понимать и знать методы математической статистики, то для обработки небольшого объема данных можно использовать даже самое доступное, бесплатное программное обеспечение ЬШгеОШсеСак. При использовании специальных программ, например, ЗТАТВТГСА, без знаний математической статистики невозможно математически правильно поставить задачу и интерпретировать полученные результаты.

Провести работу на этапах 10, 11 невозможно без высокого профессионализма.

Культура научного исследования проявляется и в написании, оформлении и представлении отчета о проделанной работе (12 этап). Важно сформировать у аспирантов умение излагать научным языком и в логической последовательности все этапы исследования, анализировать и обобщать полученные результаты. Заключение по работе должно показывать результаты выполнения каждой задачи исследования.

Важную роль играет культура и при представлении результатов исследований. Во-первых, это доклад, который строится логически таким образом, чтобы отразить все этапы исследований. Во-вторых, это презентации, иллюстрирующие доклад. Поскольку информация является научной, то и представление ее должно быть без излишних украшательств: текста должно быть минимальное количество, шрифт темный на светлом фоне, предпочтение отдается иллюстрациям: таблицам, графикам, рисункам, фотографиям, возможно видео в небольшом количестве. Каждая иллюстрация сопровождается текстом доклада.

Для распространения опыта применения новых методик обучения и тренировок необходимо писать и публиковать научные статьи и выступать на конференциях.

В настоящее время научные проблемы ставятся и решаются, как правило в коллективах, возможно профессионалов разных специальностей. Аспирант должен уметь работать в коллективе, для чего необходимо соблюдать, прежде, всего этические нормы поведения.

Следует также отметить и моральную ответственность исследователя за опубликованные результаты. Недопустима фальсификация данных. Аспирант должен понимать, что результаты эксперимента будут признаны действительными только в том случае, если этот эксперимент можно повторить и получить такие же результаты.

Рассмотрим, как, например, при решении задач на корреляционный и регрессионный анализ, который часто используется при изучении массовых явлений в физической культуре, педагогике и медицине для выявления взаимосвязи между параметрами, получения математических моделей процессов на основе экспериментально полученных результатов, можно развивать культуру научного исследования.

Проведение корреляционного и регрессионного анализа можно рассматривать как небольшую научно-исследовательскую работу, цель которой - выявить корреляционную связь, а также получить уравнения регрессии, позволяющие сделать прогноз событий.

Для достижения этой цели формулируются задачи исследования:

- построение поля корреляции, по которому проводится предварительным анализ формы, направления и силы корреляционной связи между параметрами;

- вычисление выборочного коэффициента корреляции;

- проверка статистической значимости (критерий Стьюдента) выборочного коэффициента корреляции с окончательным выводом о силе корреляционной связи;

- вычисление выборочных коэффициентов линейных уравнений регрессий с проверкой их значимости;

- вычисление прогнозируемых результатов (например, соревновательного упражнения и теста).

Методы исследования - это методы математической статистики.

В качестве программного средства может быть использован Excel, LibreOfficeCalc или какая-либо специальная статистическая программа, например, STATISTICA. При работе в Excel и LibreOfficeCalc. можно использовать встроенные статистические функции:

- Мастер диаграмм для построения поля корреляции и линий регрессии как линий тренда;

- КОРРЕЛ для вычисления выборочного коэффициента корреляции;

- НАКЛОН, ОТРЕЗОК для вычисления выборочных коэффициентов линейных уравнений регрессий;

- ПРЕДСКАЗ для вычисления прогнозируемых результатов.

Результаты исследования оформляются в виде таблицы, а также формулируются выводы. Выводы должны быть обоснованные, состоять из трех частей:

- по статистически значимому коэффициенту корреляции устанавливается направление и сила связи между параметрами;

- записываются уравнения регрессий;

- приводятся вычисленные прогнозируемые параметры.

Таким образом, составляется отчет по лабораторной работе как о научно-исследовательской работе и оформляется по требованиям стандарта оформления научно-исследовательской работы с правильным оформлением таблиц, рисунков, формул, списка литературы.

Кроме этого, аспиранты составляют презентацию и докладывают результаты исследовательской работы.

Выводы. Таким образом, культуру научного исследования можно рассматривать как культуру научного труда. При изучении информационных технологий, в частности, компьютерной обработки экспериментальных данных, можно и нужно обращать внимание аспирантов на культуру научного исследования на таких этапах, как постановка цели и задач исследования, выбор методов и программного обеспечения, анализ результатов и формулировка выводов, а также оформление и представление результатов исследования.

Литература:

1. Круглова, Е.С. Формирование научно-исследовательской компетенции при обучении статистической обработке экспериментальных данных / Е.С. Круглова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов:-Ялта: РИОЕПА, 2020,-Вып. 68. -Ч. 3. - С. 152-156

2. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - Т. 1: А-К. - 440 с.

3. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь / Е.А. Шашенкова. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент кафедры олигофренопедагогики Кузнецова Людмила Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Еерцена» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры олигофренопедагогики Петрова Людмила Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Еерцена» (г. Санкт-Петербург)

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. Статья является результатом поиска новых возможностей в формировании профессиональной компетентности педагога-дефектолога. В этой связи рассмотрен потенциал любительской театрализованной деятельности в современной системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по профилю «Олигофренопедагогика», в рамках театра-студии.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога-дефектолога, театрализованная деятельность, студенческий театр-студия.

Annotation. The article is the result of a search for new opportunities in the formation of the professional competence of a teacher-defectologist. In this regard, the potential of amateur theatrical activity in the modern system of professional training of students studying in the field of "Oligofrenopedagogy" within the theater-studio is considered.

Key words: professional competence of a teacher-defectologist, theatrical activity, student theater-studio.

Введение. Педагог - одна из профессий, требующих высокой профессиональной компетентности. На современном этапе профессиональная компетентность педагога рассматривается как «важнейшее условие успешности педагогической деятельности» (Макарова Л.Н., H.A. Шаршов) [3]; «интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, совокупность знаний, умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми» (Козырева H.A.) [2];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.