Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в хореографическом образовании в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» в КазГИК'

Компьютерные технологии в хореографическом образовании в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» в КазГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ФГОС 3+ / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕНЕДЖЕРЫ ПРОЕКТОВ / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / COMPETENCE / FSES 3+ / ASSESSMENT OF COMPETENCE LEVEL / PROJECT MANAGERS / CLOUD SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаева С. И.

В работе анализируются вопросы формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов специальностей 51.04.02 Народная художественная культура, профиль: «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Раскрыты составляющие компетенций ОПК -1, ОПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12 формируемые дисциплиной «Компьютерные технологии в хореографическом образовании» на основе математической обработки данных с помощью пакетов Maxima, MSExcel, работы с электронными библиотеками, менеджерами проектов и облачными сервисами. Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием менеджеров проектов, таких как SerenaOpenProj, звуковые виртуальные студии, оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированности этих компетенций студентов магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Научные результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF FORMING COMPETENCES ON FSES 3+ FOR MASTERS OF THE PREPARATION PROFILE "TEACHER, HEAD OF THE CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE AND ADAPTIVE CHOREOGRAPHY" IN KazSIK

In accordance with GEF 3+ in the field of preparation 51.04.02 The folk art culture (teacher, head of the choreographic collective and adaptive choreography) curriculum of this specialty includes the discipline "Computer technologies in choreographic education" which is closely related to other fields of knowledge [9]. The results that must be obtained when mastering this discipline are determined by the following basic general professional competencies: • the ability to independently learn new methods of research, to change the scientific and scientific and production profile of their professional activities (GPC-1); • the ability to acquire independently with the help of information technologies and use new knowledge and skills in practical activities, including in new areas of knowledge not directly related to the field of activity (GPC-5); • Possession of methods of development, approbation and introduction of innovative ethno-cultural and ethno-artistic educational systems, pedagogical technologies, textbooks, teaching and educational tools (PC-8). • Possession of methods of development, scientific substantiation and introduction into practice of innovative methods of organization and management of folk art (PC-11) • the ability to develop and implement innovative forms and methods of broadcasting in the modern cultural, educational and information space the values of traditional folk artistic culture and the achievement of folk artistic creativity (PC-12) The methodology of the formation of the competences GPC-1, GPC-5, PC-8, PC-11, PC-12 in the discipline "Com-puter technologies in choreographic education", based on the technology of mathematical data processing with Maxima packages, MSExcel, work with Electronic libraries, project managers and cloud services. The methods of forming these competencies are studied on the basis of practical examples using project managers such as SerenaOpenProj, sound virtual studios, their effectiveness is estimated on the basis of experiment. The quantitative analysis of the level of the formation of these competences of the students of masters of the profile of the training "Teacher, the head of the choreographic collective and adaptive choreography" is conducted. Based on the statistical processing of the results of the experiment, it was revealed that thanks to the methods described above, the level of competence of the PC-8, PK-11, PK-12 skills is increased by 16%, and the level of skills by 21%, which allows to identify further ways to increase the level These competencies through the use of intersubject communications, business games, creative assignments and a huge range of interactive teaching methods.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в хореографическом образовании в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» в КазГИК»

13. Privalov, G.F. Professional skills contest as a means of development of creative potential of the teacher]. Cand. Ped. Sciences: 13.00.08/ G.F.Privalov. - Ekaterinburg, 2008. - 221 p.

14. Sadokhin A.P. Intercultural competence: the essence and mechanisms of formation: Diss. ... doctor. cult. Sciences: 24.00.01/ A.P.Sadokhin. - Moscow, 2009. - 342 p.

15. Tikhonova E.V. Self-regulated learning as a condition of professional self-education of the teacher (based on musical Department of the pedagogical College): Diss. Cand. Ped. Sciences: 13.00.08 / E.V.Tikhonov. - Ekaterinburg, 2000. - 151 S.

16. Khutorskoy, A.V. Competence in education: design experience / Collection of scientific works / Ed. A.V. Khutorskoy. - M.: Scientific-innovation enterprise "INEC", 2007. - 327 p.

УДК 378.1

СИ.Сахаева

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС 3+ ДЛЯ МАГИСТРОВ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И АДАПТИВНОЙ ХОРЕОГРАФИИ» В КАЗГИК

В работе анализируются вопросы формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов специальностей 51.04.02 Народная художественная культура, профиль: «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Раскрыты составляющие компетенций ОПК -1, ОПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12 формируемые дисциплиной «Компьютерные технологии в хореографическом образовании» на основе математической обработки данных с помощью пакетов Maxima, MSExcel, работы с электронными библиотеками, менеджерами проектов и облачными сервисами. Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием менеджеров проектов, таких как SerenaOpenProj, звуковые виртуальные студии, оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированное™ этих компетенций студентов магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Научные результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: компетенции, ФГОС 3+, оценка уровня сформированности компетенций, менеджеры проектов, облачные сервисы.

Sofiya I.Sakhaeva COMPUTER TECHNOLOGIES IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF FORMING COMPETENCES ON FSES 3+ FOR MASTERS OF THE PREPARATION PROFILE "TEACHER, HEAD OF THE CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE AND ADAPTIVE CHOREOGRAPHY" IN KAZSIK

In accordance with GEF 3+ in the field of preparation 51.04.02 The folk art culture (teacher, head of the choreographic collective and adaptive choreography) curriculum of this specialty includes the discipline "Computer technologies in choreographic education" which is closely related to other fields of knowledge [9]. The results that must be obtained when mastering this discipline are determined by the following basic general professional competencies:

• the ability to independently learn new methods of research, to change the scientific and scientific and production profile of their professional activities (GPC-1);

• the ability to acquire independently with the help of information technologies and use new knowledge and skills in practical activities, including in new areas of knowledge not directly related to the field of activity (GPC-5);

• Possession of methods of development, approbation and introduction of innovative ethno-cultural and ethno-artistic educational systems, pedagogical technologies, textbooks, teaching and educational tools (PC-8).

• Possession of methods of development, scientific substantiation and introduction into practice of innovative methods of organization and management of folk art (PC-11)

• the ability to develop and implement innovative forms and methods of broadcasting in the modern cultural, educational and information space the values of traditional folk artistic culture and the achievement of folk artistic creativity (PC-12)

The methodology of the formation of the competences GPC-1, GPC-5, PC-8, PC-11, PC-12 in the discipline "Computer technologies in choreographic education", based on the technology of mathematical data processing with Maxima packages, MSExcel, work with Electronic libraries, project managers and cloud services. The methods of forming these competencies are studied on the basis of practical examples using project managers such as SerenaOpenProj, sound virtual studios, their effectiveness is estimated on the basis of experiment. The quantitative analysis of the level of the formation of these competences of the students of masters of the profile of the training "Teacher, the head of the choreographic collective and adaptive choreography" is conducted.

Based on the statistical processing of the results of the experiment, it was revealed that thanks to the methods described above, the level of competence of the PC-8, PK-11, PK-12 skills is increased by 16%, and the level of skills by 21%, which allows to identify further ways to increase the level These competencies through the use of intersubject communications, business games, creative assignments and a huge range of interactive teaching methods.

Keywords: Competence, FSES 3+, assessment of competence level, project managers, cloud services.

Современные тенденции развития информационного общества требуют от магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» наличие профессиональных компетенций соответствующих современному уровню развития информа-

ционных технологий. В соответствии с ФГОС 3+ по направлению подготовки 51.04.02 Народная художественная культура (Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии) учебный план этой специальности включают дисциплину «Компьютерные технологии в хореографическом образовании» которая тесно связаны с другими областями знаний [9]. Результаты, которые должны быть получены при освоении этой дисциплины, определяются следующими основными общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:

• способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

• способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОПК-5);

• владением методами разработки, апробации и внедрения инновационных этнокультурных и этнохудожественных образовательных систем, педагогических технологий, учебников, учебных и учебно-методических пособий (ПК-8).

• владением способами разработки, научного обоснования и внедрения в практику инновационных методик организации и руководства народным художественным творчеством (ПК-11)

• способностью разрабатывать и внедрять инновационные формы и методы трансляции в современное культурно-образовательное и информационное пространство ценности традиционной народной художественной культуры и достижения народного художественного творчества (ПК-12)

Автором использовались математические пакеты обработки данных- Maxima, MSExcel, технологии работы с электронными библиотеками, с менеджерами проектов, таких как SerenaOpenProj, звуковыми виртуальные студии, облачными сервисами на всех этапах формирования перечня компетенций для дисциплины «Компьютерные технологии в хореографическом образовании». Например, технология работы с научными электронными библиотеками, математическая обработка данных с Maxima, MSExcel, для получения и обработки научной информации по теме магистрского исследования использовался при формировании компетенций: ОПК-1, ОПК-5 в виде результатов обучений: знаний, умений, владений на основе подготовки реферативного обзора, оценки тенденции развития предметной области. В таблице 1 раскрыты этапы формирования компетенций на примере ОПК-5, а также приведены показатели и критерии оценивания результата.

Табл. 1

Формы оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Пере- Этапы Ре- Показатели и критерии оценивания результата Фор-

чень фор- зуль Недоста- Базовый Средний Высокий ма

компе- миро- таты точный кон-

тенций вания ком-петен-ций обу- че- ния троля / тип задания

ОПК-5 1 этап зна- Знает ме- Знает базовые Знает методы Знает про- Тест,

способ- теоре- ния тоды и программы и средства по- граммные кон-

ностью тиче- средства переработки лучения, хра- продукты, по- троль

самостоя ский получения информации и нения, пере- зволяющие ная

стоя- тельно приоб- информации методы использования в практической работки информации методы использования в практической деятельности знания и умения, в том числе в новых областях зна- принимать решения в практической работа

ретать с помощью ин-форма-ционных техноло- деятельности знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непо- деятельности знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непо-

гий и средственно ний, непо- средственно

использовать в не связанных со сферой средственно не связанных не связанных со сферой дея-

практи- деятельности со сферой тельности

ческой деятельности

дея- 2 этап уме- Умеет Умеет пользо- Умеет пользо- Умеет полу- Семи-

тельно- ния пользо- ваться базо- ваться мето- чать, хранить, нар,

сти но- ваться ме- выми про- дами и сред- перерабаты- кей-

вые зна- тодами и граммами об- ствами полу- вать инфор- сы,

ния и средства- работки ин- чения, хране- мацию с по- док-

умения, ми полу- формации и ния, перера- мощью ком- лады

в том чения ин- использовать ботки инфор- пьютера и ис-

числе в формации в практиче- мации необхо- пользовать в

новых ской деятель- димых в про- практической

областях ности новые фессиональ- деятельности

новые знания

знаний, непо- знания и умения, в том ной деятельности и умения, в

том числе в

средст- числе в новых новых облас-

венно не областях зна- тях знаний,

связан- ний, непо- непосредст-

ных со средственно венно не свя-

сферой не связанных занных со

дея- со сферой сферой дея-

тельно- деятельности тельности

сти 3 этап вла- Владеет Владеет базо- Владеет мето- Владеет про- Зачет

прак- де- методами выми про- дами и сред- граммными

тиче- ния и средст- граммами пе- ствами полу- продуктами,

ский вами получения информации реработки информации чения, хранения, переработки информации способами их использования в практической дея-тельности,в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

Шкала оценивания

ВСЕГО: 0-60 61-74 75-89 90-100

Автором была осуществлена оценка эффективности формирования компетенций ОПК-1, ОПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12 для магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». В качестве основных методов исследования использовались анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ результатов деятельности; обобщение педагогического опыта [10]. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 30 респондентов: из них 4- в экспериментальной, 4 - в контрольной группах [1]. В ходе исследования были оценены критерии и показатели оценки эффективности подготовки магистров специальности 55.05.04 НХК, профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии»: недостаточный, базовый, средний, высокий (Табл. 1). Критерии характеризовались четыремя основными показателями в виде единой уровневой системы - недостаточный уровень (0-60 баллов), базовый уровень (61-74 балла), средний уровень (75-89 баллов), высокий уровень (90-100 баллов). Математическая обработка средних баллов осуществлялась с помощью инструмента анализа данных - описательная статистика из пакета программного обеспечения Microsoft Excel 2007 [2]. Статистический анализ критериев и показателей дал возможность оценить уровень эффективности образования студентов КГИК благодаря интерпретации уровня полученного среднего оценочного балла по совокупности критериев показал улучшение показателей на 11% в экспериментальной группе.

Рис.1.

Результаты оценки уровня сформированности компетенций: ОПК-1, ОПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12 магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива

1 1 2 3 1

78

-65-64

17

11 12

ТГ44-

59

Недостаточный Базовый

Средний

ВЕСТНИК КАЗГУКИ № 3 2017

и адаптивной хореографии» (результаты экзаменационной сессии 2017г.)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

39

29

Ш

28

19

21

□ ОПК-1

□ ОПК-5

□ ПК-8

□ ПК-11

□ ПК-12

Высокий

Анализ результатов исследования показал положительную динамику уровня формирования компетенций ОПК-1, ОПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12 [5].

Объектами профессиональной деятельности магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» в КГИК в современном информационном обществе являются:

• данные, информация, знания;

• прикладные и информационные процессы;

• прикладные информационные ресурсы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование разнообразных тем из различных областей знаний при выполнении индивидуальных практических заданий, связанных с применением изученных компьютерных программ прекрасно формируют широкий спектр мыслительных операций студентов, необходимых для творческой работы [7]. Так, для формирования компетенции ПК-11, ПК-12 при освоении облачного офиса, совместной работы с документами Google, можно предложить создать проект в виде презентации Google по областям профессиональной деятельности, например: инновационный проект по хореографическому конкурсу, фестивалю по определенному направлению танцев, хореографической школы, студии танцев, мастер-класс по современному танцу и др. [4]. Сама дисциплина перестает быть изолированной и приобретает более широкий смысл и интегрируется с другими областями знаний современного информационного общества, а использование разнообразных тем проектов помогает формировать информационную культуру магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Для формирования компетенции ПК-8 предлагалось далее закрепить практические навыки использования программного обеспечения, предназначенного для управления проектами при разработке созданного инновационного проекта в программном продукте Serena OpenProj 1.4. Анализ влияния межпредметных связей на уровень усвоения разделов дисциплины «Компьютерные технологии в хореографическом образовании» проводилась на основе рубежного и итогового контроля [8]. Надо отметить, что при работе над проектами необходимо использовать и активные методы обучения, которые способствуют лучшему усвоению материала и заставляют максимально концентрироваться над поставленной задачей и настроиться на творческую волну [3]. На основе статистической обработки результатов эксперимента было выявлено, что благодаря изложенным выше методикам наблюдается повышение уровня формирования компетенций ПК-8, ПК-11, ПК-12 - навыков на 16%, а уровня умений на 21%, что позволяет выявить дальнейшие пути повышения уровня этих компетенций с помощью использования межпредметных связей, деловых игр, творческих заданий и огромного спектра интерактивных методов обучения [10]. Таким образом, анализ результатов выше представленных экспериментов показывает, что использование менеджеров проектов таких как SerenaOpenProj, звуковых виртуальных студий (Cubase 5.1) в подготовке магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» дает возможность обеспечить высокий уровень компетентности выпускаемых специалистов в области народной художественной культуры, востребованных на рынке труда.

Литература

1. Кобзева В.В. Графическая компетенция как составляющая профессиональной компетентности будущих техников-программистов/ В.В. Кобзева// Вестник ЮУрГУ, 2014.-Том 6, №4- С.112-119.

2. Лейбов А.М., Осокина О.М. Критерии и показатели оценки уровня сформированное™ IT-компетенций студентов ФТП и ТЭФ//Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Гуманитарные и экономические науки. - Новокузнецк: Сиб-ГИУ. - 2012. - С.171-175

3. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /С.И. Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№1.-С.77-80.

4. Сахаева С.И. Облачные сервисы как инструмент переподготовки специалистов социогуманитарной сфе-ры/С.И. Сахаева//Ученые записки ИСГЗ, 2015. -№ 1. - С.478-483

5. Сахаева С.И. Продукты фирмы «1С» как инструмент формирования ИТ-компетенций бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КГИК//Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. «Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования», Москва, 2-3 февраля 2016 г. - М., 2016. -С.141-144.

6. Сахаева С.И. Об опыте формирования IT-компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)/С.И.Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015.-№3.-С.111-115.

7. Сахаева С.И. Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалаврова специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КазГУКИ/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№ 1. -С. 91-94.

8. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного вуза.//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(2). -С.337-342

9. ФГОС ВПО. [Электронный ресурс] - URL:http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UMO/071600 GFO SEstrada_b.pdf.

10. Сахаева С.И. Информационные технологии управления в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов специальности продюсерство (продюсер кино и телевидения) в КГИК)/С.И. Сахаева/ /Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2017.-№1.-С.126-129.

References

1. Kobzev V.V. Graphical competence as a component of professional competence of future marketers/ Vladimir Kobzev/ / Bulletin of SUSU, 2014.-Volume 6, Number 4 - Pp. 112-119.

2. Leybov, M.A., Osokina O. M. Criteria and indicators for assessing the level of formation of IT competence of the students FTP and TEF//Science and youth: problems, searches, solutions: Proceedings of Russian scientific conference of students, postgraduates and young scientists. The Humanities and economic Sciences. - Novokuznetsk: Sib-SMI. - 2012. - P. 171-175

3. Sakhaeva S.I. Active learning methods as one of the aspects of training socio-humanitarian sphere /C.I. Sakaeva / /Vestnik of the Kazan state University of culture and arts, 2014.-№1.-P. 77-80.

4. Sakhaeva S.I. Cloud services as a tool for training of specialists of socio-humanitarian sphere/C.I.Sakaeva //scientific notes of ISGS, 2015. - No. 1. - S. 478-483

5. Sakhaeva S. I. Products of "1C" as a tool for the formation of the it competence of bachelors of specialty "Applied Informatics (in design) in the Krasnodar state Institute of culture//New information technologies in education: Collection of scientific papers]. scientific.-pract Conf. "The use of technologies of "1C" in the conditions of modernization of economy and education", Moscow, 2-3 February 2016., 2016. -P. 141-144.

6. Sakhaeva S. I. About the experience of forming IT-competencies of students of the specialty "Applied Informatics (in design)/C.I.Sakaeva//Bulletin of the Kazan state University of culture and arts, 2015 no.3.-Pp. 111-115.

7. Sakhaeva S. I. Information technology as a tool of bachelors' training in the specialty "Applied Informatics (in design) to Kazguki/C. I. Sakaeva/ /Vestnik of the Kazan state University of culture and arts, 2015. - No. 1. -S. 91-94.

8. Sakhaeva C. I. Network technologies as component of a modern University.//Scientific notes of Institute Social and Humanitarian knowledge. -2014. -№1(2). -S. 337-342

9. FSES HPE. [Electronic resource] - URL:http://www.gnesin-academy.EN/userphoto/File/UMO/071600 GFO SEstrada_b.pdf.

10. Sakhaeva S. I. Information technology management in the context of formation of competences of the GEF 3+ for students majoring in producing (producer of film and television) in the Krasnodar state Institute of culture)/C. I. Sahai Islands//Bulletin of the Kazan state University of culture and arts, 2017 no.1.-P. 126-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.