Научная статья на тему 'Театр в концепции телевидения'

Театр в концепции телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
517
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕЭКРАН / TV SCREEN / ТЕЛЕЭФИР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА / THEATRICAL THEME / КОММУНИКАТОР / COMMUNICATOR / АКТЁР / ACTOR / ВЕДУЩИЙ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / PERFORMING ARTS / НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / NATIONAL TELEVISION / ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА / GENRE AND THEMATIC BASIS / ЖАНР ПОРТРЕТА / PORTRAIT GENRE / АВТОРСКАЯ ПЕРЕДАЧА / AIRTIME / PRESENTER (NARRATOR) / AUTHOR''S TELECAST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сагдуллаев Козимхон Кахрамонович

В настоящий статье речь идёт о месте, роли театра в рамках телепрограмм, даётся характеристика жанрово-тематических, содержательных основ телепередач, посвящённых театральный тематике, анализируется ряд проектов с участием специалистов-театроведов с точки зрения идейно-художественных результатов, форм и методов решения вопросов образности, смыслового насыщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE IN THE CONCEPT OF TELEVISION

In this article the author focuses on the place and the role of theatre as a part of TV programmes, providing general characteristics of genre and thematic content of television programmes devoted to theatre issues, analysing a number of tv-projects featuring professionals in the field of theatre studies judging by the ideological and artistic goals they meet, the forms and methods that help to solve the questions of imagery and adequate semantic saturation.

Текст научной работы на тему «Театр в концепции телевидения»

К. К. Сагдуллаев

Координационно-методический центр по вопросам Новейшей истории Узбекистана, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана (ГИИКУ)

Ташкент, Узбекистан

ТЕАТР В КОНЦЕПЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Аннотация:

В настоящий статье речь идёт о месте, роли театра в рамках телепрограмм, даётся характеристика жанрово-тематических, содержательных основ телепередач, посвящённых театральный тематике, анализируется ряд проектов с участием специалистов-театроведов с точки зрения идейно-художественных результатов, форм и методов решения вопросов образности, смыслового насыщения.

Ключевые слова: телеэкран, телеэфир, театральная тематика, коммуникатор, актёр, ведущий, сценическое искусство, национальное телевидение, жанрово-тематическая основа, жанр портрета, авторская передача.

K. Sagdullaev,

The coordination and methodology centre on Uzbekistan's contemporary history issues, State Institute of arts and culture of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

THEATRE IN THE CONCEPT OF TELEVISION

Abstract:

In this article the author focuses on the place and the role of theatre as a part of TV programmes, providing general characteristics of genre and thematic content of television programmes devoted to theatre issues, analysing a number of tv-projects featuring professionals in the field of theatre studies judging by the ideological and artistic goals they meet, the forms and methods that help to solve the questions of imagery and adequate semantic saturation.

Key words: TV screen, airtime, theatrical theme, communicator, actor, presenter (narrator), performing arts, national television, genre and thematic basis, the portrait genre, author's telecast.

Телевидение, начиная с момента своей организации, в силу своих полномочий, вступает в активный диалог с культурной общественностью, позиционируя себя в качестве создателя, хранителя и распространителя художественных ценностей, с одной стороны, и коммуникатора между искусством и его потребителем, с другой.

Сегодня меняется и форма и формат телеэфира, но остаётся безусловной его игровая («актерская») стихия. Т.е. основа «телевизионного синтеза», как полагает М. Каган, всё же «актёрская» [5, с. 384]. И это стало определяющим фактором в развитии и идентификации телевидения как зрелища с непременным участием актеров в качестве ведущих, дикторов, закадровых чтецов, которые, благодаря поставленной речи, культуре слова, умению импровизировать, работать с аудиторией (зрителями, участниками), поднимают художественный уровень и рейтинги передач, становятся «лицом экрана» в отношении внутренней и внешней привлекательности, таланта, общей культуры.

В освещении вопросов сценического искусства с участием ведущего, диктора многое зависит от жанра, объема и характера материала. В информационных жанрах («Афиша» и другие) речь идет, как правило, о репертуаре театров с целью вызвать интерес зрителя к тому или иному спектаклю. Заслуживают внимания те случаи, когда информационный поток дополняется репортажами, комментариями или интервью с деятелями театра и зрителями («Культура. Пойтахт», блоки каналов информационно-аналитического формата, такие как Uzreport.uz).

Эти материалы являются основой как отдельных специальных, так и развлекательно-познавательных программ, посвященных жизни и творчеству известных фигур, вызывающих к себе интерес своими мировоззренческими, нравственными ценностями и принципами, а также профессиональным мастерством.

Доминирующие на ТВ «портреты» заслуживают внимания и в плане богатства личностного начала, и в плане насыщенности сюжетной линии. Вызывая у зрителя живые эмоции, переживания, они заставляют размышлять о силе духа человека, прожившего, несмотря на превратности судьбы, достойную жизнь, претворившего на сцене незабываемые характеры, исполненные веры в добро и справедливость, раскрывшего в своем персонаже психологические глубины.

Возможность разных подходов к решению творческой задачи открывает новые перспективы экрана, что способствует возникновению «авторской передачи», когда ведущий становится главной фигурой, телесимволом, проявившим себя как личность. Если он профессионал своего дела, если он тележурналист, обладающий литературным и актерским талантами, это служит гарантией его успеха, особенно в разработке «театральной тематики» на ТВ.

С приходом на телевидение театроведа — исследователя истории и теории театра, наблюдателя современного процесса, который изучает, анализирует, обобщает поиск, ТВ не только обеспечивает аудиторию информацией, но оказывает влияние на формирование эстетического вкуса потребителя, обогащает его познания в области сценического искусства.

Примечателен опыт известных театроведов республики, таких как М. Рахманов, Т. Турсунов, М. Кадыров, Т. Баяндиев, С. Турсунбаев, Т. Исламов, Х. Икрамов, Б. Насриддинов, Н. Аки-лов и др., которые вплоть до конца ХХ века активно занимались пропагандой на телевидении театрального искусства.

Ташпулат Турсунов в течении двадцати пяти лет (1965—1990) вел авторские передачи «Афишалар тилга кирганда» («Когда говорят афиши»), «Актёры и роли», «Мастера театрального искусства», «В мастерской театра» в прямом эфире.

Его профессиональные рассказы о спектаклях обогащали познания и мировоззрение зрителей. Он не только расширил театральную аудиторию, но также стимулировал рост профессиональных кадров. С Т. Турсуновым над передачами работали такие известные режиссёры, как Хайбатулла Алиев, Ганжа Якубов, Хамид Кахрамонов, редакторы — Эгамберди Мусаев, Зулайхо Сабитова и другие.

Передача Х. Икрамова о Шукуре Бурханове из цикла «Умр дафтари» («Книга жизни»), стала событием в театральной жизни Узбекистана начала ХХ! века.

Во второй половине 2000 годов большой интерес вызывали репортажи, театральные беседы М. Нишановой («КиноТеатр»), которые (увы!) недолго занимали место на телеэкране.

Отдельные, наиболее талантливые филологи-журналисты общего профиля, начав свой путь с редакторской работы, посте-

пенно овладевали навыками театрального журналиста и критика. Филолог по образованию Зулайхо Сабитова приобрела известность как автор и ведущая передач « иёфа» («Облик»), «Сана аёти» («Сценическая жизнь») в процессе творческого общения с Ташпулатом Турсуновым, заимствуя у опытного педагога и публициста навыки свободного высказывания и анализа произведения. Многому она научилась у опытного режиссёра-практика Хайбатиллы Алиева, занимавшегося трансляцией театральных постановок.

Участие специалистов в подготовке и осуществлении передач на театральную тему — важнейшее условие качества экранного искусства, достигаемого посредством яркости и богатства изобразительно-выразительных средств, креативного подхода к материалу, всесторонней продуманности сценария, режиссерского, операторского, сценографического решения.

Привлекают публику рассуждения, размышления в кадре, благодаря чему раскрывается внутренний мир не только героя передачи, но и ведущего, сумевшего доступно, искренно и убедительно рассказать о своем собеседнике, вызвать доверие и симпатию к нему со стороны зрителя.

По мере перехода Национального телевидения Узбекистана на цифровую систему и появления ряда новых каналов, рубрик, рост конкуренции между различными подразделениями ТВ вполне очевиден и понятен. То, что зритель имеет право выбора, стимулирует поиск по всем направлениям, рождая атмосферу соревновательности.

Местные каналы («Ташкент» и др.) также уделяют внимание театральной проблематике, культурной жизни («Диёр»), основанной на материалах государственных каналов местного значения.

Встречаются и слабые во многих отношениях работы, как наглядные примеры подражательности, монотонности, отсутствия яркой мысли, вкуса, профессионализма, и в плане сценарной разработки, и в плане языковой культуры, что еще раз говорит о необходимости специальной профессиональной подготовки телевизионных творческих кадров, обладающих навыками сценарного, редакторского, режиссерского, операторского, актерского мастерства. Ибо на экране, как в зеркале, отражается, как сильная, так и слабая сторона творчества.

Телевидение не осталось в стороне от мировых глобализа-ционных процессов, не миновало участи медиа-, информструк-тур и активно использовало и использует ныне опыт партнеров, коллег по промыслу. Здесь речь идет о копировании наиболее популярных программ и передач зарубежного ТВ. И одна из них «Кафтдаги чизи лар» канала «Маданият ва маърифат» — копия с незначительными изменениями «Линии жизни» российского канала «Культура».

В практике телевидения за последние годы достигнуто немало положительных результатов, о чем свидетельствуют такие проекты, как « аёт ва хаёл йуллари» телеканала «Оилавий» («Дороги жизни и грёз» телеканала «В семейном кругу») Сурайё Мансуровой и другие работы, рейтинг которых растет день ото дня.

В «Дорогах жизни», прежде чем задать вопросы герою, ведущая делится своими представлениями об обычных вещах, понятиях, с которыми человек встречается в повседневной жизни, и которые по мере проникновения в их суть, усложняются, приобретают новые грани и глубины. Вовлеченный в разговор гость студии становится невольным участником обсуждения актуальной темы, в процессе которого проявляются его человеческие качества, гражданские позиции, кругозор, интеллект и моральные установки. В итоге, диалог превращается в монолог, акт самопознания, самопогружения и размышления о прожитой жизни человека. И это не менее важно для зрителя, чем просто показ и развлечение.

А известный журналист Муниса Тошматова, объединив в своей передаче «Курганларимиз хакида» («Об увиденном») молодых арт-журналистов Мадину Бегалиеву, Махмуджона Азимова, Хулкару Гаффорову и других, за каждым из них закрепила тематическую рубрику посвященную одному из аспектов социокультурной жизни страны и мирового искусства. Театральная проблематика тоже активно освещается в этой передаче.

Живые спектакли, к сожалению, — редкие гости телеэкрана. Сегодня предпочтение отдают записям, сериалам, многосерийным фильмам. В числе упущенных возможностей телевидения также телетеатр с его многоплановостью, детализациями, портретными характеристиками и доверительностью.

Как справедливо заметил ученый, «Сегодня мы создаем образ телевидения, а оно — в ответ — формирует нас» [2, с. 144].

Список литературы References

1. Каган MC. Морфология искусства. М., 1972.

Kagan M. The morphology of art.Moscow, 1972.

Kagan M.C. Morfologija iskusstva. M., 1972.

2. Муратов С. Какое телевидение, такая и жизнь // Искусство кино. №8.

Muratov S. Like television, like life. // Iskusstvokino. Moscow, 2009.No.8.

Muratov S. Kakoetelevidenie, takaja i zhizn' // Iskusstvokino. no.8.

Данные об авторе:

КозимхонКахрамоновичСагдуллаев — главный специалист Координационно-методического центра Новейшей истории Узбекистана, докторант-соискатель Государственного института искусств и культуры Узбекистана. E-mail: mirzokozimxon.uz@mail.ru, mirzokozimxon@gmail.com

Data about the author:

Kozimkhon Sagdullaev — chief specialist of the Coordination and methodology center on Uzbekistan's contemporary history issues, doctoral candidate-researcher of the State Institute of arts and culture of Uzbekistan; E-mail: mirzokozimxon.uz@mail.ru, mirzokozimxon@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.