М.А. Хамидова
Государственная консерватория Узбекистана (ГК Уз),
Ташкент, Узбекистан
РУССКАЯ КУЛЬТУРА У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗЦА
Аннотация:
В настоящей статье речь идет о художественно-культурной ситуации в Туркестанском крае на рубеже ХК—ХХ веков, истории зарождения в начале ХХ века театральной идеи и роли в этом процессе русской культуры.
Ключевые слова: Туркестанский край, русская культура, культура европейского образца, русский театр, татарский театр, азербайджанский театр, джадиды, национальная традиция.
M. Khamidova
Uzbekistan State Conservatory, Tashkent, Uzbekistan
RUSSIAN CULTURE AND THE EMERGENCE
OF A PROFESSIONAL THEATRE OF EUROPEAN ORIGIN IN TURKESTAN
Abstract:
In this article the author attempts at outlining the degree of artistic and cultural development in Turkestan at the turn of XIX—XX centuries along with the gradual evolution of theatre concepts, their origin and main sources of influence in the early XX century, while distinguishing the role of the Russian culture in this process.
Key words: Turkestan, Russian culture, European culture, Russian theatre, Tatar theatre, Azerbaijan theatre, jadids, national tradition.
Художественно-культурная ситуация в Туркестанском крае на рубеже XIX—XX веков обусловлена сосуществованием в едином пространстве разных традиций: местной и привнесенной.
Силами представителей прогрессивной русской интеллигенции при активной поддержке национальной интеллигенции создаются музеи, библиотеки, учебные заведения (русско-туземные школы, начальные училища, языковые курсы), организуются промышленные и кустарные ярмарки, выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, благотворительные концерты.
Растет число новых архитектурных сооружений. Меняются мода и бытовые условия жизни людей. Богатые слои общества устремляются в центральные города Европы и России для получения европейского светского образования, изучения современных технологий и европейских языков. Культурный фонд постепенно пополняется литературной прозой и письменной драматургией, оперой, опереттой и балетом, драмой, трагедией и комедией, многоголосием, камерно-симфонической, инструментальной, ансамблевой, хоровой музыкой и академическими формами пения, монументальной живописью и скульптурой, графикой и портретом, которые наряду с многовековыми литературно-поэтическими, музыкальными, театральными, танцевальными, исполнительскими, цирковыми, а также изобразительно-пластическими традициями составляют широкую панораму культурной жизни региона того времени.
Активную просветительскую работу среди населения ведут Музыкальное общество (1884), Хоровое общество «Лира» (1898), Музыкально-драматическое общество (1906), Общество симфонической и камерной музыки (1908), Филармоническое общество (1913), Общество вокального искусства (1916). С 1915 года популяризируются концерты из произведений русской и европейской классики, а также из узбекских народных мелодий в обработке русских музыкантов в исполнении симфонического оркестра, военных, духовых оркестров в парках и на площадях Ташкента, Самарканда, Ферганы.
В самаркандском кружке «Народных чтений» (1903), руководимом Ю.А. Якубовским, коренные жители города знакомятся с творчеством Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Чехова. Огромным успехом пользуются спектакли «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Гроза», «Бедность не порок» А.Н.Островского в постановке ташкентского «Народного театра», основанного на базе
Драматического общества «Волна» и Пушкинского общества. Небывалый восторг вызывают представления русского цирка, а также киноленты, демонстрируемые в начале ХХ века в кинематографах Чарикова, Эльже, «Хива».
В русской культуре находит место туркестанский материал. Записывают и изучают узбекские мелодии А. Эйхгорн, Ф. Лейсек, Р. Пфенниг. А. Эйхгорн коллекционирует народные инструменты, пишет музыку на туркестанскую тему («Ташкентка», «В туркестанской широкой степи» и др.). Появляются первые обработки узбекских мелодий Н. Кленовского, Ф. Лейсека и др. Туркестанская тема (роспись маслом, резьба по ганчу, по дереву) претворяется в архитектурных замыслах В. Гейнцельмана, А. Бенуа и др., соединивших в своих проектах разнообразные стилевые тенденции. Русские художники также преломляют в своих полотнах собственное видение туркестанского быта, пейзажа, характеров, красок (Н. Каразин, С. Дудин, С. Юдин, А. Волков, Л. Буре и др.), расширив палитру образно-смысловых исканий.
Гастрольная деятельность русских коллективов в Туркестанском крае началась во второй половине XIX века. Первыми сюда прибыли частные антрепризы Ф. Надлера (1877), А. Пьянкова (1889), Н. Ржевского (1889), В. Василия-Вятского (1890), Н. Кручи-ниной (1894). Позже — труппы В.Янова (1900), З. Малиновской (1903), со спектаклями «Лес» и «Бесприданница» А. Островского, «Иванов» и «Вишневый сад» А.Чехова, «Мещане», «Дачники» М. Горького, «Воскресенье» и «Анна Каренина» Л. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис» А.Толстого, а также «Юлий Цезарь» и «Король Лир» Шекспира, «Вильгельм Телль» Шиллера, «Нора» Ибсена.
В начале XX века в числе гастролёров — антрепризы В. Михайловского, Н. Казанского, С. Орловского, Н. Кожевникова, Л. Яворской, атакже актеры П.Орленев (1902), М. Петипа (1904), М. Дальский (1905), Н. Собольщиков-Самарин (1906), Д. Смирнов (1906), Г. Галицкий (1906), В. Комиссаржевская (1910), которые в лучших своих актерских работах, таких, как Вильгельм Телль, маркиз Поза, Нора, доносили мысли о свободе чувства, воли, пробуждая гражданскую совесть, протест против духовного порабощения. Они говорили о достоинстве, самоценности лич-
ности, заставляли думать, сопереживать, раскрывая новые грани актерского мастерства, обусловленные глубоким и многогранным прочтением образов.
Местный зритель впервые услышал слова о важности знаний, просвещения, увидел новые взаимоотношения между людьми, где каждый выражал персональное видение и оценку мира. Особенно его волновал голос женщины, борющейся за своё счастье, за своё место в жизни.
Всё это будоражило общественное сознание, положив начало любительскому движению, которое быстро набирало темпы, привлекая в свои ряды и коренное население. Первые любительские театры появились в европейских частях Ташкента: при Учительской семинарии, при женских и мужских гимназиях, военных ведомствах, а также при производственных цехах Среднеазиатской и Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Репертуар их состоял главным образом из пьес русских авторов, где провозглашались близкие демократическому сознанию идеи. Несмотря на любительский уровень, они привлекали открытостью высказывания, доступностью сценического языка, искренностью исполнения. Как свидетельствовали очевидцы, в зале театра при Учительской семинарии «было всегда много как сартов, так и татар» [Туркестанские ведомости. 1890. 9 января].
В городах Туркестанского края успешно гастролируют также оперные, опереточные, музыкальные коллективы: труппы Д. Южина, В. Шумского (1900), Тифлисская опера со спектаклями «Аида» Верди, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Демон» А. Рубинштейна (1894), где актеры не только играли, но и пели и танцевали, претворяя замысел произведения посредством музыкального слова и музыкального действия. То есть синтеза искусств, хорошо знакомого по постановкам старинного узбекского театра масхарабозов и кызыкчи.
В начале ХХ века на туркестанскую арену выходят татарский и азербайджанский театры: труппы И. Ашказарского (1911), А. Кариева (1912), К. Шамиля и С. Гизатулиной-Волжской (1912), А. Камарлинского (1911—1916). Выросшие на традициях русской театральной школы и близкие узбекской культуре особенностями национального быта, языка и духовно-религиозных
ценностей, они в свою очередь способствовали активизации театрального вопроса в регионе.
Особое впечатление производили спектакли «Первый театр», «Банкрот», «Тайны нашего города» Г. Камола в постановке З. Баязетского, М. Мансурова, С. Рухулла, А. Аскарова — профессиональных татарских и азербайджанских режиссеров, где женские роли исполняли женщины-мусульманки. Потому театральные помещения не вмещали всех желающих туда попасть, в том числе и девушек в паранджах.
Музыкальные спектакли «Лейли и Меджнун», «Асли и Керем», «Мешади Ибад» (Не та — так эта), «Муж и жена», «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова в постановке Азербайджанского музыкального театра послужили яркими образцами синтеза национально-музыкальных традиций и оперно-симфо-нических форм. Привлекали достоинства литературной и музыкальной основы, азербайджанские мелодии в симфоническом звучании, узнаваемость персонажей.
Интерес к театру окончательно разбужен. Его восприятие тоже подготовлено. Слово и сценическое действие, актерская игра и пение, музыка и хореография, пластика, мимика, художественное оформление — всё это вместе захватило узбекского зрителя.
«Надо решать проблему театра в Туркестане», — пишет газета «Осиё» (1908, 8 марта). «В Туркестане ещё не до конца осознали подлинного значения театра», — считает «Туркистон вилояти газети» (1912, 22 февраля). «Театр призван воспитывать, служить источником знаний, литературной трибуной, зеркалом жизни, влиять на человеческое сознание ивтоже время доставлять людям радость», — отмечает «Ойна» (1914, 10 марта).
В конце первой декады ХХ века движение за профессиональный театр возглавили джадиды — представители местной просвещённой интеллигенции. Борцы за социальный прогресс, они не видели будущего страны без духовного возрождения, потому вкладывали большой смысл в развитие профессионального театра как «носителя правды», воспитателя чувств и мыслей. Солидаризируясь в целом в ряде вопросов, они выражали разные точки зрения в отношении перспектив национального искусства. Одна группа лиц стояла за приоритет отечественных традиций. Другая — целиком устремилась в сторону Европы. Третья рато-
вала за слияние лучших достижений национальной и европейской культур, что и легло в основу профессионального узбекского театра, определив его содержание, формы, средства раскрытия и направленность поисков.
Будучи образованными людьми своего времени, джадиды переводили на узбекский язык произведения русских, татарских, азербайджанских, турецких авторов, принимали участие в организации первых любительских театров в Самарканде, Ташкенте (1914), Коканде (1915) ив других городах. Они писали, ставили, а порой играли свои пьесы, такие, как «Отцеубийца» М. Бехбуди, «Старая школа — новая школа» Х.Шукрулло, «Несчастный жених» А.Кадыри, «Кощунственная ошибка домуллы Нурмухам-мада» Хамзы, «Спор между французом и мударрисом из Бухары, состоявшийся в Индии» А. Фитрата и др., поднимая наболевшие темы социальной и частной жизни тогдашнего общества.
Говоря о необходимости знаний, овладения передовыми технологиями и воспитания нового поколения молодёжи, способной защитить и приумножить богатства родной земли, джадиды преследовали главным образом просветительские цели. Потому их пьесы, несмотря на патетичность и дидактику, статичность и иллюстративность драматургических и сценических приемов, — первые шаги в осмыслении самой «театральной идеи» с точки зрения опоры на письменную литературу, мизансценирование, актерское исполнительство более широкого жанрового диапазона и действия, чем располагал традиционный театр масхарабозов и кызыкчи.
Развивалось мастерство драматургов, их умение обобщать главное, воспитывать качества личности, новое мировоззрение, открытое универсальным ценностям. Соединив прогрессивные веяния русской культуры, традиции европейской драматической формы с местными сюжетами, коллизиями, характерами, джа-дидский театральный опыт стал важным звеном на пути к профессиональному сценическому искусству.
Музыкальный театр, возникший вслед за драматическим, синтезируя композиционно-структурные принципы и средства выражения оперы, оперетты, музыкальной драмы, наполнил их национальной тематикой, музыкально-вокально-пластической образностью. И в этом процессе важную роль сыграла тоже русская творческая интеллигенция: драматурги, композиторы, ре-
жиссеры-постановщики, художники-декораторы, балетмейстеры, хормейстеры, дирижеры, инструменталисты, артисты хора, балета и т.д., внесшие ощутимый вклад в становление узбекского профессионального сценического искусства ХХ века.
Список литературы References
1. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970.
Vyzgo T. The development of musical art in Uzbekistan and its connections with Russian music. Moscow, 1970.
Vyzgo T.S. Razvitie muzykal'nogo iskusstva Uzbekistana i ego svjazi s rus-skoj muzykoj. M., 1970.
2. Вызго Т.С. У истоков узбекского музыкального театра // Музыка народов Азии и Африки. М., 1973. Вып 2.
Vyzgo T.S. The origins of Uzbek musical culture // Music of the nations of Asia and Africa. Moscow., 1973. Issue 2.
Vyzgo T.S. U istokov uzbekskogo muzykal'nogo teatra // Muzyka naro-dov Azii i Afriki. M., 1973. Vyp 2.
3. Ибрагимов М. Заметки о литературе. М., 1971.
Ibragimov M. Notes on literature. Moscow, 1971.
Ibragimov M. Zametki o literature. M., 1971.
4. История узбекской советской музыки: В 3 т. Ташкент, 1972— 1973, 1991.
The history of Uzbek music during the Soviet period. In 3 vols. Tashkent, 1972— 1973, 1991.
Istorija uzbekskoj sovetskoj muzyki. V 3 t. Tashkent, 1972— 1973, 1991.
5. Кодиров М. Масхарабоз ва кизикчилар санъати. Тошкент, 1971.
Kodirov M. The clownery and the art of play-acting. Tashkent, 1971.
Kodirov M. Masharaboz va kizikchilar san"ati. Toshkent, 1971.
6. Сарабский А.Г. Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра (до 1917 г.). Баку, 1968.
Sarabsky A. Emergence and development of Azerbaijan musical theatre (before 1917). Baku, 1968.
Sarabskij A.G. Vozniknovenie i razvitie azerbajdzhanskogo muzykal'nogo teatra (do 1917 g.). Baku, 1968.
7. Рахманов М.Р. Узбек театри тарихи (XVIII асрдан XX аср авва-лигача узбек театри маданиятининг тараккиёт йуллари). Тошкент, 1968.
Rakhmanov M. The history of Uzbek theatre (Uzbek theatre culture development in XVIII-XX centuries). Tashkent, 1968.
Rahmanov M.R. Uzbek teatri tarihi (XVIII asrdan XX asr avvaligacha uzbek teatri madanijatining tarakkijot jullari). Toshkent, 1968.
8. Хамидова М.А. Узбекская музыкальная драма. Проблемы жанра. Ташкент, 1987.
Khamidova M. Uzbek musical drama. Genre definition. Tashkent, 1987.
Hamidova M.A. Uzbekskaja muzykal'naja drama. Problemy zhanra. Tashkent, 1987.
9. Хамидова М.А. Халима Насырова. Ташкент, 1998.
Khamidova M.A. Khalima Nasyrova. Tashkent, 1998.
Hamidova M.A. Halima Nasyrova. Tashkent, 1998.
10. Материалы по истории узбекского театра. Библиотека НИИ искусствознания АН РУз. № 218.
Materials on the history of Uzbek theatre. Library of the Institute of Art Studies, Academy of Sciences of Uzbekistan. No. 218.
Materialy po istorii uzbekskogo teatra. Biblioteka NII iskusstvoznanija AN RUz. No. 218.
Данные об авторе:
Хамидова Марфуа Азизовна — доктор искусствоведения, профессор, академик Академии искусств Казахстана, профессор Государственной консерватории Узбекистана. E-mail: [email protected]
Data about the author:
Khamidova Marfua Azizovna— professor, doctor of art criticism, professor, State Conservatory of Uzbekistan, member of Kazakh national academy of arts. E-mail: [email protected]