Научная статья на тему '«ТАЙНЫ» РОССИЙСКОГО ПРАВА'

«ТАЙНЫ» РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ТАЙНЫ» РОССИЙСКОГО ПРАВА»

А.Н.Королев, О.В.Плешакова

«ТАЙНЫ» РОССИЙСКОГО ПРАВА

В современном мире информация, становясь основным ресурсом, имеет, пожалуй, самую высокую ценность. Разглашение сведений, подпадающих под категорию «тайна», может нанести существенный вред безопасности или репутации государства, юридического или физического лица. В настоящей статье мы рассмотрим положения федеральных законодательных актов, посвященных установлению правового режима такого института, как тайна.

Содержание термина «тайна», употребляемого в действующем законодательстве, напрямую не раскрывается, хотя данное понятие употребляется по отношению к более чем 30 случаям ограничения права граждан на информацию. Тайна - это, прежде всего, информация, т.е. сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Но это не просто информация, а информация с ограниченным доступом. За нарушение режима тайны предусмотрена ответственность.

Государственные информационные ресурсы1 Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение из этого правила в соответствии со ст.10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995

1 Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных).

г. составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Такая информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Конфиденциальная информация в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»1 — это документирован-ная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 4 ст. 29 Конституции РФ устанавливает, что перечень сведений, составляю-щих государственную тайну, определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. понятие «государственная тайна» определено как защищаемые государством сведения в области его военной, внешне-политической, экономической, разведывательной, контрразведы-вательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Закон устанавливает перечень сведений, составляющих государствен-ную тайну, к которым относятся: 1) сведения в военной области; 2) сведения в области экономики, науки и техники; 3) сведения в области внешней политики и экономики; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г.). Для классификации тайн российского законодательства необходим анализ характера общественных отношений, возникающих по поводу той или иной тайны.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

1 Собрание законодательства РФ. - М., 1996. - № 28. - Ст. 3347.

Личная и семейная тайна в соответствии со ст. 150 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ)1 отнесены к нематериальным благам и на них распространяется соответствующий правовой режим. Личная и семейная тайны, а также тайна корреспон-денции должны быть обеспечены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ)2.

Статья 137 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден перечень сведений конфиденциального характера3

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих

1 Собрание законодательства РФ. - М., 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2 Там же. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

3 Там же. - 1997. - № 10. - Ст. 1127.

распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроиз-водства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Статья 139 части первой Гражданского кодекса РФ устанавливает правовой режим служебной и коммерческой тайны. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерчес-кую тайну, а также способы защиты определяются законом и иными правовыми актами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

В ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ1 установлены обязанности и ответственность федерального антимонопольного органа по соблюдению коммерческой тайны. Составляющие коммерческую

1 Собрание законодательства РФ. - М., 1999. - № 26. - Ст. 3174.

тайну сведения, полученные федеральным антимонопольным органом, не подлежат разглашению.

В случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, указанные сотрудники несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Причиненные финансовой организации убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ)2 содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Письмом Президента РФ от 23 февраля 1999 г. № Пр-244 отклонен принятый Государственной Думой 22 января 1999 г. Федеральный закон «О коммерческой тайне». Закон был направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с правовой охраной информации, составляющей коммерческую тайну, и содержал положения о режиме коммерческой тайны, охране коммерческой тайны в трудовых отношениях, особенностях правовой охраны ноу-хау в режиме коммерческой тайны, правах и обязанностях органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны, защиты прав на коммерческую тайну.

В соответствии с указанным Федеральным законом информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенци-альной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются

2 Там же. - 1996. - № 48. - Ст. 5369.

адекватные ей ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.

Основанием для отклонения Федерального закона являлось отсутствие достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений данного закона ГК РФ и иным законодательным актам. Президент ссылался на то, что ограниченный доступ, в том числе к коммерческой тайне, в достаточной степени урегулированы ГК РФ (ст. 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. Кроме того, в Федеральном законе содержались положения, не относящиеся к предмету регулирования данного законодательного акта. После отклонения Президентом 20 октября 1999 г. Федеральный закон не был принят Государственной Думой в прежней редакции, а 15 ноября 1999 г. Советом ГД снят с дальнейшего рассмотрения.

Статья 857 части второй Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1999 г. № 213-ФЗ) содержит положения о банковской тайне. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в исключительных случаях. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Банковская тайна определена также ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.07.99 г. № 137-ФЗ)1. Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,

1 Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.

осуществляющих предпринимательскую деятель-ность, выдаются кредитной организацией им самим или установленным федеральным законом органам власти. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Статьей 946 части второй Гражданского кодекса РФ законодательно закреплена тайна страхования - страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» или ст. 150 «Нематериальные блага» части первой Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. Федерального закона от 20.11.99 г. № 204-ФЗ)1 должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

Налоговая тайна рассматривается ст. 102 части первой Налогового кодекса РФ 31 июля 1998 г. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - М., 1993. - №

2. - Ст. 56.

Налоговая тайна не подлежит разглашению. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу или привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Также п. 4 ст. 82 части первой Налогового кодекса РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Ст. 183 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконные разглашение или использование перечисленных сведений наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо

лишением свободы на срок до пяти лет. Если эти деяния повлекли тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Аудиторская тайна закреплена ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Они обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать их третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти в предусмотренных законами случаях. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок.

В Федеральном законе «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. содержится такое понятие, как тайна связи. Согласно ст. 2 этого закона, тайна связи - это тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, не подлежащая разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи.

Статьей 138 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, которое наказывается штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными

работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наказывается штрафом в размере от 100 до 300 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. устанавливает, что является врачебной тайной. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Пункт 2 ст. 15 Семейного кодекса РФ 1995 г. устанавливает, что результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

Семейный кодекс РФ в ст. 139 гарантирует охрану тайны усыновления ребенка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности.

В соответствии со ст. 155 Уголовного кодекса РФ разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Тайна исповеди закреплена п. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. В подпункте 11 ст. 5 УПК РСФСР предусмотрено освобождение от ответственности в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди.

УПК РСФСР 1960 г. (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. № 83-ФЗ) содержит такие нормы:

- тайна совещания судей (ст. 302); приговор постановляется судом в совещательной комнате; во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу, присутствие иных лиц не допускается; с наступлением ночного времени суд вправе прервать совещание для отдыха; судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания;

- тайна совещания присяжных заседателей (ст. 452); после напутственного слова председательствующего комплектные присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Присутствие иных лиц, кроме комплектных присяжных заседателей, в совещательной комнате не допускается. С наступлением ночного времени, а с разрешения председательствующего также по окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха. Присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

По сложившейся практике адвокатской тайной являются сведения об обращении за юридической помощью, сведения о преступлении, соучастниках, личной жизни обвиняемого, полученные адвокатом из материалов уголовного или гражданского дела, в ходе защиты, о переписке обвиняемого с адвокатом. Адвокат не может допрашиваться как свидетель об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя (п. 1 и 3 ст. 72 УПК).

В соответствии со ст. 51 УПК РСФСР защитник не вправе разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи. Норма, содержащаяся в п. 1 части второй ст. 72 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, и

корреспондирующие ей нормы ст. 15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.1, освобождают адвоката от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя в уголовном деле, и тем самым защищают конфиденциальность сведений, доверенных подзащитным адвокату в связи с выполнением последним своих профессиональных функций (адвокатская тайна). Уголовно -процессуальное законодательство, не устанавливая каких-либо исключений из этого правила в зависимости от времени получения адвокатом сведений, составляющих адвокатскую тайну, не ограничивает их сведениями, полученными лишь после того, как адвокат был допущен к участию в деле в качестве защитника обвиняемого.

Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ1 содержит информацию, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.

Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 89-ФЗ)2 голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статьей 142 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода

1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. - М., 1980. - № 48. - Ст. 1596.

1 Собрание законодательства РФ. - М., 1995. - № 32. - Ст. 3198.

2 Там же. - 1997. - № 38. - Ст. 4339.

осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Следственная тайна при производстве предварительного расследования по уголовным делам. В ст. 139 УПК РСФСР указывается на недопустимость разглашения данных предваритель-ного следствия. Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 310 Уголовного кодекса РФ разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Следует отметить, что с 1 июля 2002 г. вступает в силу Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, в котором также прописан правовой режим тайн. Так, ст. 12 закрепляет неприкосновенность жилища, охрану личной жизни и тайны переписки. Ст. 167, в которой предусмотрены основания для производства выемки, установила, что выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, проводится только с санкции прокурора или его заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. В ст. 302 УПК РФ нашла отражение тайна совещания судей. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц не допускается. Аналогичные нормы предусмотрены для совещания присяжных заседателей (ст. 452).

Действующее законодательство, посвященное установлению ответственности за несанкционированное разглашение некоторых видов

тайны, нуждается в систематизации, упорядочении и устранении ряда пробелов.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. если должностное лицо государственного медицинского учреждения совершает несанкционированное разглашение сведений, составляю-щих врачебную тайну, то речь идет о незаконном нарушении неприкосновенности должностной служебной тайны, что является должностным преступлением. Однако возможна такая ситуация, когда тайна разглашается врачом, не являющимся должностным лицом в государственном лечебном учреждении либо в системе негосударственного здравоохранения. Такое разглашение может нанести большой ущерб личной жизни конкретного лица.

Также в плане совершенствования законодательства целесообразно уточнить ответственность за несанкционированное разглашение банковской тайны как для кредитных организаций, так и для Банка России и аудиторских организаций в виде зачетной неустойки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.