Научная статья на тему 'Контроль в условиях коммерческой тайны'

Контроль в условиях коммерческой тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1507
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль в условиях коммерческой тайны»

Контроль в условиях коммерческой тайны

В.В. Тезикова

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

Ровенская Наталья Юрьевна студентка 4 курса учетно-финансового факультета

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение понятию коммерческой тайны:

«Коммерческая тайна - это право предприятий, компаний, фирм, банков на сохранение в тайне документов, сведений, отражающих их деятельность»[6, стр. 132]. По Гражданскому Кодексу РФ ст. 139 «Коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности»[1, стр. 95]. В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 года № 98-ФЗ. «Коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положения на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду»[5, стр.3]. Профессор Панкратов Ф.Г. предлагает следующее определение коммерческой тайны «Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе» [7. стр.13].

Таким образом, информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям:

- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

- не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

- к ней нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из данного определения вытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны:

Первый признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.

Второй признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.

Третий признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.

Объект правоотношений - коммерческая тайна - это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, имеющая действительную потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны. Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники. Обладатели коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Правовые основания для защиты коммерческой тайны содержатся в ряде актов российского законодательства:

1. Конституции Российской Федерации, ст. 34, запрещающей недобросовестную конкуренцию и гарантирующей защиту интеллектуальной собственности;

2. Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 139 части первой и ст. 771, 772 части второй, закрепляющих институт коммерческой тайны в стране и определяющих основные принципы соблюдения конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

3. Уголовном Кодексе РФ, ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну»;

4. Законе РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 года № 98 - ФЗ, который регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения балансов интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;

5. Постановлении Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05.12.91 г. (с изменениями от 3.10.2002 г.) № 35.

В соответствии с законом РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 года № 98-ФЗ информация, составляющая коммерческую тайну - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее 3 -м лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении к которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (правовые, организационные, технические меры по охране ее конфиденциальности)».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05.12.91 г. (с изменениями от 3.10.2002 г.) № 35 был установлен следующий перечень сведений, которые были отнесены к коммерческой тайне: ■технология производства; ■технологические приемы и оборудование;

■ модификации ранее известных технологий и процессов; ■результаты и программы НИОКР;

■ перспективные методы управления; ■ценовая и сбытовая политика;

■сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;

■производственные, коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами; ■планы предприятия по расширению (свертыванию) производств; ■факты проведения переговоров по вопросам купли-продажи;

■ данные, которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы);

■ информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству);

■ наличие сил и условий для защиты коммерческой тайны, а также другие сведения.

Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу. Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В состав сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 года № 98-ФЗ, включаются сведения:

содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственных реестры;

• содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

• о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использования ими средств соответствующих бюджетов;

• о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

• о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

• о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

• о нарушениях законодательствах РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение нарушений;

• об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

• о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

• о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлено иными

федеральными законами.

Посредством установленного режима коммерческой тайны можно избежать предоставления контролирующим органам значительного массива документов, утечка информации из которых нежелательна. Законодательство о коммерческой тайне провозглашает, что:

- сотрудники государственных органов не вправе разглашать информацию, полученную при выполнении ими служебных обязанностей, кроме как в порядке, предусмотренном законом;

- должностные лица контролирующих органов при получении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, должны соблюдать установленную законом процедуру. В случае несоблюдения этой процедуры контролируемая компания или организация вправе отказать в предоставлении сведений, составляющих коммерческую тайну. Наибольший интерес представляет ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне», которая регулирует порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе предоставить такую информацию (с пометкой грифом «Коммерческая тайна») государственному органу только по мотивированному требованию. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели, правового основания затребования информации и срок предоставления этой информации.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ ст. 102 «Налоговая тайна» налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: ■разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; ■ об идентификационном номере налогоплательщика;

■о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 года № 119-ФЗ, ст. 8 «Аудиторская тайна», «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не в праве передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит, и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причинённых убытков. Находящиеся в распоряжении аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности» [4, стр. 151].

При работе с документами, содержащими коммерческую тайну, следует соблюдать определенные правила, которые сводятся к следующему:

-строгий контроль (лично или через службу безопасности) за допуском персонала к секретным документам; -назначение ответственных лиц за контролем секретного делопроизводства и наделения их соответствующими полномочиями;

-разработка инструкции (памятки) по работе с секретными документами, ознакомление с ней соответствующих сотрудников фирмы;

-контроль над принятием служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны фирмы;

- введение материального и морального поощрения сотрудников, имеющих доступ к секретной информации;

- внедрение в повседневную практику механизмов и технологий защиты коммерческой тайны фирмы;

- личный контроль со стороны руководителя фирмы служб внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными Кодексами и другими федеральными законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско- правовому договору.

В соответствии со ст. 183 УК РФ "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" предусматривает следующее:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом до 200 000 рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

4. Деяния, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, повлекшие за собой тяжкие последствия - наказываются лишением свободы на срок до 10 лет[3, стр. 92].

Таким образом, во время проведения деловых встреч с партнерами, в том числе за рубежом и при предоставлении информации контролирующим органам, следует учитывать, что сведения, относимые к коммерческой тайне должны иметь следующие характеристики:

-не являться государственным секретом;

-относиться к производственной деятельности предприятия;

-не наносить ущерб интересам общества;

-иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;

-иметь ограничения в доступе, устанавливаемые руководителем предприятия на законном основании, должны приниматься меры по их охране.

Литература:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М., 2005.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2005.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., 2005.

4. Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119 - ФЗ. // Российская газета 2004 г. 9 августа. С. 151-152

5. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98 - ФЗ.// Российская газета 2004 г. 5 августа, Собрание законодательства РФ 2004 г. № 32 ст. 3283 с. 1.

6. Большая Советская Энциклопедия, том 18. М.: 1989 с. 132

7. Панкратов Ф.К. Коммерческая деятельность: учебник для вузов - 7-е издание, перераб. и дополн. М.: ИТК «Дашков и К», 2004. - 504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.