ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА САВЕЛЬЕВА (1916-1999)
ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ
EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES
Электронный журнал / Online Journal Выпуск 1, 2017 Issue 1, 2017
С. В. Иванов *
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА САВЕЛЬЕВА (1916-1999)
В 2016 г. исполнилось 100 лет со дня рождения ученого-египтолога Татьяны Николаевны Савельевой. Она родилась 29 декабря 1916 г. в Красноярске. Ее родители — Николай Иванович (1880-1954) и Зинаида Михайловна (1889-1985) Савельевы — происходили из купеческих семей. Предки Николая Ивановича владели несколькими заводами по производству потребительских товаров и крупным торговым домом «Трифон Савельев и сыновья». Кроме того, Савельевы были крупнейшими золотопромышленниками в Южно-Енисейском горном округе. Благодаря постоянному усовершенствованию процесса золотодобычи их прииски стали самыми доходными в регионе. Отец Татьяны Николаевны должен был продолжить семейное дело, для этого он окончил Берлинскую горную академию и прошел стажировку в немецких компаниях. Вернувшись из Германии, Николай Иванович провел несколько экспедиций по поиску золота, а в 1915 г. стал одним из учредителей «Азиатского золотопромышленного акционерного общества», созданного для разработки найденных месторождений.
В 1912 г. Николай Иванович женился на Зинаиде Михайловне, дочери известного в Москве купца Михаила Ивановича Бабанина. Рождение дочери Татьяны было радостным событием в семье Савельевых. Девочка сразу стала всеобщей любимицей, ее обучением с самого раннего возраста занимались мать, получившая в Москве историко-филологическое образование, и бабушка со стороны отца — известный учитель математики Мария Васильевна Щукина. Отец прививал Татьяне Николаевне любовь к изучению немецкого и французского языков.
К сожалению, детство Татьяны Николаевны не было спокойным. Купцы I гильдии и крупные промышленники, Савельевы играли важную роль в общественной
* Сергей Викторович Иванов — директор Центра египтологических исследований РАН ([email protected]).
жизни Енисейской губернии, и поэтому они стали одними из первых, кто пострадал после установления в Красноярске советской власти. В 1918 г. все имущество Савельевых было национализировано. Дом, в котором они жили, был занят ВЧК — борцам с классовыми врагами, вероятно, приглянулись просторные складские подвалы, которые были переоборудованы в тюремные помещения (это здание и поныне занимают органы МВД). Николай Иванович оказался одним из первых заключенных в подвале собственного дома, и лишь скорый приход белогвардейцев спас его от казни. В 1924 г. Савельева снова арестовали. Его и других бывших крупных промышленников обвинили в тайной торговле золотом и шпионаже в пользу иностранной разведки. Отцу Татьяны Николаевны припомнили и купеческое происхождение, и учебу в Германии, и активную общественную деятельность до революции. Однако суд признал всех обвиняемых невиновными и прекратил их уголовное преследование за отсутствием состава преступления.
Все происходившее было кошмаром и огромным унижением для семьи Савельевых. В 1925 г., когда Татьяне Николаевне было девять лет, они переехали в Москву и поселились у родственников в доме на Пятницкой улице, когда-то принадлежавшем отцу Зинаиды Михайловны. Николай Иванович устроился на работу в Горный надзор при Совете министров СССР; ему удалось существенно модернизировать золотодобычу в Советском Союзе, за что он был награжден Орденом Ленина. Тем не менее отдельную квартиру Савельевы получили только после смерти Николая Ивановича в 1954 г. В то же время их обошли стороной сталинские репрессии, погубившие почти всех их родственников в Москве и Красноярске.
В 1935 г. Татьяна Николаевна, окончив школу-десятилетку, поступила на исторический факультет Московского государственного института истории, философии и литературы им. Н. Г. Чернышевского. Савельеву с детства привлекала культура Древнего Египта, интерес и способности к изучению которой она в полной мере проявила во время учебы. По рекомендации проф. В. И. Авдиева, под руководством которого Татьяна Николаевна писала дипломную работу, по окончании института в 1940 г. ей было предложено остаться в аспирантуре при кафедре истории Древнего мира по специализации «История Древнего Востока (Египта)».
Когда началась Великая Отечественная война, Татьяна Николаевна не стала эвакуироваться вместе со своим вузом в Ашхабад, а осталась с родителями. Находясь в Москве, Савельева отправилась на рытье окопов для обороны столицы, стала членом пожарной команды Московского университета, с которым был объединен ее институт. Параллельно она работала учителем истории в средней школе, читала лекции в госпиталях Московского военного округа.
В 1943 г. она восстановилась в аспирантуре, теперь уже исторического факультета МГУ, и через год сдала все кандидатские экзамены. В то время кандидатский минимум включал 10 экзаменов, в том числе четыре экзамена по истории Древнего мира, три — по древним языкам и два — по языкам современным.
После окончания аспирантуры Савельева поступила на работу в Фундаментальную библиотеку общественных наук (ФБОН) АН СССР библиографом-востоковедом, вскоре была назначена главным библиографом. В январе 1945 г. она получила серьезную травму головы, в результате чего утратила трудоспособность на полтора года. И
тем не менее на протяжении всего времени болезни Татьяна Николаевна выполняла на дому большую часть своих обязанностей. С 1946 г. Савельева занималась составлением и редактированием бюллетеней новой советской и иностранной литературы по востоковедению; с ноября 1952 г. она стала фактическим руководителем отдела востоковедения ФБОН.
В 1952 г. Татьяна Николаевна помогла своему университетскому руководителю В. И. Авдиеву в составлении систематической библиографии ко второму изданию «Истории Древнего Востока» (М. — Л., 1953). Впечатленный способностями Савельевой, Авдиев способствовал ее переводу в Институт востоковедения АН СССР. Вероятно, основной причиной этого была подготовка к печати первого тома «Всемирной истории». Татьяна Николаевна сразу же включилась в работу по редактированию большей части текста, составлению списка источников и литературы, подбору иллюстраций, сверке корректур. Благодаря своему высокому профессионализму и личным качествам она быстро расположила к себе весь авторский коллектив; со многими, в особенности с Ю. Я. Перепелкиным, у нее сложились крепкие дружеские отношения.
В Институте востоковедения Татьяна Николаевна смогла вновь заняться собственной исследовательской работой. Ее привлекали экономика и общественные отношения в Египте эпохи Древнего царства. Даже сейчас, когда опубликованы многие документы, эти предметы считаются сложными для исследования; в те же времена ученым приходилось довольствоваться весьма ограниченным кругом источников. Осознавая это обстоятельство, Савельева относилась к своей работе очень критично и требовательно. Так, в конце 1955 г. она подготовила диссертацию «Экономический, социальный и государственный строй Древнего Египта в период ГГГ—IV династий». На заседании сектора Древнего Востока Института востоковедения было признано, что «труд Т. Н. Савельевой... основан на глубоком анализе первоисточников, на самостоятельной проработке очень большого количества иероглифических текстов, на прекрасном знании научной литературы, является ценным вкладом в советскую науку и вполне может быть рекомендован для представления на Ученый совет к защите в качестве кандидатской диссертации». Однако «из-за чрезмерной скрупулезности автора» защита состоялась только через шесть лет. К рассмотрению был представлен полностью переработанный текст, в том же 1962 г. увидевший свет в качестве монографии «Аграрный строй Египта периода Древнего царства». Как вспоминала Татьяна Николаевна, ее защита, проходившая в Институте востоковедения, затянулась из-за горячего спора с оппонентами — Н. М. Постовской и Д. А. Ольдерогге. На деле замечания рецензентов и выступающих были скорее символическими, ни у кого не было и тени сомнения в том, что Савельева как никто другой заслуживала присуждения искомой степени. Но Татьяна Николаевна, так долго готовившая эту работу, отстаивала каждое слово и не соглашалась даже с благожелательной критикой.
Как все историки, в научной работе Татьяна Николаевна всегда основывалась на глубоком и всестороннем изучении источников. Но в отличие от многих она обладала редким талантом создавать цельную картину из разрозненных текстов и изображений и излагать свои мысли простым, доступным языком. Это в полной мере относится к книге «Как жили египтяне во времена строительства пирамид» (М.,1971) и большому
разделу о древнеегипетской материальной культуре в коллективном труде «Культура Древнего Египта» (М., 1976).
Татьяна Николаевна готовила к публикации библиографический справочник по русской и советской египтологии. В апреле 1964 г. заведующий сектором Древнего Востока М. А. Коростовцев отозвал Савельеву из отпуска в связи с необходимостью срочной сдачи текста работы в издательство. И хотя она сразу же вернулась в Москву и приступила к выполнению своих обязанностей, работа не была закончена вовремя. Впоследствии сроки сдачи справочника неоднократно переносились, но, к сожалению, эти библиографические материалы при жизни Савельевой так и не были опубликованы. Впоследствии предпринимались попытки подготовить публикацию в электронном виде, но и они не увенчались успехом.
В 1984 г. Савельева закончила работу над монографией «Храмовое хозяйство Древнего Египта в III тысячелетии до н. э.», в которой проследила становление и развитие двух типов храмовых хозяйств — царских поминальных храмов и городских храмов местных богов, рассмотрела их экономическую и социальную структуру, а также взаимоотношения храмовых хозяйств с государственной властью (книга вышла в свет только в 1992 г.).
Выступления на международных конференциях принесли Савельевой известность в Западной Европе. Многие ученые, в частности Ж. Познер, высоко ценили ее мнение по разным вопросам.
Помимо собственной научной работы, Татьяна Николаевна уделяла много времени редактированию, рецензированию и технической подготовке к печати коллективных монографий и работ своих коллег-египтологов. Несмотря на огромные усилия, которых требовала эта работа, она делала ее с радостью, неизменной доброжелательностью и корректностью по отношению ко всем участникам издательского процесса. Неудивительно, что Татьяна Николаевна пользовалась большим уважением среди московских и ленинградских египтологов и нередко становилась арбитром в ожесточенных спорах.
В 1989 г. Савельева вышла на пенсию, но осталась внештатным сотрудником Института востоковедения, продолжая участвовать в его научной жизни. В 1995 г. она стала консультантом Кабинета египтологии ИВ РАН (с 1999 г. — Центра египтологических исследований РАН). Благодаря знаниям, опыту и поддержке Татьяны Николаевны были реализованы многие проекты Центра. Она передала ЦЕИ РАН свои библиотеку и архив, которые по ее настоянию были перевезены в Центр в 1999 г.
Татьяна Николаевна была чрезвычайно скромным человеком. Ее семья пережила разорение и унижение после Октябрьской революции 1917 г., сталинские репрессии, ужасы Великой Отечественной войны и тяготы послевоенной жизни. Эти испытания научили Татьяну Николаевну любить жизнь, довольствоваться малым и радоваться самым простым вещам. Она была очень доброй и отзывчивой, стремилась помочь всем: коллегам, соседям и, конечно же, котам, которых любила с детства. Все окрестные кошки приходили жить в ее квартиру, где хозяйка с радостью делилась с ними последними крохами.
Татьяна Николаевна скончалась 14 декабря 1999 г. и была похоронена в Москве, на Даниловском кладбище.
Литература о Т. Н. Савельевой
• Киселев Л. Савельевы. Digital resource, mode access: http://www.proza.ru/2011/ 08/04/969.
• Милибанд С. Д. Биобиблиографический словарь советских востоковедов (Москва, 1977): 490.
• "Татьяна Николаевна Савельева (1916-1999)", Вестник древней истории 3 (2000): 203-204.
• Шеркова Т. А. Страницы из архива Т. Н. Савельевой. В кн.: Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и Средневековье. Под ред. Шерговой Т. А. (Москва, 2009): 23-28.
Научные труды Т. Н. Савельевой *
Монографии
• Аграрный строй Египта в период Древнего царства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (Москва, 1962).
• Аграрный строй Египта в период Древнего царства (Москва, 1962).
• Как жили египтяне во времена строительства пирамид (1-е изд., Москва, 1971; 2-е изд., Москва, 2000).
• Материальная культура древнего Египта. В кн.: Культура Древнего Египта. Под ред. Кацнельсона И. С. (Москва, 1976): 45-179.
• Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III-VIII династии) (Москва, 1992).
Статьи и переводы
• "О двух новых археологических открытиях в Египте, относящихся ко времени III и IV династий (из работ экспедиций Службы древностей египетского правительства)", Вестник древней истории 4 (1955): 103-107.
• К вопросу о значении терминов pr, hwt и hwt 4t в надписи Мечена (XXVII в. до н. э.). В кн.: Древний Египет. Сборник статей. Под ред. Струве В. В., Ав-диева В. И. (Москва, 1960): 181-194.
• Надписи строителей пирамид как исторический источник. Доклады делегации СССР. XXVМеждународный конгресс востоковедов (Москва, 1960).
• Inschriften der Pyramidenbauer als historische Urkunde. В кн.: Труды XXVМеж-дународного конгресса востоковедов. Под ред. Дьяконова И. М. (Москва, 1962), I: 128135.
* Список составлен С. В. Ивановым и И. Б. Куликовой. Приводится с дополнениями по изданию: Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и Средневековье. Под ред. Шерковой Т. А. (Москва, 2009): 29—31.
• Данные надписи Мечена о характере частного землевладения в Древнем Египте в конце III и начале IVдинастий. В кн.: Древний мир. Сборник статей. Академику В. В. Струве (Москва, 1962): 180-190.
• "О значении термина «люди» (rmt) в надписях Древнего царства", Краткие сообщения института народов Азии 46 (1962): 174-178.
• Автобиографическая надпись Мечена (пер. и комм.). В кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. Струве В. В., Редера Д. Г. (Москва, 1963): 2628.
• Надписи из гробницы Мечена (перевод и коммент.). В кн.: Древний Египет и Древняя Африка. Сборник статей, посвященный памяти акад. В. В. Струве. Под ред. Кацнельсона И. С. (Москва, 1967): 113-132.
• Vase égyptien quadrilingue trouvé près d'Orsk. In: Actes du XXIXe Congrès International des Orientalistes (Paris, 1975): 93-97.
• "Ближневосточные древности на южном Урале (в соавторстве с К. Ф. Смирновым)", Вестник древней истории 3 (1972): 106-123.
• Абидосский указ царя Нефериркара (XXV в. до н. э.). Перевод и коммент. В кн.: Древний Восток. Сборник 1. Под ред. Кацнельсона И. С. (Москва, 1975): 113140.
• Статуя Дария I, найденная в Иране. В кн.: Тутанхамон и его время. Под ред. Даниловой И. Е., Кацнельсона И. С. (Москва, 1976): 165-175.
• О характере ранних городов в древнем Египте. В кн.: VIII Всесоюзная конференция по Древнему Востоку, посвященная памяти академика В. В. Струве. Москва, 6-9 февраля 1979 г. Тезисы докладов (Москва, 1979): 79-80.
• Надписи Мечена автобиографического характера (пер. и комм.). В кн.: Хрестоматия: учебное пособие в двух частях. Под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И. С., Кузищина В. И. (Москва, 1980), I: 17-19.
• Указ царя Нефериркара из Абидоса (пер. и комм.). В кн.: Хрестоматия: учебное пособие в двух частях. Под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И. С., Кузищина В. И. (Москва, 1980), I: 19-21.
• Надпись на статуе Дария I. В кн.: Хрестоматия: учебное пособие в двух частях. Под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И. С., Кузищина В. И. (Москва, 1980), II: 34-36.
• Послесловие. В кн.: Дженкинс Н. Ладья под пирамидой (Москва, 1986): 123126.
• Нубийцы в Египте Древнего царства. В кн.: Мероэ. Страны Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и раннем Средневековье, проблемы истории и культурных связей. Вып. 4. Под ред. Бауэра Г. М. (Москва, 1989): 159-166.
• "Хроникальные заметки" (в соавторстве с Масловым Ю. Н., Стависким Б. Я. и др.), Народы Азии и Африки 4 (1989): 161-169.
• Houses Snaw in the Old Kingdom Temple Economy Considered in the Light of the Abu-Sir Papyri. In: Kormisheva E. (ed.) Ancient Egypt and Kush. In Memoriam Mikhail A. Korostovtsev (Moscow, 1993): 335-345.
Библиографии
• "Обзор иностранных журналов", Вестник древней истории 1 (1946): 189-213.
• Библиография. В кн.: Авдиев В. И. История Древнего Востока (2-е изд., Москва, 1953): 684-735.
• Список основной литературы и источников (совместно с авторами глав). В кн.: Всемирная история в десяти томах, I (Москва, 1955): 697-714.
• Список научных трудов В. С. Голенищева. В кн.: Древний Египет. Сборник статей. Под ред. Струве В. В., Авдиева В. И. (Москва, 1960): 9-11.
• Библиография. В кн.: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Под ред. Бонгар-да-Левина Г. М. (Москва, 1988), I: 584-605.
• Список научных трудов В. И. Авдиева (в соавторстве с Авдиевой З. С. и Розна-товским Ю. А.). В кн.: Авдиев В. И. Лирика (Москва, 1998): 133-153.
Рецензии
• "Рецензия на кн. Smith S. Alalakh and Chronology", Вестник древней истории 4 (1946): 130-131.
• "Рецензия на кн. Jequier G. Douze ans de fouilles dans la nécropole memphite 1924-1936", Вестник древней истории 4 (1946): 131-133.
• "Рецензия на кн. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта (в соавторстве с Ю. Н. Завадовским)", Вестник древней истории 4 (1977): 196-205.
Словарные статьи
• "Луксор", "Мемфис", "Мена", "Мендес", "Меридово озеро", "Нармер", "Нех-бет", "Номарх", "Номы", "Пиопи I", "Пиопи II", "Раннее царство", "Саккара", "Се-рапеум", "Сиут", "Снофру", "Тинис", "Фараон", "Хапи", "Хентиуше", "Хеопс", "Хеф-рен", "Хуфхор", "Чати". В кн.: Советская историческая энциклопедия, I-XVI (Москва, 1961-1976).
• "Мемфис", "Мединет-Абу", "Мена", "Меридово озеро", "Луксор", "Нармер", "Номарх", "Номы". В кн.: Большая советская энциклопедия, I-XXX (3-е изд., Москва, 1969-1978).
Занятия с М. А. Коростовцевым. Слева направо: Т. Н. Савельева, М. А. Коростовцев, С. И. Ходжаш, И. А. Стучевский. Москва, ИВ АН, 1960-е гг. (фото из архива Т. Н. Савельевой)
Татьяна Николаевна в Карнаке. Луксор, 1963 г. (фото из архива Т. Н. Савельевой)
Выступление Т. Н. Савельевой на XXIX Международном конгрессе востоковедов. Париж, 1975 г. (фото из архива Т. Н. Савельевой)