К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ
Н.А. Лебедева
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена истории изучения частных коллекций памятников древнеегипетского искусства в России. В условиях наличия определенной конкуренции и негативного отношения музейного сообщества к частным коллекционерам особенно важно обратить внимание на историю формирования материальной базы коллекций древнеегипетских памятников в российских музеях и указать на важную роль собирателей в истории становления и развития отечественной египтологии.
Ключевые слова: историография, коллекционеры, памятники древнеегипетского искусства, музей, египтология.
Сегодня, когда Россия и западный мир вновь переживают всплеск частного коллекционирования, актуальным становится вопрос об истории возникновения феномена собирательства.
Объектами современных коллекционеров чаще всего становятся артефакты древнеиндийских, древнекитайских, африканских культур. Это связано во многом с трудностями, возникающими в процессе коллекционирования, например, древнеегипетских артефактов, вывоз за пределы АРЕ и продажа которых запрещена Службой Древностей Египта. Однако и этот сегмент, не так активно, как в XIX и начале ХХ в., продолжает развиваться.
А поскольку зачастую именно коллекционирование давало старт какой-либо науке, факт его существования необходимо учитывать в изучении истории появления того или иного направления в истории. Это касается и отечественных древнеегипетских коллекций, без которых нельзя в должной мере оценить наследие Египта в российской и мировой исторической науке.
Однако частное коллекционирование в России, вновь начавшее свое стремительное развитие после многолетнего перерыва, связанного с особенностями отношения к этому явлению в Советском Союзе, сегодня воспринимается музейным сообществом, как правило, как помеха и конкурент на пути к совершенствованию музейных фондов. Это происходит в силу целого ряда причин, среди которых важнейшая - отсутствие объективной информации и специальных работ на эту тему. В результате уникальные памятники, хранящиеся в частных коллекциях, становятся недоступными для иссле-
дователей и, соответственно, вычеркнутыми из научного фонда отечественной египтологии.
Кроме того, традиционное восприятие частного коллекционирования как средства заполнения досуга или же бескорыстного средства пополнения общероссийского музейного фонда зачастую мешает оценить подлинное значение частных коллекционных фондов как важнейшего средства становления тех или иных отраслей науки. Возможно, именно поэтому в настоящее время не существует комплексного исследования на тему увлечения историей и культурой Древнего Египта и возникновения и развития частного коллекционирования древнеегипетских памятников в России.
Тема коллекционирования древнеегипетских памятников обзорно затрагивалась в работах, посвященных развитию египтологии в России в целом; а также в работах, посвященных крупнейшим отечественным египтологам (1), однако внимание исследователей на сами коллекции практически не обращалось. Как правило, оно традиционно останавливалось на различных аспектах возникновения египтологии или коллекциях отдельных музеев, в то время как именно формирование частных музейных коллекций и собраний было практически обойдено вниманием.
Целесообразно разделить историографию по данному вопросу на пять групп по тематическому принципу.
В первую группу стоит включить работы, посвященные теоретическим основам коллекционирования: М. Бьянчи «Коллекционирование как парадигма потребления» (2), А.П. Бахрушина «Кто что собирает» (3), А.Н. Боха-нова «Коллекционеры и меценаты в России» (4), В.Г. Качаловой «Роль частных коллекций ХVШ в. в формировании государственного фонда культурных ценностей» (5), С.А. Овсянниковой «Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917)» и «Частное собирательство в России в 18 - первой пол. 19 в.» (6), В. Белякова «Притяжение Египта», Е. Кудрявцевой «Мумия возвращается», И. Коростылевой «Древний мир на ладони», В.В. Касьянова и С.К. Шаповалова «Особенности развития частного коллекционирования в России в ХХ-ХХ1 вв. (попытка макросоциологи-ческого анализа)» (7).
Необходимо помнить, что специфика феномена коллекционирования постоянно менялась с момента возникновения данного вида деятельности. Так, в XIX в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев, результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекций и музеев в университетах, гимназиях). Однако в ХХ в., хотя коллекционирование и продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика, в силу ряда причин его объектами становятся все больше предметы, не представляющие большой исторической значимости. А особенностью современного коллекционирования является формирование фондов артефактами нематериального наследия.
Работы, выделенные в эту группу, под разными углами исследуют феномен коллекционирования в целом и специфику различных коллекций в частности.
Из всех вышеперечисленных исследований особое внимание стоит обратить на работу Бьянчи, в которой дается обоснование потребности человека в собирательстве, а также работы Овсянниковой, Касьянова и Шаповалова, которые исследуют этапы развития и принципы отечественного собирательства.
Во вторую группу вошли общие работы, посвященные истории отечественной египтологии, возникновению интереса к изучению различных аспектов, связанных с древнеегипетской цивилизацией (8). Это статья М.А. Коро-стовцева о становлении египтологии (9), книга В.В. Павлова «Русская дореволюционная и советская наука о египетском искусстве» (10), «Египет глазами россиян середины XIX - начала ХХ в.» (11), «Роль гуманитарных связей в межкультурном взаимодействии России и Египта» В.В. Белякова (12), его же «К берегам священным Нила» (13), «Краткая история египтологии» В. А. Томсинова (14) и другие работы.
В третью группу следует выделить заметки, отчеты и воспоминания египтологов о посещении Египта. Например, археологический отчет Б. Б. Пиотровского об экспедиции в Нубию (15), «Древняя Нубия» (16), заметка В.В. Павлова о его поездке в Египет (17) и другие свидетельства, позволяющие составить впечатление о ситуации в стране в целом и египтологической науке в частности. При этом и в отчете Пиотровского, и в заметках Павлова мы можем найти упоминания о приобретении древнеегипетских памятников в этих поездках.
В четвертую группу следует включить описания коллекций, выполненные в конце XIX - начале XX в. (18), каталоги выставок, проводившихся в разное время в музеях, путеводители и описания коллекций музеев Советского Союза. Это «Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва. Выставка памятников письменности Древнего Египта [Описание экспонатов]» (19), «Древний Египет в иллюстрациях» (20), «Эрмитаж. Ленинград. Культура и искусство Древнего Египта» (21), «Музей изобразительных искусств. Москва. Ремесла Древнего Египта. Выставка» (22), «Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (23), «Каталог выставки "Древний Египет. Взгляд сквозь века"» (24), «Древнеегипетская скульптура в собрании государственного Эрмитажа» (25).
Благодаря этим каталогам можно получить представление о предметах древнеегипетского искусства, хранящихся в собраниях музеев. Кроме того, некоторые из них содержат указания не только на размеры, материал и происхождение памятника, но и на источник поступления в коллекцию музея.
Также в данную группу необходимо включить работы авторства или под редакцией С.И. Ходжаш: «Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва. Краткий путеводитель по музею. Искусство Древнего Востока и Античности» (26), «Выставка памятников культуры и искусства народов ОАР» (27), «Изображения древнеегипетского бога Беса в собрании Государ-
ственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог» (28), «Коллекции произведений искусства Древнего Востока и их изучение» (29), «Древнеегипетское ювелирное искусство. "Каталог бус, пекто-ралей, эгид, сеток для мумий, колец, серег, браслетов из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина"» (30), каталог в соавторстве с О.Д. Берлевым «Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина» (31).
Круг работ египтолога В. В. Павлова, автора путеводителей и книг по искусству Древнего Египта: «Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Египет. Путеводитель» (32), «Искусство Древнего Египта» (33), «Египетская скульптура в ГМИИ. Малая пластика» (34), а также совместную работу с С.И. Ходжаш «Египетская пластика малых форм» (35).
Работы В.В. Струве «Заупокойный культ Древнего Египта. Путеводитель по выставке в залах Эрмитажа» (36) и С.И. Фингарет «Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа» (37) дают представление не только о памятниках в составе музеев России в советский период, но и о комплектации выставочных залов, приоритетах в представлении публике тех или иных памятников. Большинство этих работ содержат лишь описания памятников. Исключение составляют работы указанных выше авторов: С.И. Ходжаш, О.Д. Берлева, В.В. Струве и В.В. Павлова, поскольку они содержат не только описания артефактов, но и указания на их происхождение и источники поступления в собрания музеев.
Помимо этого большое значение имеют также каталоги выставок поступлений: «Выставка новых поступлений 1970-1980. Каталог» (38) и «Выставка новых поступлений 1981-1986. Каталог» (39) и др., позволяющие проследить процесс пополнения музейных фондов в его динамике.
В пятую группу вошли статьи, посвященные отдельным памятникам или группам памятников в собраниях профильных и непрофильных музеев и библиотек страны, в том числе музеев Воронежа, Иванова, Саранска, Перми, Одессы, Татарстана и других: «Памятники и документы Дер-Эль-Медины, хранящиеся в музеях СССР» (40), «Древнеегипетские памятники в Одесском государственном археологическом музее» (41), Памятники искусства и культуры древнего мира в собрании Ивановского областного художественного музея (42), М.Э. Матье, В.В. Павлов «Памятники искусства древнего Египта в музеях Советского Союза» (43), В.В. Павлов «Памятники египетского искусства в советских музеях» (44), его же «Памятники искусства Древнего Египта в музеях СССР» (45), Г.А. Солнцева «Об истории коллекции "древнего мира" из Ивановского областного художественного музея» (46), О.Д. Берлев, С.И. Ходжаш «Древнеегипетские памятники из музеев СССР: каталог выставки» (47).
Эти публикации зачастую содержат лишь краткие указания на источники поступления памятников, ограничиваясь указанием инициалов дарителя или продавца.
В данную группу также вошли работы, посвященные отдельным памятникам в различных музеях Советского Союза. Научная значимость этих работ безусловна, так как в них дается исчерпывающее описание памятника, расшифровка надписей, зачастую определяется место происхождения и иногда указывается источник поступления. Это работы О.О. Крюгер, М.Г. Быст-риковой «Неизданные папирусы и другие тексты государственного Эрмитажа» (48), О.Д. Берлева «Памятники начальника пашен dd.tw» (49), ряд статей, посвященных отдельным памятникам ГМИИ им. А.С. Пушкина, в сборнике «Древний Египет» (50), а также из сборника «Древний мир» (51), статья В.В. Солкина «Саркофаг Несипахерентахата» (52) и другие публикации, описывающие отдельные памятники древнеегипетского искусства; особое внимание стоит уделить статье В.В. Солкина «Египетское собрание Олега Ковту-новича» (53), а также публикации коллекции египетских древностей Пола Бобровски под редакцией Владимира Викентьева (54).
Эти работы представляют большую значимость, так как дают представление об условиях, процессе, принципах и хронологических рамках появления и формирования частных коллекций древнеегипетских памятников в России в советский период в условиях строгого ограничения подобной деятельности со стороны государства. Однако стоит особо выделить труды египтолога Павлова, который проделал титаническую работу по поиску, изучению и систематизации памятников, разбросанных по территории советского государства. Его статьи являются одним из важнейших источников подобной информации для отечественных специалистов по истории Древнего Египта.
Приведенный перечень работ показывает, что спектр проблем в изучении древнеегипетских памятников в составе собраний и коллекций достаточно широк, однако он не охватывает в полной мере вопрос о принципах коллекционирования, перехода памятников из частных коллекций в государственные фонды, а также вопрос влияния национализации собраний на развитие отечественной египтологии в советский период, что, безусловно, явилось важным этапом в развитии отечественного коллекционирования и науки египтологии.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См: Коростовцев М.А., Ходжаш С.И. Владимир Георгиевич Бок (1850-1899). -ОИРВ. - III; Коростовцев М.А., Ходжаш С.И. Адриан Викторович Прахов (18461916). - ОИРВ. - III; Тураев Б.А. Оскар Эдуардович Лемм (некролог) // Христианский Восток. - 1922. - Т. 6; и др.
(2) Бьянчи М. Коллекционирование как парадигма потребления // Экономика современной культуры и творчества. Сборник статей. Пер. с англ. - М., 2006.
(3) Бахрушин А.П. Кто что собирает. - М., 1916.
(4) Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989.
(5) Качалова В.Г. Роль частных коллекций XVIII в. в формировании государственного фонда культурных ценностей // CREDO NEW: Теоретический журнал.- 2004.- № 3 // http:www. Orenburg, ru/ culture/credo/032004/8.html
(6) Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917) // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - Вып. 2; Частное собирательство в России в 18 - первой пол. 19 в. // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - Вып. 3.
(7) Беляков В. Притяжение Египта // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 10. - С. 65-
72; Кудрявцева Е. Мумия возвращается // Огонек. - 2007. - № 11. - С. 44-46; Ко-ростылева И. Древний мир на ладони // Финанс. - 13.02.2007; Касьянов В.В., Шаповалов С. К. Особенности развития частного коллекционирования в России в ХХ-XXI вв. (попытка макросоциологического анализа) // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. - 2008. - Вып. 1.
(8) См: Берлев О.Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX в. - М., 1990. - С. 229-237; Кацнельсон И.С. Из истории египтологии в России. Первая русская диссертация по древнеегипетскому искусству // Палестинский сборник. - М.-Л., 1959. - Вып. 4 (67). - С. 182-185; Кацнельсон И.С. Встреча России с Египтом // Тутанхамон и его время. - М., 1976. -С. 189-209; Кацнельсон И.С. Франсуа Шампольон и Россия // Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. - М., 1979. - С. 18-28; Козьмина-Борозди-на Т.Н. Развитие египтологии в России // Новый Восток. - М., 1923. - Кн. 3. -С. 342-361; Коростовцев М.А. Становление египтологии в России. Изучение Африки в России (дореволюционный период). - М., 1977. - С. 5-15; Лившиц И.Г. Из истории русской египтологии. С.И. Коссаковский. Доклад об иероглифической системе Шампольона // Палестинский сборник. - 1958. - № 3 (66). - С. 151-170; Павлов В.В. Русская дореволюционная и советская наука о египетском искусстве. - М., 1960; ПетровскийН.С. Из истории египтологии в России // Палестинский Сборник. - 1959. - № 4 (66). - С. 172-181; Тураев Б.А. Русская наука о Древнем Востоке до 1917 года // Труды комиссии по истории знаний. - 1927. - № 3; Тура-ев Б. А . Новейшие успехи и современное состояние египтологии // Историческое обозрение. - СПб, 1897. - Т. 9. - С. 1-37; Шмидт А.В. Развитие египтологии в России // Наука и ее работники. - 1922. - № 3-4. - С. 16-20; Кагаров Е.Г. Прошлое и настоящее египтологии. - Сергиев Посад, 1915; Томсинов В.А. Краткая история египтологии. - М., 2004; и др.
(9) Коростовцев М.А. Становление египтологии в России // Изучение Африки в России. - М., 1977. - С. 5-15.
(10) Павлов В.В. Русская дореволюционная и советская наука о египетском искусстве. -М., 1960.
(11) Египет глазами россиян середины XIX - начала ХХ в. - М., 1992.
(12) Беляков В. В. Роль гуманитарных связей в межкультурном взаимодействии России и Египта (конец XIX - середина ХХ века). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 2007.
(13) Беляков В.В. «К берегам священным Нила...». Русские в Египте. - М., 2003.
(14) Томсинов В.А. Краткая история египтологии. - М., 2004.
(15) Пиотровский Б.Б. Работа археологической экспедиции АН СССР в Нубии (1961-1963) //
Африка в советских исследованиях. - М., 1968. - Т. 1. - Вып. 1. - С. 202-221.
(16) Древняя Нубия. Результаты работ археологической экспедиции АН СССР в ОАР
1961-1962. - М.-Л., 1964.
(17) Павлов В.В. Среди древностей Египта // Искусство. - 1959. - № 6. - С. 60-66.
(18) См.: Струве Е.В. К столетию со дня рождения В.С. Голенищева // Вестник древней истории. - 1957. - № 2. - С. 3-7; Тураев Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях // Записки Восточного отделения Российского археологического общества. - 1899. - № 11. - С. 151; и др.
(19) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва. Выставка памятников письменности Древнего Египта [Описание экспонатов]. - М., 1972.
(20) Древний Египет в иллюстрациях. - Л., 1939.
(21) Эрмитаж. Ленинград. Культура и искусство Древнего Египта (путеводитель под общей редакцией М.И. Артамонова). - М.-Л., 1952.
(22) Музей изобразительных искусств. Москва. Ремесла Древнего Египта. Выставка. -М., 1928.
(23) Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог Выставки. - М., 2002.
(24) Древний Египет. Взгляд сквозь века. Каталог Выставки. Антикварный салон «Крост-
би». - М., 2004.
(25) Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании государственного Эрмитажа. - М., 1969.
(26) Ходжаш С.И. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Крат-
кий путеводитель по музею. Искусство Древнего Востока и Античности. - М., 1956.
(27) Ходжаш С.И. Выставка памятников культуры и искусства народов ОАР. - М., 1958.
(28) Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Беса в собрании Государст-
венного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог. - М., 2004.
(29) Ходжаш С.И. Коллекции произведений искусства Древнего Востока и их изучение //
Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина 100 лет. 1898-1998. - М., 1998.
(30) Ходжаш С.И. Древнеегипетское ювелирное искусство. Каталог бус, пекторалей,
эгид, сеток для мумий, колец, серег, браслетов из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. - М., 2001.
(31) Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. - М., 2004.
(32) Павлов В.В. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Египет. Путеводитель. - М., 1945.
(33) Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. - М., 1962.
(34) Павлов В.В. Египетская скульптура в ГМИИ им. А.С. Пушкина. - М., 1949.
(35) Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. - М., 1985.
(36) Струве В.В. Заупокойный культ Древнего Египта. Путеводитель по выставке в залах Эрмитажа. - Л., 1919.
(37) Фингарет С.И. Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа. - Л., 1970.
(38) Выставка новых поступлений 1970-1980. Каталог. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - М., 1982.
(39) Выставка новых поступлений 1981-1986. Каталог. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - М., 1989.
(40) Богословский Е.С. Памятники и документы Дейр Эль-Медины, хранящиеся в музеях СССР (7 частей) // ВДИ. - 1972. - № 1 (119). - С. 79-103; № 2 (120). - С. 62-93; № 3 (121). - С. 64-105; № 4 (122). - С. 65-89; 1973. - № 1 (123). - С. 78-104; № 2 (124). - С. 70-102; № 3 (125). - С. 80-86.
(41) Доконт Н.Г. Древнеегипетские памятники в Одесском государственном археоло-
гическом музее // ВДИ. - 1965. - № 2.
(42) Памятники искусства и культуры древнего мира в собрании Ивановского областного художественного музея. - Иваново, 1988.
(43) Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства древнего Египта в музеях Совет-
ского Союза. - М., 1958.
(44) Павлов В.В. Памятники египетского искусства в советских музеях // Искусство. -
1956. - № 4.
(45) Павлов В.В. Памятники искусства Древнего Египта в музеях СССР. - М., 1958.
(46) Солнцева Г.А. Об истории коллекции «древнего мира» из Ивановского областного художественного музея // ВДИ. - 2000. - № 3. - С. 167-173.
(47) Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Древнеегипетские памятники из музеев СССР: каталог выставки. - М., 1991.
(48) Крюгер О.О., Быстрикова М.Г. Неизданные папирусы и другие тексты государственного Эрмитажа // ВДИ. - 1965. - № 2. - С. 103-106.
(49) Берлев О.Д. Памятники начальника пашен dd.tw // Ассириология и египтология. Сборник статей. - Л., 1964. - С. 81-95.
(50) Коростовцев М.А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Лосева И.М. Скульптурная голова фараона из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Ходжаш С.И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты // Древний Египет: Сборник статей. - М., 1960.
(51) Лившиц И.Г. Фрагмент саркофага с отрывком из «Текстов пирамид»; Матье М.Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба; Рубинштейн Р.И. Стелы Менту-хотепа и Ини-О (Из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина); Ходжаш С.И. Статуэтка везира Пасера (Из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) // Древний мир: Сборник статей. - М., 1962.
(52) Солкин В.В. Саркофаг Несипахерентахата // Мир Музея. - Февраль 2007. - № 2.
(53) Солкин В.В. Египетское собрание Олега Ковтуновича // Восточная коллекция. -Весна 2007.
(54) Bobrovsky P. Collection of antiquities purchaised in Syria and Egypt. - P., 1937.
BY STUDYING THE HISTORY OF ANCIENT EGYPTIAN MONUMENTS IN PRIVATE COLLECTIONS IN RUSSIA
N. Lebedeva
Russian History Chair Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to studying the history of the monuments in private collections of ancient Egyptian art in Russia. In modern conditions of a specific competition and the negative attitude of the museum community to private collectors is especially important to pay attention to the history of the formation of the material base of the collections of ancient Egyptian monuments in the Russian museums and indicate the important role of collectors in the history of the formation and development of domestic Egyptology.
Key words: historiography, collectors, monuments of ancient Egyptian art, museum, Egyptology.