СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ПАМЯТНИКОВ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ
В НАЧАЛЕ XX В.
Н.А. Лебедева
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия
Статья посвящена истории формирования египетских коллекций в непрофильных музеях России в конце XIX - начале XX в. Передача памятников из индивидуальных собраний в музеи способствовало расширению материальной базы отечественной египтологии и дало возможность их ввести в научный оборот.
Ключевые слова: коллекционирование, революция 1917 г., непрофильные музеи, древнеегипетские памятники, коллекционеры.
Мода на Древний Восток, охватившая Европу после Египетских походов Наполеона, в XIX в. захлестнув и Россию, способствовала формированию частных коллекций, многие из которых еще до революции вошли в музейные фонды. Благодаря частным коллекционерам сформировалось египетское собрание ГМИИ им. А С. Пушкина в Москве и часть коллекции Эрмитажа. Вместе с тем отдельные вещи неожиданно оказывались в самых отдаленных уголках Российской империи (1).
Именно обзору коллекций, находившихся и продолжающих оставаться за пределами двух основных российских музеев и остающихся наименее изученными, и уделяется внимание в этой статье.
Румянцевский музей. Музей был основан канцлером Российской империи Н.П. Румянцевым в последней четверти XVIII в., в 1826 г. перешел в казну и был открыт для посещений в 1831 г. А в 1861 г. переведен в Москву.
Первые египетские памятники попали в собрание от А. С. Норова, министра народного просвещения, который собирал свою коллекцию в 18341835 гг. во время путешествия по Египту. Уже в Москве в музей попали ста-
туи из коллекций Е.С. Сорокина (1866) и А.И. Барышникова (1867). В 1920 г. музей был реорганизован в публичную библиотеку (Российскую государственную библиотеку). Коллекции музея были переданы в Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей. Часть предметов попала в ГМИИ. Большая часть памятников оказалась в Музее-Институте Классического Востока, но уже в 1924 г., когда музей был расформирован, их также передали в ГМИИ (2).
Музей-Институт Классического Востока. Был создан в конце 1918 г. египтологом Владимиром Михайловичем Викентьевым (3). Коллекция МИКВ насчитывала свыше 4000 предметов, поступивших из собраний Н.П. Лихачева, музея Строгановского училища, Румянцевского музея, музея Новой Западной живописи. Однако в августе 1922 г. на Первом всероссийском съезде египтологов был заслушан доклад о тяжелом финансовом положении МИКВ, а в марте 1924 г. на основании постановления Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса Музей-Институт Классического Востока был закрыт. Коллекции музея пополнили фонды Музея Изящных искусств (4).
Музей в Иваново. Создан на основе коллекции (5) фабриканта и купца 1-й гильдии Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924) (6). В 1914 г. он открывает Музей промышленности и искусства, в котором размещается первая экспозиция древностей. Однако революция внесла свои коррективы, и Бу-рылину пришлось расстаться со своим детищем еще при жизни. В 1919 г. музей был переименован в Иваново-Вознесенский губернский краеведческий музей, а сам Дмитрий Геннадьевич по личной просьбе М.В. Фрунзе переквалифицировался в хранителя-экскурсовода своего бывшего имущества. В 1959 г. большая часть восточных экспонатов переехала в только что образованный Ивановский художественный музей, сделав его одним из наиболее интересных музеев Центральной России.
Среди экспонатов Древнего Египта в коллекции собирателя были зерна пшеницы, как писал Бурылин, «из разрушенной пирамиды», сосуд периода Нового царства, а также мумия и саркофаг (7).
Обстоятельства появления саркофага в коллекции Д.Г. Бурылина неизвестны (8). Возможно, мумия была приобретена для него в Каирском музее в 1913 г. Александром Левиным после возвращения Дмитрия Геннадьевича и его жены Анны Александровны из заграничной поездки на Восток (9). Как писал О.А. Большаков: «Саркофаг можно предположительно датировать временем XXVI (Саисской) династии, т.е. УП-У1 вв. до н.э.» (10).
В «Каталоге египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики», вышедшем на английском языке в Швейцарии в 1998 г., этот саркофаг атрибутирован Бер-левым и Ходжаш как саркофаг щитоносца Анхефа (11). В 1961 г. саркофаг был передан в незадолго до того созданный «Ивановский областной художественный музей» (ИОХМ), который в 2004 г. был упразднен и включен в
состав тогда же образованного «Ивановского объединения художественных музеев» (12).
Днепропетровский исторический музей. В 1849 г. в г. Екатеринославе возник Общественный музей древностей Екатеринославской губернии. Инициаторами его создания выступили губернатор Андрей Яковлевич Фабр и директор местной гимназии Дмитрий Яковлевич Грахов. Египетская коллекция Днепропетровского исторического музея насчитывает 100 ед.
Костяк первого музейного собрания составила коллекция древностей губернатора Фабра. В коллекции насчитывалось 39 египетских памятников, среди которых - мумия египетской женщины с ребенком, фрагмент саркофага с изображениями египетских богов, ритуальная бородка, крышка кано-пы с головой шакала, статуэтки раба, бога Мина, ушебти, крылатый скарабей из голубого фаянса и другие древности.
Наиболее редким экспонатом считается статуя фараона с именами Рамсеса VI. Датируется она XIII в. до н.э., изготовлена в Фивах. Ученые предполагают, что скульптуру привез в Екатеринослав из Парижа А.Н. Поль в 1870-е гг. и с полевской коллекцией она попала в 1906-1910 гг. в Областной музей. А вывез статую из Египта, по-видимому, известный французский археолог, писатель и антиквар граф Филипп де Келюс (1692-1765 гг.), так как именно в его книге впервые было опубликовано изображение узурпированной статуи фараона Рамсеса VI, что удалось обнаружить египтологам С. Ходжаш и О. Берлеву (13).
Самарский художественный музей. Коллекция древнеегипетских памятников, приобретенная в 1913 г. Альфредом фон Вакано (1846-1929) (14), потомственным австрийским дворянином, купцом I гильдии, основателем Жигулевского пивоваренного завода и одним из крупнейших самарских коллекционеров, оказалась последним значительным поступлением памятников из Египта в Россию. В настоящее время эта коллекция - самое большое и своеобразное собрание в Поволжском регионе. Вывезенная в 1919-1920 гг. с пивоваренного завода, вся коллекция Вакано содержала около 1000 экспонатов, но была, возможно, еще больше. К 1931 г. по ходатайству Государственного Эрмитажа более чем двести экспонатов собрания Вакано были переданы в Санкт-Петербург. До 1996 г. она была «размыта» в собрании Самарского художественного музея. Как принадлежащие фон Вакано экспонаты были выявлены главным хранителем музея Татьяной Алексушиной (15).
Екатеринбургский (Свердловский) областной краеведческий музей. Формирование египетской коллекции началось в 1911-1912 гг., когда поступили первые предметы, подаренные музею екатеринбургскими купцами П.И. Тарасовым, известным коллекционером-нумизматом, и П.А. Конюховым, участником раскопок Царских гробниц в Египте 21 марта 1911 г. (16).
После этого пополнение египетского собрания музея продолжилось: купеческая вдова Лидия Васильевна Бибикова передала древнеегипетскую медную ящерицу, золотопромышленник Петр Иванович Тарасов подарил
обломок пирамиды Хеопса и терракотовую статуэтку сидящей женщины. Правда, последняя позже оказалась всего лишь египетским сувениром, который купцу продали как старинную вещь.
Вновь коллекция стала пополняться только после Октябрьской революции 1917 г. Так, Владимир Владимирович Голубцов, бежавший от революции в Харбин, прислал в июле 1920 г. деревянную статуэтку Осириса. А в начале 1930-х гг. со склада отдела народного образования поступили «саркофаг-модель для мумии» и в 1935 г. - «модель мумии» (17).
Все эти приобретения музея жители г. Свердловска смогли увидеть вновь в 1939 г., когда в Доме Ипатьева открылся Областной Антирелигиозный музей. Древнеегипетские предметы, размещенные в отделе «История религии и атеизма», дополнили муляжами, а также подлинными памятниками, которые, по некоторым данным, происходили из музея древностей Юрьевского университета Тарту. В 1941 г. экспозицию, в связи с началом войны и размещением в Доме Ипатьева части эвакуированных коллекций Эрмитажа, свернули. А 4 мая 1946 г. из-за «... отсутствия ясной перспективы развития, как музейного учреждения.» Антирелигиозный музей ликвидировали (18).
Коллекция же краеведческого музея еще многократно пополнялась памятниками в «египетском» стиле (19).
Музей истории Пермского государственного университета. История появления древнеегипетской коллекции музея относится к 1916 г. - году открытия университета. Именно тогда здесь начал работу Музей древностей и искусств (20). В 1918 г. университет приобрел коллекцию антиквара Аэрона Эльтермана, как впоследствии оказалось, предметы из некогда огромной домашней коллекции известного в царской России коллекционера И.К. Су-ручана. Вторая по значимости коллекция - из домашнего музея генерала А.А. Пальникова из Санкт-Петербурга (21), знакомого с египтологами В.С. Голенищевым и Б. А. Тураевым.
Большая часть коллекции Пальникова была приобретена им при посредничестве Тураева у некой госпожи Матвеевой, получившей коллекцию от своего брата-доктора, работавшего в Египте. Часть коллекции поступила к генералу от госпожи Руссовой и В.С. Голенищева. Вся коллекция египетских древностей (389 предметов) была собрана Пальниковым в период с 1895 по 1909 г. (22).
После Октябрьского переворота домашний музей Пальникова отправился в Москву, в Музей изящных искусств. И уже оттуда, по распределению Наркомпроса, коллекцию направили в Пермский университет, в музей древностей и искусств (23).
Воронежский музей. Египетские памятники, хранящиеся в собрании Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, происходят из коллекции путешественника и дипломата Отто фон Рихтера. После его путешествия по Египту собранная им коллекция древнеегипетских памятников в 1816 г. была отправлена через Швецию в Тарту. После
ранней смерти Отто фон Рихтера от острой дизентерии в одном из путешествий его отец, бывший на тот момент ректором университета в Тарту, передал коллекцию университетскому музею. Так она стала ядром собрания, которое вместе с несколькими памятниками, подаренными хедивом Египта России в 1895 г., составило 124 предмета. Собрание включало в себя саркофаги, скульптуры, стелы, бронзовые статуэтки богов, мумии священных животных, амулеты, пирамидион и предметы малой пластики. В 1917 г. из-за Первой мировой войны коллекция была вывезена частично в Воронеж и частично в Пермь. Памятники оказались в музее Воронежского университета, созданного на базе эвакуированного Тартуского университета, где хранились до 1933 г. После чего были переданы в Воронежский областной художественный музей. Одним из наиболее выдающихся памятников в собрании музея считается саркофаг царского писца Неси-па-хер-ен-тахата периода XXI династии (24). Также внимания заслуживают две стелы из Дейрэль-Медины: стела «писца в месте Истины» Рамсеса и стела для современника Рамсеса II Небиментета из известняка (25); фрагмент пирами-диона из некрополя строителей царских гробниц эпохи Рамессидов; незавершенная статуя коленопреклоненного вельможи с реликварием в руках времени правления XIX династии, а также скульптурное изображение бюста умершего и статуэтка сфинкса из мраморизирующего известняка эпохи Нового царства. Кроме того, интересными представляются каменная гиря с именами фараона Сенусерта III из зеленого серпентина в виде прямоугольника с закругленными краями и множество превосходныхушебти периода XXI династии (26).
Коллекция музея могла быть гораздо обширнее, но в 1913 г. фабрикант и коллекционер Д. Г. Бурылин покупает в Воронеже музей А.Л. Дурова, вернее, экспонаты этого музея (27).
Одесский государственный археологический музей. На момент существования СССР коллекция египетских древностей в этом музее была одной из самых крупных на территории государства. Кроме того, она считается одной из самых старых. Основание ей положил И.П. Бларамберг в 1825 г., став директором музея и передав в него ряд личных коллекций. В 1858 г. музей был объединен с Музеем одесского общества истории и древностей, основанным в 1839 г., в котором уже находилась своя коллекция древнеегипетских памятников, поступивших также из частных коллекций.
В 1843 г. в Музей поступил дар от Клода-бея, французского генерала на службе у египетского паши, - мумия и плита из Мемфиса, а также памятники, собранные участниками медико-санитарной экспедиции, работавшей в Египте на протяжении трех лет в составе директора одесского карантина А. А. Уманца, инспектора карантина доктора М.И. Врачко и лекаря Черникова.
В 1846 г. известный путешественник архимандрит Порфирий Успенский передал музею мумию из фиванского некрополя, двух забальзамированных ибисов, шесть каноп, свиток папируса и множество других предметов (28).
В 1891 г. в Дейр эль-Бахри был обнаружен тайник с царскими мумиями. По решению правителя Египта, хедива Аббаса II Хильми, часть найденных памятников была подарена европейским странам, в том числе и России. Так, в марте 1894 г. в одесский порт было доставлено 6 ящиков, в которых находилось 5 саркофагов и около 45 мелких предметов. Из-за невозможности разместить в музее все эти памятники они были распределены по университетским центрам России, в Одессе же остался внешний саркофаг певицы Амона Неси-та-уджа-ахет, жены верховного жреца бога Амона Шешонка-Миамуна, сына царя Осоркона I и несколько фигурок ушебти (29).
В 1923 г. в музей поступила большая коллекция из Одесского (Новороссийского) университета. Ядро этого собрания составляли предметы, собранные А. А. Рафаловичем, известным врачом, проводившим в Египте исследования по источникам чумы в 1846-1848 гг. В состав его коллекции входило свыше 100 предметов - от амулетов и памятников мелкой пластики до образцов древней флоры Египта (30). В 1959 г. в музей были переведены памятники из Киевского государственного исторического музея, включающие канопы, чехол мумии ребенка и четыре деревянных саркофага, в том числе саркофаг еще одной певицы Амона - Неси-мут, привезенный в Россию в числе найденных в тайнике Дейр эль-Бахри предметов (31).
Сейчас коллекция древнеегипетской мелкой пластики включает памятники эпохи Древнего, Среднего и Нового царства (32). Всего же это около 400 предметов, 260 из которых представлены в постоянной экспозиции музея (33). Эта коллекция считается лучшим на Украине собранием египетских древностей (34).
Коллекция музея Географического общества в Иркутске. Первые произведения, положившие начало коллекции музея Географического общества в Иркутске, были приобретены основателем галереи В.П. Сукачевым, по-видимому, в начале 1870-х гг., когда он учился в Петербургском университете. После национализации в 1920 г. на протяжении двух десятилетий фонды галереи обогащались произведениями восточного искусства, ранее принадлежавшими музею при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества.
К числу значительных поступлений конца 1930-х гг. - свыше четырехсот произведений - относится коллекция иркутского врача Е.В. Даукшо, ранее принадлежавшая председателю Иркутской судебной палаты, сенатору Н.П.Еракову, в которую входили произведения древнеегипетских и древнегреческих мастеров (35).
Национальный музей Республики Татарстан. Музей был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 г. и открыт 5 апреля 1895 г. В основу музея положена частная 40-тысячная коллекция Андрея Федоровича Лихачева (1832-1890 гг.), известного в крае археолога, историка, коллекционера, а также экспонаты научно-промышленной выставки 1890 г. В настоящее время фонды музея насчитывают около 800 тыс. единиц, среди которых и произведения древнеегипетского искусства, передан-
ные из Музея древностей и искусств Казанского университета, Эрмитажа, Кабинета истории материальной культуры Восточно-педагогического института, а также купленных В.И. Заусайловым (36).
Таким образом, очевидно, что основные коллекции музеев сформировались еще до революции в большинстве своем благодаря доброй воле и желанию послужить своей стране, городу и соотечественникам, возникавшим у частных коллекционеров, обладавших средствами и возможностями для посещения Египта или же приобретения древнеегипетских памятников у предыдущих владельцев. В советский же период поступления в отечественные музеи перестали быть массовыми и ограничились практически единичными экземплярами. Бывшие хозяева коллекций либо становились хранителями в собственных музеях, либо подвергались репрессиям как неблагонадежные буржуазные элементы. В то время как сами собрания, как правило, распределялись между различными, зачастую непрофильными музеями. Однако эти, во многом печальные, события позволили российской египтологии расширить материальную базу, ввести в научный оборот, в том числе и мировой, многие редкие памятники, а также сделать их доступными не только для представителей отечественной науки, но и для простых посетителей музеев.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Кудрявцева Е. Мумия возвращается. В Россию пришла мода на ценности из Древнего Египта // Огонек. http://www.ogoniok.com/4987/25
(2) Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура Древнего Египта в собрании Гос. Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог. - М., 2004. - С. 12-13.
(3) Беляков В.В. Владимир, ученик Владимира // Комсомольская правда. - 2006. -
10 октября.
(4) Томашевич О.В. Т.Н. Бороздина-Козьмина - ученица и наследница дела Б.А. Ту-раева в Музее Изящных Искусств // Памятники и люди. ГМИИ им. А.С. Пушкина. - М., 2003. - С. 122-140.
(5) ГАИО. - Ф. 205. - Оп. 1. - Арх. 113.
(6) Архипова С.В. Д.Г. Бурылин и дело его жизни. Неопубликованные египетские па-
мятники в музейных фондах Иваново // Труды Центра египтологии им. В.С. Голе-нищева Российского государственного гуманитарного университета. - М., 2002. -Вып. 1. - С. 105-106.
(7) Солнцева Г.А. Об ситории коллекции «Древнего мира» из Ивановского областного художественного музея // Вестник древней истории. - 2000. -№ 3. - С.167-173.
(8) См. подробнее: Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. - Иваново, 1997.
(9) Беневоленский А.М. По следам древней тайны. - Ярославль, 1966. - С. 4; Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. - Иваново, 1987. - С. 58.
(10) Атрибуция саркофага, выполненная А.О. Большаковым, носит предварительный характер. О.Д. Берлев и С.И. Ходжаш датировали саркофаг не Саисским периодом, а периодом Птолемеев. См.: Берлев О., Ходжаш С. Каталог египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики // Orbisbiblicuset orientalis. University Press. - Friburg, Switzerland, Gottingen. Series archaeologica. - 1998. - P. 17-33.
(11) Солнцева Г. Мумии и саркофаги: мифы и реальность // http://liga-ivanovo.narod.ru/ zima02-5.htm
(12) Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988) // Сост. К.И. Маслов. - М., 2004.
(13) Бекетова В.М. Тайны Древнего Египта в музейной коллекции // http://museum.dp. ua/article0097.html
(14) В феврале 2002 г. в Издательском доме «Агни» (г. Самара) вышла книга-каталог «Музей Вакано», посвященная коллекции крупнейшего собирателя Поволжья Альфреда фон Вакано.
(15) См.: Самарский художественный музей // http://www.artmus.ru/collection
(16) Скробов С. Посланцы из Долины фараонов (коллекция египетских памятников в собрании СОКМ) // Уральский музей. - 2007. - Декабрь // http://uole-museum.ru/ index.php?option=com_content&task=category&id=23&Itemid=24
(17) Так в документации обозначили ушебти.
(18) В музей - на урок // Уральский музей. - 2007. - Декабрь // http://uole-museum.ru/ index.php?option=com_content&task=category&id=23&Itemid=24
(19) Скробов С. Посланцы из Долины фараонов (коллекция египетских памятников в собрании СОКМ) // Уральский музей. - 2007. - Декабрь // http://uole-museum.ru/ index.php?option=com_content&task=category&id=23&Itemid=24
(20) Гилева И. Лавка древностей // Рубрика «Капиталы Прикамья». - 2006. - 5 апреля. -№ 58 (561) // http://www.kapital.perm.ru/number/details/1399
(21) Там же.
(22) Стабровский А.С. Из истории собрания древностей Художественного фонда Музея истории Пермского Университета // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. - М., 1994. - С. 47-55.
(23) Редкие экспонаты. Маска Фараона. Пермская афиша. 21 ноября 2011 // http://afisha. prm.ru/news/re_1_11
(24) См.: Богословский Е.С. Памятники и документы из Дейрэль-Медины, хранящиеся в музеях СССР // ВДИ. - 1973. - № 2. - С. 70-99.
(25) Описание этой стелы см.: Богословский Е.С. Памятники и документы из Дейрэль-Медины, хранящиеся в музеях СССР. - Вып. II // ВДИ. - 1972. - № 2. - С. 62-80.
(26) Солкин В.В. Саркофаг Несипахерентахата. Отто Фридрих фон Рихтер и египетское собрание Воронежского музея // Мир музея. - 2007. - Февраль. - № 2 (234). -С. 22-28.
(27) Солнцева Г. Мумии и саркофаги: мифы и реальность // http://liga-ivanovo.narod.ru/ zima02-5.htm
(28) Латышева Л.П. К истории египетской коллекции Одесского археологического музея // Краткие сообщения о полевых археологических исследованиях Одесского государственного музея 1961 года. - Одесса, 1963. - С. 123-129.
(29) См.: http://www.archaeology.odessa.ua/russian/egypt.html
(30) См.: Богословский Е.С. Памятники и документы из Дейрэль-Медины, хранящиеся в музеях СССР // ВДИ. - 1972. - № 3. - С. 64-71; Артемий Рафалович. Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты. - СПб, 1850.
(31) Тураев Б.А. Описание египетского отдела музея имп. Одесского общества истории и древностей // Записки Одесского общества истории и древностей. ХХХ. - Одесса, 1912. - С. 72-90.
(32) Доконт Н.Г. Древнеегипетские памятники в Одесском государственном археоло-
гическом музее // ВДИ. - 1965. - № 2. - С. 206-212.
(33) Иванов С. В. Одесский археологический музей Национальной академии наук Украины // http://www.cesras.ru/ru/history/117-odessa-muzej
(34) См.: Ходжаш С.И., Этингоф О. Е. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки. - М., 1991.
(35) Иркутский художественный музей // http://www.museum.irk.ru/colru.htm
(36) См.: Национальный музей республики Татарстан // http://www.museum.ru/M1299
FORMATION OF COLLECTIONS OF ANCIENT EGYPTIAN MONUMENTS IN RUSSIAN MUSEUMS IN THE EARLY XX CENTURY
N. Lebedeva
Russian History Chair Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya Str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article describes the history of the formation of the Egyptian collections in non-core Russian museums in the late XIX - early XX century. At this time, the owners of private collections began to sell and donate to various museums monuments of ancient Egyptian art. Initially, this phenomenon was due to their patriotism and desire to «serve the motherland», but at the beginning of XX century, it has become more necessary measure, since begun forced nationalization of works of art that were in private hands. In any case, such a fact contributed to the expansion of domestic resource base of Egyptology and has enabled many of them to enter into scholarly.
Key words: collecting, the revolution of 1917, Non-core museums, ancient Egyptian monuments, collectors.