TASVIRIY SAN'ATNI O'QITISHDA
HAMKORLIKDAGI TEXNOLOGIYALA FOYDALANISH ASOSLARI
Sulaymonova M.B. Buxoro davlat universiteti, tasviriy va amaliy san'at
kafedrasi o'qituvchisi, Murodova M.Sh. Amaliy san'at fakulteti talabasi (xalq dekorativ san'ati va restavratsiyasi)
Annotatsiya. Tadqiqot davomida olingan eng yangi ilmiy ma'lumotlarga asoslangan maqolada badiiy grafika fanini o'qitishda kooperativ texnologiyalardan foydalanish asoslari tahlil qilinadi. Maqola uchta blokga bo'lingan: brend asoslari, jarayon asoslari va amaliy tadqiqotlar.
Kalit so'zlar: Ma'lumot, madaniyat, bo'yoqlar, kompyuter, dizayner, rasm, filmlar, videolar, reklama plakatlari.
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Сулайманова М. Б. Бухарский государственный университет, преподаватель кафедры изобразительного и прикладного искусстваm, Муродова М.Ш. студент факультета прикладного искусства (народное декоративное искусство и реставрация)
Аннотация. В статье на основе новейших научных данных, полученных в ходе исследований, анализируются основы использования кооперативных технологий при обучении предмету художественной графики. Статья разделена на три блока: основы бренда, основы процессов и тематические исследования.
Ключевые слова: Информация, культура, краски, компьютер, дизайнер, картина, диафильмы, видео, рекламные плакаты.
FUNDAMENTALS OF USING COLLABORATIVE TECHNOLOGIES
IN TEACHING THE VISUAL ARTS Sulaimanova M. B. Department of Fine and Applied Arts, Murodova M.S.
Student of the BukhSU Faculty of Applied Arts (folk decorative art and
restoration)
Annotation. In the following article the basics of using cooperation technologies on teaching the subject art graphics are analysed based on the recent scientific data obtained in the course of researches. The article is split into three units: brand fundamentals, process basics and case studies
Keywords: Information, culture, paints, computer, designer, picture, filmstrips, video, advertising posters.
Даже после появления письменности на протяжении многих столетий изобразительные изображения органично дополняли словесные описания, придавая им выразительность, зримую конкретность. Конечно, изобразительные вставки в древних рукописях и летописях не были иллюстрациями в современном понимании этого слова, скорее, они выступали как самостоятельные визуальные образы, которые могли не дополнять, а передавать информацию через изображение.
Искусство иллюстрации относительно молодо, нельзя сказать, что его становление совпадает с периодом становления книгопечатания, его становление относится к периоду, когда художники осознали, что изобразительное изображение не должно служить самостоятельным средством передачи информации, а как дополнение к словесному образу, случившемуся примерно в 18 веке
В наше время становится актуальным вопрос художественного образования, где большое внимание уделяется развитию цветовой культуры учащихся, умению использовать цвет для формирования художественного образа.
Методы.
Компьютерная графика-относительно новая дисциплина, сочетающая в себе технологию и эстетику изображения, живописи с возможностями компьютера. При рисовании на холсте учащимся сложно смешать краски для получения нужного цвета, для этого требуется многолетний опыт. В графическом редакторе можно обойти эту проблему, так как выбор нужного цвета - дело нескольких секунд.
Кроме того, выбор подходящего инструмента происходит практически мгновенно. Графические редакторы позволяют рисовать инструментами, которыми пользуются художники. Рисование на компьютере с помощью различных графических редакторов способствует эстетическому воспитанию и новому усвоению действительности, формирует цветовые навыки, раскрывает и развивает творческие способности учащихся.
Главная часть
Работа американской писательницы, дизайнера Айсмен Литерс «Цвет Дао» (2008) [1]. В этой книге представлена информация о цветах и цветовых сочетаниях. Книга читается очень легко, написана простым языком. Кроме того, она иллюстрирована яркими цветными фотографиями и таблицами,
показывающими лучшие сочетания цветов, пробуждающими интерес к красоте и гармонии.
Работа преподавателя изобразительного искусства, художника Г.В. Беда «Основы визуальной грамотности». Картина. Рисование. Композиция» (1981) [2]. В книге раскрыты важнейшие методологические и теоретические вопросы визуальной грамотности. Публикация посвящена особенностям рисования с натуры, изобразительной грамотности. Может быть полезно учителям рисования, учащимся детских художественных школ, изостудий как теоретическое и практическое пособие.
Работа швейцарского художника Йоханнеса Иттена «Искусство цвета» (2015). [3] Книга написана на основе изучения цвета в произведениях искусства, в природе. Художник анализирует закономерности цветового решения, цветовые контрасты, цветовую гармонию. Издание полезно для чтения художникам, дизайнерам и архитекторам.
Учебное пособие Е.В. Васильева, О.Г. Курмышева «Жизнь в цвете» (2011) [4, 233. В пособии изложены теоретические основы природы цвета и развитие учения о нем. Предлагается познакомиться с цветовой символикой, с психофизическим влиянием цвета на человека, цветовыми системами.
В теоретической части приведены таблицы, иллюстрации, в практической части примеры выполнения учащимися творческих заданий.
Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум навыков, знаний в области изобразительного искусства, по предметным областям, имеющим обязательную и факультативную часть, состоящую из учебных предметов: Обязательная часть обучения:
Художественное творчество:
1. Живопись;
2.Изображение;
3.Станковая композиция.
История искусства:
1. Беседы об искусстве;
2. История изобразительного искусства.
Пленэрные занятия: Пленэр.
Вариативная часть: Компьютерная графика.
В разделе «Сведения об образовательной организации» представлена основная информация о школе: документы, образовательные стандарты, сведения о технической оснащенности учреждения. В разделе «О школе» подробно описана история Михайловской детской художественной школы.
В разделе «Родители» представлена подробная информация об образовательных программах школы, помогающая определиться с выбором программы для вашего ребенка. В разделе «Полезные ссылки» представлены интересные художественные сайты, которые могут
заинтересовать детей и их родителей. книги сайта, вы можете оставлять комментарии о деятельности школы. На сайте также предусмотрена версия для слабовидящих.
Эта версия позволяет менять размер шрифта, отключать изображения, менять фон.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической Литература по проблеме исследования в различных научных областях: психология, педагогика, эстетика, искусствоведение, цветоведение, теория и методика преподавания изобразительного искусства и живописи; методы сравнительного анализа
Собран, изучен и проанализирован материал по теме исследования, который был использован при разработке и проведении занятий по дисциплине «Компьютерная графика».
Собран, изучен и проанализирован материал по теме исследования, который был использован при разработке и проведении занятий по дисциплине «Компьютерная графика».
«Использование новых информационных технологий в образовании улучшает результаты запоминания учебного материала». [5, 102] Ученые установили, что запоминание с помощью органов зрения более эффективно, чем с помощью органов слуха, а при одновременном слуховом и зрительном восприятии запоминание информации происходит еще эффективнее
Это доказывает важность использования технических средств, которые, как наглядное средство обучения, способны воздействовать на различные органы чувств.
Для создания условий для эффективного обучения необходимо использовать технические средства обучения.
Необходимость в этих инструментах обусловлена значительным описывать репродукцию художника или демонстрировать технологический процесс только с помощью речи преподавателя. «ТШО позволяет выйти за рамки классной комнаты; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любую ситуацию.
В состав ТШО входят устройства и приспособления, предназначенные для повышения эффективности и качества образования:
- визуальный диафильмы, диапозитивы и оборудование для диапроекции;
-аудиовизуальные - видеозаписи, фильмы, телепрограммы, кино-, видео- и телеаппаратура;
- симуляторы манипуляций;
- автоматика - компьютерное оборудование и материалы
Отличительной особенностью этих устройств является
преобразование учебного материала в форму, удобную для восприятия.
Являясь носителем высокой степени наглядности, средства обучения позволяют организовать передачу информации на общепонятном для учащихся уровне.
Функционал - способность оборудования обеспечивать необходимые режимы работы (качество и громкость звука; универсальность устройства). Педагогическая - соответствие возможностей технических средств тем формам и методам образовательного процесса, которые соответствуют современным требованиям. Эргономичность - комфорт и безопасность использования устройств; наименьшее количество операций при подготовке и эксплуатации устройства.
Эстетическая пропорциональность формы; единство композиции, подачи.
Экономичность - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности использования технических средств. Технические средства обучения должны использоваться в сочетании с традиционными средствами обучения (учебниками, приборами, моделями). «Кроме того, ТСО не может вытеснять из учебного процесса непосредственные наблюдения изучаемых явлений в природе или реальной жизни».
Обучение компьютерной графике способствует творческому самовыражению, расширяет возможности творческих проектов учащихся. Дополнительные возможности для развития творческих способностей появляются в процессе реализации проектов и творческих задач.
Огромное количество программных продуктов предназначено для работы с компьютерной графикой. Программы: «Corel Draw», «3D max», «AutoCAD», «Flash», «Expression» используют векторную графику. А такие программы, как «Фотошоп», «Премьера» используют растровую графику. Среди них сложно выделить лучшие или худшие, тем более что зачастую приложения очень хорошо дополняют друг друга.
Изображение в векторной графике представляется в виде графической матрицы, состоящей из пикселей фиксированного размера. Каждому пикселю графической матрицы растрового изображения присвоен атрибут цвета. Набор разноцветных пикселей растровой матрицы формирует изображение. При выводе на матричные устройства отображения (мониторы) векторная графика преобразуется в растровую.
«Мне хотелось бы знать только одно: что такое цвет?» — думал Пабло Пикассо. На этот вопрос с древних времен пытались ответить философы, алхимики, писатели, психологи, художники. Гете писал: «Цвет есть действие света, действие и страдание... Вся природа открывается зрению через свет».
Платон считал: «Цвет — это пламя, струящееся из каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соизмеримых со способностью нашего зрения чувствовать». [6, 31].
Дисциплина «Живопись» направлена на развитие у учащихся восприятия цветовой гармонии, основой которого является рисование с натуры красками.
Уроки живописи помогают ученикам художественной школы развивать художественный вкус. —Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Цвет остается важнейшим средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке».
Колористические навыки приобретаются в процессе обучения практической деятельности. Поскольку живописные отношения можно увидеть только рассматривая состояние, направление освещения, анализируя пространственное положение, форму, объем предметов, сравнивая цвет и пространственные отношения. В процессе такого восприятия обостряется цветовое зрение, формируется живописное видение. Колористическое видение - это художественное видение.
Оно может возникнуть только в творческом сознании художника, работающего над творением. Колористическое видение определяется идеей и служит ее выражению.
Полученные результаты
Развитие колористического зрения у учащихся будет более эффективным при соблюдении определенных условий:
-разработала методическую систему формирования цветового зрения учащихся; - если разработан комплекс задач и упражнений, направленный на формирование колористического видения учащихся детской художественной школы;
-если информация предоставлена с учетом новых разработок в области цветоведения;
если для создания благоприятной атмосферы на занятиях живописью используются нетрадиционные технологии;
- если работа каждого ученика проверяется по разработанным критериям оценки с учетом психологических и возрастных особенностей каждого ребенка.
Взрослея, у ребенка очень часто эта способность угасает и бесследно исчезает. Если ученика не обучать изобразительной грамоте основам цветоведения, то в дальнейшем он начинает понимать, что его рисунок совершенно неправдоподобен. Наступает разочарование в своих способностях, пропадает интерес к рисованию. При изображении пейзажа, сцен человеческой жизни рисунок должен быть убедительным и похожим на оригинал.
В изобразительном искусстве важным выразительным средством является цвет, с которым учащиеся знакомятся на уроках живописи, согласно основам цветоведения, используя цвет для передачи образа в своем изображении. Занятия живописью позволяют учащимся развивать
навыки работы с цветом. , умение использовать цвета как средство выразительности в изобразительном творчестве. Наиболее значимым достижением образовательного процесса для учащихся является уровень сформированности их цветового зрения.
Заключение
В атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, овладения богатством мировой художественной культуры можно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеет использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствует восстановлению и обогащению его духовности.
Литература
1. Aysmen Litres «Dao color». Exmo, January 1, 2008
2. Zakatova, I.N. Modernization of the system of the additional professional education specialization of of social sphere / I.N. Zakatova: dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. - М, 2003. - 421 с.
3. Alina Wheeler. Designing Brand Identity. 2017. Wiley, P. - 126.
4. Michael Johnson. Branding: In Five and a Half Steps, Thames and Hudson, 2016.
5. Jens Muller. Logo Modernism. Taschen GmbH, P.- 186.
6. Adrian Shaughnessy. How to be a Graphic Designer Without Losing Your Soul. Laurence King Publishing. 2010. P.- 336. International journal of special education vol.37, no.3, 2022 - 16580 -
7. Сулаймонова, М. Б., Азимов, Б. Б., Азимова, М. Б., & Тухсанова, В. Р. (2021). Достижение эстетической и нравственной зрелости обучающихся изобразительному искусству. European science, (3 (59), 53-56.
8. Boltaevna, Sulaimonova Mukhiba. "Improving the quality of spiritual and educational work." Euro-Asia Conferences. Vol. 1. No. 1. 2021.
9. Мусинова А. С., Хамраева Н. А. Миллий Кандакорлик Санъатининг Шаклланиши Ва Хусусиятлари //Баркарорлик ва Етакчи Тадкикотлар онлайн илмий журнали. - 2021. - Т. 1. - №. 5. - С. 367-371.
10. Шомуродов О. Н. и др. Методология использования цветов и краски при обработке изображений //Наука и образование сегодня. - 2021. - №. 5 (64). - С. 80-82.
11. Хакимова, Г. А., & Кадирова, Н. А. (2021). Наскальная живопись в происхождении изобразительного искусства. Наука и образование сегодня, (5 (64)), 78-80.
12. Азимов, Б. Б., Азимова, М. Б., Тухсанова, В. Р., & Сулаймонова, М. Б. (2021). Педагогические, психологические и методические основы проведения бесед об искусстве. European science, (2 (58)), 38-40.