Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЦВЕТА У РЕБЕНКА'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЦВЕТА У РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ЦВЕТ / КУЛЬТУРА ЦВЕТА / НАТЮРМОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко И. Ю.

В статье говориться о художественной культуре цвета, как о составляющей общечеловеческой культуры. Раскрывается понятие художественная культура цвета как коммуникативно-значимое явление позволяющее осуществить взаимосвязь между познанием и восприятием. Освоение коммуникативных качеств цвета как бы подготавливает ребенка к познанию закономерностей, качеств и его свойств. На основе этого у ребенка формируется способность видеть и идентифицировать цвет, складывается художественная культура цвета, проявляющая в том комплексе физиологических, психологических социальных факторов которые и влияют на процесс становления культуры цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЦВЕТА У РЕБЕНКА»

истории и культуре России, о людях разных национальностей, которые объединены в российский народ, знания о национальных традициях и праздниках, об их историческом и культурном значении я, как преподаватель спец.дисциплин формирую у студентов навыки:

• иметь свой собственный взгляд на мир,

• обладать толерантным сознанием, уметь вести диалог, основанный на взаимопонимании и сотрудничестве,

• быть социально ответственным,

• жить в мире и согласии,

• противостоять любыми формами экстремизма и ксенофобии.

© Арутюнова И.В., 2021

УДК 377.5

Величко И.Ю.

магистрант ТГУ, г. Тольятти, РФ Научный руководитель: Виноградова Н.В.

к. п. н., доцент ТГУ г. Тольятти, РФ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЦВЕТА У РЕБЕНКА

Аннотация

В статье говориться о художественной культуре цвета, как о составляющей общечеловеческой культуры. Раскрывается понятие художественная культура цвета как коммуникативно-значимое явление позволяющее осуществить взаимосвязь между познанием и восприятием. Освоение коммуникативных качеств цвета как бы подготавливает ребенка к познанию закономерностей, качеств и его свойств. На основе этого у ребенка формируется способность видеть и идентифицировать цвет, складывается художественная культура цвета, проявляющая в том комплексе физиологических, психологических социальных факторов которые и влияют на процесс становления культуры цвета.

Ключевые слова:

художественная культура, искусство, живопись, цвет, культура цвета, натюрморт.

Abstract

The article talks about the artistic culture of color, as a component of universal culture. The concept of the artistic culture of color is revealed as a communicatively significant phenomenon that allows the relationship between cognition and perception to be realized. Mastering the communicative qualities of color, as it were, prepares the child for the knowledge of patterns, qualities and its properties. On the basis of this, the child's ability to see and identify the color is formed, an artistic culture of color is developed that manifests itself in that complex of physiological, psychological social factors that influence the process of formation of the color culture.

Keywords:

art culture, art, painting, color, color culture, still life.

Культура в широком смысле этого слова - это процесс воспитания, созидания, совокупность результатов деятельности человека, в единстве знаний, умений и навыков его жизнедеятельности. Человек является творцом культуры, которая охватывает различные его стороны жизни. Культура характеризует внутренний и внешний мир человека.

Одной из важных составляющих частей культуры является художественная культура. Основой художественной культуры, ее образующей структурой является изобразительная деятельность, благодаря которому человек в художественных образах отражает свои чувства, ощущения, свое видение этого мира. Искусство всегда и во все времена было могущественной духовной силой, средством осмысления окружающей жизни и средством воспитания человеческой души и, в конечном счете, формирования целостной и гармоничной личности, творчески активного гражданина общества.

Педагогическая цель искусства - эстетическое воспитание личности, формирование культуры цвета, как средство способствующее развитию мышления и образному восприятию [1]. В этом отношении формирование культуры цвета у учащихся становится важной педагогической задачей, что связанно с многообразием существующей визуальной информации, как говорят психологи способной вызвать скорее дискомфорт и визуальное перенасыщение.

Так живопись, с ее многоцветным, художественным изображением окружающего мира становится главным средством необходимым для создания образа. Для цветового построения картины, очень важно владеть знаниями, умениями и навыками, как изобразительными, так и технологическими. Уметь видеть цвет и на языке цвета показать свое мировосприятие, отразить чувства и эмоции. Живое смешение красок, их богатство и взаимовлияние, контрастность и нюансность создают особую атмосферу произведению, заставляют зрителя проникнуться чувствами, понять основную мысль автора. Это многообразие цвета соединённое в единый, целостный и выразительный образ говорит не только о мастерстве автора, сколько демонстрирует о его цветовой культуре, которая раскрывается как способность художника, художественными средствами создать образ, передающий идею, чувства, настроение, на волнующий его вопрос. Но, вот какие средства художественной выразительности он избрал и есть художественная культура. Образ будет выразителен, если он имеет под собой знание изобразительных законов, силу их воздействия в передаче задуманного. Здесь, во многом существенную роль играют различные аспекты цвета, его конструктивность, ассоциативность, символичность [2]. Понимание этих законов обеспечивает не только культуру изображения, но и культуру восприятия [4].

Таким образом, культура цвета зарождается именно в чувствах, в эмоциях. Значит, формирование культуры цвета лежит именно в условиях, при которых ребенок сможет освоить цвет, его свойства и качество. Только тогда он начнет видеть его особую и глубокую идею, духовную, нравственную, эмоциональную, эстетическую, когда он научиться высказываться языком цвета, делиться своими чувствами, тогда это позволит сформировать в нем культуру цвета, культуру создания гармоничного и целостного образа.

Художественное образование способствует тому, что в процессе освоения окружающего мира, изучения культуры общества, в том числе и цветовой, изобразительной культуры, ребенок овладевает определёнными эталонами, системами изображения, учиться видеть цветовое многообразие мира. Развитию этих качеств способствует наблюдение за природными цветовыми явлениями, изучение художественного мирового наследия, академического и современного искусства. Цвет становится мощным средством самовыражения, овладения знаниями обеспечивающие формирование культуры чувств [6].

Поэтому множества научных трудов посвящены сенсорному развитию ребенка. Для того, чтобы с помощью цвета уметь изображать красоту окружающего мира, передавать чувства, настроения, форму и пространство необходимо изучить основы цветоведения, цветовые гармонии, то есть как с помощью краски создавать цветовые отношения, а это значить «мыслить цветом» [6].

Количество знаний и представлений о цвете, содержащие информацию о ценностном, эстетическом, чувственном и психофизиологическом его воздействии, накопленные человечеством в процессе развития общества, говорит о важности способности ребенка узнавать цвет, классифицировать его в соответствии с закономерностями природы, ассоциациями и эмоциями. Такая Развитость цветовой культуры формируется конкретной системой цветовых традиций и является частью всей духовной и материальной

культуры народа, нации, социальной группы или отдельного человека» [9, с. 59].

На формирование цветовой культуры влияют многие условия, которые можно разделить на географические, психологические, социальные и историко-культурные. К объектам цветовой культуры относятся те признаки цвета, которые в его предметной классификации олицетворяют философию и символику, характеризуют колористические предпочтения людей, что является подлинной движущей силой культуры [3].

Таким образом, «цветовая образованность» ребенка зависит от развития в определенный исторический период общего показателя культуры народа, страны, цивилизации, поскольку из этого складываются традиции, символика, цветовые предпочтения. Так, способность человеческого зрения различать цветовое разнообразие вырабатывалась одновременно с изменениями мировоззрений об окружающей природе, развитием философии, науки, химии, физики, оптики, психологии и педагогики. В научных исследованиях не раз исследуется феномен цвета и его влияние на развитие внимания, памяти, мышления. «Современные люди видят, воспринимают больше оттенков цвета, чем жившие много веков назад люди. Колористическая чувствительность глаза и в будущем будет развиваться» [5].

Наука, изучающая цвет возникла в глубокой древности. Ещё в IV в. до н. э. в Древней Греции учёный Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в своём «Трактате о живописи» даёт такие сведения о цвете, которые имеют большое значение в практике и методики преподавания живописи [11, с.18]. Известный физик И. Ньютон одним из первых учёных систематизировал многообразие наблюдаемых в природе цветов, заложил физическое учение о цвете [8, с. 270].

Исследованием природы цвета и особенностей цветового восприятия разработкой систем классификации цвета занимались Р. Арнхейм, И.В. Гете, И. Иттен, А.Г. Менселл, И. Ньютон, В. Оствальд и другие. Теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, педагогов, художников связанные с проблемами развития колористической, цветовой культуры и отражены в трудах Е.А. Кибрика, Н.Н. Волкова, Г.М. Логвиненко, А.С. Зайцева, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Н.К. Шабанова, С.Е. Игнатьева, Н.Н. Ростовцева, Г.И. Панксёнова. В диссертационных исследованиях и научных статьях Н.В. Виноградовой, Н.М. Стариковой, Д.М. Оверчук, Ю.П. Шашкова, Н.В. Блохиной, Т.Л. Журиковой. В них доказывается, что «цветовая образованность, формируется тогда, когда ребенок осваивает творческий опыт предыдущих поколений.

Активному развитию творческих способностей обучающихся способствует органическое единство теории и практики, помогающие маленькому художнику правильно понять строение форм природы и явлений действительности, с тем чтобы овладеть методом реалистичного искусства. Чем больше у юного художника знаний, тем совершеннее его оценки действительности, чем богаче уровень технического мастерства, тем выразительнее и ярче продукт его творческой деятельности [7, с.26].

Это прекрасно понимали художники Древней Греции, эпохи Возрождения и европейских академий XVII-XIX вв. об этом пишут и современные педагоги, учёные и художники [10; с. 27].

Обучение ребенка искусству живописи начинается с постановки зрительного восприятия, выработки колористического видения и умения передавать многообразие форм и красок окружающего мира. В результате обучения тренируется глаз, восприятие изменяется, становится более разносторонним, точным, цельным [6].

Вот поэтому главной задачей учебного предмета «Живопись» является развитие художественной культуры цвета, заключающейся в изучение его свойств и правил использования, получения знаний основ цветоведения и колористики. А также овладение техническими приемами акварельной и гуашевой живописи, умения передавать цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии.

В художественной школе наряду с упражнениями по основам цветоведения важным видом длительного учебного задания по живописи является - натюрморт, который является удобным средством для создания всевозможных цветовых комбинаций. На примере натюрморта обучающиеся учатся

убедительно изображать видимые предметы, передавая при этом их положение на плоскости и в пространстве. В процессе изображения натуры происходит изучение цветовых систем, постигаются законы цветовой гармонии и пластики формы, происходит овладение техническими приёмами творческого отношения к натуре, развивается чувство цвета. На занятиях обучающиеся приобретают знания о законах и принципах световоздушной перспективы. Происходит процесс овладения навыками и принципами последовательного изображения «от общего - к частному, а затем от частного - к обобщению целого». Проявление цветовой культуры в рисунке ребенка состоит в достижении цветовой гармонии, то есть в приведение к единству всех деталей, в подчинение всех элементов поставленной творческой задаче, например создания образа на тему. Художественная культура цвета ребенка, есть его образное, художественное восприятие, в котором, и через которое он выражает систему цветовых традиций, цветовой язык, взаимосвязь духовной и материальной общечеловеческой культуры. Таким образом, формирование цветовой культуры является одной из основ становления эстетически грамотного, культурно образованного человека.

Список использованной литературы:

1. Виноградова, Н.В. Художественная природа живописи и основы ее цветовой коммуникации в развитии культуры восприятия у детей // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-priroda-zhivopisi-i-osnovy-ee-tsvetovoy-kommunikatsii-v-razvitii-kultury-vospriyatiya-u-detey (дата обращения: 15.04.2020).

2. Виноградова, Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи : на примере выполнения натюрморта : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Виноградова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. унт]. - Москва, 2009. - 17 с.

3. Ковалёв, Ф.В. Золотое сечение в живописи [Текст]: Учебное пособие/ Ф.В. Ковалёв. - К.: Выща.шк. Головное изд-во, 1989. - 143 с., 90 ил., табл. - Библлиогр.: 77 назв. ISBN 5-11-001336-5

4. Колористическая культура [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.arhplan.ru/buildings/objects/color-culture - дата обращения: 08.12.2019.

5. Катханова, Ю.Ф., Дун Юэ. Критерии гармоничного цветового восприятия // Преподаватель XXI век. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kriterii-garmonichnogo-tsvetovogo-vospriyatiya (дата обращения: 15.04.2020).

6. Клетнова, В.А. Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи // Символ науки. 2016. №4-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-dlya-otsenki-sformirovannosti-zhivopisnogo-vospriyatiya-u-uchaschihsya-dhsh-i-dshi-na-urokah-zhivopisi (дата обращения: 15.04.2020).

7. Кошеренкова, О.В. Символика цвета в культуре // Аналитика культурологии. 2015. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-tsveta-v-kulture (дата обращения: 15.04.2020).

8. Лойко, Г. В. Школа изобразительного искусства [Текст]/ Г. В. Лойко, В. М. Жабцев. - Мн.: ООО «Харвест», 2004. - 320 с.: ил.

9. Рац, А.П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне [Текст]: курс лекций / А.П. Рац. - М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва: МГСУ, 2014. - 128 с. ISBN 978-5-7264-0832-3

10. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст]: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.: ил.

11. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство [Текст]: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи / Н. М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.

© Величко И.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.