Научная статья на тему 'ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ'

ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
729
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / СНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Анализируется и комментируется вопрос предоставления декларантам товаров тарифных преференций на условиях режима свободной торговли между странами СНГ - участницами Договора о зоне свободной торговли и Соглашения «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств». Освещаются фрагменты истории создания и развития СНГ, современный характер отношений его участников, стратегия и перспективы развития Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARIFF-PREFERENTIAL FREE TRADE REGIME OF THE CIS COUNTRIES: CHARACTERISTICS, HISTORY OF ESTABLISHMENT, MODERN NATURE OF RELATIONS AND DEVELOPMENT STRATEGY

The article analyzes the issue of granting tariff preferences to declarants of goods on the terms of the free trade regime between the CIS countries - participants of the Free Trade Zone Treaty and the Agreement “On the Rules for determining the country of origin of goods in the Common-wealth of Independent States”. Fragments of the history of the creation and development of the CIS, the modern nature of the relations of its participants, the strategy and prospects for the development of the Commonwealth are high-lighted.

Текст научной работы на тему «ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ»

УДК 339.543+338.5

DOI 10.24866/1815-0683/2021-3/79-98

В. В. ВИТЮК*

Тарифно-преференциальный режим свободной торговли стран СНГ: характеристика, история становления, современный характер отношений и стратегия развития

Анализируется и комментируется вопрос предоставления декларантам товаров тарифных преференций на условиях режима свободной торговли между странами СНГ - участницами Договора о зоне свободной торговли и Соглашения «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств». Освещаются фрагменты истории создания и развития СНГ, современный характер отношений его участников, стратегия и перспективы развития Содружества.

Ключевые слова: свободная торговля, таможенное регулирование, тарифно-преференциальный режим, СНГ.

ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело». VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs.

V.V. VITYUK

Tariff-preferential Free Trade Regime of the CIS Countries: Characteristics, History of Establishment, Modern Nature of Relations and Development Strategy

The article analyzes the issue of granting tariff preferences to declarants of goods on the terms of the free trade regime between the CIS countries - participants of the Free Trade Zone Treaty and the Agreement "On the Rules for determining the country of origin of goods in the Commonwealth of Independent States". Fragments of the history of the creation and development of the CIS, the modern nature of the relations of its participants, the strategy and prospects for the development of the Commonwealth are highlighted.

Keywords: free trade, customs regulation, tariff-preferential regime, CIS.

' Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191.

Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, Russian Federation, 630049.

Содружество независимых государств (СНГ) - региональная межгосударственная организация экономической интеграции части бывших союзных республик Союза ССР, образовавшаяся на постсоветском пространстве после распада СССР, а именно в рамках государственно-территориальных границ новообразованных независимых государств.

Процесс создания СНГ начался одновременно с ликвидацией СССР как государственно-федеративного образования и правовым самоопределением в качестве самостоятельных государств всех союзных республик -субъектов федерации (СССР). Де-юре движение указанному процессу было задано инициативным российско-белорусско-украинским Соглашением «О создании Содружества Независимых Государств» (Беловежское соглашение, г. Минск, 08.12.1991), к участию в котором впоследствии на основании Протокола от 21.12.1991 (г. Алма-Ата) примкнули еще восемь постсоветских республик (кроме прибалтийских), Грузия станет новым членом СНГ позднее (1993 г.), а в 2009 г. из него выйдет.

По своей международно-правовой архитектонике СНГ не является государством, не обладает наднациональными полномочиями1, решения его высших органов управления (Советы глав государств и глав правительств) принимаются с общего согласия (консенсус). Дефицит наднациональной правосубъектности СНГ катализировал интеграционные процессы в иных сферах2.

Несмотря на иные реализованные варианты сотрудничества и взаимодействия стран СНГ и форматы объединения их участников (союз государств России и Беларуси, ЕврАзЭС, ЕАЭС, таможенные союзы в рамках союзного государства и ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство и др.), «...все эти организации не заменили собой СНГ. Они, организационно отталкиваясь от нормативно-правовой базы Содружества, позволяли странам-участницам создавать более продвинутые интеграционные институты» [6, с. 56].

В то же время, реализуя правовой потенциал Устава СНГ в сфере формирования и развития общего экономического пространства

1 Устав Содружества Независимых Государств (г. Минск, 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров. 1994. № 1. Ст. 1.

2 Так, к примеру, в военно-политической сфере сотрудничество стран СНГ организовано в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ, 1992 г.), преобразованного в 2002 г. в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), состав членов которой практически постоянен: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и постоянно мигрирующий в ОДКБ (ДКБ) и из него Узбекистан. В геополитическом аспекте взаимодействие стран СНГ осуществляется в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС, 2001 г.), членами которой являются Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Мировой аспект в геополитику ШОС добавляет членство Китая, а с 2017 г. Индии и Пакистана [6, с. 59-60].

и евразийского рынка (ст. 4), в рамках СНГ инициируется и заключается Договор о создании Экономического союза (24.09.1993). Именно им была заложена «идея создания зоны свободной торговли в СНГ», которая и «становилась первой ступенью создания единого экономического пространства на постсоветском пространстве» [1, с. 38]. Но если быть точным, то Договором была заложена не только идея, но и правовая основа создания зоны свободной торговли (ЗСТ), поскольку в ст. 4 акцентировано, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, с осуществлением экономических реформ посредством организации на первоначальной стадии ассоциации свободной торговли. В ст. 5 Договора уточнены направления организации названной ассоциации.

Уже 15.04.1994 заключается Соглашение «О создании зоны свободной торговли»3, которое подписали все государства СНГ. Однако по ряду причин связанных, к примеру, с недостижением договоренностей по товарам изъятия из режима свободной торговли, снятию нетарифных барьеров, снижению и отмене таможенных пошлин, оно не было единогласно ратифицировано участниками (РФ и Туркменистан его не ратифицировали) и юридически не действовало на всем пространстве СНГ, а ЗСТ в полном формате не функционировала. При этом закреплялось, что ЗСТ формируется на основе соответствующих двусторонних соглашений о свободной торговле и протоколов об изъятиях из этого режима (п. 3 ст. 3). Тем самым была придана легитимность двустороннему характеру либерализации торговли на уровне локальных ЗСТ. Внесенными в Соглашение изменениями (Протокол от 02.04.1999) вводились иные условия режима функционирования ЗСТ: вместо двусторонних режимов - многосторонний, унифицированный для всех стран - участниц Соглашения.

Поскольку функционирование режима ЗСТ без применения тарифных преференций, основанных на происхождении товаров, невозможно, то 30.11.2000 решением Совета глав правительств СНГ были утверждены новые Правила определения страны происхождения товаров4, которые не изменили ситуацию сложившегося двустороннего фрагментарного регулирования торговых отношений стран СНГ. В источниках отмечается, что «из 900 решений, документов и соглашений, принятых за 10-летний период существования СНГ, реально применялось на практике не более 130.» [10, с. 30]. Российская Федерация соблюдала преференциальные

3 О создании зоны свободной торговли: соглашение от 15.04.1994 // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. № 1.

4 Правила определения страны происхождения товаров: решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 // Российская газета. 2001. 16 янв. № 12.

условия во взаимной торговле товарами с каждым из государств Содружества на основе двусторонних соглашений и с учетом положений Соглашения от 15.04.1994 [8, с. 43].

Пассивная позиция стран СНГ в деле формирования ЗСТ, а также более активное продвижение проектов создания таможенных союзов (особенно в рамках ЕврАзЭС), Единого экономического пространства в составе одних и тех же стран СНГ - России, Беларуси, Казахстана - послужило началу переговорного процесса по разработке новых преференциальных условий свободной торговли стран СНГ, в результате чего 20.11.2009 было заключено Соглашение «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств»5, а 18.10.2011 - Договор о зоне свободной торговли государств - участников СНГ6, завершившие переход к формату многосторонних отношений в рамках ЗСТ, с отменой «44 двусторонних соглашений и протоколов о свободной торговле товарами государств - участников СНГ. Но в 2012 г. еще действовало порядка 110 двусторонних соглашений о взаимной торговле между странами СНГ» [8, с. 45]. Договор и Правила действуют в СНГ до настоящего времени.

Оформляя отношения свободной торговли, страны Содружества отразили целеполагания создания данной интеграционной модели сотрудничества (ЗСТ), закрепив в преамбуле Договора следующее:

а) надлежащее и эффективное функционирование ЗСТ;

б) формирование условий для свободного движения товаров;

в) интеграция в мировую экономику и торговую систему;

г) постоянное повышение уровня жизни населения своих стран;

д) признание общепринятых норм международного права и ориентация на нормы соглашений ВТО (в частности, ГАТТ).

Договор не предполагает иных форм сотрудничества стран СНГ помимо торговли товарами между сторонами (взаимной торговли), что также отражено в преамбуле, предусматривая для ее надлежащего характера следующие условия.

Условия режима свободной торговли стран СНГ в рамках ЗСТ, созданной Договором от 18.10.2011:

- неприменение таможенных пошлин и платежей, им эквивалентных, в отношении товаров, экспортируемых другим сторонам Договора,

5 О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств: соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 // СЗ РФ. 2011. № 34. Ст. 4950; Бюллетень международных договоров. 2013. № 1.

6 О зоне свободной торговли государств - участников СНГ: договор государств - участников СНГ от 18.10.2011 // СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5340; Бюллетень международных договоров. 2013. № 1.

и к импортируемым товарам, происходящим из стран - сторон Договора, исключая так называемые «товары изъятия»7;

- недопущение к товарам, названным в приложении 1: повышения уровня ставок таможенных пошлин; их применения, которое бы вело к росту дискриминации между сторонами и третьими странами; применения механизма изменения ставок пошлин, который бы вел к повышению уровня тарифной защиты; применения в отношении сторон Договора экспортных пошлин в прежних размерах, если их ставки снижены либо отменены для третьих стран; изменения способа, порядка установления и применения сборов (основанных на стоимости оказываемых услуг), если это увеличивает их размер;

- поэтапная отмена существующих количественных ограничений и запретов во взаимной торговле как при экспорте, так и при импорте товаров, а также неустановление и несохранение их в будущем8;

- предоставление друг другу национального режима торговли и оборота товаров9;

- применение для определения страны происхождения товаров (СПТ) из стран - сторон Договора, находящихся в торговом обороте между ними, правил, принятых в СНГ10;

7 Товары изъятия (импортируемые/экспортируемые) были поименованы в приложении 1 к Договору. Изначально в перечень импортируемых товаров, происходящих из стран - сторон Договора, в отношении которых было предусмотрено применение некоторыми странами СНГ в отношении конкретных стран ввозных (импортных) таможенных пошлин, относились следующие виды товаров: сахар белый (почти все страны СНГ, исключая Кыргызстан и Таджикистан), прочие виды сахара и продукция из него производная (Молдова, Украина), сигареты (Армения), водка (Казахстан), спирты (Молдова). В свою очередь список экспортируемых товаров изъятий из тарифно-преференциального режима свободной торговли значительно шире и условия применения по отношению к ним вывозных (экспортных) таможенных пошлин - разнообразнее. Наиболее широкий спектр товаров изъятий был предусмотрен Российской Федерацией, значителен - у Казахстана, а также Украины. Некоторые страны СНГ не предусматривали вообще применения пошлин (Армения) либо их применение к товарам конкретных партнеров по Договору, например, Украине (Молдова, Казахстан, Россия), Армении, Беларуси, Казахстану, Кыргызстану, Молдове, Таджикистану (Украина). Очень часто условием применения пошлин служил: вывоз товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация). Также в качестве условия применения пошлин стороны Договора часто ссылались на применение ими иных многосторонних и/или двухсторонних договоренностей, которыми уже были урегулированы эти вопросы (Казахстан, Кыргызстан, Россия); либо в качестве ответной меры на аналогичные действия других стран (Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан).

8 На первоначальном этапе Кыргызская Республика предусматривала в пределах сроков переходного периода (до 01.01.2015) квотирование и запреты импорта/экспорта отдельных товаров.

9 На первоначальном этапе Республика Казахстан предусматривала в пределах сроков переходного периода (до вступления в силу соответствующих обязательств страны в рамках ВТО) изъятия из указанного режима.

10 Имеются в виду Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, принятые Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009.

- предоставление друг другу правового режима проведения государственных закупок не менее благоприятного, чем для отечественных товаров или товаров других(ой) сторон(ы) и их поставщиков11;

- свобода транзита товаров и транспортных средств через территории своих стран при соблюдении ряда условий12;

- возможность применения специальных защитных мер13, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров с выбором тех из них, которые причинят наименьший ущерб другим сторонам Договора;

- поэтапная отмена государственной помощи предприятиям в виде субсидий, запрещенных законодательством ВТО, непредоставление и несохранение их в будущем14, а также воздержание от предоставления специфических субсидий, предусмотренных правилами ВТО, которые могут вызвать серьезное ущемление интересов других сторон и повлечь негативные последствия по законодательству ВТО15;

- возможность использования во взаимной торговле сторон технических барьеров (мер технического регулирования) в виде применения технических регламентов, стандартов, процедур оценки соответствия, руководствуясь принципами и правилами ВТО16, с одновременным сотрудничеством в области стандартизации, метрологии оценки соответствия, аккредитации, государственного контроля (надзора)17;

11 На первоначальном этапе Республика Казахстан предусматривала в пределах сроков переходного периода (до вступления в силу соответствующих обязательств страны в рамках ВТО) изъятия из указанного режима.

12 Неизменное состояние товара и транспортных средств в период их транзита, предоставление им правового режима не менее благоприятного, чем национальный режим стран транзита и соблюдение законодательства этих стран.

13 Под действие названных мер подпадают такие товары другой стороны Договора, если сторона экспорта ввозимого товара входит в число пяти основных его поставщиков за последние 3 года, при условии, что:

а) объемы импорта товара из этой страны сокращались или росли за последние 3 года в меньших объемах (абсолютных и относительных) в сравнении с импортом из других стран;

б) уровень цен на импортный товар этой страны на внутреннем рынке страны импорта равен или ниже уровня цен конкурирующих или аналогичных товаров национальных производителей.

14 На первоначальном этапе стороны (Республика Казахстан и Российская Федерация) предусматривали в пределах сроков переходного периода (до вступления в силу соответствующих обязательств Республики Казахстан в рамках ВТО или до наступления конкретных дат, к примеру, до 31.12.2020 для РФ и Казахстана) изъятия из указанного режима.

15 Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах.

16 Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле.

17 Сотрудничество в указанной сфере основано на Соглашении стран СНГ о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13.03.1992 в рамках одноименного Межгосударственного совета.

- использование фито- и санитарных мер на основе принципов и правил ВТО18;

- неустановление и несохранение в будущем каких-либо новых ограничений на международные платежи и переводы, связанные с поставками товаров в рамках взаимной торговли сторон;

- возможность установления или сохранения стороной ограничений в целях обеспечения ее платежного баланса, в случаях серьезного нарушения его равновесия и затруднений с внешним финансовым положением, в виде применения ограничений импорта товаров (количественных или стоимостных), платежей и переводов сторон во взаимной торговле товарами;

- возможность применения мер по обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, анализ указанных положений убеждает, что имеет место предусмотренная Договором либерализация внешней (взаимной) торговли стран СНГ на условиях свободной торговли и тарифно-преференциального режима (ТПР) как составной части режима свободной тор-говли19, «. характеризующие правовое содержание торгово-таможенных отношений применительно к ввозимым товарам в зависимости от страны их происхождения.» [4, с. 68].

В то же время безусловным основанием предоставления в СНГ в стране(ах) импорта (ввоза) тарифных преференций товарам, происходящим из других стран СНГ, является соблюдение (выполнение) условий режима свободной торговли (ТПР свободной торговли) в СНГ. Поскольку предоставление тарифных преференций связано с происхождением товара, то в правовом плане в соответствии со ст. 4 Договора о ЗСТ в СНГ указанные вопросы закреплены участниками ЗСТ в Правилах определения СПТ в СНГ, принятых Соглашением от 20.11.200920.

18 Соглашение ВТО о применении санитарных и фитосанитарных мер.

19 Как отмечалось в литературе, законодатели не всегда последовательны в поддержании единообразия при использовании в законодательстве таможенной терминологии; применительно к указанной ситуации для разных вариантов правовых актов законодатели применили следующие термины - режим свободной торговли, тарифный преференциальный режим, преференциальный тарифный режим, следствием реализации которых (в силу их правового содержания) на практике является экономический эффект от применения, который независимо от используемого термина «.сводится к получению (предоставлению) страной(е)-бенефициаром(у) в отношении экспортируемых с ее территории товаров таможенно-тарифных преференций в виде: снижения ставок ввозных таможенных пошлин; освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин [4, с. 69, 70].

20 О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств: соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 // СЗ РФ. 2011. № 34. Ст. 4950.

Как отмечалось, не все товары изначально подпали под действие ТПР свободной торговли: ряд товаров, приведенных в приложении 1 к Договору, составили хотя и небольшой, но все же список товаров изъятий из режима свободной торговли (ТПР свободной торговли), в отношении которых было предусмотрено применение ввозных (импортных) таможенных пошлин21. Максимальные сроки действия ввозных пошлин составляли в отношении отдельных товаров до 01.01.2015 либо иные сроки - по договоренности.

Соответственно, в отношении товаров происхождения из государств - членов СНГ, являющихся участниками Соглашения от 20.11.2009; находящихся в торговом обороте между ними; не подпавших под исключения из режима свободной торговли, применяется ТПР, условиями которого являются следующие (п. 5.1 раздела 5 Правил, см. рисунок).

Рассмотрим и проанализируем содержание вышеназванных условий.

Соответствие товара критериям происхождения, установленным Соглашением (Правилами). Вопрос о критериях происхождения товаров из стран СНГ, являющихся участниками Соглашения от 20.11.2009, как одном из условий предоставления товарам указанных стран ТПР свободной торговли, рассмотрен в ряде работ [2, с. 24-30; 3, с. 30-33] и в суммированном виде сводится к следующему.

Так, в соответствии с п. 2.1 Правил, для стран СНГ - участниц Соглашения от 20.11.2009 страна происхождения товаров - это государство -участник Соглашения от 20.11.2009, на территории которого товар22 был 1) полностью произведен или 2) подвергнут достаточной обработке/переработке [2, с. 25; 3, с. 31].

К первой группе товаров Правила относят поименованные в п. 2.2.

21 Такие товары предусмотрели: Армения (сигареты, в том числе без фильтра) - в отношении всех иных стран СНГ; Беларусь, Российская Федерация (сахар белый) - в отношении Украины; Казахстан (сахар белый, водка) - в отношении Украины; Молдова (сахар тростниковый или свекловичный, химически чистая сахароза, прочие виды сахара, химически чистые лактоза, мальтоза, глюкоза, фруктоза, сиропы сахарные; спирт этиловый неденатурированный концентрацией не менее 80 об.%, этиловый и прочие спирты денатурированные любой концентрации) - в отношении Украины; Кыргызстан и Таджикистан - без применения товаров-изъятий; Украина (сахар белый) - в отношении Беларуси, Казахстана, России, (семена сахарной свеклы, сахар тростниковый или свекловичный, химически чистые сахароза, лактоза, сироп лактозы, другие сахара) - в отношении Молдовы.

22 Товар - любое имущество, как материал, так и продукт, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу (за исключением транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и товаров (абз. 10 раздела 1 Правил)).

Условия предоставления ТПР

Соответствие товара критериям происхождения, установленным действующими Правилами, принятыми Соглашением от 20.11.2009

Непокидание товаром территории государств - участников Соглашения от 20.11.2009

Декларации о происхождении товара (при стоимости товаров, не превышающей

Документальное подтверждение происхождения товаров из стран СНГ -участников Соглашения от 20.11.2009* сумму, эквивалентную 5 000 долл. США

Сертификата о происхождении товара

по форме «СТ-1»

Вывоз товара с таможенной территории одного государства - участника Соглашения от 20.11.2009 и ввоз на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения от 20.11.2009 на основании договора/контракта между лицами - резидентами указанных государств

Ввоз (вывоз) товара физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения от 20.11.2009 с таможенной территории одного государства - участника Соглашения от 20.11.2009 на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения от 20.11.2009

Принадлежность права собственности на перемещаемый по внешнеторговому договору/ контракту товар лицу - резиденту государства - участника Соглашения от 20.11.2009

* Данное условие предоставления ТПР свободной торговли указано в разделе 5 (п. 5.1) Правил, но способы реализации (выполнения) указанного требования закреплены в других положениях, в частности, в разделе 6 Правил. Так, согласно п. 6.1 и п. 6.2 Правил, в целях предоставления товарам режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы «СТ-1» или декларации о происхождении товара

Условия предоставления тарифно-преференциального режима свободной торговли товарам, происходящим из стран СНГ - участниц Соглашения от 20.11.2009

Перечень товаров, признаваемых полностью произведенными в стране СНГ - участнице Соглашения от 20.11.2009:

1. Природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха);

2. Продукция23 растительного происхождения, выращенная и/или собранная в стране;

3. Живые животные, родившиеся и выращенные в стране;

4. Продукция, полученная в стране, от выращенных в ней животных;

5. Продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла;

6. Продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны, либо арендованным (зафрахтованным) ею;

7. Продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в п. 6 данного перечня;

23 Продукт (продукция) - изготовленный (произведенный) продукт, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции (абз. 8 раздела 1 Правил).

8. Продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря страны, при условии наличия у нее исключительных прав на разработку этого морского дна или этих морских недр;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в стране и пригодные только для переработки в сырье;

10. Продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

11. Товары, изготовленные24 в стране из продукции, указанной в пунктах 1-10 перечня.

Отмечалось, что «особых сложностей в применении этого перечня нет, однако они могут возникать на стадии "привязки" наименования материалов и полученного(ых) из них товара(ов) к кодам...» ТН ВЭД [5, с. 57].

В случае же когда в производстве товара как конечного продукта с поэтапной его переработкой/обработкой на основе существующей в СНГ специализации (научной, производственной и т. п.) и кооперации (торговой, промышленной, иной) принимали участие более чем одно государство, то страна происхождения товара определяется на основании кумулятивного принципа25: «при изготовлении на территории одного из государств -участников Соглашения товара (конечного продукта) с применением для этого материалов (сырья, полуфабрикатов и пр.), имеющих происхождением иные (одно/несколько) государства - участники Соглашения, подвергнутые в процессе производства товара последовательной обработке/ переработке, в том числе в ином/иных государствах - участниках названного Соглашения, происхождением такого товара признается страна, на территории которой он в последний раз для придания ему свойств конечного продукта был подвергнут обработке/переработке» [3, с. 32].

Происхождение материалов26 в указанных целях должно подтверждаться сертификатом образца СТ-1 и при его отсутствии кумуляция происхождения товаров из стран - участниц Соглашения не применяется,

24 Изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта (абз. 5 раздела 1 Правил).

25 Кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара (абз. 4 раздела 1 Правил).

26 Материал - любой ингредиент, сырье, компонент или деталь и т.п., используемый для производства продукта (абз. 6 раздела 1 Правил).

а исходные товары (материалы) не рассматриваются как происходящие из названных стран.

Появление среди участников производства конечного продукта (товара) иных стран, помимо стран СНГ - участниц Соглашения, влечет переход ко второму правилу определения происхождения товаров - о критериях его происхождения, под которыми следует понимать критерии27 и его условия достаточной обработки/переработки товара, определяющие страну происхождения28.

Основной критерий и его условие - изменение товарной позиции по ТН ВЭД СНГ на уровне хотя бы одного любого из первых четырех знаков (п/п «а» п. 2.4 Правил). Данное условие самое бесспорное, позволяющее объективно зафиксировать на уровне товарной группы (первые два знака ТН ВЭД) или на уровне товарной позиции (первые четыре знака) качественное изменение товара, основанием чему может являться только его обработка/переработка29.

Из указанного условия существует одно исключение: не подпадают под указанное правило товары, поименованные в Перечне условий, производственных и технологических операций (Перечень), являющимся приложением 1 к Правилам, «.при соблюдении (условий) или осуществлении (операций) которых такие товары (независимо от соблюдения условия основного критерия) считаются происходящими из той страны, в которой в отношении входящих в Перечень товаров имели место операции либо условия, поименованные в Перечне» [3, с. 32]30.

27 Критерий достаточной обработки/переработки - один из критериев определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств (абз. 3 раздела 1 Правил).

28 Отметим, что хотя Соглашение (Правила) прямо на это и не указывают, но по сути критерии происхождения товаров (выраженные в основном и вспомогательных критериях), определяют (устанавливают) степень обработки/переработки товара, минимально необходимой для признания такой обработки или переработки достаточной в целях определения происхождения товара. Другими словами, названные критерии происхождения товаров - это фактически критерии достаточной обработки/переработки товара, определяющие страну его происхождения.

29 К примеру, превращение крупного рогатого скота живого (код ТН ВЭД 0102) в мясо свежее, охлажденное или замороженное (коды ТН ВЭД 0201, 0202) и мясные продукты из него (код ТН ВЭД 1602 50).

30 К примеру, для товара «горчица готовая» (код ТН ВЭД 2103 30 900) условием его изготовления является приготовление горчицы из горчичного порошка; для товара «ковры и текстильные напольные покрытия прочие, готовые/неготовые» (код ТН ВЭД 5705 00) обязательными производственными операциями должны служить: ткачество, стрижка полотна, аппретирование, обшивка краев изделий (материалы, использованные в производстве ковров/текстильных напольных покрытий, не должны классифицироваться в товарных позициях 5701, 5702, 5703, 5704).

Одним из условий в Перечне может являться правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими условиями или производственными и технологическими операциями31.

Условия вспомогательных критериев. При невозможности применения или при невыполнении условия основного критерия Правилами допускается использование иных условий критерия достаточной обработки/ переработки товара, таких как:

а) выполнение необходимых условий либо производственных или технологических операций, при осуществлении/соблюдении (выполнении) которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место (осуществлены), а условия - соблюдены (п/п «б» п. 2.4 Правил). Как отмечалось выше, применительно к основному критерию данный вспомогательный критерий носит характер исключения. Условия, производственные и технологические операции, подлежащие использованию при его применении, приведены в названном Перечне условий и операций;

б) правило адвалорной доли: когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции (п/п «в» п. 2.4 Правил). Применяемые фиксированные процентные доли использованных для получения конечного продукта материалов иностранного происхождения32, стоимость которых учтена в цене продукта, также приведены в Перечне условий и операций и составляют от 20 до 50 % цены конечного продукта. При применении правила допускаются отклонения (подпункты 2.5-2.7 Правил):

- материалы, имеющие своим происхождением государства - участники Соглашения, не рассматриваются как иностранные (материалы иностранного происхождения), а отождествляются по происхождению и приравниваются по статусу к материалам той страны, в которой произведен конечный товар;

- допустимо использование в изготовлении конечного товара, происходящего из государств - участников Соглашения, материалов иностранного происхождения при условии, что: а) товарная позиция таких материалов аналогична товарной позиции конечного товара; б) их стоимость не превышает 5 % цены конечного товара (на условиях франко-завод33);

31 К примеру, товар «котлы центрального отопления» (код ТН ВЭД 8403), условием для которого является не превышение стоимости всех используемых в его изготовлении материалов 50 % цены конечной продукции.

32 Материалы иностранного происхождения - материал, не происходящий с территорий государств - участников Соглашения, или материал, происхождение которого не установлено (абз. 7 раздела 1 Правил).

33 Цена на условиях франко-завод - это цена товара, подлежащая уплате изготовителю, на предприятии которого производилась последняя обработка/переработка на условиях «франко-завод» (абз. 13 раздела 1 Правил).

в) такие материалы - необходимый компонент в производстве конечного товара (за исключением товаров, для которых в Перечне условий и операций указаны другие условия). Выполнение указанных условий должно иметь подтверждение заключением о происхождении товара или актом экспертизы, выданным уполномоченными органами/организациями стран - участниц Соглашения в соответствии со своими национальными законодательствами;

- допустимо не учитывать при определении страны происхождения товара происхождение материалов, использованных для производства продукта, происхождение которого отвечает условиям Правил, если последний использован в производстве названного товара.

Обязательным условием применительно к критерию достаточности обработки/переработки товара является правило, исключающее ряд операций, которые не признаются ему отвечающими независимо от факта соблюдения всех условий критерия достаточности обработки/переработки; в этом случае товар (конечный продукт) не признается происходящим из той страны, в которой имели место эти операции, поименованные в Правилах (п. 3.1).

Перечень операций, не отвечающих критериям происхождения товара из стран СНГ - участниц Соглашения от 20.11.2009:

1. Операции по сохранности товара во время его хранения или транспортировки;

2. Подготовка товара к продаже, транспортировке (формирование отправок, дробление партий, сортировка, переупаковка), операции по разборке/сборке упаковки;

3. Простые сборочные операции или разборка товара по частям;

4. Смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

5. Убой животных, разделка (сортировка) мяса;

6. Мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом, другими веществами;

7. Глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

8. Операции по покраске или полировке;

9. Шелушение, частичное/полное отбеливание, шлифовка, полировка зерна и риса;

10. Операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

11. Снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

12. Затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

13. Просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

14. Разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

15. Разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;

16. Комбинация двух или более указанных в пунктах 1-15 операций.

В случае же применения в качестве критерия происхождения товара достаточности его обработки/переработки с использованием в качестве условия правила об адвалорной доле возникает необходимость учета методики расчета стоимости материалов иностранного происхождения и цены конечного товара, согласно которой (п. 2.4 Правил):

- стоимость материалов иностранного происхождения определяется по их таможенной стоимости при ввозе в страну, в которой осуществлено изготовление товара, или по цене их первой продажи в этой стране;

- цена конечного товара определяется по цене на условиях франко-завод того предприятия-изготовителя, которое осуществило последнюю обработку/переработку товара.

В отношении ряда товаров34 Правилами (Соглашением) установлены особенности в определении их страны происхождения.

Перемещение товаров в пределах таможенных территорий государств - участников Соглашения от 20.11.2009 на основании договоров, заключенных только между резидентами указанных государств. Названное условие - это модифицированный вариант правила непосредственной закупки товаров, применяемого в отношении товаров, к примеру, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран35, 36. Но в отличие от Правил определения СПТ из названных стран, в которых приведено определение понятию непосредственной закупки, в Правилах определения СПТ в СНГ подобное отсутствует, и можно говорить только

34 Такими товарами являются (раздел 4 Правил):

а) товары, представляющие собой набор продуктов (пункты 4.1, 4.6 Правил);

б) товары, поставляемые в разобранном или несобранном виде несколькими партиями (п. 4.2 Правил);

в) приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с товаром (машинами, оборудованием, аппаратами, транспортными средствами) (п. 4.4 Правил);

г) упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию (п. 4.5 Правил).

35 Соглашение Правительств Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан от 12.12.2008 «О Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (утратило силу) // Бюллетень междунар. договоров. 2011. № 5; Таможенный вестник. 2010. № 11.

36 Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран: решение Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60. URL: http://www. eaeunion.org/ 20.07.2018.

о наличии в них существенных признаков, определяющих содержание названного условия (п/п «а» п. 5.1 Правил).

Цель, преследуемая названным условием, сводится к тому, чтобы за счет договоров, сторонами которых должны быть только резиденты37 государств - участников Соглашения, обеспечить товарам, происходящим из названных стран, их торговый оборот только в рамках ЗСТ, территорией которой являются таможенные территории указанных же стран (территория таможенного союза, если указанные страны являются участниками созданного таможенного союза). Именно наличие подобных договоров/ контрактов, границы которых очерчены субъектным составом заключивших их сторон, и обеспечивает оборот товаров в рамках зоны, образованной Договором о ЗСТ.

В то же время названное условие имеет исключения, которые являются «пережитками» обычной торговой практики (обычаев), сложившейся на постсоветском пространстве между бывшими республиками СССР, в отношении таких товаров, как:

- вывезенные для демонстрации на ярмарках/выставках, проводимых в государствах - участниках Соглашения;

- вывезенные с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого государства - участника для их реализации.

В указанных случаях, учитывая особенности и цели перемещения товаров, договор об их реализации (иных способах отчуждения) может быть объективно заключен только после вывоза товаров с территории страны их происхождения. Подобные исключения имеют под собой правовую основу в виде правоположения, что условиями их применения являются: а) возможность последующего заключения договора о реализации товара после его вывоза (п/п «а» п. 5.1 Правил), б) оформление сертификата СТ-1, учитывающего особенности вывоза товаров (пункты 8.5, 8.6 Правил) -в первом случае в сертификат вносятся сведения о лице - организаторе ярмарки/выставки и ее наименовании (графы 2, 5), во втором случае - сведения о грузополучателе (импортере), которым будет являться грузоотправитель (экспортер), и запись «для последующей реализации» (графа 2).

Принадлежность права собственности на перемещаемый по внешнеторговому договору/контракту товар лицу - резиденту государства - участника Соглашения от 20.11.2009. Указанное условие ТПР свободной торговли в рамках ЗСТ стран СНГ - участников Соглашения,

37 Резидент - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству государства - участника Соглашения от 20.11.2009 подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики (абз. 14 раздела 1 Правил).

как и остальные, направлено на обеспечение соблюдения режима свободной торговли, но посредством конкретизации уже не субъектного состава сторон внешнеторговых договоров, а вида принадлежащего им вещного права на перемещаемый в рамках указанных контрактов товар. При этом из вещных прав, закрепленных гражданским законодательством, условием предусмотрено только одно - право собственности.

Отметим, что хотя указанное право и является наиболее универсальным среди иных вещных прав, однако спектр оснований его приобретения посредством торговых отношений не широк - это любые способы отчуждения права собственности на товар у его прежнего владельца и его переход к новому владельцу (ранее, одновременно или впоследствии). К таким отношениям, имеющим своим содержанием продажу, относятся сделки купли-продажи и их коммерческая модификация - поставка. К иным сделкам, в которых происходит переход права собственности, можно отнести мену (бартер), дарение и др., не столь характерные для торговой практики. По этой причине указанное условие «отсекает» от тарифных преференций лиц, не являющихся по отношению к товару его собственниками, т. е. различных посредников в сделках (агентов, комиссионеров), представителей и прочих лиц, для которых заключение внешнеторговых договоров является не более чем оказанием услуг данного вида по поручению иных лиц и от их имени (декларантов).

Перемещение товаров в пределах таможенных территорий государств - участников Соглашения от 20.11.2009 только физическими лицами, являющимися резидентами указанных государств. Данное условие применительно к ЗСТ, образованной странами СНГ, бывшими союзными республиками СССР - это дань прошлому и традициям настоящего уровня взаимоотношений граждан стран СНГ, которые сформировались на постсоветском пространстве, в том числе с учетом традиции ведения гражданами этих государств деятельности, связанной с перемещением товара между странами СНГ в пределах границ ЗСТ.

Поскольку перемещение товаров их законными владельцами - физическими лицами как в некоммерческом обороте, так и в целях, связанных с предпринимательской деятельностью, возможно без (не на основании) внешнеторговых договоров купли-продажи, поставки и др., то названное условие регулирует товарооборот в рамках указанного способа перемещения товаров и определяет требования, соблюдение которых гарантирует перемещаемым таким образом товарам ТПР их ввоза, а именно: а) перемещение товаров физическими лицами только резидентами государств - участников Соглашения; б) товары вывозятся и ввозятся с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого

государства - участника Соглашения одним и тем же физическим лицом без покидания товаром территорий стран - участниц Соглашения.

Поскольку указанные требования в совокупности и обеспечивают условие нахождения товаров в торговом обороте только между странами СНГ, образовавшими ЗСТ, то при его соблюдении таким товарам предоставляется ТПР свободной торговли, установленный Соглашением.

Непокидание товаром территорий государств - участников Соглашения от 20.11.2009. Указанное условие также своеобразный модифицированный вариант правила прямой поставки товаров, применяемого в отношении товаров, к примеру, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран. Как и в случае с правилом непосредственной закупки, в Правилах определения СПТ из названных стран присутствует определение указанному понятию, в то время как в Правилах определения СПТ в СНГ приведены не более чем существенные признаки, определяющие названное условие, которое при этом правилом прямой поставки не именуется (п/п «г» п. 5.1 Правил).

Цель применения названного условия, как и всех иных, - обеспечение товарооборота товарам, происходящим из стран СНГ - участниц Соглашения, только в рамках созданной указанными странами ЗСТ, в связи с чем выполнение указанного условия и обеспечит товарооборот между ними в границах ЗСТ.

Поскольку в силу разных причин, к примеру, географического положения стран, транспортных условий доставки товаров, технических условий обеспечения их транспортирования, в том числе конкретными видами транспорта, а также в силу причин экономического характера (длительность, затратность и др.) не всегда существует объективная возможность соблюдения этого условия, Правила (п. 5.1) предусматривают исключения, допуская нахождение и/или перемещение товаров по территории третьих стран (неучастников Соглашения) при выполнении ряда условий:

- нахождение товаров в третьих странах (странах его транзита) под таможенным контролем таможенных органов этих стран;

- документальное подтверждение осуществленного в отношении товара таможенного контроля таможенными органами стран транзита;

- сохранение товарами неизмененного состояния (исключая состояния, связанные с естественным износом или убылью при нормальных условиях хранения и транспортировки);

- неосуществление с товаром каких-либо операций, кроме операций по обеспечению его сохранности и перегрузки.

Тем самым соблюдение перечисленных требований для применения исключения из названного правила (условия) при невозможности его

соблюдения, обеспечит таким товарам право на предоставление ТПР свободной торговли, установленного Соглашением.

Документальное подтверждение происхождения товаров из стран -участниц Соглашения от 20.11.2009. Данное правило хотя и предусмотрено в перечне условий предоставления ТПР свободной торговли (раздел 5 Правил), однако детализировано в разделе 6 и заключается в необходимости представления импортеру в удостоверение (подтверждение) происхождения товаров таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара по форме СТ-1, приведенной в приложении 2 к Правилам.

Сертификат подлежит представлению в оригинале, при утрате -в виде дубликата, при выдаче взамен аннулированного или переоформленного - в виде нового оригинала сертификата с отметкой «Выдан взамен...»; возможно представление заменяющего сертификата с указанием «Сертификат выдан на основании сертификата.», на бумажном носителе, выполненного (заполненного) печатным способом, на русском языке.

Для товаров стоимостью не выше суммы, эквивалентной 5 000 долл. США, возможно представление декларации об их происхождении38.

Внесенными Протоколом от 03.11.201739 изменениями в Правила (разделы 9, 9-2) были подробно детализированы основания непредставления ТПР свободной торговли (как при выпуске товара, так и после его выпуска), а также условия его восстановления40.

Тем самым соблюдение декларантом прокомментированного перечня вышеприведенных условий и обеспечивает представление товарам, происходящим из стран СНГ - участниц Соглашения от 20.11.2009, и находящимся в торговом обороте между ними, не подпавших под перечень товаров изъятий, ТПР свободной торговли в виде тарифных преференций.

На современном этапе наивысшей точкой развития интеграции стран СНГ на постсоветском пространстве признанно считается ЕАЭС [7, с. 59]. В то же время СНГ, несмотря на все недостатки организационного, правового, идеологического характера, в течение всего времени существования сохранило значение общей консультативной площадки руководства стран СНГ, регулярные встречи которых не прерываются, позволяя сглаживать

38 Образец текста декларации о происхождении товара приведен в приложении 5 к Правилам.

39 О внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009: протокол от 03.11.2017. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

40 В прежнем варианте Правил в разделе 9 предусматривались случаи непризнания сертификата о происхождении товара надлежащим для целей подтверждения происхождения товаров и предоставления им режима свободной торговли.

противоречия, сближать мнения и позиции, вырабатывать стратегию движения, принимать решения по вопросам межгосударственных отношений. Последние 7-8 лет пришлись на этап обострения экономических и геополитических вызовов и угроз России со стороны коллективного Запада. Политическое давление присутствует и на отдельные страны СНГ, проявлением которого являются в том числе гражданские волнения в Беларуси и Кыргызстане. Откровенно антироссийскую позицию занимают Украина, Молдова, игнорируя по многим вопросам участие в СНГ; Грузия, как отмечалось, сложила с себя членство в СНГ. В указанных условиях, когда каждое государство - член СНГ чаще всего имеет свою парадигму и идеологию развития, модель перестраивания экономики на рыночный путь и вхождения в мировой хозяйство, трудно сбалансировать интересы всех и при этом динамично развиваться. Несмотря на указанные сложности, Содружество не теряет потенциала развития. Главы стран СНГ периодически принимают меры в этом направлении.

Так, принимается Концепция дальнейшего развития СНГ (Душанбе, 05.10.2007), а на ее основе Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года (Кишинев, 14.11.2008), в которых отражено, что приоритетным направлением деятельности СНГ является экономическое, а его целью - завершение формирования ЗСТ и введение полномасштабного режима свободной торговли, а также дальнейшее совершенствование ЗСТ в соответствии с принципами, правилами и нормами ВТО. В то же время ЗСТ, предназначенная в первую очередь для создания режима свободной торговли товарами, испытывает кризис в торговых отношениях между странами СНГ. Невысокий объем международной торговли СНГ (доля России в которой составляет свыше 4/5), в сравнении с аналогичными показателями иных организаций экономического направления и отдельных стран: ОЭСР, ЕС-27, БРИКС, США, КНР, в целом (в сравнении с ними же) имеет тенденцию к снижению доли объема международной торговли, в частности России. Так, доля РФ в торговле со странами СНГ в 2013 г. составляла 13,4, в 2017 г. - 12,4 %; для сравнения с ЕС - 42,2, с АТЭС - 30,5, с ЕАЭС - 8,7 %, при этом две последние позиции имеют положительную динамику, а доля ЕС - отрицательную [9, с. 456]. В последующие годы вектор тенденции сохраняется. Россия, как и все страны СНГ, предпочитает торговлю с дальним зарубежьем, а с 2014 г. АТР становится для нее приоритетным.

В то же время для сохранения СНГ как международной организации и российского влияния на постсоветском пространстве взаимная торговля стран СНГ ни в коей мере не должна сворачиваться, необходимо находить новые направления ее совершенствования.

Список литературы:

1. Бурганова И. Н. Соглашение о зоне свободной торговли и его роль в процессе взаимодействия государств - участников СНГ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 1 (15). В 2-х частях. Ч. II. С. 38-40.

2. Витюк В. В. Определение страны происхождения товаров как основы тарифно-преференциального регулирования в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Новополиграфцентр», 2018. 256 с.

3. Витюк В. В. Переработка и ее достаточность как критерий происхождения товаров из стран СНГ // Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 30-33.

4. Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3 (88). С. 68-81.

5. Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам и его содержание // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1 (90). С. 49-67.

6. Волынчук А. Б. Россия в Евразии: баланс геоэкономических и геополитических инструментов интеграции // Россия и АТР. 2018. № 1 (99). С. 51-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев С. Н. СНГ и Евразийский экономический союз: история, современность, стратегии развития // Проблемы рыночной экономики. 2016. № 2. С. 55-63.

8. Мацкевич В. В. Реализация отдельных положений Договора о зоне свободной торговли СНГ в соответствии с нормами ВТО // Белорусский экономический журнал. 2014. № 4 (69). С. 41-52.

9. Меланьина М. В. Современные тенденции изменения страновой структуры внешней торговли России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8, № 12А. С. 453-459.

10. Шумилов М. М. К истории процесса экономической интеграции в СНГ (основные решения и проблемы) // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2007. № 2. С. 29-33.

© Витюк В. В., 2021 © Уйуик V. V., 2021

Для цитирования:

Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли стран СНГ: характеристика, история становления, современный характер отношений и стратегия развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 3(96). С. 79-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.