Уральский государственный экономический университет
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МИНЭНЕРГО И ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЕКАТЕРИНБУРГА СОЮЗ МЕТАЛЛУРГОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Руководители промышленных предприятий и союзов работодателей, организаций ЖКХ и энергетических компаний
23 июля 2009 года
Ассоциация выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров Свердловской области
тарифная политика
свердловской области:
Тезисы по итогам Круглого стола
административное регулирование и рыночные реалии
Аннотация
Предметом обсуждения участниками Круглого стола были проблемы формирования тарифов на энергоресурсы, услуги ЖКХ, задачи тарифной политики в период кризиса.
ВВЕДЕНИЕ
Электроэнергетика в России является базовой отраслью национальной экономики. Надежное эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. В нашей стране электроэнергетике отведена исключительная роль в связи с высокой долей энергоемких отраслей в народном хозяйстве и энергозатрат в себестоимости продукции, суровыми климатическими условиями, наличием огромной транспортной сети.
По своим масштабам российская электроэнергетика является крупнейшей в мировом хозяйстве, занимая четвертое место в мире по объемам производства
электроэнергии, уступая только США, Китаю и Японии. Электроэнергетический потенциал России полностью покрывает потребности народного хозяйства и населения страны в электрической и тепловой энергии, а также обеспечивает экспорт электроэнергии.
В условиях трансформируемой экономики России снижение объемов производства не сопровождалось адекватным сокращением энергопотребления, в связи с чем возросла доля энергетических затрат в себестоимости готовой продукции и снизилась ее конкурентоспособность. В результате Россия занимает одно из первых мест по величине энергоемкости ВВП. Энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе. По оценкам специалистов объем потенциального энергосбережения составляет 40-45% всего энергопотребления страны. В Свердловской области потенциал энергосбережения составляет 42%.1
Сложившееся положение обусловлено целым рядом факторов, основными среди которых являются отсутствие
1 Режим доступа: http://energy.midural.ru/ru/poslednie-novosti/malyiy-i-sredniy-biznes-nauchat-energosberezheniyu.html
Ключевые слова:
Upravlenets №1-2 (28-29) 2009
эффективных управленческих механизмов в области энергосбережения, несовершенство системы учета, контроля и технико-экономического анализа эффективности использования энергоресурсов на промышленном предприятии.
СУЩНОСТЬ тарифной политики в энергетике
Значение тарифной политики в электроэнергетике трудно переоценить, так как уровень тарифов не энергоресурсы оказывает влияние на все отрасли и сферы российской экономики, изменение стоимости электроэнергии, особенно ее повышение, существенно влияет на инфляционные процессы, финансовое со-
стояние большинства предприятий, уровень жизни населения, доходы и расходы бюджета. Поэтому современная тарифная политика должна содействовать росту национальной экономики и соблюдать баланс экономических интересов между поставщиками и потребителями энергии.
В области тарифной политики взаимоотношения между производителями и потребителями электрической энергии определяются Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». В качестве одного из главных принципов регулирования принят принцип экономической обоснованности себестоимости и прибыли, на базе которых устанавливается тариф.
Объектом государственного регулирования тарифной политики являются тарифы естественных монополий, а основ-
Защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов
Создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии
Цели государственного регулирования тарифов
Формирование конкурентной среды для повышения эффективности и минимизации тарифов
Создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах
С
Принципы государственного регулирования тарифов
Обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей на основе доступности регулируемых видов продукции (услуг)
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов
Обеспечение открытости и доступности
для потребителей информации ^
о рассмотрении и утверждении тарифов
Создание условий для привлечения инвестиций
Учет результатов деятельности регулируе мых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов
ной целью - защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее РЭК) при расчете и утверждении тарифов контролирует экономическую обоснованность планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли.
2,96%
ФОРМИРОВАНИЕ тарифов на энергоресурсы в условиях реформирования энергетики
Таблица 1 - Кто влияет на регулируемые тарифы
показатели Структура тарифа, % орган регулирования
Покупка на ОРЭМ (индикативная цена) 61,53 ФСт россии
Услуги на ОРЭМ 0,05 ФСТ России
Передача, в том числе:
содержание сетей ОАО ФСК 6,35 ФСТ России
содержание региональных сетей 18,90 РЭК Свердловской области
потери в сетях ОАО ФСК 1,57 ФСТ России,
потери в региональных сетях 8,60 Минэнерго России
Сбыт 2,96 РЭК Свердловской области
35,47%
0,05%
Целью реформирования энергетической системы является разделение конкурентных и естественномонопольных видов деятельности. В отношении конкурентных видов деятельности (генерация и сбыт) происходит поэтапная отмена регулирования. Деятельность естественных монополий (распределение и транспортировка энергии по сетям) и в дальнейшем будет подлежать регулированию.
Сегодня структура среднего тарифа на электроэнергию следующая: 61% - покупка энергии на оптовом рынке, 35% -расходы на передачу, 3% - сбыт (рис. 1).
Покупка
Передача
Услуги на ОРЭМ Сбыт
Рис. 1 - Структура среднего тарифа на электрическую энергию
Все тарифы на энергоресурсы устанавливаются в рамках предельных уровней, утверждаемых Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). В течение финансового года тарифы могут быть пересмотрены только по постановлению Правительства РФ, поэтому РЭК не может гибко реагировать на изменения экономической ситуации (табл. 1, 2).
Факторы, влияющие на стоимость электрической энергии на розничном рынке:
1) уровень напряжения;
2) режим потребления;
3) поставщик электроэнергии;
4) выбранный вариант тарифного меню;
5) наличие приборов учета;
6) удельный вес электроэнергии, покупаемой по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
В структуре тарифа на тепловую энергию 60% занимает топливо, 10% - оплата труда, остальное - содержание и эксплуатация оборудования, общехозяйственные расходы и электроэнергия (рис. 2).
К факторам, влияющим на стоимость тепловой энергии, относятся:
1) объем полезного отпуска;
2) загрузка производственных мощностей;
Upravlenets №1-2 (28-29) 2009
3) протяженность тепловых сетей и количество теплопунктов;
4) вид топлива;
5) уровень подготовки специалистов.
Экономика РФ движется по пути либерализации, что ведет к установлению рыночных отношений во всех сферах. Соответственно, доля нерегулируемых тарифов на потребление энергоресурсов растет. В ближайшем будущем вся энергия будет закупаться поставщиками на открытом рынке по нерегулируемым ценам. Сегодня доля нерегулируемой части тарифов около 30%, к 2011 г. она составит 100% (табл. 3).
Тарифы естественных монополий несут еще и социальную функцию: например, население никогда не платило за газ его реальную стоимость. В настоящее время разработаны два федеральных законопроекта - «Об энергосбережении в РФ» и «О теплоснабжении». На уровне области также разработан подобный областной закон «Об энергосбережении», который должен быть принят после утверждения федеральных законов.
Таблица 2 - Что влияет на стоимость электроэнергии
показатели структура затрат, %
генера- ция* пере- дача сбыт
Топливо 62,6 0,0 0,0
Оплата труда 5,6 23,0 41,7
Содержание и эксплуатация оборудования 12,8 20,1 1,6
Прочие 8,6 18,7 25,4
Прибыль 10,5 23,3 31,3
- капитальные вложения 5,2 14,9 0,0
- % за кредит 14,9
- резервы по сомнительным долгам 12,0
* Данные ориентировочные.
Н Топливо Оплата труда
И Содержание и эксплуатация оборудования И Электроэнергия | Цеховье и общехозяйственные Ц Прибыль
Рис. 2 - Структура затрат на тепловую энергию (из тепловых сетей)
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Руководители энергетических компаний признают тот факт, что в настоящее время возникли новые как специфические, так и одинаковые для всех компаний проблемы,среди которых:
- недозагруженность сетей в связи с резким падением объемов производства и энергопотребления, вызванным экономическим кризисом;
- катастрофические неплатежи потребителей ресурсов, повышающие риски энергетических компаний и угрожающие экономической безопасности Свердловской области. Имеющаяся у РЭК методика позволяет недополученную выручку заложить в тариф на следующий период, тем самым переложив эти расходы на платежеспособных потребителей;
- нерыночные и неправовые механизмы работы с дебиторской задолженностью энергетиков: законодательство таково, что потребители, особенно в сфере ЖКХ, могут вообще не платить за потребленные энергоресурсы;
- несбалансированность между устанавливаемыми тарифами и нормативами
потребления. Высокие нормативы потребления стимулируют потребителей на экономию энергоресурсов, а заниженные - на уничтожение приборов учета;
- изношенность сетей, влекущая за собой сверхнормативные потери, которые не находят отражения в тарифах;
- нерациональное расходование энергоресурсов из-за неправильно организованной системы газификации и теплоснабжения, что характерно для ведомственных котельных и ТЭЦ;
- экономически не обоснованные нормативы потребления, устанавливаемые муниципалитетами, вследствие низкого уровня подготовки руководителей и специалистов соответствующих служб муниципальных образований;
- постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» противоречит другим законодательным актам, регулирующим правоотношения в сфере энергетики.
Органы местного самоуправления, руководство промышленных предприятий и организаций ЖКХ отмечают следующий спектр проблем:
Таблица 3 - Этапы отмены регулирования тарифов на выработку (покупку) электрической энергии, % к плановым объемам 2007г.
этапы либерализации
доля
регулиро-
вания
2007 с 1 января по 30 июня 90-95
с 1 июля по 31 декабря 85-90
2008 с 1 января по 30 июня 80-85
с 1 июля по 31 декабря 70-75
2009 с 1 января по 30 июня 65-70
с 1 июля по 31 декабря 45-50
2010 с 1 января по 30 июня 35-40
с 1 июля по 31 декабря 15-20
2011 с 1 января 0
- норматив должен намного превышать реальное потребление, чтобы стимулировать экономию ресурсов;
- помимо учета расходов важным для потребителя показателем становится качество услуги;
- основные фонды организаций ЖКХ давно не обновлялись и не переоценивались, инвестиционная составляющая в тарифах не покрывает затрат на их ремонт;
- в небольших городах есть проблема водоразборных колонок с не учитываемым потреблением: население не привыкло платить за пользование ими;
- в тарифах не учитывается содержание временно свободных мощностей.
Особое внимание следует обратить на то, что действующие нормативноправовые акты изначально закрепляют вилку цен и сдерживают рост тарифов для населения. В результате поставщики ресурсов не могут собрать более 70-80% планируемой выручки, а 90% управляющих компаний - потенциальные банкроты без перспективы погашения долгов. Нестыковка законодательства разных уровней заставляет идти по пути наращивания задолженности.
Одной из наиболее серьезных проблем остается низкий уровень подготовки кадров в сфере тарифообразования на предприятиях и в муниципалитетах.
По-прежнему в отрасли энергетики и ЖКХ слишком много политики и государственного участия: государство занижает тарифы и нормативы потребления - предприятие недополучает прибыль и не платит налогов - разоряется и уходит с рынка - приходят другие. Это больше похоже на игры бизнеса и государства, за которые вынужден платить потребитель.
НАПРАВЛЕНИЯ совершенствования тарифной политики в условиях кризиса
Новая экономическая ситуация обусловливает необходимость менять подходы к тарифной политике, с тем чтобы она соответствовала реалиям жизни. Некоторые виды действующих тарифов были построены на основе докризисных условий.
При банкротстве предприятий активы, связанные с ЖКХ, должны передаваться муниципалитету на любых условиях, как это делается в Екатеринбурге. Для крупных коммунальных предприятий это бизнес, а для промышленного предприятия котельная - обуза. Опыт зарубежных стран подтверждает, что коммунальные вопросы должны решать муниципалитеты, а тарифы должны быть, как минимум, безубыточными. Задача тарифообразования в период кризиса - удержать отрасль от развала. Инвестиционная составляющая в тарифе, из которой 20% уйдет в налог на прибыль
- не решение проблемы, лучше направить этот налог на уменьшение тарифа.
Низкая стоимость ресурсов - конкурентное преимущество нашей страны, которое не используется. Потребитель должен понять, что платить надо не только за количество и качество ресурсов, но и за надежность их поставки, которая обеспечивает безопасность жизнедеятельности.
Теплоисточники могут быть в руках частного бизнеса, а сети должны принадлежать государству, которое способно вложить крупные средства в их восстановление. Компании могут управлять сетями на праве аренды или концессии на конкурсной основе. Такое комплексное решение проблемы позволит снизить тарифы и платежи населения.
Ситуацию, когда при более низкой стоимости ресурсов и уровне оплаты труда в России цена на электроэнер-
гию выше, чем в США, можно изменить, включив потребителя в процесс ценообразования, а также за счет создания альтернативной сети автономных источников. Следует увеличить суточную дифференциацию тарифов за счет снижения максимума нагрузки.
Результаты исследования по энергоэффективности показывают, что Россия могла бы сэкономить до 45% первичной энергии, причем в абсолютных цифрах потери РФ равны годовому потреблению Франции. Если сегодня страна пойдет по пути экстенсивного наращивания энергомощностей, то для получения необходимого эффекта требуется вложить 1 трлн дол., а для достижения того же результата благодаря переориентации всех сфер экономики страны на энергосбережение и энергоэффективные технологии - 320 млрд дол.1
В условиях перехода на рыночное ценообразование на рынке электроэнергии и мощности особое значение приобретает деятельность промышленных предприятий по повышению энергоэффективности производства, снижению потерь и экономии энергии. Альтернативные и возобновляемые источники энергии позволяют увеличить объемы производства энергии без увеличения расхода топлива, вредных выбросов и парниковых газов. «Малая» энергетика
- это быстро растущий сектор экономики, способный удовлетворить потребности нового строительства, а также привлекать значительные и быстро окупаемые инвестиции.
Все большую важность приобретает необходимость проведения инструментального энергоаудита, составления энергетических паспортов, схем электро- и теплоснабжения, разработки технико-экономических обоснований для планирования развития инфраструктуры предприятий.
Новая экономическая ситуация должна стимулировать потребителей всех категорий снижать затраты на энергоресурсы, используя возможности энергосбережения. |^|
1 Режим доступа: http://energy.midural.ru/ru/poslednie-novosti/malyiy-i-sredniy-biznes-nauchat-energosberezheniyu.html