Научная статья на тему 'Тарифная политика в сфере электроснабжения республики Саха (Якутия)'

Тарифная политика в сфере электроснабжения республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ТАРИФЫ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ЭЛЕКТРООТОПЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна, Барахова Вера Васильевна

В статье рассматривается региональная тарифная политика в электроэнергетике, ее особенности по отношению к формированию и установлению тарифов на электроотопление в Западном энергорайоне Республики Саха (Якутия). Предлагается устанавливать тарифы на электроотопление исходя их экономической и бюджетной эффективности, на практике, в Республике Саха (Якутия) для отдельных категорий потребителей электроэнергии, отдельно экономически обоснованные тарифы на электроотопление не утверждаются, а применяются тарифы на электроэнергию, установленные для городского и сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна, Барахова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARIFF POLICY IN THE ELECTRIC POWER SECTOR OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

The article deals with regional tariff policy in energy, its features with respect to the formation and establishment of tariffs for electric heating in the West power the Republic of Sakha (Yakutia). It is proposed to set tariffs for electric heating based on their economic and budgetary efficiency, in practice, in the Republic of Sakha (Yakutia) for each category of consumers of electricity, apart economically justified tariffs for electric heating is not approved and applied electricity tariffs set for the urban and rural population.

Текст научной работы на тему «Тарифная политика в сфере электроснабжения республики Саха (Якутия)»

УДК 6662.767:338.5 (885.39)

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье рассматривается региональная тарифная политика в электроэнергетике, ее особенности по отношению к формированию и установлению тарифов на электроотопление в Западном энергорайоне Республики Саха (Якутия). Предлагается устанавливать тарифы на электроотопление исходя их экономической и бюджетной эффективности, на практике, в Республике Саха (Якутия) для отдельных категорий потребителей электроэнергии, отдельно экономически обоснованные тарифы на электроотопление не утверждаются, а применяются тарифы на электроэнергию, установленные для городского и сельского населения. Ключевые слова: электроэнергетика; тарифы, тарифная политика, Республика Саха (Якутия); электрическая энергия, электроотопление, эффективность.

TARIFF POLICY IN THE ELECTRIC POWER SECTOR OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

Abstract. The article deals with regional tariff policy in energy, its features with respect to the formation and establishment of tariffs for electric heating in the West power the Republic of Sakha (Yakutia). It is proposed to set tariffs for electric heating based on their economic and budgetary efficiency , in practice , in the Republic of Sakha (Yakutia) for each category of consumers of electricity , apart economically justified tariffs for electric heating is not approved and applied electricity tariffs set for the urban and rural population.

Keywords: Electricity; tariffs, tariff policy, the Republic of Sakha (Yakutia), electric energy, electric heating efficiency.

Тарифная политика - совокупность организационных, экономических и правовых отношений, возникающих в процессе достижения баланса интереса государства, предприятий энергетической отрасли и потребителей, направленных на справедливое определение системы оплаты за электрическую энергию. Тарифная политика в электроэнергетике подразделяется на государственную тарифную политику и тарифную политику самих предприятий электроэнергетики. Цель государственной -максимальное содействие развитию электроэнергетической отрасли с одной стороны, и устойчивому социально-экономическому развитию общества с другой стороны [1]. Основной метод государственной тарифной политики - установление верхнего нижнего пределов тарифов на электрическую энергию для поставщиков и покупателей, путем определения средней стоимости единицы электроэнергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке, и суммарной стоимости услуг по передаче электроэнергии.

Цели тарифной политики предприятий электроэнергетики складываются на основе общей рыночной стратегии в управлении предприятием. Исходя из этого мы определяем три возможных направления повышения эффективности управления тарифной политикой на уровне предприятий электроэнергетики:

— увеличение доли рынка прежде всего посредством увеличения объемов продаж;

— максимизация прибыли с помощью снижения затрат;

— сохранение существующего положения на рынке, благоприятствующего развитию предприятия в кратко- и долгосрочной перспективе.

Республика Саха (Якутия) относится к технологически изолированным энергосистемам и в соответствии с действующим законодательством тарифы на электрическую энергию для всех категорий потребителей подлежат обязательному государственному регулированию путем установления фиксированных тарифов для конечных потребителей. Орган исполнительной власти республики в области государственного регулирования цен (тарифов) - ГКЦ-РЭК РС(Я), в соответствии с Феде-

И.Д. Элякова В.В. Барахова

Isabella Elyakova Vera Barahova

© Элякова И.Д., Барахова В.В., 2014

ральным законом от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», регулирует следующие виды цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

— тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;

— тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

— сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков [1].

Расчет тарифов на электрическую энергию и на передачу электроэнергии по электрическим сетям производится ГКЦ-РЭК РС(Я) в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 6 сентября 2004 года № 20-э/2, в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и максимального) уровней тарифов. Предельные (минимальные и максимальные) тарифы на электроэнергию устанавливаются ФСТ России для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами. Тарифная политика Правительства Республики Саха (Якутия) в отношении электроэнергии, вырабатываемой ОАО АК «Якутскэнерго», строится на установлении средних тарифов на электроэнергию в целом по компании, дифференцированных по отдельным категориям потребителей, исходя из их платежеспособности, социальной защищенности и степени значимости отраслей и отдельных предприятий в экономике республики.

В республике тарифы на электрическую энергию утверждаются для двух категорий потребителей - для населения и приравненным к нему категориям потребителей и для прочих потребителей, в том числе для бюджетных организаций. Для населения и приравненным к нему потребителям установлены единые тарифы на всей территории республики, вне зависимости от источника генерации. Дифференциация тарифов применяется только от статуса места проживания - городское население (в домах с газовыми плитами, в домах с электроплитами) и сельское население. За счет установления единых тарифов на электроэнергию для потребителей, в том числе для населения на всей территории республики, промышленные потребители Центрального, Западного и Южно-Якутского энергорайонов компенсируют затраты дизельной энергетики Северного энергорайона. Население и приравненные к нему категории потребителей, проживающие в зоне производства электрической энергии ведомственными дизельными станциями, оплачивают электроэнергию по тарифам основного гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО АК «Якутскэнерго» установленным на всей территории республики. Разница между экономически обоснованными и утвержденными тарифами для населения компенсируется энергоснабжающим предприятиям из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

На передачу электрической энергии устанавливаются единые (котловые) тарифы по всей территории республики. Для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливаются индивидуальные тарифы на передачу, с дифференциацией по уровням напряжения в двух вариантах: одно-ставочный тариф и двуставочный тариф, в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей. Расчет тарифов на электрическую энергию в республике основан на методе экономически обоснованных расходов на производство, передачу и сбыт электроэнергии и устанавливается в зависимости от размера необходимой валовой выручки организаций и расчетного объема производства продукции (услуг), который определяется в соответствии с утвержденными ФСТ России балансами производства и поставок электроэнергии (мощности) по республике на соответствующий период регулирования.

В 2007 году была принята ведомственная целевая Программа «Перевод на электроотопление социальных, жилых и производственных объектов Сунтарского и Нюрбинского улусов Республики Саха (Якутия) отапливаемых от котельных ГУП «ЖКХ РС (Я)» на период 2007-2012 годы». При разработке данной программы было выявлено что бюджетная эффективность от перевода на электроотопление возникает только в том случае, если тариф на электроотопление для населения будет формироваться без учета затрат на содержание дизельной энергетики. Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РС(Я) от 31 августа 2006 года № 390 экономически обоснованные тарифы на электроотопление для сельского населения Нюрбинского и Сунтарского улусов формировались и утверждались Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией РС(Я) (ГКЦ-РЭК РС(Я)) на уровне себестоимости Западного энергорайона без учета перекрестного субсидирования Северного энергорайона. Население оплачивало электроотопление исходя из утвержденного муниципальными образованиями Нюрбинского и Сунтарского улусов тарифа за отопление за 1 кв. м. жилой площади, как и потребители централизованного теплоснабжения. Исходя, что расчетные экономически обоснованные расходы на электроотопление значительно дороже, чем оплата населением отопления за 1 кв. м., на разницу расходов выделялись дотация ОАО АК «Якутскэнерго» из республиканского бюджета.

Начиная с 2011 года (учитывая политику Правительства РФ по ликвидации льготных тарифов для отдельных категорий потребителей электроэнергии) отдельно экономически обоснованные тарифы на электроотопление не утверждаются, а применяются тарифы на электроэнергию, установленные для городского и сельского населения. В целях социальной защиты населения ГКЦ-РЭК РС(Я) утверждает для них уровни платы от экономически обоснованных тарифов от 18 до 31 % в зависимости от этажности дома [2]. Таким образом, население не оплачивает 100% за электроотопление, а только от 18 до 31% от установленных тарифов, в связи с чем ОАО АК «Якутскэнерго» выделяется дотация из бюджета. По другим категориям потребителей, кроме населения, на электроотопление применяются тарифы на электроэнергию для соответствующих категорий потребителей (см. табл.).

Таблица

Динамика тарифов на электроотопление за 2007-2013 гг.

(руб/кВч. без НДС)

Категория потребителей 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол.

Население (экономически обоснованный тариф (с НДС)) 1,04 1,19 1,32 1,593 2,23 2,23 2,4 2,4 2,79

Население (оплачиваемый тариф (с НДС))

1-этажные дома 0,42 0,42 0,47 0,47 0,52

2-этажные дома 0,52 0,52 0,58 0,58 0,64

Бюджетные организации 1,819 2,128 2,65 3,087 3,766 3,766 4,453 4,453 5,64

Прочие потребители* 2,319 2,644 3,141 3,492 4,406 4,406 5,004 5,004 5,64

* Тарифы на электроэнергию на сетях низкого напряжения.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации от 26 марта 2003 № 35-Ф3 (в ред. от 29.06.2012 г. № 96-ФЗ) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.komi.fas.gov.ru/page/

2. Постановление Правительства РС(Я) от 8 августа 2011 года № 373 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.