32 ^^ Энергобезопасность и энергосбережение ^^^^^^^^^^^^
УДК 338.28
А V | V V
Создание едином тарифном зоны электрической энергии для потребителей Северо-Кавказского
федерального округа
О. И. Гассиева,
Северо-Кавказский горно-металлургический институт, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, кандидат экономических наук
Существующая на сегодняшний день в России модель формирования тарифов на электрическую энергию и мощность противоречит рыночным принципам хозяйствования. Государственная политика в сфере функционирования электроэнергетики должна содержать эффективные механизмы защиты интересов потребителей энергоресурса. Решить данную проблему можно при помощи использования модели единой тарифной зоны. Модель обеспечит создание реальной конкуренции между сбытовыми электроэнергетическими компаниями на уровне Северо-Кавказского ФО, что позволит снизить тарифы для конечных потребителей.
Ключевые слова: реформа электроэнергетики, рынок электрической энергии, единая тарифная зона, интересы потребителей электрической энергии, тарифы на электрическую энергию, конкуренция в электроэнергетике.
Основными целями реформирования электроэнергетики России были привлечение инвестиций с целью модернизации отрасли и снижение темпов роста тарифов на энергию за счёт разделения на естественно-монопольную и конкурентную сферы.
Минпромэнерго России в 2001 году приступило к реализации указанных выше задач через введение рыночных отношений как на оптовом, так и на розничном рынках, создавая полноценную конкурентную среду в электроэнергетической отрасли через повышение эффективности производства электроэнергии и привлечение инвестиций для развития отрасли. Однако в ходе проведения реструктуризации электроэнергетики выяснилось, что цены на энергию должны обеспечить инвесторам прибыль от их вложений, а этого можно добиться только за счёт их значительного увеличения. В противном случае сроки окупаемости исчислялись бы десятками лет. Фактически на ОРЭМ в нерегулируемом секторе сложилась ситуация бесконтрольного формирования стоимости на электрическую энергию и мощность.
Созданы генерирующие, сетевые, сбытовые компании, вертикально интегрированная структура диспетчеризации и администрация торговой системы оптового рынка. Если на оптовом рынке электроэнергии изменения полной либерализации шли поэтапно согласно принятому плану, то на розничном рынке в регионах явно просматриваются монопольные тенденции, а антимонопольный контроль за действиями созданных на базе региональных поставщиков и сетевых компаний осуществляется на низком уровне в связи с отсутствием чётких правил, прописанных в нормативно-правовых актах. К тому же не был проведён поэтапный анализ результатов реформирования, как это прописано в Постановлении Правительства РФ № 526 от 11.07.01 о реформировании электроэнергетики [1].
Ситуация с организацией торговли электрической энергией (мощностью) в Российской Федерации с 01.01.2011 года показала неоправданно высокий рост тарифов в нерегулируемом секторе. Темп роста тарифов на электрическую энергию существенно ниже, чем индекс роста потребительских цен: в среднем по стране он выше на 12-15 %.
Функционирование оптового рынка электрической энергии в России основывается на следующих критериях:
- определена целевая модель оптового рынка электрической энергии (мощности);
- поэтапно, используя коэффициенты либерализации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 205 от 7 апреля 2007 года осуществляется переход на рыночные принципы ценообразования на ОРЭМ;
- сформировался реестр поставщиков и покупателей электрической энергии (мощности);
- определена система ограничения роста цен на рынке на сутки вперёд и трансляции ценовых сигналов на розничные рынки электрической энергии;
- ведётся дальнейшее совершенствование модели: по результатам завершения реформирования отношений в электроэнергетике подготовлены модели долгосрочного рынка мощности и рынка системных услуг и т. д.;
- повсеместно внедряется система ИАВ при регулировании сетевых организаций.
Для республик Северо-Кавказского ФО подобный механизм формирования цен ведёт к росту неплатежей из-за стремительного роста тарифов, которые никак не связаны с развитием региональных экономик и не учитывают специфику развития и структуру потребителей республик.
Фактически рост тарифов на электрическую энергию в Северо-Кавказском ФО спровоцировал рост
НЮМИИМ
Энергоресурсосбережение и энергоэффективность ^^ 33 =
дебиторской задолженности энегоснабжающих организаций на 30-40 %, высокий рост фактических потерь электрической энергии до 32 %, что указывает на отсутствие возможности оплачивать стоимость потреблённой электрической энергии. Также полное отсутствие конкуренции в розничном секторе рынка электрической энергии из-за особой специфики не способствует снижению стоимости электрической энергии и мощности, что тоже сводит смысл и логику реформы электроэнергетики к нулю.
Фактически гарантирующими поставщиками в северо-кавказских республиках управляют сетевые организации. И в итоге получается, что разделение видов деятельности де-факто не происходит. Это мешает приходу на розничные рынки СК ФО прочих сбытовых операторов.
Покупателями на оптовом рынке являются:
- крупные промышленные предприятия;
- конкурентные энергосбытовые компании;
- энергосбытовые компании - гарантирующие поставщики (ГП).
Существуют особенности регулирования тарифов на электрическую энергию и трансляции нерегулируемых цен в каждой из республик округа, кроме того, сетевые организации не заинтересованы в снижении потерь электрической энергии, а следовательно, и в снижении стоимости электрической энергии для потребителя (потребитель не заинтересован в учёте электрической энергии); обеспечение гарантированного энергоснабжения указанных групп не решается ввиду статуса ГП у сетевых организаций каждой республики округа.
Можно сделать вывод, что СК ФО отстаёт от других регионов в вопросе внедрения целевой модели розничного рынка. Возможно, в сложившейся ситуации будет правильно с помощью Правительства РФ создать пилотный проект модели розничного рынка без участия посредников. Ведь статус гарантирующего поставщика зачастую никакого отношения не имеет к созданию конкурентных условий на розничных рынках электрической энергии, а его деятельность не направлена на защиту потребителей.
Суть пилотного проекта в создании единой ценовой зоны в Северо-Кавказском округе при формировании цены на электрическую энергию и правил построения конкуренции за потребителя [2].
Региональные гарантирующие поставщики отвечают за следующие функции, определяющие модель розничного рынка:
- расчёт отклонений потребления электроэнергии;
- формирование фактических двухставочных тарифов;
- прогнозирование и составление баланса энергии (мощности) и ведение отчётности по потерям электрической энергии;
- взаимодействие со всеми ТСО региона и региональной генерацией - не субъектом ОРЭ;
- регулирование его деятельности в РСТ региона;
- участие в конкурсах на статус гарантирующего поставщика;
- осуществление руководства энергоснабжением через ЭСК-ГП и ЭСК более низкого уровня;
- участие в процессе перераспределения средств при перекрёстном субсидировании;
- подмена рынка жилищно-коммунальных услуг в части электроснабжения граждан многоквартирных домов.
Гарантирующий поставщик фактически является в регионе естественным монополистом, поэтому его деятельность должна активнее координироваться государством. Необходимо сформировать направление и модель, которая позволит создать целевую модель единой ценовой зоны в Северо-Кавказском ФО. Кроме того, пролонгирование покупки электрической энергии и мощности ОРЭМ для всех групп потребителей Северо-Кавказского ФО по регулируемым ценам до 01.01.2015 года позволяет в короткие сроки воплотить проект модели единой ценовой зоны.
Основными задачами по созданию единой ценовой зоны в Северо-Кавказском федеральном округе можно считать следующие:
- минимизация потоков перекрёстного субсидирования;
- уход от множества посредников на розничном рынке электрической энергии;
- преемственность трансляции цен с оптового рынка;
- определение категорий потребителей в отношении конкурентного выбора поставщиков;
- организация механизмов конкуренции за потребителя;
- совершенствование системы гарантий энергоснабжения социальных потребителей и тарифов на электроэнергию с пересмотром по итогам года в соответствии с трендом оптового рынка и конкретных потребителей;
- получение гарантий государства по оплате электрической энергии недобросовестными гражданами и организациями, финансируемыми различными уровнями бюджета, а также ЖКХ через их энергоснабжение от гарантирующего поставщика;
- снижение цен на электрическую энергию для конечных потребителей;
- снижение так называемых коммерческих потерь электрической энергии.
Реализация модели единой тарифной зоны на базе Северо-Кавказского ФО требует разработки мероприятий и проекта постановления Правительства РФ на проведение пилотного проекта, в частности:
- снабжение всей этой группы потребителей необходимо осуществлять с ОРЭ с привязкой свободных договоров ГП к поставщикам крупных государственных генерирующих компаний - концерна «Росэнергоатом» и ОАО «РусГидро»;
- определить ответственного за планирование в регионе СК и трансляцию цен оптового рынка на розничный рынок, обеспечив прозрачность и справедливость в лице единого независимого оператора - администратора розничного рынка (АРР), отменив конкурсы ГП;
- все потребители, кроме групп «население» и «бюджетные социально-значимые и государственно-важ-
= 34
Энергобезопасность и энергосбережение
ные объекты» должны быть поделены по присоединённой мощности на наиболее крупные, крупные, средние и мелкие;
- стимулировать население к переходу на двух- и многоставочные тарифы через дифференциацию дневных и ночных тарифов;
- утверждать не тарифы, а таблицы градационного ценообразования - стоимости потребляемой электроэнергии в зависимости от её количества;
- представить возможность потребителям электрической энергии управлять её стоимостью;
- способствовать снижению темпов роста тарифов на электрическую энергию (в итоге ниже темпов ИПЦ);
- определить границы между розничным рынком электрической энергии и ЖКУ;
- привести ценообразования на электрическую энергию и ЖКУ в соответствие с федеральным законодательством;
- ввести систему предоплаты для всех потребителей электрической энергии;
- ввести социальную норму для граждан до целевого снижения темпов роста тарифов.
Кроме того, прототип единой тарифной зоны после 01.01.2015 года может стать биржевой площадкой по продаже электрической энергии и мощности.
Единая ценовая зона в Северо-Кавказском округе Российской Федерации с единой инфраструктурой позволит снизить долю издержек и соответственно тарифов, а также будет способствовать развитию конкуренции. Фактически предлагаемая модель формирует справедливые условия для всех участников регионального рынка электрической энергии. Её укрупнённая схема представлена на рис. 1.
Рис. 1. Укрупнённая схема единой тарифной зоны Северо-Кавказского ФО
Первый уровень в данной модели представлен оптовыми продавцами электрической энергии и мощности - это уровень ОРЭМ. До 01.01.2015 стоимость электрической энергии и мощности в размере заявленных балансовых величин на территории Северо-
Кавказского ФО будет реализовываться по регулируемым ценам.
Второй уровень в данной модели представлен сбытовыми компаниями: гарантирующими поставщиками и прочими сбытовыми компаниями, субъектами-покупателями ОРЭМ. Эти субъекты рынка или для собственного потребления, или с целью перепродажи будут покупать электрическую энергию и мощность по установленным ФСТ тарифам (до 01.01.2015) и организовывать сбытовую деятельность. Причём, потребители, имеющие системы АСКУЭ и напрямую информационно связанные с единой тарифной зоной, смогут сами выбирать сбытовую компанию и подбирать оптимальный тариф, или при помощи оператора рынка уходить от посредников и напрямую покупать электрическую энергию у оптовых продавцов. В данном случае необходимо соизмерить все риски и выработать общие принципы допуска. Если технические параметры потребления электрической энергии и мощности таких потребителей будут соответствовать заявленным в балансе, то выход напрямую на первый уровень, минуя посредников-сбытовиков, позволит снижать издержки потребителям. На данном уровне при выполнении описанных условий будет присутствовать реальная конкуренция между сбытовыми компаниями, которые станут снижать свои издержки, разрабатывать новые пакеты тарифов, чтобы удержать старых и привлечь новых потребителей.
Третий и четвёртый уровни представлены сетевыми компаниями - МРСК и территориальными сетевыми компаниями. Данные уровни характеризуются как элементы технологической инфраструктуры электроэнергетики. Стоимость услуг сетевых компаний как естественномонопольного звена отрасли регулируется государством. Поэтому данные компании при создании именно такой структуры функционирования электроэнергетики будут отделены от прочей деятельности и коммерческих интересов в сбытовых компаниях. Также здесь присутствуют субъекты розничной генерации электрической энергии.
Пятый уровень единой тарифной зоны - это потребители (покупатели электрической энергии и мощности). Предложенная структура организации региональной энергетики наиболее оптимально учитывает интересы этой группы субъектов, нивелируя монопольное положение сбытовых компаний. Кроме того, условия функционирования Единой тарифной зоны будут мотивировать потребителей устанавливать АСКУЭ, чтобы иметь возможность становиться равноправными участниками системы «поставщик - потребитель электрической энергии».
Организация функционирования единой тарифной зоны будет под ответственностью некоммерческой структуры оператора - администратора торговой системы. Этот элемент будет относиться к технологической инфраструктуре единой тарифной зоны. Все технические параметры соблюдения режимов энергопотребления, графиков нагрузок, анализ и мониторинг балансов электрической энергии и мощности будут контролироваться указанной структурой. Фактически администратор торговой системы выступит главным организатором процесса продажи-покупки электри-
НЮМИИМ
Энергоресурсосбережение и энергоэффективность ^^ 35 =
ческой энергии, а после 01.01.2015 года может реструктуризироваться в электронную биржу по продаже электрической энергии и мощности.
Все финансовые расчёты, связанные с функционированием системы «поставщик-потребитель электрической энергии», согласно предлагаемой модели будут осуществляться через независимого оператора -Единый расчётный центр АРР. Причём финансовые средства по оплате потребляемой электрической энергии и мощности от потребителей будут непосредственно поступать на счёт АРР. Функция распределения средств между всеми участниками единой тарифной зоны согласно определённым долям в структуре стоимости потребляемой электрической энергии и мощности: субъектами-продавцами ОРЭМ, сбытовыми компаниями, сетевыми организациями, АТС будет полностью лежать на АРР. Активное применение систем АСКУЭ позволит существенно сократить так называемые коммерческие потери в электроэнергетической системе, повысить платёжную дисциплину потребителей электрической энергии, что также станет положительным фактором функционирования единой тарифной зоны. Финансирование деятельности АРР должно производиться субъектами, приобретающими электрическую энергию в единой тарифной зоне, стоимость услуг должна определяться государством в фиксированном размере, тариф необходимо устанавливать на единицу (1 кВт-ч) приобретённой электрической энергии. Размер тарифа должен быть минимальным.
По мере развития единой тарифной зоны будет важно разрабатывать новые пакеты тарифов и расширенных возможностей для потребителей. Например, чтобы у потребителей появился дополнительный стимул к установке систем АСКУЭ даже в индивидуальных жилых помещениях, необходимо предоставить услугу управления объёмом энергопотребления самим потребителям. В частности, весь алгоритм потребления электрической энергии и организация расчётов за её потребление должны строиться по принципу, схожему с пользованием услугами сотовой связи. Система
АСКУЭ, используемая потребителем электрической энергии в режиме онлайн, должна будет отслеживать режим и объём потребления. Информация о размере потребления и стоимости энергоресурса будет сообщаться потребителю автоматически: оповещениями через сотового оператора, уведомлениями на электронную почту или иным заранее определённым способом. На основе этой информации потребитель будет оплачивать счёт за потреблённую электрическую энергию удобным способом: посредством электронного платежа через Интернет, через сотового оператора, через банковскую систему или традиционно через представителей Единого расчётного центра. Причём, в случае неоплаты электрической энергии через систему АСКУЭ будут подаваться предупредительные сигналы об отключении - подача ресурса будет временно прекращаться сначала на несколько минут в день, затем на несколько часов, в случае дальнейшей неоплаты подача энергоресурса будет отключена до момента погашения долга за потреблённый энергоресурс.
Все условия функционирования данной системы должны быть заранее указаны и согласованы в договоре на энергоснабжение между потребителем и Единым расчётным центром. На основе предлагаемого базового расчётного принципа между потребителем электрической энергии и Единым расчётным центром можно будет разрабатывать и предлагать варианты: интерактивный выбор тарифа на электрическую энергию и мощность, предоплата за электрическую энергию, обеспечивающая бонусы для потребителя, и т. д. Всё это даст возможность потребителю управлять процессом потребления электрической энергии, повысить контроль за своими расходами за потребляемые энергоресурсы, улучшить платёжную дисциплину.
Единая ценовая зона в Северо-Кавказском округе Российской Федерации с единой технологической и коммерческой инфраструктурой будет способствовать снижению доли издержек и, соответственно, тарифов, а также развитию конкуренции, предлагаемой в проекте.
Литература
1. Гассиева О. И. Формирование механизмов торговли электрической энергией для потребителей СевероКавказского федерального округа // Terra economicus. - 2011 - № 2.
2. Анисимов С. П., Гассиева О. И., Хузмиев И. К. О единой тарифной зоне в Северо-Кавказском федеральном округе // Материалы VII Международной конференции «Устойчивое развитие горных территорий в условиях глобальных изменений».
The creation of a single tariff of electric power for consumers of the North-Caucasian Region
O. I. Gassieva,
Senior lecturer of department of economy and management at the enterprise of the North-Caucasian mining and
metallurgical institute, Ph.D.
The Russian model of electric energy tariff forming is contradicts market principles of managing. The state policy should contain effective mechanisms of protection of interests of consumers of a power resource in sphere of functioning of electric power industry. To solve the given problem it is possible by means of use of model of the Uniform tariff zone. The model will provide creation of a real competition between the marketing electric power companies at level North-Caucasian Region that will allow to lower tariffs for end users.
Keywords: the electric power industry reform, electric power market, United tariff zone, interests of consumers of electric energy, electric energy tariffs, competition in the power industry.
1РШИД