Научная статья на тему 'Тарифная политика России в условиях ВТО: подготовка и реализация'

Тарифная политика России в условиях ВТО: подготовка и реализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ВТО / CUSTOMS TARIFF / TARIFF PREFERENCES / WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонович Эллада Александровна, Чигарева Татьяна Владимировна

В статье представлен анализ условий трансформации таможенно-тарифной политики в конце XX – начале XXI вв. Выделены особенности формирования системы тарифного регулирования в период становления системы рыночных отношений в стране, направления их совершенствования и современные приоритеты в условиях участия в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of custom and tariff policy transformation at the end of 20 th – the beginning of 21 st centuries are analyzed. The specific features of the tariff regulation system formation during the period of market relations maturing in the country; the directions of improvement and the modern priorities of the Russia’s participation in WTO are drafted.

Текст научной работы на тему «Тарифная политика России в условиях ВТО: подготовка и реализация»

Эллада ТИХОНОВИЧ, Татьяна ЧИГАРЕВА

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВТО: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ

В статье представлен анализ условий трансформации таможенно-тарифной политики в конце XX - начале XXI вв. Выделены особенности формирования системы тарифного регулирования в период становления системы рыночных отношений в стране, направления их совершенствования и современные приоритеты в условиях участия в ВТО.

The conditions of custom and tariff policy transformation at the end of 20th - the beginning of 21st centuries are analyzed. The specific features of the tariff regulation system formation during the period of market relations maturing in the country; the directions of improvement and the modern priorities of the Russia’s participation in WTO are drafted.

Ключевые слова:

таможенный тариф, тарифные преференции, ВТО; customs tariff, tariff preferences, WTO.

Одно из главных событий 2012 г. — вступление России во Всемирную торговую организацию. Оно завершило длив -шийся с 1995 г. переговорный процесс и при этом обострило интерес к проблематике таможенно -тарифного регулирования национальной экономики, столь актуальной в момент принятия в 1991 г. закона «О либерализации внешнеэкономической деятель -ности на территории РСФСР». С момента начала реформ внешней торговли прошло более 20 лет, однако, на наш взгляд, некоторые важные концептуальные положения таможенно - тарифного регу -лирования до сих пор не были реализованы в государственной эко номической практике.

Происходившая в 90 -х гг. социально -рыночная трансформация российской экономики предполагала изменение используемых го сударством методов регулирования. Процесс либерализации внеш -неэкономических связей, способствующий равноправной инте -грации России в мировое хозяйство, предполагал формирование базирующегося на рыночных принципах механизма регулирования внешней торговли. Часть отечественных производителей оказалась вытесненной с внутреннего и внешнего рынков, производственный сектор российской экономики находился в сильной зависимости от конъюнктуры мировых рынков. Дальнейшее развитие внешней торговли РФ обусловливало необходимость пересмотра инструмен -тов ее регулирования.

Политика в сфере тарифного регулирования должна была выра -жать интересы национального хозяйства, отечественного произво -дителя и потребителя и сохранять возможности для экономического взаимодействия страны с мировым сообществом. Необходимость увеличения эффективности механизма внешнеторгового регули -рования, влияющего на зависимость отечественной экономики от мировой конъюнктуры, определила актуальность исследований в области таможенно -тарифного регулирования. Особое значение приобретало рассмотрение структуры таможенного тарифа и уровня тарифного обложения с целью выявления путей оптимизации ста -вок таможенного тарифа, которые, с одной стороны, поддерживали бы на должном уровне состояние конкуренции на национальном рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершен -ствовать производство, улучшать качество и снижать издержки, а с другой — не привели бы к их вытеснению с внутреннего рынка. Содержавшаяся в зарубежной и отечественной литературе кри -

ТИХОНОВИЧ

Эллада

Александровна — к.э.н., доцент; доцент кафедры мировой и региональной экономики ВолГУ e_tihonovic@mail.ru

ЧИГАРЕВА

Татьяна

Владимировна —

старший

преподаватель

кафедры

корпоративных

финансов

и банковской

деятельности ВолГУ

tvchigareva@

rambler.ru

тика таможенно -тарифного регулирова -ния указывала на наличие серьезных про -блем, возникавших при использовании таможенного тарифа. Отсутствие у рос -сийского государства опыта рыночного регулирования экономики и отлаженного законодательства вызывало необходи -мость изучения зарубежного опыта фор мирования таможенно тарифной поли тики. В 1980-х гг. на Западе исследовалась оптимальная тарифная политика неболь -ших стран с открытой экономикой, ана лизировалась эффективность инструмен тов протекционистской внешнеторговой политики, в частности таможенных тари -фов и квот. В 1990 -х гг. упор в публика -циях делался на анализ воздействия суще -ствующего уровня таможенных пошлин на крупных импортеров. Новым направ -лением стало исследование таможенной политики в развивающихся и переход -ных экономиках (работы М. Хейфорда, С.А. Пасурка, А. Панагрива). Усиление роли ВТО и перспективы вступления в нее стран Восточной Европы, в тот момент начавших переход от административно командной экономики, породили значи тельное число исследований, посвящен ных условиям и эффектам от вступления в ВТО.

В рассматриваемый период ставки российских таможенных пошлин разде лялись на минимальные (базовые), пре ференциальные и максимальные (гене ральные) в зависимости от страны проис хождения товара. Минимальные ставки ввозных таможенных пошлин применя лись к товарам из стран или их союзов, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования (130 стран, включая Европейский союз и Европейское сообщество по атомной энергии). Предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего бла гоприятствования (РНБ) полностью соот -ветствовал правилам ВТО. Любые преиму -щества, льготы, иммунитеты, предостав -ляемые Россией товарам из третьих стран, должны были, соответственно, предостав -ляться товарам из России. Исключения из режима наибольшего благоприятство вания допускались в отношении пре имуществ, предоставляемых соседним странам с целью развития приграничной торговли, в случае создания на региональ ной основе таможенных союзов, а также развивающимся странам в соответствии с

ГАТТ и другими многосторонними согла -шениями.

Для России были предусмотрены допол -нительные исключения из РНБ, которые позволяли до вступления в ВТО не рас -пространять этот режим на преимущества, предоставляемые другим странам бывшего СССР. РФ могла применять специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими странами, и в соответствии с международ -ными соглашениями.

Особый режим таможенного обложе -ния применялся в отношении товаров из развивающихся стран (ставка 75% от базовой). Понятие «таможенные префе -ренции», т.е. таможенные преимущества и льготы, появилось в конце прошлого века. Действовавшая в конце 90 -х гг. рос -сийская схема преференций распростра -нялась на 154 страны и территории, в т.ч. и на 49 наименее развитых стран по класси фикации ООН. Начиная с 1994 г. перечень стран, пользующихся российской схе -мой преференций, дополнялся списком изъятий из национальной схемы префе -ренций, т.е. списком товаров, на которые действие российской схемы преференций не распространялось. Этот список перио -дически корректировался.

Среди стран, пользующихся российской схемой преференций, помимо действи -тельно слаборазвитых, был и ряд эконо -мически прогрессирующих государств со сравнительно высокими показателями прироста ВВП на душу населения, таких как Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Турция. Российская схема предоставления преференций была более простой и содер -жала больше льгот, чем, например, схема ЕС.

В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, приме нялись, как и в настоящее время, следую -щие виды таможенных пошлин, установ ленные законодательством РФ: адвалор -ные, специфические, комбинированные. Преимуществом адвалорных пошлин является то, что на их основе обеспечи вается постоянный уровень тарифной защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на импортируемые товары. Во - вторых, они обеспечивают максималь -ную прозрачность применяемых тарифных инструментов защиты внутреннего рынка и их транспарентность. Специфические

пошлины традиционно применяются по отношению к стандартизированным това рам. Эти пошлины просты в применении и, как правило, не оставляют места для таможенных преступлений. Их защитная функция существенно зависит от коле бания цен на товары. В условиях роста импортных цен уровень защиты внутрен него рынка с помощью специфического тарифа снижается. Напротив, в случае падения импортных (мировых) цен специ -фический тариф способствует усилению протекционистской защиты националь -ных производителей. Главная особенность комбинированных ставок — преимуще -ственная направленность на фискальные цели, т.е. на максимизацию таможенных платежей безотносительно к изменению мировых (импортных) цен.

Существенно то, что именно специфи ческие и комбинированные пошлины формируют пиковые (максимальные) ставки тарифов и традиционно использу ются для целей наиболее сильной защиты внутренних рынков от экспансии импорта. Специфическими пошлинами облага -лись, как правило, сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товар -ные массы. В РФ сырье, полуфабрикаты и комплектующие облагались преимущественно адвалорными (303 позиции) и комбинированными (178 позиций) став -ками1. Особенностью российской тариф -ной системы являлось преобладание комбинированных ставок. В силу причин фискального характера общее число при меняемых в тарифной системе комбини рованных ставок значительно превышало число специфических ввозных пошлин — 13,4% и 1,6% их общего количества соот -ветственно2.

Таким образом, особенностями таможенно тарифной системы РФ к началу XXI в. были:

— дифференциация российского тарифа на значительно более низком уровне, чем тарифов многих зарубежных стран;

— предусмотренные для России допол -нительные исключения из РНБ, которые

1 Водянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал, 2000, № 5-6, с. 87.

2 Савин А. Некоторые проблемы таможенного дела и регулирование внешней торговли в РФ //

Внешняя торговля, 1998, № 7-9, с. 52.

позволили бы ей до вступления в ВТО не распространять этот режим на преиму -щества, предоставляемые другим странам бывшего СССР;

— простая и более льготная схема пре -доставления преференций по сравнению с аналогичными системами развитых стран;

— преобладание комбинированных ста -вок в российском таможенном тарифе;

— слабая тарифная эскалация, неболь -шая разница между уровнем таможенного обложения товаров по мере роста степени обработки товаров, разрыв между став -ками пошлин на сырье и обработанную продукцию.

Анализируя основные направления таможенно -тарифной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.3, можно выделить следующие не реализованные до настоящего времени приоритетные направления.

1. Обеспечение доступа к использованию передового иностранного обору дования и технологий, что должно быть достигнуто за счет снижения или обнуле -ния ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного обору дования, комплектующих, готовых изде лий производственного назначения, спо собствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и при этом не имеющих ана -логов в РФ.

2. Привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора путем повышения степени эскалации таможен ного тарифа и снижения/обнуления вво -зных пошлин на комплектующие, необхо димые для переноса производства совре менных конкурентоспособных готовых изделий на территорию России.

3. Совершенствование структуры еди ного таможенного тарифа, усиление его регулирующей роли при одновременном сохранении фискальной функции.

4. Совершенствование системы тариф ных преференций Таможенного союза.

В современный период реализация выделенных приоритетных направлений будет протекать в рамках отношений ВТО, строго ограничивающей круг используе мых инструментов регулирования.

3 http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/.../doc20100407_06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.