Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Монголии'

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2571
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / MONGOLIA / CUSTOMS TARIFF REGULATION / CUSTOMS DUTY / STATE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отгонсайхан Нямдаа

Освещается состояние таможенно-тарифного регулирования внешней торговли Монголии на современном этапе. Рассматривается система формирования и применения таможенных тарифов и влияние таможенных пошлин на государственный бюджет Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS TARIFF REGULATION OF MONGOLIA'S FOREIGN TRADE

The article deals with the issues of customs tariff regulation of Mongolia's foreign trade at the present stage, the system of formation and application of customs tariffs and the impact of customs duties on the state budget of Mongolia.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Монголии»

УДК 339.5 (517,3) Н. ОТГОНСАЙХАН

ББК 65.428(5Мон) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск, старший преподаватель Института торговли Монгольского государственного университета, г. Улан-Батор

e-mail: [email protected]

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МОНГОЛИИ

Освещается состояние таможенно-тарифного регулирования внешней торговли Монголии на современном этапе. Рассматривается система формирования и применения таможенных тарифов и влияние таможенных пошлин на государственный бюджет Монголии.

Ключевые слова: Монголия, таможенно-тарифное регулирование, таможенная пошлина, государственный бюджет.

N. OTGONSAIKHAN

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk,

Senior Instructor, National University of Mongolia, School of Business, Ulan-Bator e-mail: [email protected]

CUSTOMS TARIFF REGULATION OF MONGOLIA’S FOREIGN TRADE

The article deals with the issues of customs tariff regulation of Mongolia's foreign trade at the present stage, the system of formation and application of customs tariffs and the impact of customs duties on the state budget of Mongolia.

Keywords: Mongolia, customs tariff regulation, customs duty, state budget.

Таможенно-тарифное регулирование в соответствии с таможенно-тарифным законодательством Монголии заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли получило свое развитие в современной Монголии начиная с 1991 г. Законодательной основой организации таможенного дела в государстве являются Таможенный кодекс Монголии, новая редакция которого вступила в силу с 20 мая 2008 г., и закон Монголии «О таможенном тарифе», которой вступил в силу с 20 мая 1996 г. Этот закон доработан и 20 мая 2008 г. был принят в новой редакции. Целями настоящего закона являются: регулирование определения стоимости товара; определение страны происхождения товара, классификация товара, а также вопросы взимания таможенных и иных пошлин; порядок формирования и применения таможенного тарифа.

По закону Монголии «О таможенных тарифах, таможенных пошлинах» внештатный совет при Правительстве по таможенному тарифу должен разрабатывать предложения и рекомендации по изменению тарифов на основе исследований развития экономики страны. Правительство должно вынести этот вопрос на обсуждение в Великий Государственный Хурал, после признания необходимости проведения тарифной реформы утвердить таможенные тарифы [1]. Однако в Монголии до сих пор нет единой методики установления импортного тарифа.

Кроме того, при определении таможенных тарифов на товары таможенные органы должны указывать товарный код и наименование товара согласно международной гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Однако в Монголии недостаточна осуществлена детализация номенклатуры товаров, в связи с этим обрабо-

© Н. Отгонсайхан, 2012

танное и необработанное сырье облагается таможенными пошлинами в одинаковом размере. Поэтому требуется детализация товарной номенклатуры тарифов, что позволит проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенно-тарифной политики. Детализация товарной номенклатуры тарифа даст преимущества при ведении торговых переговоров с другими странами и позволит обеспечить дополнительную тарифную защиту необходимых товаров.

В Монголии установлены два вида импортных таможенных тарифов: обычный и наиболее благоприятный. Наиболее благоприятный тариф представляет собой ставки ввозных таможенных пошлин на товары государств, которым Монголия предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)1. Импорт Монголии по ставке РНБ составляет свыше 99% и меньше 1% по обычным тарифам. В последние 15 лет в среднем во всем монгольском товарообороте доля стран — членов ВТО — составляет свыше 75% и стран, заключивших с Монголией двусторонние соглашения о таможенных преференциях, составляет свыше 20% [5].

Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Монголии является одним из наиболее низких тарифов, используемых членами ВТО. Он составляет по ставке РНБ 5%2 (рис. 1) (сельскохозяйственные товары — 5,1%, промышленные товары — 5%). Для сравнения: средневзвешенный применяемый импортный тариф в Индии составляет 13% (сельскохозяйственные товары — 31,8% и промышленные товары — 10,1%), во Вьетнаме соответственно 10,9; 18,9; 9,7%, в Китае — 9,6; 15,6; 8,7%; в Корее — 12,1; 48,6; 6,6%. Средневзвешенный связанный тариф3 Монголии составляет

’ Ставки РНБ: для товаров из стран-членов ВТО; стран, заключивших с Монголией двусторонние соглашения о таможенных преференциях.

2 Адвалорная ставка в проценте к цене товара. В Монголии не используются комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин.

3 Конкретное обязательство каждого члена ВТО не поднимать тарифные ставки выше уровня, который оговорен и согласован с другими участниками организации в ходе многосторонних торговых переговоров.

17,5%, тогда как в странах с формирующейся экономикой составляет: в Индии — 48,5% (сельскохозяйственные товары — 113,1%,

промышленные товары — 34,4%), в развитых странах США и Японии соответственно 3,5; 5,2; 3,3% и 5,1; 22,2; 2,2% [2].

.15 7

\0 5 5

0---------1-- ' --1--------1-------1------1

1990-19971997-1999 1999-2000 2000-20012001-2011

Рис. 1. Изменение средневзвешенного

импортного тарифа Монголии, %

С целью защиты отечественных производителей на муку4 и некоторые виды овощей (картофель, лук, морковь, капуста, брюква) взимается импортная пошлина 15%, а на пиво из зерновых хлопьев — 25%. В период с 1 апреля по 1 июля адвалорная ставка на муку составляет 5% при импорте через следующие приграничные пункты: Баян-Улгий аймак — Цагааннуур, Ховд аймак — Ярант, Увс аймак — Боршоо, Завхан аймак — Арц-суурь, Говь-Алтай аймак — Бургастай.

При этом Монголия не использует тарифные квоты на импорт, и нулевая ставка пошлины устанавливается по отдельным товарам: живые животные, предназначенные для размножения; автоматизированные машины для обработки информации и их блоки, части; диоды, транзисторы и полупроводниковые приборы; электронные интегральные схемы и микросборки; приборы и устройства, применяемые в медицине. К импорту в Монголию запрещены: неденатурированный этанол крепостью 80% и более, а также денатурированный этанол и прочие спирты и спирт этиловый неденатурированный крепостью менее 80% [3].

Экспортными пошлинами в Монголии облагаются только верблюжья шерсть5, необработанные шкуры коз6, лес-кругляк, брус и доска обрезная7 [3].

Таможенный тариф выполняет функции поддержания баланса между экспортом и импортом, фискальную и регулирующую.

4 Сезонная пошлина.

5 За 1 кг — 100—200 тугриков.

6 За 1 штуку — 1 500 тугриков.

7 За 1 м3 — 150 тыс. тугриков.

Можно полагать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма [4].

В последние 10 лет таможенная пошлина среди налоговых поступлений в государственный бюджет Монголии составляет 6,48,2% (рис. 2). Среди таможенных пошлин большую долю занимают импортные таможенные пошлины: в 2006 г. доля импортных таможенных пошлин составляет 90,5%; в 2007 г. — 93,9%; в 2008 г. — 93,8%; в 2009 г. — 95,9%; в 2010 г. — 99,9%. Здесь не учтены таможенные сборы и платежи.

Иные косвенные налоги (НДС, акцизы) являются основными видами налогообложения внешнеторговой деятельности в Монголии и собираются через таможенные органы. Эти налоги составляют значительную часть дохода в бюджете Монголии (рис. 3). Правовая нормативная основа, регламентирующая внешнеторговые налоги, закреплена в законах «Об акцизном налоге» и «О налоге на добавленную стоимость (НДС)».

В 2007 г. ставки НДС снижены с 15 до 10%, в связи с этим удельный вес НДС в налоговых доходах снизился и составляет

в среднем 13-16%. Прирост таможенной пошлины и акцизов в последние годы стабилен и составляет в среднем около 6,8-7,4; 5,5-6,6% соответственно.

Доля налоговых доходов от внешней торговли Монголии в общей сумме налоговых доходов госбюджета с 2007 г. в среднем составляет 26-30%.

Следует отметить, что относительно небольшое значение удельного веса таможенных пошлин в общей структуре налоговых поступлений в Монголии в целом является положительным результатом. Но в то же время применение таможенного тарифа, уровня обложения экспортно-импортных операций свидетельствует о том, что в Монголии преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа.

Для того чтобы изменить ситуацию и переориентировать импортный таможенный тариф на выполнение регулирующей функции, необходима смена стратегических ориентиров, постепенный переход от реализации фискальной к регулирующей функции таможенной пошлины. Повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования возможно при смене направленности тамо-

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

□Таможенная пошлина □ Таможенная пошлина на импорт □ Таможенная пошлина на экспорт

Рис. 2. Динамика удельного веса таможенных пошлин в структуре налоговых поступлений в бюджете Монголии, %

(составлено по данным статистических сборников Монголии)

25

20-

15-

10-

5-

0

17,3 8,6 _ У,7_ 9,7 18 4 . - "23,5“ -■Л1 %

|8,4 . 9,2 ”""21,7 8,6 22,4 9,2 22,8 ^ . 17,7 * 8,2 6,4 „13,2^ 6,8 15,3. 7,4 _15,3_ 7,2 15,9 7,2

5,0^ 8,6 8,2' 6,8 7,8 7,7 7,3 5,6 1 ,5 5, 1 1 ,8 5, 1 "5,7 ” 6,6

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

— НДС на импорт ---------- Акцизы на импорт

Таможенная пошлина

Рис. 3. Удельный вес налоговых доходов от внешней торговли страны в общей сумме налоговых доходов госбюджета Монголии, %

(составлено по данным статистических сборников Монголии)

женного тарифа с выполнения фискальной на регулирующую функцию [4]. При этом в рамках совершенствования таможенно-тарифного регулирования необходимо, на наш взгляд, принять институциональные и организационно-процедурные решения: во-первых, усилить стимулирующую и регулирующую функции таможенно-тарифной политики. Необходимо более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс; во-вторых, детализировать ставки таможенных пошлин по

товарным группам в соответствии с кодами ГС и разработать методику установления целесообразного размера ставок таможенных пошлин. При установке уровня ставок ввозных таможенных пошлин соблюдать: принцип эскалации таможенного тарифа при импорте и экспорте; установить минимальный уровень ставки ввозной таможенной пошлины для технологического оборудования. Постоянно проводить мониторинг и анализ последствий изменения ставок таможенного тарифа; в-третьих, использовать все инструментарии мер по защите рынка в соответствии с положениями и нормами ВТО.

Список использованной литературы

1. О таможенных тарифах, таможенных пошлинах: закон Монголии от 20 мая 2008 г. // Официальный сайт законов Монголии. URL: http://www.legalinfo.mn/law/2011_12_12.

2. Официальный сайт ВТО. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles10_e.pdf .

3. Официальный сайт таможни Монголии. URL: http://www.ecustoms.mn/images/editor/files/

Tariff%202011_07_07.pdf .

4. Свинухов В.Г., Горчак М.О. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ / / Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 3 (март). С. 68—74.

5. Otgonsaikhan N. Importance of customs duties in the budget of Mongolia. China, 2011.

Referenses

1. O tamozhennykh tarifakh, tamozhennykh poshlinakh: zakon Mongolii ot 20 maya 2008 g. // Ofitsial'nyi sait zakonov Mongolii. URL: http://www.legalinfo.mn/law/2011_12_12.

2. Ofitsial'nyi sait VTO. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles10_e.pdf .

3. Ofitsial'nyi sait tamozhnya Mongolii. URL: http://www.ecustoms.mn/images/editor/files/Tariff%202011_ 07_07.pdf .

4. Svinukhov V.G., Gorchak M.O. Sovershenstvovanie mekhanizma tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya vnesh-neekonomicheskoi deyatel'nosti RF // Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik. 2009. № 3 (mart). S. 68—74.

5. Otgonsaikhan N. Importance of customs duties in the budget of Mongolia. China, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.