Научная статья на тему 'ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРИТЕРИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / ПЛАСТИКА / РИТМ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Филатова Зульфия Гарифзяновна

Развитие выразительности движения у детей пятого года жизни в современное время считается актуальной проблемой. С каждым годом в обществе наблюдается снижение уровня сформированности критериев выразительности движения у детей дошкольного возраста. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях не уделяют особого внимания к данной проблеме по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни. В данной статье представлены основные направления по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Так же в статье показаны основные методики для выявления уровня сформированности критериев выразительности движения у детей пятого года жизни таких авторов, как А.И. Буренина, О.П. Радынова, М.А. Васильева. В данной статье расписаны актуальность исследования, теоретическая основа и результаты исследования, которые были проведены на базе дошкольной образовательной организации. Исследование организационно-педагогических условий развития критериев выразительности движений у детей пятого года жизни в статье расписаны по четырем пунктам: изучение уровня сформированности выразительности движений у детей пятого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов на сформированность готовности к развитию критериев выразительности движений у детей дошкольного возраста, опрос родителей воспитанников на выявление готовности к развитию критериев выразительности движений дошкольников. В конце статьи представлен анализ дошкольной организации по развитию критериев выразительности движений у детей пятого года жизни и рекомендации по улучшению организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Филатова Зульфия Гарифзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPMENT EXPRESSIVENESS OF MOVEMENTS OF CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

The development of expressive movement in children of the fifth year of life in modern times is considered an urgent problem. Every year in the society there is a decrease in the level of formation of the criteria of expressiveness of movement in preschool children. Teachers in preschool educational institutions do not pay much attention to this problem of the development of expressive movements in children of the fifth year of life. This article presents the main directions for the development of expressive movements in children of the fifth year of life in the conditions of a preschool educational organization. The article also shows the main methods for identifying the level of formation of the criteria of expressiveness of movement in children of the fifth year of life of such authors as A. I. Burenina, O. P. Radynova, M. A. Vasilyeva. This article describes the relevance of the study, the theoretical basis and the results of the study, which were conducted on the basis of a preschool educational organization. Research of organizational and pedagogical conditions of development of criteria of expressiveness of movements in children of the fifth year of life the article describes four points: the study of the level of formation of expressiveness of movements in children of the fifth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the questionnaire of teachers on the formation of readiness for the development of criteria of expressiveness of movements in preschool children, the survey of parents of pupils to identify readiness for the development of criteria of expressiveness of movements of preschool children. At the end of the article, an analysis of the preschool organization on the development of criteria for the expressiveness of movements in children of the fifth year of life and recommendations for improving the organizational and pedagogical conditions are presented.

Текст научной работы на тему «ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others

DANCE EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPMENT..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" Ч7Ч IH (Tl 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

J ' J I (ее) | Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0054 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorlD: 798950 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:shinkaryva@yandex.ru) ResearcherlD: A-0000-0000 ORCID: 0000-0002-1265-2319

ФИЛАТОВА Зульфия Гарифзяновна, бакалавр

Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: zulfiya.filatova@mail.ru) Аннотация. Развитие выразительности движения у детей пятого года жизни в современное время считается актуальной проблемой. С каждым годом в обществе наблюдается снижение уровня сформированности критериев выразительности движения у детей дошкольного возраста. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях не уделяют особого внимания к данной проблеме по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни. В данной статье представлены основные направления по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Так же в статье показаны основные методики для выявления уровня сформированности критериев выразительности движения у детей пятого года жизни таких авторов, как А.И. Буренина, О.П. Радынова, М.А. Васильева. В данной статье расписаны актуальность исследования, теоретическая основа и результаты исследования, которые были проведены на базе дошкольной образовательной организации. Исследование организационно-педагогических условий развития критериев выразительности движений у детей пятого года жизни в статье расписаны по четырем пунктам: изучение уровня сформированности выразительности движений у детей пятого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов на сформированность готовности к развитию критериев выразительности движений у детей дошкольного возраста, опрос родителей воспитанников на выявление готовности к развитию критериев выразительности движений дошкольников. В конце статьи представлен анализ дошкольной организации по развитию критериев выразительности движений у детей пятого года жизни и рекомендации по улучшению организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: эмоциональное воспитание, критерии выразительности, дошкольный возраст, развивающая предметно-пространственная среда, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, музыкальность, пластика, ритм, танцевальные движения, формирование.

DANCE EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPMENT EXPRESSIVENESS OF MOVEMENTS OF CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

©The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education"

Irkutsk state University

(664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya - Naberezhnaya street, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) FILATOVA Zulfiya Garifzyanovna, bachelor's degree Irkutsk state University, (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya - Naberezhnayastree, e-mail: zulfiya.filatova@mail.ru) Abstract. The development of expressive movement in children of the fifth year of life in modern times is considered an urgent problem. Every year in the society there is a decrease in the level of formation of the criteria of expressiveness of movement in preschool children. Teachers in preschool educational institutions do not pay much attention to this problem of the development of expressive movements in children of the fifth year of life. This article presents the main directions for the development of expressive movements in children of the fifth year of life in the conditions of a preschool educational organization. The article also shows the main methods for identifying the level of formation of the criteria of expressiveness of movement in children of the fifth year of life of such authors as A. I. Burenina, O. P. Radynova, M. A. Vasilyeva. This article describes the relevance of the study, the theoretical basis and the results of the study, which were conducted on the basis of a preschool educational organization. Research of organizational and pedagogical conditions of development of criteria of expressiveness of movements in children of the fifth year of life the article describes four points: the study of the level of formation of expressiveness of movements in children of the fifth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the questionnaire of teachers on the formation of readiness for the development of criteria of expressiveness of movements in preschool children, the survey of parents of pupils to identify readiness for the development of criteria of expressiveness of movements of preschool children. At the end of the article, an analysis of the preschool organization on the development of criteria for the expressiveness of movements in children of the fifth year of life and recommendations for improving the organizational and pedagogical conditions are presented.

Keywords: emotional education, criteria of expressiveness, preschool age, developing subject-spatial environment, federal educational standard of preschool education, musicality, plasticity, rhythm, dance movements, formation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования и развития выразительности движений детей пятого года жизни на сегодняшний момент составляет одну из главнейших актуальных тем общего развития ребенка. Исследованиями в широком смысле выразительности движений старших до-

школьников занимались Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Обухова [1]. Авторы рассматривали выразительность движений дошкольников в концепции о единстве сознания и деятельности целостности развития.

Более узко рассматривали выразительность дви-

228

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО...

жении детей пятого года жизни через положения организации образовательной деятельности такие авторы как Ю.С. Бабанский, М.В. Богуславский, Л.А. Венгер, А.М. Новиков [2].

Огромный вклад в развитие направления выразительности движений дошкольников внесли С.И. Бекина, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, С.Д. Руднева, Т. А. Тютюнникова, (Н.А. Александрова, Д.К. Кинарская, Е.В. Назайкинский, К.Э. Сишор, Б.М. Теплов) через теорию организации музыкальной деятельности дошкольников и теорию развития музыкальных способностей [3].

По мнению Е.В. Горшковой, С.Н. Мухиной выразительность движений является составляющей гармоничного развития, восполняющая сбалансированность всех функций, физическое, социально-психическое благополучие ребенка, обусловленное согласованностью двигательной активности, эмоциональных действий и проявлений своего «Я» и приемов общения [4].

Однако, несмотря на столь обширные исследования развитие выразительности детей пятого года жизни, в настоящее время имеет ряд нерешенных вопросов.

Исследование психолого-педагогических источников и методология обеспечение музыкального воспитания детей пятого года жизни говорят о том, что недостаточно анализируются элементы и критерии оценки выразительности движений. Нет эффективных приемов и методов развития выразительности движений в воспитательной деятельности. Актуальность данных направлений становится одним из главных приемов совершенствования педагогической практики с детьми в ДОУ

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между: значимостью выразительности движений и отсутствием практических методов на основе дифференцированного содержания обучения в программах ДОУ.

Вышеприведенное противоречие обуславливают проблему исследования: как развивать выразительность движений дошкольников в специально организованной деятельности? Вместе с этим ФГОС содержит требования к развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала в дошкольном возрасте. Однако, отмечается отсутствие разработанных педагогических условий реализации индивидуального подхода к развитию творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, не позволяет решать в должной мере вопросы воспитания выразительности движений.

В соответствии с выявленными нами противоречиями решаются следующие задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития выразительности движений у детей дошкольного возраста;

- провести анализ организационно-педагогических условий развития выразительности движений у дошкольников ДОО;

- апробировать специально подобранные танцевальные упражнения для развития выразительности движений детей 5-го года жизни. Оценить их эффективность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи: изучить и проанализировать проблему развития выразительности движений детей в дошкольном учреждении.

По мнению А.И.Бурениной, С.М. Волконского, Е.В. Горшковой, Н.А. Фоминой, выразительность - это качественный элемент, который видится в хорошей технике, в корректности движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полном понимании эмоционального объема [5], [6], [4].

По мнению С.Л. Рубинштейна термин «выразительные движения» акцентируется в понимании повседневного (невербального) общения в социуме и рассматривается как важная составляющая эмоциональности личности, иначе - как сигналы информации о его настроении, самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и

т.д. Другими словами, выразительность движений - это информация, которая выдается телом при выполнении движений [7].

Волошина Л.Н. считает, что двигательно-пласти-ческая выразительность это комбинаторность двух составляющих. Первая - "|структурная"|"|выразительность 1 движений - это ^присущая самому движению наполненность, информативность, которая идентифицируется с помощью нескольких параметров, периодизации и концепции демонстрируемых движений. Вторая составляющая - пластическая выразительность движений.

Поэтому, мы думаем, что пластическая выразительность движений - это, с одной стороны, психологические моменты переживаний и проживаний, эмоциональной наполненности движений, а с другой, - это навык ребенка зрительно передать свои сокровенно пережитые моменты. Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже дифференцировать его смысл. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонент познания значения движений [8].

Горшкова Е.В. говорит о том, что инструментарием успешности двигательно-пластической выразительности в условиях ДОУ является понимание науки выразительных движений. Как правило это проявляется в повседневной жизни - непроизвольно, в силу копирования ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому возможны предельные значения. Более эффективное понимание дошкольниками языка выразительных движений происходит при осмысленном и произвольном его освоении и применении, обеспечение данных позиций в рамках целенаправленного воспитания детей от 3 до 7 лет [4].

Исследование психолого-педагогических источников и практика педагогов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, медицинских работников говорит о том, что совершенствование выразительности движений для каждой возрастной категории происходит по-разному. Дети младшего возраста реагируют на музыку с помощью эмоций, это видно по мимике, жестикуляции. Однако движения неточные и порой не согласованы с музыкой.

Буренина А.И. пишет о том, что у детей пятого года жизни сформировался опыт слушания музыки, они угадывают знакомые мелодии, определяют характер музыки. Движения становятся более согласованными, четкими, сочетающимися с началом и завершением звучания музыки. Воспитанники могут двигаться более разнообразно (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку, осваивают уже такие сложные танцевальные упражнения, как «ковырялочка») и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки [5].

Лисицкая Т. С. утверждает, что характер музыки определяет выбор выразительных средств: элементов мимики, жестикуляции, пантомимики, выразительной окраски, прыжков, поворотов, равновесий, поз [9].

Суворова Т.И. считает, что танец - искусство синтетическое. Танец способствует решению музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к развитию коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения и взаимовыручки [10].

Горшкова Е.В. выделяет навыки выразительного движения, чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений:

- из физкультуры основных движений: ходьба, бег, прыжки;

- из сюжетной драматизации берётся принцип построения - инсценирование сюжета песен, программной музыки;

- из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.)._

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others

DANCE EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPMENT..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Навыки пластики и навыки выразительного движения связаны между собой и становятся единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразной двигательной активности [4].

Таким образом, основным средством формирования двигательно-пластической выразительности детей дошкольного возраста является танец (танцевальные движения). Танец воплощается посредством освоения языка выразительных движений, способных характеризовать и передать те чувства, которые заложены для восприятия. Поэтому работа по формированию выразительности движений осуществляется посредством художественно-игровой деятельности, направленной на воплощение определенного образа путем использования пластики движения. Используются следующие выразительные языки: движение, как средство выражения образа; слово, как средство, способствующее усвоению необходимой информации; а также музыка, как средство, направленное на формирование умения принять определенный образ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для объективной оценки педагогических условий в дошкольной образовательной организации в области развития выразительности движений у детей пятого года жизни мы использовали следующие методы: анкетирование педагогов, самоанализ, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды в группе (РППС), диагностические задания и тестовые упражнения для диагностики детей пятого года жизни, анкетирование родителей.

Исследовательская работа проводилась в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Иркутского районного муниципального образования «Смоленский детский сад». В исследовании приняли участие дети пятилетнего возраста, 20 человек.

Для изучения уровня развития выразительности движения у детей пятого года жизни были выделены методики: на констатирующем этапе использовался ряд диагностических методик: «Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет» автор методики Радынова О.П.; диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной) [5]; «Мониторинг музыкальных способностей детей от 4 до 7 лет» составлен на основе «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012г. [11].

Изучив критерии уровня развития выразительности движений у детей пятого года жизни когнитивного, мо-тивационно-ценностного, деятельностного компонентов и сделав анализ полученных данных, мы получили следующие результаты:

высокий уровень развития выразительности движений выявлен у 20% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Высокий уровень развития выразительности движений у детей пятого года жизни характеризуется тем, что у детей достаточно сформировано психомоторное развитие, обеспечивающее качество выполнения движений. У них сформировано чувство равновесия, развита тонкая моторика рук, координация движений. Также у них развито чувство ритма, умение ориентироваться в музыкальном потоке, изменениях характера музыки, развито умение реагировать на реплики партнера, изменять движения в соответствии с действиями партнера и содержанием характера музыки, выполнять движения в рамках образа.

Средний уровень развития выразительности движений выявлен у 30% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы. Средний уровень развития выразительности движений характеризуется тем, что дети пятого года жизни имеют достаточный уровень психомоторного развития, но качество выполнения 230

движений взаимосвязано со скоростью их выполнения и контролем за выполнением движений. Чувство ритма у детей развито не в полной мере, при повторении ритмического рисунка дети могут допускать ошибки. В процессе образно-пластического взаимодействия дети частично ориентируются на партнера и их движения соответствуют движениям партнера, при этом увлеченность общением является неустойчивой, образное перевоплощение лишь частичное.

Низкий уровень развития выразительности движений выявлен у 50% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Охарактеризуем уровни развития выразительности движений у детей пятого года жизни. Низкий уровень развития выразительности движений у детей пятого года жизни характеризуется тем, что их психомоторное развитие является недостаточным, что затрудняет освоение движений и их развития, у них слабо развито чувство ритма, они не чувствуют изменения характера музыки, затрудняются изменять свои действия в соответствии с характером музыки. В ходе образно-пластического взаимодействия не ориентируются на двигательно-пластические реплики партнеров, подражают случайным движениям, не умеют выполнять движения в соответствии с образом и удерживать их.

У детей контрольной группы более развиты отдельные компоненты выразительности движений, такие, как чувство ритма, образное перевоплощение, образно-пластическое взаимодействие. У детей экспериментальной группы более развито психомоторное развитие, но хуже развито чувство ритма и образно-пластическое взаимодействие, также образное перевоплощение.

Результаты распределения педагогов по уровню сформированности когнитивно-рефлексивного компонента готовности к развитию выразительности движений детей пятого года жизни показывают, что к повышенному уровню не относится ни один педагог, достаточный уровень выявлен у 44% педагогов, критический уровень выявлен у 56% педагогов.

Несмотря на то, что показатели повышенного уровня нами не выявлены у педагогов, мы можем отметить, что для педагогов с оптимальным уровнем в большей степени будут характерны следующие особенности: у них сформированы целостные представления о том, что такое выразительность движений, как развивать выразительность движений у детей пятого года жизни, какие методы приемы и средства являются эффективными для развития выразительности движений, какие условия необходимы для развития выразительности движений. Педагоги организуют работу по развитию выразительности движений достаточно эффективно, выделяют критерии оценки выразительности движений. Осознают необходимость совершенствования своих профессиональных знаний и умений по вопросу выразительности движений детей пятого года жизни.

Достаточный уровень готовности, который мы определили у педагогов, свидетельствует о том, что у педагогов сформированы основные представления о развитии выразительности движений у детей пятого года жизни. Педагоги правильно определяют, что такое выразительность движений, обозначают методы, приемы, средства и условия развития выразительности движений, но отмечают, что работа осуществляется ими недостаточно эффективно, потому что им требуется получение дополнительных знаний по данному вопросу.

Критический уровень готовности (56% педагогов) отличает педагогов, у которых наблюдается недостаточность представлений педагогов по вопросам выразительности движений. Педагоги затрудняются четко определить, что такое выразительность движений, каковы критерии оценки выразительности движений у детей пятого года жизни, испытывают трудности в выделении методов, приемов, средств и условий развития выразительности движений. Отмечают неэффективность проводимой работы и необходимость повышения уровня

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО...

своих знаний и умений по данному вопросу.

В соответствии с этим, точками роста для педагогов будет являться, повышение уровня их знаний по вопросам использования методов оценки уровня развития выразительности движений у детей пятого года жизни, а также по вопросам методов, приемов и средств организации работы по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни, которая может осуществляться в рамках специально организованных мероприятий для педагогов.

Во время исследования была проведена экспертиза оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы. Оценка развивающей предметно-пространственной среды проводилась в соответствии принципам ФГОС ДОО [12]. В анализе развивающей предметно-пространственной среды принималось во внимание: доступность, безопасность, насыщенность группы. Элементы центров безопасны, они соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и пожарной безопасности. Центры средней дошкольной группы насыщены в достаточной мере (60% и 70%) это свидетельствует о том, что имеющиеся материалы могут быть эффективно использованы для развития выразительности движений у детей пятого года жизни.

Оценка сформированности представлений родителей воспитанников о развитии представлений о выразительности движений детей старшего дошкольного возраста позволила сделать следующий вывод: оптимальный уровень готовности у родителей не выявлен, однако достаточный уровень готовности отмечается у 40% родителей, критический уровень готовности отмечается у 60% родителей.

Достаточный уровень готовности родителей характерен тем, что у родителей сформированы основные представления выразительности движений, они хотели бы развивать выразительность движений у детей, но недостаточно владеют методами и приемами выразительности движений, при этом проявляют интерес к совместной работе, способствующей повышению уровня сформированности данных представлений.

У родителей с критическим уровнем отмечается недостаточная сформированность представлений о развитии выразительности движений у детей пятого года жизни. Они не осознают необходимость развития выразительности движений, не проявляют интереса к повышению уровня своих знаний и умений, не осуществляют развитие выразительности движений у ребенка в семье.

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье Ряхловой Т.В. «Использование педагогической технологии организации музыкально-ритмической деятельности для эмоционального развития дошкольников» была использована одна из двух методик, но отличается по содержанию исследования и авторству, а именно диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной). Сравнив результаты исследования, мы пришли к выводу, что для детей пятого года жизни присуще средний и низкий уровень развития выразительности движений. Сходство в полученных результатах в том, что авторы констатируют важность достижения стабильно высокого уровня эмоционального развития воспитанников. У автора статьи отсутствуют результаты исследования педагогов, родителей, развивающей предметно-пространственной среды.

ВЫВОДЫ

Результаты, которые мы извлекли во время исследования, указывают нам на обязательное планирование и организацию работы с педагогами по развитию трех компонентов готовности к развитию критериев выразительности движений у детей дошкольного возраста: когнитивного, рефлексивного и практического; работу с родителями по развитию когнитивного и практического компонентов готовности к развитию выразительности движений у детей дошкольного возраста, поскольку у

большинства детей, как в экспериментальной группе, так и контрольной группе выразительность движений развита недостаточно; проведение работы с детьми пятого года жизни по развитию качеств выразительности движений; для успешной организации педагогических условий развития выразительности движений у детей пятого года жизни необходимо подходить комплексно, т. е. через работу с детьми, педагогами, родителями, создание предметно-пространственной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] // Л.С. Выготский. — Москва: Педагогика-Пресс, 2015. — 536 с.

2. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3—7 лет. Система работы [Текст] //Е.Н. Вавилова. — М.: Издательство Скрипторий, 2016. — 160с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] // Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1967. — 203с.

4. Горшкова Е.В. Развитие моторики у дошкольников[Текст]: Учебное пособие /Е.В. Горшкова. — М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017. — 76с.

5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста//А.И. Буренина. — СПб.: ЛОИРО, 2014. — 220с.

6. Волконский С.М. Выразительный человек [Текст]: сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) // С.М. Волконский. — Изд. 2-е, испр.

— Санкт-Петербург: Лань, 2012. — 174с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г. — 720 с.

8. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Волошина Л.Н. — М.: Аркти, 2016. — 108с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике[Текст]: учебное пособие для СПО / Т.С. Лисицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — Издательство Юрайт, 2017. — 163с.

10. Суворова Т.И. Танцевальная Ритмика для детей [Текст] / Т.И. Суворова. — СПб.: «Музыкальная палитра», 2016. — 44с.

11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проблема средств в образовательных программах для детей дошкольного возраста //Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Педагогика, 2018. — с. 43.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

- URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана

Статья поступила в редакцию 25.05.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.