Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменская О. А., Прищепа С. С.

Статья посвящена рассмотрению проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Структура педагогической технологии включает последовательные, взаимосвязанные этапы (диагностический, проектировочный, деятельностный и результативный). Определены педагогические условия эффективности технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменская О. А., Прищепа С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANISATIONS AND FAMILIES IN MUSICAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article studies cooperation between a preschool educational organisation and a family in musical development of senior preschool children. The research aim is to provide theoretical foundation for, develop and test a pedagogical technique of such cooperation. The structure of the pedagogical technique includes successive, interrelated stages (diagnostics, design, activity, and performance). The study defnes pedagogical conditions that are necessary for the technique of cooperation between a preschool educational organisation and a family in musical development of children to function most efectively.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-116-127 EDN PKJPVR

О. А. Каменская, С. С. Прищепа

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Статья посвящена рассмотрению проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Структура педагогической технологии включает последовательные, взаимосвязанные этапы (диагностический, проектировочный, деятель-ностный и результативный). Определены педагогические условия эффективности технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей.

Ключевые слова: музыкальное развитие, педагогическая технология, сотрудничество, дошкольная образовательная организация, семья, дети, старший дошкольный возраст

O. Kamenskaya, S. Prishchepa

COOPERATION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANISATIONS AND FAMILIES IN MUSICAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article studies cooperation between a preschool educational organisation and a family in musical development of senior preschool children. The research aim is to provide theoretical foundation for, develop and test a pedagogical technique ofsuch cooperation. The structure of the pedagogical technique includes successive, interrelated stages (diagnostics, design, activity, and performance). The study defines pedagogical conditions that are necessary for the technique of cooperation between a preschool educational organisation and a family in musical development of children to function most effectively.

Keywords: musical development, pedagogical technique, cooperation, preschool educational organisation, family, children, senior preschool age

В настоящее время в исследованиях большое внимание уделяется проблеме музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальное развитие имеет особое место в жизни дошкольника, способствует раскрытию его познавательной, нравственной, эмоциональной, творческой сферы. Проблемы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста широко освещены в работах известных исследователей по разным направлениям: музыкальное

воспитание и развитие ребенка (Н. А. Вет-лугина) [4], наглядные средства и методы музыкального воспитания детей шести-семи лет (Л. Н. Комиссарова) [21]; вокальные возможности детей старшего дошкольного возраста — Н. А. Метлов [23]; Т. В. Волчан-ская [6]; А. И. Катинене [19]; восприятие музыки у дошкольников (И. Л. Дзержинская) [12], музыкально-ритмическое воспитание (А. Н. Зимина) [16] и так далее.

Исследователи А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская рассматривают ребенка как субъекта музыкальной деятельности и считают необходимым сотрудничество педагога с семьей в музыкальной деятельности [9, с. 75]. Следовательно, возникает необходимость согласованности двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации.

По данным исследований (Е. П. Арнаутова, Ю. А. Гладкова, Т. А. Данилина, О. Л. Зверева, З. И. Теплова), воспитательный потенциал современных родителей, как правило, складывается стихийно, под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений, реже — путем самообразования и консультативной помощи педагогов образовательной организации [5]. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (Е. П. Арнаутова, А. Н. Демидова, А. И. Захаров, О. Л. Зверева, Ю. П. Литвинене, В. Я. Титаренко, Э. Г. Эйдемиллер и др.) показали, что семья частично реализует свой воспитательный потенциал и нуждается в помощи на всех этапах дошкольного детства ребенка [36].

На современном этапе усилена государственная поддержка семей, которая выражается в доступности дошкольного образования, квалифицированной консультативной помощи, психолого-педагогической поддержке семьи, в повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования детей раннего и дошкольного возраста [17]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной [17, с. 58].

В работах целого ряда исследователей Е. П. Арнаутовой [1], Ю. А. Гладковой [8],

A. Г. Гогоберидзе [9], Л. К. Гребенкиной [10], Н. А. Копыловой [10], Т. А. Куликовой [22], Е. А. Недрогайловой [26], О. Д. Никольской [27],

B. Б. Сидорович [33], Т. В. Хуторянской [34]

и других рассматривается проблема педагогического сотрудничества.

Авторами Н. А. Ветлугиной [4], А. Г. Гогоберидзе [9], В. А. Деркунской [9], Е. А. Дубровской [13], Н. А. Метлова [23], М. Я. Морозовой [24], В. Н. Шацкой [35] разработаны рекомендации по взаимодействию педагога с семьей в области музыкального развития детей дошкольного возраста. В педагогических исследованиях аспекты сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста рассматривались с разных позиций:

• как эффективное средство организации содержательного досуга детей старшего дошкольного возраста (Данг Лан Фыонг) [11];

• как процесс сопровождения сотрудничества и сотворчества целостного музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская) [9];

• как возможность продолжать и реали-зовывать творческие замыслы ребенка (Л. Н. Комиссарова) [31];

• как условие повышения уровня музыкально-педагогиче ской культуры родителей, развития у них умения осуществлять музыкальное воспитание детей дошкольного возраста (Р. Р. Ло-скутова) [25].

Необходимо отметить, что вопросы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии изучены недостаточно широко. В связи с этим актуальным остается вопрос о том, как выстроить сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах музыкального развития детей.

Единая интерпретация к понятию «сотрудничество» в научно-педагогической литературе отсутствует. Так, Е. П. Арнаутова понимает сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи как диалог, расширяющий пространство для межличностного взаимодействия воспитателя с семьей,

где каждая сторона ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны [1, с. 28]. «Сотрудничество» как категорию, которая выступает как педагогическая ценность, формирующаяся в учебно-воспитательной системе, и в то же время как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в обучении и воспитании, рассматривают Л. К. Гребенкина, Н. А. Ко-пылова [10, 58]. Ю. А. Гладкова выделяет принципиальное положение сотрудничества и партнерства педагогов и родителей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи: эффективно построить работу в данном направлении возможно только при условии принятия педагогом семьи как субъекта образовательных отношений [8, с. 62].

В исследовании педагогическое сотрудничество понимается как совместная деятельность педагога, родителей, детей, построенная на уважении, интересах и потребностях родителей и детей, предполагающая активное участие и поддержку творческой инициативы всех участников образовательного процесса в музыкальной деятельности.

Базой исследования стали МДОУ № 21 «Незабудка», МДОУ № 38 «Искорка», МДОУ № 51 «Солнышко» городского округа Подольск Московской области. На разных этапах в нем приняли участие 60 детей 6-7 лет, 34 педагогических работника дошкольной образовательной организации, 166 родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.

Первый этап констатирующего эксперимента был посвящен изучению особенностей песенного творчества, танцевального творчества и творческого музицирования у детей 6-го года жизни. В качестве основных методов, позволяющих оценить музыкальное развитие детей, были использованы: наблю-

дение за детьми в свободной самостоятельной, игровой деятельности в группе дошкольной образовательной организации и в семье, наблюдение за детьми на музыкальных занятиях в различных видах музыкальной деятельности; индивидуальная беседа с ребенком. Была модифицирована диагностика эффективности развития песенного творчества А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской [9]. Исполнительское творчество детей старшего дошкольного возраста оценивалось по трем критериям: песенное, танцевальное творчество и творческое музицирование. Каждый критерий характеризовался комплексом показателей.

1. Критерий «Песенное творчество».

Показатели:

• проявление (отсутствие) интереса к пению;

• проявление (отсутствие) инициативности ребенка в пении;

• проявление (отсутствие) самостоятельности исполнения песни собственного сочинения;

• проявление (отсутствие) артистичности исполнения песни собственного сочинения.

2. Критерий «Танцевальное творчество».

Показатели:

• проявление (отсутствие) интереса к музыкально-ритмической деятельности;

• наличие (отсутствие) желания танцевать, импровизировать под музыку;

• проявление (отсутствие) самостоятельности исполнения танцевальных движений собственного сочинения;

• наличие (отсутствие) выразительности исполнения танцевальных движений собственного сочинения.

3. Критерий «Творческое музицирование».

Показатели:

• проявление (отсутствие) интереса к музицированию на детских музыкальных инструментах;

• наличие (отсутствие) желания играть на детских музыкальных инструментах,

исполнять мелодию собственного сочинения;

• проявление (отсутствие) самостоятельности исполнения мелодии собственного сочинения на детских музыкальных инструментах.

Анализ полученных результатов наблюдения и бесед с детьми позволил условно определить три уровня сформированности песенного и танцевального творчества, творческого музицирования.

Низкий уровень (элементарный) — 3 балла.

Характеристика: ребенок в свободное время от занятий поет уже существующую песню, не проявляет инициативность и самостоятельность в пении; проявляет поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике, не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении; может импровизировать мелодии собственного сочинения на детских музыкальных инструментах при помощи взрослого, выразительность, яркость исполнения отсутствует.

Средний уровень (продвинутый) — 6 баллов.

Характеристика: ребенок в свободное от занятий время поет песню на известные слова, используя свой мотив, песня имеет определенный ритмический рисунок, иногда сюжеты придуманных песен ребенка самостоятельны; недостаточно выразительно исполняет песню собственного сочинения; проявляет неустойчивый интерес к музыкально-ритмической деятельности, движения выполняются точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов, использует танцевальные движения в самостоятельной деятельности при участии взрослого; проявляет неустойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах, сочиняет мелодию на музыкальных инструментах эпизодически, исполнение не очень яркое, не очень выразительное.

Высокий уровень: (творческий) — 9 баллов.

Характеристика: ребенок по своей инициативе поет разнообразные песни в свободное от занятий время, используя атрибуты музыкального уголка, самостоятельно исполняет песню собственного сочинения, опирается на изученный песенный материал, чисто интонирует мелодию, соблюдает ритмический рисунок, заканчивает на тонике. Сюжеты придуманных песен ребенка самостоятельны, наполнены богатым содержанием. Ребенок артистично исполняет песню собственного сочинения в определенной последовательности, проявляет устойчивый интерес к музыкально-ритмической деятельности, отдает ей предпочтение при выборе деятельности, любит танцевать, импровизировать под музыку, умеет передавать музыкальный образ, его эмоциональное состояние через движение, придумывает разнообразные движения, проявляет устойчивый интерес к игре на детских музыкальных инструментах, отдает ей предпочтение при выборе деятельности, любит играть на музыкальных инструментах, импровизирует мелодию собственного сочинения.

Результаты исследования свидетельствовали о том, что преимущественно обе исследуемые группы детей имеют низкий (элементарный) уровень музыкального развития, а именно 41%, очень низкий показатель высокого (творческого) музыкального уровня детей в обеих исследуемых группах, а именно 12% (ЭГ), 10% (КГ).

Было принято решение о важности и необходимости вовлечения родителей (законных представителей) в процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим второй этап констатирующего этапа исследования был посвящен изучению актуального воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста и выявлению эффективности деятельности дошкольной образовательной организации в данном направлении.

На основе структуры воспитательного потенциала семьи Е. И. Сермяжко [3] были определены основные компоненты, критерии и показатели воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Эмоциональный компонент: благоприятный творческий климат в семье, наличие взаимопонимания между родителями и детьми, единство взглядов родителей на цели и задачи музыкального развития.

Познавательный компонент: проявление интереса к общей музыкальной культуре, музыкальной деятельности ребенка, осознание важности задач музыкального развития и стремление их достичь в совместной музыкальной деятельности с ребенком.

Действенно-практический компонент: посещение совместных музыкальных мероприятий родителей с детьми, проводимые в дошкольной образовательной организации, в учреждении дополнительного образования, в учреждениях культуры, педагогическое самообразование и повышение общей музыкальной культуры родителей, умение делиться опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов.

В зависимости от наличия того или иного критерия были выделены уровни воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста:

• достаточный уровень (высокий) —

родители осознают важность задач музыкального развития ребенка, проявляют интерес к музыкальной культуре, создают благоприятный творческий климат в семье, учитывают предпочтения ребенка в музыкальной деятельности, занимаются музыкальным развитием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией и другими учреждениями дополнительного образования и культуры, охотно делятся опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов;

• оптимальный уровень (средний) —

родители частично осознают важность задач музыкального развития ребенка, частично проявляют интерес к музыкальной культуре, частично создают благоприятный творческий климат в семье, не всегда учитывают предпочтения ребенка в музыкальной деятельности, не всегда занимаются музыкальным развитием ребенка в сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией и другими учреждениями дополнительного образования и культуры, частично могут поделиться опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов;

• допустимый уровень (низкий) — родители не осознают важность задач музыкального развития, не проявляют интерес к музыкальной культуре, иногда занимаются музыкальным развитием ребенка по просьбе педагога, не готовы делиться опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов.

Основными эмпирическими методами исследования выступили анкетирование родителей, беседы с педагогическими работниками дошкольной образовательной организации.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в контрольной и экспериментальной группах доминирует оптимальный (средний) уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, а именно — 52% в экспериментальной группе, 49% — в контрольной группе.

С целью выявления затруднений педагогического взаимодействия с родителями в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста была проведена беседа среди педагогов. Результаты бесед свидетельствуют о том, что педагогические работники, несмотря на существование различных форм, средств, методов в музыкальном

развитии детей, имеют потребности взаимодействовать с родителями по вопросам музыкального развития, однако, не всегда сотрудничество с родителями бывает эффективным, родители стараются меньше контактировать, но и предъявлять повышенные требования от музыкального руководителя и воспитателя. Педагогические работники считают одним из эффективных средств взаимодействия с родителями повышение компетентности родителей в области музыкального развития, повышение компетентности педагогов в сотрудничестве с родителями в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Таким образом, уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, уровень актуального воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, имеющиеся затруднения педагогов в педагогическом взаимодействии с родителями в музыкальном развитии детей на данном этапе исследования свидетельствует о необходимости повышения эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы предполагаем необходимым разработать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование, разработка и апробация педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей мы понимаем, как процесс педагогического сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации и семьи, основанную на коллективном творческом деле всех участников

образовательного процесса и направленную на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная составляющая технологии основана на принципах открытости, активности субъектов взаимодействия. Процесс сотрудничества всех субъектов образовательного процесса выстраивается на следующих принципах: со-бытийность, со-творчество, со-переживание, со-действие и со-участие; уважение и доверие между субъектами образовательного процесса; педагогическая поддержка. Деятельностной основой сотрудничества является учет индивидуальных особенностей и потребностей его участников.

Структура педагогической технологии включает последовательные, взаимосвязанные этапы: диагностический, проектировочный, деятельностный и результативный. Апробация технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста осуществлялась поэтапно.

На первом, диагностическом этапе осуществляется изучение особенностей песенного, танцевального творчества и творческого музицирования у детей 6-го года жизни. В качестве основных методов, позволяющих оценить музыкальное развитие детей, были использованы: наблюдение за детьми в свободной самостоятельной, игровой деятельности в группе дошкольной образовательной организации и в семье; наблюдение за детьми на музыкальных занятиях в различных видах музыкальной деятельности; индивидуальная беседа с ребенком.

На втором, проектировочном этапе осуществляется планирование направлений и форм сотрудничества субъектов образовательного процесса в вопросах музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

На третьем, деятельностном этапе осуществлялась реализация сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей.

Субъекты образовательного процесса вовлекаются в коллективное творческое дело, которое осуществляется в форме семейных встреч родителей с детьми. Структура данной формы включает в себя несколько стадий:

1. задумка музыкального или театрального события педагогом совместно с родителями;

2. планирование событийного мероприятия педагогом совместно с родителями;

3. вовлечение родителей к организации событийного мероприятия;

4. обсуждение и обмен мнениями педагога с родителями, родителями между собой, между родителями и детьми;

5. опрос родителей и детей о дальнейших совместных мероприятиях [30, 132].

Семейные встречи могут быть организованы в различных формах: музыкальная гостиная, музыкально-театрализованная постановка, семейно-творческий конкурс, презентация творческих работ, вокально-инструментальные импровизации, круглый стол, танцевальные этюды, музыкальные игры. В процессе мероприятий используются такие методы как: сюжетно-игровой, импровизация, моделирование позиций участников, обмен впечатлениями и музыкальным опытом, поддержка собеседника, рефлексия [30].

Все формы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию музыкально-творческих, познавательных способностей, реализации коммуникативных потребностей, обучению правилам и формам совместной работы и удовлетворяют интересы, запросы, предпочтения родителей и детей старшего дошкольного возраста в музыкальном развитии [29].

На третьем, результативном этапе педагогической технологии осуществляется анализ эффективного музыкального развития детей.

В ходе контрольного этапа исследования применялась та же методика диагностирования по оценке уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в обеих исследуемых группах — экспериментальной и контрольной, результаты которой показали, что творческий (высокий) уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе поднялся с 12% до 45% по сравнению с контрольной группой детей.

Далее осуществлялось изучение актуального воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. С этой целью среди родителей проводилось анкетирование. Воспитательный потенциал семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста оценивались по тем же критериям и показателям, что и на констатирующем этапе исследования.

Результаты исследования показали, что достаточный (высокий) уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы значительно повысился с 23% до 55%, а допустимый (низкий уровень) снизился до 4%. Следует отметить, что в контрольной группе достаточный (высокий) уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии повысился всего лишь на 1%, также допустимый (низкий) снизился на 1%.

В ходе контрольного этапа исследования проводился опрос воспитателей с целью выявлении отношения воспитателя к музыкальному руководителю в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии.

Отношение воспитателя к сотрудничеству с музыкальным руководителем оценивалось по таким критериям, как желание помогать музыкальному руководителю в организации сотрудничества и сотворчества с родителями (наличие инициативы и желания помогать, наличие желания наблюдать, отсутствие любой инициативы).

Воспитатель — сторонник: имеет желание содействовать музыкальному руководителю в сотрудничестве с родителями, проявляет инициативу, готов принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий родителей с детьми.

Воспитатель — наблюдатель: имеет желание содействовать музыкальному руководителю в сотрудничестве с родителями, частично проявляет инициативу, но готов только наблюдать со стороны происходящее.

Воспитатель — безынициативный: не желает содействовать музыкальному руководителю в сотрудничестве с родителями, не проявляет инициативу, не готов принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий родителей с детьми.

Опрос воспитателей показал положительный результат (100%) к сотрудничеству с музыкальным руководителем в организации и проведении совместных мероприятий родителей с детьми. Данный факт также свидетельствует об эффективности педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей будет зависеть от соблюдения ряда педагогических условий: личностных, программно-содержательных, методических.

Личностные условия способствуют учету возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, позволяют исходить из интересов, предпочтений детей в музыкальном развитии, запросов, из потребностей родителей воспитанников в вопросах музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. Важным

аспектом в данном педагогическом условии является поддержка инициативы родителей в сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Программно-содержательные условия предполагают реализацию программы деятельности семейного клуба «Совместные шаги навстречу музыке» с целью развития у детей старшего дошкольного возраста песенного, танцевального творчества и творческого музицирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методические условия включает в себя организацию поэтапного и целенаправленного сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, включающего в себя диагностический, проектировочный, деятельностный и результативный этапы. Организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса «музыкальный руководитель — родитель — ребенок» в форме коллективных творческих дел. Использование индивидуальных, коллективных форм и интерактивных методов взаимодействия с семьей в рамках музыкальной гостиной, социальных форм сотрудничества с образовательными организациями (музыкальной школой, домом культуры).

Сотрудничество в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста — это не только диалоговая форма общения, обмен мнениями между педагогами и родителями по вопросам музыкального развития детей, совместные мероприятия родителей с детьми, но самое главное — сформированная уверенность родителей в том, что процесс музыкального развития требует регулярного обновления знаний, умений, навыков, приобретения музыкального опыта, развития творчества в музыкальной деятельности с помощью взрослого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. 264 с.

2. Арнаутова Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Воспитание детей в семьях разных типов // Дошкольник, методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 6. 72 с.

3. Бутенко Н. В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... док. пед. наук. Челябинск, 2016. 44 с.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: автореф. дис. ... док. пед. наук. М., 1967. 46 с.

5. Волкова А. И., Лазаренко Е. Н. Организация деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) по повышению педагогической культуры современной семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. T. 11. С. 1661-1665.

6. Волчанская Т. В. Формирование самостоятельности в пении детей 5-го и 6-го года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1972. 16 с.

7. Воронкова Г. В. Развитие педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи как субъектов образования в обществах, основанных на знаниях // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 114-118.

8. ГладковаЮ. А. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнерство // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 44-52.

9. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование». 3-е изд., перераб. М.: Академия, 2017. 285 с.

10. Гребенкина Л. К., Копылова Н. А. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества как основа педагогического взаимодействия преподавателей и студентов высшего учебного заведения // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2009. № 1 (22). С. 13-24.

11. Данг Л. Ф. Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 21 с.

12. Дзержинская И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1962. 21 с.

13. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. М.: Просвещение, 2006. 112 с.

14. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. 411 с.

15. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2011. 82 с.

16. Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей пяти и шести лет в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1964. 19 с.

17. ИпполитоваН. В., СтерховаН. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

18. Каменская О. А., Прищепа С. С. Исторический аспект развития сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. № 2. С. 57-64.

19. Катинене А. И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 24 с.

20. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. 75 с.

21. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: дис. ... канд. пед. наук. М., 1980. 243 с.

22. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. 232 с.

23. Метлов Н. А. Музыка — детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. М.: Просвещение, 1985. 144 с.

24. Морозов В. А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства// Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 10. С.1309-1318.

25. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2009. № 4 (40). С. 55-59.

26. Недрогайлова Е. А. Становление педагогического сотрудничества в гуманно-личностном образовательном пространстве начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 28 с.

27. Никольская О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 22 с.

28. Прищепа С. С. Модель педагогического партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Вып. 4. М.: АСОУ, 2016. С. 739-746.

29. Прищепа С. С., Каменская О. А. Профессиональные затруднения и потребности музыкальных руководителей ДОО в вопросах сотрудничества с родителями воспитанников ДОО // Детский сад от А до Я. 2019. № 4 (100). С. 88-98.

30. Прищепа С. С., Каменская О. А. Коллективное творческое дело как основа педагогической технологии сотрудничества ДОО и семьи в музыкальном развитии детей 6-7 года жизни // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей и материалов VI международной научно-практической конференции. Коломна: Изд-во Государственного социально-гуманитарного университета, 2019. С. 127-134.

31. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 296 с.

32. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.

33. Сидорович В. Б. Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения // Молодой ученый. 2017. № 7. С. 473-477.

34. Хуторянская Т. В. Некоторые аспекты подготовки студентов педвузов к семейно-педагогическому сотрудничеству // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 127-131.

35. Шацкая В. Н. Музыка в детском саду. М.: Всерос. центр. союз потреб. о-в, 1919. 40 с.

36. Элянова Е. С., Медведева З. В. Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи // Дошкольное детство: теория, методология, практика. Йошкар-Ола: Изд-во Поволжского государственного технологического университета, 2019. С. 348-353.

37. Юрьевич С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. М.: Юрайт, 2019. 181 с.

REFERENCES

1. Arnautova E. P. Pedagog i sem'ya. M.: Karapuz, 2001. 264 s.

2. Arnautova E. P. V pomoshch' vospitatelyam DOU v rabote s roditelyami. Vospitanie detej v sem'yakh raznykh tipov // Doshkol'nik, metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2012. № 6. 72 s.

3. Butenko N. V. Kontseptual'nye osnovy khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... dok. ped. nauk. Chelyabinsk, 2016. 44 s.

4. VetluginaN. A. Muzykal'noe vospitanie i razvitie rebenka: avtoref. dis. ... dok. ped. nauk. M., 1967. 46 s.

5. VolkovaA. I., Lazarenko E. N. Organizatsiya deyatel'nosti doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsii (DOO) po povysheniyu pedagogicheskoj kul'tury sovremennoj sem'i // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kontsept". 2016. T. 11. S. 1661-1665.

6. Volchanskaya T. V. Formirovanie samostoyatel'nosti v penii detej 5-go i 6-go goda zhizni: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1972. 16 s.

7. Voronkova G. V. Razvitie pedagogicheskogo vzaimodejstviya obrazovatel'noj organizatsii i sem'i kak sub'ektov obrazovaniya v obshchestvakh, osnovannykh na znaniyakh // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 7. S. 114-118.

8. Gladkova Yu. A. Sem'ya kak sub'ekt obrazovatel'nykh otnoshenij: vzaimodejstvie, sotrudnichestvo, partnerstvo // Doshkol'noe vospitanie. 2018. № 5. S. 44-52.

9. Gogoberidze A. G. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedenij, vedushchikh podgotovku po napravleniyu "Pedagogicheskoe obrazovanie". 3-e izd., pererab. M.: Akademiya, 2017. 285 s.

10. GrebenkinaL. K., KopylovaN. A. Kontseptual'nye idei pedagogiki sotrudnichestva kak osnova pedagogicheskogo vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov vysshego uchebnogo zavedeniya // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina. 2009. № 1 (22). S. 13-24.

H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha

11. Dang L. F. Vzaimodejstvie detskogo sada i sem'i v organizatsii dosuga detej starshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2007. 21 s.

12. DzerzhinskayaI. L. Formirovanie vospriyatiya muzyki u doshkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1962. 21 s.

13. DubrovskayaE. A. Stupen'ki muzykal'nogo razvitiya: posobie dlya muzykal'nykh rukovoditelej i vospi-tatelej doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenij, rabotayushchikh s det'mi sed'mogo goda zhizni. M.: Prosveshchenie, 2006. 112 s.

14. Zajtsev V S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie. V 2-kh kn. Kn. 1. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2012. 411 s.

15. Zvereva O. L. Razvitie soderzhaniya i form pedagogicheskogo prosveshcheniya roditelej doshkol'nikov. M.: Nauchno-issledovatel'skij institut shkol'nykh tekhnologij, 2011. 82 s.

16. ZiminaA. N. Muzykal'no-ritmicheskoe vospitanie detej pyati i shesti let v detskom sadu: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1964. 19 s.

17. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": sushchnost', klassifikat-siya // General and Professional Education. 2012. № 1. S. 8-14.

18. Kamenskaya O. A., Prishchepa S. S. Istoricheskij aspekt razvitiya sotrudnichestva doshkol'noj obrazo-vatel'noj organizatsii i sem'i v muzykal'nom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta // Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2019. № 2. S. 57-64.

19. Katinene A. I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pevcheskoj deyatel'nosti detej 5-7 let: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1974. 24 s.

20. Klarin M. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom protsesse: (Analiz zarubezhnogo opyta). M.: Znanie, 1989. 75 s.

21. Komissarova L. N. Naglyadnye sredstva i metody muzykal'nogo vospitaniya detej 6-7 let: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1980. 243 s.

22. Kulikova T. A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. M.: Akademiya, 2000. 232 s.

23. MetlovN. A. Muzyka — detyam: Posobie dlya vospitatelya i muz. rukovoditelya det. sada. M.: Prosveshchenie, 1985. 144 s.

24. Morozov V. A. Vzaimodejstvie: ponyatie, vidy i svojstva// Kreativnaya ekonomika. 2015. T. 9. № 10. S.1309-1318.

25. Loskutova R. R. Vzaimodejstvie detskogo sada i sem'i v muzykal'nom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta // Detskij sad ot A do Ya. 2009. № 4 (40). S. 55-59.

26. Nedrogajlova E. A. Stanovlenie pedagogicheskogo sotrudnichestva v gumanno-lichnostnom obrazova-tel'nom prostranstve nachal'noj shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009. 28 s.

27. Nikol'skaya O. D. Organizatsiya sotsial'no-pedagogicheskogo partnerstva kak faktora povysheniya kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2007. 22 s.

28. Prishchepa S. S. Model' pedagogicheskogo partnerstva DOO i sem'i v obespechenii emotsional'nogo, fizicheskogo i sotsial'nogo blagopoluchiya rebenka // Konferentsium ASOU: Sbornik nauchnykh trudov i mate-rialov nauchno-prakticheskoj konferentsii. Vyp. 4. M.: ASOU, 2016. S. 739-746.

29. Prishchepa S. S., Kamenskaya O. A. Professional'nye zatrudneniya i potrebnosti muzykal'nykh ruk-ovoditelej DOO v voprosakh sotrudnichestva s roditelyami vospitannikov DOO // Detskij sad ot A do Ya. 2019. № 4 (100). S. 88-98.

30. Prishchepa S. S., Kamenskaya O. A. Kollektivnoe tvorcheskoe delo kak osnova pedagogicheskoj tekhnologii sotrudnichestva DOO i sem'i v muzykal'nom razvitii detej 6-7 goda zhizni // Obrazovatel'noe prostran-stvo detstva: istoricheskij opyt, problemy, perspektivy. Sbornik nauchnykh statej i materialov VI mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Kolomna: Izd-vo Gosudarstvennogo sotsial'no-gumanitarnogo univer-siteta, 2019. S. 127-134.

31. Radynova O. P., Komissarova L. N. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. 3 -e izd., ispr. i dop. M.: Yurajt, 2019. 296 s.

32. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologij. V 2-kh t. T. 1. M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. 556 s.

33. Sidorovich V. B. Pedagogicheskoe sotrudnichestvo prepodavatelej i kursantov v obrazovatel'nom protsesse voenno-uchebnogo zavedeniya // Molodoj uchenyj. 2017. № 7. S. 473-477.

34. Khutoryanskaya T. VNekotorye aspekty podgotovki studentov pedvuzov k semejno-pedagogicheskomu sotrudnichestvu // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2009. T. 15. № 4. S. 127-131.

35. Shatskaya VN. Muzyka v detskom sadu. M.: Vseros. tsentr. soyuz potreb. o-v, 1919. 40 s.

36. ElyanovaE. S., Medvedeva Z. V. Ispol'zovanie zdorov'esberegayushchikh tekhnologij v formirovanii osnov zdorovogo obraza zhizni u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse vzaimodejstviya DOO i sem'i // Doshkol'noe detstvo: teoriya, metodologiya, praktika. Joshkar-Ola: Izd-vo Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2019. S. 348-353.

37. Yur'evich S. N. Vzaimodejstvie doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsii i sem'i. M.: Yurajt, 2019. 181 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.