10. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа. - 2005. - N° 1. - С. 30-34.
11. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. - М.: Педагогика, 1987. - 21 с.
12. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 847 с.
14. Тест-опросник коммуникативных умений / под ред. Ю.З. Гильбуха. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. genderua.narod.ru (дата обращения 29.05.1916).
15. Шадрова Е.В. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - №4 (4). -С. 294-303.
УДК 159.922.8
Ионина Ольга Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКА
В статье раскрывается возможность применения методов танцевально-двигательной терапии в процессе формирования положительного образа-Я подростка. Раскрыто понятие танцевально-двигательной терапии, выделены ее основные функции, индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в танце, описаны возможности применения танцевально-двигательной терапии в работе психолога с разными проблемами клиента, разными возрастными категориями. В статье содержится описание экспериментального исследования по формированию положительного образа-Я подростков, осуществленного на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Формирующий эксперимент представлял собой реализацию коррекционно-развивающей программы, включающей в себя упражнения, игры, этюды, направленные на осознание особенностей собственных движений, танцевальные элементы, знакомство с телом, принципами его движения, напряжением и расслаблением. Контрольный этап эксперимента содержащий методы математической статистики доказал эффективность разработанной программы.
Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, танец, экспериментальное исследование, Я-образ, подросток, самосознание.
В настоящее время все больше внимания психологов и психотерапевтов привлекает возможность использования разнообразных арттерапевтических методов в работе с людьми, имеющими сложности в самовыражении, сложности в коммуникативной и эмоциональной сфере. К числу таких методов можно отнести и танцевально-двигательную терапию.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [1, с. 17].
В наши дни активно развивается танцевально-двигательная терапия как метод психологического воздействия на личность. Не смотря на многозначность данного термина, танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека (официальное определение Американской Ассоциации танцевально-двигательной терапии) [2].
Для психолога танец может выполнять диагностическую функцию, поскольку танец является элементом спонтанного невербального поведения
человека и может проявить скрытые психологические проблемы личности, проявить ее эмоциональное состояние, не выраженные переживания, вытесненные травмирующие события. Танцевальные паттерны - повторяющиеся движения является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении, вербализировав которые человек может осознать собственные глубинные переживания.
В танце ярко проявляется индивидуальность человека, движения несут на себе отпечаток многих разнообразных факторов, среди которых особое значение имеют:
- исторический период жизни личности;
- местность (место) в котором находится танцующий;
- одежда (стиль одежды, покрой);
- статус человека, его социальная принадлежность;
- возраст;
- психологическое состояние личности (энергичность, подавленность);
- личностные характеристики, черты характера (замкнутость, дружелюбие);
- психологический климат окружения.
ТДТ с успехом применяется в работе с разными возрастными категориями, с самыми разнообраз-
© Ионина О.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
59
ными проблемами. По отношению к подросткам, развитие личности которых характеризуется становлением представлений о самом себе и прежде всего физического Я-образа, техники ТДТ могут оказаться наиболее эффективными, поскольку они гармонизируют состояние личности, позволяют лучше познать и принять свое тело, позволяют сформировать положительный образа тела. Кроме того, танцевально-двигательная терапия способствует снятию физического напряжения, повышению самооценки, развитию спонтанности, снижению тревожности, агрессии, развитию коммуникативных навыков.
Характеризуя подростковый период, необходимо отметить, что он является переходным периодом от детства к взрослости, что сопровождается сменой социального статуса, многочисленными переживаниями и тревогами по поводу оценивания самого себя, своих возможностей, выстраивания взаимоотношений с окружающими. Подобная ситуация внешне может проявляться в излишней застенчивости, неуверенности в себе, повышенной тревожности, в стремлении слиться с группой сверстников, утратив всякую индивидуальность, либо, наоборот, вычурной развязности, игнорировании мнений окружающих взрослых. Многие из этих проявлений свидетельствуют об отрицательных характеристиках Я-образа подростка.
Чаще всего подростку свойственна неуверенность в себе, слабое представление о своих достоинствах, что еще больше повышает личностную тревожность и отражается в поведении. Большинство вышеперечисленных трудностей в формировании положительного Я-образа подростка может быть решено средствами танцевально-двигательной терапии.
Приемы, этюды, используемые в ТДТ способствуют личностному росту, самопринятию, принятию партнера, позволяют отрепетировать участникам разные формы поведения, наглядно проиллюстрировать личные проблемы. В танце человек учится слышать себя, свое тело, чувства, ощущения, эмоции, возникающие у него в процессе движения, начинает реагировать на них, меняя свое поведение, движение. Через танец, совместные движения становится возможным чувствование партнера, развитие спонтанности, открытости во взаимоотношениях.
В целях устранения отрицательных проявлений в самоощущении и поведении подростков нами была проведена работа по формированию положительного Я-образа подростка посредством танцевально-двигательной терапии.
Объектом исследования стал Я-образ подростка, его специфика.
Предметом исследования являлся метод танцевально-двигательной терапии как средство формирования положительного Я-образа подростка.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что использование методов танцевально-двигательной терапии позволит раскрыть подросткам свой потенциал, научиться свободному самовыражению, что будет способствовать повышению их самооценки и самоуважения, создаст положительный «Я-образ».
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить специфику Я-образа подростка.
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование положительного Я-образа подростка посредством танцевально-двигательной терапии.
4. Оценить эффективность проведённой кор-рекционно-развивающей работы.
В качестве методов исследования выступали:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
2. Психодиагностический метод;
3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
4. Методы математической обработки данных.
В ходе работы использовался следующий психодиагностический инструментарий:
1. Методика Дембо-Рубенштейн;
2. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС);
3. Проективная методика «Звёзды и волны» (Урсула Аве-Лаллемант);
4. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование положительного Я-образа подростка посредством танцевально-двигательной терапии. Данная программа может быть использована в работе педагогов-психологов образовательных учреждений.
Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Объем выборки составил 50 подростков в возрасте 14-15 лет, из них 25 девушек и 25 юношей.
С целью изучения, «Я-образа» подростков на первом этапе исследования был осуществлен констатирующий эксперимент, на основе которого была отобрана группа из 10 подростков, имеющих негативные черты образа-Я: заниженная самооценка; сильное расхождение между Я-реальным и Я-идеальным; потребность в физическом благополучие организма; низкий показатель по социально-психологической адаптации; нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе; низкий уровень притязаний, который является индикатором неблагоприятного развития личности.
В экспериментальной группе была проведена кор-рекционная работа, направленная на формирование положительного Я-образа подростков.
Формирующий эксперимент включал в себя следующие направления:
- диагностическое - изучение самооценки подростка; структуры самоотношения личности; особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности;
- формирующее - проведение коррекционной программы, в частности занятий, которые способствуют формированию положительного Я-образа подростка;
- контрольное - в ходе этого направления осуществляется повторная диагностика.
Занятия проводились с группой из 10 детей (подростков) учащихся 8 класса в возрасте 14 лет. Всего 25 занятий, длительность одного занятия по времени составляла 60 минут. Периодичность занятий - 2 раза в неделю.
Все занятия имели общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Каждое занятие данной программы состоит из вводной, основной и заключительной части.
Вводная часть (7-15 мин.) направлена на создание комфортной атмосферы и эмоционально-благополучного фона в группе и включает упражнения на сплочение группы, ритуал приветствия.
Основная часть (30-35 мин.) включает упражнения, направленные на осознание особенностей своих движений, умение чувствовать свое тело, снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара. Для реализации данных целей эффективным является упражнение «Боди-джаз», суть которого состоит в выделении «центров движения». В каждый момент времени движение инициируется определенной частью тела. Данное упражнение проводилось в разных вариациях, индивидуально и в парах. Снятие мышечных зажимов осуществлялось в упражнениях «Ртуть», «Зажимы по кругу», «Росток», «Потянулись-сломались» [3, с. 147]. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений, исследование различных качеств движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом происходило благодаря Танцу «5 ритмов», в котором движения инициируются музыкой разных стилей и уровня экспрессии. Осознание и расширение танцевально-экспрессивного репертуара, подавленных чувств и отношений происходило в упражнениях «Джангл» - расслабленные движения под барабаны, упражнение «Экспериментирование с движением» (по системе Р. Лабана). Проблема взаимопонимания и взаимодействия с другими, осознание структуры межличностных отношений в группе; исследование персонального пространства и межличностной дистанции происходило в упражнениях «Скульптуры», «Диалог скульптур», «Оправда-
ние позы», «Сдвиг», «Музыкант и музыкальный инструмент», «Отображение». После каждого упражнения участники делились своими ощущениями и мыслями, эмоциями, переживаниями.
Заключительная часть (7-15 мин.) снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта занятия, релаксация, подведение итогов и ритуал прощания.
Для оценки эффективности внедренной нами коррекционной программы в экспериментальной группе была проведена контрольная диагностика. Для этого была проведена методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). По всем компонентам самоотношения личности у испытуемых отмечалось преобладание среднего и высокого уровней выраженности, это говорит о том, что дети стали адекватно воспринимать и принимать себя.
По результатам методики Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан видно, что полностью устранен низкий уровень притязаний, то есть неблагоприятное развитие личности отсутствует. Норма, реалистический уровень притязаний, оптимальное представление о своих возможностях характеризует всех участников. Это, в свою очередь, является важным фактором личностного развития.
По результатам методики исследования самооценки личности С.А. Будасси следует, что 9 учащихся (90%) обладают адекватной (нормальной) самооценкой личности и 1 подросток (10%) - завышенной самооценкой.
Проективная методика «Звёзды и волны» У. Аве-Лаллемант показала, что низкая самооценка и неуверенность в себе отсутствуют. У 20% - сильные аффекты, 100% испытуемых уверены в себе. По 10% приходится на показатели переживаний, неуверенности в своих чувствах и завышенной самооценки.
Данные диагностики контрольной группы по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) показали, что по всем компонентам самоотношения личности преобладает средний и низкий уровень выраженности качества.
Результаты по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан, по уровню притязаний в отношении ряда личных качеств показали, что 70% по показателю красота находятся на очень высоком уровне и 70% испытуемых не уверены в себе. Авторитет так же находится на низком уровне (60%). Остальные показатели находятся в норме.
Проанализировав полученные данные в контрольной группе по методике исследования самооценки личности С.А. Будасси, мы видим, что 6 учащихся (60%) обладают завышенной самооценкой личности, 1 подросток (10%) - адекватную (нормальную) и 3 испытуемых имеют заниженную самооценку.
По проективной методике «Звёзды и волны» (Урсула Аве-Лаллемант) мы получили следующие
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
61
Таблица 1
Сводная таблица данных контрольной и экспериментальной группы
Контрольная группа, в % Экспериментальная группа, в %
Показатели Уровни До формир. После формир. До формир. После формир.
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Завыш. самооценка (Я-идеальное) - 30 30 30 0
Адекв. самооценка (Я-идеальное) - 30 20 30 90
Заниж. самооценка (Я-идеальное) - 40 50 40 10
Уверенность в себе - 0 10 20 100
Неувер. в себе - 80 80 80 0
Низкий 40 40 0 0
Принятие других Средний 40 40 60 20
Высокий 20 20 40 80
Низкий 60 50 0 10
Самопринятие Средний 20 40 80 30
Высокий 20 10 20 60
Низкий 40 40 0 10
Самообвинение Средний 40 50 90 80
Высокий 20 10 10 10
Уровень притязаний (Я-реальное) Слабый 10 0 50 90
Умеренный 30 30 20 10
Сильный 60 70 30 0
Отражённое самоотношение (Я-зеркальное) Низкий 30 20 0 0
Средний 70 80 80 50
Высокий 0 0 20 50
результаты. Низкая самооценка и неуверенность в себе отсутствуют. У 20% - сильные аффекты, 100% испытуемых уверены в себе. По 10% приходится на показатели переживаний, неуверенности в своих чувствах и завышенной самооценки (табл. 1).
Математический анализ эффективности разработанной программы осуществляется через сравнительный анализ показателей входящих в структуру «Я-образа» подростка для экспериментальной и контрольной группы после эксперимента с использованием критерия углового преобразования Фишера ф.
Значительные различия экспериментальной группы до и после эксперимента обнаружены в показателях: завышенная самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*=2,55, адекватная (нормальная) самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*= 2,946, уверенность в себе эмпирическое значение ф*= 4,873, неуверенность в себе эмпирическое значение ф*= 4,87, самопринятие эмпирическое значение ф*= 2,321, уровень притязаний (Я-реальное) эмпирическое значение ф*= 2,55.
Данные показатели свидетельствуют о повышении уровня когнитивного и эмоционального компонентов, которые входят в структуру «Я-образа», что обусловлено проведением программы формирования положительного «Я-образа» подростка посредством ТДТ.
Сравнительный анализ между контрольной и экспериментальной групп показал значительные различия в изменении уровней компонентов «Я-образа»: завышенная самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*=2,55, адекватная (нормальная) самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*= 3,456, уверенность в себе эмпирическое значение ф*= 5,5, неуверенность в себе эмпирическое значение ф*= 4,87, принятие других эмпирическое значение ф*= 3,011, ф*= 2,83, самопринятие эмпирическое значение ф*= 2,481, уровень притязаний (Я-реальное) эмпирическое значение ф*= 5,5. ф*= 4,36, отражённое самоотношение (Я-зеркальное) эмпирическое значение ф*= 3,46.
Показатели компонентов «Я-образа» подростка имеют значительные различия между экспериментальной и контрольной группами. Что обусловлено реализацией коррекционно-развивающей программы формирования положительного Я-образа подростка и подтверждает её эффективность. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, разработанная нами программа формирования положительного Я-образа подростка является эффективной.
Таким образом, можно отметить, что танец, являясь исторически сложившимся важным элементом жизни любого общества, способствует личностному росту, развитию человека, является
Экспериментальный анализ соотношения самооценки и притязаний высококвалифицированных спортсменов
способом релаксации, самопознания, взаимодействия с окружающими, налаживания контакта с миром в целом, методы ТДТ являются эффективным средством формирования положительного Я-образа подростка.
Библиографический список
1. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2011. - 288 с.
2. История Танцевально-Двигательной Терапии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atdt.ru/content/istoriya-tancevalno-dvigatelnoy-terapii (дата обращения: 30.01.2017).
3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006. - 284 с.
4. ХодоровДж. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение / ред. И.В. Бирюкова. - М.: Когито-Центр, 2009 г. - 221 с.
УДК 796.01
Палий Вера Ивановна
кандидат психологических наук, доцент Московский городской педагогический университет
Сохликова Валерия Александровна
Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации, г. Москва
[email protected], [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки высококвалифицированных спортсменов и уровня их мастерства. Были изучены и определены соотношения самооценки и уровня притязаний, выделены типологии рассогласования самооценок спортивной подготовленности, а также исследована самооценка в качестве центрального конструкта для реализации потенциала спортсменов.
Ключевые слова: самооценка; уровень притязаний; спорт высоких достижений; оценка спортивной подготовленности; эффективность спортивной деятельности.
В психологии спорта многократно предпринимались попытки систематизировать представления о самооценке, изучение которой определяется важностью решения практических вопросов, связанных как с формированием и воспитанием личности спортсмена, а так и с поиском путей повышения эффективности его деятельности [7; 12; 14; 20]. Традиционно уделялось большое внимание наиболее значимым сферам самооценивания, таким как спортивная деятельность, социальные отношения, здоровье, свойства темперамента, личностные качества [4; 5; 8; 9; 19]. Однако, несмотря на множество подходов к пониманию концептов «самооценка» и «уровень притязаний», в современной психологии согласованность научных позиций в теоретическом и методическом планах отсутствует. По мнению К.Р. Сидорова [13], это является причиной того, что за последнее время заметно снизилось число исследований и публикаций в этой области.
В настоящей работе использовалось понятие «личностный конструкт» Дж. Келли, согласно которому понятие личностного конструкта выступает в качестве специального психологического средства дифференцировки объектов. Сам личностный конструкт создается субъектом и применяется им на практике. Личностные конструкты - это система бинарных оппозиций, с помощью которых субъект осуществляет категоризацию себя и других людей [6]. Между тем, актуальность изучения
этого важнейшего личностного конструкта имеет высокую теоретическую и практическую значимость. Это подтверждает появление большого количества тренинговых программ, направленных на коррекцию самооценки, развитие самовосприятия и Я-образа. Понятие самооценки является сквозным для всего цикла карьеры спортсмена, но особо проявляется на этапе спорта высоких достижений.
В исследовании для более полного изучения феномена самооценки анализировались самооценки спортсмена в наиболее значимой [15; 16] для него сфере спортивной подготовленности [1, 16]. Все компоненты спортивной подготовленности взаимосвязаны и проявляются в многочисленных возможностях единого организма [10, 11]. Такая подготовленность спортсменов является важнейшей целью тренировочного процесса.
Целью исследования было изучение характеристик самооценок, отражающих общий потенциал субъекта со стороны его спортивной подготовки, а также определение взаимосвязей самооценки с уровнем спортивного мастерства.
Мы предположили, что конструкт самооценки спортивной подготовленности базируется на оценивании интегральных компонентов подготовленности спортсмена, вместе с тем в конструкте самооценки спортсмена выделяются типологии рассогласования самооценок спортивной подготовленности, которые хорошо дифференцируют спортсменов разного уровня мастерства.
© Палий В.И., Сохликова В.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
63