Научная статья на тему 'Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка'

Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3206
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ТАНЕЦ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / Я-ОБРАЗ / ПОДРОСТОК / САМОСОЗНАНИЕ / DANCE MOVEMENT THERAPY / DANCE / EXPERIMENTAL STUDY / SELF-IMAGE / TEENAGER / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионина Ольга Сергеевна

В статье раскрывается возможность применения методов танцевально-двигательной терапии в процессе формирования положительного образа-Я подростка. Раскрыто понятие танцевально-двигательной терапии, выделены ее основные функции, индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в танце, описаны возможности применения танцевально-двигательной терапии в работе психолога с разными проблемами клиента, разными возрастными категориями. В статье содержится описание экспериментального исследования по формированию положительного образа-Я подростков, осуществленного на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Формирующий эксперимент представлял собой реализацию коррекционно-развивающей программы, включающей в себя упражнения, игры, этюды, направленные на осознание особенностей собственных движений, танцевальные элементы, знакомство с телом, принципами его движения, напряжением и расслаблением. Контрольный этап эксперимента содержащий методы математической статистики доказал эффективность разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dance movement therapy as a method of development a positive self-image of a teenager

The article contains an experimental substantiated the possibility of using methods of dance movement therapy in the development of a positive self-image of teenagers. The article describes idea of dance movement therapy, illustrates its basic functions, describes the individual characteristics of a person, manifested in dance, and describes the possibility of the use of dance movement therapy in psychologist's work. The article describes the experimental study on the development of a positive image of teenagers, which was implemented in the secondary school # 2 in the town of Shadrinsk in Kurgan Region. At the formative experiment, a correctional and developmental programme, which includes exercises, games, studies aimed at awareness of its own movement patterns, was implemented. What was implemented, were dance elements, which promoted perception of one's body, awareness of its movement, tension and relaxation. Comparative analysis of control and experimental groups showed significant differences in the change of the levels of certain components and led to the conclusion about the effectiveness of correctional and development programme.

Текст научной работы на тему «Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка»

10. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа. - 2005. - N° 1. - С. 30-34.

11. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. - М.: Педагогика, 1987. - 21 с.

12. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 847 с.

14. Тест-опросник коммуникативных умений / под ред. Ю.З. Гильбуха. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. genderua.narod.ru (дата обращения 29.05.1916).

15. Шадрова Е.В. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - №4 (4). -С. 294-303.

УДК 159.922.8

Ионина Ольга Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет

[email protected]

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКА

В статье раскрывается возможность применения методов танцевально-двигательной терапии в процессе формирования положительного образа-Я подростка. Раскрыто понятие танцевально-двигательной терапии, выделены ее основные функции, индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в танце, описаны возможности применения танцевально-двигательной терапии в работе психолога с разными проблемами клиента, разными возрастными категориями. В статье содержится описание экспериментального исследования по формированию положительного образа-Я подростков, осуществленного на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Формирующий эксперимент представлял собой реализацию коррекционно-развивающей программы, включающей в себя упражнения, игры, этюды, направленные на осознание особенностей собственных движений, танцевальные элементы, знакомство с телом, принципами его движения, напряжением и расслаблением. Контрольный этап эксперимента содержащий методы математической статистики доказал эффективность разработанной программы.

Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, танец, экспериментальное исследование, Я-образ, подросток, самосознание.

В настоящее время все больше внимания психологов и психотерапевтов привлекает возможность использования разнообразных арттерапевтических методов в работе с людьми, имеющими сложности в самовыражении, сложности в коммуникативной и эмоциональной сфере. К числу таких методов можно отнести и танцевально-двигательную терапию.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [1, с. 17].

В наши дни активно развивается танцевально-двигательная терапия как метод психологического воздействия на личность. Не смотря на многозначность данного термина, танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека (официальное определение Американской Ассоциации танцевально-двигательной терапии) [2].

Для психолога танец может выполнять диагностическую функцию, поскольку танец является элементом спонтанного невербального поведения

человека и может проявить скрытые психологические проблемы личности, проявить ее эмоциональное состояние, не выраженные переживания, вытесненные травмирующие события. Танцевальные паттерны - повторяющиеся движения является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении, вербализировав которые человек может осознать собственные глубинные переживания.

В танце ярко проявляется индивидуальность человека, движения несут на себе отпечаток многих разнообразных факторов, среди которых особое значение имеют:

- исторический период жизни личности;

- местность (место) в котором находится танцующий;

- одежда (стиль одежды, покрой);

- статус человека, его социальная принадлежность;

- возраст;

- психологическое состояние личности (энергичность, подавленность);

- личностные характеристики, черты характера (замкнутость, дружелюбие);

- психологический климат окружения.

ТДТ с успехом применяется в работе с разными возрастными категориями, с самыми разнообраз-

© Ионина О.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

59

ными проблемами. По отношению к подросткам, развитие личности которых характеризуется становлением представлений о самом себе и прежде всего физического Я-образа, техники ТДТ могут оказаться наиболее эффективными, поскольку они гармонизируют состояние личности, позволяют лучше познать и принять свое тело, позволяют сформировать положительный образа тела. Кроме того, танцевально-двигательная терапия способствует снятию физического напряжения, повышению самооценки, развитию спонтанности, снижению тревожности, агрессии, развитию коммуникативных навыков.

Характеризуя подростковый период, необходимо отметить, что он является переходным периодом от детства к взрослости, что сопровождается сменой социального статуса, многочисленными переживаниями и тревогами по поводу оценивания самого себя, своих возможностей, выстраивания взаимоотношений с окружающими. Подобная ситуация внешне может проявляться в излишней застенчивости, неуверенности в себе, повышенной тревожности, в стремлении слиться с группой сверстников, утратив всякую индивидуальность, либо, наоборот, вычурной развязности, игнорировании мнений окружающих взрослых. Многие из этих проявлений свидетельствуют об отрицательных характеристиках Я-образа подростка.

Чаще всего подростку свойственна неуверенность в себе, слабое представление о своих достоинствах, что еще больше повышает личностную тревожность и отражается в поведении. Большинство вышеперечисленных трудностей в формировании положительного Я-образа подростка может быть решено средствами танцевально-двигательной терапии.

Приемы, этюды, используемые в ТДТ способствуют личностному росту, самопринятию, принятию партнера, позволяют отрепетировать участникам разные формы поведения, наглядно проиллюстрировать личные проблемы. В танце человек учится слышать себя, свое тело, чувства, ощущения, эмоции, возникающие у него в процессе движения, начинает реагировать на них, меняя свое поведение, движение. Через танец, совместные движения становится возможным чувствование партнера, развитие спонтанности, открытости во взаимоотношениях.

В целях устранения отрицательных проявлений в самоощущении и поведении подростков нами была проведена работа по формированию положительного Я-образа подростка посредством танцевально-двигательной терапии.

Объектом исследования стал Я-образ подростка, его специфика.

Предметом исследования являлся метод танцевально-двигательной терапии как средство формирования положительного Я-образа подростка.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что использование методов танцевально-двигательной терапии позволит раскрыть подросткам свой потенциал, научиться свободному самовыражению, что будет способствовать повышению их самооценки и самоуважения, создаст положительный «Я-образ».

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить специфику Я-образа подростка.

3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование положительного Я-образа подростка посредством танцевально-двигательной терапии.

4. Оценить эффективность проведённой кор-рекционно-развивающей работы.

В качестве методов исследования выступали:

1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;

2. Психодиагностический метод;

3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

4. Методы математической обработки данных.

В ходе работы использовался следующий психодиагностический инструментарий:

1. Методика Дембо-Рубенштейн;

2. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС);

3. Проективная методика «Звёзды и волны» (Урсула Аве-Лаллемант);

4. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование положительного Я-образа подростка посредством танцевально-двигательной терапии. Данная программа может быть использована в работе педагогов-психологов образовательных учреждений.

Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Объем выборки составил 50 подростков в возрасте 14-15 лет, из них 25 девушек и 25 юношей.

С целью изучения, «Я-образа» подростков на первом этапе исследования был осуществлен констатирующий эксперимент, на основе которого была отобрана группа из 10 подростков, имеющих негативные черты образа-Я: заниженная самооценка; сильное расхождение между Я-реальным и Я-идеальным; потребность в физическом благополучие организма; низкий показатель по социально-психологической адаптации; нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе; низкий уровень притязаний, который является индикатором неблагоприятного развития личности.

В экспериментальной группе была проведена кор-рекционная работа, направленная на формирование положительного Я-образа подростков.

Формирующий эксперимент включал в себя следующие направления:

- диагностическое - изучение самооценки подростка; структуры самоотношения личности; особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности;

- формирующее - проведение коррекционной программы, в частности занятий, которые способствуют формированию положительного Я-образа подростка;

- контрольное - в ходе этого направления осуществляется повторная диагностика.

Занятия проводились с группой из 10 детей (подростков) учащихся 8 класса в возрасте 14 лет. Всего 25 занятий, длительность одного занятия по времени составляла 60 минут. Периодичность занятий - 2 раза в неделю.

Все занятия имели общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Каждое занятие данной программы состоит из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть (7-15 мин.) направлена на создание комфортной атмосферы и эмоционально-благополучного фона в группе и включает упражнения на сплочение группы, ритуал приветствия.

Основная часть (30-35 мин.) включает упражнения, направленные на осознание особенностей своих движений, умение чувствовать свое тело, снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара. Для реализации данных целей эффективным является упражнение «Боди-джаз», суть которого состоит в выделении «центров движения». В каждый момент времени движение инициируется определенной частью тела. Данное упражнение проводилось в разных вариациях, индивидуально и в парах. Снятие мышечных зажимов осуществлялось в упражнениях «Ртуть», «Зажимы по кругу», «Росток», «Потянулись-сломались» [3, с. 147]. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений, исследование различных качеств движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом происходило благодаря Танцу «5 ритмов», в котором движения инициируются музыкой разных стилей и уровня экспрессии. Осознание и расширение танцевально-экспрессивного репертуара, подавленных чувств и отношений происходило в упражнениях «Джангл» - расслабленные движения под барабаны, упражнение «Экспериментирование с движением» (по системе Р. Лабана). Проблема взаимопонимания и взаимодействия с другими, осознание структуры межличностных отношений в группе; исследование персонального пространства и межличностной дистанции происходило в упражнениях «Скульптуры», «Диалог скульптур», «Оправда-

ние позы», «Сдвиг», «Музыкант и музыкальный инструмент», «Отображение». После каждого упражнения участники делились своими ощущениями и мыслями, эмоциями, переживаниями.

Заключительная часть (7-15 мин.) снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта занятия, релаксация, подведение итогов и ритуал прощания.

Для оценки эффективности внедренной нами коррекционной программы в экспериментальной группе была проведена контрольная диагностика. Для этого была проведена методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). По всем компонентам самоотношения личности у испытуемых отмечалось преобладание среднего и высокого уровней выраженности, это говорит о том, что дети стали адекватно воспринимать и принимать себя.

По результатам методики Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан видно, что полностью устранен низкий уровень притязаний, то есть неблагоприятное развитие личности отсутствует. Норма, реалистический уровень притязаний, оптимальное представление о своих возможностях характеризует всех участников. Это, в свою очередь, является важным фактором личностного развития.

По результатам методики исследования самооценки личности С.А. Будасси следует, что 9 учащихся (90%) обладают адекватной (нормальной) самооценкой личности и 1 подросток (10%) - завышенной самооценкой.

Проективная методика «Звёзды и волны» У. Аве-Лаллемант показала, что низкая самооценка и неуверенность в себе отсутствуют. У 20% - сильные аффекты, 100% испытуемых уверены в себе. По 10% приходится на показатели переживаний, неуверенности в своих чувствах и завышенной самооценки.

Данные диагностики контрольной группы по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) показали, что по всем компонентам самоотношения личности преобладает средний и низкий уровень выраженности качества.

Результаты по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан, по уровню притязаний в отношении ряда личных качеств показали, что 70% по показателю красота находятся на очень высоком уровне и 70% испытуемых не уверены в себе. Авторитет так же находится на низком уровне (60%). Остальные показатели находятся в норме.

Проанализировав полученные данные в контрольной группе по методике исследования самооценки личности С.А. Будасси, мы видим, что 6 учащихся (60%) обладают завышенной самооценкой личности, 1 подросток (10%) - адекватную (нормальную) и 3 испытуемых имеют заниженную самооценку.

По проективной методике «Звёзды и волны» (Урсула Аве-Лаллемант) мы получили следующие

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

61

Таблица 1

Сводная таблица данных контрольной и экспериментальной группы

Контрольная группа, в % Экспериментальная группа, в %

Показатели Уровни До формир. После формир. До формир. После формир.

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Завыш. самооценка (Я-идеальное) - 30 30 30 0

Адекв. самооценка (Я-идеальное) - 30 20 30 90

Заниж. самооценка (Я-идеальное) - 40 50 40 10

Уверенность в себе - 0 10 20 100

Неувер. в себе - 80 80 80 0

Низкий 40 40 0 0

Принятие других Средний 40 40 60 20

Высокий 20 20 40 80

Низкий 60 50 0 10

Самопринятие Средний 20 40 80 30

Высокий 20 10 20 60

Низкий 40 40 0 10

Самообвинение Средний 40 50 90 80

Высокий 20 10 10 10

Уровень притязаний (Я-реальное) Слабый 10 0 50 90

Умеренный 30 30 20 10

Сильный 60 70 30 0

Отражённое самоотношение (Я-зеркальное) Низкий 30 20 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 70 80 80 50

Высокий 0 0 20 50

результаты. Низкая самооценка и неуверенность в себе отсутствуют. У 20% - сильные аффекты, 100% испытуемых уверены в себе. По 10% приходится на показатели переживаний, неуверенности в своих чувствах и завышенной самооценки (табл. 1).

Математический анализ эффективности разработанной программы осуществляется через сравнительный анализ показателей входящих в структуру «Я-образа» подростка для экспериментальной и контрольной группы после эксперимента с использованием критерия углового преобразования Фишера ф.

Значительные различия экспериментальной группы до и после эксперимента обнаружены в показателях: завышенная самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*=2,55, адекватная (нормальная) самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*= 2,946, уверенность в себе эмпирическое значение ф*= 4,873, неуверенность в себе эмпирическое значение ф*= 4,87, самопринятие эмпирическое значение ф*= 2,321, уровень притязаний (Я-реальное) эмпирическое значение ф*= 2,55.

Данные показатели свидетельствуют о повышении уровня когнитивного и эмоционального компонентов, которые входят в структуру «Я-образа», что обусловлено проведением программы формирования положительного «Я-образа» подростка посредством ТДТ.

Сравнительный анализ между контрольной и экспериментальной групп показал значительные различия в изменении уровней компонентов «Я-образа»: завышенная самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*=2,55, адекватная (нормальная) самооценка (Я-идеальное) эмпирическое значение ф*= 3,456, уверенность в себе эмпирическое значение ф*= 5,5, неуверенность в себе эмпирическое значение ф*= 4,87, принятие других эмпирическое значение ф*= 3,011, ф*= 2,83, самопринятие эмпирическое значение ф*= 2,481, уровень притязаний (Я-реальное) эмпирическое значение ф*= 5,5. ф*= 4,36, отражённое самоотношение (Я-зеркальное) эмпирическое значение ф*= 3,46.

Показатели компонентов «Я-образа» подростка имеют значительные различия между экспериментальной и контрольной группами. Что обусловлено реализацией коррекционно-развивающей программы формирования положительного Я-образа подростка и подтверждает её эффективность. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, разработанная нами программа формирования положительного Я-образа подростка является эффективной.

Таким образом, можно отметить, что танец, являясь исторически сложившимся важным элементом жизни любого общества, способствует личностному росту, развитию человека, является

Экспериментальный анализ соотношения самооценки и притязаний высококвалифицированных спортсменов

способом релаксации, самопознания, взаимодействия с окружающими, налаживания контакта с миром в целом, методы ТДТ являются эффективным средством формирования положительного Я-образа подростка.

Библиографический список

1. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2011. - 288 с.

2. История Танцевально-Двигательной Терапии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atdt.ru/content/istoriya-tancevalno-dvigatelnoy-terapii (дата обращения: 30.01.2017).

3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006. - 284 с.

4. ХодоровДж. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение / ред. И.В. Бирюкова. - М.: Когито-Центр, 2009 г. - 221 с.

УДК 796.01

Палий Вера Ивановна

кандидат психологических наук, доцент Московский городской педагогический университет

Сохликова Валерия Александровна

Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации, г. Москва

[email protected], [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки высококвалифицированных спортсменов и уровня их мастерства. Были изучены и определены соотношения самооценки и уровня притязаний, выделены типологии рассогласования самооценок спортивной подготовленности, а также исследована самооценка в качестве центрального конструкта для реализации потенциала спортсменов.

Ключевые слова: самооценка; уровень притязаний; спорт высоких достижений; оценка спортивной подготовленности; эффективность спортивной деятельности.

В психологии спорта многократно предпринимались попытки систематизировать представления о самооценке, изучение которой определяется важностью решения практических вопросов, связанных как с формированием и воспитанием личности спортсмена, а так и с поиском путей повышения эффективности его деятельности [7; 12; 14; 20]. Традиционно уделялось большое внимание наиболее значимым сферам самооценивания, таким как спортивная деятельность, социальные отношения, здоровье, свойства темперамента, личностные качества [4; 5; 8; 9; 19]. Однако, несмотря на множество подходов к пониманию концептов «самооценка» и «уровень притязаний», в современной психологии согласованность научных позиций в теоретическом и методическом планах отсутствует. По мнению К.Р. Сидорова [13], это является причиной того, что за последнее время заметно снизилось число исследований и публикаций в этой области.

В настоящей работе использовалось понятие «личностный конструкт» Дж. Келли, согласно которому понятие личностного конструкта выступает в качестве специального психологического средства дифференцировки объектов. Сам личностный конструкт создается субъектом и применяется им на практике. Личностные конструкты - это система бинарных оппозиций, с помощью которых субъект осуществляет категоризацию себя и других людей [6]. Между тем, актуальность изучения

этого важнейшего личностного конструкта имеет высокую теоретическую и практическую значимость. Это подтверждает появление большого количества тренинговых программ, направленных на коррекцию самооценки, развитие самовосприятия и Я-образа. Понятие самооценки является сквозным для всего цикла карьеры спортсмена, но особо проявляется на этапе спорта высоких достижений.

В исследовании для более полного изучения феномена самооценки анализировались самооценки спортсмена в наиболее значимой [15; 16] для него сфере спортивной подготовленности [1, 16]. Все компоненты спортивной подготовленности взаимосвязаны и проявляются в многочисленных возможностях единого организма [10, 11]. Такая подготовленность спортсменов является важнейшей целью тренировочного процесса.

Целью исследования было изучение характеристик самооценок, отражающих общий потенциал субъекта со стороны его спортивной подготовки, а также определение взаимосвязей самооценки с уровнем спортивного мастерства.

Мы предположили, что конструкт самооценки спортивной подготовленности базируется на оценивании интегральных компонентов подготовленности спортсмена, вместе с тем в конструкте самооценки спортсмена выделяются типологии рассогласования самооценок спортивной подготовленности, которые хорошо дифференцируют спортсменов разного уровня мастерства.

© Палий В.И., Сохликова В.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.