Научная статья на тему 'ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА: НА ПУТИ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТИ'

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА: НА ПУТИ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXPERIMENTAL ELECTRONIC MUSIC / MINIMAL-TECHNO / ABSTRACT HIP-HOP / IDM / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / МИНИМАЛ-ТЕХНО / АБСТРАКТНЫЙ ХИП-ХОП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимофеев Андрей Владимирович

В статье прослеживается эволюция танцевальных направлений электронной музыки. Показана история возникновения таких музыкальных стилей, как минимал-техно, абстрактный хип-хоп и IDM (Intelligent Dance Music), выявлена роль музыкантов-экспериментаторов и звукозаписывающих компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE ELECTRONIC MUSIC: ON THE WAY TO EXPERIMENTATION

Dance electronic music: on the way to experimentation (by A.V.Timofeev). This article presents the evolution of dance trends in electronic music and the history of emergence of such musical styles as minimal-techno, abstract hip-hop and IDM (Intelligent Dance Music). It shows the role of experimenting musicians and sound recording companies.

Текст научной работы на тему «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА: НА ПУТИ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТИ»

12. Луппов А. Пентатоника и современная техника композиции //Муз. академия, 1994. №3. С. 18-19.

13. Осипов А. Хоровая музыка А. Васильева //Чувашское искусство. Поиски и решения. -Чебоксары,1983.

14.Проблемы музыкального стиля композиторов Поволжья. - Казань, 1990.

15. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. - Уфа, 2005.

16. Творчества вечно живая основа. Говорят представители художественной культуры Поволжья и Приуралья //Сов. музыка, 1985. №12. С.40-46.

17. Теория современной композиции. - М, 2007.

18.Холопова В. Формы музыкальных произведений. - М., 2002.

© 2010 Тимофеев А.В.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА: НА ПУТИ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТИ

В статье прослеживается эволюция танцевальных направлений электронной музыки. Показана история возникновения таких музыкальных стилей, как минимал-техно, абстрактный хип-хоп и IDM (Intelligent Dance Music), выявлена роль музыкантов-экспериментаторов и звукозаписывающих компаний.

Ключевые слова: экспериментальная электронная музыка, минимал-техно, абстрактный хип-хоп, IDM.

Современная электронная музыка включает в себя множество стилей, жанров, направлений. Не секрет, что наибольшее распространение электронная музыка нашла в танцевальной области. Вместе с дифференциацией различных музыкальных направлений возникали и группы их приверженцев, которым присущи свои вкусы, сложившиеся традиции, веяния моды, даже мировоззрение. В результате можно говорить о существовании хаус-культуры или хип-хоп-культуры. Вместе с тем существуют композиции, благодаря своей необычности, экспериментальности не только не укладывающиеся в тесные консервативные рамки определенного направления, но и выходящие за пределы собственно танцевальной функции. Данный феномен получил определение интеллектуальной, экспериментальной танцевальной музыки.

Что же такое интеллектуальная танцевальная музыка? Под этим определением понимаются композиции, имеющие черты того или иного танцевального стиля, но вышедшие за рамки исключительно прикладной музыки, предназначенные не только для использования в танцевальных клубах, но и для концертного или домашнего прослушивания, а нередко и исключительно для прослушивания. Соответственно, музыка в них усложняется, интегрирует в себя черты различных стилей, при этом становясь вовсе не предназначенной для танца.

История музыки знает немало примеров подобного претворения песенно-танцевальных жанров. Общеизвестно влияние фольклора на академическую музыку. Также вспомним придворные танцы эпохи барокко, которые поначалу имели лишь прикладной характер, служили в целях сугубо развлекательных. Однако же такие жанры как сарабанда, жига, пассакалия, менуэт прочно заняли место в инструментальных сюитах, а позднее и в симфониях, концертах. Это касается и более поздних танцев, таких, как, например, вальс или танго. Схожий путь прошли в XX в. джаз и рок-музыка. Минимал-техно, IDM (Intelligent Dance Music), абстрактный хип-хоп1 - яркие примеры подобной трансформации в электронной танцевальной музыке - будут рассмотрены ниже.

Следует заметить, что четкая стилевая дифференциация, характерная для танцевальной музыки, несколько размывается в экспериментальной музыке, так как экспериментальность по определению не может быть ограничена рамками одного стиля.

В названии стиля минимал-техно отражена его двойственная природа. Отсюда и его многообразие, зависящее от того, что вкладывается автором в это понятие. В музыке этого стиля может превалировать собственно техно, как его понимали в Детройте, с корнями, восходящими, с одной стороны, к хаусу, фанку и глубже, а с другой - к творчеству группы Kraftwerk и к электронным опытам композиторов-авангардистов. Либо акцент может быть сделан на минималистичности, которая опять же трактуется по-разному: в стиле Стива Райха, Филипа Гласса или, скажем, Джона Кейджа.

В аскетичной фактуре, кажущейся простоте минимал-техно музыканты видели протест против все большей популяризации, коммерциализации танцевальной музыки, в частности, техно. В свою очередь, в конце 80-х техно появилось в Детройте в противовес легкомысленному, беззаботному чикагскому хаусу, и было идеологически обосновано. В частности, лейбл Underground Resistance преподносил техно ни много ни мало как средство для борьбы с «системой», предназначенной для эксплуатации людей государством. «"Программирование" - ключевое слово в идеологии Underground Resistance. Программирование - это принцип функционирования современных промышленных стран, которые уже развились до такого состояния, что производят не только товары и механизмы, но сознание отдельных индивидуумов» [1].' Конечно, мысль о музыкальном стиле в качестве орудия политической борьбы представляется преувеличенной, здесь интересна идея анонсирования техно в качестве серьезной, а не развлекательной музыки.

Но и техно не избежало утраты своей оппозиционности и уже к началу 90-х стало популярнейшим танцевальным стилем, тем самым выйдя за рамки андеграунда (принадлежность к которому декларировали его основатели). Истинных ценителей техно не устраивало такое положение вещей, и они искали новые пути, отвечающие их представлением о музыке. Одним из них и стал минимализм.

Авторы минимал-техно связывали себя рядом сознательных ограничений. Это явление далеко не новое. Вспомним, что классицизм в XVIII в. явился альтернативой пышного и великолепного барокко с его преувеличениями и излишествами. Художники возникшего направления сознательно ограничивали себя в средствах, стремясь привлечь внимание к другим сторонам содержания. К тому же немалое значение имели причины материального характера, также диктовавшие необходимость экономии в выборе средств (прежде всего, это касалось архитектуры). Показательно, что минимал в электронной музыке наибольшее развитие получил в Германии - колыбели европейской музыкальной классики.

Жесткая структура техно также имеет классицистские прототипы. Здесь и размер 4/4, и квадратность построения, и более крупные формообразующие моменты. Прозрачность фактуры способствует вниманию к каждому элементу композиции, дает возможность слушателю проследить все ее голоса, уловить малейшие изменения, столь важные для эстетики минимализма.

Различные музыканты пришли к минимал-звучанию с разных сторон. Американец Robert Hood создавал треки, опираясь на детройтское техно и соул с использованием элементов эйсид-хауса и индастриала. В музыке финского коллектива Panasonic (впоследствии им пришлось сменить название на Pan Sonic) слышится влияние таких стилей, как эмбиент, нойз. Композиции альбома «Vakio» еще не подчинены жесткому метру, и ближе скорее к академическому минимализму, чем к минимал-техно. Эту линию продолжают и музыканты лейбла «Raster Noton», среди которых известный по Pan Sonic Mika Vainio, а также Frank Bretschneider и Atom™ (один из псевдонимов Uwe Schmidt).

Своеобразно протекает стилевая эволюция некоторых музыкантов. К примеру, немец Moritz Von Oswald (к слову, праправнук Отто фон Бисмарка), бывший перкуссионист пост -панк-группы Palais Schaumburg в начале 90-х годов увлекся детройтским техно, что привело к созданию проекта Maurizio, а также берлинского лейбла «Chain Reaction». Дальнейшие поиски привели к гибридизации минимал-техно и ямайской музыкальной культуры - даб, регги. Moritz Von Oswald обращался также и к академической музыке, в частности известны его (совместно с Carl Creig) ремиксы на «Болеро», «Испанскую

рапсодию» Равеля и «Картинки с выставки» Мусоргского. В настоящее время музыкант выступает в составе Moritz Von Oswald Trio, в котором также участвуют Vladislav Delay и Max Loderbauer. В композициях этого коллектива техно сочетается с джазом и эмбиентом.

Стиль IDM появился на стыке техно и эмбиента. В дальнейшем в техно-эмбиентные треки вносились элементы джаза, хип-хопа, драм-н-баса. В широком смысле термин IDM стал применим ко всей экспериментальной электронной музыке.

Пионером нового направления стал английский музыкант Aphex Twin (настоящее имя Richard James), творчески разноплановая личность. Полюбив с детства экспериментировать с электронными приборами, он собрал огромную коллекцию музыкального оборудования. Впоследствии работал диджеем, создавал музыку в стиле техно, был признанным мастером эмбиента, в итоге объединил эти два стиля в своих композициях, так же внедряя в них элементы хип-хопа и драм-н-баса. В 1991 основал собственный лейбл «Rephlex Records», издававший записи многих музыкантов, среди которых Squarepusher, Cylob, Luke Vibert и сам Aphex Twin. Классикой IDM стал его трек «On» 1993 года. Для описания своей музыки автор предпочитал использовать термин braindance (от английского «brain» - мозг, ум).

Alma mater интеллектуальной электроники стала британская звукозаписывающая компания «Warp Records», под своим крылом собравшая целую плеяду ярких и разнообразных музыкантов-экспериментаторов. Многие из них получили путевку в жизнь благодаря выходившей на лейбле серии компиляций «Artificial Intelligence», которая, скорее всего, и дала название стилю. Aphex Twin, Autechre, Squarepusher, Oval, Red Snapper... -далеко не полный перечень представленных на лейбле музыкантов.

Интеллектуальная электроника - прогрессивное и развивающееся направление, в том числе и далеко за пределами Туманного Альбиона. Заслуживают внимания бразильский музыкант Amon Tobin, норвежский дуэт Xploding Plastix, канадец Venetian Snares, американцы Telefon Tel Aviv и многие другие.

Абстрактный (инструментальный) хип-хоп. Соответственно названию, данный стиль развивает музыкальную сторону хип-хоп-культуры, в отрыве от речевой (рэп) или танцевальной (брейкданс), по своему интерпретируя крылатое выражение «рэп - это бизнес, хип-хоп - это культура» [2].

Круг поклонников абстрактного хип-хопа в большинстве своем группируется вокруг лейбла «Ninja Tune», образованного дуэтом Coldcut в 1991. Coldcut пропагандировали традиционный для хип-хопа принцип композиции - семплирование, создавая эклектичную картину из самых разнообразных составляющих. Данный принцип коллажа вызывает определенные аналогии с полистилистикой в современной академической музыке, а также с произведениями художников-дадаистов или приемом киномонтажа. Dj Shadow выпустил в 1996 году «Endtroducing» - первый альбом, полностью составленный из семплированных фрагментов, тем самым попав в Книгу рекордов Гиннеса. На лейбле издавались также dj Va-dim (один из наиболее известных электронных музыкантов-выходцев из России), Flanger, The Cinematic Orchestra, Kid Koala, уже упоминавшийся Amon Tobin.

Другая известная английская звукозаписывающая компания, «MoWax», образованная James Lavelle (более известным по проекту U.N.K.L.E.) и выпустившая таких артистов как dj Krush, dj Shadow, Luke Vibert, ориентирована на джазовое и трип-хоповое звучание.

Можно проследить влияния различных стилей в творчестве музыкантов - джаза (dj Krush), драм-н-баса, IDM (Amon Tobin), турнтаблизма (Kid Koala) и др., что характеризует их как разноплановых творческих личностей и подчеркивает условность стилистических границ в экспериментальной электронной музыке.

Вкратце нужно коснуться проблемы авторства в электронной музыке. Понятие «автор» здесь несколько отличается от аналогичного понятия в академической музыке или живописи. Музыканты-электронщики зачастую пользуются семплами - заранее записанными фрагментами, и в некоторых случаях их роль сводится лишь к компоновке материала. Такой подход характерен для многих композиций сложившихся танцевальных

стилей, где процесс «изготовления» музыки подчинен определенным канонам. В связи с этим в электронной музыке вместо термина «композитор» даже используется «продюсер».

С другой стороны, композиция, в которой басовая партия целиком взята из одного источника, перкуссия из другого, вряд ли будет интересна искушенным любителям современной интеллектуальной электроники. Авторы музыки рассмотренных выше направлений стараются творчески подойти к процессу семплирования. Можно взять одну ноту и, изменяя высоту и динамику, применяя различные фильтры и эффекты, трансформировать ее до такой степени, что источник заимствования установить будет невозможно. Естественно, что истинно творческие люди не ограничиваются простым копированием, они ищут новые тембры, сочиняют новые мелодии, ритмы, делают открытия в сфере звукорежиссуры, идут на смелые эксперименты...

Итак, приведенные музыкальные примеры позволяют проследить, как происходит перерождение, переосмысление, усложнение танцевальной музыки, которая проделывает путь от «прикладной» к «чистой», музыкой для внимательного прослушивания, музыкой ради музыки.

У всех направлений интеллектуальной электронной музыки, при всех различиях, обусловленных историей возникновения, можно отметить общую тенденцию. Это взаимная интеграция элементов различных стилей, использование достижений музыки различных эпох и культур. К примеру, в композиции минимал-техно можно встретить элементы, присущие эмбиенту, хип-хопу, академической музыке разных веков или музыке примитивных народов. Таким образом, автор имеет возможность пользоваться в своих сочинениях всем арсеналом существующих музыкальных средств.

Это приводит к некоторому стиранию границ между стилями. В современной музыке сложно дать однозначную стилевую оценку композиции, но, несмотря на это, музыка остается разнообразной. Каждый музыкант для реализации своего замысла пользуется средствами, отвечающими его вкусу и представлениям, национальному менталитету, личному видению (или слышанию) мира. Сегодня таких музыкантов невозможно заключить в рамки одного направления, уместнее говорить о наличии индивидуального стиля Amon Tobin" а, Pan Sonic, Aphex Twin" а, dj KrushX Matthew Herbert" а. Это подчеркивает относительность границ того или иного стиля, которые, тем не менее, помогают систематизировать огромный поток современного музыкального материала и осмыслить его.

Примечания

1 См. Краткий словарь стилевых терминов в конце статьи.

Литература

1. Горохов А. Немецкая волна. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muzprosvet.ru/ur.html

2. Осетинский Г. Рэп - это бизнес, хип-хоп - это культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zn.ua/3000/3680/15538/

Краткий словарь стилевых терминов

Драм-н-бас - появился в начале 90-х гг. как смесь хип-хопа и ямайской музыки (даб, регги). Характеризуется очень быстрым темпом, сложным ритмом ударных и плотным басом.

Техно - отличается более быстрым, по сравнению с хаусом, темпом и механистичным, индустриальным звучанием, возникло в Детройте в конце 80-х гг.

Турнтаблизм - направление, основанное на исполнительском мастерстве диджеев (в основном хип-хоп-диджеев), использующих различные виртуозные приемы, самым распространенным из которых является скретч. Проводятся международные конкурсы, чемпионаты по турнтаблизму.

Хаус - возник в середине 80-х гг. в Чикаго на основе соул и диско, совмещая их со звучанием электронных музыкальных инструментов. Отличается легкостью, небыстрым темпом, красивыми мелодиями.

Хип-хоп - обобщенное название молодежной культуры, берущей начало в конце 70-х гг. и включающей музыку, создаваемую из семплов (чаще всего баса и ударных) и ритм-машин, и наложенного на нее речитатива (рэпа), а также брейкданс и граффити.

Эйсид-хаус (англ. «acid» - кислота) - хаус-музыка, создаваемая на синтезаторах типа Roland TB-303, обладающих характерным «кислотным» звучанием (на сленге поклонников танцевальной музыки означает яркий, приторный звук, вызывающий ассоциации с бурной химической реакцией). Другая версия связана с распространенными в среде любителей эйсид-хауса наркотиками (экстази, LSD), которые в разговорной речи также называли «кислотой».

Эмбиент - стиль нетанцевальной электронной музыки, характерен воссозданием «атмосферного» звучания, использованием звуков окружающей среды, нерегулярным ритмом. Возник в 70-х гг.

© 2010 Цюй Ва

ФОРТЕПИАННАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ В КИТАЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ КОМПОЗИТОРСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДВУХ ВЕРСИЙ ПЕСНИ «ЛЮ ЯН ХЭ» ВАН ЦЗЯНЬЧЖУН И ЧУ ВАНХУА)

В статье на примере сравнения двух интерпретаций одной и той же песни китайскими композиторами выявлено своеобразие преломления жанра транскрипции в китайской академической музыке. Обозначены особенности рецепции этих сочинений у современной китайской аудитории, затронуты проблемы исполнительской интерпретации.

Ключевые слова: фортепианная транскрипция, китайская фортепианная музыка, Ван Цзяньчжун, Чу Ванхуа, «Лю Ян Хэ».

К жанру фортепианных транскрипций обращались многие китайские композиторы. В качестве тем композиторы использовали народные песни, произведения для других инструментов собственного сочинения или своих коллег. Это было свойственно и для Западной Европы эпохи романтизма и для России во время освоения западной музыкальной культуры. Но, в отличие от других стран, в Китае композиторы редко обращались к одной теме.

Исключением являются транскрипции песни «Лю Ян Хэ» (хэ - в переводе с китайского, - река) Ван Цзяньчжу и Чу Ван Хуа. Песню «Лю Ян Хэ», сочиненную Тан Бигуан, по ошибке долгое время считали народной песней из провинции Ху Нан. Она была написана в 1951 для музыкального спектакля «Шуансунлян», который повествует об улучшении положения крестьян после революции. Затем эту песню можно было услышать в различных фильмах, созданных в последующие десятилетия.

Песня «Лю Ян Хэ» написана в традиционном для Китая жанре «загадки», представляющим собой незатейливые повторяющиеся музыкальные мотивы, на которые сходу сочинялись слова. Этот жанр народного творчества зародился в Юннань1 и получил широкое распространение во всем Китае. Первый куплет текста песни представляет собой вопросы, а второй - ответы на эти вопросы. В последующих куплетах развивается тематика, изложенная в первых двух. Первоначальный источник песни «Лю Ян Хэ» имеет пять куплетов, при этом все куплеты целиком исполняются редко.

Текст:

Сколько изгибов у реки Лю Ян?

Через сколько ли2 она вливается в Сян Цзян?

Какое поселение на том берегу?

Кто из предводителей народных повстанцев родом оттуда ?

У реки Лю Ян девять изгибов.

Пятьдесят ли до Сян Цзян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.