Научная статья на тему 'Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в.: традиционное, новое, авангард. Часть 6. 2000-е гг.'

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в.: традиционное, новое, авангард. Часть 6. 2000-е гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
991
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мэйнстрим / электросвинг / линеарность мелодии / динамические всплески / экспрессивный авангард / импровизация / фри-джаз / аранжировка / мировая музыка / композиция / национальный колорит / погружение в этнокультуру / преобразователь / mainstream / electro-swing / line of melodies / improvisation / free jazz / arrangement / expressiveavantgarde / composition / modifi cation / neo-bop / contemporary jazz / free improvisation / world music / national color / immersion in the culture / transformer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корнев Петр Казимирович

Двигаясь дальше по истории и событиям джаза с конца ХХ в. плавно переходя в новый ХХI в. вновь отметим цикличность (повторность) изменений в наших основных разделах «классике», «новом» и «авангарде». Проанализируем происходящее на новом историческом этапе развития джазового искусства конца ХХ начала нового ХХI в. Исследуемое ниже творчество джазовых исполнителей позволяет сделать вывод о произошедших переменах, новых преобразованиях и фундаментальных сдвигах в сфере этого искусства за этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recurrent cycle series the making and evolution art of jazz in 20th century: traditionalism, modernism, bebop. Part 6. 2000’s

Going further on the history and events of jazz from the end of 20th century a smooth transition into the new 21st century, we note again the cyclical changes in our core categories: «classical», «new», «avant-garde». Let’s analyze what is happening in the new historical stage of development of the art of jazz at the end of 20th century – the beginning of a new 21st. The test of creativity of jazz performers allows us to draw a conclusion on the changes, new reforms and fundamental shift in the fi eld of art during this period.

Текст научной работы на тему «Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в.: традиционное, новое, авангард. Часть 6. 2000-е гг.»

УДК 78.036.9"19/20

П. К. Корнев

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в.: традиционное, новое, авангард. Часть 6. 2000-е гг.

Двигаясь дальше по истории и событиям джаза с конца ХХ в. плавно переходя в новый XXI в. вновь отметим цикличность (повторность) изменений в наших основных разделах «классике», «новом» и «авангарде». Проанализируем происходящее на новом историческом этапе развития джазового искусства конца ХХ начала нового ХХ! в. Исследуемое ниже творчество джазовых исполнителей позволяет сделать вывод о произошедших переменах, новых преобразованиях и фундаментальных сдвигах в сфере этого искусства за этот период.

Ключевые слова: мэйнстрим, электросвинг, линеарность мелодии, динамические всплески, экспрессивный авангард, импровизация, фри-джаз, аранжировка, мировая музыка, композиция, национальный колорит, погружение в этнокультуру, преобразователь

Petr K. Kornev

Recurrent cycle series the making and evolution art of jazz in 20th century: traditionalism, modernism, bebop. Part 6. 2000's

Going further on the history and events of jazz from the end of 20th century a smooth transition into the new 21st century, we note again the cyclical changes in our core categories: «classical», «new», «avant-garde». Let's analyze what is happening in the new historical stage of development of the art of jazz at the end of 20th century -the beginning of a new 21st. The test of creativity of jazz performers allows us to draw a conclusion on the changes, new reforms and fundamental shift in the field of art during this period.

Keywords: mainstream, electro-swing, line of melodies, improvisation, free jazz, arrangement, expressive-avant-garde, composition, modification, neo-bop, contemporary jazz, free improvisation, world music, national color, immersion in the culture, transformer

Окончание (начало в № 2 (11), 3 (12) за 2012 г., 3 (20) за 2014 г., 2 (23) за 2015 г.)

Классика (традиционное). Подводя итоги почти векового пути развития джаза отметим, что тройственность его классификации: «классика» (традиционное), «новое» (веерный поиск), «авангард» (сверхновое) подтверждалась на протяжении всех витков цикличности (см. рис. на с. 70).

Происходило лишь наполнение каждого класса-понятия с помощью добавления нового опыта и кристаллизации новых форм, присоединении бывшего «нового» в разряд устоявшейся «классики». Так, к традиционному разделу первого витка (новоорлеанскому, чикагскому стилям мы добавляем большие и малые составы Эры свинга; из витка «революционного бибопа» в «классику» переходят на следующем этапе все находки и открытия боперов. Кул-джаз конца 40-х гг., «лэтин» 60-х гг. и «фьюжн» 70-х гг. становятся также «традиционными» составляющими багажа джазменов ХХ! в. В классику вливается «мэйнстрим» («основное русло джаза»), сформировавшийся в 60-80-х гг. Классической становится выработанная стилистика игры инструменталиста (размахивание инстру-

ментом - саксофоном - Ч. Ллойд, с включением привставания с артистического места, мычание, стоны, напевание себе «под нос» - пианистов: К. Джарретт), вокальная исполнительская манера, поведение на сцене, жестикуляция, мимика и даже танцевальные «па» руководителей ансамблей и оркестров. Исполнительское творчество подлинных классиков джаза «сочетает глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы». К ним можно отнести музыкантов разных витков цикличности: Л. Армстронга, М. Дэвиса, Ч. Паркера, Д. Колтрейна, Э. Долфи1.

Новое (веерный поиск). К этим явлениям в сфере джаза мы относим оригинальное видение музыки, вскрывающее новый ракурс в происходящем, спонтанное проявление творчества. Таковыми новаторами были Э. Хайнс, Д. Р. Мортон, Б. Бейдербек (на первом витке 1910-1920-е гг.), Кл. Торнхилл (на втором - 1940-е гг.), Т. Монк, Л. Тристано (на третьем - 1940-1950-е гг.), Д. Колтрейн, Б. Эванс, Э. Долфи (на следующем витке 1960-е гг.). К концу ХХ в. в движении по циклам одна часть новых

69

Вестник СПбГУКИ ■ №3(24) сентябрь - 2015

'SI

О

ТРАДИЦИОННЫЙ

I4J

О

О

о

1 S i пл,„ S AVANTFUSION,®COKTEMPOFUKYIAZZ,

I I „г s JAZZ-ROCK,аио^омияс,8*ли«™"“*

nw., ? ЖГШП г BE-B0P'C00L^ FUS!0N, * NEOBOP,

ДКН 5 ЭРАСВИНГА ? FREE-JAZZ =5 LATIN-JAZZ7’ "

ГеоПмф*п»ес1а>е

Яранаднюниовд

tP4WM|nn

VO

гагмя« о

Г*П*ЫвАР*ОИНОИИ

•"Райпо,

BUIES

2 ■ импрессионизм X го го я

I неоклассицизм I романтизм Н

| кубизм сюрреализм

АР-НУВО (МОДЕРН) АР-ДЕКО----------АР-ДЕКО

АБСТРАКТНЫЙ | ТЕАТР 1 ЭСКПРЕССИОНИЗМ .абсурда

ИТАЛЬЯНСКИЙ

НЕОРЕАЛИЗМ

ЛЭНД-АРТ

1 ПОЛИСТИЛИСТИКА (А. Шнитке)

I

■ ГРАФФИТИ

ПОСТМОДЕРНИЗМ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ, ДИЗАЙН, АРХИТЕКТУРА, КИНО, ТЕАТР

Цикличность как механизм джазовой эволюции

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в. Часть 6

исполнительских открытий закрепилась в «классике», другая часть этих явлений открыла путь для экстранаправлений, стилей, приемов. Безусловно к фигурам, причастным к определению «новое» относятся музыканты и вокалисты от природы награжденные особым исполнительским талантом. Благодаря своим необычным способностям они с помощью оригинальных инструментов (Б. Флек - банджо, Э. Сполдинг - контрабас) или голоса (Д. Хендрикс, Л. Томас, Э. Джеферсон, Р. Фэррел, Джи Ди Уолтер) открывают «новое окно» в исполнительский мир джаза.

Авангард. Этим термином можно наградить многие явления в джазе XXI в., потому что практически все молодые современные музыканты выходят из границ общепринятых построений композиций, считающимися традиционными для «мэйнстрима». Не теряя связи с пунктирно обозначенной формой и гармонией пьесы, современные джазмены используют новый исполнительский язык, невероятно усложненный технически, отодвигая в сторону привычный эстафетный стиль передачи импровизации от одного участника ансамбля к другому. Этот новый вид общения внутри композиционной игры находится на высочайшем внутреннем видении и интуитивном понимании друг друга. При этом используются все найденные средства всех проявлений джазовой индивидуальности. Стилистика и язык при этом не имеют значения, ведь «разговор» ведется с помощью новых знаков джазовой технологии, почти трансового состояния исполнителей, общения на высокоинтеллектуальном уровне. Такое общение происходит практически неосознанно у исполнителей новой волны, располагающих аксессуарами и возможностями, накопленными внутри этого искусства. Наиболее ярко в новом джазовом исполнительстве выражено ощущение свободы и вседозволенности «высказаться», не думая ни о каких эстетических границах. От полного композиционного «развала» предохраняет общая музыкальная идея, рожденная все же в стилистике «мэйнстрима».

Освобождение джаза по-европейски. Европейский джаз с середины 60-х гг. активно развивается во многих направлениях присущих американскому искусству, но создает и свои особые формы, характерные для западноевропейской музыки, добавляя новое в багаж этой склонной к новому музыке. Европейские джазмены сумели доказать в своих поисках, что видение современного искусства вполне может строиться и на фольклорном материале стран Старого света, а не только на негритянских песнопениях и танцах. Мировыми хитами становятся записи, сделанные на западногер-

манских фирмах ECM и MPS начиная с 70-х гг. Европейские звукорежиссеры и продюсеры открыли новый свежий подход к звуку, философии музыки, свободе импровизации, экспериментам, оформлению пластинок. Эти записи выполнялись и новыми европейскими инструменталистами на ECM (Я. Гарбарек, Й. Кристенсен, М. Аль-перин) и звездами мирового джаза (К. Джаррет, П. Блэй, Г. Бэртон) на MPS (О. Питерсон, С. Смит, Ж. Л. Понти, Д. Эллингтон, Э. Фитцджеральд, Б. Эванс, А. Мангельсдорф, Р. Скотт, Л. Кониц).

Американский джаз стал символом XX в., но в XXI в. он «дал импульс развитию другой свободной музыки, в которой воплотилось все самое поразительное из музыкальных открытий европейского джаза последних десятилетий. В Европе всегда относились к джазу более серьезно и внимательно, чем на его родине»2.

Главный вектор современного джаза - переплетения, соединения различных музыкальноязыковых пластов (классики, фольклора, популярной музыки), творческие поиски музыкантов в джазе рождают огромное количество разных, самобытных явлений и целых направлений3. «Джаз часто описывают как чрезвычайно индивидуалистическую форму искусства. Вы можете легко определить игру джазового музыканта, так как импровизация каждого джазмена звучит, как его собственная музыка», - говорит физиолог

Ч. Дж. Лимб4.

Авангардный джаз (avant-garde jazz).

Идущие в этом направлении исполнители следующих поколений авангардного джаза отказались от термина «фри-джаз» музыкантов первой волны (60-х гг.). Наиболее видные представители - Э. Брэкстон, Д. Меррей, Д. Дуглас и др. более жестко структурируют свои композиции, мысля их как «открытый концепт», дополняемый инновациями5.

Авангардисты ориентируются на модернизацию музыкального языка и освоение новых, нетрадиционных выразительных средств (в области атональности, модальной импровизации и композиции, алеаторики, сонористики, электронного синтеза звука).

Для авангардного джаза характерно стремление к освобождению от традиционных гармонии, ритма, метра, структуры.

Опираясь на новые выразительные средства и технические приемы, лидеры направления стремились к программности и полному подчинению музыкальной структуры целям исполнительского индивидуального и коллективного самовыражения.

В 1990-е гг. во многом благодаря усилиям «AACM» центр развития авангардного джаза перемещается в Чикаго (David Boykin, Aaron

71

П. К. Корнев

Getsug, Nicole Mitchell, Karl EH Seigfried, Ken Vandermark, Jeff Parker, Kevin Drumm). Представленный рядом известных исполнителей: David

S. Ware, Matthew Shipp, Susie Ibarra и William Parker - Нью-Йорк по-прежнему достойно конкурирует с Чикаго.

Широко известны также такие музыканты и коллективы как Джордж Адамс, «The Bad Plus», Эрнест Докинс, Майк Гарсон, «Globe Unity Orchestra», Жанна Ли, «Medeski, Martin & Wood», Сэм Риверс, Мэтью Шипп, Арто Тунчбояджян, Александр фон Шлиппенбах, Джон Зорн6.

Европейский джаз в последние десятилетия становится достаточно разнородным, на что указывают характеристики интересных авангардных объединений-составов Европы и Азии XXI в.:

- шведско-норвежский квинтет Atomic, образованный в 2000 гг. Его участники (саксофонист Ф. Юнгквист, пианист X. Вийк, контрабасист И. X. Флатен, трубач М. Бру и барабанщик П. Н. Лав) смешивают хард-боп, фри-джаз и пауэр-джаз. Это соединение рождает новую музыку7;

- sbdQtg: экспериментальный квинтет, исследующий в рамках ансамблевой импровизации музыкальные территории от нойза до психоделического рока, но и включающие в свой поиск и просто тишину8;

- Cowboys From Hell: энергичное, непредсказуемое и громкое швейцарское трио без гармонического инструмента;

- «Yavana» «Явана» - так называли давно тех, кто перемещался между средиземноморским регионом и Индией. В XXI в. это название возвращает к жизни необычное трио: индийские барабаны табла, европейскую колесную лиру и современную электронику, объединяющее музыкантов из Индии, Испании и Италии9;

- Grand Pianoramax: возглавляет несомненный гений клавишной электроники Лео Тарде-ном. Трио микс серьезного авангарда, нарочито упрощенных и близких к танцевальным ритмам и поэзии, одинаково уместной на «битвах» рэпе-ров и на библиотечных чтениях;

- Dimitri Grechi Espinoza: саксофонист Ди-митри «Греки» Эспиноза интересуется в первую очередь африканским фольклором, но способен играть на высочайшем уровне материал от традиционного американского джаза до авангарда.

- Leon: нестандартное импровизационное трио из Швейцарии, исследующее звуковые пространства с помощью двух бас-гитар и приглашенного гостя10;

- «Plaistow»: один из самых интересных и самых стремительно развивающихся европейских коллективов в области современного джаза. Композиции «Plaistow» достаточно сложны11;

- Boris Savoldelli: Борис Саволделли - уни-

кальный итальянский вокалист, основная программа которого - сольное выступление с электроникой;

- Boris Savoldelli & Walter Beltrami: Саволделли и Бельтрами оригинальный дуэт, сами итальянцы характеризуют себя: «beware of this duo», т. е. «опасайтесь». Их репертуар американские джазовые стандарты и итальянские популярных хиты;

- Daniel Herskedal's Slow Eastbound Train: норвежский тубист-виртуоз Даниэль Херскедал. Его необычный симфоджазовый проект реализован в сотрудничестве с струнными оркестрами разных форматов, от малых до крупных;

- Keller's 10: возглавляемый композитором Беатом Келлером тентет из Цюриха - «малый биг-бэнд», в стилистическом диапазоне от современного оркестрового джаза до «маниакальной польки»12;

- A. Spell: аккордеон, табла и бас-кларнет. Музыканты, представляющие Швейцарию и Южную Африку считают, что «звезды сходятся, чтобы в неожиданном унисоне открыть весь мистицизм неведомой доселе музыкальной вселенной»;

- Schnellertollermeier: определяет творческий подход швейцарского трио умение свободно ориентироваться в неровных ритмических размерах и исполнять материал, гармоническая сложность которого сравнима с самыми радикальными образцами новой академической музыки;

- Fat Son. Источники вдохновения Фло Штоффнера, лидера группы - Slayer, Фред Фрит, Эннио Морриконе и Дьердь Лигети. Современная импровизационная музыка, растущая на сложной почве;

- Angel Ontalva & Vasco Trilla: дуэт гитары и ударных, претендующий на авангард: у исполнителей достаточно вкуса, основой для свободной импровизации служит этническая направленность и большое внимание к звуку;

- Vein: фортепианное трио, вполне традиционное (и при этом экспериментирующее), игра которого отражает самую суть современного европейского авторского джаза;

- Carla Marciano Quartet: играет в стилистике классического колтрейновского ансамбля, которым руководит белая женщина из Италии;

- немецкий коллектив em Trio: немецкая школа электронной музыки изначально была направлена на поиск новых форм. Бессменный лидер легендарного берлинского коллектива Tangerine Dream и участник трио Эдгар Фрезе заявил, что синтезаторы позволяют ему передавать чувства, которые невозможно выразить средствами рока и блюза13.

72

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в. Часть 6

Лучшие фри-джазовые записи 2000-х гг.

На первом этапе свободный джаз практически не использовал «эвергринс» как вариативность в развитии, но в музыке второй волны авангарда преобладание импровизации было заменено принципом формообразования с частичным использованием аранжировки (в музыке Э. Брэкстона, Ст. Лейси, Э. Дэвиса и др.)14:

- Dawn Of Midi - Dysnomia. Достойные последователи величайшего джазового пианиста нашей эпохи Ника Бартча - Flat Earth Society-13. Это ураганный, и мастерски срежиссированный Вермеершем (руководителем) водевиль и бурлеск, чем джаз в собственном смысле слова. Здесь практически нет импровизации, по меркам традиционного фри-джаза, но альбом заряжен невероятной энергией;

- Mostly Other People Do The Killing - Slippery Rock. У этой группы (бас, саксофон, ударные, труба) бесконечная реминисценция ушедших джазовых эпох, но в их руках они переплавляются в настоящий, живой джаз XXI в. Как говорит лидер квартета, басист М. Эллиот «MOPDTK перемешивает весь спектр джазовой и импровизационной музыки, рождая единый и бесшовный меланж Убер-Джаза»15;

- Fire! Orchestra - Exit! Лучший джазовый альбом года от экспериментального биг-бэнда во главе с гением импровизации Мэтсом Гу-стафссоном. Фри-джаз с психоделическими блюз-роковыми риффами;

- Monoswezi - The Village. Норвежско-шведско-мозамбикско-зимбабвийский фьюжн. Мбира из Зимбабве, перкуссия и вокал из Мозамбика, норвежский саксофон и шведский бас;

- The Necks - Open. 17-й альбом первопроходцев минималистического джаза. Трио (пианино, ударные, контрабас) играет джаз, восходящий к великому, одному из лучших альбомов Дэвиса «In A Silent Way», скрещенный с классическим минимализмом в духе Гласса или Райха;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Deveykus - Pillar Without Mercy. Хасидский дум-джаз - еврейские нигуны, пропущенные сквозь фри-джазовые соло Альберта Эйлера и дарк-метал;

- Mombu - Niger. Забавное возрождение джаз-роковой Zu, ритуальный афро-грайнд16.

Новое (инструментал). Незрячий американский негритянский джазовый пианист Маркус Робертс (р. 1963), играет симфонические произведения Дж. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» и Концерт F-dur для фортепиано с оркестром. В сольных местах Робертс умело пользуется техниками рэгтайма и страйда, через фактуру этих стилей плавно переходит в импровизацию в свинге при поддержке ритм-секции17.

Сверхновое и эксперименты (инструментал). Конец ХХ и начало XXI в. отмечены активным участием женщин-инструменталисток в развитии нового джаза. Продолжая пианистическо-органно-вокальную линию, в которой с начала XX в. оставили значительный след Лил Хардин, Мэри Лу Уильямс, Мэриан Мак Парт-ленд, Нина Симона, Ширли Скотт, Тошико Аки-еши, Кармен Мак Рэй и др. к ним добавляются новые имена Дайяны Кролл, Элиан Элиас, Азизы Мустафа-заде и др.

Виртуозная и яркая японка Хироми Уехара (р. 1979) блистательно владеет акустическим фортепиано и набором клавишных отказывается давать определение своей музыке. В ней есть элементы классической музыки, рок-музыки и джаза. Ее исполнительский стиль можно охарактеризовать как виртуозный, энергичный фьюжн с элементами пост-бопа, с включением этнических элементов смешивая и используя различного рода пентатоники, Хироми создает некую смесь из джаза и японской музыки, облаченную в виртуозную форму18. Характерным для стиля Хироми является диск «Another Mind» («Другое сознание»), где она «встряхивает» слушателя, активно и энергично заставляет его пересмотреть концепцию восприятия новой музыки, идущей из страны «Восходящего солнца». И благодаря необычайному исполнительскому таланту это ей удается.

Ее вид и манера поведения отмечены русской прессой так: «Забавная борьба ощущений, к которой добавляется пряный визуальный диссонанс: несмотря на серьезность и виртуозность, за роялем японская звезда похожа на расшалившуюся девчонку»19.

Эксперименты есть и в творчестве Азизы Мустафа-Заде (р. 1969). Она сплавляет джаз и азербайджанскую музыку. Она владеет различными техниками голосообразования от национального пения до bel canto20.

Очевидно выраженную тенденцию этнического джаза представляет кубинский пианист Арольд Лопес Нусса (р. 1983). Его первый сольный альбом состоял из кубинских композиций: авторских пьес и латинских стандартов, в том числе «Танец негров» кубинского композитора Э. Лекуоны21.

Музыканты непрерывно развивают исполнительскую технику, доходя до немыслимых высот (так, Кенни Дрю младший виртуозно исполняет балладу Эллингтона «Sophisticated lady» одной левой рукой). Джеки Террасон (р. 1966) в сольных выступлениях поражает ювелирным владением нюансами, динамическим чутьем, выражением сложных по музыкальному языку и фигураций «пианиссимо»22.

73

П. К. Корнев

Джазовая музыка XXI в. достаточно разнообразна по стилевым направлениям. Творчество музыкантов новейшего периода отличает смешение поп-джаза и смуф-джаза, а также соперничество жанров: модерн и контемпорери и др.

Таков Кенни Гаррет - джазовый саксофонист, флейтист и бэнд-лидер, принимавший участие в оркестре Дюка Эллингтона и в группе позднего Майлза Дэвиса. В течение последних лет он выступал на гастролях вместе с Ч. Кориа, Д. Маклафлином, К. Макбрайдом и Б. Блэйдом, этот состав впоследствии получил название «Файв Пиас Бэнд» и премию «Грэмми». В своей игре К. Гаррет демонстрирует и зрелость музыкального мышления, содержательность, плотную ткань импровизаций, безупречную технику23.

Новое (направления, инструментал). Электросвинг (англ. Electro Swing) - музыкальный жанр, продолжающий традиции свинга в рамках методов и приемов производства современной танцевальной электроники. В большинстве случаев - это переработанные аудио-варианты раритетных джазовых записей, в которых использованы основные ритмические фигуры или целые фрагменты свинговых ритмов 30-50-х гг. прошлого века. Электросвинг - это лишь часть широкого культурного явления, эстетически оформленной моды на стремление к старым модным течениям и явлениям во многих областях искусства - от производства одежды до кинематографа или графического дизайна. Первый хит в этом жанре записал Mr. Scruff в 1999 г. (композиция «Get A Move On»). В тот же период свой «Rose rouge» на основе «Take Five» Д. Брубека выпустил французский электронный продюсер Людовик Наварре. Идея выноса электросвинга за скобки широкого стиля «лаунж» впервые пришла в голову Маркусу Фю-дереру в 2005 г. Он первым упомянул термин «электросвинг» в отзыве о собственной записи сделанной на фирме Etage Noir. Со временем Parov Stelar стал безусловным лидером этого направления, благодаря целой серии успешных записей и переходу к выступлениям с полноценным живым составом24. К 2009 г. такие фирмы звукозаписи, как Wagram во Франции или Freshly Squeezed Music в Англии принялись за выпуск тематических компиляций, объединяющих лучшие работы в стиле электросвинг. Благодаря этому об электросвинге заговорили в авторитетной профильной прессе. В Лондоне открылся первый ночной клуб, полностью посвященный эстетике «ретро» и электросвингу. Со временем, такие клубы начали появляться не только в Англии, но и в Америке, а стиль отпраздновал «рождение» собственного фестиваля. В 2012 г.

наступило некое пресыщение подобной музыкой. Жанр находится на пороге кризиса идей. Тем не менее, говорить о скором забвении электросвинга пока еще довольно рано25.

Свинг Хаус (англ. Swing House). С начала восьмидесятых и девяностых и началом применения сэмплинга в популярной музыке, музыканты начали экспериментировать с фрагментами классических образцов Эры свинга, добавляя современную обработку. Свинг Хаус получил популярность в середине - конце 90-х, но исчез в начале 2000-х. Он был возрожден в середине 2000-х, когда поджанр присоединился к напористому nu-school Jackin-Housey В 2010 г. трек Gramophonedzie «Why Don't You», основанный на песне Peggi Lee «Why Don't You Do Right» стал всемирным хитом26.

Джазовых пианистов сегодня можно называть «моментальными композиторами». Имея солидные академические знания, владея способами работы с музыкальным материалом, они тяготеют к созданию собственных, неповторимых композиций27. Вслед за музыкантами, выросшими на музыке би-бопа, на сцену выходит плеяда молодых пианистов. Многие из них находятся в ротации мировой индустрии джаза. Среди них - Б. Грин, У. Кейн, М. Камило, Г. Рубаль-каба, Ч. Валдес, А. Фарао, С. Честнат, Ф. Херш, Д. Перез, П. Бетс и многие другие.

Продолжают быть в «топе» и мэтры-корифеи джазового пианизма - Ч. Кориа (р. 1941) и Х. Хэнкок (р. 1940). Чик Кориа - романтик современного джазового фортепиано, его изящная музыка сравнима с произведениями для фортепиано Х1Х в. Шумана, Мендельсона, Шуберта28. Свое новое трио Чик Кориа создает с феноменальным контрабасистом Авишером Коэном (увлекшимся впоследствии Worldmusic), а совместные концерты Кориа с вокалистом Б. Макферри демонстрируют высочайшие возможности этих исполнителей - полную взаимосвязь, высочайшую исполнительскую культуру29.

Хэрби Хэнкок - другой лидер современного джаза, пианист, задавший вектор развития фортепианного джаза конца XX - начала XXI в. Индивидуальный стиль Хэнкока отличается сложным музыкальным языком. Он играл и сочинял в стилях мэйнстрим, авангардный джаз, поп, госпел, блюз, рок, хип-хоп и рэп, активно развивал электронную музыку и техно, синтезировал классику, латиноамериканский, азиатский, африканский фольклор. Хэнкок интерпретировал хиты мировой поп-музыки средствами фри-джаза, обогащал фанк-ритмами из сферы поп-музыки. При ярчайшей индивидуальности, он наиболее стилистически многоплановый пианист современного джаза30.

74

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в. Часть 6

Новое (инструментал). Пуэрториканский саксофонист Дэвид Санчес (р. 1968, David Sanchez) активно продолжает свою творческую деятельность в новом тысячелетии. В 2005 г. Санчес получил Грэмми за лучший Большой джазовый Альбом, записанный с пражским Филармоническим оркестром. В секстете «Коралл» Санчеса играют: Мигель Зенон (альт-сакс), Эдсель Гомес (фортепиано), Джон Бенитес и Бен-Стрит (бас), Адам Крузи (ударные), Пернелл Сатурни-но (перкуссия). Дэвид Санчес владеет саксофоном настолько, что способен конкурировать с любым другим современным исполнителем, но он заслуживает внимания по причинам, имеющих мало общего с техникой. Ему подвластно комфортное сочетание боп-джаза и афро-ла-тинских ритмов Карибского моря. С каждым новым альбомом он погружается в изучение не только своей народной музыкальной культуры, но и синтезирует всю панораму происходящего в джазе. На диске «Melaza» он концентрируется на широком диапазоне фольклорных ритмов Пуэрто-Рико, используя их для наполнения новым джазовым смыслом. «Melaza» по-английски означает «патока», и Санчес проводит аналогию между деятельностью черных трудящихся на уборке сахарного тростника и процессом создания музыки: «Ваша работа очень трудна, и приходится многим жертвовать, но она приносит сладкий, богатый результат». Альбом продюсировал саксофонист Брэнфорд Марсалис, который появляется на паре треков31. В 2000 г. Брэнфорд Марсалис получил Грэмми за головокружительные соло на альбоме «Современный джаз». В 2006 г., Брэнфорд гастролировал с пиа-нистом-вокалистом Гарри Конником-мл.

Марк О'Коннорс ^ark O'Connors, скрипка) продолжает поддерживать свой высокий рейтинг новыми записями, так «Строки и Темы» и «Американские Времена года» были записаны для альбома American Seasons, выпущенного в 2001 г. на лейбле OMAC. Один из его последних ансамблей квартет с фортепианным трио. В 2009 г. О'Коннор совместно с камерными музыкантами И. Kaвaфианом, П. Нейбауером и М. Гай-мовитцем представил свой второй и третий струнные квартеты. На протяжении последнего десятилетия О'Коннор работал и записывался с такими музыкантами как Ч. Аткинс, Д. Тейлор, М. Шоке, Б. Флек, П. Цукерман, С. Граппелли, У. Марсалис. Некоторые из его более поздних альбомов содержат дань вдохновения своим музыкальным наставникам, в том числе Н. Паганини, Б. Томассону и Граппелли. Скрипач О'Коннор разработал методику игры на струнных инструментах для учителей музыки и студентов. Его метод акцентирует опору на музыку и технику

североамериканской игры в дополнение к художественному образованию, развитию слуха и импровизации. О'Коннор выиграл две награды Грэмми, был музыкантом года Ассоциацией Кантри Музыки на протяжении шести лет (с 1991 по 1996 г.

Молодой американский пианист Дэн Ним-мер (р. 1982, Dan Nimmer), обладающий прекрасной техникой и врожденным чувством свинга, хотя начинал изучать фортепиано самостоятельно. После освоения классического репертуара увлекся джазом. Его фавориты: О. Питерсон, У. Келли, Э. Гарнер, А. Тэйтум. После переезда в Нью-Йорке, стал членом Джаз-оркестра Линкольн-центра под руководством У. Марсалиса и его квинтета. Ниммер играл в составах с Н. Джонс, Д. Ривз, Д. Бенсон, Ф. Вессом, К. Терри и др. Он выпустил четыре собственных альбомов на лейбле Venus (Япония), среди которых и яркая «Modern-Day Blues» (2010)32.

К почетному списку музыкантов (из последних поколений наших земляков), прочно занявших высокие места в табели о рангах на родине джаза необходимо отнести и имя Эльдара Джангирова. Э. Джангиров (Eldar Djangirov, р. 1987) джазовый пианист, родом из Киргизии, в настоящее время проживает в Нью-Йорке. Вундеркинд, освоил фортепиано в 3 года. Его первым городом стал Канзас-сити, где он выиграл награду NPR - конкурса, организованного знаменитой пианисткой и педагогом Мариан Мак Партланд. Затем закончил еще две школы: Бак-стоу и при Университете Южной Калифорнии. Фортепианная игра Эльдара характерна потрясающей техникой и музыкальностью. Он играет в основном в постбоперовском стиле. На его манеру также повлияли и предшествующие фортепианные стили. Его фавориты: Маккой Тайнер, Арт Тэйтум, Оскар Питерсон, Хэрби Хэнкок, Брэд Мелдо. Фигура этого музыканта родом из России подтверждает универсальность джазового языка, и доказывает, что способность и талант исполнителя из любой страны могут вознести его на вершину мирового джазового Олимпа33.

Классика (инструментал). Уильям Моррисон Чарлап (Bill Charlap, р. 1966) белый американский пианист. Родился в музыкальной семье: отец - композитор, мать - певица. Билл начал играть на фортепиано в возрасте трех лет, позже изучал классическую музыку, но увлекся джазом. Играл с Д. Маллиганом, Б. Картером и др. В 1995 г. он присоединился к квинтету Ф. Вудса. В XXI в. Чарлап становится большим Мастером джазового фортепиано. Несмотря на название одного из десятков записей «I'm Old Fashioned» («Я старомоден» (2010)) Б. Чарлап демонстрирует и современную манеру, и знание многих

75

П. К. Корнев

фортепианных стилей и деликатное туше, и тончайшую динамику, фантастическую мелодичность и виртуозность пассажей, напоминая слушателям, что он в курсе того, что происходит и звучит на Нью-Йоркской сцене. Чарлап записал семь альбомов в качестве лидера или солидера на фирме Blue Note, завоевал две награды Грэмми. В последние годы записывается на японской фирме Venus Records.

Новое (инструментал, контрабас). Кристиан Макбрайд (Cristian Lee McBride, р. 1972) американский негритянский басист. Макбрайд виртуоз контрабаса, один из самых востребованных музыкантов своего поколения; участвовал в более чем 300 записях, лауреат четырех премий Грэмми. Его первыми наставниками были отец, Ли Смит и дед, Говард Купер, хорошо известные в Филадельфии басисты. Макбрайд учился в Джульярдской школе. Он выступал и записывался со многими легендами джаза: Ф. Ха-бардом, Б. Мелдоу, Х. Хэнкоком, У. Марсалисом, Стингом, С. Дион, П. Маккартни и др. В 1996 г. джаз по приглашению Р. Брауна была образована группа «Super Bass».

С 2000 по 2008 г., Макбрайд сделал своим творческим «лицом» Christian McBridge Band, который одинаково успешно играл акустический/ электрик джаз, фьюжн и фанк. Одна из интересных пластинок этого периода «Christian McBridge Band „SCI-FI"» (2000). В его бэнде играют саксофонист Р. Блейк, пианист Д. Кизер и барабанщик Т. Галли. Как заявил писатель Алан Лидс в 2003 г., этот состав был «одним из самых опьяняющих, наименее предсказуемых явлений на сцене»34.

Макбрайд блистательно владеет техникой игры на контрабасе и бас-гитаре. Он владеет и игрой смычком на акустическом инструменте. Потрясающий виртуоз, музыкант, прекрасно владеющий фразой, обладает «вкусным» звуком и, что необычайно важно, отлично свингующий. В 2008 г. Макбрайд влился в джаз-фьюжн группу под названием «Файв Пиас Бэнд». Их концертная запись была удостоена Грэмми в 2010 г. как лучший джазовый инструментальный альбом. С 2013 г. Макбрайд возглавляет четыре группы: квинтет, трио, биг-бэнд и экспериментальный состав с Р. Блэйком (сакс), П. Рашен (фортепиано), Уильямсом (вокал) и ди-джеем. Фанатов джаза ждут интересные результаты и море удовольствия.

Стэнли Кларк (Stanley Clarke, р. 1951) является американским негритянским музыкантом и композитором, известен своим новаторским стилем игры на контрабасе и бас-гитаре. Создал музыку для многих кинофильмов и телевидения.

Окончив в Филадельфии музыкальную академию Кларк переехал в Нью-Йорк в 1971 г.

и начал работать с известными бэнд-лидерами: Х. Силвером, Д. Хендерсоном, С. Гетцем, Ч. Кориа и др. Важную роль оказала работа С. Кларка в группе «Возвращение навсегда» Ч. Кориа для формирования стиля «фьюжн».

Он становится одним из самых влиятельных солирующих бас-гитаристов наряду с Ж. Пасто-риусом, другим гением этого инструмента. При игре на басу, Кларк ставит свою правую руку так, что пальцы приближаются к положению на контрабасе, но с поворотом на 90 градусов. Его предплечье лежит выше и почти параллельно струнам, в то время как его запястье внизу отставлено почти на прямой угол. В фанк-музыке Кларк использует стиль «слэп» («пощечина»). Кларк также использует нисходящие толчки всей правой руке, ударяя две или более струн сверху ногтями. На диске 2001 г. «Stanley Clarke Standards», богатом разнообразным прочтением известных тем, в трио с Кларком играет блистательная негритянская пианистка Патриция Рашен, демонстрируя современный энергичный безукоризненно техничный «дамский» фортепианный стиль. Кларк в течение 2007 г. был на гастролях с А. Ди Меолой (гитара) и Ж. Л. Понти (скрипка) во Франции и в Южной Америке, и имел восторженную джазовую прессу. В 2005 г. Кларк успешно гастролировал в трио с Б. Флэк (банджо) и Ж. Л. Понти по США и Европе. Стэнли Кларк в паре с другим басистом

B. Вутеном в 2009 г. с триумфом выступают на Стокгольмском джазовом фестивале. Записи 2000-х гг. Кларка включают его великолепные акустические интерлюдии на басу. В 2009 г. выходит диск его трио «Джаз в саду» с невероятной игрой Х. Уехара на фортепиано и Л. Уайтом на ударных. За очередную запись в 2012 г. группа

C. Кларка зарабатывает Грэмми за Лучший альбом современного джаза.

Дэйв Холланд (Dave Holland, р. 1946) английский контрабасист, композитор и руководитель джаз-оркестра. Исполнитель как сольных пьес, так и объемных композиций в оркестровом составе. Холланд организовал в 2005 г. собственную фирму записи «Dare 2». Его музыкальную философию сформулировал коллега Дэйва С. Риверс: «Ничего не пропускать - играть все это». Играть на струнных инструментах Дэйв учился сам, начиная с четырех лет на гавайской гитаре, потом на обычной гитаре, а позже басгитаре. Его кумирами были Р. Браун, Л. Винни-гар, Ч. Мингус, Д. Гаррисон. В начале 1970-х гг. был участником джаз-рок группы М. Дэвиса. Он играл на бас-гитаре, часто обращаясь к педали «вау-вау» и другим электронным эффектам, так как музыка Дэвиса становилась все более электронной, усиленной на основе «фанки».

76

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в. Часть 6

После ухода из группы Дэвиса, Холланд ненадолго присоединился к авангардной джазовой группы «Circle», с Ч. Кориа и Э. Брэкстоном. Это было началом многолетней связи с фирмой ЕСМ. Во всех своих малых составах, которые Холланд формировал на протяжении следующих десятилетий, он демонстрировал выдающуюся музыкальность, превосходную технику, безупречное владение бас-гитарой, электро-басом, акустическим басом и даже записал диск «Жизненный цикл» с композициями соло на виолончели. В 2002 г. выходит первый бэндовый диск Д. Холланда «Dave Holland Big Band: What Goes Around», оцененный Грэмми в номинации «Большие составы» как лучший джазовый альбом. И следующий оркестровый диск: «Dave Holland Big Band - Overtime» (2002-2004) зарабатывает очередное Грэмми. В 2007 г. Дэйв собирает блистательный состав: «The Monterey Quartet:

D. Holland, bass, G. Rubalcaba, piano, Ch. Potter, tenor-sax, E. Harland, drums». Пластинка становится лучшей в разделе Малых составов за этот год. В 2009 г. Холланд собрал звезд джаза в «Обертон квартет» (К. Поттер - тенорсакс, Д. Моран -пиано, Э. Харланд - ударные. Группа успешно гастролировала по всей территории Соединенных Штатов и Европы.

Невозможно не упомянуть и другого мощного яркого контрабасиста Чарли Хэйдена (Charlie Haden) записавшего с уникальным М. Брэке-ром превосходный диск «Charlie Haden with Michael Brecker Orchestra „American Dreams"» (2002). «Уже с начала своей профессиональной карьеры Майкл Брэкер оказывал огромное влияние на мир джаза благодаря концепциям и музыкальности. Он производил впечатление своей творческой зрелостью и огромными техническими возможностями. Этот музыкант явно обладал „собственным" голосом. Было ясно, что ему суждено было стать одним из великих игроков. Когда мы разговаривали в то время, я знал, что в конечном итоге я увижу его в Нью-Йорке», -так описывает свои впечатления великолепный контрабасист Чарли Хэйден. «Каждый из треков пронизан светящимся музыкальным сиянием и искренне эмоционален. Прекрасен и выбор участников ансамбля: M. Брекер (тенор-саксофон), пианист Б. Мелдау и барабанщик Б. Блэйд, которые играют элегантно и изобретательно. Их солирование поддерживает оркестр из 34 музыкантов»35.

Авангард. Американский джазовый пианист и композитор Тэйлор Эйгсти (Taylor Eigsti, р. 1984) играет в стилях би-боп, пост-боп. Вундеркинд, начал учиться игре на фортепиано в возрасте четырех лет. Он записал свой первый альбом в возрасте 14 лет. Играл

с К. Макбрайдом, К. Поттером, Дж. Редманом, Э. Спэлдинг и др. Творчество и игра этого молодого пианиста опровергают заявление некоторых критиков и знатоков джаза, что лучшие дни джаза позади. В год выпуска пластинки «Resonance» (2003) игра 19-летнего Тэйлора была полна бьющего ключом энтузиазма, идеями, феноменальной техникой и просто поражает. Позднее музыкант привлекает на запись и различные виды электропиано и меллотрон.

Джерри Аллен (Geri Allen, р. 1957) темнокожая американская пианистка, композитор, педагог. Аллен работала со многими из великих современных музыкантов: О. Колменом, Р. Картером, Т. Уильямсом, Бэтти Картер, Ч. Ллойдом. На формирование ее стиля повлияли Х. Хэнкок, С. Тэйлор, Т. Монк, М. Кой Тайнер и др. Ален яркая исполнительница, владеющая современным гармоническим языком, блистательной техникой, способная быть яростной по накалу страсти в живых пьесах и романтичной мелодисткой в балладах. В 1995 г. она была первым лауреатом Леди Soul Train в Премии Лучший джазовый альбом года, среди следующих удачных работ диск «The Life of a Song» (2004), а ее альбом «Полет на звук» был оценен как один из лучших в 2010 г.

В 2011 г. Д. Аллен премирована NAACP Image за лучший джазовый альбом, «Timeline Live» и названа «Лучшим джазовым пианистом» Ассоциацией джазовых журналистов.

Джаз и коммерция. Квартет «Fourplay»: Б. Джэймс (Bob James, фортепиано), Н. Ист (Nathan East, бас и вокал), Л. Карлтон (Larry Carlton, гитара), Ли Ритенур (гитара), Х. Мэйсон (Harvey Mason, ударные). Этот ансамбль завоевавший несколько «Грэмми» состоящий из блистательных музыкантов, играет музыку, относящуюся к разделу легкого джаза, т. е. тщательно разработанных джазовых импровизаций, уложенных в элегантную упаковку с коммерческими элементами ритм-энд-блюза и поп-музыки. Необходимость существования такого подраздела поп-джаза существовала во все времена. Эта музыка лишь набирает с десятилетиями исполнительскую высоту, насыщается электронными инструментами и эффектами, выполняет свою основную функцию быть не надоедливой музыкой для слушания вполуха, но сделанную необычайно качественно. За двадцать лет записано 11 альбомов (с 1991 г.) среди них один из наиболее удачных - «Fourplay: Jorney» (2004). Группа много выступает, и благодаря использованию достижений современного коммерческого джаза и умению использовать новинки и открытия в смежных жанрах, пользуется успехом до последних дней у широкой аудитории36.

77

П. К. Корнев

Новое (инструментал). Терри «Т» Lavitz (1956-2010 гг.) американский джаз-роковый и фьюжн пианист, композитор и продюсер. Наибольшую известность ему принесла работа с Дикси Мути и «Jazz is Dead». В 1981 г. он выиграл в категории «Лучший новый талант» в годовом опросе читателей журнала Keyboard. В 1985 г. Лавиц присоединился к блюз-рок квинтету Bluesbusters. Они выпустили два альбома и активно гастролировали. Его первый сольный альбом «Storytime» был выпущен в 1986 г. и был высоко оценен критиками. В 1992 г. Лавиц выиграл «Джаз клавишник года».

В начале нового тысячелетия Т. Лавиц участвовал в различных проектах. В 2006 г. он начал преподавать в музыкальном колледже Беркли в Бостоне. В 2007 г. выпущена «отчетная» пластинка «School of the Arts» («Школа искусств») в составе: T. Lavitz (piano), D. Weckl (drums), F. Gambale (ac. guitar), J. Goodman (violin), J. Pa-titucci (bass), St. Morse (ac. guitar), настоящий звездный состав, в котором безусловно выделяется Лавиц - лидер, пианист с великолепным ритмом и стилем, демонстрирующим синтез достижений фьюжна, джаз-рока, нового джазового инструментализма, владения клавишной многокрасочностью акустики и синтезаторов.

Имя нового талантливого музыканта безусловно украшает список исполнителей последнего поколения на грани ХХ и XXI в. Его зовут Кристиан Скотт, (р. 1983, Christian Scott) американский джазовый трубач, композитор и продюсер. Попробовал свои силы как трубач в 1996 г. Закончил Новоорлеанский центр художественного творчества, получил путевку в Беркли, учился у великого вибрафониста и педагога Гарри Бартона. Звезда Нового века К. Скотт с первого своего диска получает Грэмми. Виртуозный, думающий музыкант, стоящий в одном ряду с Роем Хэргроуэем (чуть старше его), с 2002 г. выпустил под собственным именем десять интереснейших дисков, среди которых и ударный «Christian Scott „Live at Newport"» (2008).

Джеральд Уильям Клейтон (Gerald Clayton) пианист и композитор, изучал классическое фортепиано в течение одиннадцати лет, с 7 лет. В 2006 г. Д. Клейтон получил степень бакалавра искусств, занял второе место в конкурсе Т. Монка. На его становление как пианиста повлияли О. Питерсон, М. Александр, Б. Грин, Р. Браун, но главное музыкальное влияние оказал его отец, Джон Клейтон.

В 2010 г., Джеральд Клейтон был номинирован на «Грэмми» Лучшая Инструментальная композиция. В последнее десятилетие Клейтоном записаны яркие диски «Two-Shade» (2009) и «Life Forum» (2013).

В декабре 2009 г., Клейтон был номинирован в разделе лучшее импровизационное джазовое соло за «All Of You» К. Портера на альбоме «Two-Shade». Стиль его фортепианной игры был описан критиком Б. Ратлиффом из «The New York Times» как «заполнение доступного пространства», этот процесс Клейтон «выполняет красиво и мощно». Критик продолжил: «если вы много слушали хард-бопа или мэйнстрима начала 1960-х гг., вы могли бы найти ряд клише в его игре, но это позволяет плавно просматривать излагаемый музыкальный материал, погружаясь в дружественную атмосферу, и по достоинству оценивая ее»37.

Экспрессивный авангард (инструментал).

Явление на авангардной сцене Нового века -канадская пианистка и композитор Крис Дэвис (Kris Davis, р. 1980). Изучая классическое фортепиано в школе, уже к 8-му классу под влиянием музыки X. Хэнкока и К. Джарретта она решила стать джазовым музыкантом и продолжала обучение в Университете Торонто. В 2001 г. уже в Нью-Йорке она принципиально меняет свой стиль. «Я поняла, что больше не хочу просто играть аккорды, меня стали интересовать мелодические линии и всплески». С 2009 г. выступает с сольными концертами и в Европе. Записывает в 2014 г. продолжение диска «Kris Davis „Good Citizen"» (2010), продолжающий развитие ее концепции исследования с помощью удлинения мелодических фраз и построений взятых из разных областей музыки. «Я пишу свою музыку, не ограничивая себя какими либо предвзятыми идеями». Действительно, композиции Крис Дэвис весьма необычны и раскрывают перед нами мир безудержной музыкальной фантазии. Средства джаза и всевозможные приемы любого современного композитора здесь уместны и создают простор для иного ракурса видения многослойности жизни, показанной с помощью искусства Нового века38.

Новое (инструментал). Роберт Гласпер (р. 1978)39 молодой американский талантливый пианист-самоучка, не получивший должного академического образования. Но ему удалось стать одним из ведущих джазовых пианистов в XXI в. Его музыкальный язык журналисты сравнивают по уровню с языком мэтра джазового пианизма Х. Хэнкока. Его профессиональная карьера начинается в Нью-Йорке. Гласпер увлекается хип-хопом и начинает свои эксперименты по его слиянию с джазом. Он сотрудничает с такими известными рэперами, как Мос Дэф, Коммон, Э. Баду и Джэй Зи. Его музыка -смесь джазового лаунджа, хип-хопа и фанка. Проект «Robert Glasper Experiment» основан на аккомпанировании ведущим рэп-исполнителям

78

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в. Часть 6

и певцам в стиле R&B. Его ансамбль постулирует афроамериканские идеи: Гласпер и его музыканты создают очень энергичный, экспрессивный грув, включая в музыкальную ткань нефиксированные ритмы, все это хорошо проявляется в записи «Mood» (2002).

Все импровизационные разделы Гласпер играет только на рояле, в традициях постбопа, с выразительной артикуляцией, использованием сложных верхних структур аккордов в мелодической линии. Фортепиано импровизирует относительно свободно от основного ритма.

Обладая невероятным чувством ритма, он избирает для себя манеру исполнения лиричного характера. Его туше мягкое, создающее полноту звучания рояля40.

Отличительная черта его языка - арпеджи-рование аккордов, октав, виртуозные структуры в двух руках. Его игра больше интеллектуальна, чем виртуозна. Такова запись «Robert Glasper: Canvas».

Его джазовый проект «Robert Glasper Trio» ориентирован на аудиторию, предпочитающую элитарное искусство джаза. Отвечая на вопрос об экспериментах за пределами джазовой музыки, Роберт говорит о том, что сейчас очень мало молодых людей слушают джаз, как это ни прискорбно, и его цель - популяризировать джаз. Стиль Гласпера построен на уникальном сочетании элементов поп-культуры и джазового языка. Яркое подтверждение этому диск 2009 г. «Double Booked»41.

Авангард (инструментал). Представитель новой композиторской школы, «экспрессивного авангарда» и «мировой музыки» Виджей Айер (Vijay Iyer, р. 1971, США) индийский пианист, композитор, руководитель оркестра, продюсер, электронный музыкант и писатель. С 3-х лет обучался игре на скрипке, на фортепиано подбирал по слуху и в основном был самоучкой на этом инструменте. Несмотря на полученное высшее образование в области математики и физики в Йельском университете, Айер продолжает развивать свои музыкальные интересы, играя в разных ансамблях. В 1994 г. он начал работать с С. Коулманом, стал уделять особое внимание музыке познания. Айер много выступает по всему миру, чаще всего в трио. На его диске «Reimagining» (2005) к трио присоединяется экспериментирующий индийский альт-саксофонист Рудреш Махантхаппа (Rudresh Mahanthappa), их музыка завоевывает симпатии любителей экстраординарного в джазе.

Выпускает два альбома: «Historicity» («Историчность», 2009), который получил Грэмми в 2010 г. в номинации «Лучший инструментальный джазовый альбом», и «Accelerando» (2012),

признанный лучшим джазовым альбомом 2012 г. по опросам критиков. На основании опроса критиков Down Beat Айер был назван Музыкантом года в 2010 г. и в 2012 г. Айер начал сотрудничать с саксофонистом Рудрешом Махантаппа в 1996 г., в результате выпущено пять альбомов с 1998 по 2004 г. В. Айер пишет и камерную музыку. В его состав был введен струнный квартет в 2005 г. Айер создает разнообразные оркестровые произведения: «Вмешательство» (премьера в 2007 г.), сотрудничает с режиссером Б. Морриссоном в короткометражном фильме (2009), в 2011 г. написал «Эффекты Моцарта», по заказу струнного квартета Брентано, также музыку к балету. В 2013 г. состоялась премьера его состава «Радхе» на Международной выставке современного ансамбля. В 2013 г. в Бруклине премьера со струнным квартетом. В 2014 г. у Айера очередная премьера «Время, место, действие», его квинтет играет с Брентано квартетом.

Айер был назван одним из «50 самых влиятельных мировых индийцев». В 2012 г. Down Beat признал его артистом года, пианистом года, комбо года (В. Айер Трио), а также композитором года среди восходящих звезд. В 20132014 гг. также был признан лучшим джазовым пианистом по опросу критиков журнала Down Beat. Интересна его школа импровизационной музыки. В. Айер композитор, оригинально мыслящий музыкант, подлинный художник рояля.

Сверхновое (инструментал). Джейсон Моран (Jason Moran, р. 1975) Американский джазовый пианист, композитор и педагог, активно участвует в мультимедийном искусстве и театральных постановках. Д. Моран записал первый альбом с Грегом Осби и дебютировал в качестве лидера группы в 1999 г. С тех пор он выпустил восемь других альбомов - со своим трио, или участвуя в других ансамблях. Его игра сочетает в себе элементы пост-бопа и авангардного джаза, блюза, классической музыки, страй-да, хип-хопа и др. В 13 лет не услышал «Round Midnight» T. Монка, и это был поворотный момент в его мировоззрении. И джаз и хип-хоп были составляющими увлечения музыкой в Хьюстонской школе искусств (HSPVA). После окончания Манхэттенской школы музыки в 1997 г. занимался с Джэки Байярдом. Альбом Морана 2000 г. записан в трио, в котором его постоянные партнеры басист Тарус Матини барабанщик Нашит Уэйтс. Это были авторские композиции Морана, Д. Эллингтона, Бьорк и Д. Байярда. На следующем альбоме «Black Stars» (2001) к трио присоединился саксофонист С. Риверс. Диск был включен в NPR - списке в «50 самых важных записей Десятилетия». Альбом 2006 г. «Artist in Residence» включает в себя ряд

79

П. К. Корнев

отрывков из различных работ по заказу музеев. New York Times пишет: «У него магический баланс теории и интуиции, и публика „идет за ним"». Моран и Ч. Ллойд записали дуэтом альбом в 2013 г. Альбом «Ten» (2010) критики назвали «Джаз-альбомом года», а Д. Морана «Пианистом года» и «Джаз-артистом года». С 2011 г. Моран работал над музыкой к шоу посвященного Ф. Уоллеру, премьера которого состоялась в 2014 г.

По опросу критиков Jazz Times в 2011 г. Морану присудили второе место в категории «Артист года», и первое место «Пианист года» (в «Новом квартете» Ч. Ллойд). В 2013 г. успех был повторен42.

Сверхновое. Одно из ярчайших явлений молодого джаза XXI в. Эсперанса Сполдинг (Esperanza Spalding, р. 1984, США) - американская джазовая певица и мультиинструменталистка. «Моя мать частично испанка, частично валлийка и частично американская индианка, а отец афроамериканец и это, несомненно, повлияло на мою музыку», - вспоминает о себе Сполдинг. С 5 лет Эсперанса начала играть на скрипке в Обществе камерной музыки Орегона, а в 15 лет стала концертмейстером. Также в детстве, увидев выступление по ТВ виолончелиста Йо-Йо Ма, Эсперанса поняла, что музыка цель ее жизни. Она также научилась играть на гитаре, виолончели, гобое, кларнете и петь песни на нескольких языках (английском, испанском, португальском). Эсперанса сочетает в своих записях блюз, фанк, фьюжн, бразильскую ритмику, хип-хоп, совмещает игру на контрабасе с вокалом. Выступала с М. Камилло, П. Метини, Д. Ловано, Д. Сэмюэльсом, организовала свое трио. Талантливый композитор, музыкант, вокалистка Э. Сполдинг стремится расширять свои творческие возможности, проторивая новый путь в молодом джазовом искусстве XXI в. Вот пара замечательных записей сделанных Сполдинг в содружестве с постоянными партнерами: «Esperanza Spalding: Junjo» (2005) и «Esperanza Spalding: Chamber Music Society» (2010) очень выпукло и неповторимо показывают ее самостоятельный путь в мире джаза.

Получила премию Грэмми 2011 г. в номинации «Лучший новый исполнитель года». Талант и виртуозность, сложность и техничность исполнительства Эсперансы и ее коллег позволяют беспрепятственно вносить элементы популярной музыки, не снижая «высокий творческий полет» ее выступлений и записей.

Новое (вокал). Имя белой вокалистки Люцианы Сауза (Luciana Souza) закрепляется в десятке перспективных артисток джаза лишь

в последние годы. Ее характеризует интеллектуальность и усложненность аранжировок, тонкая отчужденность исполнения, глубокая внутренняя чувственность, не использование вибрации в голосе. Ее прямота и чистая звуковая линия напоминает игру Чета Бейкера, блистательного «coob-трубача. По прошествии почти 60 лет можно говорить о появлении продолжателей этого интеллектуального стиля в других современных исполнителях, и чуть изменилось даже написание этой музыки, теперь через написание «kool», хотя сущность высокого уровня и малой доступности этого стиля осталась. Л. Сауза бережно и тонко плетет «полотна» своих песен-композиций, внедряя неожиданно скэ-товые фрагменты, лавируя в почти незаметных тональных модуляциях. На пластинке «The Book of Chet» (2012) вокалистка находит удивительно тонких партнеров-аккомпаниаторов. Гитарист Лари Коунзи (Larry Koonse) ведет с Л. Саузой очень тонкие диалоги-переплетения голоса и гитары, где главенства кого-либо из них нет, это равноправное музицирование сопровождается деликатным сопровождением Дэвида Питча (David Pitch, контрабас) и Джэя Беллерозе (Jay Bellerose, ударные, перкуссия). Творчество этой певицы - шаг в сторону внедрения и углубления белого джаза с другой сердцевиной - наполненностью сложно-идеальным видением этой музыки по-своему, с импрессионистским настроем, стремлением уйти от общей зажигательности, которой подчас грешат европейские артисты, пытаясь перенести страстность и вложение чувств и ритмики своих темнокожих коллег, которые творят на ментально-глубинном афро-уровне.

2014 г. - Gregory Porter «Issues of Life - features and remixes» Грегори Портер (р. 1971) американский джазовый вокалист, автор песен и актер. Он подписал контракт с Blue Note Records (Universal Music Group). В 2014 г. альбом «Liquid Spirit» получил «Грэмми» и признан лучшим Джазовым Вокальным Альбомом. В своем обзоре К. Ле Гендрэ из ВВС писал, что «Грегори Портер обладает голосом и музыкальностью, с которой нужно считаться». В другом нью-йоркском обозрении в отклике о Портере сказано следующее: «Портер - это джаз-певец захватывающий присутствующих, его гулкий баритон лучший земной подарок, изысканный и парящий»43.

Новое (инструментал). XXI век саксофонист Дэвид Мюррей начал плодотворно. В 2000 г. он выпустил три альбома и в 2001 г. -четыре. Наиболее интересным был диск 2000 г. «Октет играет Колтрейна». Другие диски-события: 2004 г. с Фараона Сандерсом и 2009 г.

80

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в. Часть 6

«Дьявол пытался убить меня». Мюррей издал ошеломляющее количество записей в этом десятилетии. Во втором десятилетии века он записался с новой группой «Кубинский ансамбль Д. Мюррея». Мюррей продолжает быть «горячей» персоной в качестве импровизатора. Авангардная направленность по-прежнему лежит в основе его игры, выступлений и влияет на подбор записей. Д. Мюррей сегодня сочетает способности композитора, аранжировщика, дирижера, великолепного музыканта-виртуоза тенор-саксофониста и бас-кларнетиста. Мюррей дебютировал с его новым «Квартетом бесконечности» (2013) на диске «Be My Monster Love» с пианистом Марком Кэри, басистом Шахидом Джарибу и барабанщиком Нэшитом Вэйтом с добавлением вокалистов Мейси Грей и Грегори Портера.

Одним из блистательных саксофонистов и композиторов последних десятилетий ушедшего и наступившего века является Боб Минцер (Bob Mintzer, р. 1953). К одной из интересных работ нового века можно отнести его диск «Big band: Live at MCG with Special Guest Kurt Elling» (2004). Это первая концертная запись оркестра Боба Минцера с вокалистом Куртом Эллингом. Тенорист, флейтист и сопранист Б. Минцер всемирно известен как композитор, аранжировщик и педагог. Он принимал активное участие в развитии всех музыкальных направлений: джаза, популярной и латинской музыки. «Мною руководила заинтересованность различием и сходством культур и соответствующих форм искусства», - говорит Минцер. «Big band: Live at MCG with Special Guest Kurt Elling» получила четыре номинации на «Грэмми». Минцер является членом YeNowjackets, современной джаз-группы, также добившейся многочисленных номинаций Грэмми и постоянной участницы джазовых фестивалей во всем мире. Итак, Yellowjackets и его Big Band - основные творческие площадки Б. Минцера. На этой пластинке с Б. Минцером другая мировая знаменитость вокалист Курт Эллинг. Вокалист находится в блистательной форме, что делает его появление на любой записи настоящим событием. Эллинга отличают превосходные вокальные данные и наполненный энергией неповторимый скэт. Его глубокая привязанность к классическому джазовому пению магнетически и активно привлекает к этому искусству молодых исполнителей44.

Авангард. В новом веке «Даунтауном» (нью-йоркский район) обозначают новую джазовую сцену. Ее в новом веке смог правильно оснастить композитор, саксофонист и продюсер американец Джон Зорн. Именно он является на сегодняшний день одним из самых заметных

лидеров в современном джазовом авангарде. Джон Зорн работает в достаточно разноплановых творческих жанрах. Его работы содержат различную джазовую стилистику, произведения авангардной академической музыки, хардкор, свинг и клезмерскую музыку, сладж и нойз, неидиоматическую импровизацию и электроакустические мелодии45.

Эксперименты джаза. Джаз небезуспешно примеряет «на себя» и использует всевозможные достижения и других музыкальных жанров. Так в своих экспериментальных областях это искусство использует и электронную музыку. Электронная музыка (нем. Elektroni-sche Musik, англ. Electronic music) - музыкальный жанр, создаваемый с использованием элетронных инструментов и технологий (при помощи специальных компьютерных программ). Электронные инструменты впервые появились еще в начале ХХ в. Электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине ХХ - начале XXI в. и включает сегодня в свой жанрово-стилевой спектр множество разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Звуки электронной музыки образуются при сочетании электронных технологий и электроинструментов. К таким электромеханическим инструментам можно отнести телармониум, хаммонд-орган, электрогитару. Электронный звук создается с помощью синтезаторов, компьютеров и др.46

Итоги развития джаза ХХ! в. Эстетика джаза заключается в поиске новых решений, непрерывном, инновационном развитии. Смена стилей происходит благодаря музыкантам-пер-вооткрывателям. Их последователи стремятся к приобщению к этим идеям-двигателям и развитию новых стилей внутри этих мощных и постоянно изменяющихся музыкальных течений.

Среди авангардных объединений верным продолжателем идее служения «черной музыке» более 30 лет является знаменитый Чикагский художественный ансамбль (ЧХА) «The Art Ensemble of Chicago» (Р. Митчелл, Дж. Джарман (саксофоны), Л. Боуис (труба), М. Фейворс (бас)), организованный и существовавший сначала на родине джаза (в США), а затем перебазировавшийся в Европу. И в ХХ1 в. ЧХА в измененном составе продолжил свое творчество под официальным девизом «Великая черная музыка: от древности к будущему» демонстрируя в своих джазовых театрализованных перформансах и афроархаику, песнопения, музыкально-магические ритуалы. Это безусловно интересная музыкальная традиция в новом джазовом веке47.

81

П. К. Корнев

В индустрии джаза стержнем развития джазового сообщества становится система джазового образования. Новые ветви на древе джаза:

- поп-джаз и smooth jazz;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- два вида «современного» джаза: противостояние modern и contemporary;

- Кенни Джи и Кенни Гарретт, мягкий поп-джаз Джорджа Бенсона и жесткий рок-джаз Крисчена Скотта;

- новые течения: электросвинг, хардкор, клезмерская музыка, сладж и нойз, неидиоматическая импровизация и др.48

Новый век заставляет нас пересмотреть или скорректировать под воздействием времени и новых тенденций в джазе, или ввести новые понятия и определения: «консервативный мэйнстрим», «прогрессивный мэйнстрим», «урбанизированная модификация» (Victor Bailey «Slippin'n'Trippin») (2010), «электронная модификация», «экспрессивный авангард». Все эти термины потребуют смысловой расшифровки и более широкого раскрытия их значения в последующих работах.

Примечания

1 Барбан Е. С. Джазовый словарь. СПб.: Композитор-СПб., 2014. С. 148.

2 Концертный цикл «Европейский джаз - XXI век: // Полный джаз: еженед. сетев. версия журн. «Джаз.ру»: в сети с окт. 1998 г. 2004. Вып. 3. URL: http:// jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

3 Там же.

4 Там же.

5 Барбан Е. С. Указ. соч. С. 4.

6 Авангардный джаз // Зеркало сцены: энцикл. театра: сайт / В. Карп. 2013. 10 апр. URL: http: // enc.vkarp.com (дата обращения: 14. 07. 2015).

7 URL: http:// jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Барбан Е. С Указ. соч. С. 13-14.

15 URL: http:// jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

16 URL: http:// jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

17 Лубяная Е. В. Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI вв.: истоки, тенденции, индивидуальности: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов н/Д, 2014. 171 с. // Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова: офиц. сайт. URL: http: // rostcons. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

18 Там же.

19 Филипьева А., Мошков К. Пианистка Хироми в Москве: энергетика, напор и. русский язык // Полный джаз 2.0. 2011. 19 мая. URL: http: // journal.jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

20 Лубяная Е. В. Указ. соч.

21 Там же.

22 Там же.

23 Барбан Е. С. Указ. соч. С. 9.

24 Электросвинг. URL: https: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 14. 07. 2015).

25 Там же.

26 Свинг-хаус // Там же.

27 Лубяная Е. В. Указ. соч.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.

31 URL: http:// jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

32 Джаз в Линкольн-центре. URL: http: // ru.knowledgr. com (дата обращения: 14. 07. 2015).

33 URL: http:// jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

34 Крисчен Макбрайд // Википедия. URL: https: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 14. 07. 2015).

35 Из отзыва на пластинке.

36 Фоурплэй: квартет // Википедия. URL: https: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 14. 07. 2015).

37 Джеральд Клейтон // Там же.

38 Крис Дэвис // Там же.

39 Лубяная Е. В. Указ. соч.

40 Там же.

41 Там же.

42 Джейсон Моран. URL: https: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 14. 07. 2015).

43 Грегори Портер // Там же.

44 Боб Минцер // Там же; Курт Эллинг // Там же.

45 Самые известные исполнители XXI в. URL: http: // jazz-jazz.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

46 Там же.

47 Барбан Е. С. Указ. соч.

48 Мошков К. Джазовый век: краткая история джаза из перспективы XXI в.: крат. курс. / Рос. гос. гуманит. унт. М., 2012. URL: http: // ap.rsuh.ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

82

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.