Научная статья на тему 'МАССОВАЯ МУЗЫКА НАШИХ ДНЕЙ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ'

МАССОВАЯ МУЗЫКА НАШИХ ДНЕЙ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЕ ЖАНРЫ / МЕТОД ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЯ / РИМЕЙК / ДЖАЗ / РОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сыров Валерий Николаевич

Массовая музыка предстает как важная часть массовой культуры, и сама служит вместилищем многочисленных массовых музыкальных жанров. Огромный звуковой массив неоднороден, расслаивается на пласты, образующие свое-образную пирамиду, у подножия которой раскинулась музыка рутинная, коммерческая, а на вершине сконцентрированы наивысшие достижения массовой музыки, ее наиболее творческие формы. Здесь звучат лучшие образцы джаза и бардовской песни, рока и киномузыки, старой и современной эстрады. Другой срез - диахронический: массовая музыка старая (первая половина ХХ века - ранний джаз, танго, фокстрот), новая (рок-музыка, соул, диско, регги) и новейшая (техно, рэп, эйсид). Каждая из них расслаивается и дробится на более мелкие фракции, которые живут самостоятельной жизнью. Рассматриваются жизненные циклы «рождение - жизнь - угасание», многократное чередование которых и формирует историю массовой музыки с ее подъемами и спадами. В этом процессе выделяются два вектора: индивидуализация и гомогенизация, противостояние которых и сообщает истории массовой музыки динамику и обновление. В статье подробно рассматривается механизм их взаимодействия и сам метод перефразирования, который делает современную массовую музыку все более римейковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MUSIC OF THE PRESENT DAY: TO THE QUESTION OF IDENTIFICATION

Mass music represents itself as an important part of mass culture and comprises numerous mass music genres. A huge sound array is not homogeneous; it falls into layers which constitute a peculiar pyramid, at the bottom of which routine, commercial music is found, while the highest achievements of mass music, its most creative forms are concentrated at the top. Here we can find the best examples of jazz, bard songs, rock and film music, old and modern estrade. Another layer is diachronical. It comprises the old mass music (first half of the XXth century - early jazz, tango, foxtrot), the new (rock music, soul, disco and reggae), and the newest one (techno, rap, acid). Each of them falls into smaller independent fractions. The article touches upon the life cycles «birth - life - decay», their constant rotation, which forms the history of mass music with its rises and falls. Two vectors can be traced in this process: individualization and homogenization. Their opposition provides the history of mass music with its dynamic and conflict nature. The article gives a detailed description of the mechanism of their interaction and the very method of paraphrasing, which makes modern mass music more and more remakable.

Текст научной работы на тему «МАССОВАЯ МУЗЫКА НАШИХ ДНЕЙ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ»

Дискуссии о музыке «третьего пласта»

© Сыров В. Н., 2017 УДК 78

МАССОВАЯ МУЗЫКА НАШИХ ДНЕЙ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Массовая музыка предстает как важная часть массовой культуры, и сама служит вместилищем многочисленных массовых музыкальных жанров. Огромный звуковой массив неоднороден, расслаивается на пласты, образующие своеобразную пирамиду, у подножия которой раскинулась музыка рутинная, коммерческая, а на вершине сконцентрированы наивысшие достижения массовой музыки, ее наиболее творческие формы. Здесь звучат лучшие образцы джаза и бардовской песни, рока и киномузыки, старой и современной эстрады.

Другой срез — диахронический: массовая музыка старая (первая половина ХХ века — ранний джаз, танго, фокстрот), новая (рок-музыка, соул, диско, регги) и новейшая (техно, рэп, эйсид). Каждая из них расслаивается и дробится на более мелкие фракции, которые живут самостоятельной жизнью. Рассматриваются жизненные циклы «рождение - жизнь - угасание», многократное чередование которых и формирует историю массовой музыки с ее подъемами и спадами. В этом процессе выделяются два вектора: индивидуализация и гомогенизация, противостояние которых и сообщает истории массовой музыки динамику и обновление. В статье подробно рассматривается механизм их взаимодействия и сам метод перефразирования, который делает современную массовую музыку все более римейковой.

Ключевые слова: массовая музыкальная культура, массовые жанры, метод перефразирования, римейк, джаз, рок

Массовая музыка сегодня как никогда многолика и пестра. Она занимает видное место в общей социокультурной иерархии, внедряется в плоть и кровь современного быта, перекраивает карту культурных коммуникаций. В своем развитии она обгоняет другие массовые искусства (кино, литературу), активно ассимилируется в массмедийном пространстве (телевидение, реклама, интернет, музыкальный дизайн и т. д.).

Надо заметить, что массовые и бытовые жанры во все времена находились на поверхности социокультурного процесса, служили индикатором его активности. Но то, что происходит в наши дни, иначе как бумом не назовешь. Такого многообразия жанровых, стилевых, этнических, песенных и танцевальных форм человечество еще не знало.

Огромный звуковой массив качественно неоднороден. В его самой обширной низинной части сосредоточена рутинная продукция, откровенно коммерческого характера («попса»). Над ней несколько возвышается ординарная музыка, своеобразный «поп-мейнстрим». Она

не вызывает резко негативного отношения, как предыдущая, но и особого чувства радости не внушает. Третий пласт залегает выше, он содержит проблески таланта, здесь можно встретить «лица необщее выражение». И, наконец, мы — на вершине воображаемой пирамиды. Здесь сконцентрированы наиболее творческие и новаторские формы массовой музыки, ее наивысшие достижения и открытия. Их создают первопроходцы и реформаторы. Это самобытные личности, каждый в своем роде, со своим неповторимым лицом. Их узнают легко, и про них говорят — обладает собственным стилем. Среди них Луи Армстронг и французские шансонье, Beatles и Queen, Стиви Уандер и ABBA, Александр Вертинский, Владимир Высоцкий, Борис Гребенщиков. Перечисление можно продолжать, но зачем? — ведь у каждого ряд предпочтений будет свой. К тому же каждое новое поколение вносит в него свои коррективы1.

Другой топографический срез — жанро-во-стилевые слои массовой музыки, в которых отражается ее историческая и генетическая память. Можно говорить о массовой музыке ста-

рой (это первая половина XX столетия — ранний джаз, танго, фокстрот), новой (60-70-е годы — рок-музыка, соул, диско, регги), новейшей (последние 20 лет — техно, рэп, хаус, эйсид). Каждая из них, расслаиваясь и дробясь на более мелкие фракции, живет самостоятельной жизнью. С этой точки зрения, современная массовая музыкальная культура напоминает слоеный пирог, в начинке которого смешались многочисленные жанровые и стилистические ингредиенты. И их диффузия, как правило, это всегда вариации на сложившиеся и неизменные каноны.

Разграничивая пласты, категории и слои массовой музыки (что само по себе весьма условно) подчеркнем, что основной конфликт здесь разыгрывается не между музыкой «хорошей» и «плохой». Главная антиномия современной поп-культуры — это сосуществование индивидуализированных и стандартизированных явлений. В этом сосуществовании поочередно перевешивают то одни, то другие. Феномены, имеющие неповторимый, характерно-стилевой облик со временем становятся обезличенными, типовыми. Если вглядеться в последние, можно увидеть, что обезличились они не сразу, а поначалу были полны жизненной энергии и стилевого своеобразия. С этой точки зрения, одна из проблем массовой музыки — это проблема энтропии стиля и преодоление этой энтропии.

Массовая музыка наших дней по своей структуре более сложна, чем прежде. В состав ее активно вовлекаются пласты самодеятельного песенного творчества, этнофольклора, европейской классики, джаза, рока, электронной музыки. Эти пласты ее подпитывают, хотя многие склонны видеть в этом процессе паразитирова-ние. Не согласимся с подобной оценкой. Во-первых, и сама массовая музыка многое отдает, прежде всего свой энергетический заряд, пас-сионарность. Во-вторых — и это удивительный факт, — чтобы стать музыкой массовой (а стало быть, продаваемой и покупаемой), она должна вызвать неподдельный интерес, привлечь, взволновать2. Следовательно, можно предположить, что изначальный импульс массовой музыки — это все-таки самобытные и творчески живые явления? Что происходит с ними далее?

Вращаясь в сфере массового потребления, они постепенно утрачивают первозданный природный аромат и переходят в некую однородную субстанцию, лишаясь четких структурных очертаний3. Личностное при

этом перерождается в безличностное, коммуникативное — в отчужденное. В то же самое время рынок — основной двигатель поп-индустрии — ведет лихорадочный поиск новых свежих идей. И, когда они находятся, выясняется, что «новое — это хорошо забытое старое», и цикл «возрождение - умирание» возобновляется4. Вся история массовой музыки — это смена самообновляемых форм.

В этом процессе постепенно накапливаются остаточные продукты, отходы, деформированные, «изношенные» вещи. Они загромождают окружающее пространство, создавая впечатление гигантской «свалки». Принято считать, что именно эта свалка и есть суть массовой культуры. Это не совсем так — ведь посторонний наблюдает лишь заключительную стадию энтропии, шлак, отработанный материал, некогда оригинальный и свежий, но стершийся от беспрестанного повторения.

Процесс обесценивания начального творческого импульса теоретики массовой культуры называют гомогенизацией. Гомогенизация олицетворяет собой негативные тенденции в творчестве, она существует не только в массовой музыке, но и в музыке академической, народной, проявляется в социальном укладе, включая социальную психологию, привычки, быт, уклад, моду, рекламу, характер межличностных отношений и т. д. В интересующей нас сфере гомогенизацию усиливают такие факторы, как бесконечное тиражирование понравившихся и поначалу значимых музыкальных находок, их неуместное воспроизведение и «шлягериза-ция», ухудшение и «загрязнение» восприятия. Последнее составляет серьезную проблему, которая в полной мере отражает «modus vivendi» современного потребителя, живущего в суете и вынужденного все более воспринимать музыку отчужденно, как фон, чаще всего «в пол-уха».

Между тем «высокое» музыковедение демонстрирует позицию олимпийского спокойствия и безразличия, делая вид, что ничего не происходит, что звуковая среда не изменилась, что традиционные системы коммуникации и ценностные ориентиры не перестали функционировать. Большинство академических музыкантов продолжает пребывать в некоем иллюзорном мире абстрактных представлений, откуда любая социология с ее интересом к бытованию музыки просто выветривается. Достаточно посмотреть на наши музыковедческие журналы

и сборники. Критицизм по отношению к массовой музыке по-прежнему является лейтмотивом (или общим местом) музыковедческих работ, музыку эту считают либо проявлением дурного вкуса, либо, в лучшем случае, издержкой, неким «побочным продуктом» музыкально-культурного прогресса5. Конечно, мы имеем работы В. Ко-нен, А. Сохора, Д. Житомирского, А. Цукера, но, спрашивается, где же молодые исследователи?

Попытаемся дать определение «массовой музыке» — это то, что слушает сегодня основная масса людей (при этом, если возникают вопросы — «где», «когда» и «как», то есть и ответ — слушает везде). Массовая музыка не знает ограничений ни времени, ни места, не требует условий концертного зала, ни особой настройки, что является по-своему настройкой. Она неприхотлива и всепроникающа, действие ее мгновенно и непроизвольно, и в этом качестве она прекрасно резонирует с бессознательными рецепторами нашей психики. А. Сохор, размышлявший в свое время над типологией массовой музыки, выделил ее среди понятий эстрадная, легкая, популярная, бытовая. А. Цу-кер, развивая идеи Сохора, предлагает термин «массовые жанры» и связывает их в оппозиции с жанрами «академическими». В этом случае в стороне остается вопрос об уровнях «массового», в частности, иерархия понятий «массовая культура», «массовая музыка» и «массовые жанры». Остановимся на них.

Прежде всего понятия эти разного объема. Массовая культура максимально широко, оно включает целый комплекс социопсихологических и художественно-эстетических параметров. Массовая культура менее всего сводима к жанровым носителям, а скорее детерминируется глубинными архетипами «коллективного бессознательного», специфическими способами коммуникации: с одной стороны, спонтанными и импульсивными, с другой — продуманными и просчитанными — и связана с ориентацией на определенный тип слушания, тот или иной состав публики с ее характерными возрастными, психическими и эмоциональными реакциями6. Параметры языковые и, в частности, музыкально-языковые здесь не обладают автономией, как в академической музыке, они слиты в синкретизме с факторами немузыкальными или парамузыкальными.

Массовая музыка — как бы промежуточный уровень, и наряду с другими массовыми ис-

кусствами и массмедиа, она — составная часть массовой культуры. Массовые жанры — уровень в наибольшей степени «материальный», это почва массовой музыки, а вместе с ней и массовой культуры. Если намечать типологию массовых жанров, то собрать их можно в две большие группы: простые и сложные жанры. С одной стороны, это песня и танец, каждая из которых расслаивается на подгруппы и разновидности (например, песня массовая и лирическая, эстрадная и экспериментальная, композиторская и авторская, кроме того, существуют и национальные песенные разновидности: английская баллада, французский шансон, немецкий зонг, негритянский блюз, русский бытовой романс). С другой стороны, сложные инструментальные жанры и музыка театрально-сценической природы (от мюзикла до рок-оперы, от музыкальных кинолент до современных музыкальных видеоклипов).

Казалось бы, жанровый уровень наиболее удобен при генеалогическом исследовании массовой музыки, а жанровая типология обеспечивает ясность аналитических операций и обобщений. И действительно, в анализе форм массовой музыки мы нередко мыслим жанровыми эквивалентами. Они понятны, апробированы и надежны в работе. Тем не менее не все здесь измеряется жанром. Иногда массово-музыкальный феномен в процессе развития трансформируется в стилевой или же сочетает в себе признаки жанра и стиля. Переходы жанра в стиль в «большой» музыке не редкость, то же самое существует и в музыке массовой. Примером может послужить рок, ставший самой влиятельной молодежной музыкой последней трети ХХ столетия. Известно, что он возник из рок-н-ролла, блюза и баллады (жанры), проходил стадию «бита» (стык жанра и стиля), а начиная с 70-х годов, приобрел очертания стилевого явления. Сходную эволюцию претерпели более молодые формы современной эстрады: диско, дэнс, рэп, хаус, рейв, транс, эйсид, инда-стриел, эмбиент и др. Формы эти перерастают свою первоначальную жанровую оболочку и становятся крупными стилевыми направлениями, которые, в свою очередь, порождают многочисленные стилевые сплавы и гибриды.

Массовая музыка — средоточие парадоксов и стереотипных суждений. Многие из этих стереотипов укоренились в академическом обиходе, отражая не только неприятие, но

и непонимание природы явления. Не отсюда ли, в частности, возникло пренебрежительно высокомерное отношение к массовым жанрам, в частности, к песне, как к музыке второго сорта — музыке, которая якобы является благодатной средой для пошлости и мещанства. Хотя после всего того, что ХХ век дал в песенном жанре, подобная позиция выглядит, по меньшей мере, странно. Другой стереотип — «европоцентризм», то есть подход к явлениям массовой музыки с мерками индивидуального авторского стиля, опусного принципа, эстетики художественных ценностей, ориентированной на создание шедевров. Несомненно, рассмотрение массовой музыки в отрыве от ее бытового и социального предназначения ни к чему хорошему не приводит, как и попытки изучения крестьянского фольклора или джазовой импровизации с помощью академических шаблонов.

Парадоксы массовой музыки часто возникают в наших стереотипных представлениях о ней. Ею часто является вовсе не то, что принято считать. Например, некоторые стилевые модификации джаза и рока — а эти музыкальные виды когда-то сами возникли из массовых и фольклорных жанров — давно перестали быть массовыми, перейдя в разряд музыки для искушенного слушателя, то есть «преподносимой», концертной. В то же время старая классика возвращается к своим легкожанровым дивертисментным истокам и обретает в этом качестве новую жизнь. Вспомним многочисленные транскрипции Вивальди и Баха, ритмизации мелодий популярной классики, выступления оперных звезд на одной сцене с поп- и рок-звездами. Классика живет в римей-ках, тиражируется в сотнях и тысячах версий, в различных рекламных клипах и телезаставках и, становясь материалом массовой культуры, формирует совершенно необыкновенную доселе звуковую среду. Конечно, вопрос — как воспринимать такое увлечение классикой: как делячество и паразитирование или же как естественную потребность, во-первых, в музыке подлинной, а во-вторых, потребность «притормозить» и оглянуться, осмыслить себя на фоне крайне изменчивого социального ландшафта7? И в этом смысле для понимания феномена массовой музыки гораздо важнее не внешняя форма или количественные характеристики (тираж видеокассет или компакт-дисков), а способ коммуникации, психология восприятия, осо-

бая подача материала, атмосфера и настроение аудитории.

Следовательно, можно говорить о дуализме массовой музыки. Как уже отмечалось, с одной стороны, ее лучшие образцы рождаются из естественного «жизненного порыва» и несут на себе неповторимый отпечаток стихийной индивидуальности их создателей (хотя те порой и остаются анонимными — еще один парадокс в эпоху всеобщего «авторского права»). С другой стороны, тиражируясь и попадая в орбиту массового спроса, растворяясь в электронных каналах коммуникации, образцы эти утрачивают свою новизну, быстро превращаются в набор стандартных фигур, от которых остаются лишь тени былого великолепия. Вскоре они сменяются новыми интонациями, которым предстоит пройти свой цикл «рождение - умирание»8.

Назовем первую тенденцию индивидуализацией, вторую — гомогенизацией. Первая ярче проявляется в созидании, вторая — в потреблении, одна тесно связана с личностным фактором, другая — с фактором массовым. Первая определяет внешние очертания нашего объекта, в частности его жанровый профиль, вторая — его функциональные процессы, социо- и психодинамику. Оба аспекта — анатомический и физиологический — одинаково важны, и все же второй более весом. Остановимся на нем подробнее.

Массовая музыка представляет нам яркую модель эрозивных процессов в музыкальной культуре. Впрочем, эрозия наблюдается не только в потреблении, но и в создании музыки. Последнее хорошо знакомо в ситуации, когда добившийся успеха молодой автор начинает повторять себя, тиражируя удачно найденный прием или образец. К примеру, мелодические попевки. Поначалу свежая мысль постепенно блекнет и превращается в стандартные и назойливые мотивы-клише. Современная молодежная эстрада накопила их огромное множество, и было бы полезно составить «каталог» этих отходов (что достойно отдельного труда). Во-вторых, эрозируют и гармонические паттерны («золотая секвенция» и фригийский оборот, самые распространенные на сегодня штампы). В-третьих, кристаллизуются ритмические шаблоны, например, характерный полечный ритм с подстегивающими акцентами «бас-бочки» на сильных долях (техномузыка). И, наконец, неумеренное увлечение аранжировщиков электронными технологиями, что превращает тан-

цевальные композиции «non-stop» в близнецов или клонов.

Гораздо сложнее рассматривать эрозию в сфере потребления, хотя и здесь в принципе присутствует тот же процесс. Это, например, неумеренно частое «прокручивание» шлягера-хита на радио, готовность самих любителей-меломанов слушать одно и то же до бесконечности (особенно знакома эта ситуация тем, у кого за стеной живут такие соседи-«ме-ломаны»). И вот шлягер навязывается, «лезет в уши», обесценивает себя, растворяется в гомогенизированном продукте окружающей среды. Если этот процесс протекает постоянно, то формируется особое «рассеянное» или «мозаичное» восприятие (по аналогии с «мозаичной культурой», как ее формулировал А. Моль [4, с. 418]).

Но, как уже говорилось, сколь мощным бы не было воздействие гомогенизации, ей всегда противостоит индивидуализирующая тенденция. Ее периодические волны возникают в массовой музыке приблизительно раз в 5-7 лет, когда меняется молодежная мода, и выдвигаются новые имена. Свежая музыкальная находка на время преодолевает «кризис интонаций», производит впечатление яркого открытия. Находка эта постепенно становится расхожей, распространяется и тиражируется в сотнях и тысячах (и миллионах) копий. Ей также предстоит пройти свой цикл «рождение -умирание» и либо быть смытой новой волной очередной музыкальной моды, либо устоять и сохранить себя и собственную значимость. В этом противостоянии рождаются выдающиеся образцы массовой музыки, ее шедевры — те самые, что по праву занимают верхнюю часть той пирамиды, о которой шла речь вначале.

Немногие явления массовой музыки обнаруживают подобную «прочность на износ». Наблюдать их жизнь — весьма увлекательное и поучительное занятие. Если обратиться к музыкальному языку, то можно отметить: а) развитие модальной гармонии, мягкие ладовые краски которой на время спасают от штампов гармонического функционала (благотворное влияние британской рок-баллады); б) возрождение латиноамериканской ритмики, которая приходит на смену более «прямолинейной» ритмике рок-н-ролла; в) все большее приближение мелодики к омузыкаленной речи (влияние «черной» эстетики хип-хопа)9. Возможно, со временем

и эти отмеченные феномены утратят свежесть и также подвергнутся эрозии. Но в таком случае возникнут новые, и процесс возобновится. Конца в нем нет и не может быть.

Итак, массовая музыка интересна соотношением индивидуальной и гомогенной (более широко — информационной и энтропийной) тенденций. Это делает современную культурную ситуацию динамичной и даже драматичной — ведь речь идет о борьбе на выживание, в которой, к сожалению, побеждают не всегда самые сильные и яркие творческие личности. Коммерческий и экономический стимулы корректируют процесс не в лучшую сторону. И это также требует своего самостоятельного изучения.

Массовая музыка все больше перерождается в новый вид, некую промежуточную «ме-нестрельную» культуру («третий пласт», по В. Конен), которая впитывает демократизм и доступность лучших образцов жанра и профессионализм академической традиции. «Творческий метод» этой менестрельной культуры — перефразирование, ориентация не на создание новых мелодий (хотя новые хиты и продолжают появляться), а на переработку старых. Метод римей-ка становится господствующим в современной массовой культуре. В этом плане и западная, и отечественная эстрада становятся все более римейковой10. Перефразирующий метод массовой музыки обнаруживает параллели с джазом (перепевание джазового «стандарта»), а также с эстетикой постмодерна. Кроме того, современные попуррийные «non stop dancing» навевают воспоминания о средневековых медлях и квод-либетах. Всех их сближает свобода в культурных заимствованиях, преодоление творческого эгоцентризма (самоустранение автора), деарти-зация, возвращение искусства в обиход. Взять, к примеру, те же классические «мотивы». По ним раскраиваются и композиции рэповых команд (La Cross), и партитуры постмодернистов. Правда, на этом сходство и заканчивается. Ведь в первом случае расширение культурного фона происходит от желания преодолеть дилетантизм, от стремления артизировать свой продукт, а во втором — вектор обратный, он означает преодоление художественной функции искусства в ее традиционном смысле, что, несомненно, отражает симптомы усталости, которая все больше охватывает европейскую культуру, начиная с эпохи постмодерна. Может быть, поэтому индивидуализирующая тенден-

ция в массовой музыке имеет гораздо большие шансы на существование. В ней как бы все еще впереди. У постмодерна же все позади, он завершает эпоху11.

Видимо по пути перифразирования пойдет и композиторское творчество, и слову «композитор» будет постепенно возвращен его первозданный смысл — «составитель» музыки. Возможно, мы уже вошли в некую «мировую музыкальную деревню», как ее называл Маршалл Маклюэн. Интернет и современные средства коммуникации говорят нам об этом.

Примечания

1 Что говорит о том, что создателями массовой музыки являются не только авторы и исполнители, но и слушатели. Во всяком случае, они формируют слушательскую среду этой музыки.

2 В данной ситуации предполагается достаточно культурный адресат, то есть человек с развитыми и разнообразными культурными запросами.

3 Интересный вопрос — прочность того или иного феномена «на износ». Есть такие, которые десятилетиями не утрачивают своей природной энергетики, есть и такие, которых хватает на год, месяц, неделю. В этом смысле массовая музыка так же неоднородна, пласты ее живут в разных временных измерениях, а несовпадение циклов и фаз порождает своеобразную «волновую интерференцию».

4 Д. Житомирский, рассматривая аналогичный цикл в музыке, выделяет в нем 4 фазы: 1) возникновение первых творческих импульсов, 2) начало вхождения их в русло массовости, 3) продуцирование и клиширование, 4) отстой массового вкуса [2].

5 В нас сильно укоренился синдром просветительства, и мы либо не видим многообразия форм массовой музыки, либо не понимаем глубокой потребности человека и общества в таком роде искусства, потребности в выражении и удовлетворении глубинных импульсов человеческой личности, а, следовательно, ее гармонизации и адаптации к условиям новой социальной среды. Мы наивны в искренней уверенности, что достаточно устранить малообразованность нашего населения, как все эти формы музыки исчезнут сами собой.

6 Последнее настолько существенно, что делает попросту невозможным изучение массовой музыки вне массового восприятия.

7 Как тут ни вспомнить слова М. Гаспарова: «Массовая культура нимало не заслуживает пренебрежительного отношения. Как она преломляет стихийную общественную потребность "осадить назад" — это тема для исследований, которые многое откроют потомкам в нашей современности... Как сквозь нее профильтруется культура прошлого (курсив мой. — В. С.), чтобы влиться в культуру будущего, — это вопрос без ответа» [1, с. 3]. '

8 В этом плане асафьевская концепция «интонационных кризисов» не утратила своей актуальности.

9 Сегодня рэп все больше становится универсальным стилем, который успешно соединяется не только с негритянским блюзом или металлическим роком (пример — группа Biohazard), но и с русским шансоном, а также с классическими популярными мелодиями Бородина, Грига, Чайковского. Белый репер Эминем обходит в списках популярности афроамериканских создателей жанра. Поиски своей манеры в этой области ведут и российские музыканты (Тимати, Bad Balance, Каста, Noize MC и др.).

10 Примечательны многочисленные телевизионные программы недавнего времени: «Старые песни о главном», «Два рояля», «Угадай мелодию», «Караоке по-русски», получившие высокий зрительский рейтинг.

11 Правда, разграничить массовую музыку и постмодерн не так-то легко. В самой массовой музыке сформировались области, которые функционируют по законам постмодерна. По сути дела, они уже и не принадлежат массовой музыке: модерн-джаз Майлса Дэвиса и его последователей, прогрессив-рок King Crimson и др.

Литература

1. Гаспаров М. Л. Редакционная статья // Наше наследие, 1989, № 5. С. 3.

2. Житомирский Д. В. Музыка для миллионов // Поп-музыка. Взгляды и мнения. Л., 1977. С. 31-66.

3. Массовые виды и формы искусства / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР М., 1985. 242 с.

4. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

5. Цукер А. М. И рок, и симфония. М.: Музыка, 1994. 389 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.