Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

Статья посвящена вопросам музыкально-стилевых предпочтений студентов-дефектологов. Музыкальные стили транслируют определенную субкультуру со своей философией жизни и идеологическими установками. Умение разбираться с музыкальными стилевыми установками, осознанно делать выбор в пользу восприятия музыкального жанра является одной из первостепенных задач современного образования. Представленные данные позволяют оценить современный музыкальный выбор студенческой молодежи, что, в свою очередь, позволит влиять на дальнейший осознанный выбор в пользу высококультурных музыкальных произведений для непосредственного восприятия самими студентами, что впоследствии благоприятным образом будет влиять на формирование их музыкальной культуры и мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF MUSICAL AND STYLE PREFERENCES OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

The article is devoted to the issues of musical and stylistic preferences of students-defectologists. Musical styles broadcast a certain subculture with its own philosophy of life and ideological attitudes. The ability to understand musical style settings, to consciously make a choice in favor of the perception of the musical genre is one of the primary tasks of modern education. The presented data allow us to evaluate the modern musical choice of students, which, in turn, will allow us to influence the further conscious choice in favor of highly cultured musical works for direct perception by students themselves, which will subsequently favorably influence the formation of musical culture and thinking of them.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

5. Bukreev I. A. Methodological Techniques for Evaluating the Efficiency of Private Investment in Education // Digest Finance. - 2019. -Vol. 24. - Iss. 1. - Pp. 53-63.

6. Самигуллина Г. Р. Применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании // Современные технологии управления [Электронный ресурс]. - № 3 (93). - URL: https://sovman.ru/article/9304/.

7. Озерникова Т. Г., Пензина О. Н. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. -№ 1. - C. 11-29.

8. Красноярова О. В. Новые медиаплат-формы: принципы функционирования и классификация // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5. - № 1. - С. 4557.

9. Тюриков А. Г., Кунижева Д. А. Финансово грамотное поведение как ключевой критерий повышения финансовой грамотности // Власть. - 2020. - Т. 28. - № 1. - С. 164170.

10. Букреев И. А. Проблемы формирования будущего специалиста, соответствующего требованиям рынка // Проблемы современного педагогического образования. -

2017. - № 56-2. - С. 39-51.

11. Артемьева С. С., Митрохин В. В. Оценка финансовой грамотности российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению // Интеграция образования. -

2018. - Т. 22. - № 1. - С. 46-59.

Н. С. Сухонина

УДК: 376.1

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

НС аждое музыкальное направление объединяет вокруг себя людей не столько со схожими вкусами, сколько с подобными мировоззренческими, эстетическими, этическими принципами. Тот или иной музыкальный жанр передает определенную субкультуру со своей философией жизни, а также идеологическими установками. В связи с этим стоит упомянуть, что музыка несет колоссальную воспитательную функцию и помогает процессу становления личности человека в целом.

Сегодня музыкальную индустрию с ее большим манипулятивным потенциалом используют как могущественное средство психологического воздействия. В связи с тем, что музыка всегда являлась одной из самых распространенных форм досуга молодежи, именно данная возрастная категория в большей степени попадает под влияние тех или иных музыкально-стилевых установок, наряду теперь уже с пребыванием в социальных сетях.

В современном мире укрепило свои позиции такое культурное явление, как массовая музыка или музыка «третьего пласта», названная так впервые отечественным ученым В. Д. Коненом еще в конце ХХ века [1]. Именно такой вид музыки служил развлекательным целям общества и был призван украшать досуг. Таким образом, понятие массовой музыки закрепилось в культуре прошлого столетия и плавно, не сдавая позиций, перешло в нынешнее. Так, сегодня успешно в музыкальной индустрии сохраняется нацеленность на развлекательность и игру.

Появившиеся в конце ХХ века музыкальные стили обогатились новыми характе-

ристиками и упрочили свои позиции. В своем исследовании феномена массовой музыки Е. Б. Костюк отмечает наличие таких музыкально-стилевых установок, характерных для культуры постмодерна, как глэм-рок, хэви-металл, диско, панк, хип-хоп, и особым проявлением массового в культуре ХХ века исследователь считает появление рок-музыки [2]. В доказательство к этому можно привести такое значимое в музыкальном мире ежегодное событие, как песенный конкурс «Евровидение», который в нынешнем 2021 году ознаменовался победой итальянской рок-группы ««МалеБкт».

Музыкальная культура всегда транслирует определенные ценностные установки, идеологию, стиль и формы поведения. Падение нравственных ценностей и общей культуры человечества нашли свое отражение и в музыкальном искусстве, что привело к примитивизации и упрощенности музыкальных произведений, отсутствию мелодизма, наличию ненормативной лексики в песенном жанре.

Умение разбираться с музыкальными стилевыми установками, осознанно делать выбор в пользу восприятия того или иного музыкального жанра является одной из первостепенных задач современного образования.

Цель статьи - диагностировать музыкально-стилевые предпочтения современной студенческой молодежи на примере обучающихся дефектологического профиля подготовки ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова».

С этой целью было проведено анкетирование студентов факультета психологии и педагогического образования специальности «Специальное (дефектологическое) образование». Выборку составили 59 обучающихся первого, третьего и четвертого курсов, а также студенты-магистранты очной формы обучения в возрасте от 18 до 44 лет. Подавляющее большинство респондентов имело возрастной ценз от 18 до 23 лет.

В качестве маркеров выбора музыкального жанра были использованы 5 категорий: «Не слушаю», «Слушаю редко», «Иногда

слушаю», «Слушаю часто», «Слушаю всегда». Первая категория отрицательно относилась к тому или иному жанру. Вторая и третья категории показали нейтральное отношение к музыкальному стилю, и только последние две - четвертая и пятая категории -указывали на положительный выбор музыкального жанра, причем пятая категория свидетельствовала о явном его предпочтении.

Сама по себе музыкально-стилевая система формируется в контексте социокультурного мира со свойственным ему особым типом культуры. Данная система постоянно трансформируется и адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды [6]. Вопросы стиля как музыкально-эстетическая категория изучались в работах С. С. Скреб-кова, А. Н. Сохор, М. К. Михайлова и др. [3; 4; 5]. Сформировавшееся в эпоху Возрождения понятие стиля в музыке в последующем видоизменялось, приближаясь то к понятию жанра, то являясь отличительным характером композиции или исполнительства [6]. На сегодняшний день существует много дефиниций категории музыкального стиля. Однако данное исследование не ставит перед собой цель выявить наиболее актуальное определение данного понятия.

Современное музыкальное искусство обладает большим разнообразием музыкальных стилей и жанров, а с появлением новых технологий в области музыкальной индустрии этот показатель значительно увеличивается в виде различных поджанров в музыке. Тем не менее существуют доминирующие стили в музыкальном мире, и именно они были отобраны и включены в данное исследование.

Таким образом, в анкетировании был использован 21 музыкальный стиль (см. табл. 1). Были учтены современные музыкальные тенденции, а также жанры, относящиеся к разряду классики.

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о явном предпочтении студентами такого музыкального стиля, как популярная музыка, количество выборов которой значительно превышало нейтральное или отрицательное отношение. Популярная музыка

Диагностика музыкально-стилевых предпочтений студентов-дефектологов

Таблица 1

№ Название музыкального стиля Не слушаю Слушаю редко Иногда слушаю Слушаю часто Слушаю всегда

1 2 3 4 5 6 7

%

1 Классическая музыка 22,04 37,29 27,12 10,17 3,38

2 Классическая музыка в современной обработке 23,74 20,34 40,68 13,55 1,69

3 Духовная музыка 50,86 32,20 11,86 5,08 0

4 Народная музыка 38,98 27,11 16,94 11,89 5,08

5 Популярная музыка (Поп-музыка) 1,6 8,48 20,35 45,76 23,81

6 Фолк-музыка 62,71 20,34 13,56 3,39 0

7 Кантри 66,10 15,25 11,87 6,78 0

8 Латиноамериканская музыка 45,76 25,42 18,65 6,78 3,39

9 Блюз 55,93 25,41 16,96 1,7 0

10 Джаз 42,50 31,63 23,17 1,7 0

11 Шансон 62,71 21,34 14,25 1,7 0

12 Бардовская песня 72,88 15,17 5,8 6,15 0

13 Рок-музыка 42,37 21,34 21,06 8,47 6,76

14 Рок-н-ролл 45,76 27,12 18,65 3,39 5,08

15 Электронная музыка 50,84 20,34 18,65 6,78 3,39

16 Рэп 22,03 19,95 35,60 13,56 11,86

17 Хип-хоп (КоБ) 32,20 11,86 37,30 11,86 6,78

18 Регги 69,50 15,25 6,78 8,47 0

19 Клубная музыка 30,51 12,25 23,73 23,73 6,78

20 Музыка из кинофильмов 5,08 16,97 32,20 37,28 8,47

21 Музыка для релаксации 11,86 25,42 37,30 13,56 11,86

по сумме предпочтений из двух категорий (Х=45,76+23,81) занимает лидирующее положение, значительно опережая музыку из кинофильмов (37,28 %). Такие музыкальные стили, как классика в современной обработке (40,68 %), рэп (35,60 %), хип-хоп (КпБ) (37,30 %), музыка для релаксации (37,30 %), были выбраны респондентами в категории «Иногда слушаю», что свидетельствует о нейтральном отношении к ним.

В связи с вышеизложенным можно сделать следующие выводы:

1. Студенческая молодежь выбирает популярную музыку для ежедневного слушания как наиболее понятную и легкую для восприятия. Это и определяет ее значительный отрыв от других музыкально-стилевых предпочтений.

2. Такие направления, как рэп, хип-хоп, классика в современной обработке, музыка для релаксации, хоть и являются достаточно

популярными среди молодежи, но количество поклонников данных музыкальных направлений в последнее десятилетие значительно сократилось. Это связано, в первую очередь, с большим наложением музыкальных стилей в рамках популярной музыки.

3. Музыка хоть и занимает пока еще лидирующие позиции в сфере досуга обучающихся, но постепенно отходит на второй план, уступая место самостоятельным съемкам коротких видеофрагментов для канала Tik-Tok, You Tube.

Исходя из данных в таблице, следует также отметить, что наибольший процент ответов касался категории «не слушаю» как отрицательного отношения к музыкальному жанру. Так, среди явных музыкальных «аутсайдеров» среди студентов-дефектологов можно отметить духовную музыку (50,86 %), музыку в стиле фолк (62,71 %), кантри (66,10 %), латиноамериканскую музыку (45,76 %), блюз

202///-

(55,93 %), джаз (42,50 %), шансон (62,71 %), бардовскую песню (72,88 %), рок-музыку (42,37 %) и рок-н-ролл (45,76 %), а также электронную музыку (50,84 %) и регги (69,50 %).

Основной причиной таких низких позиций среди вышеперечисленных музыкальных жанров является их тотальное незнание.

Ниже на рисунке 1 приводится последовательность ранжирования от часто предпочитаемых в качестве слушания музыкальных направлений к менее значимым и слушаемым.

■ ПОП-музыка

■ Музыка из кинофильмов

■ Клубная музыка

■ Музыка релакс

■ РЭП

■ Классика в современной обработке

■ Народная музыка

■ Классическая музыка

Рис. 1. Наиболее предпочитаемые музыкальные стили у студентов-дефектологов

Из приведенных на рисунке 2 данных видно, что в рейтинге отрицательного выбора лидирует бардовская песня, которая имеет самый высокий показатель антивыбора (72,88 %). Восемь музыкальных направлений (бардовская песня, регги, кантри, фолк-музыка, шансон, блюз, духовная музыка, джаз) имеют нулевые показатели положительного выбора. В это же время, несмотря на высокий уровень отрицательного отношения к стилю, ряд жанров все же имеют своих сторонников среди обучающейся молодежи. В их числе электронная музыка - 3,39 %, латиноамериканская музыка - 3,39 %, рок-н-ролл - 5,08 %, рок-музыка - 6,76 %.

Целью данного исследования не было выявление корреляций между половозраст-

ными различиями, так или иначе влияющими на музыкально-стилевые предпочтения. Однако следует отметить, что некоторые дифференциации в выборе того или иного стиля все же наблюдались в данной выборке респондентов.

Так, популярную музыку в качестве наиболее предпочтительного жанра выбрали 80 % первокурсников, 75 % студентов третьего курса, 68,96 % студентов четвертого года обучения и 54,54 % из числа опрошенных респондентов в этой категории были магистранты. Несмотря на незначительные цифровые показатели между группами студентов, на лицо тенденция к снижению популярности данного музыкального жанра по мере взросления респондентов.

Данные по наиболее предпочитаемым музыкальным стилям между студентами разных курсов говорят о следующем: на втором месте по популярности выбора после поп-музыки стоит музыка из кинофильмов: положительный выбор сделали 46,66 % первокурсников, 37,93 % студентов третьего курса, 75 % выпускников-бакалавров и 45,45 % магистрантов. Далее в списке наиболее популярных жанров среди студентов-дефектологов идут клубная музыка, рэп и музыка для релаксации. Большинство любителей клубной музыки и одновременно музыки для релаксации зафиксировано среди студентов четвертого курса (50 % в обоих музыкальных жанрах), в то время как наибольшее число приверженцев рэпа можно было зафиксировать среди первокурсников (33,33 %). Не сильно отстают по данным позициям и студенты третьего курса, которые отдали за данный жанр 31,3 % своих голосов.

Особое положение занимает в этом списке музыкальных жанров классическая музыка. В данном исследовании было намеренное разделение указанного стиля на классическую музыку в современной обработке и собственно классику. Такая дифференциация обоснована большей доступностью и популяризацией классической музыки среди молодежи. Следует отметить, что само по себе восприятие классического музыкального жанра требует определенной музыкальной под-

готовки и базовых начальных знаний в области музыки. Ниже на рисунке 3 мы приводим показатели выбора - как положительного, так и отрицательного - непосредственно классической музыки среди данной выборки респондентов согласно их групповым различиям. В связи с этим показатели выбора были разделены на три категории: положительное отношение, нейтральное и отрицательное отношение.

Приведенные данные свидетельствуют о преобладающей нейтральной позиции по отношению к обоим видам классической музыки среди респондентов. Однако следует заметить, что у студентов 4 курса отсутствует положительный показатель выбора данного жанра. В связи с этим можно обосновать данную позицию предположением относительно сугубо личных вкусовых предпочтений данной возрастной группы или отсутствием начального музыкального образования, что и подтвердили результаты анкетирования.

Всем без исключения респондентам были заданы два вопроса:

1. Владеете ли вы музыкальной грамотой?

2. Обучались ли вы профессионально музыке?

Под начальным музыкальным образованием подразумевались детские музыкальные школы, школы искусств, дворцы детского и юношеского творчества. Результаты были следующими: имели начальное профессиональное образование 20 % магистрантов, 28,57 % первокурсников, 25 % студентов третьего курса и 0 % выпускников бакалавриата.

В качестве углубления знаний музыкального характера был задан вопрос: «Можете ли вы охарактеризовать один из перечисленных выше стилей?». Здесь подразумевалась способность обучающихся дифференцировать виды стилей, называть исполнителей того или иного направления, знать происхождение данного стиля и его историю. 73,4 % первокурсников дали отрицательный ответ на данный вопрос и только 26,6 % - положительный. 62,07 % студен-

тов третьего курса также смогли ответить положительно и только 37,93 % дали отрицательные ответы. 75,5 % четверокурсников выразили затруднение по данному вопросу и 25 % из числа опрошенных заявили о возможности положительно ответить на вопрос. В отношении магистрантов были получены следующие результаты: большая часть респондентов положительно ответила на вопрос (63,66 %), и только 36,34 % выразили затруднение.

В рамках данного исследования также выяснялись факторы, которые определяют выбор того или иного музыкального стиля. С этой целью ставились следующие два вопроса:

1. «Что влияет на выбор вами музыкального стиля?»;

2. «Могут ли влиять предпочтения ваших родителей на ваши музыкальные предпочтения?» .

В ходе ответа на первый вопрос респондентам было предложено три варианта ответов:

- мода (модное современное направление в данный момент);

- мое окружение (друзья);

- мне лично нравится этот музыкальный стиль.

Практически все магистранты были единогласны в своих ответах - 90 % выбрали третий вариант ответа и только 10 % - второй вариант. Мода никоим образом не влияет на выбор стиля в данной группе респондентов. Несколько иная ситуация наблюдается у студентов 4 курса. Там мнения разделись: у половины группы модное современное направление в данный момент является определяющим фактором в отношении выбора музыкального стиля, 25 % полагаются на мнение собственного окружения в этом вопросе и 25 % ставят в приоритет собственные вкусы и предпочтения.

Достаточно устойчивы были в своих позициях и студенты первого курса, которые также ориентировались на личные вкусы. Доля таких респондентов составила 66,67 %, оставшиеся 26,66 % все же полагались на мнение своих близких и друзей и только

Рис. 2. Рейтинг отрицательного выбора музыкального стиля студентами-

дефектологами

Магистранты

3 курс

- 18,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65,51 10,34

Пм^ГИ 53,33 20

Q% 10К 20% 30« 40% SO« 60% 70% 80« 90% 100« ■ Отрицательное ■ нейтральное ..Положительное

Рис. 3. Отношение студентов к выбору классической музыки

MarutrpáHTbi I 9,1 I

7,59 Щ 17,24

[26,б] 13,4

О 20 40 60 80 100

■ Отрицательное ■ нейтральное п&лржигельноё

Рис. 4. Отношение студентов к выбору классической музыки в современной обработке

6,67 % ориентировались на моду в этом вопросе.

Подавляющее большинство третьекурсников (93,10 %) единолично ответили, что самостоятельно несут ответственность за выбор собственного стиля; 3,45 % все же ориентируются на мнение окружающих и 3,45 % верны модным тенденциям.

Особый интерес в данном исследовании представляла корреляция между старшим поколением и его влиянием на стилевые предпочтения молодежи.

С этой целью респондентам предлагался второй вопрос («Могут ли влиять предпочтения ваших родителей на ваши музыкальные предпочтения?»). Только 9,10 % магистрантов и 13,3 % первокурсников разделили свои предпочтения с родителями. Студенты третьего и четвертого курсов имели нулевые показатели по данному аспекту. Большинство респондентов отмечали схожесть предпочтений. В таком ключе ответили 73,3 % третьекурсников, 75 % обучающихся четвертого курса, 54,4 % магистрантов и 46,4 % первокурсников. Имели различные вкусы, отличные от старшего поколения, 20,7 % третьекурсников, 25 % выпускников-бакалавров, 36,3 % магистрантов и 40 % первокурсников.

Данное диагностическое исследование показало, что при выборе музыкального стиля студенты руководствуются, прежде всего, развлекательным компонентом музыки. Само восприятие музыки носит сугубо досуговый и расслабляющий характер. У подавляющего большинства опрошенных респондентов никогда не возникало желания целенаправленного слушания музыки как отдельного самостоятельного вида деятельности. Классическая музыка не выбирается большинством в силу сложности ее музыкального языка, тотальной неподготовленности студентов к ее восприятию, обусловленной низким уровнем их музыкального развития.

Исследование музыкальных предпочтений студентов-дефектологов позволяет отслеживать их эстетические идеалы, а также социальную идентичность, которые в силу возрастных особенностей данной группы на-

ходятся еще в стадии активного формирования. Расширение музыкального кругозора, знакомство с историей музыкального искусства позволят в дальнейшем обучающимся несколько глубже понимать роль музыки в своей собственной жизни и делать осознанный выбор в пользу высококультурных музыкальных произведений для непосредственного активного и пассивного восприятия, что в дальнейшем будет оказывать благоприятное влияние на формирование их музыкальной культуры и мышления.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам музыкально-стилевых предпочтений студентов-дефекто-логов. Музыкальные стили транслируют определенную субкультуру со своей философией жизни и идеологическими установками. Умение разбираться с музыкальными стилевыми установками, осознанно делать выбор в пользу восприятия музыкального жанра является одной из первостепенных задач современного образования. Представленные данные позволяют оценить современный музыкальный выбор студенческой молодежи, что, в свою очередь, позволит влиять на дальнейший осознанный выбор в пользу высококультурных музыкальных произведений для непосредственного восприятия самими студентами, что впоследствии благоприятным образом будет влиять на формирование их музыкальной культуры и мышления.

Ключевые слова: музыкально--стилевые предпочтения, студенты-дефектологи, музыкальный стиль, музыкальная культура, массовая музыка.

SUMMARY

The article is devoted to the issues of musical and stylistic preferences of students-defectologists. Musical styles broadcast a certain subculture with its own philosophy of life and ideological attitudes. The ability to understand musical style settings, to consciously make a choice in favor of the perception of the musical genre is one of the primary tasks of modern education. The presented data allow us to evaluate the modern musical choice of students, which, in turn, will allow us to influence the

202//</

further conscious choice in favor of highly cultured musical works for direct perception by students themselves, which will subsequently favorably influence the formation of musical culture and thinking of them.

Key words: musical and style preferences, students-defectologists, musical style, musical culture, mass music.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке ХХ века. - М.: Музыка, 1994. - 160 с.

2. Костюк Е. Б. Массовая музыка как явление культуры ХХ века // Вестник СПбГИК. - № 3 (44). - 2020. - С. 63-67.

3. Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке. - М.: Музыка, 1990. - 288 с.

4. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.

5. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968. - 105 с.

6. Тихомирова Н. Ф. Музыкальный стиль как сложноорганизованная система // Культура и цивилизация. - № 2 (10). - 2019. -С. 51-57.

Г. И. Давыдова, А. Н. Деткин

УДК 37.063

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

С РАБОТОДАТЕЛЕМ КАК

СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ

ПРИМЕНЕНИЯ

ВЫПУСКНИКОМ

СФОРМИРОВАННЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

вровень развития профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, не всегда соответствует требованиям работодателей, принимающих выпускников на работу. Так, в апреле-мае 2020 года Региональным центром содействия трудоустройству и развития карьеры студентов и выпускников ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» было проведено анкетирование работодателей, которое показало, что лишь 37,5 % работодателей считают компетенции выпускников, сформированными при освоении образовательных программ [2]. При этом уровнем практической подготовки выпускников оказались полностью удовлетворены 28,1 % работодателей, и лишь 31,3 % работодателей полностью удовлетворены способностями выпускников к самоорганизации и саморазвитию. С проблемой несоответствия ожидаемого и фактически имеющегося уровня развития профессиональных компетенций сталкиваются и сами работающие по специальности выпускники [4], и образовательные организации [11].

Образовательные организации, делая акцент на качество образования, применяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.