Sazonova Irina Georgievna COGNITIVE ASPECTS ...
psychological science
УДК 159.9.072.42
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0085
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТУДЕНТАМИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
© 2019
Сазонова Ирина Георгиевна, старший преподаватель кафедры инженерной педагогики и психологии Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, Санкт-Петербург, улица Политехническая, 29, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи когнитивных функций музыки с выбором предпочитаемых музыкальных произведений различных стилей и направлений. Цель исследования заключалась в выявлении корреляционной связи между когнитивными функциями музыки и особенностями отношения студентов к предпочитаемым музыкальным жанрам. Объектом исследования явилась перцепция музыки разных стилей и направлений. Предметом исследования стала особенность восприятия когнитивных аспектов музыки. Актуальность исследования проявилась в необходимости определения социальной обусловленности выбора музыкальных приоритетов, как показателя активного участия молодежи в сферах познавательной деятельности: проведение досуга, связанного с возможными изменениями в ценностных ориентациях; интеллектуально и эмоционально развивающие занятия, связанные с перцепцией музыкального объекта. Был проведен опрос студентов, выявляющий качественные и количественные показатели, связанные с потребностью в музыке разных стилей и направлений. С помощью контент-анализа были выделены когнитивные категории восприятия студентами музыкальных произведений: темп, ритм, удельный вес текста в произведениях, сложность мелодии/гармонии, концептуальность - наличие в песенных произведениях серьезной тематики. Выявилось, что, чем более студенты заинтересованы философскими идеями, заложенными в произведениях, тем они больше склонны слушать музыку со сложной гармонической и мелодической структурой, и чем для субъекта важнее текст в музыкальных произведениях, тем его больше привлекают песни концептуального характера. Обнаружена важная роль аналитического восприятия музыкальных категорий (звуко-высотных соотношений, ритма, гармонии) для адекватной когнитивной оценки сложной музыки. Выявлены социальные функции музыки, связанные с когнитивной сферой студентов: потребность в познании музыки как эстетического объекта, желание получить посредством музыки информацию о зарубежных и отечественных музыкальных тенденциях, о культурных событиях в молодежной среде.
Ключевые слова: восприятие музыки, социальная перцепция, функции музыки, музыкальные жанры, категории восприятия, когнитивные функции музыки, объект перцепции, психология искусства.
COGNITIVE ASPECTS OF PERCEPTION OF MUSICAL WORKS BY STUDENTS OF THE POLYTECHNICAL UNIVERSITY
© 2019
Sazonova Irina Georgievna, senior lecturer, Department of engineering pedagogy and psychology, Higher school of engineering pedagogy, psychology and applied linguistics, Humanities Institute Petersburg Polytechnic University of Peter the Great (195251, Russia, St. Petersburg, Polytechnic street, 29, e-mail: [email protected]) Abstract. The article addresses the issue of the relationship of the cognitive functions of music with the choice of preferred musical works of various styles and directions. The purpose of the study was to identify the correlation between the cognitive functions of music and the peculiarities of students' attitudes towards their preferred musical genres. The object of the study was the perception of music of different styles and directions. The subject of the study was the perception of cognitive aspects of music. The relevance of the study was manifested in the need to determine the social conditionality of the choice of musical priorities as an indicator of the active participation of young people in the areas of cognitive activity: leisure activities associated with possible changes in value orientations; intellectually and emotionally developing activities related to the perception of a musical object. A survey of students was conducted, identifying qualitative and quantitative indicators related to the need for music of different styles and trends. Using content analysis, cognitive categories of student perception of musical works were identified: tempo, rhythm, text weight in works, melody / harmony complexity, conceptu-ality - the presence of serious subjects in song works. It turned out that the more students are interested in philosophical ideas embedded in the works, the more they tend to listen to music with a complex harmonic and melodic structure, and the more important the subject is the text in the music, the more they are attracted to conceptual songs. The important role of analytic perception of musical categories (sound-height correlations, rhythm, and harmony) for an adequate cognitive assessment of complex music was discovered. The social functions of music associated with the cognitive sphere of students are revealed: the need for knowledge of music as an aesthetic object, the desire to receive information about foreign and domestic musical trends, cultural events in the youth environment through music.
Keywords: music perception, social perception, functions of music, musical genres, categories of perception, cognitive functions of music, the object of perception, the psychology of art.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы студентов, связанной с музыкальной перцепцией - важная составляющая обучения и воспитания. Перцепция музыкальных произведений вызывает различные когнитивные оценки и, как следствие, специфический эмоциональный отклик у разного типа слушателей. В XIX веке Р. Вагнер в статье «Публика и популярность» задавался вопросом о восприятии музыки: «Что же такое «слушатель», и почему у одного слёзы появляются из глаз от восторга, а другой на том же концерте едва сдерживает зевок?» [1]. В течение XX века появляются различные концепции музыкального восприятия, где авторы под-
нимают вопрос о роли интеллекта в музыкальной деятельности и музыкальном восприятии. [2, 3, 4, 5, 6]. Б.М. Теплов отмечает, что один из центральных моментов музыкальных способностей - в умении воспринимать звуковое и ритмическое движение музыки [6]. Ряд авторов предполагает обусловленность когнитивной оценки музыкальных произведений социальными факторами [7, 8, 9, 10, 11]. «Любое суждение в музыке диктуется музыкальным опытом. Переживать музыку, значит, соучаствовать в ней, а причастность - это поведение, формы которого человек усваивает в определенной социальной и культурной среде. Формы музыкального «заложены в природе культуры, к которой принадлежит музыкальный субъект» [10, с.19].
психологические науки
Сазонова Ирина Георгиевна КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ...
Анализ последних исследований и публикаций. Проблему интеллектуального воздействия музыки, как способствующего развитию способности к логическому мышлению, к овладению речью, к совершенствованию социальных навыков отмечают в своих работах многие авторы [3, 4, 6, 12]. В.Н. Холопова утверждает, что музыкальное содержание, как выразительно-смысловая сущность музыки [13] расширяет и усиливает духовные и интеллектуальные возможности. Д.К. Кирнарская предполагает, что музыкальные занятия развивают умственные способности субъекта [12]. Е.С. Борисова изучает проблему перцепции музыки с точки зрения «категориальной организации восприятии музыки», исследуя «смысловые контексты восприятия музыки современным слушателем». Под категориальной организацией восприятия музыки предполагается идентификация субъектом структуры «музыкально-стилевых инвариантов» - комплекса средств музыкальной выразительности, остающихся «постоянными в рамках одного музыкального стиля» [14].
Некоторые авторы указывают на важность «музыкальности», как синтеза способностей к восприятию музыки [3, 4, 6]. Под «музыкальностью» Б.М. Теплов понимал: ладовое чувство, слуховое представление и чувство ритма. Ладовое чувство - способность различать функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Слуховое представление проявляется в возможности свободно пользоваться слуховыми представлениями. Музыкально-ритмическое чувство - способность дви-гательно переживать музыку, чувствуя эмоциональную выразительность ритма. Первая и вторая способности связаны соответственно с перцептивным и репродуктивным компонентами музыкального слуха. Эти способности образуют основное ядро «музыкальности» [6] Очевидно, в данном контексте «музыкальность» рассматривается с учетом «когнитивной сложности» (от лат. cognitio - знание, познание) - количеством оснований классификации, которой сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации музыкальных объектов. При восприятии музыки применяются когнитивные умения: слухо-образные представления, аналитический музыкальный слух, способность воспринимать ритмические построения, гармонию, умение декодировать заложенную в музыке информацию [4, 15]. Операциональным критерием когнитивной сложности при восприятии музыки выступает размерность (число независимых факторов) субъективного семантического пространства [16, с.164]. Когнитивная сложность при восприятии музыки - одна из психологических характеристик познавательной сферы слушателя. К характеристикам когнитивных аспектов перцепции музыки относится также социальная обусловленность восприятия музыки, так как, по мнению Г.Орлова, «границы музыки соответствуют границам цивилизации». Главное, что отличает музыку разных цивилизаций - отбор ее тонового материала. Барьеры тут труднее преодолеть, чем языковые барьеры. «Мы способны переводить с одного языка на другой, но идея перевода китайской музыки на западный язык тонов - звучит абсурдно» [10, с.16].
Когнитивный аспект восприятия музыки тесно связан с самосознанием субъекта. Это подтверждают исследования Schäfer и Sedlmeier, которые, опросив 834 испытуемых, выявили функции музыки: самосознание, социальная сплоченность, регулирование настроения. Авторы отметили, что факторы «Самосознание» и «Регулирование настроения» - наиболее важны для реципиентов [21].
Проблемы социальной перцепцией музыки актуальны сегодня для педагогики и социальной психологии. Подростковый возраст является тем периодом, когда складывается мировоззрение, в том числе, и музыкальный вкус. По мнению Т. Шибутани, «развитие картины мира необратимо». Изменить то восприятие музыки,
которое сложилось в пубертатный период, у взрослого субъекта - задача намного более сложная, чем воспитать «адекватное восприятие музыки» у детей и юношества [12, 17].
Формирование целей статьи. Цель исследования: выявить взаимосвязи когнитивных функций музыки с особенностями отношения реципиентов к музыкальным жанрам и направлениям. Объект: перцепция музыки студентами, потребность в прослушивании музыки. Предмет: особенность когнитивных аспектов восприятия музыки. Выборку составили студенты Санкт-Петербургского Политехнического Университета - 300 чел., 17,5 до 27 лет. 57% юношей, 43% девушек. 70% - технических специальностей (79% - ИФиНТ, 1 курс бакалавриата/физики, 21% - ИФиНТ 4 курс бакалавриата/физики). 30% - разнородная группа. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что стержневыми способностями субъекта, адекватно понимающего музыку (по классификации Т.Адорно - эксперта [7]) должны быть такие, которые обеспечивают аналитичность мышления, образную память, внимание. Мы предположили, что потребность в музыке связана с индивидуально-психологическими особенностями, при этом имеет место социальная обусловленность когнитивной оценки музыки. Методы, используемые в исследовании: Опросник «Функции музыки» Т. Шефер, П. Седлмайер [21]; интервью, методы статистики: IBM SPSS Statistics, факторный анализ (ЭФА), контент-анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерии Манна-Уитни. Эксперименты, выявляющие уровень кратковременной памяти, понятийного мышления, распределение внимания, уровень нонконформизма, экспериментальное прослушивание музыки с последующей рефлексией эмоционального состояния. Авторская анкета «Музыкальные предпочтения», метод ранжирования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Результаты корреляционного анализа показали, что музыкальные способности студентов коррелируют с их музыкальной заинтересованностью, r=0,378* (p<0,05). Скука/раздражение, вызываемое у части реципиентов при восприятии классической музыки, в ряде случаев, сигнализирует об отсутствии аналитического музыкального слуха.
Когнитивные функции музыки проявили корреляцию с выбором жанров: Рок, Джаз, Классика, Металл.
1. Рок-музыка показала наибольшее количество корреляционных связей с когнитивными функциями музыки (таблица 1). У студентов выявлены познавательные функции: «хочу что-то узнать о музыке», «музыка отражает историю моей страны» и мотивирующие музыкальные функции: «музыка помогает заниматься, делать рутинную работу, дает энергетический заряд». В Таблице 1 представлены корреляционные взаимосвязи направлений музыкального жанра Рок и когнитивных аспектов музыкальной перцепции.
Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа -выбора «Рок-музыки» и когнитивных функций*
Функция «Познание» Значимость Функция «Мотивация» - Значимость
х™ I™- Рок-музыка р<0,05* Увеличивает мотивацию для деятельности Рок- р<0,01**
Отражает историю и культуры моей страны Рок-музыка, Русский рок р<0,05* Структурирует жизнь Рок-музыка р<0,05*
Экспериментирую Рок-музыка р<0,05* Помогает «настороже» Рок-Металл р<0,05*
Передает чувства и эмоции. Вызывает визуальные образы Рок-музыка, Металл р<0,05* Помогает работать без Рок- р<0,05*
* составлено автором 2. С помощью контент-анализа было выделено 5 категорий, связанных с музыкальной перцепцией: Темп (быстрый/медленный). Ритм (простой/сложный). Текст - предпочитаемый удельный вес текста.
Sazonova Irina Georgievna COGNITIVE ASPECTS ...
psychological science
Концептуальность - наличие философских тем в произведениях. Сложность фактуры: мелодии, гармонии [16]. Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между переменными: Текст-Концептуальность, р<0,05; Сложность-Концептуальность, р<0,01. Также в исследовании было обнаружено, что «музыкальные способности» коррелируют с «музыкальной осведомленностью», р<0,05.
3. В результате проведенного факторного анализа (ЭФА) выявилось 8 факторов. Основные факторы, полученные в результате факторного анализа: когнитивная, эмоциональная, социальная функции музыки в порядке убывания процента дисперсии. Дополнительные факторы: релаксация, сублимация, антистрессовая функция, самосовершенствование, прикладная функция/фон.
Результаты факторного анализа проявили существование тесной взаимосвязи кратковременной образной памяти испытуемых с фактором «Когнитивная функция музыки». Это подтвердило результаты самонаблюдения реципиентов, где излагалось, что в момент музыкальной перцепции у субъектов развивается представление, связанное с воображением. Было выявлено, что фактор «Антистрессовая функция музыки» коррелирует с «вниманием», фактор «Социальная функция музыки» взаимосвязан с «обобщением/понятийным мышлением» и «нонконформизмом», фактор «Эмотивная функция музыки» выявил корреляционную связь с кратковременной памятью на цифры и на слова (таблица 2). Таким образом, учитывая данные корреляционного и факторного анализа, можно заключить, что когнитивные функции музыки проявились во взаимосвязи с воображением, образной памятью, интеллектуальной потребностью в познании предмета музыки, как части искусства, и с уровнем мотивации.
Также проявилась корреляционная взаимосвязь интеллектуально-личностных свойств (кратковременная память на слова и на цифры, уровень понятийного мышления, распределение внимания, нонконформизм) с некоторыми другими функциями: эмотивная, социальная и антистрессовая функции музыки. В таблице 2 приведены результаты эксплораторного факторного анализа изучаемых переменных.
Таблица 2 - Результаты факторного анализа ЭФА. Факторный вес переменных*
ров, относящиеся к фактору «Когнитивные функции».
Факторный ее переменных
Факторы Музыкальные жанры Интеллектуально-личностные
Когнитивная функция музыки регги 0,707; рок 0,699; фолк 0,685; джаз, 0,632 образная память 0,851
Эмоциональная функция классика 0,668, память на слова 0,598 память на цифры 0,632 общая память 0.656
Социальная функция русский рок 0,693; рок 0,456 обобщение 0,650 нонконформизм 0.723
Функция «Релаксация» классика 0,472; регги 0,423, популярная 0,327; клубная 0.281 -
Функция «Сублимация» рэп 0,529 -
Антистрессовая функция клубная музыка 0,620; металл 0,522; регги 0,383 внимание 0=599
Функция самосовершенствования фолк 0,234; металл 0,186 -
Фоново-прикладная функция русский рок 0,148; регги, 0,151 -
Рисунок 1 - Уровень факторного веса значений переменных в факторе «Когнитивные функции» (составлено автором)
Особенности восприятия музыки во многом обусловлены когнитивными факторами [3, 4, 12], при этом когнитивные аспекты восприятия зачастую обусловлены социально [5, 7, 10], что в данном исследовании подтверждают значения переменных - выбор, как приоритетных жанров: Рок, Рэп, Русский рок, Металл (рисунок 2), которые имеют достаточно высокую факторную нагрузку в факторе «Социальные функции». Выявлено, что восприятие данных жанров имеет достаточно большую социальную обусловленность. На Рисунке 2 представлены факторные нагрузки переменных в факторе «Социальные функции».
* составлено автором
Выявлено, что жанр Рок, так же, как и академическая музыка (Классика), связан с когнитивной функцией и имеет высокую факторную нагрузку в данном факторе (рисунок 1).
Это перекликается с идеей о том, что «русский рок в своих лучших песнях - борьба за право думать». Результат факторного анализа подтвердил гипотезу о том, что когнитивные аспекты музыки связаны со сферой мышления субъекта и проявляются в понимании концепции предпочитаемой музыки. Высокий факторный вес переменных Джаз, Фолк, Регги в данном факторе указывают на понимание субъектом данной музыки, как концептуальной.
На рисунке 1 изображены факторные нагрузки жан-
Рисунок 2 - Уровень факторного веса значений переменных в факторе «Социальные функции» (составлено автором)
Результаты факторного анализа показывают, что в один фактор может входить музыка различных жанров и направлений, вследствие чего можно сказать, что наши исследования отчасти подтверждают высказывание о том, что современная музыкальная культура - это симбиоз стилей. Многими авторами отмечается уменьшение «пропасти между Классикой и Рок-музыкой», возможно, вследствие того, что рок-группы стали исполнять классические композиции XIX века, а произведения известных рок-групп исполняют симфонические оркестры [18]. Вероятно, доступность для реципиентов музыкальных произведений всего мира, развитие перцепции разной музыки увеличивает диапазон когнитивных функций в музыкальном восприятии студентов.
4. Результат сравнительного анализа по половому признаку показал существование различий когнитивных потребностей реципиентов в сфере музыки. У девушек выявился выше балл по переменным: «Когда я слушаю музыку, чувствую, что хочу изменить мир», р=0,037*; «Музыка добавляет смысл в моей жизни», р=0,063. Для студенток музыка чаще, чем для юношей, связана с воспоминаниями. Юноши выбирали преимущественно мо-тивационные функции музыки, как потребность в прослушивании музыки предпочитаемых направлений.
Результат сравнительного анализа по фактору «возраст» выявил, что в выборке 2018 года студенты четвертого курса проявляют склонность к Классике и Русскому року, студенты первого курса чаще выбирают Рэп, являвшийся трендовой музыкой их пубертатного периода, р<0,05. В разновозрастной выборке, в опросе 2016 года, в приоритете у студентов - инди-рок, имевший в момент опроса пик музыкальной популярности.
психологические науки
Сазонова Ирина Георгиевна
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ...
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. С помощью корреляционного, факторного и сравнительного анализа в нашем исследовании выявлены межполовые и межвозрастные различия когнитивных аспектов восприятия музыки, выявлена взаимосвязь некоторых интеллектуально-личностных особенностей субъектов с перцепцией музыки. Вопросом, в чем причины данной взаимосвязи, в чем особенность музыки и ее роль в развитии культуры человечества, задавались многие ученые. Вернадский проводил эксперименты, изучая себя. Посещая концерты классической музыки, слушая И.С.Баха и Л.В.Бетховена, он пришел к выводу о том, что музыка дает идею науке. Ученый заметил, что после концертов у него появлялись научные идеи. В романе «Игра в бисер» Г.Гессе, задевая проблему взаимосвязи познания с музыкой, писал, что «хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение, всякая хорошая музыка, когда слушаешь, возвышает и наполняет величием душу». Сочинение из латинского текста можно выразить так же, как аксиому геометрии или мелодию Моцарта [19]. Б.М. Теплов отмечал, что когда воспринимается музыка, внутренний слух характеризуется не просто яркостью музыкальных слуховых представлений, но сплавом слуховых представлений с ее зрительными образами [6, 20].
В нашем исследовании выявилось, что индивидуальные потребности в музыке связаны с особенностями мышления и музыкальной осведомленностью, при этом групповые потребности в музыке определенного жанра часто обусловлены социально. Факторный анализ позволил обнаружить взаимосвязь когнитивных функций музыки с интеллектуальными и эмоциональными потребностями студентов. Проявилась связь когнитивных и других функций музыки с наглядно-образным мышлением, со свойствами внимания и памяти. У реципиентов, умеющих осмысленно воспринимать музыкальные произведения разных стилей, проявляется способность к декодированию музыкального материала разных жанров. Сравнительный анализ выявил различия в восприятии и понимании статуса музыкальных стилей и жанров представителями разных полов. Юноши предполагают в музыке, которую слушают, активность, мотивацию на будущее. Для девушек характерен выбор социальной и познавательной роли музыки, где музыка часто связана с состоянием созерцания и воспоминания о прошедших событиях. У старших студентов в большей степени проявилась потребность к традиционным ценностям культуры, к классической музыке. Младшие студенты предпочитают слушать произведения современных стилей, проявляя познавательную активность по отношению к новым жанрам, появившимся в музыкальной сфере. Было обнаружено, что в оценке музыкальных произведений важна роль социализации. Социализация - процесс коммуникации, в ходе которого субъект избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой [17, с.415-416]. Музыкальный канал общения с поклонниками предпочитаемого музыкального стиля вводит субъекта перцепции в интересное ему на данном этапе символическое окружение. Это подтверждает слова В.Е. Семенова, отмечавшего полифункциональность музыки. В музыке, кроме эстетической, суггестивной, гедонистической, компенсаторной катарсической, воспитательной функций музыки, есть познавательная и информационно-коммуникативная функция [11].
Таким образом, нам удалось выделить когнитивную потребность в перцепции музыки, обнаружить зависимость когнитивных аспектов восприятия музыкального произведения и индивидуально-психологических качеств субъекта восприятия. Доказана гипотеза о существовании когнитивных аспектов музыкального восприятия и их социальной обусловленности. Данные исследования представляют практический интерес для психологов, занимающихся развитием интеллектуальной
и эмоциональной сферы обучающихся, для педагогов, имеющих потребность прививать интерес к музыкальной культуре, используя дифференцированный подход к учащимся. Результаты анализа эмпирических данных когнитивных аспектов восприятия музыки могут предоставить возможность исследователям в этой области для дальнейшего изучения познавательной функции в восприятии музыкальных произведений различных стилей, как объекта социальной перцепции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вагнер Р. Публика и популярность // Избранные труды. М.: Искусство. 1978. С. 625-652.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Гос. Муз. Изд., 1963. 379 с.
3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1994. 342 с.
4. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
5. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия, М., 1974. 284 с.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 томах/Б.М. Теплов. Т.1. М.: Педагогика. 1985. С 42-223.
7. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.
8. Ананьев Б.Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение // Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого. Владикавказ. 1927. №1. С. 21-26.
9. Выготский Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. М.: Издательство Юрайт, 2018. 496 с.
10. Орлов Г. Древо музыки.H.A/Frager&Co, Вашингтон СПб.: С.К.,1992. 408 с.
11. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: предмет, концепция, проблемы /Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. псих. наук. СПб.: ЦОП СПГУ, 1996. 81 с.
12. Кирнарская Д.К.Музыкальные способности. М: Таланты XXI век, 2004. 496 с.
13. Холопова В.Н. Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия. Журнал Общества теории музыки. 2014. № 5. С. 20-42.
14. Борисова Е.Б. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара, 2009. 227 с.
15. Способин И.В. Лекции по курсу гармонии / под ред. Ю.Н. Холопова. М.: Музыка, 1969. 343 с.
16. Психологический словарь, М.: Политиздат, 1990. 494 с.
17. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В.Б.Ольшанского. Ростов на/Д: Феникс, 2002. 544 с.
18. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1997. 209 с.
19. Гессе Г. Игра в бисер, Спб: Северо-Запад, 1994. 640 с.
20. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В. Келдыш. М, 1998. 671 с.
21. Schäfer T., Sedlmeier P., Städtler С., Huron D. The psychological functions of music listening. Chemnitz University of Technology, Chemnitz State University, Columbus, OH, USA Germany. 2014. 42 с.
Статья поступила в редакцию 01.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019