гратото Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 5. С. 1035-1039 | 2021. Volume 14. Issue 5. P. 1035-1039
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Музыкально-жанровые предпочтения студентов разного возраста и пола
Ли Сию
Аннотация. Цель исследования - проанализировать музыкально-жанровые предпочтения студентов разного возраста и пола. Научная новизна исследования заключается в том, что установлена зависимость между полом, возрастом, с одной стороны, и предпочитаемым музыкальным стилем - с другой, В результате среди восьми обнаруженных функций, которые выполняет музыка, доминирующими являются три: эмоциональная, социальная и познавательная. Самые многочисленные и сильные корреляции с вышеупомянутыми функциями имеет рок-музыка. Студенты 1-го курса чаще (р ^ 0,05) слушают рэп и поп-музыку по сравнению со студентами 4-го курса. Для остальных жанров достоверных различий не установлено. У девушек музыкальные композиции чаще связаны с какими-либо воспоминаниями, тогда как для юношей музыка носит развлекательный или мотивационный характер.
EN
Music Genre Preferences among Students of Different Ages and Genders
Le Siyu
Abstract. The study aims to analyse music genre preferences among students of different ages and genders Scientific novelty lies in the fact that the researcher has identified relationship between gender, age, on the one hand, and the preferred musical style, on the other. As a result, among eight detected functions performed by music, three are dominant: emotional, social and cognitive. Among the studied genres, rock music has the most numerous and strong correlations with the functions of music. 1st-year students are more likely (p ^ 0.05) to listen to rap and pop music compared to 4th-year students. As for other genres, there were found no significant differences. For young women, musical compositions are more often associated with some memories, while for young men music is entertaining or motivational in nature.
Введение
Современная жизнь характеризуется все убыстряющимися темпами обмена информацией, что неизбежно влечет за собой усиление стрессовых ситуаций. Данная проблематика всеохватывающая, поскольку затрагивает все слои общества. К основным факторам, вызывающим стресс, относятся: ухудшающиеся условия окружающей среды (особенно в городских условиях), кризисы экономического и финансового секторов, жесткое иерархическое построение социума в городах [7]. Последствия негативного воздействия этих факторов: снижение темпов интеллектуального, физического и эстетического развития, уменьшение интенсивности живого общения между людьми, которое заменяется на псевдообщение в социальных сетях. Безусловно, последний фактор оказывает влияние на построение нормальных взаимоотношений индивидуума с другими людьми, что в целом негативно сказывается на развитии общества [11]. Другими словами, современное общество предрасположено к стрессовым ситуациям. На уровне индивидуума стрессовые ситуации могут привести к таким тяжелым последствиям, как истощение, утрата работоспособности, снижение коэффициента трудоспособности, профессиональное выгорание личности [5].
Эта проблематика, таким образом, становится все более и более актуальной на современном этапе развития общества. В связи с этим предпринимаются попытки найти пути профилактики и терапии стрессовых ситуаций. В связи с техническим прогрессом музыка является одним из наиболее доступных средств влияния на психику человека. Как известно, музыка способствует восстановлению функционирования, которое соответствует оптимальной работоспособности человека [1].
Теоретическая база исследования. Музыка как инструмент коррекции психофизиологических качеств человека нашла свое применение в музыкотерапии - отдельном направлении психотерапии. Результаты многих исследований показали, что музыка оказывает влияние даже на интенсивность протекания процессов
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210165
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
обмена в организме, тонус мышц [12]. Известно, что музыка оказывает влияние и на некоторые параметры дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При этом жанр музыки также может иметь существенное значение [6]. В частности, известно, что выбор музыкального жанра связан с такими особенностями психики, как фрустрированность, агрессия, уровень тревожности, ригидность [2]. Люди, принадлежащие к старшей возрастной группе, предпочитают слушать более спокойные по содержанию музыкальные композиции, тогда как для молодежи характерно предпочтение более танцевальной, подчас агрессивной музыки [14]. Некоторые исследователи выделяют три категории людей по их отношению к музыке и предпочтению музыкального стиля: безразличные к любому музыкальному стилю, любители мейнстрима и предпочитающие тяжелый рок [15]. Что касается исследований о влиянии музыки на психосоматические функции человеческого организма, то здесь также выделяют три категории [Ibidem]. К первой относятся люди, слушающие музыку ради отвлечения от насущных проблем, ради размышлений и внутренних переживаний. Ко второй категории относятся люди, которые, слушая музыку, ощущают сплоченность и принадлежность к определенной специфической музыкальной субкультуре (панк, блэк-метал, хип-хоп и т.д.). Третью группу составляют люди, которые слушают музыку ради релакса, хорошего настроения.
Работы, проводимые в направлении оценки психосоматического статуса людей под воздействием музыки, до сих пор немногочисленны и несистемны. В основном они охватывают влияние музыки на определенные физиологические параметры - частоту сердечных сокращений, ритм дыхания, изменения биоэлектрического потенциала мозга [3; 13]. Нет системных данных, анализа предпочтений молодыми людьми разных стилей музыки в зависимости от возрастного и гендерного факторов. Из этого следует, что данное направление актуально. Мало работ, посвященных изменению психосоматических показателей респондентов как ответной реакции на прослушивание большого массива композиций разных музыкальных жанров [8]. Это определило необходимость данного исследования.
Практическая значимость заключается в исследовании основных факторов, влияющих на сознание респондента во время прослушивания музыки. Зная значимость факторов для каждого музыкального стиля, мы можем выделить наиболее приемлемые стили музыки, подходящие как для музыкотерапии, так и для индивидуального прослушивания. Более того, мы сможем продемонстрировать эволюцию музыкальных предпочтений студентов в зависимости от возраста. Немаловажным практическим вкладом является исследование гендерного фактора в плане предпочтения музыкальных стилей. Все это позволит сформировать целостную картину сознания молодого человека, в том числе и во время прослушивания музыки.
В задачи исследования входило: а) обнаружение факторов, определяющих выбор студентами конкретного музыкального жанра; б) проведение анализа на корреляции между функциями музыки и предпочтением музыкальных жанров; в) проведение анализа по гендерной и возрастной принадлежности. Автор допускает, что предпочтение музыкальных жанров связано с социальными функциями музыки, а также с определенными социальными факторами.
Исследование было проведено в 2017-2018 гг. на территории г. Москвы (Российская Федерация), на базе Политехнического института, а также Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В исследовании принимали участие 300 студентов, из которых 154 были опрошены в 2017 году, 146 - в 2018 году. Среди опрошенных студентов - 170 девушек и 130 юношей. Возраст студентов находился в пределах 17-23 лет, т.е. это были студенты, обучавшиеся на 1-4-х курсах вузов. Из всей выборки 19% студентов слушали разнообразную музыку, без жанровых предпочтений, 75% заявили о предпочтении определенного музыкального жанра, оставшиеся 6% определенно указали на то, что они не занимаются прослушиванием музыкальных композиций. На момент 2018 г. большинство студентов обучалось на 1-м курсе (75%), остальные 25% - на 4-м курсе.
Каждый из студентов дал устное и письменное (договор) согласие на участие в исследовании. В договоре содержалась информация о конфиденциальности и анонимности полученных данных. Исследование было выполнено с соблюдением всех этических и моральных норм, принятых в международной практике, и одобрено на заседании Этического комитета МГУ им. Ломоносова (протокол № 235-594).
Нами применялись следующие методики при опросе студентов: «Функции музыки» (авторство Шефер, Зедльмайер, Штедтлер и Гурон [15]). В опросник входило 129 вопросов, которые начинались с предложения: «Я слушаю музыкальные композиции в связи с тем, что...». Полученные результаты проходили оценку по 6-балльной шкале, в которой единице соответствовал отрицательный ответ, тогда как 6-ти баллам -утверждение «да, все верно». Для того чтобы выявить предпочтения студентов в музыкальных жанрах, пользовались опросником авторства Е. С. Борисовой [1]. Среди списка жанров музыки респондент должен был выбрать наиболее интересующий его жанр, которому присваивался 1 балл. Другие жанры располагались в порядке уменьшения привлекательности для респондента, до 10 баллов. Таким образом, 10 баллов имел жанр, который меньше всех остальных нравился респонденту. Кроме того, по 5-балльной шкале оценивалась частота прослушивания музыкальных произведений предпочитаемого жанра, в которой единице соответствовало значение «никогда», а 5-ти баллам - очень частое прослушивание.
Для оценки статистических закономерностей использовали программу Statistica v. 7.0 (StatSoft, Inc., USA). Нами высчитывались следующие параметры: критерий Манна - Уитни, корреляции (по Спирмену, учитывая распределение полученных признаков, отличающееся от нормального). Также на основании полученных данных нами был проведен многофакторный анализ, призванный выявить основные факторы, влияющие на сознание респондента при прослушивании музыки.
Обнаружение факторов, определяющих выбор студентами конкретного музыкального жанра
Полученные в результате опроса данные позволили выявить 8 основных факторов.
Первым фактором оказался познавательный, или когнитивный, основными значениями которого были: «благодаря прослушиванию музыки я в лучшей степени познаю мир» (корреляция 0,933); «я чувствую, что мир может быть изменен моими усилиями» (корреляция 0,851); «музыка дает мне возможность приобрести опыт взаимодействия в социуме» (0,832).
Вторым фактором обуславливались в основном эмоции, поэтому мы условно назвали его эмоциональным. По убыванию значимости сюда вошли: «у меня нет скуки, когда я слушаю музыку» (0,827); «музыка обеспечивает приподнятое настроение» (0,729); «музыка умиротворяет меня» (0,718); «музыка обеспечивает мне расслабленность и релаксацию» (0,552).
Третий фактор - социальный. Сюда вошли следующие значения: «общение с друзьями» (0,699), «увеличивает смысловую нагрузку моей жизни» (-0,601); «музыка дает возможность находиться в мечтах» (0,663).
К четвертому фактору относятся значения, соответствующие возможности релакса, такие как: «музыка выражает невыразимое» (0,575); «увеличивает мою энергичность в повседневных делах» (0,571); «снижает степень беспокойства и уменьшает страх» (0,517).
К пятому фактору относятся значения, соответствующие снятию напряжения: «музыка дает мне возможность расслабиться» (0,698); «благодаря музыке я могу спокойно заснуть» (0,689); «моя агрессия снижается при прослушивании музыки» (-0,632).
Шестой фактор соответствует влиянию музыки, снижающему стрессовые ситуации. Это: «время течет быстрее с прослушиванием музыки» (0,493); «во время прослушивания музыки я визуализирую» (0,683); «благодаря музыке у меня появляется чувство, что я в состоянии справиться с заботами» (0,367).
К седьмому фактору отнесены параметры, соответствующие стремлению индивидуума к совершенствованию своей личности. Сюда вошли: «с музыкой я ощущаю большую привлекательность себя» (0,563); «благодаря музыке я могу в большей степени придать упорядоченность своей жизни» (0,444).
Наконец, восьмой фактор - это фоновые ощущения: «взаимосвязь с окружающим миром» (0,304); «дает возможность узнать новое в своей жизни» (0,363); «благодаря музыке я не работаю со значительными усилиями» (0,111).
Из вышеперечисленного следует, что наиболее значимыми из восьми факторов являются первые три, соответствующие познавательному, эмоциональному и социальному аспектам музыкальных произведений.
Проведение анализа на корреляции между функциями музыки и предпочтением музыкальных жанров
Нами установлено, что среди связей между жанром музыки и основными факторами по числу и величине корреляций доминирует рок-музыка. Результаты представлены в Табл. 1.
Таблица 1. Корреляции Спирмена между предпочтением рока и когнитивными, эмоциональными и социальными функциями
Мотивы к действию Значимость Когнитивные и социальные функции Значимость Эмоциональные функции Значимость
Повышает желание активной деятельности р « 0,01 Больше времени провожу в семейном кругу р « 0,01 Повышает уровень настроения р « 0,01
Увеличивает энергичность действий р « 0,01 Могу менять свою личность р « 0,05 Ощущаю дрожь всем телом р « 0,01
Работать становится легче, жизнь становится упорядоченной р « 0,05 Могу узнать новое о мире музыки р « 0,05 Музыка способствует передаче эмоционального и чувственного аспектов личности р « 0,05
Повышает внимательность и заставляет быть готовым к неожиданностям р « 0,05 Музыка - это культурное наследие страны и народа р « 0,05 Ощущение большей радости от жизни р « 0,05
Рок-музыка, таким образом, является музыкальным жанром, предоставляющим потенциальным слушателям наибольшую палитру психосоматических ощущений на социальном, познавательном и эмоциональном уровнях. С другими жанрами музыки обнаружена следующая связь: рэп - «снижение напряжения внутри» (уровень значимости р ^ 0,05); классика - «хочу познать мир музыки» (р ^ 0,05); тяжелый металл - «визуализация образов» (р ^ 0,05); джаз - «оставаться самим собой» (р ^ 0,05); регги - «выражение через музыку невыразимого» (р ^ 0,05). Из этого следует, что для всех музыкальных жанров, слушаемых студентами, основными связующими звеньями выступают познавательная, эмоциональная и социальная функции.
Проведение анализа по гендерной и возрастной принадлежности
Сравнительный анализ показал, что между студентами разных курсов есть значимая разница в предпочтении определенных музыкальных жанров (Рис. 1).
Рисунок 1. Музыкальные предпочтения по жанрам у студентов 1-го и 4-го курсов (%)
Первокурсники достоверно чаще (р < 0,05) слушают рэп по сравнению со студентами 4-го курса. Тест Фишера показал значимые различия между студентами разных курсов по частоте прослушивания этого жанра (ф > 1,55). Для поп-музыки получены менее достоверные различия (ф > 1,27, р < 0,1). По остальным жанрам достоверных различий между студентами разных курсов не обнаружено.
Сравнение по тендеру также дало достоверные различия по ряду параметров. Если у девушек музыкальные композиции чаще связаны с какими-либо воспоминаниями (критерий Манна - Уитни, р = 0,006), то для юношей музыка носит либо характер развлечения, либо мотивации (р = 0,07). У девушек более явно проявилась потребность прослушивания музыки для повышения своего социального опыта (р = 0,012), а также осознания себя более привлекательной при прослушивании музыки (р = 0,023).
Из вышесказанного следует, что для юношей музыка является стимулирующим и одновременно приносящим удовольствие фактором, тогда как для девушек это прежде всего расслабление и успокоение.
Установлено, что музыка может нести не только фоновое содержание, как звуковой ряд, но и смысловое [4]. В частности, большое значение студентами придавалось таким аспектам музыки, как текстовое наполнение, поэтичность, а также «фундаменту» - содержанию, подразумевающему философский контекст. Нами установлено, что рок-музыка имела связи с провождением времени в кругу семьи, а также c культурной принадлежностью, поскольку в русском роке часто затрагиваются темы о культурном наследии России. Но не все так однозначно по отношению к року, поскольку наряду с осмыслением общечеловеческих ценностей в рок-музыке зачастую присутствуют откровенно асоциальные, мизантропические посылы [10]. Рок-музыка зачастую соединяется с классической в единое целое, что только усиливает позиции и музыкальную ценность данного жанра. Лучший пример - симфонические концерты зарубежных (Metallica, Therion) и отечественных рок-групп (Би-2). Следует указать, что классика таким образом тоже осовременивается и становится привлекательной для молодежи.
Как отмечено в нашем исследовании, музыка имеет и мотивационную функцию, сподвигая студентов на выполнение заданий, которые в другой ситуации казались бы им неисполнимыми. Связь тяжелого металла и способности визуализировать, продемонстрированная в нашей работе, может быть объяснена повышенной громкостью музыкальных композиций данного жанра, а также высокой степенью экспрессии.
Эмоциональная и социальная составляющие музыки также, безусловно, очень важны, что нашло отображение в полученных результатах. Как известно, музыкальное восприятие во многом связано с родом деятельности, под которую прослушивается музыка [9].
Заключение
Выявлено 8 факторов, обуславливающих выбор студентами музыкального жанра. По результатам многофакторного анализа установлено, что среди трех самых значимых факторов социальный фактор не менее важен, чем другие два - эмоциональный и познавательный.
Для социального фактора и музыкального жанра наибольшее число сильных корреляций выявлено для рок-музыки. Для остальных стилей установлены следующие связи: рэп - «снижение напряжения внутри» (уровень значимости р < 0,05); классика - «хочу познать мир музыки» (р < 0,05); тяжелый металл - «визуализация образов» (р < 0,05); джаз - «оставаться самим собой» (р < 0,05); регги - «выражение через музыку невыразимого» (р < 0,05).
В то же время установлена гендерная связь: для девушек музыка служит для успокоения и релакса, тогда как для юношей - для мотивации и активного отдыха. В случае, когда молодежь слушает преимущественно модные стили современной музыки, можно сделать предположение о ее внушаемости. Кроме того, большое значение имеет возраст - если на 1-м курсе среди студентов популярен рэп, то уже к 4-му курсу этот тренд исчезает. Это может указывать и на целевую аудиторию хип-хоп исполнителей, в основном представленную лицами до 18 лет.
В будущих исследованиях необходимым представляется поиск наиболее продуктивных видов деятельности и подходящей под них музыкальной концепции. В данном случае, безусловно, необходимо учитывать индивидуальные особенности респондента. Интересным представляется исследование особенностей электрической активности мозга при прослушивании разных стилей музыки.
Источники | References
1. Борисова Е. С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: автореф. дисс. . к. психол. н. Казань, 2009. 25 с.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 343 с.
3. Дергаева И. А., Урванцев Л. П. Влияние музыки на больных с пограничными нервно-психическими расстройствами // Ярославский психологический вестник. 2003. Вып. 10. С. 153-160.
4. Жирков А. М., Копейкин К. В., Скибинская А. В., Панов А. А. Психосоматические модели в оценке воздействия музыки на человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2014. № 3. С. 174-182.
5. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / предисл. Г. Рождественского. М.: Таланты - XXI век, 2004. 496 с.
6. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2009. 190 с.
7. Овчинникова Т. А. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004. 40 с.
8. Полянская Е. Н., Беляева А. В. Музыкально-стилевые предпочтения студентов с разным уровнем музыкальной подготовки // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 6. С. 136-141.
9. Сазонова И. Г. Корневая папка способностей музыкантов и математиков // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного политического университета. Гуманитарный институт: материалы научного форума с международным участием. СПб.: Изд-во Гуманитарного института, 2015. Т. 2. С. 11-15.
10. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры. Изд-е 5-е. СПб.: Планета музыки, 2014. 320 с.
11. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998. 63 с.
12. Юматов Е. А. Системная психофизиология субъективного состояния человека. М.: Спутник+, 2011. 129 с.
13. Kim S. J. The Effects of Music on Pain Perception of Stroke Patients during Upper Extremity Joint Exercises // Journal of Music Therapy. 2005. Vol. 42. № 1. Р. 81-92.
14. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185-211.
15. Schäfer T., Sedlmeier P., Städtler С., Huron D. The psychological functions of music listening [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2013.00511/full (дата обращения: 12.02.2021).
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Ли Сию1
1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Le Siyu1
1 Lomonosov Moscow State University
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 09.04.2021; опубликовано (published): 31.05.2021.
Ключевые слова (keywords): музыка; музыкальные жанры; музыкальные композиции; музыкотерапия; студенты; music; music genres; musical compositions; music therapy; students.