Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Cазонова И.Г. — Изучение социальных и личностных детерминант эмоционального восприятия музыкальных произведений // Психология и Психотехника. - 2019. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.30776 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=30776
Изучение социальных и личностных детерминант эмоционального восприятия музыкальных произведений
Сазонова Ирина Георгиевна
старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики и психологии, Санкт-Петербургский
Политехнический Университет имени Петра Великого
194064, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, оф. Гидрокорпус 1
Статья из рубрики "СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ"
Аннотация.
Предметом исследования является вопрос, связанный с изучением детерминант перцепции музыкальных произведений. В последние годы авторы из разных областей науки и искусства публикуют работы о психологии восприятия музыки. Чаще их исследования носят искусствоведческий или социологический характер, часть ученых рассматривает психологические и физиологические аспекты перцепции музыки. Предметом исследования является вопрос, связанный с изучением детерминант перцепции музыкальных произведений. Мы поставили перед собой задачу изучить психологические факторы, обуславливающие эмоциональное восприятие музыки, выявить, насколько данное восприятие обусловлено социальными факторами, и какова роль когнитивных функций в эмоциональном восприятии музыки. В качестве методов исследования использовались опросник «Ценностные ориентации (М. Рокич), опросник «Психологические функции музыки» (Т. Шефер, П. Седлмайер), интервью, авторская анкета «Социальная перцепция музыки», ранжирование, U-критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена, эксплораторный факторный анализ (ЭФА). Основные выводы исследования заключаются в выявлении корреляционных связей между социальными ценностями респондентов и выбором приоритетных музыкальных произведений. Научная новизна выбранной темы заключается в комплексном изучении психологических детерминант перцепции музыкальных произведений, где рассматривается эмоциональное восприятие музыкального произведения в связи с потребностями студентов и их личностными особенностями. Детерминантами эмоциональной перцепции музыки являются факторы: пол, возраст, ситуационные факторы и музыкальные навыки. Работа даст возможность исследователям использовать представленные статистические результаты и выводы для дальнейшего изучения этой темы, работа будет полезна психологам и педагогам, занимающимся коррекцией поведения подростков и юношества.
Ключевые слова: перцепция, музыка, эмоции, эмоциональные функции музыки, восприятие музыкального произведения, когнитивные функции музыки, социальная психология, молодежная культура, социальная перцепция музыки, музыкальные жанры
DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.30776
Дата направления в редакцию:
24-09-2019
Дата рецензирования:
17-09-2019
Изучение социальных и личностных детерминант эмоционального восприятия
музыкальных произведений
Актуальность исследования состоит в том, что в нем поднимаются важные для общества проблемы, связанные с перцепцией музыки. Музыкальное пространство - это специфическая сфера познавательной деятельности и проведения досуга в среде молодежи, где возможны изменения ценностных ориентаций. Восприятие музыки публикой были освещены исследователями в психологии, социологии и культурологии. Тем не менее, данная тема продолжает оставаться актуальной, так как многие аспекты эмоционального восприятия музыки остаются малоизученными. Большинство исследователей в этом направлении фиксируют свое внимание на связи эмоциональной реакции на музыку с музыкальными способностями (Б.М.Теплов, Д.К.Кирнарская и др.)
[12, 6]. Музыковеды изучают соотношение эмоционального и структурного восприятия, исходя из степени сложности музыкального материала, которое способен воспринять индивид 5' 8' 11]. Часть исследователей фиксируют внимание на выявлении роли
интеллекта и сознания в эмоциональной оценке музыки (В. М. Аллахвердов и др.) ^ В традициях философско-искусствоведческой науки существует тенденция рассматривать в связи с перцепцией музыкальных произведений эмоционально-смысловой музыкальный код и семантику музыки (А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский)[7, 8]. Некоторыми ученые предполагают существование социальной обусловленности эмоционального восприятия
музыки (Т. Адорно, Е. Б. Борисова, И.А. Новиков и др.) 3 9]. Психологи рассматривают взаимосвязь эмоциональных и познавательно-нравственных аспектов в восприятии музыки, обусловленность перцепции музыки ситуативными и культурными факторами (Б.М. Теплов, В.Е. Семенов и др.)[10, 12].
В связи с тем, что тему восприятия музыки изучают исследователи из разных областей культуры, в некоторых случаях существует непонимание учеными доводов друг друга из-за использования учеными уникальной терминологии, связанной с предметом изучения. Авторы концепций объясняют феномен эмоционального восприятия музыкального произведений со своей позиции, которая базируется на законах той части культуры, где господствует специфический язык и свои смыслообразующие понятия. В связи с этим, в некоторых ситуациях аргументация оппонентов не доходит до адресата из-за тезаурусных барьеров. Сложность понимания языка музыковедов психологами демонстрирует определение двух видов слушателей музыки, по определению Д.К.
Кирнарской, которых она делит следующим образом: 1) слушатели, получающие эмоциональные впечатления внутри музыки («адекватное» восприятие); 2) слушатели, «вписывающие» свои эмоциональные впечатления в музыку. Первые, не утрачивая дифференцированности перцепции музыки, включают воспринятые элементы музыкального произведения в целостную систему. Для вторых характерны: «фрагментарность, дробность восприятия», неспособность системно представить всю совокупность звуковых соотношений в целостном виде, либо, напротив, им свойственна чрезмерная целостность, не учитывающая соотношений частей, когда мысленный образ предстаёт «размытым». Д.К. Кирнарская пишет о том, что существуют сложности в изучении предмета из-за использования учеными разного методического инструментария: «Обе сферы знания к настоящему моменту исчерпали собственные силы в исследовании такого сложного предмета, как музыкальное восприятие: музыкознание строило свои концепции восприятия без учёта живого восприятия; психология также вырабатывала своё понимание музыкального восприятия преимущественно без живой
музыки» [5, С- 171. в связи со сложностью изучения эмоционального восприятия музыки Д.К Кирнарская приводит в пример цитату Дж. Слободы (Sloboda ^1пп,1985), который заметил, что музыкальное восприятие напоминает чёрный ящик, где известна лишь
входящая информация. На выходе - ничего Но даже по поводу подлинности той входящей информации, о которой упоминал Дж. Слобода, у некоторых авторов существуют сомнения. Например, В.М. Аллахвердов, отмечая, что тональность откладывает эмоциональный отпечаток на восприятие музыки («минорные тональности звучат более печально, чем мажорные»), сомневается в объективности эмоциональной оценки структурной организации музыки: «Если кто-то из великих композиторов написал грустную музыку в миноре, то использование минора для выражения грусти становится одновременно цитатой». В.М. Аллахвердов пишет, что «мощь и живость мажора вовсе не обязательно являются атрибутами прообраза данной тональности в средневековье. А,
может, ныне принятая интерпретация тональностей - лишь дань привычке?» [2, с- 30-311. в 2014 г Л. Тарьюффи, С. Кельш также заинтересовались темой эмоционального восприятия музыки. В статье «Парадокс музыки грусти. Он-лайн опрос» они пишут о феномене восприятия грустной музыки. Почему люди ищут и ценят грусть в музыке, несмотря на то, что в человеческом обществе полагается, что грусть нежелательна? Л. Тарьюффи, С. Кельш обнаружили в этом «парадоксе» эффекты социально обусловленной
эмпатии, лежащей в основе мотивации^151. Желание слушать «грустную» музыку связано с особенностью человека представлять себя в том эмоциональном состоянии, которое отображается музыкальным произведением, и происходит это через психическое заражение. «Грустная музыка» вызывает не только грусть, но и широкий спектр сложных и частично позитивных эмоций, таких как ностальгия, миролюбие, нежность, трансцендентность и удивление.
Рис. 1 Факторы, объединяющие ситуации, связанные с грустной музыкой I15!.
Иногда грустная музыка (рис. 1) используется как виртуальный социальный контакт, в иных ситуациях - это инструмент для урегулирования расслабления/возбуждения и т.д. Авторы данной концепции исследовали также особенности восприятия веселой, «счастливой» музыки.
Рис. 2 Факторы, объединяющие ситуации, связанные с веселой музыкой ¿А5!.
Люди склонны слушать веселую музыку (рис. 2) в кругу друзей, в общественных местах, чтобы испытать удовольствие и поддержать позитивное настроение [15!. В связи с данным исследованием возникает вопрос, не получится ли так, что представитель иной культуры не будет воспринимать данную музыку, как грустную, поскольку восприятие музыки во многом детерминировано культурными традициями. На наш взгляд, есть вероятность того, что данные выводы подходят лишь к небольшой части населения планеты.
То, что эмоциональное восприятие музыки не универсально, а зависит и от культурного окружения, доказали H. Egermann, N. Fernando, L. Chuen L., S. Adams, исследовав представителей двух не пересекающихся между собой культур: с одной стороны, это
были пигмеи Конго, никогда не слышавшие музыкальных произведений европейцев, и, с другой стороны, выборка канадцев, выросших на европейской музыке. Как универсальные, проявились лишь вызванные музыкой «реакции возбуждения», так как они основаны на культурно независимых механизмах: темп, высота, тембр музыки. Эмоциональное реагирование на музыку пигмеев оказалось основанным на символическом и ассоциативном мышлении, опосредованном их обучением. В западных ответах проявилась универсальность терминологии и больше вербальной схожести, позволяющей полнее описать свои эмоции от перцепции музыки. Исследование Egermann H., Fernando N., Chuen L показало, что эмоциональные реакции на музыкальные произведения могут быть как личными, так и коллективными,
обусловленными культурой, социумом ИЗ!. И. А. Новиков рассматривал эмоциональное восприятие музыки также в контексте социального окружения: «Музыка воспринимается людьми по аналогии с речью - как нечто, что потенциально может нести информацию», «каждый человек в зависимости от степени развитости эмоциональной и интеллектуальной личностных сфер воспринимает не одно и то же, и понимание
произведения у разных людей может различаться» Г9, с-102"". Часть научных работ, связанных с перцепцией музыки, посвящены теме «адекватного» восприятия
музыкальных произведений ^—В.В. Медушевский отмечает, что «адекватное восприятие - это идеал, эталон совершенного восприятия» Г5, Ci 143"". Д.К. Кирнарская пишет, что адекватное восприятие музыки - это прочтение текста в свете жанровых и духовно-ценностных принципов культуры. С этой позицией перекликается мнение Б.М. Теплова, который пишет о том, что, несмотря на то, что способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности, но, чтобы эмоционально воспринимать музыку, нужно многое «расслышать, дифференцировать в музыкальной
ткани»^1211. В классификации Т. Адорно, также ориентированной, прежде всего, на когнитивное восприятия музыки, а уже во вторую очередь, на эмоциональное, 5 типов слушателей: эксперт, хороший слушатель, образованный, эмоциональный, рессантиментный, развлекающийся слушатель. Концепция Т. Адорно носит субъективный характер в части доказательств, где слабой стороной является отсутствие эмпирической базы. Пример сопоставления разно-полярных слушателей по типу восприятия музыки продемонстрировал Р. Вагнер, рассказав о ситуации на постановке оперы «Тристан и Изольда», когда одна из посетительниц скучала, в то время как у ее супруга "по щекам текли слезы глубочайшей взволнованности». Р. Вагнер предположил, что способности к восприятию музыки так же многообразны, как темперамент, и отметил, что «ни принадлежность к различным слоям общества, ни степени образованности не определяют способности индивидуального восприятия», так как везде встречаются
«одинаковые феномены восприимчивости и невосприимчивости» ———634-635"". Под «восприимчивостью» Р. Вагнер подразумевал умение слушателя эмоционально отзываться на музыкальное действо. Д.К.Кирнарская связывает феномен «восприимчивости» музыки со способностями человека. В.Е. Семенов предложил еще одну типологию публики, где эмоциональное восприятие искусства связывается с ценностными ориентациями. По В.Е. Семенову, существуют приверженцы массовой культуры (рок-музыки) и любители «настоящего искусства» (классической музыки) Г10, Ci
Восприятие, как гуманистического искусства, так и «масскультовского, контркультурного искусства» оставляет «отпечаток» на «духовно-нравственном облике
человека» Г10, с- 7°1. и.А. Новиков приходит к похожим выводам о воздействии искусства на нравственный облик молодежи, но отмечает влияние на восприятие музыки возросшую роль массовых музыкальных жанров как коммуникации. Он пишет, что в XXI
в. рок-музыка выступает, как международный язык молодежи и фактор, выполняющий "функции социализации, включения молодого человека в круг проблем, которые
актуальны для его современников» -19!. Е.Б. Борисова заметила, что немузыканты предпочитают эстраду, клубную музыку, рэп, а в группе музыкантов проявляется направленность на жанры: классика, народная, духовная музыка, джаз. При этом, «устойчивое свойство музыкальных предпочтений» в группе музыкантов возрастает «с
увеличением их профессионального слушательского опыта» [3!. С научными выводами Е.Б. Борисовой могли бы согласиться Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, выдвинувшие идею об «адекватном восприятии» музыки. Но классификацией реакции публики на реагирование музыкантов и не музыкантов не исчерпывается разнообразие возможной эмоциональной реакции на музыку. Например, большую роль играет мотивация, связанная с восприятием музыки, зависящая от ситуационных факторов и личностных особенностей индивида. Т. Шефер, П. Седлмайер, К. Стадлер, Д. Хурон подошли к оценке перцепции музыки с точки зрения того, какие потребности лежат в основе перцепции музыки, и какие ситуации этому способствуют. Они обнаружили, что музыкальное произведение часто прослушивается с целью «возбуждение и регулирование настроения», также в сфере музыкальных потребностей существует
стремеление к «самопознанию» и к «социальной близости». 114—с,9'21]. При этом, указанные авторы не сопоставляли потребности в музыке с видом музыкального объекта, что дает не полную картину разновидностей потребностей в перцепции музыки. В нашем исследовании мы старались комплексно подойти к исследованию эмоционального восприятия музыки, учитывая особенности восприятия различных музыкальных жанров и стилей, принимая во внимание ситуационные, личностные и социальные факторы перцепции музыкальных произведений. В теоретической части исследования мы основывались на теории Д.К. Кирнарской о двух типах музыкального восприятия, идее В.Е. Семенова о взаимосвязи перцепции музыки с ценностными ориентациями, на выводах И.А. Новикова о социальной обусловленности перцепции музыки. В практической части исследования мы использовали, как основу, положение о категориальном восприятии музыки слушателем Е.Б Борисовой и выводы исследования мотивационной сферы перцепции музыки Т. Шефер, П. Седлмайер, К. Стадлер, Д. Хурон.
Цель исследования заключалась в выявлении социальных и личностных детерминант эмоциональных реакций на музыку. Задачи исследования: исследовать особенности эмоционального восприятия музыкальных произведений. Объектом исследования стали обучавшиеся в Санкт-Петербургском Политехническом Университете Петра Великого студенты в Институте физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ) и других институтов в 2016-2019 г.г. (247 чел.). Возраст реципиентов - 17,5 - 30 лет, 33% юношей, 67% девушек. Из них 49% - студенты, исследуемые в 2016 г., 51% -исследуемые в 2018 г. Среди исследуемых студентов в 2018 г.: 79% студентов - 1 курс бакалавриата, 21% - 4 курс бакалавриата. Были исследованы студенты, участвующие в хоре Политехнического Университета «Полигимния» (48 человек, 9 юношей, 39 девушек). Предмет исследования: эмоциональное восприятие музыки, его социальные и личностные детерминанты. Методы исследования: опросник «Психологические функции музыки» (Т. Шефер, П. Седлмайер), опросник «Ценностные ориентации (М. Рокич), авторская анкета «Социальная перцепция музыки», корреляция Спирмена, критерии Манна-Уитни, факторный анализ. Новизна исследования заключается в том, что в исследовании детерминант эмоционального восприятия музыки был использован комплексный подход, учитывающий несколько факторов, обуславливающих перцепцию музыки. Мы сопоставили потребности студентов в музыкальном объекте с особенностями предпочитаемой музыки, с ситуациями, связанными с перцепцией музыки,
проанализировали взаимосвязь поведенческих реакций, проявляющихся в выборе предпочитаемых музыкальных произведений, с ценностными ориентациями. При этом мы учитывали детерминирующее влиние на эмоциональное восприятие музыки пола, возраста и музыкальных навыков.
Обсуждение результатов. Результаты корреляционного анализа. В нашем исследовании был проведен корреляционный анализ признаков: выбор музыки (ранжирование по приоритету), частота прослушивания музыкальных произведений, ситуации, потребности, связанные с перцепцией предпочитаемой музыки. Наибольшее количество корреляционных связей с эмоциональными и мотивационными функциями музыки, проявляющими особенности потребностей слушателей, проявил «выбор рок-музыки». В Таблице 1 представлены психологические функции, являющиеся коррелятами «выбора рок-музыки», как приоритетного жанра.
Таблица 1. Эмоциональные и мотивационные функции, коррелирующие с выбором рок-музыки
Коэфф. Коэфф.
Эмоциональные корр. Ур. Мотивационные корр. Ур.
функции (г- Спирмена) знач. функции (г- Спирмена) знач.
Улучшает на стро е ние г=0,641* Р < 0,05 Увеличивает мотивацию для деятельности г=0,683** Р < 0,01
Телесные изменения, «мурашки на г=0,628* Р < 0,01 Дает необходимую энергию г=0,761** Р < 0,01
коже» в те ч е ние дня
Помогает
Передает чувства и эмоции г=0,514* Р < 0,05 работать без усилий, структурирует жизнь г=0,566* Р < 0,05
Делает жизнерадостным г=0,333 Р < 0,1 П о мога е т б ыть внимательней, «настороже» г=0,487* Р < 0,05
* составлено автором
Также проявилась корреляционная связь между переменными: «выбор рэп» -«сублимация внутреннего напряжения», г=0,503*, р = 0,028; «выбор классической музыки» - «хочу что-то узнать о музыке», г=0,488*, р =0,031; «выбор металла» -«музыка вызывает визуальные образы», г=0,468*,р = 0,044; «выбор джаза» - «музыка позволяет мне быть таким, каков есть», г=0,468*, р = 0,042; «музыка отражает мои чувства и настроения» г=0,471*, р = 0,042; «выбор «регги» - «музыка выражает то, что не может быть высказано словами», г=0,652**, р = 0,003. Корреляционный анализ показал, что с помощью перцепции музыки респонденты намерены улучшать свое настроение (г=0,641**, р<0,01) (под «настроением» мы полагаем «сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности»). Для испытуемых оказался важен эффект «катарсиса («мурашки на
коже») при прослушивании любимых музыкальных произведений (г=0,628**, р<0,01). Потребность услышать в музыке нечто, соответствующее собственному эмоциональному состоянию (г=0,514*, р<0,05), и стать жизнерадостнее (г=0,333*, р<0,05*) также составляет мотивационную основу перцепции музыки. Таким образом, мы видим, что детерминантами перцепции музыки являются ситуационные факторы, психологические потребности слушателей.
Результаты факторного анализа. В результате проведенного факторного анализа (ЭФА) нами было выявлено 6 факторов, связанных с когнитивными, эмоциональными, социальными, психотерапевтическими и фоново-прикладными функциями музыки. Когнитивная, эмоциональная, социальная функция музыки, в порядке убывания процента дисперсии, заняли большую часть дисперсии. Проявились дополнительные факторы: релаксация, сублимация/антистрессовая функция, прикладная функция/фон. Данные факторного анализа представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Результаты факторного анализа ЭФА.*
Факторы Переменные по Факторная Переменные по Факторная
методике «Психологические функции музыки» на груз ка методике "Частота прослушивания музыки" нагрузка
Фактор I Помогает лучше понять 0,954 регги 0,707
Когнитивная функция музыки мир Хочу что-то узнать о музыке 0,842 0,327 рок фолк 0,699 0,685
М о г у р а с по з на ть се бя в джаз 0,632
текстах
Фактор II П о могае т в с по мина ть 0, 830 рэп 0,706
Эмоциональная функция Музыка успокаивает Я очень рад этому Я могу петь и гулять 0,728 0,717 0,552 классика 0,668
Фактор III О музыке говорю с 0,706 русский рок 0,693
«Социальная функция» друзьями Избегаю повседневности жизни П о з в оля е т мне ме ч та ть -0,574 0,672 рок 0, 456
Фактор IY П о могае т ра с с ла битьс я 0,704 классика 0,472
«Релаксация» Забываю мир вокруг 0,629 регги 0,423
Избавляет от 0,523 популярная 0,327
напряжения
Фактор Y Вызывает визуальные 0,713
«Сублимация» образы 0,587 клубная 0,620
Выразительна без слов рэп 0,529
Уменьшает 0,560 ме та лл 0,522
беспокойство 0,454 регги 0,383
Я могу танцевать
Фактор YI Структурирует жизнь 0, 463 фолк 0,234
«Фон» С музыкой не так 0,195 ме та лл 0,186
скучно регги русский рок 0,151 0,148
* составлено автором
Результаты факторного анализа показывают, что в один фактор иногда может входить музыка различных жанров и направлений, вследствие чего можно сказать, что наши исследования отчасти подтверждают высказывание о том, что современная музыкальная
культура - это симбиоз стилей-^11!. Музыкальное произведение вызывает эмоциональный отклик, где проявляются состояния разных модальностей, которые мы можем измерить либо в шкале «напряжение-расслабление», либо «возбуждение - покой», либо «включенность - рассеянность». Результаты частично подтверждает теорию о полифункциональности музыки, в которой есть эстетическая, суггестивная, гедонистическая, компенсаторная, катарсическая, воспитательная, познавательная и информационно-коммуникативная функция -^Ш.
Рис. 3. Факторный вес частоты прослушивания жанров музыки. Фактор «Эмотивный».
На рис. 3 изображен факторный вес жанров музыки (частота прослушивания), входящий в фактор «Эмотивный». Мы видим, что самый большой вес в этом факторе имеют жанры Рэп и Классика. С этим фактором коррелируют катарсические, эмоциональные функции музыки: «я рад музыке», «музыка помогает вспоминать».
Рис. 4. Факторный вес частоты прослушивания жанров музыки. Фактор «Социальный».
На рис. 4 показан факторный вес музыкальных жанров (частота прослушивания), входящих в фактор «Социальный» Самый большой вес в данном факторе у жанров «Рок» и «Русский рок». С этим факторам коррелируют социальные функции музыки «есть о чем поговорить с друзьями», «могу быть вместе с семьей», «музыка помогает мечтать». Факторный анализ подтвердил существование различных психологических потребностей, связанных с восприятием музыки. Как минимум, это эмоциональные, познавательные и социальные потребности. Также перцепция музыки может быть связана с регуляцией настроения или служить фоном, гармонизирующим состояние.
Результат сравнительного анализа. Сравнительный анализ психологических функций музыки с помощью и-критерия Манна-Уитни показал, что девушки склонны более эмоционально воспринимать музыку, по сравнению с юношами. В Таблице 3 представлены результаты сравнительного анализа по фактору «пол» эмоциональных аспектов перцепции музыки в жизнедеятельности студентов.
Таблица 3. Различия эмоциональных аспектов восприятия музыки между юношами и девушками.*
Понимание эмоционального состояния в связи с перцепцией музыки (Я-концепция, самовосприятие) и- критерий Манна-Уитни Уровень значимости
девушки юноши
музыка помогает мечтать 17,65 11,76 0,048*
музыка дает чувство безопасности 18,61 12,06 0,044*
музыка - это средство выразить себя 18,46 12,18 0,040*
музыка вызывает фантастические образы или истории 19,46 12,47 0,028*
музыка позволяет мне быть таким, какой я есть. 19,23 12,64 0,037*
музыка добавляет смысл моей жизни. 18,25 10,53 0,01**
музыка может уменьшить беспокойство 18,88 11,84 0,023*
музыка заставляет чувствовать, что я хочу изменить мир 19,23 11,56 0,01**
музыка доставляет мне
удовольствие 18,07 12,5 0,037*
музыка напоминает прошлые переживания 19,23 11,56 0,01**
хотел бы взять музыкантов в качестве образцов для подражания 19,30 11,5 0,01**
музыка может отвлечь от всего 17,69 11,73 0,04*
*составлено автором
В женской выборке на большем уровне проявились функции музыки, связанные с социальным аспектом восприятия - «чувствую, что хочу изменить мир» (р = 0,01**) и с функцией музыки «музыка напоминает прошлые переживания» (р = 0,01**). Воспоминания под музыку, по мнению некоторых исследователей, связаны с эмоциональным катарсисом Интервьюирование респондентов и ранжирование предложенных жанров музыки выявило, что часть студенток имеют в приоритете «спокойные мелодии» при том, что в выборке мужчин ни один испытуемый не заявил о приоритете «спокойной, мелодичной музыки». Результаты исследования ранжирования юношами музыки по приоритетам показали, что они чаще, чем девушки, предпочитают жанры, связанные с повышенной громкостью, темпом, с чётко обозначенным ритмом, в частности, жанры Металл и Рэп (р<0,05). Результаты говорят о некоторой склонности девушек к трофотропной (успокаивающей, расслабляющей) музыке, а юношей - к эрготропной (стимулирующей, активизирующей). Таким образом, мы обнаружили некоторое детерминирующее влияние на эмоциональное восприятия музыки фактора «пол».
Проявились различия в эмоциональных реакциях на музыку и по фактору: «возраст». Детерминанты перцепции музыки, связанные с возрастом, как принадлежностью к поколению, обнаружились в более частом выборе, как предпочитаемой для перцепции, студентами 1 курса «модной» музыки Рэп, по сравнению со студентами 4 курса (р<0,05).
Рис.5. Выбор приоритетных жанров студентов 1 курса, 4 курса(%).
При сравнении процентных долей по критерию «угловое распределение Фишера» (рис.5) проявилось достоверное различие ф* > 1,64 на уровне значимости р< 0,05. Студенты 1 курса чаще выбирают Рэп, как предпочитаемую музыку, а студенты 4 курса выбирают Рок, что является проявлением принадлежности к своему поколению, своеобразным «музыкальным импринтингом» - склонностью к приверженности той музыке, которая была в обществе на пике популярности в период, когда происходило становление личности.
Приверженность к модной музыке, которая, на данный момент времени, находится в тренде, может быть индикатором внушаемости молодежи, проявляющейся в «коллективной верности» субкультуре. Эмоциональная реакция на музыкальные жанры является показателем юношеского нонконформизма, возрастной непокорности авторитетам, поиска самостоятельности. В то же время, возраст может выражать и уровень личностной зрелости человека, доказательством чего может служить то, что положительные эмоциональные реакции на Классику у студентов 4 курса проявлялись чаще, чем у студентов 1 курса. В эмоциональной оценке музыки проявились также различия между занимающимися и не занимающимися в хоре студентами. У студентов, не занимающихся в хоре, положительную эмоциональную реакцию вызывают чаще музыкальные произведения в стиле: Металл, Регги (р<0,05). Студенты, занимающиеся в хоре, чаще положительно эмоционально реагируют на жанры: Классика и Фолк. В выборке хоровиков перцепция Классики проявила корреляционную связь с ценностными ориентациями, что подтверждается высказываниями такого типа: «Классическая музыка гармонизирует, ведет к познанию мира» и результатами корреляционного анализа, представленные в Табл.4.
Таблица 4. Корреляция отношений к музыке и ценностных ориентаций. Студенты -участники хора «Полигимния» Политехнического Университета, 2019. Санкт-Петербург.*
Отношение к музыке Ценностные ориентации студентов Коэфф. корр. Ур. знач.
Инте ре с к музыке мир и счастье других людей 0,544** 0,001
Музыка активизирует красота природы и искусства 0,424* 0,013
Музыка отвлекает красота природы и искусства 0,447** 0,007
Частота перцепции
Джаз развитие кругозора, широта интересов 0,381* 0,026
Джаз красота природы и искусства 0,344* 0,043
Регги равные возможности для всех людей 0,472** 0,004
Регги красота природы и искусства 0,427* 0,011
Опера развлечения, отсутствие обязанностей -0,390* 0,022
Симфония приятное, необременительное времяпрепровождение -0,336* 0,045
Фолк творческая деятельность 0,372* 0,028
Фолк обеспеченная жизнь, без материальных затруднений -0,482** 0,003
Выбор
музыки
Фолк интересная работа -0,481** 0,003
Классика жизненная мудрость -зрелость суждений и здравый смысл 0,425* 0,017
Клубная интересная работа 0,376* 0,034
Клубная уверенность в себе -внутренняя гармония, свобода от сомнений 0,337* 0,044
Популярная интересная работа 0,380* 0,031
Рок-музыка равенство - равные возможности для всех людей 0,542** 0,002
Рок-музыка чуткость -0,376* 0,044
*с о с та в ле но а в тором
Во всех группах студентов выбор Рок-музыки, как приоритетной, коррелирует с ценностями/функциями: «равенство - равные возможности для всех людей», «музыка отражает культуру моей страны», «могу быть вместе с семьей», что, в некоторой степени, подтверждает слова В.Н. Сырова о том, что сегодня жанр Рок является результатом пути «от развлекательного - к серьезному, концептуальному», результатом «исторического пути» от русского романса к бардовской песне и Русскому року, [11, С~ 9]. Общей тенденцией является также то, что перцепция музыкальных произведений в выборке студентов часто является фоном, регуляторной функцией. Студенты воспринимают музыку, как представители своего поколения, при этом, на их эмоциональную оценку могут влиять гендерные особенности и возраст как показатель зрелости.
Вывод.
1. Выявлено, что детерминантами эмоциональной реакции на музыку являются такие факторы, как принадлежность к определенному полу, возрасту, поколению. Связанные с эмоциональным восприятием поведенческие реакции при выборе музыки детерминированы ситуацией, потребностями индивида, личностными особенностями.
2. Обнаружены две основные ситуации, в которых студенты имеют потребность слушать музыку: а) мотивировать себя для занятий учебой, активизироваться, привнести в свою деятельность заряд энергии, 2) расслабиться после учебы, снять стресс. В студенческой среде музыка часто служит фоном, регулятором настроения.
3. Выявлены потребности в перцепции музыки, где когнитивные, эмоциональные, социальные потребности в прослушивании музыки проявляются, как основные.
4. Установлено, что особенности эмоциональной реакции на музыкальные произведения могут быть обусловлены музыкальными навыками.
5. Обнаружено, что эмоциональное восприятие музыкальных жанров и поведенческие реакции при выборе предпочитаемой музыки взаимосвязаны с ценностными ориентациями студентов.
Заключение. В статье обсуждался вопрос о детерминантах эмоционального восприятия музыки. Нами было проведено исследование литературных источников на данную тему,
проведен корреляционный, факторный и сравнительный анализ изучаемых признаков, таких, как потребности, связанные с прослушиванием музыкальных произведений, предпочитаемые жанры, частота прослушивания музыки, ценностные ориентации. В исследовании выявлена корреляционная взаимосвязь эмоциональной перцепции музыки с социальными, эмоциональными и когнитивными потребностями студентов. Результаты подтвердили предположение о детерминирующем влиянии факторов "пол", "возраст" и "музыкальные навыки" на особенности перцепции музыки. Данные исследования представляют информацию, полезную ученым для дальнейших исследований феномена эмоциональной перцепции музыки.
Библиография
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.
2. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2001. 200 с.
3. Борисова Е.Б. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: автореф. канд. Дисс. URL:
https ://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-kategorialnoi-organizatsii-vospriyatiya-muzyki-uchashcheisya-m (дата посещения 17.12.2018).
4. Вагнер Р. Публика и популярность // Избранные труды. М.: Искусство. 1978. С. 625652.
5. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности, автореферат дисс. докт. иск.URL: http://cheloveknauka.com/muzykalnoe-vospriyatie (дата посещения: 23.12.2018).
6. Кирнарская Д.К.Музыкальные способности. М: Таланты XXI век, 2004. 496 с.
7. Лосев А.Ф. «Музыка как предмет логики» // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 194-369.
8. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки.: Сб. статей.-М., 1980.-С. 178-194.
9. Новиков И.А. Коммуникативные характеристики функционирования музыки в Российском социокультурном контексте. дисс. на соис канд. соц. наук. Ростов-на-Дону. URL: https ://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-kharakteristiki-funktsionirovaniya-muzyki-v-rossiiskom-sotsiokulturnom-konte (дата посещения:
23.12.2018).
10. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: предмет концепция, проблемы, дисс.в форме научн.доклада доктора псих.наук, СПб:СПбГУ, 1996. 80с.
11. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке Нижний Новгород. Изд-во Нижегородского университета, 1997 г. 209 с.
12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов// Избр.труды: В 2-х т. М., 1985. Т.1. 328с.
13. Egermann H., Fernando N., Chuen L. and McAdams S. Music induces universal emotion-related psychophysiological responses: comparing Canadian listeners to Congolese Pygmies. Frontiers in Psychology. Vol.5, 2015. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01341, 2015 (дата посещения:
25.07.2019).
14. Schäfer T., Sedlmeier P., Städtler С., Huron D. The psychological functions of music
listening Chemnitz University of Technology, Chemnitz State University, Columbus, OH, USA Germany. 2014. 42 р.(дата посещения: 25.07.2019). 15. Taruffi L., Koelsch S. The Paradox of Music-Evoked Sadness: An Online Survey Published: October 20, 2014. URL: htps://doi.org/10.1371/journal.pone.011049 References (transliterated) (дата обращения: 15.06.2019).