ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТАНГРАМ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Филимонова М.И.
Филимонова Мария Игоревна - клинический психолог (патопсихолог, нейропсихолог,
психотерапевт), Центр развития и социализации «Алые паруса», г. Наро-Фоминск
Аннотация: головоломка под названием «Танграм» появилась достаточно давно и к настоящему моменту используется в различных сферах человеческой деятельности. Особенно активно она используется в педагогике. Автор данной статьи, работая в Центре развития и социализации для взрослых и детей с ОВЗ клиническим психологом, решила использовать «Танграм» в психодиагностических целях, модифицируя головоломку. Статья является, по большей части, теоретической, здесь дано описание головоломки «Танграм», описаны особенности высших психических функций, задействованных при работе с головоломкой, возрастные нормы развития и рассказано о возможных причинах нарушений психических функций. Более масштабное описание модификации будет дано в последующих статьях.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний ден, происходит очень много изменений в мире. Меняется мировоззрение, интересы людей, претерпевает изменения даже само понятие «нормы», из-за чего диагностические методики, актуальные ранее, теряют свою силу и качество. Современная клиническая психология нуждается в модификации старых методик и в создании новых, адаптированных под современность.
Для того чтобы адаптировать головоломку в психодиагностическую методику, необходимо понимать, какие процессы происходят при работе с ней, чтобы понимать, на что опираться в создании плана будущей методики. При создании определённых заданий, чётких инструкций и при предъявлении материала испытуемым из разных возрастных групп и имеющим различные психиатрические и неврологические диагнозы, а также испытуемым, входящим в группу «условная норма», можно выстроить определённый «эталон» выполнения заданий. В дальнейшем это поможет перевести результаты в баллы. Данная работа позволяет понять, что головоломка «Танграм» подходит для того, чтобы стать психодиагностической, но, разумеется, необходимо ещё проведение масштабного исследования.
УДК 159.972
Введение: Понятие Танграма.
Наверняка многие видели эту головоломку, состоящую из семи плоских фигур -пяти треугольников (два маленьких, два больших и один средний), одного квадрата и одного параллелограмма. Но не многие знают, как она называется. Её название -Танграм. Эта головоломка берёт своё начало из Древнего Китая и первые упоминания о ней встречаются 1813 - 1815 годах [6].
Задача у Танграма следующая: из вышеописанных фигур собрать целую картинку, имея перед собой только контур (фигура человека, животного, геометрическая фигура и так далее).
Изначально фигуры были деревянные, определённого размера, однотонные или имели естественную деревянную фактуру, но позже эту головоломку стали модернизировать, исходя из модных тенденций, доступности материалов, ради упрощения или усложнения заданий. На данный момент можно найти
деревянный, пластиковый, магнитный Танграм. Разноцветные фигуры, увеличенные, относительно оригинальной головоломки, или же уменьшенные. Появилась даже мебель, имеющая вид Танграма. Так же изменились задания, инструкции к ним и области применения [1] [4].
В последнее время, Танграм стал часто использоваться в педагогике, ведь он способствует развитию внимания, абстрактного и пространственного мышления, воображения, логики, пониманию цвета, величины и формы.
Рассмотрим подробнее базовые процессы, протекающие при работе с Танграмом.
1. Зрительный гнозис - это способность распознавать объекты с помощью зрительного анализатора. Человек видит фигуры Танграма и понимает, какой они формы, размера, материала (предметный гнозис) и цвета (цветовой гнозис).
2. Слуховой гнозис - это способность распознавать звуки с помощью слухового анализатора. На слух можно определить материал, из которых сделаны фигуры, а также понять инструкцию к заданию.
3. Праксис - это способность совершать произвольные действия с помощью тактильного анализатора. Человек берёт фигуры в руки, может развернуть их и поставить на место, может представить, как можно поставить фигуры (символический праксис) и собрать необходимую фигуру по инструкции (конструктивный праксис). Также может определить форму и материал, из которого изготовлен предмет.
Таким образом, предложив ребёнку Танграм, сразу можно обратить внимание, где возникают трудности.
Танграм можно сравнить с рядом методик, которые уже применяются в психодиагностике:
• «Кубики Коса» - диагностическая методика, дающая возможность оценить способность к сравнению, анализу и синтезу, восприятие, состояние моторики, координации, пространственного мышления, интеллекта и так далее. Первоначально они использовались у людей с интеллектуальным отставанием, а также у пациентов с шизофренией и неврозами. Кубики Коса позволяют оценить уровень невербального интеллекта, что позволяет получить данные по интеллектуальному развитию у людей, имеющих речевые нарушения. Данная методика используется как в клинической психологии, так и в педагогике, заняв своё место в учебно-воспитательных учреждениях. Испытуемым предлагаются кубики, на сторонах которых имеются разные цвета: белый, красный и красно -белый. Необходимо из этих кубиков собрать определённую картинку. Аналогичными Кубикам Коса являются Кубики Никитина, но, в отличие от первых, вторые считаются не диагностическими, а развивающими.
• «Матрицы Равена» - методика, предназначенная для диагностики уровня интеллектуального развития и оценки способности к планомерной, методичной и систематизированной деятельности. Испытуемому предлагаются бланки, на которых изображён прямоугольник с определённым фоном или рисунками, между которыми имеется связь. Правый нижний угол этого прямоугольника имеет вырез - пустое место, в которое нужно вставить подходящий фрагмент. Различные фрагменты предложены ниже. Существует два варианта методики - взрослый и детский.
• «Доска Сегена» - диагностическая методика, позволяющая оценить понимание формы, размера, цвета, моторную координацию испытуемого, наглядно-действенное мышление, тактильные функции, зрительное восприятие, логическое мышление и так далее. Методика может представлять собой как коробочку с выемками, в которые необходимо протолкнуть фигуры, соответствующей формы, так и дощечки, также имеющими выемки для фигур. В
настоящее время существует множество разновидностей, что позволяет лучше заинтересовывать детей в работе с ней. [5]
Ребёнку тяжело взять фигуру в руки и поставить на нужное место, он не может определить размер фигуры или цвет. При этом ребёнок может понимать инструкцию, но не иметь возможности её выполнить, либо же не понимать инструкцию ни вербальную, ни визуальную. Причиной этому может быть нарушение крупной и мелкой моторики, сенсорная агнозия, зрительная агнозия, нарушение мышления, акустическая агнозия и тому подобное. Чтобы оценить наличие или отсутствие нарушений, нужно знать возрастные нормы развития. Рассмотрим их ниже.
Возрастные нормы развития.
Возрастные нормы развития движений руками: Способность схватывать предметы появляется у ребёнка примерно в 2 месяца. В этот же период он начинает осознанно тянуть руки ко рту. Движения уже не такие хаотичные и беспорядочные, как в более раннем возрасте. В 3-5 месяцев манипуляции руками усложняются. Ребёнок уже может целенаправленно вытянуть руки перед собой и рассматривать их. Пытается извлечь звуки из игрушек, которые вложены в руку, а так же старается взять увиденный предмет. С 5 до 6,5 месяцев ребёнок может хватать предмет одной или двумя руками, ощупывать предметы, проводить по ним пальцами. Так же можно заметить, что ребёнок подготавливает свою позу для предмета, который хочет взять, что является предпосылкой к более сложной предметной деятельности. Примерно с 6,5 до 8 месяцев активно развивается кинетический праксис. Ребёнок может вращать кистью, в которой находится предмет. Поднимает и опускает предметы одной или двумя руками. С 8 до 11 месяцев развивается мелкая моторика. Ребёнок уже старается хлопать в ладоши, ощупывает и берёт предметы пальцами (пинцетный захват). С 12 месяцев до 1,5 лет ребёнок осваивает бросание. Пытается бросать как одной, так и двумя руками. Появляется конструктивная деятельность, уже удаётся относительно ровно класть предмет на определённое место, складывать предметы друг на друга, создавая пирамидки, разворачивает завёрнутые предметы. С 1,5 до 3 лет ребёнок учиться ловить мячи, опускать предметы в маленькие отверстия, переливать жидкость из разных ёмкостей и тому подобное. Начиная с 3 лет у ребёнка уже получается лепить из пластилина (катать колбаски, шарики, соединять их), также он пытается разрезать бумагу ножницами. Может разорвать лист бумаги движениями рук в разные стороны.
Возрастные нормы развития мышления и восприятия: Примерно с 3 до 6 месяцев появляются первые зачатки мышления. У ребёнка появляется явное желание дотянуться до конкретного предмета. В период с 6 до 12 месяцев ребёнок начинает понимать слова, запоминать предметы и события. С 1 до 3 лет формируется и усиливается целенаправленная деятельность. Ребёнок манипулирует конкретными предметами, может строить башенки, воспроизводит бытовые предметные действия, осваивает доску Сегена, пытается есть ложкой. Различает форму и величину, ориентируется в понятиях «большой» и «маленький». Появляется контроль над своими действиями, оценка и исправление своих ошибок. Ребёнок пытается использовать предметы, соответственно их реальному назначению. Классифицирует знакомые предметы, визуально и вербально получив инструкцию (Например, «где цветы?»). Также классифицирует по цвету, складывает знакомую картинку из 5 -8 частей, находит парные картинки и тому подобное. [2] [3]
Таким образом, учитывая нормы возрастного развития, работа с Танграмом доступна детям от 2 лет. Разумеется, на начальных этапах, так как задания усложняются. То есть, ребёнок с условно нормальным развитием, в 2 года
способен по инструкции положить две фигуры точно на рисунки аналогичных фигур, в соответствии с их цветом и формой.
Если же мы видим, что ребёнку недоступно выполнение такого задания, нужно оценить, на каком конкретно уровне произошло нарушение.
Нарушение развития.
• Зрительная агнозия - нарушение зрительного восприятия. Затрудняется распознавание предметов, цветов, лиц и так далее. Видимый мир как бы разделяется на фрагменты, перестаёт быть целостным из-за чего человек «додумывает» продолжение, сам подставляет недостающие фрагменты. При предметной агнозии нарушается узнавание предметов или их изображений. Например, при поражении или неполном функционировании правого полушария затрудняется узнавание художественного изображения, целостного, а при поражении или неполном функционировании левого затрудняется узнавание схематичных изображений, наложенных. При симультанной агнозии затрудняется целостное восприятие картинки, действия и так далее. То есть, например, картинка описывается фрагментарно, теряется общий смысл. Прозопагнозия проявляется в трудностях распознавания знакомых лиц. При цветовой агнозии нарушается абстрактность восприятия цвета, способность группировать в оттенки и может появляться забывание названий цветов.
• Слуховая агнозия - нарушение восприятия речевых и неречевых шумов слуховым анализатором. Неречевая агнозия характеризуется трудностями в распознавании неречевых шумов (скрип, стук, шелест листьев и так далее). Речевая агнозия отличается трудностями в понимании речи.
• Оптико-пространственная агнозия - нарушение пространственно-ориентировочной деятельности. Появляются трудности в повороте фигуры в пространстве, конструктивной деятельности, понимание предлогов «на», «под» и подобных. А также нарушение опознания пространственной ситуации, нарушение схемы тела, распознавания буков и так далее.
• Кинестетическая апраксия - нарушение произвольных движений. При этом появляются трудности в ощущении своего тела в пространстве при попытке воспроизвести определённую кистевую или пальцевую позу.
• Кинетическая апраксия - нарушение в воспроизведении серии произвольных движений. Трудности в повторении определённой двигательной программы или же трудности в управлении руками, которые должны эту программу воспроизвести.
• Сенсорная дезинтеграция - нарушение обработки сенсорной информации с помощью анализаторных систем [2].
Причины нарушений развития в детском возрасте могут быть следующие:
• Перинатальная патология. Осложнения во время беременности и родов могут негативно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка. Токсикоз, преждевременные роды, гипоксия, родовые травмы и церебральная ишемия являются частыми причинами различных задержек в развитии.
• Нейроинфекции. Сифилис, хламидиоз, минингит и многие другие инфекции могут быть переданы от матери ребёнку, а также получены уже после рождения, что также может быть причиной различных задержек в развитии.
• Травмы головы. Двигательные и неврологические расстройства у детей нередко сохраняются после перенесённой черепно-мозговой травмы. Иногда о травме могут даже не знать близкие ребёнка (упал с кроватки, ударился об угол и так далее).
• Наследственные заболевания. Различные генетический патологии (синдром Дауна, Мартина-Белл, и так далее) влияют на развитие ребёнка, в соответствии со
спецификой конкретной патологии. Так же стоит принять во внимание наличие у ближайших родственников различных заболеваний по психиатрии и неврологии.
• Травмы и патологии верхних конечностей. Оперативные вмешательства, переломы, ожоги и тому подобное в детском возрасте могут затруднять развитие ребёнка, что приведёт к различным нарушениям.
• Нарушения зрения. Совершать точные движения трудно, если нарушена ориентировка в пространстве. Нарушения в работе зрительного анализатора влекут за собой нарушения в работе других сфер [5].
Последствиями могут быть такие заболевания как: ДЦП, эпилепсия, ЗПРР, олигофрения, дефекты зрения, СДВГ, аутизм, заикание и так далее.
Модификация Танграма.
На данный момент существует множество разнообразных диагностических методик, однако, к сожалению, ничто не вечно, и многие устаревают, становятся более не актуальными, а некоторые уже давно забыты и не используются совсем. Наука не стоит на месте, мир меняется, существует острая необходимость в создании нового материала: методы коррекции и диагностики, изучение новых синдромов, заболеваний, создание новых препаратов, разработка методов лечения и тому подобное.
Принимать во внимание стоит как работы уже известных учёных, так и молодых специалистов, знающих основы и, при этом, открытых новому. Даже небольшие изменения уже имеющейся методики могут дать толчок для дальнейшего развития всей науки.
Работая в Центре развития и социализации для взрослых и детей с ОВЗ, используются классические методики для патопсихологической и нейропсихологической диагностики. Автором данной статьи, в процессе работы, было отмечено, что некоторые видоизменения головоломки Танграм, при анализе выполнения заданий, дают результаты, очень похожие на те, что получены при использовании уже давно известных методик, однако многие из старых методик как бы объединены в Танграме. То есть одна качественно описанная новая методика может заменить две или даже три давно известные методики, что существенно экономит время экспериментатора.
Примерный, упрощённый вариант модификации представлен ниже. Позже автором будет продумана система шкал и баллов. Количество заданий будет увеличено, они будут более разносторонние. На данный момент, совершенно «сырой» вариант, уже позволяет рассмотреть некоторые параметры при наличии одной методики.
Рассматриваемые параметры:
• Зрительный контакт;
• Внимание;
• Речь;
• Крупная и мелкая моторика;
• Усвоение инструкций;
• Понимание цвета, размера и формы;
• Логическое мышление;
• Конструктивный праксис;
• Эмоциональный фон;
• Мотивация;
• Заинтересованность в успехе.
Сначала ребёнку даётся устная инструкция (усложнённая) и фиксируется реакция на неё (А). Если реакция не соответствует инструкции, тогда звучит инструкция упрощённая (Б). Далее, если инструкция по-прежнему не выполнена, следует визуальный показ (В).
Пример некоторых заданий:
1) На листке изображены два треугольника, размером 1:1, соответствующие деревянным фигурам, однако по цвету подходит только одна фигура. Ребёнку необходимо наложить подходящую деревянную фигуру на изображение.
2) На листке изображены два треугольника (большой и маленький), размером 1:1, соответствующие по цвету и размеру деревянным фигурам. Ребёнку необходимо наложить деревянные фигуры на изображения.
3) На листке изображены все фигуры Танграма (вразброс), размером 1:1, соответствующие цвету. Ребёнку необходимо наложить деревянные фигуры на изображения.
4) На листке изображены два больших треугольника (в виде одного большого треугольника), размером 1:1, соответствующие деревянным фигурам и их цвету. Ребёнку необходимо наложить деревянные фигуры на изображения.
5) На листке изображены два больших треугольника (в виде одного большого треугольника) и квадрат (лежащий на одной из сторон большого треугольника), размером 1:1, соответствующие деревянным фигурам и их цвету. Ребёнку необходимо наложить деревянные фигуры на изображения.
6) На листке изображён квадрат, собранный из всех фигур Танграма, размером 1:1, соответствующих деревянных фигурам по форме и цвету. Ребёнку необходимо наложить деревянные фигуры на изображения.
7) На листке изображён квадрат, собранный из всех фигур Танграма, размером 1:1, соответствующих деревянных фигурам по форме и цвету. Ребёнку необходимо собрать такой же квадрат отдельно, не накладывая на изображения.
Пример выполнения заданий детьми разных возрастов:
1. М., 4 года. ЗПР, эхолалия. 1 В / 2 В / 3 В / 4 В / 5 В / 6 - / 7 - Зрительный контакт поддерживает охотно. Вербальные инструкции не воспринимает, требуется визуальный показ. При выполнении заданий медлителен. За реакцией психолога наблюдает, однако критики к ошибкам нет, даже при исправлении психологом (либо игнорирует убирание фигуры с неправильного места, либо ставит фигуру на прежнее место). Деятельность сопровождается речью. Речь не структурированная (либо повторение сказанного психологом, либо хаотичное называние разных слов и фраз, не соответствующих ситуации). Эмоциональный фон ровный. Преобладающее настроение - приподнятое. Уровень развития мелкой моторики не соответствует возрастной норе. Отмечается слабая переключаемость между заданиями. Испытывает трудности в создании более сложных изображений, то есть при понимании цвета и формы не может доступные фигуры организовать в целостную картинку. Также недоступно копирование нарисованной картинки на отдельной поверхности, даже при визуальном показе инструкции. В обследовании слабо мотивирован.
2. М., 3,5 года. ЗПР, СДВГ. 1 Б / 2 Б / 3 Б / 4 В / 5 В / 6 В / 7 - Зрительный контакт поддерживает охотно. Инструкции усваивает частично, требуется упрощение и визуальный показ. Задания выполняет быстро, из-за чего допускает ошибки, однако, в основном, исправляется сам. Повышенная двигательная активность. Уровень развития мелкой моторики не соответствует возрастной норе. Речь смазанная, слабо структурированная. На вопросы психолога отвечает односложно. Эмоциональный фон нестабильный. Преобладающее настроение -возбуждённое. За реакцией психолога наблюдает. В одобрении со стороны психолога заинтересован, на критику реагирует. Испытывает трудности при копировании нарисованной картинки на отдельной поверхности. В обследовании мотивирован.
3. Ж., 3,5 года. ЗПРР, СДВГ, РАС. 1 - / 2 - /3 - Зрительный контакт не поддерживает. Инструкции не усваивает. Пытается взять в руки нарисованную фигуру. Деревянные фигуры ставит между нарисованными. Визуальный показ
61
инструкции игнорирует. На критику и исправление ошибок реагирует криком и плачем, однако быстро переключается и успокаивается. Внимание неустойчивое. Речи нет, только отдельные звуки. Эмоциональный фон нестабильный. Преобладающее настроение - плаксивость. Сенсорная дезинтеграция. Состояние мелкой моторики не соответствует возрастной норме. В обследовании не мотивирована. Испытывает трудности в понимании величины, формы и объёма предметов. Социальное, когнитивное и двигательное развитие не соответствует возрастной норме.
4. М., 5 лет. Врождённая гидроцефалия, эпилепсия. 1 А / 2 А / 3 - / 4 В / 5 Б / 6 - / 7 - Зрительный контакт слабый, скользящий. Отмечается горизонтальный нистагм. Инструкции усваивает частично, требуется упрощение и визуальный показ. При выполнении 3 задания проигнорировал 3 фигуры с левой стороны (считал, что уже всё закончил). Внимание неустойчивое. Медлителен. Эмоциональный фон ровный. Преобладающее настроение - спокойный. Состояние крупной и мелкой моторики не соответствует возрастной норме. Парез левой руки. При выполнении заданий 3 и 6 испытывал трудности из-за количества предлагаемых фигур, заметно «терялся», когда видел их много. Собирал только часть из них, остальные - игнорировал до тех пор, пока не корректировал психолог. На критику и замечания со стороны психолога обижался, отказывался выполнять задания. Необходима долгая стимуляция для того, чтобы у него появилось желание продолжить выполнять задания. В обследовании слабо мотивирован.
5. Ж., 3,5 года. Диагноза нет. 1 А / 2 А / 3 А / 4 А / 5 А / 6 Б / 7 В Зрительный контакт поддерживает охотно. Инструкции усваивает. Речь смазанная, слабо структурированная. На вопросы психолога отвечает односложно. Эмоциональный фон ровный. Преобладающее настроение - спокойное. Внимание устойчивое. Реакцией психолога интересуется, критику воспринимает. Мелкая и крупная моторика без особенностей. В обследовании мотивирована. Все предложенные задания были выполнены.
Анализ результатов.
На данном этапе, время выполнения этой методики не превышает 10 минут, однако уже может достаточно ярко показать специфические нарушения развития. Из пяти описанных испытуемых только последний, пятый, является условной нормой. Рассматривая особенности выполнения заданий, мы видим, что все задания выполнены верно, инструкции усваиваются, есть речь, эмоциональные реакции соответствуют ситуации обследования и ребёнок заинтересован во взаимодействии с психологом. Другие же испытуемые, имеющие различные диагнозы по психиатрии и неврологии показывают результаты хуже, чем условная норма, и их нарушения могут быть специфическими для определённых диагнозов. Подробной статистике будут посвящены последующие статьи.
Заключение.
Как уже было описано выше, это «сырой» вариант, которому необходимы значительные доработки. Автор выражает большую надежду на то, что в течение ближайших нескольких лет сможет издать статью с масштабным исследованием, создав чёткие шкалы, систему баллов, проверив валидность на выборке не менее 200 испытуемых и соотнеся данные этой методики с данными уже известных психодиагностических методик.
За свою многолетнюю историю о Танграме узнали множество стран и народов. Его успешно используют в разных целях, постоянно видоизменяя и совершенствуя. Представители разных профессий находят его для себя по-своему полезным, и клинические психологи тоже не стали исключением. Необходимо пробовать новое, чтобы иметь возможность двигаться дальше.
Список литературы
1. Аглиуллина Д.С. Дидактическая игра "Танграм" как средство пространственного мышления дошкольников / Д.С. Аглиуллина, Я.И. Мельниченко // Развитие современного образования: от теории к практике: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 23 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. С. 107-109.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник. М., 2009.
3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.В. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2019.
4. Лю Бэйфэнг. Китайские головоломки: любимые загадки императоров Поднебесной, оригинальная методика тестирования и развития интеллекта, сногсшибательные головоломки из Китая! / Лю Бэйфэнг ; Лю Бэйфэнг ; [пер. с англ. В. Штаерман]. Москва: Эксмо, 2006. 20 с. (Тренируй свой ум). ISBN 5699191011.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
6. Танграм // Занимательные головоломки. Де Агостини, 2012. № 5. С. 13—16.