Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ'

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова О.П.

Статья посвящена проблеме поиска эффективных методов применения игровой деятельности дошкольников, направленной на получение новых знаний и умений ориентироваться в пространстве. В качестве решения данного вопроса авторами предлагается использовать как традиционные, давно и успешно зарекомендовавшие себя игры, так и вновь появившиеся, но с условием, чтобы в них побочным продуктом выступали учебные результаты игровой деятельности дошкольников, а сами игры зависели от заложенного в неё учебного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL GAMES AS A MEANS OF FORMING PRESCHOOL CHILDREN'S SKILLS TO NAVIGATE IN SPACE

The article is devoted to the problem of finding effective methods of using preschool children's play activities aimed at obtaining new knowledge and skills to navigate in space. As a solution to this issue, the authors propose to use both traditional, long-established and successfully proven games, and newly appeared ones, but with the condition that the educational results of preschool children's play activities act as a by-product in them, and the games themselves depend on the educational content embedded in it.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ»

Внимание! Необходимо соотнести дату и день недели, учесть количество дней в месяце 7. В конце семестра преподаватель проверяет данные последних 3-х столбцов справа: данные «Всего дано»= «1 семестр», «Остаток 1 семест»=0, «Остаток год» = часам по УП во 2 семестре или «Всего» - «Всего дано» Этап № 3

Наименование этапа «Заключительный этап работы преподавателя» Исполнитель: преподаватель Время: до 10 минут

1.В конце семестра каждый преподаватель вносит данные по группам в сводную таблицу для сверки заместителю директора

© Гамова О.В., Гребцова Ю.А., 2021

УДК 373.2

Ежова О.П.

студентка V курса факультета педагогики и психологии Научный руководитель: Канбекова Р.В., д.п.н., проф.

СФ БашГУ г. Стерлитамак, РФ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска эффективных методов применения игровой деятельности дошкольников, направленной на получение новых знаний и умений ориентироваться в пространстве. В качестве решения данного вопроса авторами предлагается использовать как традиционные, давно и успешно зарекомендовавшие себя игры, так и вновь появившиеся, но с условием, чтобы в них побочным продуктом выступали учебные результаты игровой деятельности дошкольников, а сами игры зависели от заложенного в неё учебного содержания.

Ключевые слова:

игра; игровая деятельность дошкольников; примеры развивающих игр.

O.P. Yezhova

fifth-year student of the Faculty of Pedagogy and Psychology

ezhovaolga1974@ gmail.com Scientific hands: R.V. Kanbekova, doctor of Medical Sciences, prof.

SF BASHGU Sterlitamak, Russia

EDUCATIONAL GAMES AS A MEANS OF FORMING PRESCHOOL CHILDREN'S SKILLS TO NAVIGATE IN SPACE

Annotation

The article is devoted to the problem of finding effective methods of using preschool children's play activities aimed at obtaining new knowledge and skills to navigate in space. As a solution to this issue, the authors propose to use both traditional, long-established and successfully proven games, and newly appeared ones, but with the condition that the educational results of preschool children's play activities act as a by-product in them, and the games themselves depend on the educational content embedded in it.

Keywords

Game; play activity of preschoolers; examples of educational games.

Свои первые знания об окружающем мире, предметах, их формах и размерах, о времени и пространстве дошкольник получает в игровой деятельности. Игра определяется как «непродуктивная деятельность, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе» [3, с. 22-27].

В игровой деятельности ребенок усваивает самые простые пространственные представления: справа, слева, вверху, внизу, в центре, над, под, между и другие. Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка в игровой деятельности и оказывает существенное влияние на его интеллектуальное развитие.

Развитие игровой деятельности на этапе дошкольного обучения и воспитания проходит ряд стадий. В раннем дошкольном возрасте преобладает предметная игра, в которой ребёнок воспроизводит действия с предметами непосредственно или по памяти, подражая взрослому. Затем на первый план выходит ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте - игра с правилами интеллектуального или спортивного типа с четко установленными правилами игрового поведения. Как особые виды выделяют режиссерскую (ребенок разыгрывает сюжет с использованием игрушек) и дидактическую игры [5, с. 167].

На этапе дошкольного образования необходимо подобрать такие игры посредством которых будут сформированы и развиты пространственные представления у ребенка на уровне, позволяющем не испытывать трудности на начальной школьной ступени образования.

Игры различают по целям, количеству участников, форме проведения. Применительно к образовательному процессу с учетом его структуры их, соответственно, можно условно разделить на три группы: дидактические (обучающие), развивающие, воспитывающие. С этой целью воспитатель детского сада уделяет пристальное внимание использованию, всех видов игр, наряду с развивающими играми, проводимыми в режимных моментах, использует дидактические (познавательные) игры, которые помогут сформировать у ребенка устойчивые навыки ориентирования в пространстве.

В настоящее время создано достаточно большое количество различных развивающих игр, описанных в методических пособиях. В основе организации и методики проведения лежат следующие основные принципы:

• принцип «от простого к сложному» (задания расположены в порядке возрастания их сложности)

• принцип «самостоятельно по способностям» (позволяет ребенку самостоятельно решать задачи, поднимаясь с каждым разом на новый уровень развития) [1; 2; 4].

В процессе реализации этих принципов создаются благоприятные условия, которые способствуют повышению у ребенка уровня самооценки и самоконтроля, а это в свою очередь имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей).

Педагоги дошкольных образовательных учреждений включают в режимные моменты развивающие игры, направленные на развитие пространственных и математических представлений.

Развивающие игры интересны не только своим занимательным замыслом, но вместе с тем и своей нарастающей сложностью. Увлекаясь, ребенок, не замечает того, что он учится. Преодолевая легкий этап игры и переходя к следующему, ребенок сталкивается с затруднениями, однако они не являются для него непосильными настолько, чтобы отпугнуть интерес к игре, но столь интересными, что способны перестроить его представления и включить в интеллектуальную познавательную деятельность. Развивающие игры расширяют, углубляют представления дошкольников об окружающем мире, закрепляют пространственные знания и умения.

Одними из таких являются игры Никитина. Каждая из игр представляет собой набор задач, которые ребенку необходимо решать с помощью кубиков или кирпичиков. Задачи даются ребенку в различной форме.

В ходе игры у детей задействуются наглядно-действенное мышление, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; развиваются способности комбинирования; зрительная память, чувство симметрии, воображение, улучшается самоконтроль, целеустремленность и усидчивость.

Другой вид игры «Кирпичики» развивает пространственное мышление, глазомер, внимательность, аналитико-синтетическое мышление, точность, аккуратность. Данная игра будет полезна дошкольникам, начиная с 4-5 лет.

«Уникуб» Никитина - игра, развивающая пространственное и математическое мышление, логику

и сообразительность. В «Уникуб» можно играть детям, начиная с 3 - 4 лет.

Игра состоит из 27 деревянных кубиков, окрашенных по-разному в три цвета: красный, желтый и синий, и 60-ти оригинальных заданий. Сложность заданий увеличивается постепенно. Сначала ребенок собирает модели, ориентируясь только на их внешнюю расцветку, затем появляются задания, где надо учитывать и то, что «внутри» модели, и наконец, ребёнку приходится ставить каждый кубик, ориентируясь на его окраску со всех 6-ти сторон. Принцип «от простого к сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого, и самим проверять правильность решения. Главное назначение этих игр в том, что они вводят малыша в мир двухмерного и трехмерного пространства. Игры с кубиками Никитина оказывают эффективное влияние на развитие математического мышления детей, что позволяет им в будущем легче овладевать алгеброй, геометрией, черчением и другими точными науками.

Успешной предматематической подготовке дошкольников также помогают игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Ярким примером таких игр является «Танграм».

Танграм - это головоломка, состоящая из семи плоских фигур. Их складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны накладываться друг на друга.

Выполнением заданий в данной игре дети занимаются, начиная от простых к сложным. Вначале ребенок собирает фигуры животных, человека и другие по изображениям на карточках, причем на схематичных рисунках имеются и внутренние, и внешние границы используемых деталей. После того, как ребенок освоится и будет хорошо справляться, можно предложить ему составить фигуры по изображениям, которые имеют лишь внешние границы деталей. Ребенку самому необходимо будет решать, как и какие детали расположить на плоскости, чтобы собрать нужное изображение. Помимо прочего данная игра, позволяет ребенку проявлять творчество и самому придумывать новые фигуры.

Сравнительно недавно, вошедшая в обиход методической практики, игра «Танграм», способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции наглядно-образного мышления, пространственного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, комбинаторных способностей.

Одной из лучших игр, которая появилась в методической литературе в последнее время, является игра «Катамино», позволяющая ознакомиться с основами геометрии, тренирующая находчивость, логическое и пространственное мышление, смекалку [2].

Суть игры заключается в том, чтобы заполнить поле определенной площади при помощи различных объемных фигур (пентамино). Всего в игре 12 различных по форме пентамино и большое количество уровней сложности. Размер игрового поля, который нужно заполнить фигурами, регулируется ограничителем. На поле есть деления от 3 до 12, именно в эти позиции и ставится ограничитель. На первом уровне сложности ограничитель ставится в позицию три. Получившуюся при этом площадь ребенку необходимо полностью заполнить тремя фигурами. Если ограничитель стоит в 4 позиции, значит поле заполняется четырьмя различными фигурами. Все возможные комбинации фигур указаны в брошюре с заданиями. Помимо всего прочего ребенок может строить по схемам при помощи пентамино и различные объемные лесенки, домики, башенки, стены, фигуры животных и так далее. Вариаций игры огромное множество.

Еще одной игрой, которая стала популярной, является игра «Застенчивый кролик» [7]. Она знакомит ребенка с такими понятиями, как "выше", "ниже", "внутри", "снаружи" и так далее. Игра развивает концентрацию, речевые функции, логику, пространственное мышление, а также вырабатывает навык решения проблем.

В состав игры входят 3 деревянных блока, деревянная фигурка кролика, карточки с заданиями. Чтобы справиться с заданием, ребенку требуется расположить объемные детали головоломки таким образом, чтобы решить одну из поставленных задач на карточке. Игра построена по принципу «от

простого к сложному», начиная с первых самых лёгких заданий ребёнок втягивается в игру и ему нравится, что он может самостоятельно построить заданную конструкцию.

Таким образом, в дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное пространственное мышление и самостоятельное решение проблем.

Решение разного рода задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе развивающих игр и упражнений дети овладевают умением ориентироваться в пространстве самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением развивающей игры, приводящих в конечном результате к решению образовательных задач. Систематическое упражнение в использовании развивающих игр активизирует умственную деятельность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Список использованной литературы:

1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.

2. Зайцев А. А. Катамино - что это? / А. А. Зайцев, М. Л. Сайфиуллина. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 10 (30). - С. 50-55. - URL: https://moluch.ru/young/archive/30/1778/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Миронов А.В. Игра - средство реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. 2013. №12. С. 22-27

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. -3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990. -160 с.

5. Современный психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.; СПб, 2000.

6.Развивающие игры Никитиных из первых рук: сайт. - URL: https://igrynikitinyh.ru/?yclid=580817065611362303 (дата обращения 01.12.2021) - Текст: электронный.

7. Чиркова Е.В. Игровая деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Астрахань: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж», 2015. - 76 с.

© Ежова О.П., 2021

УДК37

Журбенко В.Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29 Гредасова Е.М. Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК - НАШЕ БУДУЩЕЕ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОУ)

Здоровая нация - крепкое государство. Здоровая нация является безусловным признаком сильного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.