Научная статья на тему 'Игры с геометрическим содержанием на уроках математики в начальной школе'

Игры с геометрическим содержанием на уроках математики в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / КУБИК РУБИКА / СПИРОГРАФ / "ТАНГРАМ" / "КОЛУМБОВО ЯЙЦО" / "ПЕНТАМИНО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянчикова Наталья Сергеевна, Абушаева Зоя Михайловна

В настоящей статье рассматриваются виды математических головоломок и игр, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворянчикова Наталья Сергеевна, Абушаева Зоя Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игры с геометрическим содержанием на уроках математики в начальной школе»

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дворянчикова Наталья Сергеевна, Абушаева Зоя Михайловна, Саратовский государственный университет, г. Саратов

E- mail: natalya-dvoryanchikova@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются виды математических головоломок и игр, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: дидактическая игра, кубик Рубика, спирограф, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино».

Урок математики - один из самых любимых и увлекательных предметов в начальной школе. Ежедневно, решая примеры, задачи, неравенства и уравнения школьники знакомятся с новыми способами «нахождения ответа», что, безусловно, повышает интерес к данной науке. Однако пик активности на подобных уроках приходится на самое начало, как правило, к концу урока дети устают и теряют интерес. Для того, что вовлечь детей в мир познания, необходим творческий подход самого учителя к любимому делу. Безусловно, выбор новых методик и форм работы, подбор увлекательных и нестандартных заданий, оказывает должное влияние на повышение уровня заинтересованности к предмету, но главным все же остается использование игровой деятельности, которая еще совсем недавно являлась для ребенка ведущим видом деятельности.

О важности использования на уроках элементов занимательности посредством игры, говорил один из великих отечественных педагогов -Константин Дмитриевич Ушинский, считая, что именно игровая деятельность обеспечивает более продуктивный процесс познания.

Роль педагогической, или, как ее еще принято называть, дидактической игры, которая, выступает не способом «доставить удовольствие» ребенку, а средством воспитания и обучения велика. В отличие от игры вообще,

Е 1ЕС ТН К НА УК! 1

И ТВОРЧЕСТВА

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

дидактическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который соответствует выбранной цели, сама же игра характеризуется учебно-познавательной направленностью. Она может быть использована учителем на различном этапе уроке, ее выбор и проведение зависит от поставленной цели и предполагаемого результата, однако, на первый план следует выдвигать математическую сторону ее содержания. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании у них математического интереса.

Проблемами включения игровой деятельности в учебный процесс активно занимался ученый и педагог 20 века - С. А. Шмаков. В своих работах он выделил четыре главные черты, присущие большинству игр [1]:

- свободная развивающая деятельность, совершаемая ради получения удовольствия не только от результата, но и от самого процесса;

- творческий, импровизационный, активный характер этой деятельности;

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция;

- наличие прямых или косвенных правил, раскрывающих содержание игры, последовательность ее развития. •

Изучению геометрического материала в начальной школе отводится значительное место и изучается в течение всего периода обучения на этой ступени. Однако, как правило, отдельные вопросы, относящиеся к теме, не выделяются в отдельные блоки, а переплетаются с изучением арифметического материала. Именно поэтому игры с геометрическим содержанием так важны на уроках математики.

Одной из самых популярных игр является «Магический кубик», или, «Кубик Рубика», изобретенный в 1974 году Эрне Рубиком. Это механическая головоломка, представленная в форме куба, грани которого способны вращаться. Каждая из шести граней состоит из девяти квадратов и окрашена в один из шести цветов, расположенных парами друг напротив друга: красный — оранжевый, белый — жёлтый, синий — зелёный. Повороты граней позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача игрока - «собрать кубик Рубика»: поворачивая грани куба, так, чтобы каждая из граней состояла из квадратов одного цвета. Занятия с данной игрой развивает логику, интуицию, внимание, память, пространственное мышление и моторику рук, формируют навыки решения сложных нестандартных задач [2].

Среди следующих, не менее популярных и интересных игр - спирограф. Не смотря на то, что, первоначально спирограф был создан для других целей, а именно помощи в разработке взрывателя для авиабомб, он удерживал «позицию» лучшей обучающей игрушки мира четыре года подряд (1965 - 1969). Спирограф представляет собой пластмассовую пластину с вырезанными кругами

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

разных диаметров и набора «колёс» меньшего диаметра с отверстиями внутри, для предотвращения проскальзывания края кругов и колёс зубчатые. Метод использования: прикладываем пласт ину к лист у бумаги, внут рь выбранного кругового отверстия помещаем одно из зубчатых «колёс», в отверстие которого вставляем шариковую ручку или карандаш, легким нажимом на пишущий инструмент приводим «колесо» в движение. Для получения кривой новой формы вместо круга могут быть использованы фигуры другой формы: треугольники, овалы или одновременное их сочетание. Использование спирографа развивает мелкую моторику, координацию движений и подготавливает руку к письму, способствует улучшению почерка.

Рис. 1. Примеры картинок, полученных с помощью спирографа.

Не менее популярна - китайская игра - головоломка «Танграм». Она состоит из семи плоских фигур (1 квадрат, 1 параллелограмм, 5 прямоугольных треугольников), которые складывают определённым образом для получения более сложной фигуры (представлена в виде силуэта или внешнего контура), изображающей человека, животного или цифру и т.д. При решении головоломки необходимо соблюдать два условия: все семь фигур должны быть использованы и не должны накладываться друг на друга. Данная головоломка способствует развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей [3].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Близка к игре «Танграм» - головоломка «Колумбово яйцо», в которой детям предлагается из десяти геометрических фигур, составляющих плоскую фигуру в виде яйца, построить различные изображения. На начальных этапах можно предложить учащимся просто разобрать и собрать яйцо, для дальнейшей работы с головоломкой стоит приложить инструкцию. Из набора фигур ребята создают не только осмысленные схематические фигурки, но и строят узоры или орнаменты. Кроме работы по инструкции, ребенок может проявить креативность, изобретая новые фигуры. Игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности. Это очень полезное занятие для развития смекалки, фантазии, комбинаторских способностей, мышления [4].

Последняя, рассмотренная нами игра «Пентамино» - головоломка, элементы которой требуется укладывать в прямоугольник или другие формы. Элементы этой игры - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают (рис.4). Эта головоломка позволяет не только «складывать» ее элементы в прямоугольник, но и создавать различные фигуры. Именно эта игра является родоначальником современного «Тетриса» [5].

Использование игровой деятельности на уроке делает процесс обучения интересным и занимательным. Дети с удовольствием выполняют задания учителя, которые, в первую очередь, направлены на решение образовательных целей. Игровой материал, в частности, приведенные нами игры - головоломки, развивают логическое мышление, внимание и память. В результате школьники овладевают такими операциями, как анализ, синтез, классификация и обобщение.

Литература:

1. Шмаков С.А., Учимся, играя / С.А. Шмаков. М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.

2. Дубровский В.Н., Калинин А.Т., Математические головоломки / В.Н. Дубровский, А.Т. Калинин. М.: Знание, 1990. - 152 с.

3. Драко, М. Игры-головоломки: Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.

4. Драко, М. Игры-головоломки: Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.

5. Драко, М. Игры-головоломки: Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.