Белоусова Л.В.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,
МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 «Солнышко» «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЦЕНТРА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ФГОС»
Аннотация
В статье представлены организационные условия с учетом ФГОС для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.
Ключевые слова: сензитивный период, дидактические игры, центр занимательной математики.
Keywords: Sensitivnyj period, didactic games, entertaining Center of mathematics.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей. И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Основной неотъемлемой частью по развитию умственных способностей дошкольников являются игры. «Без игры нет и не, может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающие огоньки пытливости и любознательности»,- писал В.А.Сухамлинский [6, 121]. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия - "Центр занимательной математики".
Центр занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
"Центр" - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности,
когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду [9, 15].
Задачи "Центра занимательной математики":
1. Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Созданию центра предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В центре помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы"; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из
специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
Организуя центр занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в центр такие игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх "Танграм", "Волшебный круг", "Кубики для всех" и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом. Художественное оформление центра должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация центра осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в центре занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в центре педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и
нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Материал представленный в центре является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и занимательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.
Список литературы
1. Ш.А. Амонашвили - В школу - с шести лет. М., 2002.
2. Н.Б. Аникеева - Воспитание игрой. М., 1987.
3. Л.С. Выготский - Педагогическая психология. М., 1991.
4. В.Г. Коваленко - Дидактические игры на уроках математики. М., 2000.
5. З.А. Михайлова З.А., Э.Н. Иоффе - Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. М., 2001.
6. С.Л. Новосёлова - Игра дошкольника. М., 1999.
7. М.Н. Перова - Дидактические игры и упражнения по математике. М., 1996.
8. В.А. Сухомлинский - О воспитании. М., 1985.
9. Л.Ф. Тихоморова - Развитие логического мышления детей. СП., 2004.