Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими
склонность к математике
Кулагина Ольга Евгеньевна, Аксёнова Ольга Ивановна
МБДОУ детский сад №30 "Гвоздичка" г. Саров
Ключевые слова:
дошкольное воспитание, математика, детская одарённость, склонность к математике
Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. В настоящее время разработаны и введены в действие: Закон РФ "Об образовании" (от 29.12.2012г., №273-ФЗ), ФГОС ДО (от 17.10.2013г.№1155), которые нацелены на развитие и поддержку детской инициативы, создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Под "одаренностью" ребенка - дошкольника, понимается более высокая, чем у его сверстников, восприимчивость к обучению. В отечественной психологии этому вопросу уделяли внимание С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер и др.
Исследователи-психологи утверждают, что гениальных детей единицы, однако, при этом -99% обладает нормальной одаренностью. Проблемам интеллектуальной одаренности придается особое значение, так как в школьном обучении именно интеллектуальное развитие ребенка является приоритетным. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений.Из опыта работы отмечаем, что в группе всегда есть дети, которые проявляют интерес к математической деятельности. В связи с этим определили цель- оказать поддержку математически мотивированным детям в самораскрытии и развитии их способностей.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
• выявление детей, имеющих склонность к математике;
• создание условий для оптимального развития детей с математическими способностями;
• установление тесного сотрудничества с родителями и вовлечение их в работу с детьми.
Выявление детей, имеющих склонность к математике, началось с наблюдения за воспитанниками во всех видах деятельности, это позволило получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности детей. Однако в ходе наблюдения за детьми трудно избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому совместно с педагогом-психологом было проведено анкетирование родителей и индивидуальное обследование детей при помощи методики Дж. Равена.
Полученная информация помогла наметить систему предстоящей работы с детьми по следующим направлениям:
• определение форм и методов образовательной работы;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
• взаимодействие с семьей.
В организации образовательного процесса мы используем принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Детям, имеющим высокий уровень развития интеллектуальных способностей, предлагаем усложненные варианты заданий, используем задания повышенной сложности, такие как: зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации
(требующие умозаключений, построенные на основе логических схем), задачи (на поиск недостающей фигуры, логические), игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
В занятия по математике включаем различные методы активизации детей - моделирование (планы, модели времен года, месяцев, модель часов), игры с элементами ТРИЗ.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми является развитие логического мышления, формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы. Для этого применяем различные виды занимательного материала:
• игры на моделирование плоских или объемных фигур;
• наглядные логические задачи;
• занимательные вопросы, задачи-шутки;
• задачи-головоломки.
Помимо НОД, дидактические и развивающие игры математическог характера применяются в свободной игровой, совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.
Положительное эмоциональное отношение вызывают мероприятия досугового характера ("Путешествие в страну Математики", "Торопись , да не ошибись" и др.). В их содержание включаем занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов.
Большое значение занимает организация дополнительного образования, которое реализуется через кружки-студии интеллектуальной направленности в образовательных учреждениях города и ДОУ. Кружковая работа способствует целостности образовательного процесса и дальнейшему развитию математических способностей. В рамках кружка "Заниматика" используются развивающие игры В.В. Воскобовича, Никитина, блоки Дьенеша, в которых заложен творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Мы всегда готовы поддержать детскую инициативу, и изменить ход занятия в соответствии с ней.Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи. В качестве средств обучения воспитанников, преимущественно используем наглядные модели. Задания распределяем с учетом возможностей и интересов детей, в игровой привлекательной форме.
Одним из факторов развития одарённости является РППС. В группе организован уголок "Удивительная математика", где собраны дидактические игры, пособия. Особый интерес представляют игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математический планшет "Геоконт", кубики Никитина, а так же шашки, шахматы. В процессе игры дети, незаметно для себя, считают, складывают, решают разного рода логические задачи.
Важное значение в работе с одаренными детьми, имеет организация сотрудничества с их родителями. Наиболее эффективной формой считаем практикумы. Во время практических занятий родители научились использовать подручные материалы, организовывать дома с детьми математические игры.
Традиционно весной проводится "Математический КВН"- досуг, на котором дети, соревнуясь с родителями, демонстрируют свои математические достижения.
Родители заинтересованы и активны в развитии своих детей и с желанием выполняют предлагаемые математические упражнения, решают и составляют вместе с детьми ребусы и загадки, сочиняют математические сказки.
Подтверждением эффективности работы служит:
• ярко выраженная заинтересованность детей данным видом деятельности;
• самостоятельность при выполнении практических действий; у детей повысилась концентрация внимания, в проблемных ситуациях анализируют, сопоставляют, быстро находят правильное решение;
• участие детей в интеллектуальных конкурсах;
• посещение детьми студий и кружков дополнительного образования.
Таким образом, система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, помогает обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.
Список литературы:
1.Апресова А., Гордова Н., Сидорчук Т. 2010. Окно в школьный мир. Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ). - М.: АРКТИ, с.232.
2.Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е., 2010. Как научить дошкольника правильно думать. -М.: АРКТИ, с.152.
3.Бритвина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста. http://nsportal.ru/detkii-sad/raznoe/psihologo-pedaqoqichesckoe-soprovozhdenie-intellektualno-odaryonnyh-detey/
4.Венгер Л.А. 1989. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн.для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говоровва и др./под общ.ред. Л.А. Венгера. - М.:"Просвещение".
5.Касабуцкий Н.Н. 1991. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей/Н.Н. Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра.-М.: "Просвещение".
6.Короткова Н.А. 2008. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду//Ребенок в детском саду.-№5.-с.2-5.
7.Короткова Н.А. 2008. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду//Ребенок в детском саду. - №6. - с.2-9.
8.Короткова Н.А., Нежнов П.Г. 2005. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников//Ребенок в детском саду. - №4. - с.7-16.