Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МАТЕМАТИКИ'

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / УРОК МАТЕМАТИКИ / ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ / ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ И ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИГРЫ НА БЫСТРЫЙ СЧЕТ / ПЕРЕКРАИВАНИЕ ФИГУР / ГОЛОВОЛОМКИ / СОСТАВЛЕНИЕ ПАРКЕТОВ / МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиманский Николай Николаевич, Астафенко Ирина Борисовна, Бондарева Мария Алексеевна

В данной статье представлены математические игры, задачи и упражнения, направленные на развитие различных навыков обучающихся, которые можно использовать на уроках математики с целью развития познавательного интереса, коммуникативных компетенций, формирования метапредметных навыков обучающихся (логического мышления, вычислительных навыков и др.). Авторы статьи знакомят читателей с несколькими наиболее простыми играми, которые развивают и формируют различные навыки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиманский Николай Николаевич, Астафенко Ирина Борисовна, Бондарева Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATH GAMES AS A WAY TO DEVELOP MATH SKILLS

This article presents mathematical games, tasks and exercises aimed at developing various skills of students, which can be used in mathematics lessons in order to develop cognitive interest, communicative competencies, and form students' meta-subject skills (logical thinking, computational skills, etc.). The authors of the article acquaint readers with several of the most simple games that develop and form various skills of students in the classroom and in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МАТЕМАТИКИ»

Анализ активности использования онлайн-поддержки дисциплин в университете осуществляет центр цифровой трансформации образования.

К 2024 году все преподаваемые в университет дисциплины должны быть 100% обеспечены онлайн - поддержкой. Новые дисциплины - со 2 года преподавания.

Все обучающиеся должны получить доступ к онлайн-поддержке с помощью единой точки входа - LMS Moodle (do.ulspu.ru), сам контент поддержки может располагаться как в LMS Moodle, так и других LMS, например, Google classroom.

До начала нового семестра кафедры подают сведения в центр цифровой трансформации образования в виде таблицы: количество дисциплин, уже имеющих поддержку; количество дисциплин, планируемых к созданию поддержки в предстоящем семестре; процент от общего числа.

Центр цифровой трансформации образования осуществляет сбор и обработку полученных сведений и выборочную проверку соблюдения настоящих правил, а также осуществляет мониторинг активности преподавателей.

Ожидаемый результат от внедрения онлайн-поддержки преподаваемых дисциплин - повышение эффективности образовательного процесса посредством обеспечения непрерывного доступа учащегося к учебным материалам, взаимодействия участников образовательных отношений.

Список литературы /References

1. Масина О.А., Каренин А.А. Образовательный процесс вуза: педагогические условия использования мобильных технологий // Наука Online, 2019. № 1 (6). С. 113-125.

2. Петрищев И.О. Методологические аспекты цифрового обучения в условиях модернизации образования // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. Монография. Ялта, 2020. С. 137-140.

3. Селиверстова Е.В., Хохулина М.С., Аленова А.Н. Преимущества реализации смешанного обучения в дополнительном образовании детей // В сборнике: Траектории взаимодействия в развитии цифровых навыков. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции, 2020. С. 159-162.

4. Фёдорова Е.А. Цифровая грамотность как ключевая компетенция будущего // Наука Online, 2019. № 2 (7). С. 77-81.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МАТЕМАТИКИ

12 3

Шиманский Н.Н. , Астафенко И.Б. , Бондарева М.А. Email: Shimansky6115@scientifictext.ru

1Шиманский Николай Николаевич - учитель математики; 2Астафенко Ирина Борисовна - учитель математики; 3Бондарева Мария Алексеевна - учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье представлены математические игры, задачи и упражнения, направленные на развитие различных навыков обучающихся, которые можно использовать на уроках математики с целью развития познавательного интереса, коммуникативных компетенций, формирования метапредметных навыков обучающихся (логического мышления, вычислительных навыков и др.). Авторы

статьи знакомят читателей с несколькими наиболее простыми играми, которые развивают и формируют различные навыки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: математика, математические игры, урок математики, шахматные задачи, математические путешествия, игры на плоскостное и объемное моделирование, игры на быстрый счет, перекраивание фигур, головоломки, составление паркетов, магические квадраты.

MATH GAMES AS A WAY TO DEVELOP MATH SKILLS Shimansky N.N.1, Astafenko I.B.2, Bondareva M.A.3

1Shimansky Nikolay Nikolaevich - Teacher of Mathematics;

2 Astafenko Irina Borisovna - Teacher of Mathematics;

3Bondareva Maria Alekseevna - Teacher of Mathematics, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102,

KRASNODAR

Abstract: this article presents mathematical games, tasks and exercises aimed at developing various skills of students, which can be used in mathematics lessons in order to develop cognitive interest, communicative competencies, and form students' meta-subject skills (logical thinking, computational skills, etc.). The authors of the article acquaint readers with several of the most simple games that develop and form various skills of students in the classroom and in extracurricular activities.

Keywords: mathematics, math games, math lesson, chess problems, math trips, plane and volumetric modeling games, fast counting games, reshaping figures, puzzles, parquetting, magic squares.

УДК 51-8

Математические игры, задачи и упражнения... В подобного рода играх можно найти различные способы решения примеров. Заметим, что некоторые примеры могут допускать множество решений. К примеру:

1) Шахматные задачи. «Задача о ходе коня». Задача о нахождении маршрута шахматного коня (рис. 1), проходящего через все поля доски по одному разу. Многие известные математики такие, как Леонард Эйлер, К.Я. Яниш и А.Т. Вандермонд, создали свои методы для решения этой задачи. Причем количество ходов конем существует неисчисляемое множество.

22 1| 36 53 20 13 38 Ш

35 54 21 12 37 52 17 14

10 23 56 33 16 19 50 39

55 34 09 24 49 40 15 18

26 07 48 57 32 01 42 63

47 58 25 08 41 62

06 27 60 45 04 29 ш 43

59 46 05 28 61 44 03 30

Рис. 1. Задача о ходе коня

Вообще, все математические задачи, связанные с шахматами, направлены на развитие логики, абстрактного мышления, построение алгоритмов и т.п. Не зря математики столетиями придумывали такие игры, как «Неповоротливая ладья» (рис. 2), «Ферзь-часовой» (рис. 3) и др. [1].

Рис. 2. Неповоротливая ладья

Рис. 3. Ферзь-часовой

2) Математические путешествия. Данные игры позволяют ребенку проявить свои навыки в различных областях математики, т.к. подобные игры часто содержат в себе задания из алгебры, логики и геометрии, что помогает развивать дедуктивные, вычислительные и логические способности, а также внимательность, смекалку и креативность в решении примеров [2].

3) Игры на плоскостное и объемное моделирование. Данные игры больше ориентированы на дошкольное образование. С помощью этих игр решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

При плоскостном моделировании картинка разделена на несколько частей. Задача ребенка - собрать из частей правильное изображение. Игра учит таким понятиям как «анализ» и «синтез». К подобным играм относятся: «Колумбово яйцо» (рис. 4), «Квадрат Пифагора» (рис. 5) и др.

Рис. 4. Колумбово яйцо

Рис. 5. Квадрат Пифагора

Игры на объемное моделирование (рис. 6) помогают развивать у ребенка пространственное воображение, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

Рис. 6. Объемное моделирование

Помимо подобного рода игр популярны и такие, как:

Игры на «быстрый счет». Люди придумали множество методик для упрощения устных вычислений. Эффективной, проверенной методикой быстрого счёта в уме является ментальная арифметика. Ментальная арифметика за счет визуализации математических примеров на абакусе гармонично развивает два полушария головного мозга. У детей после изучения ментальной арифметики развивается память, образное мышление, концентрация внимания, усидчивость. Они умеют анализировать, сделать правильный вывод и найти нестандартный подход к решению любой задачи [3, 4].

Перекраивание фигур. Сегодня задачи на перекраивание фигур (рис. 7) встречаются на математических факультативах и кружках, в олимпиадных заданиях, в основном в 5-8 классах, в доказательствах некоторых теорем.

л® 0ЯЯ

■0™ Н-Я

Рис. 7. Перекраивание фигур

При решении задач на перекраивание необходимы смекалка, геометрическое воображение и достаточно простые геометрические сведения. Игры на перекраивание фигур бывают на разделение (разрезание) фигур, чтобы потом составить из них другую, например, квадрат или треугольник.

Также бывают такие головоломки «Танграм» и «Пентамино». «Танграм» -представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом, из которых можно сложить огромное количество фигур. «Пентамино» - набор из 12 фигур, каждая из которых состоит из 5 квадратов. Самая распространённая задача о пентамино — сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник.

Хотелось бы отметить игры, которые имеют различные решения. Один из примеров - это «Составление паркетов» (рис. 8). Например, «Составление паркетов» - это увлекательное развлечение с геометрическими фигурами. Суть игры состоит в том, чтобы покрыть плоскость (паркет) фигурами одного или нескольких видов. Самый обычный и знакомый паркет - клетчатая бумага, также есть плоскость, которая состоит из правильных треугольников, соединяя которые можно получить множество различных «случайных» паркетов [4].

Рис. 8. Составление паркетов

Также игра в «Магические квадраты» (рис. 9) многогранна тем, что с помощью квадратов можно составлять всякие симметричные фигуры, строить красивые узоры или решать примеры так, чтобы по горизонтали, вертикали и диагонали был одинаковый результат. «Магические квадраты» могут вызвать интерес не только у любителей математики, но и равнодушных к ней людей [5].

Рис. 9. Магические квадраты

Большинство игр ориентировано на детей от дошкольного возраста до 5 - 6 классов. Обусловлено это тем, что сухой теоретический и практический материалы скучнее, чем игра. Игровой процесс позволяет увлечь детей и погрузить их в мир математики. С помощью этого они легко и быстро научатся применять изученные навыки на практике. Игры позволяют проявить ребенку такие качества личности, как: честность, смелость, находчивость, остроумие, смекалку и т.д. Также игры способствуют выработке остроты и логичности мысли, вырабатывают чувство дисциплины, так как любая игра проводится по определенным правилам.

В заключение подчеркнем, что чем раньше ребенок начинает играть в развивающие игры, тем раньше у него формируются не только математические навыки, но и проявляются разные стороны личности. Его ум становится более гибким, острым. Впоследствии ребенку становится проще овладеть новым материалом на уроках математики и подойти к его изучению с разных, удобных для него сторон.

Список литературы /References

1. Гик Е.Я. Математика на шахматной доске. М.: Наука, 1976. 178 с. (Научно-популярная серия).

2. Конфорович А.Г., Сорока Н.А. Дорогами Уникурсалии: Математические путешествия. Веселка, 1981. 273 с.

3. Михайлова З.А., Носова Е.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.