Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ'

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА / ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ / ПЛОСКОЕ И ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MATH GAME / CHESS PROBLEMS / MATH JOURNEYS / PLANE AND VOLUMETRIC MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штепа Мария Александровна

В статье описаны игры, способствующие развитию вычислительных навыков, логического мышления, применения математических знаний в нестандартных ситуациях. Эти игры направлены на развитие командной работы и творческого мышления. Статья посвящена описанию математических игр как одной из форм внеклассной работы по математике. В ней приводится анализ понятия «математическая игра»; даются различные классификации игр, обосновывается необходимость включения математических игр в процесс обучения математике. Приводятся правила наиболее популярных из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATH GAMES AS A WAY TO DEVELOP MATH SKILLS

The article describes games that contribute to the development of computational skills, logical thinking, and the application of mathematical knowledge in non-standard situations. These games are aimed at developing teamwork and creative thinking. The article describes the mathematical games as a form of extra-curricular activities in mathematics. It analyzes the concept of "mathematical game"; gives various classifications of games, justifies the need to include mathematical games in the process of teaching mathematics. The rules of the most popular ones are given.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Штепа М.А. Email: Shtepa6101@scientifictext.ru

Штепа Мария Александровна - учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в статье описаны игры, способствующие развитию вычислительных навыков, логического мышления, применения математических знаний в нестандартных ситуациях. Эти игры направлены на развитие командной работы и творческого мышления. Статья посвящена описанию математических игр как одной из форм внеклассной работы по математике. В ней приводится анализ понятия «математическая игра»; даются различные классификации игр, обосновывается необходимость включения математических игр в процесс обучения математике. Приводятся правила наиболее популярных из них.

Ключевые слова: математическая игра, шахматные задачи, математические путешествия, плоское и объемное моделирование.

MATH GAMES AS A WAY TO DEVELOP MATH SKILLS

Shtepa M.A.

Shtepa Maria Alexandrovna - Teacher of Mathematics, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR

Abstract: the article describes games that contribute to the development of computational skills, logical thinking, and the application of mathematical knowledge in non-standard situations. These games are aimed at developing teamwork and creative thinking. The article describes the mathematical games as a form of extra-curricular activities in mathematics. It analyzes the concept of "mathematical game"; gives various classifications of games, justifies the need to include mathematical games in the process of teaching mathematics. The rules of the most popular ones are given.

Keywords: math game, chess problems, math journeys, plane and volumetric modeling.

УДК 372.881.111.1

В данной статье будут представлены некоторые математические игры, направленные на развитие математических навыков ребенка. В подобного рода играх можно найти различные способы решения примеров. Заметим, что некоторые примеры могут допускать множество решений. К примеру:

1). Шахматные задачи. «Задача о ходе коня». Задача о нахождении маршрута шахматного коня (рис. 1), проходящего через все поля доски по одному разу. Многие известные математики такие, как Леонард Эйлер, К. Я. Яниш и А. Т. Вандермонд, создали свои методы для решения этой задачи. Причем количество ходов конем существует неисчисляемое множество.

22 11 36 63 20 13 38 61

36 54 21 12 37 52 17 14

10 23 56 33 16 19 50 39

65 34 09 24 49 40 16 18

26 07 48 67 32 42 63

47 58 25 08 41 62 31

06 27 60 46 04 29 % 43

№ 46 06 28 61 44 30

Рис. 1. Задача о ходе коня

Вообще, все математические задачи, связанные с шахматами, направлены на развитие логики, абстрактного мышления, построению алгоритмов и т.п. Не зря математики столетиями придумывали такие игры, как «Неповоротливая ладья» (рис. 2), «Ферзь-часовой» (рис. 3) и др. [1]

Рис. 2. Неповоротливая ладья

Рис. 3. Ферзь-часовой

2) Математические путешествия. Данные игры позволяют ребенку проявить свои навыки в различных областях математики, т. к. подобные игры часто содержат в себе задания из алгебры, логики и геометрии, что помогает развивать дедуктивные, вычислительные и логические способности, а также внимательность, смекалку и креативность в решении примеров [2].

3) Игры на плоскостное и объемное моделирование. Данные игры больше ориентированы на дошкольное образование. С помощью этих игр решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

При плоскостном моделировании картинка разделена на несколько частей. Задача ребенка - собрать из частей правильное изображение. Игра учит таким понятиям как «анализ» и «синтез». К подобным играм относятся: «Колумбово яйцо» (рис. 4), «Квадрат Пифагора» (рис. 5) и др.

Рис. 5. Квадрат Пифагора

Игры на объемное моделирование (рис. 6) помогают развивать у ребенка пространственное воображение, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

Рис. 6. Объемное моделирование Помимо подобного рода игр популярны и такие, как:

Игры на «быстрый счет». Люди придумали множество методик для упрощения устных вычислений. Эффективной, проверенной методикой быстрого счёта в уме является ментальная арифметика. Ментальная арифметика за счет визуализации

математических примеров на абакусе гармонично развивает два полушария головного мозга. У детей после изучения ментальной арифметики развивается память, образное мышление, концентрация внимания, усидчивость. Они умеют анализировать, сделать правильный вывод и найти нестандартный подход к решению любой задачи. [3, 4].

Перекраивание фигур. Сегодня задачи на перекраивание фигур (рис. 7) встречаются на математических факультативах и кружках, в олимпиадных заданиях, в основном в 5-8 классах, в доказательствах некоторых теорем.

Рис. 7. Перекраивание фигур

При решении задач на перекраивание необходимо: смекалка, геометрическое воображение и достаточно простые геометрические сведения. Игры на перекраивание фигур бывают на разделение (разрезание) фигур, чтобы потом составить из них другую фигуру.

Большинство игр ориентировано на детей от дошкольного возраста до 5-6 классов. Обусловлено это тем, что сухой теоретический и практический материалы скучнее, чем игра. Игровой процесс позволяет увлечь детей и погрузить их в мир математике. С помощью этого они легко и быстро научатся применять изученные навыки на практике. Игры позволяют проявить ребенку такие качества личности, как: честность, смелость, находчивость, остроумие, смекалку и т.д. Также игры способствуют выработке остроты и логичности мысли, вырабатывают чувству дисциплины, так как любая игра проводится по определенным правилам.

В заключение подчеркнем, что чем раньше ребенок начинает играть в развивающие игры, тем раньше у него вырабатываются не только математические, но и другие стороны личности. Его ум становится более гибким, острым. Впоследствии ребенку становится проще овладеть новым материалом и подойти к его изучению с разных, удобных для него сторон.

Список литературы /References

1. Гик Е.Я. Математика на шахматной доске. Москва: Наука, 1976. 178 с. (Научно-популярная серия).

2. Конфорович А.Г., Сорока Н.А. Дорогами Уникурсалии: Математические путешествия: Издательство: Веселка, 1981. 273 с.

3. Михайлова З.А, Носова Е.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста; Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт-Петербург, 2008.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://nellyfel-fd02b.firebaseapp.com/games/puzzles/ Методические разработки, развивающие игры/ (дата обращения: 23.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.