Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
225
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лунева Мария Александровна

Статья посвящена проблеме определения содержания профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими дискалькулией. Освещены современные научные представления о механизмах дискалькулии. Доказана важность оптимизации развития психических процессов, лежащих в основе формирования счёта и счётных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты последовательность, направления и содержание педагогической профилактики и коррекции дискалькулии у учащихся младшего школьного возраста. Приведены примеры заданий и игр, используемых в работе учителя-дефектолога; предложены рекомендации по подбору дидактического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICALISSUES OF PREVENTION AND DISKALKULIYA’S CORRECTION

Article is devoted to a problem of definition of the contents scheduled and the correctional developing maintenance with the children suffering from a diskalkuliya. Modern scientific ideas of diskalkuliya mechanisms are lit. Importance of optimization of development of the mental processes which are the cornerstone of formation of the account and calculating skills at children of preschool and younger school age is proved. The sequence, the directions and the content of pedagogical prevention and correction of a diskalkuliya at pupils of younger school age are opened. Examples of the tasks and games used in work of the teacher-speech pathologist are given; recommendations about selection of didactic material are offered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ»

УДК 376.1+ 372.851

М. Л. Лунева

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ

Механизмы, симптоматика и структура нарушений формирования счетных операций у детей являются предметом исследований таких научных дисциплин, как: нейропсихология, нейрофизиология, нейролингвистика, психология. Разработка и внедрение в педагогическую практику методов и приемов коррекционной работы по преодолению данных нарушений является актуальной задачей коррекционной (специальной) педагогики.

В настоящее время совокупность нарушений счетных операций и трудности формирования математических категорий у детей объединены понятием дискальку-лия. Дискалькулия — это специфическое нарушение формирования арифметических навыков, которое проявляется в следующем:

— непонимание смысла числа;

— трудности в автоматизации числового ряда;

— слабое усвоение состава числа;

— затруднение в овладении вычислительными операциями.

Эти проблемы проявляются в начале школьного обучения, но в их основе лежит несформирован-ность психических функций, ра-

боту над которыми важно начинать ещё в дошкольном возрасте.

При этом у детей с дискальку-лией сохраняется способность к выполнению различных операций мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Трудности ребенка носят избирательный характер и связаны непосредственно с усвоением числового материала.

Отечественные учёные, исследования которых посвящены проблемам диагностики и коррекции нарушений письменной речи (Т. В. Ахутина [1], Л. Б. Баряева [2], Р. И. Лалаева, А. Германовска [3], Н. А. Корнев [4],), в своих работах отмечают, что у детей с проявлениями дискалькулии диагностируется незрелость ряда психических функций, лежащих в основе формирования как языковых способностей, так и счетных операций.

К этим функциям относятся:

— пространственные представления;

— зрительно-моторная координация;

— оптико-пространственный гнозис;

— временные и количественные представления;

— пальцевый гнозо-праксис;

— слухо-речевая и зрительная память.

Логопеды активно занимаются развитием перечисленных процессов у детей с дисграфией и дислексией. Многие из них лежат и в основе дискалькулии. В нашей практике немало случаев, когда дети имеют целый комплекс нарушений формирования школьных навыков: чтения, письма и счёта. Поэтому в профилактике и коррекции важна комплексная работа разных специалистов: дефектоло-гов, логопедов, психологов.

Эффективность коррекционно-развивающей работы обеспечивает соблюдение таких принципов, как:

— деятельностный подход. Формирование предпосылок овладения математикой должно проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка, преимущественно, игровой, а также предметно-практической и учебной деятельности;

— активность, самостоятельность. Знания и умения могут быть усвоены лишь при активной, самостоятельной деятельности по выполнению определённой системы операций (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин [5]). Самостоятельные и целенаправленные поиски представляют собой единственный путь удержать внимание на сложной умственной деятельности, вызывают интерес и формируют мотивационно-волевую сферу ребёнка;

— дифференцированный подход. Процесс профилактики принципиально зависит от того, какие слабые звенья психического развития выявляются у ребенка и какова степень их нарушения. Корригирующие воздействия требуют индивидуального подхода в работе с ребёнком, оценки и контроля динамики его развития;

— сочетание предметно-практических и символико-моделирую-щих видов деятельности. Формирование счётных операций осуществляется по следующим стадиям: конкретные действия, их символический перевод. Формирование математических умений проходит следующий путь: понятие числа -► счётные операции решение задачи. При этом выделяются два основных понятия, которые создают базис для овладения числом: «сохранение» целого и «сериация» элементов. После того как ребёнок овладеет умением выполнять сериацию и понимать принцип «сохранения», можно приступать к символизации процесса вычислений (Р. И. Лалаева, А. Германовска [6]);

— опора на разные анализаторы и межанализаторные связи;

— поэтапное формирование умственных действий. На основе теории формирования умственных действий (П. Я. Гальперин [7]) выделяются следующие этапы формирования математических действий: материализованная форма,

основанная на восприятии и конкретных действиях; выполнение действий в речевом плане, при этом конкретные предметы и ситуации замещаются дидактическим материалом. Заключительный этап — выполнение математических действий в умственном плане.

Работа по профилактике и коррекции дискалькулии направлена на развитие психических процессов, лежащих в основе формирования счёта и счётных навыков, что включает:

1. Развитие пальцевого гнозо-праксиса.

Способность к количественным оценкам связана с умением различать собственные пальцы. Дети, как правило, начинают осваивать арифметику через счет на пальцах. Для этого нужно установить соответствие между своими пальцами и пересчитываемыми предметами. Дети, страдающие так называемой пальцевой агнозией (синдромом Герштмана), путаются в собственных пальцах: например, они не могут найти у себя на руке палец, названный или показанный на своей руке учителем.

В практике работы педагогов начальной школы принято исключать возможность учащихся считать на пальцах при выполнении заданий на сложение и вычитание. Этот запрет больше подходит для тех детей, у которых уже сформированы конкретные представления о числе и счётных операциях.

Но ребенка, который не имеет достаточной основы для перехода к отвлеченному счёту, не стоит лишать такого удобного и доступного счётного материала как пальцы.

При овладении счётом на начальных этапах большую роль играют внешние действия с использованием движений пальцев, которые позволяют материализовать процесс счёта, тем более и десятичная система счисления связана с количеством пальцев на руках. Исследования показывают, что у детей с нарушениями ручной моторики задерживается овладение счётом и счётными операциями.

В развитии пальцевого гнозо-праксиса можно выделить следующие этапы:

— развитие кинестетической основы движений (воспроизведение заданного по образцу положения пальцев рук);

— развитие динамической организации и координации движений: пальчиковые игры с речевым сопровождением либо без речевого сопровождения1.

— пересчёт пальцев, соотнесение их количества с числом и цифрой; определение недостающего количества пальцев до 5, до 10; счет пальцев с закрытыми глазами.

2. Упражнения, направленные на развитие зрительного гнозиса,

1 «Игра на рояле», «Шарик надувается», «Бутон распустился», «Птичка пьёт водичку», «Весёлые маляры», «Лесенка», «Пальчики здороваются».

зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторной координации:

— восприятие и дифференциация по форме, величине, цвету и другим признакам;

— нахождение аналогичных геометрических фигур и изображений;

— составление картинок из частей;

дифференциация по признакам: высокий — низкий, широкий — узкий, длинный-короткий и т. д.;

— классификация изображений и геометрических фигур по двум признакам;

— уточнение схемы тела (правая — левая рука, правое-левое ухо, правый-левый глаз);

— установление пространственных отношений между предметами, их вербализация (правое, левое, над, под, перед, после, между);

— ориентировка в пространстве по словесной инструкции;

— игра «Что и где?» — ребенок по словесной инструкции педагога ищет спрятанную игрушку, затем роль ведущего выполняет ребёнок;

— выполнение пространственно организованных движений: без показа, только по словесной инструкции; выполнение движений по словесной инструкции с показом движений, который не совпадает со словесной инструкцией;

— ориентация на листе бумаги: графические диктанты, лабиринты, зашумленные рисунки, изображения с пропущенными деталями;

— передача пространственных отношений при рисовании сюжетных картинок.

3. Упражнения, направленные на развитие сукцессивных и симультанных функций. Овладение математическими умениями и навыками осуществляется на основе сукцессивного (последовательного) и симультанного (одновременного) анализа и синтеза. Представления о порядке следования чисел требуют сукцессивного анализа. Понятие структуры числа связано со сформированностью как симультанных, так и сукцессивных процессов. При развитии этих процессов важно опираться на восприятие разных анализаторов:

А) Зрительное восприятие. Работа по развитию восприятия, запоминания, воспроизведения последовательностей предметов, их изображений, геометрических фигур; распределение их по величине, длине, цвету, форме и по другим признакам;

Упражнения: «Расставь правильно» (по размеру, по формам, по цвету); «Продолжи узор»; «Придумай и сложи узор из 3—4 фигур»; «Повтори движения»; «Придумай упражнение из 3—4 движений».

Б) Речеслуховое восприятие. Выполнение заданий по речевой инструкции: последовательное рисование геометрических фигур (пробы Рея), повторение серий слов и цифр с постепенным увеличением объёма ряда; воспроизве-

дение автоматизированных рядов (времён года, дней недели, месяцев, времени суток); повторение предложений; выполнение движений, звуковых, графических ритмов.

В) Ритмические навыки. Организуются игры на повторение музыкальных ритмов на металлофоне, на барабане; повторение акцентированного ряда слогов (с изменением соотношения ударных и безударных слогов в каждой серии).

Г) Упражнения, направленные на формирование количественных пр едставлений.

Британский нейрофизиолог Брайан Баттерворд в монографии [8], посвященной проблеме дис-калькулии, отмечает, что дети, страдающие дискалькулией, не понимают смысла чисел: их мозг не может установить соответствие между числом и его величиной (представлением о количестве). Психологи, изучающие умственное развитие детей, на основе многочисленных экспериментов и наблюдений пришли к выводу, что первоосновой арифметических способностей является умение автоматически, «на глаз» оценивать количество объектов в множествах.

Дети дошкольного возраста в норме способны различать множества с небольшим количеством объектов (до трех). Взрослые, как правило, мгновенно (без подсчета) оценивают множества, содержа-

щие до шести объектов. Если объектов больше, для определения их точного количества требуется подсчет, но нормальный человек, как правило, с одного взгляда понимает, в каком множестве объектов больше, а в каком меньше. При дискалькулии эта способность отсутствует. Например, ребенок, не имеющий нарушений развития предпосылок счетных операций, сразу видит, какая из двух игральных карт старше — пятерка или восьмерка. Ребенку, страдающему дискалькулией, чтобы это понять, приходится старательно пересчитывать значки на обеих картах.

Для стимуляции развития количественных представлений у детей полезно использовать следующие виды работы:

— автоматическое определение количества предметов на глаз без их пересчёта. Это могут быть предметы, изображённые на картинках, геометрические фигуры, монеты, символические знаки, разные по величине, по-разному расположенные. Важно натренировать ребёнка в определении множества в пределах 5 на глаз, сравнении множеств на глаз, выделении заданного количества предметов из множества;

— пересчёт предметов, их изображений, геометрических фигур, слов, звуков, движений и соотнесение с числом и цифрой. Сравнение двух множеств, установление отношений «один — много», «много —

мало», «одинаково — столько же — поровну». Измерение предметов при помощи единиц длины.

Эти упражнения являются профилактическими для детей дошкольного возраста и коррек-ционными для школьников с дискалькулией.

В настоящий момент в практику вводится использование программ, нацеленных на тренировку вычислительных навыков у детей с дискалькулией британскими учёными. Например, при работе с программами The Number Race и Graphogame-Math [9], ребенок должен определить, какое из двух изображенных на экране множеств содержит больше объектов, а программа сообщает, верен ли ответ. Эффективность этих программ изучалась в ходе строгих экспериментов со всеми необходимыми контролями. Оказалось, что 6—7-летние дети с пониженными математическими способностями, игравшие в эти игры по 10—15 минут ежедневно в течение трех недель, стали намного лучше справляться с заданиями по сравнению чисел. К сожалению, эффект не распространился на другие типы арифметических заданий, такие как счет или сложение.

Наш опыт работы по коррекции дискалькулии показывает необходимость комплексного подхода, который включает в себя как коррекцию психических функций, лежащих в основе формирования

счёта и счетных операций, так и непосредственную работу с числовым материалом. Поэтому при подборе дидактического материала и определении содержания работы на занятии необходимо уделять внимание следующим заданиям:

— образование числа;

— определение места числа в числовом ряду;

— состав числа;

— продолжение числового ряда, выстроенного по определенной закономерности: (например: 2, 4, 6...; 10, 9, 8...; 1, 3, 5...) соотнесение числа и цифры;

— автоматизация числового ряда в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

— порядковый счёт;

— операции сложения и вычитания на конкретном материале;

— решение примеров с неизвестными компонентами;

Перечисленные задачи решаются в пределах изучаемого числа с учётом имеющихся знаний ребёнка. Так, если в процессе диагностического обследования выявляется, что ребёнок имеет твёрдые представления о числе и счете до трех, то работа начинается с числа и цифры четыре и продолжается далее до десяти.

Большое внимание уделяется закреплению материала. На этом этапе эффективно включение разнообразных упражнений: цепочки примеров; примеры с окошками; заполнение таблиц, башенок, ле-

сенок с ответами к данным примерам; шифровка слов; штриховка рисунков цветами, соответствующих заданным числам; решение разных видов простых арифметических задач.

В процессе коррекции дискаль-кулии необходимо формировать в развёрнутом виде психологическую структуру счётных операций с учётом следующих этапов:

1. Выполнение математических действий в материализованной форме, основанное на восприятии конкретных предметов и действий с ними.

2. Выполнение действий в речевом плане, при этом конкретные предметы и ситуации замещаются дидактическим материалом (палочки, жетоны, фишки).

3. Постепенный переход умозаключений, основанных на конкретном мышлении, в абстрактную форму, при этом предполагается использование вспомогательных приёмов в виде памяток, схем, алгоритмов действий.

4. Выполнение арифметических действий в умственном плане с постепенным сокращением речевого комментирования.

5. Автоматизация арифметического действия, переход его в навык.

Процесс перехода от конкретного способа действия к отвлечённому особенно труден для ребенка с дискалькулией.

Поэтому важно познакомить с разными приёмами вычислений:

• прибавить и отнять 1 — это значит назвать последующее или предыдущее число;

• (а + 2) — можно выполнить путём присчитывания по1;

• (а + — 4, 5) — на основе знания состава числа;

• (а Н— 6, 7, 8, 9) — с использованием переместительного свойства сложения.

Если, не смотря на все усилия, перенос действия в умственный план остаётся затруднительным, не стоит отказываться от конкретного материала. После проведенной работы использование пальцев будет более автоматизированным, можно предложить ребенку линейку и, в крайнем случае, калькулятор. Такие случаи трудно корригируемых нарушений встречаются крайне редко, но они возможны, и в этой ситуации следует облегчить жизнь ребенка в математике и разрешить ему пользоваться техническими средствами.

Если счётные навыки в пределах десяти усвоены прочно, можно переходить к работе над нумерацией и вычислительными действиями в пределах двадцати. Эту работу следует проводить по методике обучения математике [10]. Автоматизированное овладение вычислительными навыками в пределах двадцати с переходом через десяток является достаточной основой для усвоения письменных вычислительных приёмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход. М., 2015. 288 с.

2. БаряеваЛ. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. СПб., 2012. 121с.

3. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии у младших школьников). Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2012. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Корнев А. Н. Дислексия и дис-графия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995. 224 с.

5. Леонтьев А. Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и програм-

мированное обучение // Сов. педагогика. 1964. № 10. С. 56-65.

6. Лалаева Р. И., Германовска А. Указ. соч.

7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985,45 с.

8. Butterworth В. The Mathematical Brain. London: Macmillan, 1999. 80 p.

9. http://www.thenumberrace.com/ nr/home.php (дата обращения 21.06.2017).

10. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч.: Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бель-тюкова и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. 96 с.

REFERENCES

1. Akhutina T. V., Pylayeva N. M. Overcoming of difficulties of the doctrine. Neuropsychological approach. M, 2015. 288 p. (In Russ.).

2. Baryaeva L. B., Kondratyeva S. Yu. Diskalkuliya at children: prevention and correction of violations in mastering calculating activity. SPb., 2012. 121 p. (In Russ.).

3. Lalayeva R. I., Germakovska A. Violations in mastering mathematics (diskalkuliya at younger school students). Diagnostics, prevention and correction. SPb., 2012. 176 p. (In Russ.).

4. Kornev A. N. Disleksiya and a dysgraphiaat children. SPb.: Hippocrates, 1995. 224 p. (In Russ.).

5. Leontyev A. N., Galperin P. Ya. The theory of assimilation of knowledge

and the programmed training // Soviet pedagogics. 1964. No. 10. P. 56-65. (In USSR).

6. Lalayeva R. I., Germanovska A. Index of the composition.

7. Galperin P. Ya. Methods of training and intellectual development of the child. M., 1985,45 р. (In USSR).

8. Butterworth B. The Mathematical Brain. London: Macmillan, 1999. 80 p.

9. http://www.thenumberrace.com/ nr/home.php (date of the address 21.06.2017).

10. Mathematics. 2 class. The textbook for educational institutions. In 2 h.: Part 1 / M. I. Мою, M. A. Bantov, G. V. Beltyukova, etc. Third edition. M.: Education, 2012. 96 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 27.06.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.