УДК 376.1 ББК Ч 45
Л. В. Селькина, Ю. В. Красильникова
К вопросу диагностики дискалькулии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
В статье раскрываются вопросы диагностики нарушений счетных навыков у школьников начальных классов. Представлена типология и примеры заданий, направленных на выявление у учащихся уровня развития памяти, внимания, мышления, пространственных и временных представлений как составляющих комплексной диагностики дискалькулии.
Ключевые слова: дискалькулия; высшие психические функции; мышление; внимание; пространственные и временные представления; комплексная диагностика дискалькулии.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся общеобразовательных школ, имеющих трудности в освоении математических знаний. К характерным ошибкам и затруднениям относятся: незнание состава числа, трудности усвоения принципа образования чисел в натуральном ряду и записи в десятичной позиционной системе счисления; несформированность количественных отношений («больше», «меньше», «столько же»); неосознанное (как считалка) воспроизведение порядка следования чисел в натуральном ряду; трудности установления отношения числа к его «соседям»; затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел; недостаточное овладение математическим словарем (речь отличается терминологической скудностью, неточностью); трудности в освоении устной нумерации (неправильное чтение чисел); некорректное представление о графической структуре цифр; элементарный способ выполнения арифметических операций (с опорой на наглядность и внешние действия, а не на алгоритмы и свойства арифметических действий); незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления (трудности запоминания); преимущественно конкретный характер мыслительных операций, трудности
в ориентировке в пространстве, плоскости и времени.
Перечисленные ошибки характерны для дискалькулии - специфического нарушения счетных навыков, которое обнаруживается на начальной ступени обучения математике.
В распространенных в современном научном знании концепциях дискалькулии приоритет имеют психологическая концепция и нейропсихологическая. Сторонники психологической концепции связывают данное нарушение с несформированно-стью познавательных и речевых предпосылок - мыслительных операций, памяти, внимания, мышления, пространственных, количественных и временных представлений (А. Гермаковска, А. И. Кацитадзе, Г. М. Капустина, С. Ю. Кондратьева, Р. И. Ла-лаева, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова). Исходя из нейропсихологи-ческих концепций, выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Данная концепция строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма
оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам (А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева).
Исследования детей с дискалькулией выявляют у них недостаточный уровень развития многих психических функций:
• симультанного анализа и синтеза, обеспечивающего овладение понятием числа, его структурой;
• сукцессивного анализа и синтеза, являющегося предпосылкой овладения порядковым счетам и т.д.;
• логических операций сериации и классификаций;
• зрительно-пространственных функций;
• временных представлений;
• лексико-грамматического строя речи и фонематических процессов;
• процессов чтения и письма.
С. Ю. Кондратьева, вслед за L. Кобс, выделяет следующие виды дискалькулии:
1. Вербальная дискалькулия - нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.
2. Практогностическая дискалькулия -имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции.
3. Дислексическая дискалькулия - нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических
понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синтетическая деятельность; не сформированы представления об образе математических знаков.
4. Графическая дискалькулия - нарушены запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительно-двигательная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике.
5. Операциональная дискалькулия -имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико-грамматический строй речи.
Заметим, что выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, поскольку ее механизмы и симптоматика носят сложный, интегративный характер, обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами.
Для предупреждения школьной неуспеваемости учитель-логопед должен владеть диагностическими методиками, позволяющими выявить нарушения счета у детей, поскольку счетная деятельность имеет большое значение в жизни ребенка, его психическом и социальном развитии. Вопросы диагностики дискалькулии у учащихся поднимались в исследованиях Б. Бат-терводт, А. Германовска, С. Ю. Кондратьева, Р. И. Лалаева.
Представим типологию и приведем примеры заданий, направленных на выявление у учащихся уровня развития памяти, внимания, мышления, пространственных и временных представлений как составляющих комплексной диагностики дискалькулии.
а) Диагностика сформированности зрительных представлений, зрительного анализа, синтеза, зрительной памяти.
- Задания на определение различий (общего) у нескольких схожих сюжетных иллюстраций (Чем похожи иллюстрации? Чем отличаются? Найди одинаковые рисунки. Сделай так, чтобы рисунки стали разными).
- Задания на определение изменений в предъявленном ряду, картинке, серии картинок (Что изменилось в ряду фигур? Что не изменилось?).
- Задания на запоминание нескольких предметов (или их изображений) и воспроизведение их в исходной последовательности, время на запоминание - не более 6 секунд (Запомни и нарисуй последовательность фигур).
- Задания на нахождение аналогичной серии, состоящей из нескольких объектов (геометрических фигур, букв, цифр, условных знаков и т.п.) среди сходных по внешним признакам серий.
- Задания на нахождение заданного объекта в сложном рисунке (Какие цифры ты видишь на чертеже? (Найди спрятавшиеся в рисунке цифры и обведи их ручкой. Какие цифры ты нашел на рисунке? Напиши каждую из них 3 раза. Обведи все углы на рисунке синим карандашом).
- Задания на зрительное восприятие последовательности объектов продолжение закономерности (цепочки).
б) Диагностика развития пространственных представлений.
- Задания на определение расположения предметов в пространстве (Отметь любым знаком в клетке: Кто длиннее? Что короче? Что находится вверху? А внизу? Закончи рисунок художника: поставь на стол вазу с цветами, под стул справа посади кошку. Раскрась только те игрушки, которые лежат в песочнице).
- Задания на ориентировку на поверхности парты, листе бумаги (Графические
диктанты. Дорисуй рыбки так, чтобы все они стали одинаковыми. Нарисуй слева от вазы столько кругов, сколько в букете ромашек, а справа - столько, сколько в нем васильков. Запиши номера рисунков, расположенных слева, справа, вверху, внизу, в середине).
- Задания на составление картинок из разрезанных частей (Собери картинку. «Собери» разрезанные цифры, части каждой цифры должны быть одного и того же цвета. «Собери» разрезанные цифры: закрась части каждой цифры одним цветом. Как составить рыбку из цветных деталей?).
- Задания на дорисовывание симметричной половины изображения (Дорисуй вторую половину каждого рисунка).
- Задание на нахождение адекватной вставки в узор (Напиши номер кусочка, который Карлсон вырезал из фартука Фрекен Бок. Какой кусочек ткани выжег утюг? Запиши его номер).
в) Диагностика развития временных представлений, уточнение речевых обозначений последовательности дней (вчера, сегодня, завтра, послезавтра), времени суток (утро, день, вечер), времен года, последовательности событий (раньше, позже, сначала, потом), дней недели, месяцев в году.
г) Диагностика развития мыслительных операций.
- Задания, в которых требуется дать название группе объектов, выделив их общее свойство (Какую надпись ты сделаешь на коробочке, в которой лежат фигуры, изображенные на рисунках? Как одним словом назвать ромашку, колокольчик, василек? Как одним словом назвать предметы, изображенные в каждой рамке? В пустой рамке нарисуй три предмета, которые можно объединить одним словом. Обведи рамки с рисунками, имеющими общий признак.).
- Задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекты, в нее входящие (Выложи на парту картинки с изображением цветов, животных, транспорта, посуды, обуви,
школьных принадлежностей и т.п. Положи в ряд 3 круга, треугольника, фигуры желтого цвета. Напиши над легкими предметами цифру 2, а над тяжелыми - цифру 7).
- Задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы (На полочке стоят игрушки: зайчик, лисичка и медвежонок, какая игрушка больше к ним подходит: волчонок или пингвин? Добавь фигуру, подходящую к изображенной на рисунке. Что общего у фигур на каждом рисунке?).
- Задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу (Найди, кто заблудился и пришел из другой сказки: дед, колобок, зайчик, бабка, лисичка, волк. Какая фигура на каждом рисунке отличается от остальных? Обведи рамку с «лишним» рисунком).
- Задание на определение основания свойства, признака, по которому произведено разбиение (Вова разложил свои игрушки в две коробки. В первую он положил самолет, паровоз, машинку, кубики, во вторую - медвежонка, обезьянку, собачку, солдатиков. Объясни, почему он так разделил игрушки?).
- Задание на разбиение группы объектов по заданному основанию (Разложи овощи в две кучки по цвету. Разбей по форме, разложи фигуры в коробочки по цвету).
- Задания на самостоятельное определение основания и разбиение на группы (Разложи на группы фигуры, изображенные на рисунке разными способами. Раздели линии на группы. Что общего у предметов на каждом рисунке Вовы? По каким признакам их можно разделить на группы?).
Усложнение заданий может происходить за счет изменения объектов (реальные предметы, их изображения, геометрические фигуры, знаково-символические объекты), увеличения объектов в группе, числа групп, появления нескольких возможных вариантов разбиения. Возможно использование полифункциональных заданий, например:
- в левом верхнем углу нарисуйте столько треугольников, сколько окон в классе (ориентировка на поверхности бумаги, счет в пределах 10, знание геометрических фигур, умение их изображать);
- напиши цифрой число, соответствующее количеству фигур на наборном полотне (умение соотносить группу предметов, число и цифру);
- в правом нижнем углу нарисуйте пять кругов, раскрасьте их так, чтобы синий оказался слева от желтого и справа от зеленого и т.п. (ориентировка на поверхности, знание названий геометрических фигур, умение их изображать).
По мнению И. В. Дубровиной, «основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной:все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал». Данная методика диагностики дискалькулии поможет учителю-логопеду выявить причины затруднений, возникших у ученика еще на начальном этапе обучения математике, и своевременно начать работу по коррекции обнаруженного нарушения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ
1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. дан. (1 файл 1,9 Мб). - Киров: МЦНИП, 2013.
2. Гермаковска А., Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - № 2.
3. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Кравцова Е.М., Москвина О.А., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
4. Кондратьева С. Ю. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дис-калькулии) у дошкольников «группы риска» // Специальное образование. - 2011. - № 1.
5. Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии.- СПб.: СПбАППО, 2007.
6. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. - СПб.: СОЮЗ, 2005.
7. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Предупреждение нарушений в овладении математикой у дошкольников: Профилактика дискалькулии: учеб.-метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2007.