Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / СТАВКИ ПОШЛИН / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артамонова М.В., Васильева В.С.

В статье рассматриваются теоретические основы таможенного тарифа как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

поддержка сырьевого и сельскохозяйственного рынков, являются движущей силой направленной на увеличение объемов ВВП.

Использованные источники:

1. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. - М. : КНОРУС, 2013. - 253 с.

2. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 4-20.

3. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] -URL: http://www.gks.ru

Артамонова М.В. студент 4 курса Васильева В.С. студент 4 курса специальность «Таможенное дело» Институт Управления Белгородский государственный национальный Исследовательский Университет Россия, г. Белгород ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы таможенного тарифа как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова

Таможенный тариф, инструмент регулирования, внешнеэкономическая деятельность, таможенные пошлины, ставки пошлин, импорт.

В настоящее время значимость внешнеэкономических связей очень велика, поэтому необходимо решить такую проблему, как недостаточность разработки механизмов тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Именно в этом состоит актуальность темы исследования.

Основными ее задачами являются: формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране; достижение выгодного участия государства в международном разделении труда; обеспечение сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизация взаимодействия между субъектами внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств[1].

Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включает меры нетарифного и тарифного регулирования. Что касается тарифного регулирования, то Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 24.11.2014) «О таможенном тарифе» определён порядок применения

ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот[2].

Главным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности выступает таможенный тариф, который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)[3]. Фактически, таможенный тариф представляет собой конкретную ставку таможенной пошлины, соответствующую определенному товару в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС. Таможенный тариф является общим регулятором внешнеторговой политики.

Следует отметить, что таможенный тариф имеет несколько колонок ставок обложения. Существует колонка максимальных пошлин, колонка минимальных пошлин, а также колонка преференциальных пошлин. Для стран, с которыми у РФ не заключены торговые договоры и соглашения, применяются максимальные ставки пошлины. К странам, с которыми действуют торговые договоры, которые предусматривают режим наибольшего благоприятствования, применяются минимальные ставки пошлины. Таможенный тариф содержит колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран.

Применение таможенного тарифа в области таможенного дела позволяет выполнять ряд функций, стоящих перед странами - членами ЕАЭС, а именно:

1) Защита национальных экономических интересов. Она осуществляется путем реализации протекционистской внешнеторговой политики. Для этого таможенным тарифом устанавливаются максимальные ставки таможенных пошлин в отношении иностранных товаров, конкуренцию с которыми национальные производители выдержать не в силах или же в отношении товаров, уход с национального рынка которых спровоцирует подъем национального производителя.

2) Стимулирование внутренней экономики путем увеличение цен на импортные товары. Смысл заключается в том, что данные меры приводят к общему повышению цен и росту прибыли национальных производителей, что повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Но данные меры следует реализовывать с осторожностью, т.к. такая политика, проводимая длительное время, приводит к созданию «тепличных» условий для национальных производителей и, как следствие, к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках[4].

3) Получение торгово-политических уступков и выгодных договоренностей во взаимоотношениях с партнерами. Данная функция таможенного тарифа реализуется путем встречного снижения пошлин или повышения пошлин в отношении третьих стран, которые в равной степени представляют угрозы или не отвечают интересам.

4) Функция стимулирования экспорта, которая выполняется путем установления таможенным тарифом минимальных ставок таможенных пошлин при ввозе определенных материалов, используемых для производства продукции на экспорт.

5) Функция контроля за прохождением груза через таможенную границу. Имеет косвенную, но, одновременно с этим, немаловажную роль. Функция осуществляется путем проведения особо тщательного контроля товаров в интересах определения правильного кода ТН ВЭД для присвоения максимально справедливой ставки таможенных пошлин.

Кроме этого, к целям применения таможенного тарифа относится:

1. Рационализация товарной структуры ввоза товаров.

2. Поддержание рационального соотношения экспорта и импорта товаров, валютных доходов и расходов[5].

3. Создание условий для прогрессивных изменений в экономике путем регулирования иностранной конкуренции.

4. Создание условий для повышения уровня интеграции в мировую торговлю.

Таким образом, применяя различные ставки таможенных пошлин по отношению к товарам из разных стран, таможенный тариф оказывает влияние на состояние внешней торговли страны. По отношению к одним странам, таможенный тариф повышает интенсивность и качество внешнеэкономических связей, что сопровождается и укреплением внешнеполитического взаимодействия. По отношению к другим странам, к которым не применяется режим наибольшего благоприятствования, а наоборот, ставятся наибольшие пошлины, таможенный тариф обеспечивает условия для благополучного функционирования национального рынка.

Использованные источники:

1. Михальченкова Н.А., Сметанина Т.М. Государственное регулирование экономики. Сыктывкар: КРАГСиУ. 2004. С. 106.

2. О таможенном тарифе : закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 24.11.2014).

3. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/eTT/Pages/default.aspx

4. Горбачева М.Н. Тенденции развития международной торговли. М., 2013.

5. Живодова Е.В. Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.