Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО ЭЛЕМЕНТАМ НАЛОГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО ЭЛЕМЕНТАМ НАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПРИРОДА / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА / УНИФИКАЦИЯ / ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННАЯ УПЛАТА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Анна Владимировна

Предметом исследования является процесс законодательного формирования таможенной пошлины, а именно соответствие элементов, по которым строится таможенная пошлина, элементам налогов в виду идентичности налоговых и неналоговых платежей в Российской Федерации, а также пробелы в законодательном формировании таможенной пошлины, не позволяющие рассчитывать платежи в автоматизированном режиме. Целью исследования можно считать разработку рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования таможенной пошлины в Российской Федерации, а также заполнение пробелов в элементах таможенной пошлины и создание предпосылок для разработки блок-схемы расчета платежей. Методологическую основу исследования составили принципы и методы систематизации положений нормативно правовых актов в области таможенного законодательства по элементам налогов для таможенной пошлины, а также алгоритм ZET для заполнения пробелов в табличных данных по элементам таможенной пошлины. Элементами новизны являются предложение по введению единого нормативно правового акта, регулирующего вопросы таможенной пошлины в Российской Федерации, за исключением ставок пошлины, а также заполненные пробелы законодательства по таможенной пошлине, образующие в совокупности единую схему для автоматизированного расчета платежа. Результатом исследования можно считать систему предложений по совершенствованию таможенного законодательства, которые могут быть использованы законодательной властью при формировании элементов таможенной пошлины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CUSTOMS DUTIES ON TAX ELEMENTS

The subject of the study is the process of legislative formation of customs duties, namely, the correspondence of the elements on which the customs duty is based to the elements of taxes in view of the identity of tax and non-tax payments in the Russian Federation, as well as the gaps in the legislative formation of customs duties that do not allow calculating payments in automated mode. The development of recommendations for improving the legislative regulation of customs duties in the Russian Federation can be considered as the purpose of the study, as well as filling in gaps in the elements of customs duties and creating prerequisites for the development of a flowchart for calculating payments. As the methodological basis of the study, the principles and methods of systematization of the provisions of regulatory legal acts in the field of customs legislation on the elements of taxes for customs duties have been used, as well as the ZET algorithm for filling in the gaps in tabular data on the elements of customs duties. The novelty elements are the proposal to introduce a single regulatory legal act regulating customs duty issues in the Russian Federation, with the exception of duty rates, as well as the filled gaps in customs duty legislation, which together form a single scheme for automated payment calculation. A system of proposals for improving customs legislation can be considered the result of the study. It can be used by the legislature in the formation of elements of customs duties.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО ЭЛЕМЕНТАМ НАЛОГА»

Экономика и финансы Economy and Finance

Научная статья

УДК 339.543.38 + 336.22

DOI: 10.14529/em220105

ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО ЭЛЕМЕНТАМ НАЛОГА А.В. Боброва

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Предметом исследования является процесс законодательного формирования таможенной пошлины, а именно соответствие элементов, по которым строится таможенная пошлина, элементам налогов в виду идентичности налоговых и неналоговых платежей в Российской Федерации, а также пробелы в законодательном формировании таможенной пошлины, не позволяющие рассчитывать платежи в автоматизированном режиме. Целью исследования можно считать разработку рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования таможенной пошлины в Российской Федерации, а также заполнение пробелов в элементах таможенной пошлины и создание предпосылок для разработки блок-схемы расчета платежей. Методологическую основу исследования составили принципы и методы систематизации положений нормативно правовых актов в области таможенного законодательства по элементам налогов для таможенной пошлины, а также алгоритм ZET для заполнения пробелов в табличных данных по элементам таможенной пошлины. Элементами новизны являются предложение по введению единого нормативно правового акта, регулирующего вопросы таможенной пошлины в Российской Федерации, за исключением ставок пошлины, а также заполненные пробелы законодательства по таможенной пошлине, образующие в совокупности единую схему для автоматизированного расчета платежа. Результатом исследования можно считать систему предложений по совершенствованию таможенного законодательства, которые могут быть использованы законодательной властью при формировании элементов таможенной пошлины.

Ключевые слова: налоговая природа, таможенная пошлина, элементы налога, унификация, пробелы законодательства, автоматизированная система, электронная уплата, практическое применение, проблемы, решения

Для цитирования: Боброва А.В. Формирование таможенной пошлины по элементам налога // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022. Т. 16, № 1. С. 52-61. DOI: 10.14529/em220105

Original article

DOI: 10.14529/em220105

FORMATION OF CUSTOMS DUTIES ON TAX ELEMENTS A.V. Bobrova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The subject of the study is the process of legislative formation of customs duties, namely, the correspondence of the elements on which the customs duty is based to the elements of taxes in view of the identity of tax and non-tax payments in the Russian Federation, as well as the gaps in the legislative formation of customs duties that do not allow calculating payments in automated mode. The development of recommendations for improving the legislative regulation of customs duties in the Russian Federation can be considered as the purpose of the study, as well as filling in gaps in the elements of customs duties and creating prerequisites for the development of a flowchart for calculating payments. As the methodological basis of the study, the principles and methods of systematization of the provisions of regulatory legal acts in the field of customs legislation on the elements of taxes for customs duties have been used, as well as the ZET algorithm for filling in the gaps in tabular

© Боброва А.В., 2022

data on the elements of customs duties. The novelty elements are the proposal to introduce a single regulatory legal act regulating customs duty issues in the Russian Federation, with the exception of duty rates, as well as the filled gaps in customs duty legislation, which together form a single scheme for automated payment calculation. A system of proposals for improving customs legislation can be considered the result of the study. It can be used by the legislature in the formation of elements of customs duties.

Keywords: tax nature, customs duty, tax elements, unification, legislative gaps, automated system, electronic payment, practical application, problems, solutions

For citation: Bobrova A.V. Formation of customs duties on tax elements. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2022, vol. 16, no. 1, pp. C. 52-61. (In Russ.). DOI: 10.14529/em220105

После перевода таможенной пошлины российским законодательством в неналоговые платежи в 2005 году возникло большое количество проблем при управлении и нормативном регулировании данного платежа органами государственной власти. В частности, появилось не менее 18 ключевых нормативно правовых актов, определяющих таможенные платежи, что затрудняло расчет и уплату таможенной пошлины участниками внешнеэкономической деятельности. В условиях становления Евразийского экономического союза нормативно правовые акты Российской Федерации зачастую дублировали положения союзных документов, в еще большей степени затрудняя процесс своевременного и полного перечисления таможенной пошлины в бюджеты. Только в последние годы законодатели осознали необходимость приведения таможенных платежей в соответствие с универсальной системой налогов Российской Федерации. Однако до настоящего времени построенная по элементам налогов таможенная пошлина не позволяет производить расчеты в автоматизированном режиме из-за наличия неточностей и пробелов в таможенном законодательстве и отсутствия унифицированной системы нормативно правовых актов.

Предпосылкой для создания полного описания таможенной пошлины по элементам налогов выступает единая природа таможенной пошлины и налогов, а также общие нормы их правового регулирования [1-3]. Ю.Н. Овсянников выдвигает кардинальное предложение о включении таможенной пошлины в состав налогов, так как она обладает всеми признаками налоговых платежей [1]. Усиление фискальной функции таможенной пошлины, свойственной налогам, отмечает А.Н. Сухарев [2]. Разделение на налоговые и неналоговые доходы поступлений от внешнеэкономической деятельности считает искусственным Г.Г. Мокров [3].

Таможенная пошлина регулируется большим количеством нормативно правовых актов всех уровней. Кроме того, на формирование таможенной пошлины влияют нетарифные методы их регулирования, которые предполагают дополнительные финансовые издержки [4]. Однако ряд авторов

утверждают, что проблемы экспорта - импорта в России связаны не с отсутствием единого акта и высоким уровнем таможенных платежей, а с непрозрачностью таможенных процедур и теневыми отношениями [5-7].

Автоматизированная система расчета таможенной пошлины и ее контроля таможенными органами становится насущной задачей современных управленческих процессов в таможенном деле, особенно в условиях адаптации таможенного дела России к требованиям ВТО [8]. Для появления автоматизированных систем расчета таможенных пошлин уже сложился ряд предпосылок. Ряд авторов считает, что развитие компьютерных технологий при администрировании таможенных и налоговых платежей является обязательным условием при активном становлении цифровой экономики с электронными формами торговли [9, 10]. Закономерным видится и переход к электронной уплате таможенных платежей в ЕАЭС, условиями которого должна стать единая информационная платформа электронных платежей и разработка соответствующего законодательства [11, 12]. Попытка создания автоматизированной системы расчета была предпринята И.А. и В.И. Сальниковыми [13], однако методика на данном этапе имеет ограничения, так как предназначена только для расчета таможенных платежей физических лиц и является учебной программой подготовки студентов.

Проблемы государственного регулирования таможенной пошлины в Российской Федерации усиливаются неоднозначной их трактовкой на уровне ЕАЭС для различных стран-участниц Союза. Особенно важным элементом регулирования является таможенная стоимость [14]. Унификация таможенной пошлины для ЕАЭС на данный момент также является насущной потребностью из-за регулярно возникающих вопросов о зачислении таможенных платежей в бюджеты стран-участниц [15, 16]. Ставки таможенных пошлин, по мнению Е.С. Спесивцевой [16], должны быть единственным подвижным элементом в законодательстве по таможенной пошлине. О проблемах применения вывозных таможенных пошлин, определяемых каждой страной-участницей ЕАЭС вне рамок уни-

фицированного законодательства, рассказывает К.Я. Эфендиева [17].

Пробелы и неточности в таможенном законодательстве создают проблемы его практического применения. А.В. Агапова отмечает принципиальные различия в применении различных мер обеспечения по уплате таможенных пошлин [18]. Выявлены пробелы при уплате таможенных платежей, применении тарифных льгот и преференций [19].

Итак, различная природа таможенных пошлин и налогов, заложенная российским законодательством, находится в явном противоречии с истинной природой этих платежей, и дезавуирует рамки налоговой системы России, затрудняя процедуры расчета и уплаты таможенных пошлин. Таможенная пошлина регулируется нормативно правовыми актами Евразийского экономического союза, законами Российской Федерации, Постановлениями Правительства РФ, Приказами ФТС России и другими документами, что сводит «на нет» целостное представление о процедурах расчета и уплаты данного платежа и затрудняет деятельность участников ВЭД. Автоматизированная система расчета таможенной пошлины становится ведущей задачей современных управленческих процессов в таможенном деле. В связи с этим, целью работы послужило формирование таможенной пошлины по элементам налога и заполнение пробелов в положениях по данному платежу с возможностью создания предпосылок для разработки блок-схемы расчета таможенной пошлины. Гипотезой можно считать положение о том, что положения о таможенной пошлине, сгруппированные в едином нормативно правовом акте, позволят ввести данный платеж в систему налогов Российской Федерации.

Для анализа полноты и согласованности положений таможенной пошлины, отраженной в нормативно правовых актах ЕАЭС и Российской Федерации, необходимо систематизировать их по элементам налогов. Применив указанный методологический прием, мы переходим к этапу выявления пробелов в таможенном законодательстве, не позволяющих применять автоматизированную систему расчета платежа. Для этого воспользуемся математической методикой, называемой алгоритм 2ЕТ. Он предназначен для обнаружения ошибок и заполнения пробелов в таблицах данных «объект-признак» [20]. Для работы с каждым элементом используется информация не из всей таблицы, а лишь из ее «компетентной» подтаблицы, в данном случае - по каждому элементу таможенной пошлины по аналогии с элементами налогов. По нашему мнению, метод должен быть дополнен установлением взаимосвязей между отдельными под-таблицами для построения полноценной блок-схемы для компьютеризированного расчета таможенной пошлины.

Таможенная пошлина по элементам налога представлена в таблице.

На основе анализа данных таблицы с применением выбранной методологии можно выделить следующие отсутствующие элементы и связи в формировании таможенной пошлины:

1. Плательщик: нет четкого разграничения полномочий плательщика таможенной пошлины и декларанта, а также отражения пересечений в полномочиях декларанта и других участников ВЭД; не прописаны полностью права и обязанности всех участников таможенного процесса; нет необходимости дублировать положения по данному элементу в таможенном законодательстве ЕАЭС и России; нет системы взаимосвязей «участник ВЭД - срок уплаты таможенной пошлины», так как срок уплаты в отдельных случаях установлен как по категориям товаров без указания участника, так и для двух участников ВЭД - декларанта и перевозчика.

2. Объект обложения: требуется отмена Постановлений Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 148 и от 30.11.2001 г. № 830, как утративших силу в большинстве статей; нет необходимости дублировать положения о Единой товарной номенклатуре ввозимых товаров для ЕАЭС и России; коды товарной номенклатуры по ввозимым (ЕАЭС) и вывозимым (РФ) товарам должны полностью совпадать; льготы для Калининградской области не должны определяться на уровне ЕТН, а только на уровне ставок.

3. База обложения: нет необходимости дублировать методы расчета таможенной стоимости ввозимых товаров в таможенном законодательстве ЕАЭС и России; формирование таможенной стоимости происходит вплоть до пересечения товаром таможенной границы, поэтому должна быть введена возможность ее корректировки после выпуска товара с доплатой таможенной пошлины без штрафных санкций; необходимо излагать элементы таможенной стоимости вывозимых товаров как отличные от процедур ее расчета по импорту.

4. Ставки: требуется отмена закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1, как утратившего силу в большинстве статей по ставкам, и Приказа ФТС России от 02.08.2012 г. № 1560, как дублирующий ставки ЕТН ЕАЭС; нет необходимости выделять в России ставки отдельно для нефти и товаров из нее, так как для них уже есть стандартные коды товарной номенклатуры; ставки по товарам для личного пользования целесообразно внести в единый документ ЕАЭС.

5. Порядок исчисления: требуется отмена закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1, как утратившего силу в большинстве статей по порядку исчисления пошлин; нет необходимости дублировать вопросы о происхождении товаров в таможенном законодательстве ЕАЭС и России; компенсации сумм таможенных пошлин для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области необходимо перенести в раздел льготы.

Таблица

Формирование таможенной пошлины по элементам налога

Номер Ссылка Формируемые положения по элементам

Плательщик

1 Глава 6, статья 50 Плательщики таможенных пошлин

Главы 55-61 Таможенный представитель, перевозчик, владелец склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор

Глава 13, Статья 83 Декларант

2 Глава 6, Статья 26 Плательщики таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Глава 15, Статья 100 Декларант

Объект обложения

1 Глава 3 Единая товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС, классификация товаров

Глава 7, Статья 51 Объект обложения таможенной пошлиной

2 Глава 3, Статьи 14, Единая товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС, проверки при неверной

15, 18, 19 классификации товаров, предварительное решение о классификации

3 Приложение 1 Код товара по товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС

4 Полностью Товарная номенклатура (перечень, коды, единицы)

5 Полностью Отдельные коды товарной номенклатуры

6 Полностью Коды товарной номенклатуры для особой экономической зоны в Калининградской области

База обложения

1 Глава 7, Статья 51 База для исчисления таможенных пошлин

Глава 5 Таможенная стоимость ввозимых товаров (определение, методы определения, дополнительные начисления к цене)

Глава 37, Статья 267 Стоимость товаров для личного пользования

2 Глава 5, Статьи 23, 24 Порядок определения таможенной стоимости товаров, консультирование по вопросам таможенной стоимости товаров

7 Полностью Таможенная стоимость вывозимых из РФ товаров (принципы и методы определения стоимости, начисления к цене)

8 Приложение 1 Расчет таможенной стоимости при экспорте товаров, дополнительные начисления к ней (Декларации таможенной стоимости ДТС-3, ДТС-4)

Ставки

1 Глава 7, Статья 53 Ставки таможенных пошлин

Глава 37, Статья 266 Применение платежей по товарам для личного пользования

9 Статья 3 Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Статья 3.1 Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти

4 Разделы 1-21 Ставки ввозных таможенных пошлин

10 Пункт 1 Применение ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза для товаров, ввозимых на территорию Союза и происходящих из любых стран, кроме предоставления тарифных преференций или применения режима свободной торговли

11 Полностью Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе

12 Полностью Таможенные платежи по товарам для личного пользования (беспошлинный ввоз, ставки при превышении норм беспошлинного ввоза)

Продолжение таблицы

Номер Ссылка Формируемые положения по элементам

Порядок исчисления

1 Глава 4 Происхождение товаров (определение, подтверждение, Декларация и Сертификат о происхождении, принятие предварительного решения)

Глава 6, Статья 46 Виды таможенных платежей (ввозные, вывозные таможенные пошлины), таможенные платежи по товарам для личного пользования

Глава 12 Специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины

Глава 7, статья 52 Исчисление таможенных пошлин

2 Глава 4, Статьи 20, 21 Происхождение товаров, подтверждение происхождения товаров

9 Статьи 4, 6 Виды ставок пошлин, сезонные пошлины

13 Полностью Методика расчета компенсации таможенных пошлин для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области

Отчетность

1 Глава 7, статья 52 Документы, в которых указываются сведения о таможенной пошлине

Глава 17 Таможенное декларирование и операции, связанные с подачей, регистрацией, изменением, отзывом Таможенной декларации

Глава 37, Статьи 260, 261 Таможенное декларирование товаров для личного пользования, представление документов

Глава 38, Статья 278 Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки

3 Главы 1-12 Инструкция по заполнению таможенной декларации при ввозе и вывозе товаров, в том числе с учетом особенностей

Приложение 2-4 Перечень сведений в отношении отдельных категорий товаров, например, при таможенном декларировании в Республике Казахстан

Приложение 5 Таможенная декларация на товары и Добавочный лист

2 Глава 15, Статья 95, 102 Таможенное декларирование товаров в электронной форме, временное периодическое таможенное декларирование

Глава 35, Статья 189 Таможенное декларирование товаров для личного пользования

Глава 16, Статья 106 Отзыв таможенной декларации

S Приложение 1 Декларация таможенной стоимости на вывоз ДТС-3, ДТС-4

Приложение 2 Инструкция по Декларации таможенной стоимости ДТС-3, ДТС-4

2 Глава 6, Статья 28 Таможенный приходный ордер для исчисления и уплаты таможенных платежей по товарам для личного пользования

Порядок и сроки уплаты

1 Глава 8, Статьи 57, 58 Сроки уплаты таможенных пошлин, изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин

Глава 8, Статья 61 Порядок уплаты таможенных пошлин

Глава 14, Статья 91, Глава Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных,

15, Статья 97, Глава 16, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при при-

Статья 103 бытии (убытии) товаров на таможенную территорию (с территории) ЕАЭС, при временном хранении, срок их уплаты и исчисление

Гл. 20, Ст. 137-139, Гл. 21, Особенности уплаты таможенных платежей (ввозных) при примене-

Ст. 141, Гл. 22, Ст. 153, нии таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гл. 23, Ст. 162, Гл. 24, Ст. том числе до подачи декларации, экспорта, транзита, в том числе тру-

174, 175, Гл. 26, Ст. 198- бопроводным транспортом, а также через таможенную границу госу-

200, Гл. 27, Ст. 208, 209, дарств - не членов Союза, таможенного склада, переработки на тамо-

Гл. 28, Ст. 216, 217, Гл. женной территории, в том числе при помещении перерабатываемых

29, Ст. 225, 226, Гл. 33, Ст. 247, Гл. 41, Ст. 295, товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного таможенного

Гл. 43, Ст. 309 склада, временного ввоза (допуска), магазина беспошлинной торговли

Продолжение таблицы

Номер Ссылка Формируемые положения по элементам

Гл. 39, Ст. 284, Гл. Возникновение и прекращение уплаты ввозной таможенной пошлины

40, Ст. 288 для припасов, международных почтовых отправлений

Глава 25, Статья 185, Особенности уплаты таможенных платежей (вывозных) при примене-

186, Глава 30, Статьи нии таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, в

232-234, Глава 31, том числе при помещении этих товаров под процедуру выпуска для

Статья 237 внутреннего потребления, временного вывоза, возврат вывозных таможенных пошлин при применении процедуры реимпорта

Глава 38, Статьи 279, Возникновение и прекращение уплаты ввозной (вывозной) таможенной

280 пошлины для транспортных средств международной перевозки

Глава 6, Статья 48 Авансовые платежи

Глава 9, Глава 22, Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, в

Статьи 146, 147 том числе при применении таможенной процедуры транзита

Глава 44, Статья 315 Исчисления таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при не предоставлении документов, подтверждающих сведения в таможенной декларации

Глава 37, Статья 270, Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин по товарам для

271 личного пользования, порядок их взыскания, обеспечения

Главы 10, 11 Возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, процедура взыскания пошлин

2 Глава 6, Статьи 30, 33 Порядок уплаты таможенной пошлины

Главы 22-29 Уплата таможенных платежей для различных таможенных процедур

Глава 39, Статья 206 Порядок уплаты таможенных пошлин при перемещении товаров трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи

Глава 7, Статьи 35, 36 Авансовые платежи, возврат авансовых платежей

Глава 10 Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, виды обеспечения, генеральное обеспечение

Глава 14, Статья 92 Обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей при выдаче разрешения на временное хранение товаров на складе

Глава 12, Статьи 71 - Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых,

73, 75, 76, 79, 80 компенсационных пошлин, процентов, пеней, обращение взыскания пошлины на лиц, несущих солидарную ответственность, на обеспечение, взыскание таможенных платежей за счет товаров или таможенных платежей, подлежащих возврату, авансовых платежей

Глава 6, Статья 34 Проценты при неуплате таможенной пошлины

Глава 12, Статьи 77, Приостановление операций по счетам плательщика в банке, арест иму-

78, Глава 43, Статья щества при неуплате таможенных платежей, наложение ареста на това-

233 ры при проведении таможенной проверки

Глава 12, Статья 82 Безнадежная к взысканию задолженность по таможенным платежам

Глава 11 Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, пеней, процентов

14 Полностью Случаи не предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин

Льготы

1 Глава 6, Статья 49 Порядок предоставления льгот по уплате таможенной пошлины

Глава 7, статья 54 Случаи, когда таможенная пошлина не уплачивается

Глава 8, Статьи 59, 60 Сроки и основания предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, проценты за отсрочку или рассрочку

2 Глава 9, Статьи 48, Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин: отсрочка, рас-

52, 53 срочка в соответствии с ТК ЕАЭС, принятие решения, проценты

Глава 35, Статьи 190, Освобождение от таможенных платежей транспортных средств, быв-

193 ших в употреблении товаров для личного пользования

Окончание таблицы

Номер Ссылка Формируемые положения по элементам

Льготы

15 Полностью Льготы по уплате таможенной пошлины, по законодательству Таможенного союза, РФ, перечень международных соглашений

9 Раздел 6, статьи 34-36 Тарифные льготы и порядок их предоставления, освобождаемые от пошлин вывозимые товары, тарифные преференции и квоты

16 Раздел 1, параграф 1.1 Льготы по уплате таможенной пошлины, предусмотренные законодательством ЕАЭС

Раздел 2, параграф 2.2 Льготы по уплате таможенной пошлины, предусмотренные законодательством РФ

17 Полностью Тарифные преференции ЕАЭС для развивающихся и наименее развитых стран по Перечню, дополнительные тарифные льготы

18 Полностью Тарифные преференции ЕАЭС для товаров по Перечню из развивающихся и наименее развитых стран при ввозе в ЕАЭС

Положения таблицы сформированы автором на основе нормативно правовых актов:

1. Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС (Подписан в г. Москве 11.04.2017 г.), Приложение № 1.

2. О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федер. закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ.

3. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (вместе с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары): Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 г. № 257.

4. Об утверждении единой ТН ВЭД ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 г. № 80.

5. О Таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении ВЭД: Постановление Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 148.

6. О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении ВЭД: Постановление Правительства РФ от 30.11.2001 г. № 830.

7. Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ: Постановления Правительства РФ от 16.12.2019 г. № 1694.

8. Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ: Приказ ФТС России от 27.01.2011 г. № 152.

9. О таможенном тарифе: закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1.

10. О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС: Приказ ФТС России от 02.08.2012 г. № 1560.

11. О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС: Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 2068.

12. Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107.

13. Об утверждении методики расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов и Положения об установлении (фиксации) факта увеличения величин таможенных пошлин, налогов или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов: Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1210.

14. О случае не предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: Постановление Правительства РФ от 12.12.2018 г. № 1515.

15. О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении освобождений от уплаты таможенных платежей: Приказ ФТС России от 26.05.2010 г. № 1022.

16. Сборник нормативно-справочной информации о применении в РФ льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения отдельных граф декларации на товары при применении льгот по уплате таможенных платежей: Информация ФТС России от 04.05.2016 г.

17. О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС: Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130.

18. О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 г. № 8.

6. Отчетность: нет необходимости дублировать положения о таможенном декларировании ввозимых товаров в таможенном законодательстве ЕАЭС и России; требуется отмена Приказа ФТС России от 27.01.2011 г. № 152 в связи с предлагаемым включением расчета таможенной стоимости в Таможенную декларацию; нет необходимости применять Декларацию таможенной стоимости, элементы ее расчета можно внести в Таможенную декларацию; при расчете таможенной стоимости и пошлины необходимо использовать те же показатели кодирования, что и в Таможенной декларации для унификации процедуры исчисления на основе блок-схемы и структуры отчетности, то есть перевести эту взаимосвязь в категорию полной идентичности.

7. Порядок и сроки уплаты: нет необходимости дублировать процедуры уплаты таможенной пошлины в таможенном законодательстве ЕАЭС и России; положения Постановления Правительства РФ от 12.12.2018 г. № 1515 целесообразно внести в федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ; условия авансовых платежей и обеспечения их уплаты должны определяться только законодательством без волеизъявления таможенных органов; нет четких критериев уплаты таможенной пошлины физическими лицами как отдельной суммы или в составе совокупного таможенного платежа; во взаимосвязи «порядок исчисления -порядок и сроки уплаты» есть лишнее звено, так как снова приходится возвращаться либо к категории плательщик, либо к категории объект обложения, элементы блок-схемы должны формироваться автоматически без возвратных процедур.

8. Льготы: положения Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 целесообразно внести в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС; требуется отмена закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1, как утратившего силу в большинстве статей по льготам; Приказы ФТС России должны носить только информационный характер в связи с тем, что все положения определены таможенным законодательством; раздел льготы необходимо выделить в отдельную главу с разделением по категориям: товары, режимы, плательщики, не облагаемые таможенной пошлиной, облагаемые по ставке 0%, облагаемые по сниженным ставкам, в том числе из развивающихся и наименее развитых стран и в пределах квот, а также льготы, предоставляемые таможенными органами; условия предоставления льгот таможенными органами должны определяться только таможенным законодательством без волеизъявления самих органов.

Устранение указанных пробелов в каждом элементе и их взаимосвязях позволит создать автоматизированную систему расчета таможенной пошлины для всех пользователей. Отсутствующие положения необходимо внести в действующее

таможенное законодательство или скорректировать уже разработанные позиции.

Помимо основной задачи заполнения пробелов в таможенном законодательстве, для повышения качества администрирования таможенной пошлины, необходимо устранить ряд проблем:

1. Отсутствие единого нормативно правового акта, соответственно, для ЕАЭС и России по таможенному делу, который должен объединять все положения, за исключением ставок таможенной пошлины.

2. Дублирование документов ЕАЭС и России по элементам таможенных пошлин и ставкам ввозных таможенных пошлин.

3. Отсутствие роста эффективности администрирования и бюджетирования таможенной пошлины в последние годы из-за исчерпания резервов данного платежа как неналогового с центром управления - ФТС России.

4. Отсутствие отдельных логических связей и цепочек в построении таможенной пошлины по элементам налога, соответственно, пропуски в блок-схеме компьютерного расчета таможенной пошлины.

5. Обязанность участников ВЭД предоставлять большое количество отчетных документов при уплате таможенных платежей.

6. Сложная система льгот и преференций при уплате таможенной пошлины.

Соответственно, для устранения выявленных проблем, предлагаются следующие решения:

1. Повышение устойчивости таможенной системы ЕАЭС неприменением иных нормативно правовых актов, помимо Таможенного кодекса и Таможенного тарифа ЕАЭС, аналогично для России - федерального закона 289-ФЗ и Постановления Правительства РФ о ставках вывозных таможенных пошлин; неприменение иных таможенных тарифов по ввозным таможенным пошлинам в странах-участницах ЕАЭС, помимо единого тарифа ЕАЭС; разработка универсальной системы льгот и преференций по таможенным пошлинам в ЕАЭС, а также защитным пошлинам; представление на сайте ФТС России всей совокупности нормативно правовых актов, определяющих таможенные пошлины в едином разделе.

2. Отражение в законодательстве стран-участниц ЕАЭС только положений, отличных от статей нормативно правовых актов ЕАЭС, в частности по вывозным таможенным пошлинам и таможенным сборам, определяемым странами-участницами ЕАЭС; дифференцирование по странам вывозных пошлин с учетом идентичных товаров в странах-участницах ЕАЭС.

3. Введение таможенной пошлины в Налоговый Кодекс РФ как налога; унификация системы наказаний при уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов, в частности пени за каждый день просрочки платежей.

4. Заполнение пробелов в описании таможенной пошлины по элементам налога с точки зрения алгоритма расчета и с учетом практики применения, в том числе на основе положений данного исследования; описание процедуры уплаты таможенной пошлины в унифицированном варианте для идентичных таможенных процедур.

5. Снижение количества отчетных документов для участников ВЭД до платежных документов и Таможенной декларации с отражением в ней процедуры расчета таможенной стоимости.

6. Адаптация условий предоставления льгот по таможенным пошлинам и налогам; разработка единой системы льгот по таможенным пошлинам для особых экономических зон.

Список литературы

1. Овсянников Ю.Н. О правовой природе таможенных пошлин и их месте в системе обязательных фискальных платежей // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-7. С. 6-9.

2. Сухарев А.Н. Фискальная функция таможенной пошлины: опыт реализации в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 19 (451). С. 30-36.

3. Мокров Г.Г. Таможенная пошлина: налоговый и неналоговый доходы бюджета // Таможенное дело. 2018. № 4. С. 7-9.

4. Levina E., Razumova Ju. Development of scientific and methodological support for the formation of customs tariff tools of import of IT technologies based on detailing // Prospects and key tendencies of science in contemporary world: Proceedings of VI International Multidisciplinary Conference. Madrid, 2021. Р. 75-80.

5. Beesley C. Globalization and corruption in post-Soviet countries: Perverse effects of economic openness // Eurasian Geography and Economics. 2015. № 56 (2). Р. 170-192.

6. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Medkov A.A., Ionicheva, V.N. Institutional and organizational features of the cross-border freight traffic in the conditions of integration among former Soviet States. Part 1 // Economy of Region. 2015. № 3. Р. 188-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Medkov A.A., Ionicheva V.N. Institutional and organizational features of the cross-border freight traffic in the conditions of integration among former Soviet States. Part 2 // Economy of Region. 2015, no. 4, pp. 249-259.

8. Bazlakunova A.T., Bazarbai U.E. The changes in the customs system with regard to the accession to the Eurasian Economic Union // Modern Science. 2018. № 6-2. Р. 14-17.

9. Пугачев А.А. Налоговая политика и таможенно-тарифное регулирование в условиях цифровой трансформации экономики // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 3 (47). С. 141-150.

10. Gafforov M., Akromaliyev O. Digitalization of customs duties // Bulletin of Science and Practice. 2021. Vol. 7, no. 4. Р. 353-356.

11. Прокопьева М.Н. Развитие электронных систем платежей в целях внедрения механизма «единого окна» в Евразийском экономическом союзе // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5 (2). С. 29-35.

12. Pak A.Y., Pak B.I. The automated decision-making support system in the field of customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union: methodological foundations // Proceedings of the International Workshop on Advances in Information Systems, Mathematical Modeling, and IT Applications in Industry: CEUR Workshop Proceedings. AISI, 2021. Р. 139-147.

13. Сальников И.А. Алгоритмизация расчета таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза физическими лицами / И.А. Сальников, В.И. Сальников // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 102-108.

14. Matveyeva O.P., Glagoleva N.N., Kupriyanov S.V., Damiao S.H.F. Substantiation of international commercial deal product price for customs purposes // Research Journal of Applied Sciences. 2014. № 9(12). Р. 1096-1099.

15. Ломакина Е.Д. Единый таможенный тариф как основа для начисления таможенных пошлин в бюджет // Теория и практика современной науки. 2018. № 3 (33). С. 252-255.

16. Спесивцева Е.С. Тарифное регулирование в России: аргументы в пользу подвижности ставок таможенных пошлин // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 9. С. 55-60.

17. Эфендиева К.Я. Теоретические основы применения вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации // Экономика и социум. 2019. № 3 (58). С. 504-507.

18. Агапова А.В. Анализ практики применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в ФТС России // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 4. С. 36-41.

19. Алексеева Е.В. Проблемы взимания таможенных платежей на современном этапе / Е.В. Алексеева, С.В. Клопов // Colloquium-journal. 2019. № 6-11 (30). С. 64-65.

20. Загоруйко Н.Г., Татарников В.В. Обнаружение ошибок и заполнение пробелов в кубах данных // Сибирский журнал индустриальной математики. 2014. Т. 17, № 2. С 50-58.

References

1. Ovsyannikov Yu.N. On the legal nature of customs duties and their place in the system of mandatory fiscal payments. Trends in the development of science and education, 2019, no. 49-7, pp. 6-9. (In Russ.)

2. Sukharev A.N. Fiscal function of customs duty: experience of implementation in Russia. Accounting in budgetary and non-profit organizations, 2018, no. 19 (451), pp. 30-36. (In Russ.)

3. Mokrov G.G. Customs duty: tax and non-tax budget revenues. Customs business, 2018, no. 4, pp. 7-9. (In Russ.)

4. Levina E., Razumova Ju. Development of scientific and methodological support for the formation of customs tariff tools of import of IT technologies based on detailing. Prospects and key tendencies of science in contemporary world: Proceedings of VI International Multidisciplinary Conference. Madrid, 2021, pp. 75-80.

5. Beesley C. Globalization and corruption in post-Soviet countries: Perverse effects of economic openness. Eurasian Geography and Economics, 2015, no. 56 (2), pp. 170-192.

6. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Medkov A.A., Ionicheva, V.N. Institutional and organizational features of the cross-border freight traffic in the conditions of integration among former Soviet States. Part 1. Economy of Region, 2015, no. 3, pp. 188-204.

7. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Medkov A.A., Ionicheva V.N. Institutional and organizational features of the cross-border freight traffic in the conditions of integration among former Soviet States. Part 2. Economy of Region, 2015, no. 4, pp. 249-259.

8. Bazlakunova A.T., Bazarbai U.E. The changes in the customs system with regard to the accession to the Eurasian Economic Union. Modern Science, 2018, no. 6-2. pp. 14-17.

9. Pugachev A.A. Tax policy and customs and tariff regulation in the context of digital transformation of the economy. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management, 2019. No. 3 (47), pp. 141-150. (In Russ.)

10. Gafforov M., Akromaliyev O. Digitalization of customs duties. Bulletin of Science and Practice, 2021. vol. 7, no. 4, pp. 353-356.

11. Prokopyeva M.N. Development of electronic payment systems for the implementation of the "single window" mechanism in the Eurasian Economic Union. Economy. Right. Innovation, 2018. no. 5 (2), pp. 29-35. (In Russ.)

12. Pak A.Y., Pak B.I. The automated decision-making support system in the field of customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union: methodological foundations. Proceedings of the International Workshop on Advances in Information Systems, Mathematical Modeling, and IT Applications in Industry : CEUR Workshop Proceedings. AISI, 2021, pp. 139-147.

13. Salnikov I.A., Salnikov V.I. Algorithmization of calculation of customs payments when goods are imported into the customs territory of the Customs Union by individuals. Scientific notes of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy, 2018, no. 2 (66), pp. 102-108. (In Russ.)

14. Matveyeva O.P., Glagoleva N.N., Kupriyanov S.V., Damiao S.H.F. Substantiation of international commercial deal product price for customs purposes. Research Journal of Applied Sciences, 2014, no. 9(12), pp. 1096-1099.

15. Lomakina E.D. Unified customs tariff as a basis for calculating customs duties to the budget. Theory and practice of modern science, 2018, no. 3 (33), pp. 252-255. (In Russ.)

16. Spesivtseva E.S. Tariff regulation in Russia: arguments in favor of the mobility of customs duty rates. State power and local self-government, 2018, no. 9, pp. 55-60. (In Russ.)

17. Efendieva K.Ya. Theoretical foundations of the application of export customs duties in the Russian Federation. Economy and society, 2019, no. 3 (58), pp. 504-507. (In Russ.)

18. Agapova A.V. Analysis of the practice of applying methods to ensure the fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes in the Federal Customs Service of Russia. Economy. Right. Innovation, 2019, no. 4, pp. 3641. (In Russ.)

19. Alekseeva E.V., Klopov S.V. Problems of collecting customs payments at the present stage. Colloquium-journal, 2019, no. 6-11 (30), pp. 64-65. (In Russ.)

20. Zagoruiko N.G., Tatarnikov V.V. Error detection and filling in gaps in data cubes. Siberian Journal of Industrial Mathematics, 2014, vol. 17, no. 2, pp. 50-58. (In Russ.)

Информация об авторе

Боброва Анна Владимировна, профессор кафедры таможенного дела, д.э.н., Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, ms.Bobrova_AV@mail.ru

Information about the author

Anna V. Bobrova, Professor of the Department of Customs Affairs, Doctor of Sciences (Economics), South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, ms.Bobrova_AV@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2022 The article was submitted 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.